Самарские судьбы

Самара - Стара Загора
Блоги
лирика,прозаНайти и обезвредить
Найти себя и обезвредить,
Прочесть все мантры на земле,
Но только б верить, только б верить
Любимым, как самим себе!

Об стену… Головой… С обрыва…
Канатоходцем – надо рвом…
Любовь, как смерть, необратима,
Как в небе гром, как в небе гром.

И мы с тобой – солдаты армий,
Ты – генерал, я – рядовой,
И каждый был сегодня ранен
Одной стрелой, одной стрелой.

Луна на небе – словно стерлядь,
Река небес над головой…
Найти тебя и обезвредить
Любимый мой, любимый мой.
"Их знали миллионы"Сегодня исполняется 200 лет со дня рождения Ивана Айвазовского


Иван Константинович Айвазовский (Ованес Константинович Гайвазовский) появился на свет в Феодосии (17) 29 июля 1817 года. Его отец был армянским коммерсантом из Крыма. Семья была небогатой.
Проза жизниПолучил альманах "Параллели"...

Получил по почте четвертый, очень красивый номер альманаха "Параллели". Отозвался на это знаменательное событие в своем блоге ЖЖ:
http://valeevmh.livejournal.com/139690.html
"Хроники самарочки"Сады с историей: в Сызранском районе выращивают яблоки, вкус которых славится на всю округу



Компания ООО «Садовод» была организована в 2005 году на базе ЗАО, унаследовавшего 30-летнюю историю выращивания яблок в хозяйстве Сызранского района.

Однако в 90-х годах сады пришли в упадок и совсем бы превратились в заросли, если бы в результате проведенной реорганизации не было создано ООО «Садовод».

«Мы используем уникальное месторасположение садов и применяем современные технологии. Это позволяет нам получать довольно высокий урожай яблок», - рассказывает директор ООО «Садовод» С.Г. Богомолов.
"Их знали миллионы"Умер создатель Диснейленда Марти Склар


Сооснователь серии развлекательных парков компании Disney Марти Склар скончался в США на 84-м году жизни. Об этом сообщил журнал The Hollywood Reporter.
ПрозаЦветная книга лета


----------------------«Цветная книга лета»-----------------------

Лето – долгожданная пора!
Преображается мир во всей своей красоте, природа оживает и дарит нам неповторимые, солнечные дни…

«…Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.»

(«Июль». Борис Леонидович Пастернак)


26 Июля в Центральном районе в тольяттинском подразделении Самарской областной библиотеки для слепых, которое находится на ул. Мира 41, прошла интереснейшая программа под названием «Цветная книга лета», подготовленная Светланой Евгеньевной Плотниковой, заведующей библиотекой.

На встречу были приглашены литераторы Российского союза писателей Владимир Иванов и Роман Полуэктов, а так же актрисса театра и кино Людмила Александрова.
Фоновая аудиозапись птичьих трелей и прекрасный букет полевых цветов поддерживали летнюю тематику программы и создавали особенную атмосферу.

Открыла программу Светлана Евгеньевна Плотникова. Она рассказала о достопримечательностях природы Самарской области, о животном и растительном мире, занесенном в Красную книгу, провела эко-викторину "Загадки природы. Победители получили сладкие призы.

Читатели могли ознакомиться со специально подобранной коллекцией книг о Жигулях и Самарской Луке.

Подошло время музыкального выступления: комната вспыхнула разноцветьем светомузыки и мы услышали много песен про лето, игру на музыкальном инструменте в исполнении актриссы Людмилы Александровой.

Поэты внесли неповторимые летние краски в своих стихах.

Владимир Иванов познакомил слушателей со многими своими стихами, в том числе со своей прекрасной работой «Ночь на Ивана Купала», которое перенесло слушателей в прекрасный мир, а также со стихотворением «Лето…» из трёх частей.

-----------------1---------------
«Лето спрятано в рассвете.
Лишь приметы, лишь подсказки,
Лишь намёки, что о лете
С давних пор давали сказки.

Что избавит от волнений,
С кем и где оно ночует?
Может мудрость поколений,
Что из уст в уста кочует.

Рыбаки поведать могут,
Что полночи снасть латали.
Или парочка из стога.
Что навряд ли ночью спали …

Есть свидетелей не мало,
Но зачем нам знать об этом.
Вот уже и солнце встало!
Насладимся лучше летом».
( «Лето...»
Автор: Иванов Владимир Иванович»).


Роман Полуэктов поделился своими работами, в том числе о жемчужине нашего края, о Самарской Луке:

«Сегодня слушал волны, смотрел в речной простор,
И перед взором дивное предстало:
Громады летних туч, встающих из-за гор,
И Солнце золотом их освещало!

Волшебный край, наш Парк уединенный
Грядою гор раскинулся вдали;
Он первозданностью своею неизменной
Являет древний образ нетронутой земли.

Самарская Лука - пристанище мечтаний,
Тот край, где времени как будто нет;
Хранит беседы наши, часы свиданий:
Ночной костёр на берегу и лунный свет...
Июнь 2017


Читатель библиотеки Тамара Трофимовна Тихонова прочитала замечательное стихотворение Эдуарда Асадова «О радости»:

«Дорожите счастьем, дорожите!
Замечайте, радуйтесь, берите
Радуги, рассветы, звезды глаз -
Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово -
Радуйтесь. Не требуйте второго.
Не гоните время. Ни к чему.
Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?
Все ли в мире может повториться?
Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…
Разве будет это тыщу раз!

На бульваре освещают вечер
Тополей пылающие свечи.
Радуйтесь, не портите ничем
Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из поднебесной пушки.
Дождик, дождь! На лужицах веснушки!
Крутит, пляшет, бьет по мостовой
Крупный дождь, в орех величиной!

Если это чудо пропустить,
Как тогда уж и на свете жить?!
Все, что мимо сердца пролетело,
Ни за что потом не возвратить!

Хворь и ссоры временно отставьте,
Вы их все для старости оставьте
Постарайтесь, чтобы хоть сейчас
Эта «прелесть» миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.
Вы им, желчным скептикам, не верьте -
Радости ни дома, ни в пути
Злым глазам, хоть лопнуть, - не найти!

А для очень, очень добрых глаз
Нет ни склок, ни зависти, ни муки.
Радость к вам сама протянет руки,
Если сердце светлое у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,
Разглядеть в ручьях разливы рек!
Кто умеет в буднях быть счастливым,
Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,
Краски леса и ветра событий,
Звезды, птицы, реки и цветы:
Дорожите счастьем, дорожите!»

Слова читателя Зинаиды Андреевны Жуковень прозвучали как награда для выступающих: «Выступление гостей раскрыло в нас самое сокровенное».

В завершение мероприятия Елена Кабилова сфотографировала нас всех на память, она же вела фотосъёмку.

Выражаем благодарность прекрасному человеку, труженику своего дела, заведующей библиотекой Светлане Евгеньевне Плотниковой за эту тёплую встречу, всем пришедшим читателям за внимание, а выступающим – за стихи и песни.
Надеемся, что для литераторов Российского союза писателей эта встреча будет началом дружбы с читателями этой библиотеки.

Июль 2017.


© Copyright: Полуэктов Роман Александрович, 2017
Свидетельство о публикации №217072801674
"Их знали миллионы"Сегодня исполняется 115 лет со дня рождения Карла Поппера


Сэр Карл Рэймонд Поппер стоит в ряду наиболее влиятельных философов науки 20 столетия. Его концепция о соперничающих теориях сравнима с «дарвинистской теорией эволюции, когда в ходе селекции» выбирается наиболее приспособленный представитель рода.
"Их знали миллионы"Как сто лет назад Марсель Дюшан создал современное искусство


Марсель Дюшан с юности увлекался живописью: он начал рисовать в 14 лет, писал портреты, подражая Сезанну и Матиссу, но, уловив дух времени, ушел в радикальный авангард. В 1912 году он написал картину "Обнаженная, спускающаяся по лестнице" и отправил ее на выставку Общества независимых художников. Но ему отказали, сославшись на то, что картина недостаточно кубистская. В ответ Дюшан демонстративно порвал с живописью, хотя искусство не бросил.

Самое свое известное произведение Марсель Дюшан создал через пять лет, в 1917 году. Это был обычный белый фаянсовый писсуар, который он купил в магазине сантехники в Нью-Йорке. Единственное, что изменил художник, — это поставил на нем подпись: R. Mutt 1917.

Писсуар, которому он дал название "Фонтан", Дюшан анонимно отправил на выставку американского Общества независимых художников. Жюри, среди членов которого был и сам художник, ему отказало, заявив, что это не искусство. Но о "Фонтане" узнали: о нем спорили, его прославляли или ненавидели. Некоторые зрители даже видели в очертаниях писсуара силуэты Мадонны или Будды. "Я швырнул им в лицо писсуар, а они восхищаются его эстетическим совершенством", — сказал спустя много лет художник.

"Фонтан" — это реди-мейд, жанр, который был создан Дюшаном. Художник доказал: чтобы придумать нечто новое, необязательно его создавать — все, что может стать произведением искусства, уже есть в окружающем мире. То есть реди-мейды — это уже готовые объекты, которые из привычной среды обитания переносятся в новый контекст. В то же время теряется уникальность произведения: объект можно повторить десятки раз ("Фонтан", например, имеет восемь копий). Это стало революцией в искусстве.

После Дюшана красота и эстетическая ценность окончательно потеряли актуальность. Важна стала идея. Искусство превратилось в жест. Спустя десятилетия — в 1960-х — эти постулаты взяли за основу художники-концептуалисты. Например, классический образец — это композиция "Один и три стула", созданная в 1965 году Джозефом Кошутом. Она включает в себя стул, его фотографию и описание из словаря.

В 1969 году в эссе "Искусство после философии" Кошут пишет: "Все искусство (после Дюшана) — концептуально по своей природе, потому что искусство вообще существует только концептуально". Он также добавляет, что "ценность" тех или иных художников — опять же, после Дюшана — может определяться только "в соответствии с тем, насколько они вопрошали о природе искусства, "что они добавили к концепции искусства" такого, чего не было, прежде чем они начали работу".

Дюшан работал с реди-мейдами всю жизнь. До "Фонтана" он "создал" сушилку для бутылок и велосипедное колесо, дал им настоящие имена и выставил у себя в студии. Среди других его известных произведений — сарайная дверь, в которой проделаны две дырки для глаз. Если в них заглянуть, то можно увидеть обнаженную женщину на траве, которая повернута к зрителю интимными частями тела. Искусствоведы считают, что это отсылка к картине "Происхождение мира", написанной Густавом Курье в 1866 году.

Еще одно произведение Дюшана — картина L.H.O.O.Q., на которой он пририсовал усы и бороду на портрете Джоконды Леонардо да Винчи. В 2010 году одна из ее копий (а всего их было около 40) была продана на аукционе "Кристис" за полмиллиона долларов. Вице-президент торгового дома Бретт Горви тогда сказал, что это "одна из величайших икон XX столетия", но в то же время шутка, которая "обозначила направление будущим мастерам поп-арта Уорхолу, Лихтенштейну и Принсу. "Все они шли за Дюшаном", — подытожил он.

Влияние Дюшана на искусство ощущается до сих пор: многие явления выросли из его идей. Например, благодаря ему понятия "живописец" и "художник" перестали быть синонимами. Последнему теперь не нужно обладать набором знаний или умений для того, чтобы создавать искусство. Итальянский художник-концептуалист Пьер Мандзони в 1961 году разместил в консервных банках собственные фекалии и написал на них "Дерьмо художника" на четырех языках. Эти банки сейчас выставляются в музеях по всему миру.

А в апреле этого года — к столетию "Фонтана" — в нью-йоркской галерее Francis M. Naumann Fine Art открылась целая выставка, посвященная писсуару. Десятки современных художников создали свои версии работы. Рэй Белднер, например, сложил писсуар из долларовых купюр, а Кейтлин Жилье превратила его в икону.



https://news.rambler.ru/lifestyle/37509452/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
Памяти "Немца"...Это был твой выбор.
Уходи! Я тебя не звалА.
Нет дороги тебе в моё сердце.
Я,когда-то,тебя ждалА -
не пришёл.Не дал мне согреться.

Уходи! Я тебя не впущу!
Так предсказано нам с тобою.
О тебе совсем не грущу,
хоть когда-то болело-не скрою.

Уходи! Позабудь обо мне.
Не нужны мне с тобою встречи.
Лучше буду жить в тишине,
чем искать тебя каждый вечер.

Уходи! Нет дороги назад.
И стучать будешь-я не открою.
Мне не нужен твой тёплый взгляд.
Перестал для меня быть героем.

Уходи! Я тебя не впущу.
Не болит о тебе больше сердце.
Может изредка погрущу,
оттого,что не дал согреться...

Ледяною оставил глыбой...

Уходи!!!
Это был ТВОЙ выбор!!!
О чём угодноОтзовитесь!
Уважаемые коллеги по сайту! Продолжается конкурс "Герои Великой Победы" Я принимал в нём участие со стихотворением "Неизвестный солдат" На Самсуде с ним я когда-то стал обладателем диплома. На этом конкурсе я попал в лонг лист, но попасть в шорт духу не хватило. Стихо Галины Червовой меня обскакало - оно в шорте. Отзовитесь, кто принимал участие. Кто продолжает бороться. Это очень интересно.
"Эхо старых следов"Крещение Руси - часть "Военной истории России"
В нашей с Ильгизяром Даутовым песне "Военная история России" Крещение Руси, которое отмечается 28 июля, - важный эпизод. Как и звон колоколов, который сопровождает всю историю России.
лирика,прозаИЮЛЬ. УТРО.
Какое счастье, слыша петуха,
Проснуться в ослепительном июле!
Чтоб свежий ветерок – большой нахал –
Верхом катался на тончайшем тюле.

Сквозь веки ощущать тепло луча,
Скользнувшего сквозь форточку воришкой,
И в паутине этих летних чар
Запутаться, и быть ленивым слишком,

Чтоб приоткрыть один хотя бы глаз
И потянуться, чувствуя истому,
И знать, что в этот ранний летний час,
Июль и время точно невесомы!

Что думать о серьёзном – нет причин
И волноваться о насущном хлебе,
Когда петух без устали кричит,
Когда июль смеётся в чистом небе!
"Хроники самарочки"VI Всемирный фестиваль молодёжи
28 июля 1957 года - в этот день под лозунгом "Мир и дружба"открылся VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Юноши и девушки пяти частей света собрались на фестиваль, чтобы сказать "нет" войне.





"В рамках фестиваля состоялся конкурс любительских джазовых коллективов страны, лучшим из которых был признан оркестр Центрального дома работников искусств под руководством Юрия Саульского. В том смотре участвовал и эстрадный коллектив клуба имени Революции 1905 года из Куйбышева.
"Их знали миллионы"Умерла татарская певица Хания Фархи


Скончалась народная артистка Татарстана и Башкортостана Хания Фархи. Об этом в четверг, 27 июля, сообщила в Instagram певица Гузель Уразова.
Проза жизниБраво, Макарские!
Позавчера мы со Светланой наслаждались замечательной работой двух прекрасных ребят уже много лет радующих зрителей своим искусством. Это киноактер, певец Антон Макарский и его жена, певица Виктория.

В особом представлении они не нуждаются. Но все же напомню. Антону 41 год, он родом из Пензы. Дед Антона, его родители — артисты, это предопределило его призвание и выбор профессии. Уже в восемь лет проявились его артистические способности. После школы Антон поступил в Московский театральный институт имени Щукина.

Закончив обучение актерскому и певческому мастерству, Макарский поступает работать в театр у Никитских ворот. И почти сразу подошло время службы в армии. Его таланты проявились и здесь и Антона переводят в Академический ансамбль, где он и прослужил все два года. После армии, благодаря вокальным способностям и мягкому тенору, Антона приняли в мюзикл «Метро». А настоящим его прорывом к известности и славе стал мюзикл «Нотр-Дам де Пари». Во время одного из кастингов на очередной мюзикл актер знакомится с будущей супругой Викторией Морозовой, талантливой певицей. В 2003-м году у Макарского выходит первый сольный альбом, который подхватил и закрепил успех мюзиклов.

После этого Антон много снимался в сериалах, помните их: «Дыши со мной», «Часы любви», «Когда цветет сирень», а всего в его фильмотеке более 40 кинолент с его участием. Особенно полюбилась зрителям «Бедная Настя», после которой актер стал настоящим кумиром для тысяч молодых поклонниц, но — он ни шаг не отступил от своей любимой жены, с которой живет вот уже более 17 лет. Они растят двоих детей, дочь и сынишку. Виктория Морозова стала неизменной спутницей Антона, они иногда выступают вместе, как вот в этот приезд в Красноярск.

Кстати, эту гастроль Макарские совместили с участием Антона в съемках очередного кинофильма — «Любовь с доставкой на дом», причем лента делается красноярским кинорежиссером Яной Романенко! Цитирую одно из красноярских СМИ: «Антон очень помог нам в прошлом проекте — мелодраме „Нелюбовь“, когда бесплатно снялся у нас в фильме, прилетев в Березовку из Израиля, — рассказывает Яна Романенко. — Поскольку мы поддерживаем с ним дружеские отношения, то в одном из телефонных разговоров я рассказала, что мы этим летом решили поставить в Красноярске технический эксперимент: объединить две наши команды, красноярскую и московскую, на съемках романтической комедии. Антон, узнав, что я ищу актера на главную роль, сам предложил, к моему восторгу, свою помощь».
Фильм снимают красноярская кинокомпания «Атмосфера» и московской («Форс-групп»). Места съемок — Красноярск, поселок Березовка и деревня Лопатино.

Однако что-то я увлекся. Тем более, что уже и огромный концертный зал Гранд-холла Красноярского Международного выставочного центра, где и должно происходить действо, забит почти до отказа и зрители нетерпеливыми и пока недружными хлопками вызывают что-то припозднившихся артистов. Наконец на сцене первым появляется ударник и грохот и лязгом своих инструментов приветствует публику, а следом выходит сам Антон Макарский, ладный такой, улыбающийся. Он извинился за задержку начала концерта и объяснил, что сам-то он в Красноярске находится несколько дней, на съемках фильма о котором я уже рассказал выше, а Виктория только что с самолета.

Мы им простили эту небольшую, 15-минутную задержку, за что и были затем вознаграждены. Концерт Макарских длился более двух часов, без антракта, и мы не заметили, как пролетели эти часы. Антон Ивитория были просто неподражаемы. Они то вместе, то поодиночке спели для нас много песен, написанных замечательными музыкантами Сергеем Трофимовым, Ириной Дубцовой, Игорем Корнелюком, Максимом Дунаевским, Муратом Насыровым, из некоторых мюзиклов, как, например, арию «BELLE» из мюзикла «Notre Dame de Paris», в котором играл и пел Антон.

Сольные номера органически дополнялись очень естественным, непринужденным и порой очень остроумным общением артистов со зрительным залом, и которого на сцену то и дело несли не только цветы, но и какие-то подарки. Очень подвижный Антон то и дело сходил или даже сбегал со сцены вниз, к благодарным зрителям, брал у них телефоны или фотоаппараты и делал с ними фотосессии, при этом зачастую не прекращая петь — а пели Макарские, я забыл об этом упомянуть, что называется, в живую, а не под фонограмму, как это делают иные зазвездившиеся артисты.

В общем, мы не пожалели ни времени, ни денег, потраченных на этот отличный концерт. Браво, Антон и Виктория Макарские, вы настоящие артисты, полностью отдающие себя искусству, и зрители за это вам очень благодарны!

Кусочек концерта, записанный Светланой на телефон:
https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=1379452638811327&id=100002398117650&comment_id=1379676965455561

На снимках:
в молодом парке у "Гранд-Холла" выставочного центра "Сибирь". где и состоялся концерт:


В холле, перед концертом: вокруг одни женщины. Любят они красавца Макарского. А я люблю жену, вот и пошел с ней на этот концерт. И не пожалел!


На концерте:


Антон раздает автографы:
За чашкой чаяМожно ли решить проблему "отцов" и "детей"?
«Родители меня не понимают!» «Быстрей бы стать взрослым!» Высказывания такого рода можно часто услышать от подростков, потому что конфликтные ситуации между представителями разных поколений в семье – явление заурядное сегодня, как сто и двести лет назад. Ещё Сократ в 5 веке до н.э. подметил, что нынешняя молодежь любит только роскошь, ее отличительная черта – дурные манеры, она презирает авторитеты и охотно спорит с родителями. Кажется, что он жил среди нас.
Но, пообщавшись со многими молодыми людьми, понимаешь, что такая проблема есть не в каждой семье: в некоторых о ней только из книжек знают. А другие доказывают, что это вовсе не проблема, а естественный процесс развития и существования общественных отношений на протяжении всей истории человечества. Попробуем разобраться.
Некоторые психологи считают, что главная причина размолвок взрослых и детей – это конфликт интересов. Родители беспокоятся о ребенке, и, естественно, пытаются оградить его от неприятностей. Запрещают гулять поздними вечерами с неизвестной компанией, заставляют ходить в школу и заниматься учебой, постоянно дают какие-то нравоучения. Но ребенок не понимает этого, потому что ему постоянно требуется новое. А родители не только этого нового не дают, но и пытаются оградить. Ребенку неважно, из каких побуждений это делается. В результате обе стороны испытывает внутренний дискомфорт в общении.
На мой вопрос о подобной проблеме в семье один мой знакомый сказал: «А у меня её не было! Родители меня любили и понимали». Как всё может быть просто, оказывается!
Размышляя над решением вопроса, набрела в интернете на статью Юрия Карабулака, которая содержит, на мой взгляд, весьма простые и действенные советы. «Только диалог на равных способен решить проблему разногласий. Для этого «отцы» должны стараться не отставать от детей, не зацикливаться на ранее достигнутом. Ну и конечно, быть примером в семье». «Чтобы было взаимопонимание, чтобы не возникало отчуждения, главным условием в первую очередь является требование – не отдаляйтесь от детей, прикрываясь работой, проблемами выживания!» «Основой основ является в первую очередь духовное воспитание. Какое семя посадишь в душу ребёнка, такое и взойдёт». «Для того, чтобы найти общий язык с молодежью, нужно выйти из рядов «старой гвардии», откинуть в сторону стереотипы. Понимание – вот залог успеха. Именно оно способно расположить к себе. А для того, чтоб понять другого, необходимо поставить себя на его место». «Дипломатичный стиль общения, вежливость, умение слушать всегда помогают найти общий язык, а вот грубость и высокомерие умудренного опытом человека отталкивают надолго. Похвала должна быть в порядке вещей. И еще следует поискать общие интересы. Они всегда есть, было бы желание таковые обнаружить. Ну и самое главное – желание стать другом». «Что же касается «полезных советов», которые так любят давать старшие, то их следует давать именно как советы, а не как обязательные установки или руководства к действию. И не стоит забывать, что молодые люди тоже имеют свои особенности, вкусы, индивидуальность, и развивать их – только на пользу».
Оказывается, проблема разрешима. Надо только уделить ей внимание, проявить терпение, применить всю свою человеческую мудрость. Но результат того стоит! Ведь речь идёт о наших детях. А разве не они наполняют смыслом нашу жизнь?
Памяти "Немца"...Научи меня
Научи меня жить...
Я в свои шестьдесят не умею.
Я всё та же девчонка-
доверчива и проста.
И как в юности-
снова от доброго слова хмелею.
Сочиняю любовь
и внутри у меня-нагота.
Оголённые нервы
на всё отзываются слишком-
на обиды и боли,
и на обещание любви...
Научи меня ЖИТЬ,
мой молоденький,глупый мальчишка!
Научи меня жить,
не давая мне спать до зари...
"Хроники самарочки"Особняк Серебренниковой
В начале и середине XIX века архитектура классицизма начинает уступать место стилю, который будет доминировать в России на протяжении нескольких десятилетий и известен как эклектика, или историзм.

В этот период используются элементы различных исторических стилей, которые выделяются в отдельные направления, — неоготика, псевдорусский, неовизантийский и неомавританский стили, необарокко и неорококо.

Об одном из таких зданий в Самаре мы сегодня и расскажем.






Второй год продолжается совместный историко-культурный, просветительский проект «Самарской газеты», департамента градостроительства Самары, регионального управления Государственной охраны объектов культурного наследия и Центрального государственного архива Самарской области.


«Самарская газета» рассказывает о масштабном ремонте, реставрации старосамарских зданий, а вместе с этим и об их истории.
Зазеркалье душиКара
Сотнями, тысячами антенн
Многоэтажки прорвали небо –
Город испуганно, дико, немо
Сгорбился, съёжился до колен.

Город осел, предвкушая боль,
И на бетонно-сухую спину
Кнут беспощадного ливня хлынул –
Плеть со щелчками в сто тысяч вольт.

Город, щитами скрипя, терпел.
В остекленевших глазах-витринах –
Взгляд неподвижный: как раб невинный,
Принявший горестный свой удел.

Город, захлёбываясь, глотал
Гнева обрушенного потоки –
Боги, как люди порой жестоки –
С неба сорвался девятый вал.

Город-невольник надломит горб,
Но о пощаде молить не будет:
Город – подвластный богам и людям –
Тих, одинок и безмерно горд.
"Их знали миллионы"Умер режиссер Александр Столяров



Режиссер, сценарист, писатель Александр Столяров умер на 58-м году жизни в Москве. Об этом сообщается на сайте Союза кинематографистов России.

"Он ушел, можно сказать, на взлете, многое из задуманного не успев осуществить, но и сделав – многое. И это останется в памяти о нем", – говорится в некрологе.
За чашкой чаяПоговорим о самовоспитании
Часто приходится слышать из уст людей оправдания своим или чужим недостойным поступкам. Появились вредные привычки – испорченное общество виновато. Подсели на сериалы в ущерб урокам и домашним делам – зачем же тогда их показывают? Не умеем ладить с людьми – родители не научили, всё время работали, мало внимания уделяли. Люди всегда находят оправдание своему бездействию или слабоволию, но никогда не ищут причин и стимула для действий и движения вперёд.
Кто знаком с тургеневским Базаровым, наверняка помнит его знаменитую фразу: «Всяк человек сам себя воспитать должен». Думаю, не стоит доказывать, что применима она ко всем временам и возрастам.
Ещё ребёнком в общении с детьми и взрослыми мы нарабатываем свой первый опыт взаимодействия. Изучаем людей, испытываем свои первые симпатии и антипатии. На кого-то пытаемся походить, кому-то подражать. На определённом этапе своего взросления даже пытаемся анализировать воспитательные приёмы собственных родителей. А потому к моменту совершеннолетия уже каждый подросток примерно представляет, каким он хочет быть.
Мы видим, с какими сверстниками нам интересней, а с какими полезней проводить время. Мы знаем свои слабые места, имеем представление, как справляться с недостатками. Что ж, вперёд, к совершенству!
Но нет. Далеко не каждый стремится анализировать свои и чужие слова и поступки, любит рассуждать над прочитанными произведениями.
Если вчитаться в биографии великих людей, то почти в каждой можно найти примеры неутомимой работы над собой. Может, потому они и стали великими?
Возьмём жизнь великого классика русской литературы А. П. Чехова. В одном из писем своей супруге О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»
Когда раздумываешь над судьбой Антона Павловича Чехова, «мальчика» в провинциальной бакалейной лавчонке, гимназиста-репетитора из обнищавшей мещанской семьи, студента-медика и одновременно поставщика увеселительного чтива для обывательских юмористических журнальчиков, ставшего великим мировым писателем, то поражаешься его внутренней силе, не ослабевавшей воле. Повседневная работа с собственными несовершенствами, неистовый и кропотливый труд и сделали из талантливого человека Мастера.
Известно, что Л. Н. Толстой в юношеском возрасте вёл дневник, отмечал в нем свои недостатки, составлял планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывал ход работы над собой, анализировал ошибки; намечал новые, общие и частные планы самовоспитания. В 80-е годы 19 века он писал: «Со мной сделался переворот, который давно готовился во мне и задатки которого всегда были во мне. Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но потеряла всякий смысл". Необходимо, утверждал Толстой, "отрекаться от всех утех жизни, трудиться, смиряться и быть милостивым". Учение о нравственном самоусовершенствовании писатель стал рассматривать как действенное средство в борьбе с общественной несправедливостью.
Великий русский путешественник В. К. Арсеньев для развития воли рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей: 1. Одно сегодня лучше ста завтра. 2. Промедление смерти подобно. 3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам. 4. Или работай, или умри. 5. Приводи в исполнение свои решения немедленно. 6. Не расточай сил на бесцельные колебания. 7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми. 8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение. 9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца. 10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра. 11. Не держись устава яко слепой стены. 12. Имей уважение к себе. 13. Привыкай к тщательности и точности. 14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.
Интересны нормы поведения, которым следовал в работе над собой великий русский педагог К. Д. Ушинский: 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере — внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность в действиях. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.
Примеров самовоспитания в жизни великих людей можно приводить множество. Важно сделать правильный вывод: постоянная работа над собой, борьба с собственными недостатками – залог успеха в любом деле и успешности вообще, основа мира в собственной душе, компромисса с совестью.
А каких жизненных принципов придерживаетесь вы? Какие методы самовоспитания используете и считаете наиболее действенными? Какие советы можете дать человеку, вставшему на путь самосовершенствования? Делитесь своим опытом, помогайте друг другу становиться чище, глубже и выше!
Памяти "Немца"...Голову на плаху...
Я одену платье белое,
натяну рубаху.
Преклоню колени круглые-
голову на плаху...

Вы простите,люди добрые,
что жила "не так".
Может я кого обидела,
а это не пустяк...

Может чьё-то счастье личное
мимоходом забрала.
Может не блюла приличия-
это не со зла...

Не хотела никому
причинять я горя.
Если это и пришло-
не по моей воле...

Одиночество вдвоём
подкосило силы.
Как счастливой в жизни быть
я совсем забыла...

Знаю,тяжело судить-
я не осуждала.
Как могла старалась жить.
Каюсь,-я устала...

Может время подошло
подводить итоги?
Если в чём-то я грешна,
простите,ради Бога!

Потому сложила я
голову на плаху.
И под платьем у меня-
белая рубаха...
ЗинаидаЗелёная еловая веточка (полный текст конкурсного рассказа)
Мои родители – простые крестьяне. Работали в колхозе. Жили они в Весёловском районе, в хуторе Свобода, на берегу реки Маныч. До революции он назывался Платовкой. По воспоминаниям старожилов, в этих заповедных манычских плавнях были охотничьи угодья самого атамана Платова. Ещё говорили, что эти места были сказочно красивы, а хутор утопал в тенистых садах и роскошных палисадниках. Улицы были ровные, широкие, а на них стояли высокие казачьи курени с голубыми ставнями и резными, как кружево, наличниками, выкрашенными в белый цвет.
Но в годы репрессий большая часть казаков была раскулачена и выслана вместе с их семьями, а их курени были перевезены в районный центр. Так в хуторе появилось много пустырей.
Перед войной жизнь здесь стала понемногу налаживаться. По рассказам стариков, хуторяне по воскресным дням часто собирались на бывшей церковной площади. Это был центр хутора. Здесь располагались школа-семилетка, сельский совет, колхозное правление, медпункт, почта, библиотека и клуб, приспособленный на развалинах церкви. Здесь же на столбе висел репродуктор. Хуторяне собирались послушать радио, поделиться хуторскими новостями, обсудить дела.
Мои родители тоже ходили на эту площадь и иногда брали нас с собой. Вот там-то хуторяне и мои родители и узнали эту страшную весть, что началась война. Почти все мужчины хутора по первой мобилизации были взяты на фронт и мой отец – тоже. К этому времени ему было около тридцати лет, а маме – около двадцати девяти. Мама рассказывала, что отец очень любил нас, детей. Уходя на фронт, просил её сберечь нас. Она ему обещала и выполнила его просьбу.

Я не могу объяснить, почему, но мне кажется, что помню день проводов папы на фронт. Мне тогда было около двух лет. Может, впечатление это сложилось у меня из многократных рассказов старших. Но один момент я помню точно. Мы провожали отца всей семьёй. Он нёс меня на руках. Мне на его руках было очень уютно и надёжно. Шли мы по узкой дорожке заброшенного сада. Вдруг папа остановился, опустил меня на полянку зелёного спорыша, а сам полуприлёг около меня и говорит: «Дочечка, Зиночка, дай пузочку поцеловать». Я охотно приподняла платьице, папа, щекоча, целовал меня в пузочку, забавно пырхая губами, а я весело заливалась смехом. Память об этой минуте осталась у меня на всю жизнь.
Проводили отца на войну, и в доме поселилась пустая тишина. Мы, дети, притихли и как-то в одночасье повзрослели. Уже не шумели, не озоровали, как прежде, и не заводили весёлых игр.
Со дня проводов от отца долго не было писем. Мама и бабушка волновались. Думали, что он погиб. Это волнение передавалось и нам. Мы понимали, что с папой что-то неладно.
В хуторе немцев пока не было. Мама по-прежнему работала в колхозе. Скот отправляли вглубь страны, увозили запасы продовольствия, оставляя прожиточный минимум, пряча его от немцев.
Их часто брали укреплять передовую линию. Они копали траншеи и ставили противотанковые заграждения. В эту пору было очень тяжело как бойцам на фронте, так и женщинам в тылу. На их плечи и плечи стариков и подростков лёг непосильный труд, но никто не жаловался.
С фронта стали приходить похоронки. То и дело слышались горькие причитания то в одном, то в другом дворе. А фронт всё ближе и ближе подкатывался к хутору. Всё отчётливей и отчётливей слышалась канонада, да особенно по вечерам и ночам виднелось зарево. Это горели ближние города и станицы да хутора.

А от папы всё ещё не было известий, но мама и бабушка не теряли надежду и продолжали ждать. И вот наконец-то почтальон принёс от папы письмо. С замиранием сердца мама раскрыла конверт, а в нём кроме письма лежала ещё маленькая зелёная еловая веточка. Мама с удивлением и большой радостью воскликнула: «Мамаша! Деточки! Посмотрите, какой привет нам прислал отец!» Письмо вслух читал старший брат Саша. Мы видели, как светлели лица у мамы и бабушки, как радостно загорелись у них глаза, а слёзы катились по их щекам. Но это были слёзы радости. Эта радость передалась и нам, мы с сестрой Валей радостно прыгали и хлопали в ладоши.
Папа писал, что по дороге к месту назначения их поезд разбомбило. Они оказались в окружении у немцев. Пробивались к своим долго, с тяжкими боями и большими потерями. Шли брянскими лесами. Вот оттуда эта маленькая еловая веточка. Она стала для мамы символом веры и любви, терпения и твёрдости духа.
Зелёную еловую веточку мама завела в рамочку под стекло и повесила на стену. Эта веточка в годы войны помогла ей преодолеть невероятные трудности и удары судьбы, которые сыпались на неё один за другим, помогала жить и бороться за жизнь своих детей.

После выхода из окружения отец воевал ещё до 30 сентября 1943 года. Служил в гвардии, был пулемётчиком, как писал сыну Саше – первым наводчиком.
Погиб отец в деревне Жуковка Смоленской области. В похоронке сообщалось, что погиб он смертью храбрых, в последнем бою уничтожил много фашистов и представлен к награде. Но награду мы не получили, а очень ждали. Было нам, детям, очень обидно: ведь отец провоевал два года и девять месяцев и не где-нибудь, а на подступах к Москве.
Мама осталась вдовой в тридцать один год, с тремя малолетними детьми.

День получения похоронки я очень хорошо помню. Мне тогда уже было около четырёх лет. Почтальон принёс её к вечеру. Сидела я на огромном сером камне, который лежал у нас во дворе, около летней кухни. Косые, низкие лучи солнца падали на него, и он сверкал разноцветными огоньками. Я была занята рассматриванием этих огоньков. Вдруг слышу, во дворе бабушкины причитания и плач старшей сестры Вали. Перевожу взгляд на маму и вижу, она стоит молча, как вкопанная, прижав руки к груди. Потом вдруг, охнув, повалилась на землю, как будто её кто-то невзначай подкосил.
Бабушка увела маму в хату и уложила в постель. После этого мама долго болела, отказывалась от пищи и ни с кем не разговаривала. Вначале я не понимала, что случилось, а плакала вместе с сестрой, потому что мне было очень страшно. Позже поняла причину причитаний бабушки и затяжной болезни мамы. Однажды ночью мы с сестрой Валей услышали разговор бабушки с мамой. Бабушка говорила ей: «Прасковья, откуда может прийти Стеша? С того света ещё никто не приходил. Ты лучше твори молитву и осеняй себя крестом. Тебе жить надо, у тебя трое деток. Ты должна перебороть себя ради них. А к тебе приходил не Стеша, а дьявол. Давай, я тебя окроплю святой водой да почитаю молитвы».
С той ночи бабушка не оставляла маму одну по ночам. Мама потихоньку начала поправляться. Однажды она встала с постели, собрала нас к себе, обняла и тихо, но твёрдо сказала: «Всё, детки, будем жить».

После гибели папы война шла ещё год и семь месяцев. Мы пережили фашистскую оккупацию и освобождение от них. Через наш хутор проходила линия фронта на Сталинград. По воспоминаниям мамы, здесь шли тяжёлые бои. Хутор несколько раз переходил из рук в руки. Во время боёв день превращался в ночь, а вода в озере была красной от крови. Когда части наших войск находились в хуторе, в нашей хате располагался штаб. Поэтому наш двор часто бомбили. Вначале пролетала рама. Так называли самолёт-разведчик. А потом налетали бомбардировщики и одна за другой бомбы ложились вокруг нашего двора. Даже одна упала в огород, но в хату ни разу не попали. Только все стёкла из оконных рам повылетали.
Бабушка во время бомбёжек никогда не пряталась в окоп, а ходила по двору и читала молитвы, особенно она верила в силу одной молитвы, это «Живые помощи». Она была твёрдо уверена, что эта молитва спасла наш двор.
Во время затишья военные часто брали меня к себе. Просили рассказать им стишок или спеть песенку. Я охотно выполняла их просьбы. Они меня баловали, часто угощали чем-нибудь вкусненьким, давали кусочки сахару, шоколад. Я принимала угощения, благодарила, а уходя, говорила: «Дайте и моей Вальке!» Военные дружно смеялись, подхватывали на руки и, передавая друг другу, говорили: «На, неси и своей Вальке!»
Когда немцы занимали наш хутор (это из воспоминаний моей сестры Вали), были такие бравые, влетали в хутор на мотоциклах. У них пехота была моторизированная. Вели себя нагло, постреляли всех кур и гусей в хуторе. Охотясь за ними, громко хохотали. Резали свиней, забирали молоко, яйца. А вот когда отступали, то на морозе у них под носами висели сосульки, а на себя напяливали всё, что могли, куда и подевалась их бравость.
А когда начинала «говорить» наша «Катюша» (это уже пишу со слов моей мамы), они панически её боялись, кричали и уносили ноги кто быстрей.
В моём детском сознании остались звуки и картинки войны. Это проявлялось в моих детских снах. Уже закончилась война, а огненное небо со светящимися сполохами на нём и разноцветными письменами снилось ещё много, много лет.

Я хорошо помню тот день, когда закончилась война. Мне уже тогда шёл шестой год. В этот день гремела музыка на весь хутор. Все бежали на площадь, целовались, пели, плясали, плакали. Все эти бурные чувства слились в одно огромное чувство – в чувство ликования. Мама и бабушка тоже радовались вместе со всеми, а вернувшись домой, горько-горько плакали. Помню, всей семьёй мы сели за стол. На столе стояла фотография папы, в рамочке – его еловая веточка и зажжённая свеча рядом. За столом сидели мы долго, до поздней ночи вспоминали папу таким, каким запомнили его. Вспоминали довоенную жизнь, как нам было хорошо всем вместе.
Эта традиция осталась у нас до сегодняшнего дня: собираемся всегда в дни рождения папы и мамы, в день гибели папы и в День Победы.

Мама больше не вышла замуж, жила одна и воспитывала нас троих.
А еловую веточку мама долго-долго хранила как память об отце. В шестидесятые годы веточка совсем рассыпалась в труху. Мама пережила это очень болезненно. Мы заменили эту веточку свежей и потом периодически ещё не раз заменяли.
"Эхо старых следов"МОДЕРАТОРУ
Наш любимый МОДЕРАТОР,
День рожденья твой настал.
Хоть и любишь ты "металл",
Мы "Настасью" слушать рады!
"Хроники самарочки"Где в Самаре растет заменитель шоколада



Экологический лекторий «Самарской Газеты» продолжает открывать интересные места Самары и рассказывать об уникальной природе региона.

На днях слушатели проекта побывали на экскурсии в Ботаническом саду. По аллеям сада участников провел агроном отдела тропических и субтропических культур Николай Янков.
"Их знали миллионы"Сегодня исполняется 45 лет со дня смерти Леонида Енгибарова


«Родился я в Москве. Девять лет провел на ринге. Заповедь «ударили по правой щеке, подставь левую» считаю в корне ошибочной. Сменил множество профессий, и в двадцать два года мне оставалось только стать актером. Писать начал тогда же, поневоле. Никто из авторов не хотел со мной работать, пришлось самому стать сценаристом. Понравилось. Теперь с ужасом думаю: а вдруг явится настоящий сценарист... Люблю: море, осень... Винсента Ван-Гога. Боюсь: благополучия. Главное для меня в жизни - чувствовать ответственность за все совершающееся вокруг нас». Л.Енгибаров

Леонид Енгибаров родился 15 марта 1935 года в Москве.

Отец Леонида был по национальности армянином и работал поваром. Мама Енгибарова была родом из Тверской губернии и подрабатывала портнихой. В Москве семья Енгибаровых жила в деревянном одноэтажном доме в Марьиной Роще.

О своем военном детстве Енгибаров позже рассказывал: «Войну я провел в Москве, в Марьиной роще. Я пережил здесь все бомбежки, и первое, что я узнал в жизни, это были не детские игрушки, не хоккей. Это была война. Вой сирены, предупреждающий о налетах. Это наложило на меня особый отпечаток. И пока я живу, я не могу этого забыть. Для меня, например, покупка коньков после войны была событием космического масштаба. Первый костюм у меня появился, когда мне было далеко за 20 лет. Детство - оно всегда дорого, и, как сказал великолепный мой друг, великолепный актер Сергей Юрский, ни одного года обратно я не отдам».

После войны Енгибаров записался в секцию бокса, окончил в 1952 году среднюю школу, и поступил в институт рыбного хозяйства, но, проучившись в нем всего полгода, перевелся в институт физкультуры. В то время Леонид продолжал профессионально заниматься боксом и к середине 1950-х годов сумел достичь хороших результатов. На первенстве Москвы по боксу в сезоне 1952-1953 годов он одержал 9 побед и потерпел одно поражение, заняв в итоге 3-е место в своей весовой категории.

В 1955 году Леонид подал документы в Государственном училище циркового искусства на отделение клоунады, был туда принят, и его педагогом стал Юрий Павлович Белов. По мнению тех, кто видел Енгибарова в те годы, во время учебы в училище четко определилась творческая индивидуальность Енгибарова как коверного мастера пантомимы. По воспоминаниям коллег, Енгибаров тщательнее всего изучал цирковую акробатику, мог выполнить любой сложный цирковой трюк, по многу раз пересматривал номера Чарли Чаплина, Макса Линдера, Гарольда Ллойда, Пата и Паташона, Оливера и Харди, а так же Бастера Китона, чья манера смешить публику с серьезным лицом особенно импонировала Енгибарову.

В 1956 году в эпизоде фильма «Коммунист» Леонид сыграл одного из бандитов, убивавших главного героя картины в исполнении Евгения Урбанского. Окончив училище в 1959 году, Леонид пришел домой с дипломом об окончании училища, и показал его маме. Вот что он сам позже рассказывал в интервью на радио об этом случае: «Не знаю, насколько это покажется забавным радиослушателям, но когда я рассказываю друзьям, они улыбаются. Я люблю свой район, в котором я родился и вырос. Это Марьина роща. Сейчас уже много новых домов, а когда я оканчивал цирковое училище, Марьина роща сохраняла свой старый облик. И мы жили в деревянном доме недалеко от церкви. К счастью, эту церковь не снесли. Моя мама долго переживала, когда я поступал то в один институт, то в другой. И когда я наконец в 1959 году окончил цирковое училище и принес домой диплом, в котором было записано, что я артист, клоун и пантомимист, мама, как и все мамы, была рада и... заплакала. Помню, я убежал с друзьями на какой-то концерт, и мама осталась одна. Она хотела поделиться с кем-нибудь своей радостью и побежала к соседке. Родственников никого поблизости не было, а маме хотелось кому-нибудь сказать, что сын ее наконец-таки встал на ноги. Вот и пошла мама к своей подруге, соседке, у которой сын - мой ровесник, мы с ним учились в школе, он стал шофером. Прибежала мама к подруге и говорит: «Маша, смотри, смотри, Маша», - а глаза у мамы были полны слез: она показывала диплом, в котором было написано: «Клоун-мим». Маша посмотрела диплом и сказала: «Тонечка, ты не расстраивайся, не плачь, это ведь тоже профессия!».

Дебют Енгибарова состоялся 25 июля 1959 года на манеже новосибирского цирка, где его выступление ждал обидный провал. Многолетний партнер Енгибарова клоун Альберт Минасян рассказывал: «Дело было в том, что некоторые детали оказались «недотянутыми». Прежде Леонид не выступал на манеже, репетировал в камерных залах, на сцене. Он потерялся в огромном круглом амфитеатре, это было ударом почти смертельным! Нашлись те, кто предложил отправить начинающего клоуна в Москву с «волчьим билетом». Другие сказали: «Дайте парню шанс! Вы посмотрите, как он работает – в шесть утра на манеже, а уходит последним!..» Леонид не любил вспоминать новосибирский эпизод. Тогда он выдержал. Продолжил репетиции. Пригласил меня в свою репризу «Бокс», стали работать вместе. С труппой объехали многие цирки страны. Уже в 1960-м публика стала встречать его аплодисментами. А потом – грянул абсолютный триумф».



В 1959 году Енгибаров переехал в Ереван, и поступил в труппу армянского циркового коллектива. В отличие от большинства тогдашних клоунов, которые веселили зрителей с помощью стандартного набора трюков и хохм, Енгибаров пошел совершенно иным путем и, одним из первых стал создавать на арене цирка поэтическую клоунаду. Его репризы не ставили своей основной целью выжать из зрителя как можно больше смеха, а заставляли думать и размышлять. Юрий Никулин вспоминал: «Когда я увидел его в первый раз на манеже, мне он не понравился. Я не понимал, почему вокруг имени Енгибарова такой бум. А спустя три года, вновь увидев его на манеже Московского цирка, я был восхищен. Он потрясающе владел паузой, создавая образ чуть-чуть грустного человека, и каждая его реприза не просто веселила, забавляла зрителя, нет, она еще несла и философский смысл. Енгибаров, не произнося ни слова, говорил со зрителями о любви и ненависти, об уважении к человеку, о трогательном сердце клоуна, об одиночестве и суете. И все это он делал четко, мягко, необычно». Со своих первых шагов на арене Енгибаров вызывал у публики и коллег самые противоречивые отзывы. Многие коллеги советовали Енгибарову сменить амплуа «думающего клоуна», но Енгибаров не хотел отказываться от избранного пути и вскоре доказал свою правоту. В 1960 году Енгибаров отправился на гастроли, и побывал со своими необычными пантомимами в Харькове, Тбилиси, Воронеже и Минске. А в апреле 1961 года армянская труппа давала представление в Москве. В столице о «печальном клоуне» многие были наслышаны, и выступление Енгибарова в цирке на Цветном бульваре прошло успешно. С тех пор Енгибаровым «заболела» и Москва. Писатель, и в прошлом – цирковой артист Рудольф Славский рассказывал: «Многие завидовали такому успеху. Леонид был самодостаточным, порой жестким. Менторства, тем более глупого, не переносил. Некоторые считали это «звездностью», распространяли про Енгибарова байки. А он просто знал себе цену». В 1961 году Енгибарова ждали гастроли не только в Москве, но и в Одессе, и в Баку. Везде его ждал оглушительный успех. Вскоре Енгибаров отправился в первые заграничные гастроли в Польшу, где его снова ждал успех у зрителей.



Миниатюры Енгибарова очень нравились зрителям. Одной из таких миниатюр был номер под названием «Жажда». В ней героя Енгибарова сильно мучила жажда, и он замечал на высоком постаменте кувшин с водой. Он пытался до него добраться, однако это удавалось ему не сразу. Он много раз карабкался на постамент, падал, и вновь поднимался. Наконец, ему удавалось достать кувшин, он бережно брал его в руки, предвкушая момент утоления жажды. И в тот момент, когда он был готов выпить воду из кувшина, внезапно появлялась маленькая девочка. Она подходила к нему и, показывая на кувшин; просила отдать его ей. И клоун отдавал. А девочка садилась в сторонке и начинала поливать водой из кувшина свои песочные куличики. Кульминацией этой сценки была реакция клоуна на этот поступок девочки: он начинал улыбаться. «Клоун с осенью в душе» - так называли Енгибарова зрители. Директор «Росгосцирка» Мстислав Запашный рассказывал: «Все свои репризы и миниатюры он сочинял сам. Выступал в полной тишине – утверждал, что язык пантомимы понятней любого другого. Предложения озвучить номера категорически отвергал. А выговаривался – в притчах, новеллах, и каждая – откровение. Много писал о цирке, рассуждал о клоунаде, как ученый».

Другая знаменитая реприза Енгибарова называлась «Одиночество». Клоун выходил на манеж, и хотел прилечь, чтобы отдохнуть, но его выгоняли. Он находил другое место, но его снова выгоняли. Он остался один, смотрел в зал, и жестом просил зрителей: «Подойдите ко мне, помогите, мне плохо!». Но никто не шел. И тогда он покидал манеж медленной и странной походкой. Зрители аплодировали, но он уходил, не оборачиваясь. В 1960-х годах подобные цирковые выступления казались почти крамолой. Показывать репризы так, чтобы слезы у зрителей наворачивались было недопустимо. Но вскоре все изменилось, и в 1962 году во время гастролей в Ленинграде Енгибарову была вручена медаль за лучший номер года. Там же он познакомился в Марселем Марсо и Роланом Быковым, который стал его близким другом на всю жизнь.



С ростом популярности Енгибарова на него стали обращать внимание и представители других творческих профессий, в том числе и кинематографисты. В 1962 году Енгибарову предложили сыграть в кино самого себя. Режиссеры студии «Арменфильм» Г.Малян и Л.Исаакян сняли фильм о цирковом клоуне и назвали его «Путь на арену». Через год после выхода этой картины на экран к артисту пришла и широкая международная известность. На Международном конкурсе клоунов в Праге в 1964 году Енгибаров получил первую премию и был назван «лучшим клоуном мира». Это был ошеломительный успех для 29-летнего артиста, работы которого некоторое время назад мало кто воспринимал всерьез. Тогда же, в Праге, в чешских газетах были впервые опубликованы новеллы Енгибарова. Енгибаров в них много писал о любви, как правило - о несчастной, и отчасти благодаря этому о его личной жизни было много слухов.



– Поклонниц у Енгибарова хватало, – вспоминал Рудольф Славский. – Женщины влюблялись до безумия, иные ездили за ним по городам. Но сказать, что он был падок, не могу. Скорее, опасался поклонниц. А возлюбленных выбирал сам.

Молва приписывала Енгибарову то одну жену, то несколько. Даже в официальных биографиях писалось об этом. Директор Ереванского цирка Сос Петросян рассказывал: «Леонид не женился ни разу. У него была единственная неофициальная дочь от ленинградской актрисы Ады Шереметьевой, блиставшей на экране в начале и середине 60-х. Где сейчас Шереметьева и дочь, не знаю – искал, но поиски результата не дали». Но если верить другим источникам информации – в 1965 году у Енгибарова в Праге родилась дочь Барбара, а её мамой была чешская журналистка и художница Ярмила Галамкова.

Сам Енгибаров о личной жизни рассказывать не любил, и обычно отшучивался: «Теперь моя биография - репризы, пантомимы, которые я делаю, сценарии, которые пишу для кино. Семейное положение? Убежденный холостяк. К поклонницам отношусь настороженно. Любимый цвет - зеленый. Любимый художник - Ван Гог. Композитор? Григ и Чайковский. Вы просили рассказать забавный эпизод из жизни? Пожалуйста, могу несколько. Я вспоминаю эпизод, который связан с моей прической. Наверное, зрители обратили внимание, что и в жизни, и на манеже я с длинными волосами. Я просто так привык с детства. Длинные волосы - это старинная армянская прическа, и я соблюдаю эту традицию. Случай же произошел такой. В скором поезде Астрахань - Москва некоторые из пассажиров узнали меня и просили автографы. Потом подошла проводница, пожилая женщина, и стала интересоваться, кто я. Когда я назвал свою фамилию, она сказала: «Как же, как же, моя дочка знает вас и даже наклеила вашу фотографию». Я поинтересовался, где фотография. Она говорит, что фотография в купе. Дочка, ей было уже 19 лет, работает вместе с ней. Я сказал: «Очень приятно», - а проводница добавила: «Только вы там не один, там вас четверо - еще трое ваших приятелей». Я понял: речь идет о знаменитом английском квартете «Битлз». Я спросил: «Можно посмотреть фотографию?». Она сказала: «Можно, только вы там на себя не очень похожи». Я зашел с ней в купе и увидел фотографии Ринго Старра, ударника квартета «Битлз», Джона Леннона, за которого проводница принимала меня, и Пола Маккартни, а четвертым был... Николай Васильевич Гоголь».

Конец 1960-х годов можно считать самым удачным периодом в творческой карьере Енгибарова. Он с успехом гастролировал как в СССР, так и в Румынии, Польше и Чехословакии. Помимо работы в цирке, Енгибаров выступал с «Вечерами пантомимы» на эстраде и писал прозу, которую отмечал Василий Шукшин и называл Енгибарова прекрасным писателем. Рассказы Леонида Енгибарова публиковались в журналах «Волга», «Москва», «Урал» и других изданиях. Позже Енгибаров начал сниматься в кино у таких мастеров, как Сергей Параджанов в фильме «Тени забытых предков» в 1964 году, у Ролана Быкова в фильме «Айболит-66» и у Василия Шукшина в фильме «Печки-лавочки». О Шукшине Енгибаров рассказывал: «Я счастлив, что знаком с Василием Шукшиным. Мой современник, великолепный писатель, великолепный актер». Тогда же были сняты два фильма, рассказывающие о творчестве талантливого клоуна: «Знакомьтесь, Леонид Енгибаров» и «2 Леонид 2».

Популярность Енгибарова часто приводила к курьезным случаям. Енгибаров рассказывал: «Я считаю, что клоун - это не профессия. Это мировоззрение. Все, что связано со смешными эпизодами в жизни, я запоминаю, хотя эти смешные эпизоды часто бывают и грустными. Вот один из них, который произошел в прекрасном, моем любимом городе Одессе. После представления в цирке у меня должен был состояться концерт пантомимы в Доме творчества. Я прибыл на концерт в одиннадцать вечера. Зал был полон. В основном собрались друзья, люди, которые меня хорошо знали. Мне было приятно перед ними выступать. Перед самым началом ко мне за кулисами подошел человек в кремовых штанах и сказал: «Здравствуйте, дорогой! Здравствуйте, наша радость! Разрешите, я вас представлю зрителям». Я сказал, что представлять меня не нужно, но человек в кремовых штанах так настаивал, что я ему разрешил. Я стою на сцене перед закрытым занавесом, а на авансцену выходит человек в кремовых штанах и произносит следующий монолог: «Дорогие наши друзья! Сейчас перед вами выступит артист, которого любит вся Одесса. Дорогие наши художники! Сейчас перед вами выступит артист, которого знает вся Европа. Сейчас перед вами выступит артист, я не боюсь этого слова, которого знает весь мир. Мы его безумно любим, мы его уважаем. Артист, который не произносит ни одного слова, и все абсолютно понятно. Выступает заслуженный артист республики... Махмуд Эсамбаев!». Когда я вышел на сцену, зал грохнул. А недавно в ГУМе ко мне подошла девушка, очень симпатичная, лет восемнадцати. Посмотрела на меня и дрожащим от волнения голосом спросила: «Скажите, пожалуйста, вы - Муслим Енгибаров?». Я ей ответил: «Нет, что вы! Я Леонид Магомаев».



В 1971 году Енгибаров ушел из «Союзгосцирка», после того как его учителя, друга и партнера Юрия Белова не выпустили на зарубежные гастроли. О Белове Енгибаров рассказывал: «Я многим обязан Юрию Павловичу Белову. Этот человек сделал меня. Я ему во всем доверяю. О нем могу рассказывать часами». Вместе они поставил моноспектакль «Звездный дождь», показанный в Ереване и в Москве в театре Эстрады. После показа спектакля «Звездный дождь» Леонид Енгибаров рассказывал: «Этот день я считаю последним в моей прежней жизни и первым в жизни актера и сценариста. С этого дня все, чем я живу, что меня волнует, так или иначе отражается на моей работе. Да, я ушел из цирка. Но меня там не понимали. Оформить выезд за границу - проблема, а я никуда сбегать не собираюсь. Добиться денег на реквизит - неразрешимая задача. В чем только не обвиняют меня! В чем только не подозревают! Не женат - значит, развратник. Покупает охапки роз - значит, транжира».



Енгибаров решил создать свой театр, и вместе с Беловым приступил к репетициям спектакля «Причуды клоуна». Работа над постановкой длилась пять месяцев, но в Министерстве культуры встретили начинание Енгибарова негативно. Когда он захотел назвать свой коллектив «Театром Енгибарова», ему запретили это делать. «Какой еще может быть театр? - заявили ему. - Назовите просто – ансамбль». А когда в газете «Советская культура» один из корреспондентов попытался написать восторженную рецензию на спектакль «Звездный дождь», его тут же одернули: «Эта тема сейчас нежелательна».

В 1971 году в Ереване вышла первая книга новелл Енгибарова под названием «Первый раунд». И в том же году Енгибаров снялся в фильме Тенгиза Абуладзе «Ожерелье для моей любимой» в роли клоуна Сурико. Популярность Енгибарова у зрителей была огромной, и он по праву считался одним из лучших цирковых артистов Советского Союза. В начале 1972 года с ним произошел случай, как нельзя лучше характеризующий отношение к нему зрителей. Леонид Енгибаров приехал в Ереван и пошел в цирк. В тот момент там шло представление, и, чтобы не мешать, Енгибаров тихо прошел в директорскую ложу и сел в углу. Однако кто-то из актеров узнал о его присутствии, и вскоре весь коллектив был оповещен о приходе Енгибарова. Поэтому каждый из выходящих на арену артистов считал своим долгом сделать приветствующий жест в сторону директорской ложи. Это не укрылось и от зрителей, они стали шептаться между собой и все чаще оглядываться в сторону ложи. В конце концов, инспектору манежа не оставалось ничего иного, как прервать представление и объявить: «Дорогие друзья! Сегодня на нашем представлении присутствует клоун Леонид Енгибаров!». Не успело стихнуть эхо этих слов под сводами цирка, как весь зал в едином порыве поднялся со своих мест и разразился оглушительными аплодисментами. Артист был крайне смущен таким вниманием к своей персоне, но ничего не мог с этим поделать. Ему пришлось встать и выйти на свет. Зрители продолжали горячо аплодировать, он пытался движением рук их унять, но у него это не получилось. И тогда он, в благодарность за такую любовь, на ходу придумал пантомиму: раскрыв руками свою грудную клетку, достал оттуда сердце, разрезал его на тысячи маленьких кусочков и бросил зрителям. Это было великолепное зрелище, достойное таланта прекрасного артиста.



С октября 1971 года по июнь 1972 года Енгибаров много гастролировал со своим театром по СССР. За 240 дней было им было сыграно 210 спектаклей. Всего с 1959-го по 1972-й годы Енгибаров создал не менее 100 реприз и миниатюр, снялся в шести фильмах, написал около 100 новелл, отработал более шести тысяч представлений. Он организовал собственный театр клоунады, успел поставить два цирковых спектакля, на 90 процентов состоявших из клоунских пантомим. С последним из них он объехал 30 городов – от Дудинки до Ялты, от Ужгорода до Красноярска, где заболел ангиной, но продолжал работать.



В июле 1972 года Енгибаров, формально находясь в отпуске, приехал в Москву, чтобы приступить к работе над новым спектаклем. Тот месяц был отмечен небывалой жарой и засухой. В Подмосковье горели торфяные болота, и в отдельные дни воздух был таким, что в нескольких метрах от себя невозможно было увидеть человека. 24 июля Енгибаров вернулся к себе домой после концерта в Зеленом театре. После выступления Леонид плохо себя чувствовал из-за ангины, которую переносил на ногах. Его мама Антонина Андриановна приготовила сыну ужин, и чтобы не мешать, ушла к подруге. Когда утром следующего дня она вернулась, Енгибаров по-прежнему лежал на кровати. Беспокоить его расспросами мама не стала. Ближе к вечеру Енгибарову внезапно стало плохо, и он попросил маму вызвать «Скорую». Прибывшие врачи спросили Антонину Андриановну о том, какими болезнями болел ее сын, и как чувствовал себя накануне. Енгибаров в момент приезда «Скорой» почувствовал себя лучше, и начал говорить медсестре комплименты. Врачи уехали, а два часа спустя Енгибарову вновь стало плохо. Мама снова вызвала «Скорую помощь», тем временем Енгибаров попросил дать ему бокал холодного шампанского. Однако шампанское сузило сосуды, и Енгибарову стало хуже. Приехавшие врачи оказали Енгибарову помощь, но было поздно – сердце артиста остановилось. В свидетельстве о смерти врачи записали: «хроническая ишемическая болезнь сердца». Матери артиста объяснили, что причиной смерти стал тромб, который образовался оттого, что сын вернулся с гастролей больным и продолжал репетировать с ангиной. Енгибарову в момент его смерти было всего 37 лет.

Елена Камбурова рассказывала: «Он был на два курса старше меня. Все студенты говорили: «О, Леонид Енгибаров, это надо видеть». Я видела его бесподобные пантомимические спектакли. А познакомил нас за кулисами цирка Ролан Быков. И совершенно неожиданно для меня Леня там же, за кулисами, предложил: «Давай попробуем сделать вместе программу...» Дал мне свой адрес, пригласил в гости. Я пришла, познакомилась с его мамой - они жили в деревянном домике недалеко от телевидения, от Останкино, и Леня говаривал: «Я - сторожевой пес Останкино». Мы начали обсуждать нашу совместную программу за двадцать дней до его ухода: у него оторвался тромб, и всё... Леня был удивительный человек. Садился в машину и спрашивал таксиста: «Вы знаете меня?.. Нет?! Я - народный артист Леонид Енгибаров, я - лучший клоун мира», - что в его устах звучало обескураживающе трогательно, по-детски. В нем сохранялось столько детского, непосредственного, чистого. Он чувствовал, что больше тридцати семи лет не проживет, и все свои последние двадцать дней говорил об этом. И еще говорил: «Я - гений. Понимаешь, я совершенен в своей работе. То, что делаю, я делаю «от» и «до». Все чувствовали себя в то лето, в июле семьдесят второго, отвратительно: стояла страшная жара, сушь, в Подмосковье горели леса и торфяники, в городе нечем было дышать. А Леня, хоть и был в отпуске, репетировал в Театре эстрады новые сольные концерты, готовил новые номера. Один из них показал мне: тело параллельно полу держится на одной руке, вторая рука козырьком у лба - тогда этого никто не делал. Я - абсолютно непьющий человек, и не очень понимала, когда Леня говорил: «Я немножко выпил вчера, но вроде обошлось...» Мы вместе пошли на день рождения к Евстигнееву, там Леня очень серьезно выпил, потерял ключи от дома, но ключ от моей квартиры открыл его дверь. Мы оставили Леню одного. Я еще подумала: «Чего это он так?» А через день его не стало...».

Рассказывал Олег Стриженов: «Однажды, когда я вернулся в Москву из очередной экспедиции в семьдесят втором году, раздался звонок Юры Белова, работавшего режиссером у Енгибарова в коллективе:

– Олег Александрович, приготовьтесь…

– Что случилось?

– Леня умер.

Вскакиваю в машину, мчусь на квартиру к Енгибарову в Марьину Рощу, где он жил в деревянной бревенчатой двухэтажке с мамой. Застаю Леню еще теплого, лежащего на диване. Над его головой висит мой портрет в роли Треплева из «Чайки». Он умер, а казалось, что спит. Остановилось сердце. Леня писал, что любил больше других великолепную четверку – меня, Васю Шукшина, Юру Белова и Ролика Быкова…».

Леонид Енгибаров был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.



http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1130
КарагайЛетний Ветер
Как озеро, новое лето
Сомкнуло зелёные воды,
Смешало дожди и рассветы
С хмельным ароматом свободы.

И Ветер, ленивый и лёгкий,
гуляет со мною по травам,
В заношенной старой ветровке,
С прорехой на локте на правом.

Он тихий, зелёный и нежный,
Крапиву целует небрежно,
Качает узорные тени
И жмурит глаза золотые
И гладит верхушки растений,
Раскинув ладони пустые.

Сияет в еловой оправе
Озёрная гладь под луною...
А Ветер гуляет по травам...
До ночи гуляет со мною.
"Их знали миллионы"Сегодня исполняется 75 лет со дня смерти Александра Лизюкова


Александр Лизюков - советский военачальник, Герой Советского Союза.

Александр Ильич Лизюков родился 26 марта 1900 года в Гомеле. Окончил 6 классов гимназии, в 1919 году вступил в Красную Армию и по окончании артиллерийских курсов комсостава был назначен командиром взвода на Юго-Западный фронт. Участвовал в боях в Киевской губернии и в подавлении Тамбовского восстания.
Проза жизниВысоцкий в Крыму
Во время нашей экскурсии в Евпаторию в 2015 году мы соприкоснулись с местом пребывания здесь Владимира Высоцкого. Экскурсовод подвел нашу группу к небольшому каменному дому со срезанным, углом стоящему на пересечении двух улиц - Караимской и еще какой-то, и внезапно объявил, что в этом особняке останавливался Владимир Высоцкий, во время съемок фильма «Плохой хороший человек».


Естественно, Светка моя возжелала сняться возле этого, теперь уже исторического здания, для чего пришлось отстоять очередь – почти все члены группы снималась у этого дома, и по отдельности, и семьями.


Вообще Крым неоднократно принимал у себя Высоцкого, вначале малоизвестного артиста, а позже становившегося все более популярным поэта, барда. Первый раз Владимир Семенович как киноактер прибыл в 1961 г., в Севастополь для участия в съёмках фильма "Увольнение на берег". В 1965 г. он, исполняющий роль танкиста Володи в киноленте студии "Беларусьфильм" "Я родом из детства" находился в Ялте в составе съёмочной группы с 26 ноября 1965 г. по 4 февраля 1966 г. Затем, уже летом 1966 г. Высоцкий снова в Ялте, на этот раз с концертом.


В 1969 г. он снялся в фильме "Белый взрыв" в Севастополе. В 1972 г. Высоцкий снимался в уже упомянутом фильме режиссёра И.Хейфица "Плохой хороший человек" по повести А.Чехова "Дуэль". В 1976 г. он снова в Севастополе, с гастролями. В том же году Высоцкий опять в Крыму с концертами. Поэтому не удивительно, что в этих городах впоследствии благодарные крымчане открывали Высоцкому памятные доски, называли его именем улицы.

А в 2014 году в Крыму, в Симферополе, был торжественно открыт первый памятник В.С. Высоцкому. И к нему "не зарастает народная тропа" - гений киноартиста и актера театра, поэта и исполнителя собственных песен идут и идут почтить сотни, тысячи крымчан и гостей полуострова...
Памяти "Немца"...Опять.
Я снова нАчала бредить тобой...
Боже,ну дай же мне разум!
Ладно бы,был это кто-то другой,
но ты...Лучше сдохнуть сразу...

Опять униженье,тоска и печаль,
зачем же мне это надо?!!
Ну что ж я за дура такая...Как жаль,
но...надо,чтоб ты был рядом...