Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Как отмечали Новый год в Самаре

+4
Голосов: 4
Опубликовано: 85 дней назад (30 декабря 2018)
Редактировалось: 1 раз — 30 декабря 2018



Вечеринки с танцами, оливье, игрушки на елке, электрические гирлянды — то, без чего уже не обходится современный Новый год.

Журналисты «Самарской газеты» выяснили, как встречали праздник в Самаре в разные эпохи: от XIX века до послевоенных годов.



До Революции

Изысканные маскарады и городские драки

В XIX веке жители Самары ходили в Новый год по гостям и на светские мероприятия. Все места в ресторанах и театрах бронировали за несколько недель. А в газетах печатали объявления о предстоящих балах. Танцы устраивали богатые семьи, общественные организации и учебные заведения. Чаще всего это были маскарады и карнавалы. «Для маскарадов большой выбор костюмов. Можно получить ежедневно. Воскресенская улица, дом Щипаревой, верхний этаж» — гласило одно из объявлений в газете от 1898 года.

Елка в те годы считалась больше атрибутом Рождества, а не Нового года. Об этом говорил даже стиль ее украшения: Вифлеемская звезда на верхушке, яблоки на ветках – символ грехопадения. Постепенно елки начали украшать сладостями, орехами и свечами. Магазины в канун Нового года устраивали распродажи и акции — например, знаменитый «Сарептский магазин» на Дворянской. А кондитерская К. Вундерхиль предлагала посетителям большой выбор искусственных цветов конфет, пряников и других елочных украшений. Стоили они от 20 копеек до 10 рублей.

Елка как атрибут праздника появилась в домах при Николае I. Этот обычай привезла в Россию из Пруссии его супруга Александра Федоровна (принцесса Шарлотта). До этого дома украшали только хвойными ветками. Но случалось, что приносили и деревце. И необязательно этим деревцем была елка. В домах ставили и яблони, и березы, и вишни.

Знакомого сегодня образа Деда Мороза тогда еще не было. Для крестьян это был суровый дух, которого называли Морозко или Трескун. Суеверные боялись его, так как считали, что он способен заморозить насмерть. Для детей из богатых семей подарки приносил Святой Николай Чудотворец.



Если зажиточные горожане встречали Новый год на балах, то простой народ предпочитал гуляния, колядки, гадания и кулачные бои. Сохранился рапорт самарского полицмейстера о том, как в один из святочных дней «запанские» горчишники подрались с «троицкими». Не меньше 20 буянов унесли с разбитыми голосами и переломами. Разнимать горчишников приехали городовые и пожарные с бочкой воды. В итоге нескольким городовым разбили лицо, у одного украли шапку. Пожарных горчишники облили той водой, которую приготовили для них самих.

На Соборной площади, которая сейчас именуется площадью Куйбышева, также устанавливали ледяные горки и елку. Елку ставили и на Алексеевской площади, которая сейчас стала площадью Революции, и в Струковском саду. А на катках, залитых в саду и Пушкинском сквере, в канун Нового года выступал духовой оркестр.

20е-30е годы

Наказание за елку и Дедушка Маркс

В 20-ее годы Новый год в стране запретили, объявив праздник «буржуйским и религиозным». Простые жители отмечать его не перестали, но делали это в кругу семьи. Елка, как украшение, также вошла в разряд «буржуазных пережитков». За принесенные домой хвойные ветки или дерево можно было получить суровое наказание как за антисоветскую пропаганду. Дежурные даже ходили по улицам городов, чтобы следить за нарушителями.

Были и попытки придумать советские традиции празднования Нового года. Например, с праздником поздравлял уже не Дед Мороз, а Карл Маркс.

Празднование Нового года оставалось под запретом до 1935 года, когда секретарь ЦК ВКП(б) Павел Постышев предложил устроить елку для детей. Иосиф Сталин поддержал идею, и в «Правде» вышла статья Постышева под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!». Постепенно новогодние торжества стали ежегодно проводить в Колонном зале Дома Союзов.

Как в Куйбышеве Новый год отмечать разрешили

После этого на улицах снова появились елки, на производствах начали выпускать елочные игрушки и украшения с символикой Советского союза. Тогда Новый год стал терять свое первоначальное религиозное значение. Верхушку елок с тех пор стали украшать красной звездой.

Военные годы

Елка с гильзами и еда в подарок

Январь 1941 года был еще мирным временем для жителей Куйбышева. Для детей проводили елки. В Куйбышевском театре оперы и балета показывали четыре спектакля: «Иван Сусанин», «Кармен», «Фауст» и «Лебединое озеро». Для школьников проводили спортивные соревнования.



После начала Великой Отечественной войны людям стало не до праздников. Но все же Новый год отмечали, пусть и без лишних изысков. Бывало и так, что на праздник дарили продукты. На фронте за сражениями редко замечали праздник, но иногда солдаты приносили елку, украшая ее пустыми гильзами и ватой.

Во второй половине войны, в январе 1944 года, во всех ремесленных и железнодорожных училищах уже проводили новогодние вечера самодеятельности. В школах и детских садах, клубе Дзержинского и ТЮЗе устроили праздничные елки для детей. А в Куйбышевском музее Революции к Новому году открыли выставку «Героическая эпопея обороны Сталинграда и разгром немецко-фашистской армии».

После войны

Великая семилетка и дефицитные шпроты

В эти года в семьях начали появляться телевизоры. С ними в каждый дом пришли праздничные новогодние программы и фильмы. Самой запоминающейся премьерой, которую до сих пор пересматривают, стала «Карнавальная Ночь» с молодой Людмилой Гурченко.



Люди стремились побогаче накрыть стол, заранее закупая продукты. Шпроты и икра считались настоящими деликатесами новогоднего застолья. Женщины обычно сами шили себе вечерние платья. Своими же руками делали и костюмы для детских утренников.

Елки покупали на елочных базарах.

В Куйбышеве устраивали танцевальные вечера с оркестрами, а в кинотеатрах показывали новогодние фильмы. В газетах печатали новогодние зарисовки, песни и стихи.



Фотообзор, как изменился наш город в преддверии Нового года












С наступающим Новым годом, Друзья!

При подготовке текста использовались материалы портала «Историческая Самара», изданий «Самарская газета» и «Волжская коммуна».

Какой стала новогодняя Самара — 2019
sgpress.ru›news/108986

Автор текста: Виктория Анистратова
Комментарии (3)
Ольга Борисова #    30 декабря 2018 в 11:57
Отличный материал! С Новым годом!
Татьяна Ларченко #    30 декабря 2018 в 16:36
Я бы расстроилась, если бы в моем детстве под елкой стоял Карл Маркс (на Ленина еще бы согласилась). Мне кажется, в те запретные и незапретные времена Новый год встречали с бОльшим воодушевлением, чем сейчас, несмотря на нынешние нарядные улицы. Интересный материал, не только о традициях, а и о советской натуральной еде напоминает.
Елена Ядрина #    30 декабря 2018 в 21:52
Хорошему настроению - способствует! joke Спасибо!