Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Пять музеев Людмилы Савченко

+4
Голосов: 4
Опубликовано: 73 дня назад (18 мая 2017)
Редактировалось: 2 раза — последний 19 мая 2017
Международный день музеев празднуется во всём мире 18 мая.

Сегодня заметка «Хроник самарочки» об одном из самых опытных музейщиков в нашем регионе - Людмиле Михайловне Савченко.





Многие годы трудным, но очень важным делом сохранения, приумножения, изучения и популяризации «памяти о других» занимается директор литературно-мемориального музея им. М. Горького Людмила Михайловна Савченко.

В мире искусства у нее статус ведущего эксперта по организации музейного дела, среди коллег – репутация человека, который способен претворять в жизнь самые смелые идеи и проекты и делать их успешными, который умеет объединить вокруг себя творческих людей. А родные и друзья знают Людмилу Михайловну как человека отважного, с авантюрной жилкой.

Несколько раз она кардинально меняла свою жизнь и из всех трудностей выходила победителем.


Людмила Михайловна уже семь лет является директором литературно-мемориального музея им. М. Горького. Поработав главным специалистом проектного управления Министерства культуры Самарской области, консультантом отдела по сохранению историко-культурного наследия Департамента культуры Самары, поняла: быть чиновником – не ее. А еще четыре года готовила менеджеров в сфере культуры в Самарском государственном университете (ее некоторые бывшие студенты теперь работают вместе с ней в литмузее). И все это время Людмила Михайловна мечтала вернуться в музей. Поэтому недолго думала и согласилась возглавить литмузей, хотя это направление в музейной деятельности ей было незнакомо.

Впрочем, Людмила Михайловна трудностей никогда не боялась, наоборот, они делали ее сильнее. Еще и упрямство казачье сказывалось! И она всегда много трудилась. Когда общается с молодежью, всегда говорит: «Чтобы что-то получить в этой жизни, нужно много работать. Есть, конечно, удачливые люди, но я их мало в жизни видела. И надо любить дело, которым занимаешься».

Придя в литмузей, она стала внедрять новые формы работы, находить новые ресурсы для развития музея, привлекать в него интересных, творческих людей Самары. Одним из самых любимых времен года для сотрудников музея является весна-лето, когда оживает усадьба. Здесь проходят мастер-классы, концерты, кинопоказы, летние фестивали и много других интересных событий. Для юных посетителей музея была создана интерактивная выставка «Приключения с Буратино». Ее автором выступил известный художник-иллюстратор Александр Райхштейн, сделавший несколько проектов в европейских и российских музеях. Ее особенно радует, что в числе посетителей много молодежи, детей.

Читайте: Людмила Савченко: «Музей - это айсберг, а выставки...»
samsud.ru›Журнал›Герои нашего времени›ludmila-savchenko/page…

Справка


Савченко Людмила Михайловна

Образование:

1974–1978 годы – исторический факультет Донецкого государственного университета,
специальность – историк, преподаватель истории и обществоведения.

Основная профессиональная деятельность:

1978–1982 гг. - научный сотрудник Донецкого областного художественного музея.

1982–1983 гг. - зав. отделом изобразительного искусства Тольяттинского краеведческого музея.

1984–1995 гг. - создатель и директор Детского музея г. Ноябрьска.

1995–2002 гг. - директор Тольяттинского краеведческого музея.

2002–2007 гг. - директор консультационного бюро «АРТ», председатель координационного совета «Содружества музейных работников Поволжья», член экспертного совета программы «Культурная столица Поволжья»

2008–2010 гг. - консультант управления по вопросам культуры и досуга населения администрации городского округа Самара

Февраль 2010 г. – по настоящее время: директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького.

2009 г. – по настоящее время: cт. преподаватель кафедры теории и истории культуры Самарского государственного университета (по совместительству)

с 2010-го – доцент кафедры «Дизайн» Тольяттинского государственного университета (по совместительству).

Людмила Михайловна Савченко не просто заслуженный музейщик. Это человек с уникальным профессиональным опытом. Ведь не каждому, даже очень заслуженному музейщику, удается в своей жизни создать несколько музеев. Некоторые с нуля, некоторые даже ниже нуля, но все эти музеи Людмила Савченко сделала не просто нужными и важными для людей, но и современными, устремленными в будущее.

Все эти пять музеев очень разные — и по замыслу, и по масштабу, и по формату, но в них есть целостность и единство. Опять поднимать — коротко обозначает свою миссию Людмила Савченко. И тут же добавляет: в большей степени, я это делаю для себя, разрешаю свои творческие амбиции

Что?

Детский музей

Где?

Ноябрьск

Когда?

1993-1995

Зачем?

“Для создания именно детского музея было две причины. Первая. Ноябрьск — город очень молодой. На момент создания музея ему было всего пятнадцать лет. Нет никакой своей истории. Город существует в отрыве от цивилизации. При этом много детей. У всех были маленькие дети. У меня сыну было четыре года. Но дети отделены от родителей, особенно в том, что касается культуры… И вот музей стал таким местом сборки детей и родителей.

Вторая причина — здание. Специально построенное для музея. Какой музей можно вместить в здание, когда собственной истории у города нет, а история и жизнь хантов — коренных жителей — для города интересная, но чужая? Так и получилось, что место диктовало создание такого музея. Как места, где можно всей семьей познакомиться и с местной историей, и с естественными науками.

Наш первый проект назывался “Воспоминание о бабушке”. В Ноябрьске не было бабушек. Вообще. Только родители и дети. И вот мы сделали такую выставку, состоящую из рассказаов о бабушках. Первая — бабушка Лукерья. Такая деревенская бабушка, потому что для большинства детей, воспоминание о бабушке — это было воспоминание о лете в деревне. Вторая история была про хантыйскую бабушку. И через нее мы знакомили и детей, и родителей с обычаями и бытом коренного народа. А третья история “знакомая незнакомка” была про бабушку в молодости. Рассказ сыну о молодой бабушке и ее эпохе. Это исторический контекст. Гагарин.”

Что?

Краеведческий музей

Где?

Тольятти

Когда?

1995-2002

Зачем?

“Это был музей, который надо было спасти, создав заново. Музей 5-6 лет стоял закрытым. Экспозиция была разрушена. Помещения музея сдавались в аренду. Время такое было. Забытый музей. А Тольятти в девяностые — это очень современный город. Тогда новые проекты Тольятти показывали в Москве, на Арбате — была большая выставка. В Тольятти уже формировалось проектное мышление. Поговорка даже была, что Самара — город художников, а Тольятти — город дизайнеров. Так и было. Активная городская среда, и при этом — закрытый музей. И этот музей, он был пыльным, неинтересным для тех людей, которых я хотела видеть партнерами. И чтобы это изменить, нужно было музей вытащить в город. Нужна была яркая акция и, одновременно, демократичная площадка для презентации проектов. Так появился “Музейный пикник”. Перед музеем было огромное пространство, лужайка, сейчас оно наполовину застроено, но еще что-то осталось. Идея музейного пикника — вывести музей из стен, пригласить людей, которые хотели что-то сказать. И мне удалось заразить этой идеей городское сообщество. Создали экспертный совет, которым руководил глава города Все было очень круто! Приглашали всех на пикники, и мэры Тольятти, и Жилкин, и Уткин, всегда приходили, гуляли по полю, со всеми общались. Человек двадцать было участников в первый год, а уже в 2000 году только от города было больше 60 участников и современное искусство представлено художниками от Владивостока, до Калининграда.

Получилась площадка российского масштаба. Это был первый музейный open air, хотя мы тогда слов таких не знали. Первая площадка, где были представлены проекты по современному искусству. Начали выстраиваться взаимоотношения музея и сообщества, началась работа с культурными лидерами города. И одним из итогов этой работы стало то, что в Тольятти очень выросла проектная культура. Много лет прошло, но вот, например, на молодежном форуме iВолга тольяттинские проекты всегда выделяются по качеству и уровню.”

Что?

Детский музей

Где?

Нефтегорск

Когда?

1998

Зачем?

“Это музей, идея которого пришла от самого города. Потому что Нефтегорск — город унылый. Серые блочные дома одинаковые. Пасмурно, мрачно. И свой первый проект мы делали про историю архитектуры. Показывали детям и взрослым, какой она бывает. Делали дизайнерские проекты для детей в стиле: общее и разное — какие-то очень простые вещи. Сделали огромное панно Фернана Леже “Вокзал”, на котором дети работали с цветом. Нам нужно было, чтобы ребенок попал в другую реальность. Открыл для себя другой мир.”

Что?

Музей МЧС

Где?

Самара

Когда?

2013-2015

Зачем?

“Интересно было расширить рамки корпоративного, отраслевого музея. Интересно было показать мужское начало в нашей жизни. Потому что для меня МЧС — это такие современные супергерои. Именно воплощение мужского начала, Мужчины с большой буквы. И вот это хотелось показать. Чтобы посетитель музея чувствовал это мужество.

Когда я начала вникать в историю пожарного дела, то поняла, что она завязана целиком на всё цивилизационное развитие города. По крайней мере, в Самаре. Первый городской план был сделан по настоянию пожарных, водопровод появился тоже по требованию пожарных, телефонизация города — всё для пожарных. Они просто диктовали условия развития города. И сама тема благородная, хорошая. А я уверена, что хорошее делается только тогда, когда это хорошее действительно нужно. Поэтому музей получился о каких-то человеческих вещах.

Важно было и то, что музей расположен в уникальном здании. Пожарная каланча XIX века — она много диктовала. Нужно было ее не просто восстановить, но и наполнить новым содержанием. Создать форпост культуры в этом непростом районе. Что касается содержания, то тут была проблема с экспонатами — но на помощь пришли технологии, и в итоге музей МЧС — наверное, самый технически оснащенный в Самаре. Для меня это была отдушина — то, чего я не могла себе позволить в мемориальном литературном музее, я позволила себе здесь. Это особенно уместно, ведь МЧС — самое современное и оснащенное подразделение России. И музей этому соответствует.”

Что?

Литературный музей

Где?

Самара

Когда?

2010-по сей день

Зачем?

Собственный мемориальный литературный музей, да еще и в большой, в хорошо сохранившейся городской усадьбе — это уже сокровище для Самары. Но ведь сокровищем можно распорядиться по-разному. Музей-усадьба Алексея Толстого с момента своего открытия была совершенно мемориальной. В привычном и немного унылом значении этого слова. Экскурсии школьников и летом — туристы с теплоходов. Людмила Савченко за несколько лет работы изменила эту ситуацию навсегда, наполнив музей и усадьбу новой, удивительной жизнью.

Сохранив при этом мемориальную и научную часть, более того, придав их развитию новый импульс. Литературный музей стал в Самаре одной из главных культурных площадок. Не утратив традиционные функции, музей начал выполнение новой миссии — документирование, музеефикация и культурная работа с современной литературой. Не только изучение самарских литераторов прошлых лет, но и работа с авторами живыми. Потому что происходят такие истории, как с тольяттинским драматургом Левановым, который вот только был здесь, среди нас, а теперь его нет и уже понятно, что это был выдающийся творец. Его память воплотилась в “Левановку” — фестиваль современной металлургии, который не только приобрел российский и международный статус, но и взбудоражил театральную молодежь Самары. А ведь это музей, не театр!


И так у Людмилы Михайловны в Литмузее практически по всем направлениям. Начат мощный проект литературной биеннале — тоже российского уровня событие. Проводятся все новые и новые выставки, представляющие коллекцию музея и дающие новое прочтение истории литературы и города. В усадьбе детские праздники и киносеансы под открытым небом, лекции, поэтические вечера, читки.

Удивительно умные и сложные проекты, такие как “поэтические машины” не только собирают восторженные отзывы музейщиков-профессионалов, но и самый живой интерес у публики. И публика в музее есть. На всех мероприятиях, показах, вечерах, выставках, праздниках — публика разная. По возрасту, по вкусам, по всем показателям — целевая аудитория музея расширена.

Создан действительно современный музей. С мощной мемориальной частью. С проектами, которые побеждают на национальных конкурсах. Создано место, куда комфортно прийти с ребенком и самому.

Это прекрасное дело жизни, которая Людмила Савченко выполнила на радость всей Самаре.


Пять музеев Людмилы Савченко — СамКульт.
samcult.ru›События›СамКульт



С Международным днём музеев!
Комментарии (3)
Оксана Алмазова #    18 мая 2017 в 14:26
Да, музейное дело нужное!
Лидия Павлова #    18 мая 2017 в 23:45
Пять замечательных музеев создал один человек! Вот это энергия, вот это увлечённость!
Доброго здоровья Людмиле Савченко.
Ольга Михайлова #    19 мая 2017 в 14:28
В "Хрониках самарочки" не единожды рассказывалось о музеях Самары и Самарского края.

Эта заметка - о специалисте музейного дела.

Спасибо, друзья, за отклик.