Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Продолжаю писать о кино

+1
Голосов: 1
Опубликовано: 11 дней назад (18 мая 2017)
Редактировалось: 1 раз — 18 мая 2017
Настроение: бодрое
Играет: гитара
Кто везет, на том и едут
рецензия на фильм «Логан: Росомаха»

Предупреждение: соцреализм, сексизм, спойлеры. И тест в конце.

Если бы в расцвете советского периода данное кино привезли в колхоз, то простые тетки, которым посчастливилось попасть на сеанс, пересказали бы товаркам сюжет примерно таким образом:
«Ой, миленькие, что в мире творится, что эти гады-капиталисты с людьми делают! Мало того, что бандитизм на каждом шагу! Они там в лабораториях не картошку повышенной урожайности, а прям детей разводят, которые с особыми способностями, называется ген Х. Детишки из клеток взрослых мутантов получились, буржуи хотели из этих мутантят армию организовать. А как не вышло, решили поубивать всех ребятишек, вот ужас! Но им работники лаборатории, люди бедные, но порядочные, помешали, детей выкрали. А вообще все кино про мутантов, которые не убиваются – мужика и девочку, и как они с такой вот наукой дерутся. Только головы летят!
Один такой мутант вначале шофером работает, никто не знает, что у него железные когти из кулаков растут. Тоже несчастный человек: пахал, копил, все мечтал на курорт перебраться и старика-учителя с собой забрать, тот плохой был совсем, да еще и ненормальный, припадки устраивал, от которых всем вокруг худо было. С дедом тем сидел бледный санитар, которого гады-капиталисты поймали. А искали они девчонку, такую, как тот шофер, типа дочка его лабораторная. Во как бывает! Но папаша о своем счастье не знал, да он вообще связываться не хотел, пока за ней целая толпа дураков не приперлась.
Девка – огонь, хоть и козявка еще совсем! Выпустила когти и давай супостатов молотить. Тут уж здоровому дядьке остаться в стороне стыдно! А эти наемники тупые, ну спрашивается, кто с таким ужасом неубиваемым связываться будет, а нет, лезли настырно прям на когти. Даже с мотоциклетов на машину прыгали, а машина не трактор, красивая такая, всю попортили! Еле отбились дядька с девчонкой и в степь со стариком удули.
И дальше как ни старался мужик поступать по-умному, старик и девчонка каждый раз заставляли его делать по-ихнему. Выходило из этого что попало, погибли люди хорошие, бледный санитар так сам себя подорвал, чтоб супостатам в плену не помогать, да и старик до радости не дожил; но, на удивление, добралась девчонка до друзей. А что мужик после всех приключений едва живой, оно вовсе и не удивительно. Добрые детки его не только полечили, но и постригли, чтоб молодость вспомнил. Он им пытался мозги вправить, что на месте торчать опасно, то да се, а сам-то идти с ними не хотел. Как знал, что суждена ему героическая смерть ради спасения нового поколения этих самых мутантов. Но зато и врача нехорошего угробил, и целое войско положил. Благодарная доченька ему на могиле даже крест на букву Х исправила.
В общем, страшно, девоньки, хоть плачь».
Последнее предложение, разумеется, выражает высшую степень восторга. И фильм того заслуживает.
По сути, сюжет сосредоточен всего на трех персонажах: главном и сопровождающих, один из которых бездействует, а вторая – ребенок, и большую часть не разговаривает. Много испанской тарабарщины без перевода. Американский стандарт, когда все радуются в конце оттого, что негодяй получает по всем местам; погони; травмы, несовместимые с жизнью, инъекции крупным планом и прочий натурализм; карикатурные комиксовые злодеи – штампов хватает, мы все это уже видели. Но при всем том кино исключительное: душевное, чистое и внушающее веру в Человека. В бескорыстную поддержку, родство душ и существование благодарных учеников. Невозможно оторваться – вот оно, чудо кинематографа!
На протяжении всего фильма меня не покидало полное соответствие кредо Станиславского: «Верю!». Пусть сюжет немыслим без идеи о сверхспособностях, характерных для комикса, фильм подкупает своей реалистичностью. Классические прозападные антиутопии, как известно, обвиняли в штамповании детей и нарушениях прав человека социалистические режимы. Однако в «Логане» никакого тоталитаризма нет, а в недалеком узнаваемом будущем все это есть, и так называемая свобода к ценности человеческой жизни не добавляет ни грамма. Так что кино рассчитано на зрителя без иллюзий, правдиво передавая все, от контекста так называемой социальной ситуации до характеров и чувств персонажей.
Партия Логана великолепна. То – подлинная драма без провала в драматизм, и Джекман блестяще это показывает. Сила и слабость персонажа неразрывны, и при всех мучительных противоречиях Логан сохраняет цельность от начала до конца.
Исполнитель роли Чарльза Ксавье на экране даже в преклонном возрасте остается интересным. При ограниченных возможностях персонажа, он достоверно изображает весь диапазон состояний, от маразма до энтузиазма. Профессор верен своим ценностям, его остроумие неожиданно («…им нужен ты. Вот такие они тупые!»), привязанность трогательна.
Отдельно похвалю игру девочки. Юная Лора убедительна всегда, неважно, отрывает она головы или слезы льет, молчит или тараторит без умолку. Верю каждому жесту! Девочка сама может защитить себя, да и друзей, однако и рассчитывает на взрослых; Чарльз только рад оправдать ее ожидания. Конечно, она ждет, что Логан будет оказывать ей поддержку. И, вопреки всему, так и происходит, даже в конце, когда она одна в окружении: как ее лицо озаряется внутренним светом оттого, что он все же пришел на помощь! У Лоры сильный характер, и она не сдается, в принципе.
Главный злодей со своей ролью справился отлично: начиная с фальшивого дружелюбия в первых своих появлениях и заканчивая жутковатой сценой, где его хоронят заживо. Герой Бойда Холбрука внешне симпатичен – ровно настолько, чтоб это еще сильнее отвращало от него. Его трусость как-то теряется, так бойко он командует, и как будто бы всегда на передовой, хотя справедливости ради надо отметить, что сам он на смертоносные когти не лезет, только других посылает. Он умудряется дотянуть до финала, разозлив абсолютно всех имеющихся в наличии мутантов.

Немного неуместной женской иронии и сентиментальности
Аудиторию советских женщин вроде наших бабушек наверняка порадовали бы сцены, где два мужика где-то на отшибе ведут хозяйство (Калибан с утюгом – мечта жены-активистки) и преданно ухаживают за стариком. Притом собачатся меж собой, как две прачки, из-за проклятой перестройки так и не получившие заслуженное звание ударницы труда. А вот, пусть и мужчины знают тоже, каких неоцененных усилий стоят чистые полы, и что могут учудить беспомощные маразматики!
Впрочем, жалобы пожилого человека достойны сочувствия: «Два дня в пути. Один раз ели, почти не спали». М-да. Тут любой дуре ясно, что Логан – опекун не запасливый. А что с него взять, все-таки «папа – не мама».
Особо трогающая женскую душу песня – как вымотанный жизнью мужик всю дорогу ладит со свалившимся на него чудо-ребенком. Назвать девочку невоспитанной язык не поворачивается, о воспитании тут вообще речи не идет. Лора – звереныш без клетки, у нее напрочь отсутствуют элементарные познания и мире и о том, как себя вести. Отнюдь не будучи избалованной, она категорически не принимает отказов; требуя ехать в Северную Дакоту от основательно потрепанного Логана, малышка даже кулаком ему заехала, и повторно замахнулась. И зал замер в ожидании, что сщас получит ведь от него сдачи: «Ах! Родной дочке, да по румяной щечке!». Однако он сдержался, да еще выполнил ее каприз – любая мамаша при виде такого растает, а после снисходительно фыркнет, полагая, что справилась бы с ребенком куда лучше.
Отдельно выводится еще одно педагогическое прегрешение Логана: спонтанные покупки одежды прямо в отеле. И не в том дело, что так их скорее запомнят. Ну кто ж покупает дитю все, во что пальцем ткнет, нешто она соображает чего? Впрочем, выбранное обычной советской мамашей платье в горошек и гольфы с помпончиками не особо удобны для погони и прочих приключений.
Детская линия в фильме, безусловно, зацепит женское восприятие. Дети, выросшие в изоляции от мира, все же замечательные. Поддерживают друг друга, совершенствуют навыки выживания. И наверняка кушают хорошо.
И кому, как не женщине, понятна типичная при уходе за стариками ситуация, когда приходится из сострадания держать все в себе, а главный труженик всегда крайний? Логан из сил выбивается, решает все вопросы, но ценить этого никто не собирается. Вместо благодарности, оказывается, он – «такое разочарование»! А старик на шее – хуже ребенка, вообще ничего понимать не желает. Выполнив работу, Логан спешит проведать своих, и лишь для того, чтоб огрести кучу претензий со всех возможных сторон.
И наоборот, до чего трудно беспомощному старику заставить считаться с собой! Знать, что ты умнее, а никто не понимает, не воспринимает серьезно. Конечно, «никто не должен так жить»: в изоляции от мира и в полной зависимости от двух вечно недовольных дураков. Все вокруг ужасно заняты, даже посредством припадков до них, паразитов, не достучаться!
Исходя из подобных житейский наблюдений, когда Чарльз все же оценил все, что для него сделано, то – просветление воистину из области фантастики. И горько, что Логан-то ведь этого не услышал!
В общем, досадно, что женщины за 50, скорее всего, смотреть этот фильм даже не подумают, хотя им можно, 18+ все-таки.

Мораль и удачные сюжетные ходы
Из хорошего художественного произведения можно извлечь урок. «Логан» просто пестрит поучительными моментами.
Традиционно, комикс не обходится без жертв. Считать погибших наемников и солдат даже неинтересно. Жертвует собой Калибан, а до него – опекающая девочку медсестра Габриэла Лопес. Притом неизвестно, что случилось с другими взрослыми, которые спасали детей из лаборатории «Трансигена». Погибает семья с фермы, после чего Логан наотрез отказывается задерживаться у врача. Зато повезло склочной хозяйке мотеля: если бы Габриэла подпустила ее к девочке, ее больше не интересовало бы разбитое стекло и деньги за него.
Поскольку фильм представляет собой смесь жанров, временами всплывают характерные эпизоды – подходящие находки каждого жанра. К примеру, на ферме уже схватившего девочку боевого клона-робота останавливают плохие парни – своевременный, чисто вестерновский ход, когда минус на минус дает плюс. Уход от погони с помощью поезда – туда же. А если говорить о роад-муви, то в дороге лучше всего познавать мир, что как раз не вредно для выращенной в четырех стенах Лоры: и умные вещи послушать, и на лошадей посмотреть, и новых людей встретить.
Рассмотрения заслуживает обрушенная на Логана несправедливость деликатного толка. Ладно – помочь юному мутанту. Но как Габриэла, так и Чарльз называют Лору его ребенком! Не клоном или как еще, а именно его ребенком, не задумываясь, что это ведь по отношению к нему нечестно и жестоко. Известно, что отцовская ответственность проистекает из определенного поведения, предшествующего рождению ребенка. В данном случае Росомаха ничего такого не предпринимал, и свой биоматериал не давал, у него украли ДНК в процессе, прямо скажем, пыток. И он не распоряжался его дальнейшим использованием (а ведь ДНК и в слюне содержится, так попасть может любой, кто чашку не помыл). Понятно, что воспоминания о подопытных днях паршивые, и Логан не хочет ни говорить, ни слышать об этом.
Однако вот перед ним девочка, которая ни в чем не виновата, как и он, и что ему делать? Попытка указать на факты («Я тебя встретил неделю назад!») выглядит некрасиво и жалко, и Логан начинает оправдываться, убеждать, что ей без него лучше. Ясно, что в его случае разумные предостережения: «не связывайся с военными конторами, держись подальше ото всяких лабораторий» сильно опоздали, а вообще не всегда выполнимы. Мораль попроще в стиле «не пей, братец, козленочком станешь», увы, здесь плохо работает. Раз логики никакой, можно предложить зрителям с целью воспитания хороших манер следующий совет: «Господа, не плюйтесь! Так и папой стать недолго».
Мораль в стиле «Секретных материалов» несет короткая сцена, без которой можно было бы и обойтись: появление преследователей в небольшом придорожном магазинчике, где Лора едва не проткнула продавца. И все равно, очевидно, ему пришел конец, ведь случайный свидетель паранормального подлежит зачистке. Внемли, зритель! Увидишь чего-нибудь не то – не спеши заявлять в официальные инстанции. Сначала раззвони об этом на весь свет. Лучше выглядеть придурком, чем покойником.
До чего понятно потрясение Логана: «Ты говоришь?? Что за хрень ты устраивала две тысячи километров?!!». А дальше… следует хороший урок для любого взрослого, особенно – представителя сильного пола. Вот он: прежде чем задавать вопрос, а тем более требовать объяснений, подумай, не заколебает ли тебя ответ, и не обернется ли твое вроде бы законное возмущение против тебя же.
***
Зрителей лишили ожидаемой сцены после титров, объяснив это тем, что «Логан» является самостоятельным и полноценным художественным произведением. Да, пожалуй. Без истории можно и обойтись, впрочем, для тех, кто знаком с франшизой, хватает тем для сопоставления и размышления. Конечно, непосвященным непонятно, что на самом деле Логан старше Чарльза лет на 50; увы, ему просто не дано превзойти своего учителя, разница именно в интеллектуальной весовой категории подразумевается даже на фоне физической и житейской беспомощности последнего.
То, как Логан использует в завершающем бою чужое огнестрельное оружие, напоминает, что он – старый солдат, притом неплохой стратег. Конечно, его сильная сторона – контактный бой, но пулеметом по машинам гораздо проще. Прямо очень хорошая идея – не убирать когти, чтоб спрятать за ними пистолет. Плохо, что второй выстрел вышел неточным, и с главным супостатом пришлось еще детям разбираться. Уж они оторвались; нехорошо оно, конечно, хотя и понятно, как он их довел.
Нежелание Логана быть отцом имеет глубокие психоаналитические корни: человек, убивший своего отца, не может не опасаться потомства. Даже если это такая замечательная, похожая на него (о ужас), милая девочка. Лора не рассматривается как прямое кармическое наказание, но она вроде бомбы, своим незнанием нормальных порядков ничуть не смущается, поступает, как вздумается, а умудренный жизнью главный герой вынужден проглатывать все ее закидоны, да еще спасать от последствий. Однако вместе они составили слаженный боевой тандем.
Логан хочет избежать жертв (пусть даже «те люди были плохими») вовсе не из трусости и не оттого, что стал слабее; просто он осознал ценность жизни и необратимость смерти, а также эффект обратного действия, следствием которого стали его кошмары.
Свои трудности он решает, когда возможно, посредством алкоголя. Что, опять же, давно известно, Логан – знатный ценитель всяких химических удовольствий. И знатность эта – чисто пролетарская, не по происхождению, а по стажу и квалификации. И Чарльз в сердцах не стесняется напомнить ему о давности пагубных привычек. Хотя сам хорош.
Общая тенденция с «Днями минувшего будущего»: профессор Ксавье депрессивно заразен, те, кто за ним ухаживает, проваливаются в безнадегу. Так было с Хэнком, то же повторилось с Логаном, да и Калибан оптимизмом не блещет.
Если 1973-й оставлял светлую надежду, что мир станет лучше, что 2029-й вновь нагнетает темные краски: эксперименты над людьми, разгул преступности и опустошенный герой-одиночка, каким изначально был Росомаха. Получилась реалистическая антиутопия: всю жизнь велась неравная борьба с засранцами, и борьба продолжается, и засранцам несть числа.

Вольному воля, спасенному рай
Начало возвращает нас к истокам возникновения комиксов как жанра – периоду разгула преступности. Против которой и нужны супергерои, способные защитить безвинно пострадавших, в том числе и самих себя. Что мы видим? Пожилого хозяина машины без малейших колебаний застрелила шайка воров. Что ж, если такие жестокость и цинизм возможны в нашем грешном мире, тому должен быть противовес: сверхспособности против мегабессовестности. В общем, так начинаются многие фильмы о Росомахе (и других супергероях): когда надо проучить нехороших людей, обычно путем устранения. Не жалко, наоборот, дух справедливости сразу восторжествовал.
С первых кадров же видно, что обычное легкомыслие Логана изменило ему. И дело не в том, что он все-таки постарел. Наплевав на себя, притом он ожесточенно защищает свое орудие труда. «Только не в тачку! Она напрокат», – как знакомо это еще со времен марксистской классики, обличающей отчуждение трудящегося от средства производства.
Да, впервые Логан предстает как человек труда. Он выполняет заказы, отвозя клиентов на элитной машине. В нескольких эпизодах в начале фильма косвенно, но остро показаны ценности незаметной обслуги, и ответ на вопрос, ради чего человек работает. У старого профессора Ксавье больше никого нет, так что Логану пришлось вписаться в мир обычных людей, забыть о своих сверхспособностях и былых подвигах Росомахи. Он – фон для чужих поездок, тусовок, которые, может, вовсе не совпадают с его настроением, а может, помогают временно отвлечься от собственных, и немаленьких, проблем. Он заботится о нуждах чужих людей, которые ему за это платят, и добросовестно относится к своей работе.
Жаль Чарльза в его одиночестве. Сначала кажется, что Логан взял на себя решение материальных задач и, как это часто бывает, его не хватает на задушевные беседы. Но, как выясняется, он избегает болезненных воспоминаний и оберегает от них старика. До поры зритель и не подозревает, что на экране – итог трагедии педагога-новатора, который учил других овладевать способностями мутантов, но не сумел, оказывается, совладать с силой собственного мозга и в итоге сам уничтожил главное дело своей жизни.
Одряхлевший Чарльз Ксавье об этом благополучно позабыл, и принимает Лору с восторгом. До того погруженный в небытие, он оживает рядом с ней. Без нее он был просто стар, а с ее появлением сразу же стал Суперстар (обрел авторитет в ее глазах и частично вернул влияние на Логана, во всяком случае, перестал быть мебелью). Для старика ребенок – как глоток свежего воздуха, ну а для основателя школы мутантов новый маленький мутант – смысл жизни. Он обожает ее просто потому, что она есть и рядом с ним. Охотно беседует с ней на разные темы. И сам радуется, как ребенок. Девочку можно «сделать лучше», просветить, показать незнакомый ей мир с разных граней. Например, что вещи служат не только для прикрытия попы или головы, а для развлечения, и ковбойская шляпа в качестве аксессуара к просмотру вестерна – это круто. «У нас в машине юный мутант», – такое событие! Ксавье воодушевлен, и видит лишь возможности в том, в чем Логан видит главным образом проблему. И он опасается, чего это все будет ему стоить.
Да, Логан и брутален, и мужественен, и суров, и боец настоящий, а кто его станет слушать? Рассудок и опыт – ничто перед стариковскими и детскими капризами. Вообще, по ходу фильма несколько раз закрадывается мысль, ну до каких пор можно так допекать человека?! Чарльз с Лорой явно отлично ладят, и Логан этой компании требуется лишь для провоза, ухода, оплаты и спасательных работ. Он – та львица, которая «и охотится, и заботится», а они сели ему на шею и ножки свесили. Еще и недовольны.
Так что большую часть фильма перед нами – типичная для эгоистического сознания драма, когда принуждает безразличное общество человека к социальному функционированию, а с другой стороны беспощадно преследует. Постоянно прослеживается этот посыл, что герой вот не хочет, но все равно сделает! Куда денется. Да, заставляют Логана не только обстоятельства в виде нехороших людей из незаконных корпораций, но и, как это модно теперь называть, манипуляции ближайшего окружения. Один раз Чарльз откровенно лжет Логану: «Мы отвезем Лору, а потом будем жить на яхте», вроде будет, как с самого начала планировалось. Сщас! Ежику понятно, что от своего призвания старик ни за что не откажется. Не оставит он детей без должного образования! И отныне, на яхте или где угодно, но если не повезет, то все лучшее – ребенку, а если повезет – детям!
Чарльз счастлив появлению новых мутантов, потому как не ему предстоит возиться; в силу физической беспомощности он будет только пальцем тыкать, а выполнять придется Логану. И уставший от прежних усилий и потерь Логан, конечно, никаким энтузиазмом не пылает, лишь ворчит и поругивается. «Это ничего для тебя не значит?». Значит: что придется снова скрываться, переживать за других и пробивать им дорогу в жестоком мире, вместо того, чтоб вольно жить в океане. И неважно, что Логан понятия не имеет, как оно на самом деле будет, эта иллюзия свободы грела его, а с появлением Лоры – все, светлой мечте конец. И хоть бы кто спросил, а он-то чего хочет. Нет, ближе к концу Лора поинтересовалась его планами; и облила неодобрением, которое нашло бы поддержку любой колхозной бабы: «Вот же пьянь, дите бросает!».
Изначально Логан делает все для того, чтоб не брать ответственность за Лору. Даже пытается сбежать от нее, похоронив профессора, но не тут-то было. Та, со своей стороны, сперва отмалчивается, предоставляя все решать Ксавье; зато, оставшись один на один с генетическим папашей, беззастенчиво его прессует. И вот бедняге Логану уже поздно уклоняться, а до того – не то чтоб его черствость нельзя было понять по-человечески. Наученный горьким опытом, он боится к кому-нибудь привязаться. Так за всю поездку он и не придумал лучшего воспитания, чем хватание за руку в случае чего и невнятное бормотание: «Нельзя». Зато девочка командовать горазда: «Ты хочешь умереть. Я не дам». И да, такая не даст – ни жить беззаботно, ни сдохнуть спокойно. И никуда-то от настойчивой барышни не денется даже такой тертый калач, как Росомаха – ибо дочь, и виной всех ее больших неприятностей папины гены! А к ней в довесок прилагаются еще дети/клоны/частички его старых друзей, которых он помнит и любит. Без разницы, что в их появлении на свет Логан и прежние мутанты, как бы, вообще не при делах, родительская/взрослая ответственность беспощадно настигает старого мутанта, одного за всех. В общем, в фильме содержится скрытая буржуйская пропаганда, что дитя есть неуправляемый геморрой, и лучше им не обзаводиться ни под каким видом, а бухать себе на здоровье.
***
При всем сочувствии, которого Логан заслуживает, как никто другой, он же не может не раздражать. Если бы он не тупил так, утопая в великой жалости к собственной персоне, и не сопротивлялся влиянию Чарльза вначале, многих жертв удалось бы избежать, и вообще задача бы частично упростилась. Но играть на опережение он абсолютно не готов.
На самом деле, одержимость желанием устраниться, забрать старика и жить на яхте – не первая попытка Росомахи уйти в отшельники; закономерно, она тоже проваливается. На него сваливается новая ответственность и сыплются новые шишки, на которые он и другие люди, по его собственным словам, «не напрашивались». Тащат, понимаете ли, его силком спасать кого-то там, а он не хочет, сердешный, аж тошно ему! Все, что происходит с ним, с этого ракурса выглядит ужасно несправедливо. Якобы гнусная жизнь скрутила его, обобрала и вынудила пасть ниже своих способностей. Однако невозможно не понять, что он заботился о Чарльзе Ксавье по велению души, и продолжал бы заботиться, как бы сильно его это ни допекло.
Равно как и незнакомая девочка перестает быть ему безразличной, как только он увидел ее замечательные когти. У Логана есть время подумать, пока за ней гоняются по ангару, и после этого он бросается ей, почти пойманной, на помощь – выходит, сознательно. И не потому, что Чарльз попросил, и не назло гадам из «Трансигена». Так надо. Будь на ее месте ребенок с любыми другими способностями, Логан бы тоже вмешался. Она – мутант, будущее вида. Росомаха живет прошлым, однако будущее взывает к нему, а он, как ни старается отбояриться, все-таки не совсем глухой как нравственно, так и эмоционально. И по ходу действия все четче проявляется, что благоразумие и отстраненность, которых он придерживается – как раз и есть вынужденное положение. Своего рода застывшая поза раненого, который боится пошевелиться, чтоб не вернулась боль, а выздоровление уже неважно. А хочет он на самом деле, да, вернуть прошлое, а еще – не смеет хотеть того же, что и Чарльз, не позволяет себе увидеть перспективы и увлечься ими, как старый профессор. Он боится поверить в приход новых времен. Все же Логан находится там, где ему нужно находиться, и делает то, что считает нужным делать.
По отношению к Лоре Логан не стремится стать наставником, однако не может не учить ее. Тоже хочет, чтоб она «стала лучше», хоть и убеждает себя, что с него хватит. Притом желание предупредить, вложить ребенку свои мозги сильнее его: Чарльзу даже приходится одергивать его и вовсе тактично выпроводить за новой тачкой, когда Логан уж слишком рьяно разоблачает «вранье» в комиксе. Но, в отличие от профессора, Логан не боится расстроить Лору, ему важнее подготовить ее к возможным трудностям, чем уберечь от огорчений. Разговор о кошмарах и пуле из адамантия – своего рода исповедь Росомахи, содержащая, между прочим, немалый воспитательный посыл и выражающая доверие, что установилось между ним и девочкой вопреки тому, что он никого не хотел пускать в свою душу. Перед смертью Логан более не сожалеет о своей привязанности, он спешит выдать последние наставления и для всех детей: «Вы не должны никогда сражаться», и для Лоры: «Не будь такой, какой тебя сделали».
Объяснить всю закономерность трагического финала может лишь непопулярная ныне, но типичная для советского времени тема единства призвания и долга. Достоинство человека заключается в том, чтоб быть честным с собой и миром и, соответственно, выполнять свои обязанности: «Человек должен делать свое дело». И, освобожденный от всяких обязательств, как ему того хотелось, Росомаха вдруг обнаруживает, что чувство долга и устремление его души неразделимы. Вот он один; ни Чарльз, ни Лора его больше никуда не пинают. Но при виде вертолетов у Логана явно ни в одной извилине не возникает светлой мысли: «Нафига связываться, а не отправиться ли мне в бар, как собирался?». Ему все ясно. Тревога за детей накрывает его целиком. Бежать к ним на выручку так же естественно, как при обстреле прикрыть собой Лору («Иди за мной!»); хотя пропустить ее вперед и прикрыться ею было бы разумнее, все равно она быстро восстановится, а ему все меньше пуль. Однако он мужчина, а она ребенок, и потому по своей воле лезть вперед батьки в пекло он ей не даст; а что она натворит, его не спрашивая, уже другой вопрос.
Приносит ли Логан себя в жертву ради детей-мутантов? Наверняка сам он так не думает. Он реализует предназначение воина, защитника, взрослого и, блин, родителя. Это - также момент смирения, принятия настоящего: ушло дорогое прошлое, нет и не будет того, что планировалось, но Лора и те дети, которые есть - это ценность. Как бы противна ему ни была причина их появления на свет, это уже не имеет значения. Продлить свое существование или вернуться к своей сущности? – вообще не вопрос! Человек, что пытался жить обычной жизнью, изгой-одиночка, завсегдатай баров – беспощадно отринуты, перед нами вновь Росомаха-герой. Герой – это тот, для кого главным приоритетом является сохранение вида. И, как единственный взрослый представитель вида мутантов, Логан не остается в стороне. Как только он отправляется вслед за детьми, о себе он больше не думает. Что характерно, умирать ему расхотелось, вернее, желанная смерть сделалась несущественной, как только его позвал долг. Это тот редкий случай, когда герой вовсе не делает выбор, не взвешивает варианты и не рассуждает, жалко ему себя или не очень; он просто знает, как нужно поступить. Нужно в том числе и ему.
С того момента, как он перестает противиться ходу событий, Логан обретает самого себя. Любовь, о которой не сказано ни слова, и ответственность движут им, и позволяют ему переломить всю практически безнадежную ситуацию. Сложно назвать гибель героя в финале хэппи-эндом. Но Росомаха умирает победителем, он сумел защитить то, что ему дорого, и внес свой вклад в будущее.

Косяки и не уточненные обстоятельства
Как бы ни был хорош фильм, а смысловые недоработки в нем имеются.
– Что за нелепая идея – забрать попросту физически опасного старика на яхту? Ну, что за дурость такая?! Логан ведь вроде все понимает, специально поселил профессора изолированно, в ангаре посреди степи. Уж будто он забыл, что произошло, когда Ксавье и Магнито взялись ссориться в самолете. Жизнь на воде вообще не для всех годится, это дополнительная нагрузка для непривычных. Первый же приступ – и они потонут к едрене фене, и потопят тех, кто плывет поблизости без автопилота. Кроме того, вся навигация наверняка отслеживается, и так спрятаться куда труднее, чем затеряться на суше. В общем, мечтать не вредно, хорошо, что до дела не дошло. Узнал бы Логан тогда, где загорает кузькина мать.
– Пленение Калибана и все, что с этим связано – следствие немыслимой бестолковости. Даже если Логан не мог предвидеть, что на их убежище вот-вот навалится целый гарнизон, уж если когти марать неохота, то контрольный выстрел в голову предполагаемого трупа не помешал бы! Ну и далее, только ленивый зритель не отписал, как надо было сделать, повторяться неинтересно, благо вся критика по этому поводу стопроцентно обоснована.
– Больше всего вопросов вызывают преследователи. Судя по испанской речи и акценту некоего «командира», к которому обращается Дональд Пирс возле ангара, богомерзкая корпорация «Алкалай» изначально привлекла для устранения утечки из лаборатории мексиканских наемников. Что логично, ведь деятельность организации незаконна. А найти таких исполнителей, кто без вопросов соблазнится на деньги, спонсорам нелегальных экспериментов вроде бы нетрудно. Но наемники – вчерашняя уличная шпана, а не армия, по сути, никому ничего не обязаны, и жить наверняка хотят. При виде того, как разобралась пара мутантов с половиной из них, другая половина должна была послать Дональда на все четыре стороны и свалить. Или свалить прямо в процессе неудачной операции захвата Лоры; а то и навалять мистеру Пирсу за то, что так их подставил. Но, однако же, они продолжают охоту. Как уже частично отмечалось многоопытными колхозницами, из фильма неизбежно следует, что головорезы при оружии – поголовно тупые. Предупреждать их бесполезно, хоть словами, хоть размахиванием аномальных когтей, хоть даже оторванной головой, все равно не отстают, пока поздно для них не станет. Впрочем, ладно, может, одни наемники побоку, так других набрали. Остается проблема, вне правовых рамок не такая уж и существенная, как укорачивать языки, если кто сбежит.
Вмешательство официальных представителей закона начинается в кадре, похоже, с того момента, как чернокожий офицер в морге говорит доктору, что «нельзя же устраивать побоище». Вероятно, их внимание привлек приступ в отеле, вдобавок, на ферме погибло слишком много местных, так что не удалось это замять, и власти узнали. И вот тут начинается уже очень много странностей. Ведь, по логике, представителей «Трансигена» должны немедленно арестовать! А что происходит?! Доктор, проводивший нелегальные эксперименты на людях, официальными лицами неприкрыто командует, да еще не возразить ему! Выходит, спецструктуры и государство с «Трансигеном» в деле? Позор продажной псевдодемократии, но со времен «Секретных материалов» и первого фильма о Росомахе это уж не ново. Однако на границе происходит нечто ну совсем несуразное.
С какого недоразумения какой-то паршивый ученый командует военными? Всякий, кто имеет даже смутное представление о субординации в подобных структурах, понимает, что это абсурд. Он – главный у себя в лаборатории, но на выездной спецоперации он главным быть не может. И если уж его, в качестве великого одолжения, взяли с собой, то он должен молчать в тряпочку и наблюдать. Он же еще толкает для Логана речь, которая его самого же изобличает как преступника, и которую слышит множество лишних ушей. Прямо сольная ария ополоумевшей от собственного красноречия злыдни из «Сейлормун»! Тьфу!
– В новостях на радио передают, что в результате рокового приступа Ксавье год назад погибло семь мутантов. А ведь было их до х... икс сколько их было, куда остальные подевались?
Также не уточнено, Логан и Чарльз в эти семь входят? Они считаются погибшими или как? Профессор, вероятно, да, иначе Логану не пришлось бы зарабатывать деньги, которых у Ксавье всегда хватало. Для сюжета оно несущественно, но, обычно, наличие /отсутствие подлинных документов кое-что определяет, хотя бы возможность купить яхту. Хотя, понятно, что к ним и так, и сяк прицепятся, не те, так другие.
– Неужто в порядке вещей в этой бандитской Америке разъезжать на изрешеченной пулями, окровавленной машине с выбитыми стеклами? И в крупном населенном пункте, где находится отель-казино, этим совсем никто не обеспокоился. До такой степени щедрые чаевые покрывают все? Как-то оно чересчур.
– Вопрос: что это за Эден такой, и кто детей там ждет? Логан этим вопросом не озадачился, считая комикс вымыслом, а ведь брошюрки распространялись в той самой клинике, где незаконно экспериментировали с ДНК мутантов. Не является ли весь побег своего рода тестом на выживание для детей? Против этого говорит то, что Дональд Пирс узнает о Северной Дакоте с надписи по фото, но он, не исключено, не столь важная птица, чтоб посвящать его во все. В таком случае, никто не ожидал вмешательства взрослого мутанта, успешного решения задачи вообще не предполагалось, и чудесным образом пересекшие границу дети найдут там вместо убежища дырку от бублика.
Допустим, все же, что убежище существует, и с ним все в порядке. Отчего его организаторы ни разу не показались? И никакой от них помощи, кроме комикса, карты и перевалочного пункта. Или новые благодетели детей-мутантов, построившие Эден, отбирают себе подопечных по принципу древних воинов: нехай дохляков кормить, кто выжил – тот выжил? Добром воняет, однако. Зрительскими молитвами, да пребудет с детками Х (икс) = бесконечное множество счастливых возможностей!
– Лора, конечно, за себя постоит, но как можно эту милую девочку оставлять без присмотра, особенно в людных местах? Ладно, если просто под машину попадет, и то хлопот не оберешься. Она же, чуть что не по ней, сразу в драку лезет, ведь так по понятным причинам никогда не проигрывает. Когда Лора бродит в доме на ферме и заходит в комнату сына хозяев, или когда хватает, что понравится, в придорожном магазинчике, так и ждешь с ее стороны форс-мажора. Хорошо, что и мальчик сам уступил ей плеер, и Логан вовремя подоспел. Пока она не заговорила, казалось, надежнее всего ее на поводке водить. Конечно, как выяснилось, она вполне способна и о Логане позаботиться, но все ж ее социальные навыки вне компании друзей-мутантов под вопросом. Опять же, когда она успела научиться вождению?
Еще маловероятная особенность Лоры: в незнакомой обстановке она не теряется, а экспериментирует - нетипично для синдрома госпитализма, характерного для всех, кого с младенчества растили в казенных учреждениях.
– К смертному бою Логану полагается белоснежная, не продырявленная пулями майка! И неважно, что ей неоткуда взяться: запасной майки у него с собой быть не может, из чужой-то машины, а у детей на перевалочном пункте взрослая одежда с чего возьмется?

Что же, мы потеряли Героя. Пусть даже он заработал, чтоб в его несуществующую трудовую книжку напоследок написали: «За спасение заслуженного пенсионера и юных пионеров от империалистических жерновов продажной лженауки заслужил орден и звание» сами понимаете какие. Итак:

Логан умер.
1) Да здравствует Логан!
2) Росомаха бессмертный. Кто не согласен, пусть идет на ..., к ... и в ... !!!
3) Ну и икс с ним!
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!