Самарские судьбы
Самара - Стара Загора

Блог клуба - Клуб любителей русской словесности

+4 RSS-лента RSS-лента
Администратор блога: vladimir vladykin
Отрывок из статьи Максима Лаврентьева "Знаки бессмертия: Александр Пушкин"
Русская литература до XVIII столетия, за немногочисленными исключениями вроде вольнодумного «Жития» протопопа Аввакума или переписки Грозного с Курбским, не терпела ярко выраженного авторского индивидуализма. Даже там, где эго выступало на передний план, оно чаще всего затушёвывалось нарочитой самоуничижительной риторикой: «Аз есмь ни ритор, ни философ, дидаскалства и логофетства неискусен, простец человек и зело исполнен неведения»[1].

Пожалуй, первым русским литератором, в творчестве которого авторское «я» прозвучало отчётливой доминантой, стал поэт – Гавриил Державин. «Когда Ломоносов в своих одах говорил “я”, – пишет по этому поводу В.А. Западов, – то это “я” обозначало вовсе не реального М.В. Ломоносова, а “пиита” вообще, некий обобщённый голос нации. А у Державина “я” – это совершенно конкретный живой человек, сам Державин, с его личными горестями и радостями, с его частной жизнью, размышлениями и делами»
Отрывок из статьи Татьяны Шабалиной
БАЛАГАН (от перс. balahana – верхняя комната, балкон). Термин имеет несколько значений:

1. Временная постройка для народных увеселительных, ярмарочных зрелищ (театральных представлений, райков, «комнат смеха», выставок «уродов», передвижных зверинцев, торговых палаток и т.п.). В этом значении термин установился в 18 в. и был распространен до начала 20 в.

2. Жанр демократичного ярмарочного спектакля – грубоватое, часто – комическое зрелище с сатирическими мотивами, основанное на рифмованных прибаутках, балагурстве, и снабженное различными шумовыми эффектами. Получил свое название от постройки-балагана. В чистом виде также просуществовал с 18 в. до начала 20 в.

3. Современный театральный жанр, основанный на стилизации народных балаганных представлений.

4. В переносном смысле – нечто грубое, несерьезное, не соответствующее высокому художественному вкусу. Это пренебрежительное отношение к балагану установилось в 19 в., когда ярмарки и народные гуляния, занимающие весьма заметное место в жизни городского населения России, тем не менее не становились предметом глубокого профессионального исследования. Позже, с начала 20 в., появились серьезные искусствоведческие и культурологические работы, рассматривающие балаган в контексте истории мировой культуры (А.Лейферт, Ю.Лотман, М.Бахтин и др.). Балаган серьезно изучался и театральными практиками (В.Мейерхольд, А.Блок и др.). Принципиальное отношение к балагану, как и ко всему народному театру, было коренным образом пересмотрено. Однако в бытовой речи негативное звучание слова сохранилось; правда, в этом значении оно употребляется уже не по отношению к театру (например: «Превратить серьезное собрание в балаган»).
................
В начале 20 в. эстетика балагана была творчески переосмыслена.
.................
С балаганом связаны значительные периоды творчества театральных художников. Это был уже совсем другой балаган - по-прежнему пестрый и яркий, но философский и изысканный.
Словарь (в,д,и)
ВАЛЯТЬ ДУРАКА
Оказалось, есть разные предположения о происхождении этого фразеологизма, причем, даже самые невероятные. С интересом прочитала в интернете статью Дениса Абсентиса.

ДУРАК НАБИТЫЙ
Что означает это выражение, можно прочитать в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона. Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2 Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб, тип.Ак..наук. М.И. Михельсон.1896-1912.
К своему стыду, не знала о существовании этого словаря.

ДУРАК
В словаре Абрамова 63 синонима этого слова.

ИВАНУШКА-ДУРАЧОК
Прочитала в Википедии статью, а внизу статьи запись: "Для улучшения этой статьи желательно: (идёт перечисление). Неужели можно улучшить даже самое лучшее? Статья сказочно хорошая.
Словарь
БИТЬ БАКЛУШИ
Сегодня выражение "бить баклуши" означает ничего не делать. Между тем, раньше битьё баклуш было занятием. Хотя и довольно простым. Было время, когда посуду в основном делали из дерева: чашки и ложки, братины и тарелки. Но чтобы вырезать что-то, от бревна нужно было первоначально отколоть чурку-баклушу. Мастера поручали это сравнительно лёгкое дело подсобным рабочим. Это занятие так и называлось "баклуши бить".

БРАТИНА
Братина во времена допетровские была на Руси сосудом, предназначенным для товарищеской попойки. Внешне братина была похожа на горшок с крышкой. Из братины пили вкруговую, черпая жидкость чумками, черпальцами и ковшами. Братины были различной величины; небольшие употреблялись даже прямо для питья из них - они назывались братинками. В таком сосуде мёд долго оставался холодным, а сбитень - горячим. Братины делались из дерева, меди, серебра и даже золота. Серебряные и золотые братины с элементами чеканки и затейливой резьбы составляли предмет гордости царей.

СИРОТА КАЗАНСКАЯ
Выражение "сирота казанская" относится к человеку, который прикидывается беспомощным, чтобы кого-нибудь разжалобить. Но почему именно "казанская"? Этот фразеологизм возник после завоевания Казани Иваном Грозным. Татарские князья (мирзы) стали подданными русского царя. При этом они старались выпросить у Ивана Грозного всевозможные поблажки и льготы, жалуясь на горькую участь.