Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Дмитрий Квашко: «Театр – искусство настоящего»

20 июня 2019
Просмотров: 1525
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Дмитрий Квашко: «Театр – искусство настоящего»
20 июня 2019
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 1525
Поделиться:

Мы сидим на кухне и говорим о жизни, о театре, о пьесах, о спектаклях, о том, что самое любимое для него – первая читка пьесы и первая репетиция.

Если верить свидетельству о рождении, режиссер Дмитрий Квашко родился в Тольятти, а на самом деле – в Великом Новгороде. И все же он тольяттинец, пусть и с двухмесячного возраста. По примеру старшего брата увлекался футболом, хоккеем, а когда брат вышел на сцену ТЮЗа, то тринадцатилетний Дима, не особо сомневаясь, пошел в ДК СК к Галине Петровне Швецовой в любительский театр-студию «Поиск». Сейчас на стене кабинета главного режиссера Тольяттинского Молодежного драматического театра висит афиша спектакля по пьесе Александра Хмелика «А все-таки она вертится». Ученик Павлов – его первая роль.

В судьбе Дмитрия Квашко немало поворотов. После восьмого класса поступал в кулинарное училище, но не был принят из-за строчки в характеристике «идеологически неустойчив». Учился в ПТУ на сварщика, и в то же время в газете «За коммунизм» была опубликована рецензия на спектакль «Ромео и Джульетта», в котором он играл Ромео. Затем женитьба, служба в армии в роте почетного караула в Москве. Кстати сказать, и по сей день столица – его самый любимый город, подпитывающий любовь к театру. И вновь Тольятти, работа на заводе «Синтезкаучук», возвращение к Галине Швецовой в любительский театр в подвальчик на улице Лизы Чайкиной, 71. С этим театром он как актер и помощник режиссера объездил полмира: Советский Союз, Южная Корея, Германия, Австрия…

В 1998 году, через полтора месяца после окончания Самарской академии искусств и культуры, в двадцать восемь лет начал работать директором Тольяттинского Театра юного зрителя. Как писала пресса, Квашко «в короткий срок создал команду по-настоящему преданных своему делу единомышленников». В конце 1999 года директор кинотеатра «Октябрь», опасаясь продажи здания коммерческим структурам, предложила Дмитрию спасти кинотеатр: «В одном зале будет кино, в другом – ваши спектакли». В 2000 году ТЮЗ открылся на новой площадке спектаклем «Катарсис» по пьесе Алексея Слаповского «От красной крысы до зеленой звезды», ставшим позже в Санкт-Петербурге дипломантом Второго международного фестиваля «Радуга». На черной сцене – большой деревянный ящик, в щели которого то и дело высовывались крысиные морды. Они разглядывали людей и философствовали. Увидеть себя глазами крыс, вычленить рацио в их болтовне, сопоставить собственную жизненную позицию с крысиной философией, понять, что нашими руками и ногами двигают не только рефлексы и желания, но и страсти, страхи, зажимы, табу…

Спектакли Дмитрия Квашко всегда созвучны времени. Успех у публики имели и имеют «Неправильный крокодил» И. Члаки, «По Щучьему веленью» Т. Ширяевой, «Вредный спектакль» Г. Остера, «Золушка» Е. Шварца, «Про кота и про любовь» И. Чернышева, «Шкаф» и «Шар братьев Монгольфье» В. Леванова, «Мишель» В. Азерникова, «Сказка о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина, «Огниво» Г.-Х. Андерсена, «Приключения Буратино» А. Толстого, «Белые ночи» Ф.М. Достоевского… На сцене МДТ уже пятнадцать лет живет театральная акция против наркомании «Разбивая стекло». Для спектакля «Вечеринка клоунов» Дмитрий Квашко сделал с актерами триста шестьдесят пять этюдов. Будучи директором театра, ряд спектаклей поставил под псевдонимом Дмитрий Новгородцев.

Пьесу для постановки он может выбирать годами, а может влюбиться в текст и тут же начать репетиции. Уважение к тексту и к автору – то, что отличает Квашко от многих коллег по режиссерскому цеху. Пожалуй, самое интересное для него – разбор пьесы, обсуждение замысла с художником и композитором. Не случайно большую часть спектаклей Квашко поставил с художником Еленой Климовой, композиторами Эдуардом Тишиным и Олегом Погорельцем. Случается, во время репетиций изменяется его отношение к пьесе – от симпатии к удовольствию, затем едва ли не к ненависти и вновь к влюбленности в текст.

Судьбоносной для МДТ стала встреча Квашко с актером Тольяттинского драматического театра «Колесо» Владимиром Лукичем Коренным. С 2005 года в Тольяттинском Молодежном драматическом театре плодотворно работает этот тандем единомышленников – директор Владимир Коренной и главный режиссер Дмитрий Квашко. Кстати сказать, сегодня в труппе МДТ – двадцать четыре человека, из них семь режиссеров, в репертуаре тридцать спектаклей для детей и тридцать для взрослой аудитории, в сезоне в среднем по восемь-девять премьер. Квашко не тянет творческое одеяло на себя, обычно ставит два спектакля в сезон, занимается вводами в текущий репертуар.

При Молодежном драматическом театре с 2005 года работает студия, в которой Квашко занимается с двенадцати-тринадцатилетними ребятами. «В студии я часто отдыхаю как режиссер, пробую себя в других амплуа. Спектакли для студии не самоцель, они могут рождаться не сразу», – признается Дмитрий, перебирая программки: «Реквием» Р. Рождественского, «Сны» И. Вырыпаева, «Сто пудов любви» В. Леванова.

Он любит путешествовать, на рыбалку ходит не ради богатого улова, азартно играет в бильярд, настольный теннис и не представляет себе никакой другой жизни – только в театре, только с театром. Люди часто ждут от судьбы каких-то подарков, надеются на везение, а он не строит долгоиграющих планов и по-настоящему счастлив. По крайней мере, на мой взгляд.

«Я очень люблю русскую и мировую классику, – говорит Дмитрий. – Но театр – искусство настоящего, поэтому меня тянет к современной драматургии, не к эпатажу и не к псевдоновым формам. Каждый месяц читаю по шестьдесят-семьдесят новых пьес. Верю, что у современной драмы есть настоящие творческие перспективы. Мы – Молодежный драматический театр, а значит, должны быть современны по сути. Сегодня на спектакле была публика за тридцать – как она воспринимала спектакль! А, например, пьеса «Шкаф» была написана Вадимом Левановым в начале девяностых годов, раньше, чем стало известно такое направление, как «новая драма». Шкаф – искушение. В нем находится то, что так притягивает. Кажется, закроешь дверцу – и другого шанса столкнуться с загадочным миром уже не будет. И этот же шкаф – страх. В нем неуютно, темно, тесно. А может быть, этот шкаф – все, что закрыто в глубинах нашего подсознания, то, что так и не разложено по полочкам? Я читаю пьесы того же Вадима Леванова и думаю о Чехове, который был в свое время современным автором. Он и остался для нас автором для думающих людей. Я ставлю спектакли не для себя любимого, а для самого разного зрителя, сочувствующего героям, размышляющего».

У настоящего режиссера есть своя тема в искусстве, у Дмитрия Квашко – это тема выбора. Он не боится пробовать, не боится признавать ошибки, идти вперед.

В июне 2019 года главный режиссер Тольяттинского Молодежного драматического театра отметит 50-летие. В душе ему по-прежнему двадцать с небольшим. Иначе и быть не может, когда вся жизнь день за днем не просто в театре, а в театре молодежном.


Александр Игнашов
Использованы фото из архива Дмитрия Квашко и Тольяттинского Молодежного драматического театра.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!