Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

«Чудо мое особенное». Премьера в Тольяттинском театре кукол

7 февраля 2019
Просмотров: 1492
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
«Чудо мое особенное». Премьера в Тольяттинском театре кукол
7 февраля 2019
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 1492
Поделиться:

Режиссер-постановщик – Янина Дрейлих
Художник-постановщик – Денис Токарев (Ижевск)
Композитор – Эдуард Тишин
Видеограф – Николай Косарев

Премьера состоялась 20 декабря 2018 года.
В спектакле заняты артисты: Ирина Шарапова, Анастасия Косарева, Олег Лактионов, Александр Кочудаев, Дмитрий Герасименко, Марина Гамзина.

Спектакль создан в рамках федерального проекта «Культура малой Родины» политической партии «Единая Россия».

Материнское сердце говорит о том, что можно сколь угодно долго рассуждать о готовности детей воспринимать реалии жизни, можно выращивать ребенка, как тепличное растение, не сотрясая нежное дитяткино сердечко переживаниями и сопереживаниями. Материнский разум, смотрящий на сто шагов вглубь, хоть иногда, но стратегически мыслящий, отвечает сердцу, что наполненная жестокими реалиями жизнь даст твоему особенному чуду, твоей кровинушке, пинка еще не раз. В свое время об этом, о подростковой наивности и жестокости, о первой любви и первом отчаянии, Ролан Быков снял с Кристиной Орбакайте в главной роли знаменитый фильм по повести Владимира Железникова «Чучело». И вот по просьбе руководства Тольяттинского театра кукол к этой теме на новом витке обратился самарский драматург Александр Игнашов, написавший пьесу «Чудо мое особенное».

Спектакль главного режиссера Тольяттинского театра кукол Янины Дрейлих уникален не тем, что впервые в своей истории театр обратился к подростковой аудитории, и не тем, что зритель располагается на сцене в шаге от игрового пространства. Этот спектакль в отличие от того же фильма «Чучело» несет в себе иные смыслы – более современные, в чем-то жестче, в чем-то лиричнее. Зритель не просто наблюдает спектакль, он находится в нем, в нем соучаствует.

Театр раскрывает перед нами картину жизни нескольких семей – успешных и не очень, интеллигентных и не совсем, – и родителей, и детей, мальчишек и девчонок, которым лет по двенадцать-тринадцать. Девочка Даша приходит в новый для себя класс и сталкивается с неприятием и ожесточением, издевательством в социальных сетях.

Как ведут себя наши дети? Чем они живут?.. Бабушка называет Дашу «чудом моим особенным», а ее новые одноклассники – чмом. Увидев себя в кукольных героях спектакля, словно в зеркале, тольяттинские школьники замирают. А мы, их родители, задумываемся над тем, почему не всегда понимаем наших детей, почему они часто не принимают нас, отчего они не такие, как мы, почему легче держаться стадом, налетать вороньей стаей с громким гиканьем на добычу сообща и рвать ее на части.

В очередной раз чувствую, как не просто идти против мейнстрима, как сложно остаться собой и не присоединиться к общей травле. Ведь кажется: пока гонишь ты – не погонят тебя. Такое развитие событий свойственно не только детским коллективам, не так ли? Как важно вовремя сказать стае: «Остановитесь! Так нельзя!»

На этом спектакле, вздрагивая, кожей ощущаешь корень зла детской жестокости. Потому что виноваты в современной детской жестокости мы, родители.

«Чудо мое особенное» – спектакль многослойный. Только на первый взгляд он ориентирован на подростков. Режиссер Янина Дрейлих так сплела кружево спектакля, что дети видят в нем свое, а родители – свое. Бич нашего времени – стремление к успеху, эгоцентризм, виртуализация всего и вся, клиповое мышление – все это перемежается с подростковым интернет-сленгом. Очень тонко показана жизнь в школе и в семьях героев, способы общения родителей и педагогов с детьми. Здесь нет неважных мелочей. Чтобы быть услышанным, с собеседником нужно разговаривать на его языке. Драматург, режиссер и театр великолепно справились с этой задачей.

Обесценивание подростками основ жизни здесь соседствует с детской же потребностью быть принятыми, в первую очередь, своими собственными родителями. А жестокость здесь не более, чем способ взять свою часть любви, как бы это странно ни звучало.

Этот спектакль необходимо показывать подросткам, чтобы они учились сопереживать, понимать чувства другого человека, чтобы их желание самоутвердиться реализовывалось не через унижение другого, а через способность посочувствовать, протянуть руку помощи и дружбы. Главное – вовремя услышать слова, сказанные Дашей: «Люди – они как звёзды, такие же разные».

О чем теперь говорит материнский разум?..

После спектакля режиссер и зрители говорили артистам о своих впечатлениях. Тогда я сказать не смогла, говорю сейчас: «К концу спектакля у меня появилось желание бежать в детский сад и забрать своих детей домой, чтобы провести с ними не вечер, а весь день – и не за компьютерными играми и мультиками, а именно вместе! Захотелось прижать детей к себе и не отпускать! Порисовать с ними, почитать, построить замки из кубиков. К этому вы подтолкнули меня своим спектаклем».

Мне кажется, стоит показывать спектакль «Чудо мое особенное» и только для взрослых, а затем обсуждать увиденное. Сейчас в моде буллинг, по-русски – травля. Есть у меня подозрение, что ни один родитель не хотел бы, чтобы его ребенок был хоть как-то причастен и к роли гонителя, и к роли жертвы.

Неужели вы все еще считаете, что в Тольяттинском театре кукол нет спектаклей для взрослых?


Марина Лаптева-Бекаева
При подготовке материала использованы фото Вячеслава Смирнова.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!