Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Линии жизни любимого города. Новокуйбышевску – 65 лет

30 октября 2016
Раздел: Юбилей
Просмотров: 2438
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Поделиться:
Линии жизни любимого города. Новокуйбышевску – 65 лет
30 октября 2016
Раздел: Юбилей
Рейтинг: 0
Голосов: 0

Просмотров: 2438
Поделиться:

Как неповторим каждый человек, так и уникален каждый город. Улицы, их изгибы, пересечения – будто линии судьбы на наших руках. Не найдешь в целом мире еще одной похожей ладони! Не найдешь ни в одной стране еще одного такого же города. Нашего Новокуйбышевска! С его тенистыми бульварами, спокойными парками, масштабными площадями, предприятиями мирового значения, а главное – замечательными людьми, искренне влюбленными в свой родной город. Кто-то из них строил его, кто-то родился тут, кто-то приехал сюда совсем недавно. Но все они тут не случайно. В 2017 году Новокуйбышевск отмечает свое 65-летие. Наша статья – символическая экскурсия не просто по городу. По его истории, по линиям его судьбы. Мы будем перемещаться и в пространстве, и во времени. И жители города-юбиляра помогут нам в этом. Итак, отправляемся в путь.

На пути к городу

Станция Липяги. Мы начнем нашу прогулку-аллегорию отсюда. Тем, кто часто ездит по железной дороге, очень хорошо известно это место. В день здесь проходят десятки поездов, и именно отсюда многие современные жители Новокуйбышевска добираются до своего дома. Сама станция появилась тут в конце 19 века в процессе строительства Самаро-Златоустовской железной дороги. Впрочем, еще до этого времени здесь уже было село с таким названием, а точнее, сёла – Русские, Мордовские и Чувашские Липяги. Почему, кстати, Липяги? Липы тут цвели, да как обильно! Да сколько меду водилось у местных пасечников! Липяги стояли на реках Кривуше и Сухой Самарке. От Засамарской слободы эти села отделяло всего 15-20 верст. Главным занятием крестьян этого района было хлебопашество и отчасти рыболовство, благо, что к этому располагали близость Волги и наличие в ее пойме огромного количества озер, изобилующих рыбой. Жили тут люди, как говорится, не тужили. Но печально известным это место стало во времена Гражданской войны.Именно тут 4 июня 1918 года наступающие на Самару части чехословацкого корпуса встретил трехтысячный отряд красноармейцев. Около двух тысяч самарских бойцов были убиты или взяты в плен. Сегодня о том времени нам напоминает табличка, что разместилась недалеко от входа на станцию. Табличка была установлена через 50 лет после обозначенных событий, после получения необходимых согласований. В книге В. Троцкого «Революция в Самарской губернии 1917-1918. Хроника событий» читаем, что в начале октября 1918 года «чехами расстрелян помощник начальника станции Буданов, дорожный мастер Иванов, стрелочник Соболев, участвовавший во взрыве моста у Жигулей, чтобы преградить путь чехам при их наступлении».

Но не столько этим интересна станция Липяги для нашей символической экскурсии. Нам это место важно потому, что отсюда началось строительство промышленных предприятий, благодаря которым сегодня Новокуйбышевск известен далеко за пределами Самарской области. Сначала в1932 году неподалеку начала работать Приволжская биофабрика №6, много лет подряд производившая биопрепараты для лечения и профилактики заболеваний сельскохозяйственных животных (в том числе чумы, бруцеллеза и других). А вскоре здесь стал строиться Крекинг-завод, который послужил началом становления крупного нефтеперерабатывающего производства. Именно развитие нефтехимической отрасли и явилось причиной появления на карте области города Новокуйбышевска.

Добро пожаловать!

Мы въезжаем в город – в Новокуйбышевск середины 20 века. Уже не по железной дороге, а по автомобильной. Нас встречает стела «Новокуйбышевск». Когда глядишь на нее, сразу становится понятно, чем примечательно это место – даже человеку, который ничего не знает об этом. Город нефтехимии.

Уже в середине 1940-х годов из нефти окрестных месторождений на Крекинг-заводе производили бензин, керосин, солярку, смазочные масла и прочие нефтепродукты. В 1945 году руководству страны стало ясно: мощности предприятия не достаточно для растущего уровня нефтедобычи в Среднем Поволжье. Тогда же в окрестностях областного центра запланировали возвести еще одно, гораздо более мощное нефтеперерабатывающее предприятие, которое впоследствии станет известным как Новокуйбышевский НПЗ.

Сейчас уже не секрет, что город Новокуйбышевск начинался с двух бараков для заключенных из лагерных участков, так называемого Нефтестройлага, построенных в течение двух жарких июльских недель 1947 года в районе 1102-го километра железнодорожной магистрали «Москва – Куйбышев». Затем здесь же были поставлены несколько домов для руководителей и специалистов стройки.Завод еще строился, а в поселки уже прибывали люди.

Уже вскоре была обустроена платформа «1102-й км» (теперь это железнодорожная станция «Новокуйбышевская»). Около нее из стандартных панелей был собран первый двухквартирный дом, и очень быстро стали возводиться многоквартирные жилые здания. Можно сказать, что с этого и началось строительство города. Правда, в то время еще никто и не думал об этом. Была задача – запустить предприятие. Население тогда еще не города, а рабочего поселка быстро росло. Заводская зарплата оказалась во много раз больше скудных колхозных заработков, население окрестных деревень дружно потянулось на нефтеперерабатывающее производство. Завод рос.И в результате успехов строителей Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 22 февраля 1952 года рабочий поселок Ново-Куйбышевский был преобразован в город областного подчинения с присвоением ему наименования Новокуйбышевск. Уже вскоре здесь были образованы горисполком и городской комитет КПСС. Начали появляться жилые кварталы, школы, детские сады, больницы, дома культуры. Настоящий город!

– Без НПЗ не было бы Новокуйбышевска, и без Новокуйбышевска не было бы НПЗ, – делится Александр Николаевич Жеребцов, председатель Совета Почетных граждан Новокуйбышевска. – В 1950-м, наверное, 50% жителей города были сотрудники завода и члены их семей. Завод был для нас всем. Люди шли туда не только за зарплатой, стремились сделать что-то хорошее для страны, помочь нашему городу в росте и развитии. Много сил и душевной энергии было отдано новому делу. Мы работали, жили, создавали семьи, и вместе с нами рос наш город. Весь в строительных лесах и подъемных кранах. Нам нравилась эта атмосфера!

Наш НПЗ

9 миллионов тонн нефти в год. Производство топлива, смазочных масел, битумов, кокса. Первый в стране выпуск топлива для реактивных двигателей, масел для ракетоносителей и легковых автомобилей. Это предприятие не случайно носит статус градообразующего. Новокуйбышевский НПЗ. С его строительства началась история города.

Дирекция Новокуйбышевского НПЗ была сформирована еще на этапе строительства предприятия. Ее возглавил опытнейший производственник Гавриил Иванович Гореченков, имя которого сегодня носит одна из площадей Новокуйбышевска. Во время войны он был директором нефтеперерабатывающего завода в Баку, а затем восстанавливал разрушенные предприятия на Северном Кавказе. Сейчас перед ним стояла новая задача: построить и запустить мощнейший нефтеперерабатывающий комплекс.

Уже 5 ноября 1951 года с завода к потребителям ушел первый железнодорожный состав с бензином. Отправить этот эшелон в путь доверили ударнику производства, старшему оператору цеха №10 Павлу Матросову, впоследствии профсоюзному работнику, который об этом событии в своих мемуарах рассказывал так:

– Ровно в два часа в цех приехал главный инженер предприятия Анатолий Альтшулер, за ним директор Гавриил Гореченков, а затем и начальник железной дороги. Подъехала какая-то машина, явно не заводская, и с нее начали выгружать треноги, аппаратуру. Оказывается, приехали со студии Поволжской кинохроники… Первый бензин с АВТ-1 принимала бригада Натальи Нужаевой, а первую партию в товарном парке готовила смена Александры Сердюковой. Только я приступил к наливу в цистерну, кто-то из кинооператоров закричал: «Давай сначала! И не опускай шланг так низко – не видно бензина!» Пришлось мне повторить операцию снова. От волнения чуть не выпустил тяжеленный хобот шланга. Представляете, какое тогда было мое состояние? Однако все цистерны мы залили вовремя, и поезд ушел с завода по расписанию.

Практически сразу же после открытия завод вошел в число ведущих предприятий СССР по производству нефтепродуктов. Кроме производства различных сортов бензина, керосина и дизельного топлива, на установках Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода уже в начале 1952 года впервые в нашей стране началось изготовление технических масел для машин и механизмов, основой для которых стали высокосернистые нефти, характерные для месторождений Среднего Поволжья. Раньше переработка такого тяжелого сырья была освоена только за рубежом, а в СССР смазочные масла выпускались лишь на аналогичных предприятиях Северного Кавказа, где добывалась нефть с низким содержанием серы, которая является серьезным загрязнителем при производстве качественных нефтепродуктов из сырой нефти. Впоследствии технологи Новокуйбышевского нефтеперерабатывающего завода научились не только извлекать эту вредную серу из нефти, но и использовать ее для нужд народного хозяйства.

Нина Михайловна Федорова приехала в новый, строящийся город в 1953 году.Ей было всего 20 лет, но молодой девушке доверили участвовать в пуске первой на заводе газовой установки. Она справилась! И отработала старшим оператором 38 лет! Нина Федорова – Герой Социалистического Труда, кавалер ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:

– Никто не гнался за наградами, мы жили, работали, строили, любили. Сегодня мы, ветераны, помним о том времени, когда мы запускали цеха нашего завода, осваивали новые установки… Пусть сегодня многое уже модернизировано, нет того, что было раньше. Ведь главное – помнить не технику, а людей. Люди приезжали со всего Советского Союза и селились в новых домах по принципу «землячеств». «Тут у нас Москва, – говорили в шутку, – тут Грозный, здесь Баку, а вот Куйбышев!»

Интересно, что, несмотря на все достижения, основные работы на площадках предприятий нефтехимии начались все-таки в 1955 году, когда уже умер Иосиф Сталин, а затем был арестован и расстрелян Л.П. Берия. Это время совпало с появлением в городе других мощнейших производств. Так, в 1957 году был сдан в эксплуатацию Куйбышевский завод синтетического спирта (КЗСС), ставший первым крупным химическим производством Куйбышевской области. Спустя год город посетит главный ниспровергатель сталинского культа личности, Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев, который даст высокую оценку работе как НПЗ, так и других заводов.

В 1961 году в Новокуйбышевске был основан завод по производству битумно-резиновой изоляции для защиты трубопроводов «Бризол».

Промышленное развитие города обусловило растущую потребность в электроэнергии, в связи с чем в 1962 году была пущена в эксплуатацию Новокуйбышевская ТЭЦ-2. В 1965 году был основан Новокуйбышевский нефтехимический комбинат (сейчас – ЗАО «Новокуйбышевская нефтехимическая компания»), впоследствии ставший крупнейшим в Европе производителем мономеров для синтетического каучука. В 1966 году Новокуйбышевский НПЗ за выдающиеся производственные достижения был удостоен высшей награды СССР – Ордена Ленина.

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!