img

Аксенов Василий Павлович

1932-2009

прозаик, публицист, драматург

Площадь Чапаева (исторические названия – Театральная, Красная, Парижских коммунаров) – памятное место, где бывал В.П. Аксенов.

Василий Павлович Аксенов (1932-2009) – прозаик, публицист, драматург. Был членом редколлегий журналов «Юность», «Континент», еженедельника «Русский курьер», альманаха «Стрелец», ПЕН – клубов США, Франции, Дании, Швеции, России. Один из создателей и редактор альманаха «Метрополь». В декабре 1979 года вышел из Союза писателей СССР, вскоре покинул страну. Прочно входит в число наиболее читаемых, издаваемых и исследуемых в мире отечественных писателей современной эпохи.

«Со страниц его первых повестей и романов шагнули подростки и юноши из городских кварталов и заговорили на своём взъерошенном языке, шокируя тех, кто давно привык к пережёванной литературной пище. Экзотический, дразнящий стиль нового автора отрицал ложную патетику, хамелеонство в слове и поступке, которое окружало его молодых персонажей. (…) Он один из тех, кто привнёс в современную русскую прозу игровое, свободное начало, освежил её палитру. Наша литература настрадалась от описательного натурализма, от безъязычия. В шестидесятые годы с разных сторон «горожане» В. Аксёнов и А. Битов и «деревенщики» В. Белов и В. Распутин возвращали в русскую прозу литературно-поэтический язык, художественный стиль. Аксёнов создал целую галерею запоминающихся героев. (…) И всё же главным персонажем аксёновского творчества является он сам, или, как говорят литературоведы, образ автора, иногда явно, иногда незримо присутствующий в каждой клеточке письма. Это наш современник, родом из военного и детдомовского детства, потом ленинградский врач, потом профессиональный литератор, пришедший в прозу со своим, незаёмным литературным жестом, умеющий видеть в жизни не только смешное и недостойное человека, но и доброе, достойное пафоса нежности» (Е.Ю. Сидоров).

С Самарой В.П. Аксёнова связывало многое. Прежде всего, близкая дружба с крупным самарским учёным и джаз-музыкантом В.А. Виттихом, которому писатель даже посвятил рассказ «Физолирика». Эхо самарских впечатлений слышится и в других произведениях. Например, в рассказе «Корабль мира: «Василий Чапаев» возникает колоритный образ одного из знаковых мест городского ландшафта – площади у драматического театра, в центре которой – застывший и вечно рвущийся куда-то миф огромной эпохи.

По словам В.А. Виттиха, писатель «называл Самару своей второй родиной. Всегда говорил, что здесь дышать особенно, вольно». Неудивительно, что В.П. Аксенов часто приезжал к отрогам седых Жигулей. Здесь рождались страницы романных повествований «Московская сага» и «Новый сладостный стиль». В июне 1993 года в Самаре с участием писателя состоялась конференция «В. Аксёнов: Литературная судьба»; вскоре издательство «Самарский университет» выпустило книгу её материалов. А в июне 1994 года он выступал на представительной международной конференции, посвященной литературному движению «третьей волны» русской эмиграции. В мае 1996 года в телекомпании РИО Аксенов дал большое часовое интервью в прямом эфире журналисту В.А. Добрусину.

В.П. Аксенов
Площадь Чапаева