Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Аллегория... а вслед за ней и приговор

31 октября 2012
Просмотров: 2121
Рейтинг: +6
Голосов: 6

Поделиться:
31 октября 2012
Рейтинг: +6
Голосов: 6

Просмотров: 2121
Поделиться:

Для неумех, примкнувших к делу, появление большого мастера – это бедствие, потоп...  Слишком очевидна их несостоятельность.  Подмастерья в этом случае прибегают к нехитрому приему:  начинают толковать о жанрах, школах, рассуждать о том, чего этот «безродный выскочка» не отразил.

Припоминаю один случай, свидетелем которого была, и который остался в памяти благодаря ожесточенно-яростным нападкам на Талант.

В конце 80-х, когда культура еще находилась под государственной опекой, но  уже повеяло теплом, в Минске старанием друзей была устроена выставка Александра Исачева. Не стану говорить о месте этого художника среди великих, потомки сами разберутся, скажу лишь, что он сильно поспособствовал тому, чтобы  мы, советские, от «скотного двора», с его регламентацией и ужасающей безликостью, снова потянулись к Красоте и Правде.

Любое мероприятие в те годы, а тем более выставка работ художника, многие из которых  власти в Ленинграде собирались сжечь (было специальное Постановление суда), проходило не без контроля специальных ведомств. В день открытия, здание БЕЛНИИТИ было наводнено людьми с хорошей выправкой. Были и коллеги, по совокупности заслуг давно входившие в Союз художников.  Большей частью  «из актива».

Людской поток был нескончаем, очередь желающих выстроилась далеко от входа. В этом потоке  я поднялась на второй этаж. Здесь было начало галереи.

Больше всего зрителей толпилось у полотен «Моисей», «Пророк», «Христос в терновом венце».  Немалая их часть собралась перед картинами  «Магия», «Иштар», «Лилит входящая». Вереницей люди двигались к  объединяющему полотну «Аллегория искусства». И тут я заметила странную особенность. К группам, стоявшим у картин, то и дело подбегали «толмачи» – прыткие коллеги из Союза. Спутать или не узнать нельзя – эти были без выправки. Люди из структур не подходили, слушали издалека.

– Смотрите, граждане, смотрите! – Один из толкователей резво кинулся к «Автопортрету».   – На эти челюсти, на складки рта! Какая в нем гнездится спесь!  Какое высокомерное презрение  застыло на  лице!

Я всмотрелась. Благородное лицо с глубоким взглядом. Красивые черты.  Довольно привлекательный рисунок рта.

– Взгляните-ка сюда! – «толмач» перебежал к картине «Искушение».   Яблоко в руке… Аллегория – яснее ясного. А какой бесстыжий взгляд, и эти бедра… Хотя и сложены они, однако… Блудница нарисована. Сосуд порока! – патетически воскликнул он.

Люди недоуменно смотрели на картину.  Красавица в девичьей силе,  всей статью, позой, выбранной художником, – ненавязчиво скромна. У меня мелькнула мысль о целомудрии. Думаю, не у меня одной. И вдруг такое   толкование. Ропот несогласия сразу же послышался, но решительных подвижек, чтобы унять клеветника не наблюдалось. Все понимали, задираться, вступать в полемику опасно. Ненароком можно угодить в кутузку… Наконец, один из зрителей не выдержал:

– Вы кто?
– В некотором смысле я эксперт.  Мои работы…  – «Ценитель» вдруг осекся.
– Назовите их, –  громко попросила я.
– Я больше реставратор… Но в свое время… – Он уже искал глазами брешь в толпе.

Возле «Учителя» усердствовал другой «толмач»:

– Всюду тут натяжки, перехлесты в сути…  Взгляд Христа суров, полон укора. Где всепрощение, на которое надеемся… где благость в лике? Все, все  искажено...

Третий толкователь, лукаво поводя глазами, развенчивал «Дриаду». Налегал на термины, говорил, что портретист не знает анатомии.

Исачева в Союз художников не приняли. Богоискательство было не в чести. А тут еще и обнаженная натура… «Певцы рабочих будней» воспротивились. Они малюют под заказ. Знают, кто за кем, кому и сколько отмерено почета. И все это сломать? Пускай шагает в гении…

Комментарии (19)
Олег Фролов #    1 ноября 2012 в 16:37
Можно и увидеть: http://smallbay.ru/isachev.html
Елена Домейко #    1 ноября 2012 в 17:19
Благодарю Вас, Олег, за добавление...  Вы настоящий друг!
Олег Фролов #    2 ноября 2012 в 10:19
Спасибо.
0 #    2 ноября 2012 в 10:35
Лена и Олег ссылки на другие ресурсы не этично раз, два если пишете о графике неплохо бы и оставить здесь же то о чем говорите smile))
типа вот так

Лилит



Учитель




Магия




и не мудрено что эта свора его съела........... да за такое на Колыму не фик было плюнуть делать..........

а художник вель и в самом деле хорош не то что всякие там Никасы с понтами
0 #    2 ноября 2012 в 10:36
если есть вопросы технического плана у меня как раз есть статья в блоге Ах эти ужассные фотки smile) или спрашивайте если что.........
Елена Домейко #    2 ноября 2012 в 10:47
Спасибо . Вы оказали неоценимую помощь. Коль скоро предлагаете свои услуги,- то воспользуюсь...
Если можно: помогите вставить в мою статью "Театральные встречи" песню "Париж" в исполнении Эдит Пиаф.
Заранее премного благодарна!!!
Геннадий Зенков #    1 ноября 2012 в 17:55
Такие самородки, как Александр Исачёв заслуживают того, чтобы о них знали и помнили. И Елена, как верная поклонница, достойно рассказывает о нём.
Елена Домейко #    1 ноября 2012 в 18:12
Ну, уж...  я даже смутилась...
Яна Солякова #    2 ноября 2012 в 10:25
Интересный рассказ, и интересное отражение темы! Как ниочёмному человеку стать выше? Покусать того, кто поднялся! Это же в разы легче, чем творить самому!
Елена Домейко #    2 ноября 2012 в 10:56
Естественно...  Вот об этом и написал свой роман "Оглянись на Лилит" белорусский прозаик Владимир Лазарь. На обложке романа мы разместили картину "Лилит входящая", что показал нам kraft-kola. Роман не только не признали лучшим,- просто промолчали. И все!  Эх...
0 #    2 ноября 2012 в 11:11
Вообщето меня Колей Зовут :((
Елена Домейко #    2 ноября 2012 в 11:14
Благодарю. Очень рада знакомству.
Надежда Лукашевич #    2 ноября 2012 в 13:17
Интересно рассказали! Сколько таких талантов попросту "зарыли".
Елена Домейко #    2 ноября 2012 в 16:01
Да, уж...  Спасибо.
Ирина Коротеева #    6 ноября 2012 в 15:45
Не поленилась, нашла этого художника и... открыла для себя Великого Мастера. Спасибо Вам! Необыкновенные картины! Даже не верится, что создал их наш современник. Действительно, представить, что его приняли с распростёртыми объятиями в Союзе художников, просто невозможно.
Елена Домейко #    7 ноября 2012 в 03:19
Он был среди нас...
Александр Степанов #    6 ноября 2012 в 18:43
Плюсую за благородную защиту Таланта!
Елена Домейко #    7 ноября 2012 в 03:20
Благодарствую.
Зоя Громова #    12 ноября 2012 в 10:50
Спасибо, Елена. Благодаря Вам, узнала ещё об одном из Мастеров - Александре Исачёве.
И то, что Вы описали, вершилось и частенько вершится не только на творческих выставках художников,  ибо
как высказывался один из моих знакомых - Владимир Глебов  -
"Талант всегда кому-то в зависть,
Всегда кому-то поперёк:
"Как он посмел меня обставить,
Увидел то, что я  -  не смог!?..
Непозволительная дерзость  -
Такой талантище иметь!
Пора крыло ему подрезать,
Иль лучше  -  в порошок стереть..."
Голосую.