Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Прикосновение к искусству

20 февраля 2019
Просмотров: 731
Рейтинг: +13
Голосов: 13

Поделиться:
20 февраля 2019
Рейтинг: +13
Голосов: 13

Просмотров: 731
Поделиться:

Эта история в поселке городского типа Прокопьевском приключилась в 1930 году. В ту пору эксплуатация Кузнецкого угольного месторождения велась в многочисленных штольнях да небольших карьерах. Но и строительство новых шахт шло полным ходом. Одна из них, шахта «Коксовая» имени Сталина, строилась на «Марсовом поле».

И вот однажды на стройку шахты прибыла концертная бригада из самой столицы! Для глухой провинции это стало чрезвычайным событием, праздником!

Рабочие соорудили сцену — подиум для выступления артистов.

Никого уговаривать пойти на концерт не было надобности: едва слух о предстоящем концерте прокатился, народ незамедлительно потянулся к «Марсовому полю».

Семьями, с друзьями. Шли со своими скамейками, табуретами. Рассаживались кому где захочется.

По единодушному утверждению старожилов, нравы в те времена намного проще были, люди на стройке чувствовали и вели себя одной большой семьей. Вот и в этот раз, в ожидании концерта, кто-то принес с собой похлебку, кто-то только что сваренную в котелке картошку, огурцы малосольные, чтобы на свежем воздухе (когда-то еще концерт начнется!) перекусить после рабочей смены.

Наконец занавес-простыню отвели в сторону, и к зрителям вышел элегантный мужчина в сопровождении не менее элегантной женщины. Публика недоуменно затаила дыхание. Как?! Это что еще такое! Как можно среди пролетариата, фуфаек и простой холщовой одежды появиться в черном фраке, ослепительно белой рубашке, да еще с вызывающе интеллигентной бабочкой?

— Это кого же к нам прислали? — спросил один из рабочих.

А весь зрительный зал словно ждал этого вопроса и дружно выдыхает:

— Братцы! Да это ж, самые что ни на есть, настоящие буржуа! Не дадим контре одурачить себя их буржуйской пропагандой! Пали, кто чем может!

И в ошарашенных таким приемом артистов летят вареная картошка, малосольные огурцы и помидоры.

Однако в возбужденной толпе находится все же кто-то более рассудительный:

— Вы что же это делаете — едой раскидываетесь! Зажрались, что ли? Имейте совесть, дайте артистам хотя бы слово сказать!

Во время суматохи артист хладнокровно стоит на сцене, очевидно такой прием не впервые переживать. А когда публика немного успокоилась, произносит:

— И что за чепуху вы несете, товарищи? Нашли чем возмущаться! Мы же прибыли к вам сюда, выполняя решение партии и правительства и лично товарища Сталина, чтобы приобщить вас к культурной программе! Это же надо, за буржуев нас приняли! Из-за этих костюмов, что ли? Так это же наша артистическая форма, которую вы своими продуктами только что изрядно подпортили!

Упоминание имени вождя охладило пыл зрительного зала. Поверив, что артисты и в самом деле никакие не буржуи, народ вновь замер в ожидании концерта.

Какое-то время артист укоризненно глядит на пристыженный зал. Но вот он словно переносится в другое измерение, смотрит поверх голов зрителей вдаль, за горизонт, сливаясь взглядом с безграничным простором сибирской земли. И запевает:

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля.

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вокруг установилась полнейшая тишина, кажется, что даже птицы перестали щебетать, чтобы не мешать этому голосу, проникающего в глубинные уголки сознания, умиротворяющего душу и сердце своим звучанием!

Закончилась первая песня, а зрители не хлопают?! Артист же, казалось, не обращает внимания, что не аплодируют. Очевидно, чувствует состояние публики, и вновь запевает:

Очи черные, очи жгучие,

Очи страстные и прекрасные.

Вы сгубили меня, очи страстные,

Унесли навек мое счастие….

После исполнения второй песни зрители очнулись и долго аплодируют.

Теперь каждый номер завершается возгласами восхищения и овациями.

…Много лет прошло с той поры, и давно поселок стал большим городом с кинотеатрами, садами, фонтанами, музыкальными школами и театром, который посещают тысячи прокопчан. Но тот первый концерт остается в истории становления искусства города, наложил отпечаток на последующее культурное развитие.

И только жаль, что память не сохранила имен артистов. Зато прекрасное ощущение от соприкосновения с высоким искусством пронесли люди через всю свою жизнь.

Комментарии (19)
Олег Пуляев #    20 февраля 2019 в 19:24
Удачи в конкурсе.
Виктор Давыдов #    21 февраля 2019 в 03:02
Спасибо большое, Олег!
Александр Шайкин #    20 февраля 2019 в 19:48
Удачи в конкурсе+.
Виктор Давыдов #    21 февраля 2019 в 03:03
Спасибо, Александр!
Николай Литвинов #    21 февраля 2019 в 06:06
Интересный рассказ ,мне понравился ,удачи в конкурсе мой+.
Майя Симонова #    21 февраля 2019 в 08:28
Мария Штанова #    21 февраля 2019 в 08:56
Случай беспрецедентный,описан ярко.Только единственная опечатка ,вернее,неточность в тексте песни:"Это русская сторонка,это Родина моя".Пел эту песню Сергей Яковлевич Лемешев,народный артист Советского Союза.
Виктор,Ваш рассказ мне понравился,мой +.Удачи в конкурсе!
Надежда Кудряшова #    21 февраля 2019 в 12:23
А мне знаком этот рассказ, Виктор! Вы ведь уже выставляли его здесь? Кажется, в Вашем блоге.
Мне ещё тогда он понравился. Интересный и познавательный.
Артистов жалко, но они молодцы – стойкие оказались, и искусно «вырулили» ситуацию.
Интересно, когда появилась традиция выражать своё недовольство закидыванием артистов помидорами и яйцами?
Есть мнение, что в Древней Греции, когда спектакли были очень длинными, и зрители брали с собой еду, чтобы поесть, не потеряв своё место.
А, возможно, эта традиция появилась в те времена, когда артисты выступали в основном на ярмарках (рынках, базарах).
И сейчас неугодных политиков иногда тухлыми яйцами и помидорами закидывают, но это опасно: можно и в полицию «загреметь».
А тогда у вас всё мирно закончилось!
Яркий эпизод из той, далёкой уже от нас, жизни!
Виктор Давыдов #    21 февраля 2019 в 16:46
Ох, Надежда! Мне так нравятся ваши комментарии, не передать словами! Вы не только вникаете в суть повествования, но и дополняете его историческим исследованием.
Вы правы, этот рассказ, под названием "Артисты-буржуины", я выставлял в сентябре 2013 года по теме "Мы родом из Советского Союза". Тогда я был относительно молод (с большой натяжкой) и потому неопытен в литературной кухне Самсуда. И вы тогда так отметили это произведение:
"Виктор, я как в краеведческом музее очутилась! Правда!
Как будто опытный экскурсовод, рассказывая нам, посетителям, о жизни в СССР в 30-ые годы, показывает нам ту старую чёрно-белую фотографию, которую Вы разместили в комментариях, и при этом в лицах артистично и интересно повествует о том концерте в посёлке городского типа Прокопьевском в 1930 году, который Вы описали в Вашем замечательном рассказе-легенде.
Очень понравился, Виктор, Ваш рассказ! А приведённое Вами здесь фото - удачное к нему дополнение!
Удачи Вам, Виктор!"
Так вот, оторвавших с трудом от суетных дел, решился все же выставить работу по теме "Музыкальная история" Есть несколько вариантов, но вспомнил про этот рассказ. А почему бы не выставить его и в этот раз?! Дело в том, что в тот раз я получил 17 положительных читательских отзывов, и надо сказать, убедительно красивых, из разряда тех, которые воодушевляют автора. Так мне показалось. Но в тот раз он не попал даже в лонг-лист. И вот, по прошествии шести лет я задумался, а почему он так бесславно был не замечен? И пришел к мнению, что это из-за того, что на заре становления конкурса рассказы браковались за редактирование автором. А практики оповещения о том, что произведения не попадают в лонг-лист, как это делается в настоящее время, не было.
Так что, Надежда, я ожидал, что кто-нибудь из читателей заметит это, и вы оправдали мое ожидание!.
Виктор Давыдов #    21 февраля 2019 в 17:02
Надежда Кудряшова #    24 февраля 2019 в 20:44
Точно, Виктор, это был конкурс про Советский Союз!
По тематике он хорошо подходит и к этому, "музыкально-историческому" конкурсу.
Насчёт того, почему тогда Ваш рассказ не попал в лонг-лист, я не знаю (может, Ваша версия по поводу этого и справедлива), но мне Ваш рассказ, как я тогда Вам искренне и написала, был интересен. И даже, как Вы убедились, хорошо запомнился! v
Спасибо за тёплые слова, Виктор. очень приятно.
Всего Вам доброго! И удачи в этот раз!
Тем более, что, как я поняла, Вы ту, прошлую, версию Вашего рассказа ещё немного подкорректировали с учётом Вашего нынешнего литературного опыта.
Лидия Павлова #    21 февраля 2019 в 15:26
Очень интересный рассказ. Замечательно передан дух времени. Удачи вам в конкурсе, Виктор! +
Татьяна Ларченко #    21 февраля 2019 в 15:27
Нелегко приобщать народ к искусству, но если уж приобщится-- то не оторвать, это навсегда! Как у вас сказано: "прекрасное ощущение от соприкосновения с высоким искусством пронесли люди через всю свою жизнь". Яркий рассказ, не выдуманный, добротно изложен, потому так отзывается на него душа! Удачи в конкурсе, Виктор!
Зинаида Дмитриева #    21 февраля 2019 в 20:09
Виктор, рассказ мне понравился. Вы верно отразили в нём дух того времени. картина приёма артистов ярко нарисована вами зрима.
Успеха в конкурсе!
Николай Лыков #    23 февраля 2019 в 08:47
Добротная проза. Мой +
Галина Парфёнова #    23 февраля 2019 в 18:49
Я очень люблю, когда артисты приезжают на стройку. Это мне напоминает мою пионерскую радость, когда наша концертная бригада в пору полевых работ объезжала колхозы со своими выступлениями. Нас тепло принимали. +
Валерий Гринцов #    24 февраля 2019 в 15:22
Жизненная история! Интересно написано!
Удачи, Виктор!
Яна Солякова #    24 февраля 2019 в 22:00
Надо же... Вот реально ведь -- как дети!
Даже не по себе как-то...
Очень интересный рассказ!
Марат Валеев #    26 февраля 2019 в 06:49
Вот оно: "По одежке встречают..."! Очень интересный случай описал ты, Виктор, как пролетариат приобщали к искусству. Трудно было, но приобщили таки! dance