Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Уезжаю

23 августа 2011
Поделиться:

Передо мной стоит красивый самолет.

 Я люблю самолёты и, сколько я себя помню, любил самолеты и вертолёты, потому что они позволяют летать и научают некоторых из нас быть выше того в самих себе, что делает человека закостенелым земным существом.

Когда-то я приехал учиться в Куйбышевский авиационный, чтобы приобщиться к осязаемым деталям романтики этих рукотворных птиц. Я мог поехать и в другой город, поближе к дому, но почему-то выбрал именно Куйбышев.

Я отучился, приобрел инженерный опыт, проработав больше десяти лет, и всё-таки принял решение уехать.

 

Сейчас я поднимусь на борт воздушного судна и улечу жить в другую страну, где будет всё по-другому и мне придется говорить на чужом для меня языке, чтобы общаться и как-то налаживать отношения.  

 

Есть немного времени, пока здесь, около трапа, скопилась очередь.

Я всех пропущу вперед, ведь мне предоставляется редкая возможность подумать о том, как я жил здесь эти годы.

Какое удивительное настроение у меня сейчас… Я очень благодарен…

Самым особенным был период, когда я покинул родной дом и уехал сюда в Куйбышев-Самару, чтобы научиться жить самостоятельно.

    Здесь я вольно или невольно делал разные вещи: умные, глупые, веселые, странные, приличные и иногда не очень приличные. Но главное, я хоть немного научился отличать одно от другого. Я много ошибался, а за что-то мне стыдно. Бывало, разочаровывался сам, а иногда разочаровывал других.

Я благодарен улочкам старой Самары, где мне было так сладостно прогуливаться. Где особенно всё: и воздух, и деревья, и дома.

Не знаю почему, но на некоторые "вековые" изрядно покорёженные домишки, с запущенными двориками, я готов был смотреть (с риском своим странным поведением привлечь к себе излишнее внимание), наверное, часами. 

Возможно, что никакой архитектурной ценности в них уже давно нет, но время наложило на них такой неизгладимый отпечаток, что можно было буквально почувствовать: что такое мудрость времен, и что такое ВРЕМЯ вообще. Что время сильнее всего.

Возможно, когда-нибудь кто-то примет решение снести эти непригодные для жилья здания. Но, будь моя воля, я оставил бы здесь всё нетронутым.

И на людей бег часов влияет так же, как и на старые дома, но на некоторых это действует так, что можно любоваться на них часами и слушать, что они говорят, потому что их слова, как будто, вне времени.

 

И как мне не любить всё это?

Я очень благодарен.

 

Комментарии (39)
Владимир Ильичев #    23 августа 2011 в 18:15
"Я могу найти - то, что смог потерять,
мне не нужно крыльев, чтобы летать,
хорошая крыша летает сама,
и в самый низ, и в самые верха...."

вспомнилось... из любимых песен...

не люблю самолеты. "и воздух, и деревья, и дома" - все это возможно без холодных крыльев. все это есть, более того

а зачем таким шрифтом?
Валерий Коваленко #    23 августа 2011 в 20:32
Сдаётся мне, что всё-таки Вы не Антуан де Сент-Экзюпери.
Только не говорите, что я тоже далеко не Экзюпери.
Тот кто неэкзюпери не может рассудить о другом экзюпери он или неэкзюпери.

Шрифт исправил, спасибо.
Владимир Ильичев #    23 августа 2011 в 21:39
Согласен, я не Антуан.
Владимир! Чем, признаться, горд.
Я - сам себе аэроплан!
А иногда аэропорт ...
Валерий Коваленко #    23 августа 2011 в 21:47
Браво!!!  :)))
Надежда Доценко #    3 сентября 2011 в 15:30
Здорово сказано! молодец!!!!!!!!!1
Ольга Михайлова #    23 августа 2011 в 21:01
"Я мог поехать и в другой город, но почему-то выбрал именно Куйбышев (Самару). Здесь я отчучился, приобрёл опыт - я очень благодарен. Здесь я научился жить самостоятельно. Но главное я научился отличать одно от другого. Какое удивительное у меня настроение от этого города! - Я благодарен улочкам старой Самары, где мне было так сладостно прогуливаться. Где особенно всё: и воздух, и деревья, и дома. Не знаю почему, но могу смотреть часами на старую Самару. Наверное потому,  что можно буквально почувствовать: что такое мудрость времен, и что такое ВРЕМЯ вообще. Что время сильнее всего. И как мне не любить всё это? Я очень благодарен."
Валерий! Будь моя воля, я бы после конкурса развесила по всему городу плакаты - "Я люблю тебя, Самара!" Ваше признание, извните за самовольство, у меня выглядело бы именно так - так, как я услышала сквозь ностальгическую боль человека, покидающего Родину. И знаете, я услышала. Хотя и отвлекали самолёты-вертолёты. Только было грустно - этот человек действительно смог уехать?
Валерий Коваленко #    23 августа 2011 в 21:54
Спасибо, Ольга!  :)
Ваш вариант несколько напоминает журналисткое видение,  он как бы , с позволения сказать (и не в обиду будет сказано) несколько "обезжиренный" :)  
Но все равно спасибо Вам!

PS. А тот человек так и не уехал заграницу, хотя была возможность. Он уехал в другой город.
Ольга Михайлова #    24 августа 2011 в 13:11
Не журналист. Не обиделась. Напротив,  сожалею, что огорчила Вас.  Я постаралась выделить ГЛАВНОЕ - то, что Вы сами очень хорошо написали, но "спрятали" за "исповедь". Заметьте, я ничего от себя не добавляла. А про "обезжиревание" - согласна! Никогда сама не ем ничего обезжиренного! Но, наверное, я не точно сформулировала, отсюда и недопонимание - формат плаката не позволит, К СОЖАЛЕНИЮ, полный объём рассказа. И спасибо за PS. С уважением, Ольга
Валерий Коваленко #    24 августа 2011 в 21:54
Ольга, Вы ни в коем случае  не огорчили. Просто, как Вы это верно заметили, я не понял по-началу Вашу идею :)  
Все-таки на плакате большими буквами ... вряд ли это будет интересно.

Здесь на сайте полно недлинных стихов, которые бы лучше смотрелись на "фасадах" - они ритмичны, понятны,
без всяких там метафор , символов и тому подобных нежностей  =   не напрягают, короче говоря,  в разгар праздника

Всего хорошего.
Галина Еськова #    2 сентября 2011 в 14:05
Сначала я прочитала Ваш комментарий к конкурсной работе Владимира Миронова "Самарский край", потом нашла Вас и  Вашу работу. Сразу захотелось получить такой же подробный разбор на своё "Сердце России".  Просить не имею права, да и совесть не позволяет, но решилась сообщить Вам об этом.  
      Рассказ Ваш понравился, проголосую, я тоже когда-то приехала в Куйбышев / после окончания ВУЗА/, но так и осталась здесь, теперь пишу в стихотворении, что Самара - вторая Родина моя.
      С уважением, Галина.
Валерий Коваленко #    2 сентября 2011 в 23:40
Галя, Спасибо Вам за теплые слова!
Целую руки.

В.
Надежда Доценко #    3 сентября 2011 в 15:35
Я тоже учусь в Куйбышевском (теперь Самарском! ) Аэрокосмическом университете. Близок и понятен мне Ваш рассказ. Настоящие чувства, без прикрас, честно и душевно, и искренне написано. Желаю Вам здоровья, счастья и удачи!
Валерий Коваленко #    3 сентября 2011 в 16:17
Надя, спасибо Вам большое!

Хороших вам впечатлений от жизни, интересного опыта и настоящих друзей.

В.
Надежда Доценко #    3 сентября 2011 в 16:23
Спасибо Вам огромное за тёплые пожелания!!!
Надежда Доценко #    3 сентября 2011 в 16:28
И,кстати, про старые, древние домики: Сергей Урсуляк, режиссёр недавно приезжал в Самару, чтобы снимать сцены для фильма по роману Василия Гроссмана "Жизнь и Судьба" и он тоже сказал, что самарские старые домики- это наше достояние, таких настоящих, живых декораций ни в одном городе больше не найдёшь!!! Хотя я родом из другой страны, но за эти годы успела полюбить Самару.
Галина Еськова #    3 сентября 2011 в 23:45
Спасибо большое за комментарий!!! Чувствовала, что надо попросить! Хохотала от души! Критика тоже правильная - не поётся моё стихотворение. Привязалась я к фразе "очертания границ губернии", никак не хотелось её менять, зато написано всё хореем. Вы, наверное, интересный собеседник, с Вами не соскучишься. Интересно, кто Вы по профессии? Буду следить за Вашими комментариями!  Всего доброго!
     С уважением, Галина.
Валерий Коваленко #    4 сентября 2011 в 00:49
Галя, спасибо Вам за эти слова. Я, право, несколько смущён...  :))
Вы очень смелая просто - и я, испытывая искренне восхищение Вами, как мог
расхваливал ваше стихотворение.smile

Коротко о себе:  "меня зовут Бонд... Джэймс Бонд"    :)

беспартийный инженер, не курю, пью немного (по праздникам или бывает и между праздниками), при этом ем умеренно, люблю прыгать с парашютом (ни разу не прыгал в реальности, но во сне много раз, поэтому нет необходимости в реальном прыжке -итак всё ясно)  , от вида красивых женщин теряю котроль, но изо всех сил стараюсь показывать, что всё под контролем, поэтому никто не в курсе, на красивых мужчин смотрю с отвращением :)))
Галина Еськова #    4 сентября 2011 в 13:53
Бонд, это если бы Бондаренко, а Вы вроде Коваленко! Или считаете себя супер героем?
Валерий Коваленко #    4 сентября 2011 в 14:34
Джеймс Бондаренко?  :)))  Нет, конечно, не Бонд. И, в принципе, это мне кажется видно что далеко не Бонд  :)))
стал бы он писать  так много и "не по делу"   - у него забот хватает: выполнять секретные задания, гонять по всему миру,  любить женщин...
Валерий Коваленко #    4 сентября 2011 в 00:58
Мне немного неловко оставлять комментарии к чужим произведениям, хотя некоторые прямо "просятся". Я думаю вдруг автор "этого" обидется и больше не будет писать - и тогда жизнь станет пресной.
Вот, видите, два раза не удержался.
Галина Еськова #    4 сентября 2011 в 14:16
Сложный вопрос: сказать правду-обидится, а вдруг для него/автора/ стихи /или проза/  часть его жизни, которой его нельзя лишать, его надо учить; а похвалить - сказать неправду или, не задумываясь, на своём эмоциональном настрое одобрить, значит плодить ерунду. А ведь сейчас много "самиздата", книжки издаются запросто - плати деньги.Такой литературой  можно напугать читателей, отвернуть от поэзии молодёжь /Пушкина читают мало/. Нужны критики, но умные, знающие. Здесь на сайте мало критики, может быть и правильно. Пусть жюри критикует, выбирает, будем надеяться, что их выбор поймут  все.
Простите, что пустилась в такие дебри.
Валерий Коваленко #    4 сентября 2011 в 19:18
Вы всё правильно говорите. Просто моя далекая от конструктива критика на самом деле своего рода "истерика" :))  и к тому же появившееся "вдохновение" от только что прочитанного чужого произведения просится "на печать"  :))  -
в результате тоже хочется чтобы было прочитано и как-то оценено , ... покритиковано наконец  :)))
Тарасова Надежда Михайловна #    13 сентября 2011 в 23:28
Грустно покидать места, с которыми связана большая часть жизни, понимаю. Рассказ хороший, пишите дальше. С уважением- Надежда.
Валерий Коваленко #    14 сентября 2011 в 19:51
Спасибо, Надежда!
Всего Вам доброго.
Александр Степанов #    1 октября 2011 в 10:38
Валерий! Сегодня в 14.00 (время уточни у Воронцова, или Россинской) в клубе военного училища (вход с улицы Автостроителей) состоится большой поэтический праздник, организуемый отделением Союза писателей России (рукрврдитель К. Рассадин), где презентуется новый, а не тот прежний, что у Россинской, номер "Стрежня". Авторам - бесплатно, остальным - за символическую цену. Вход свободный. Рекомендую посетить.
Зоя Громова #    17 ноября 2011 в 11:49
Валерий разбежалась к Вам на сайт, надеясь увидеть Ваше новое "конкурсное" произведение, но пока его нет. Перечитала Ваше "Уезжаю"  - такое  щемяще-трепетное!  Мои мысли созвучны Вашим, я тоже очень любила и люблю до сих пор любоваться старенькими домиками Самары.  Так же, как и сохранившимися по сей день (слава Богу!) старинными особняками. Многое уже исчезло, снесено. Многого жаль. И, возвращаясь к отданному Вам ещё в конце минувшего августа "плюсовому" голосу (без комментаия), снова подтверждаю, что опять бы проголосовала.
Успехов Вам во всём по жизни, уважаемый мною, Валерий Коваленко.
С уважением - З.С.Г.
Валерий Коваленко #    24 ноября 2011 в 23:24
Благодарю Вас!

Очень приятно, что увидели что-то созвучное Вашему чувству Самары.
Ранней осенью приезжал сюда. И так как нечасто бываю, то заметил такие сильные перемены...

Повилось много нового. Конечно, бросаются в глаза архитектурные "новинки" :)  Но знаете, я разглядел и кое-что другое...
Тесное соседство старого и нового, когда новое буквально врастает между прежним, вековым...
Вспомнилось сейчас. Перед глазами какая-то новая, блестящая, вся зеркальная башня-высотка. Смотрю на неё до самого верха и так задрал голову, что с меня почти упала моя широкополая соломенная шляпа  :))  
Вернее упала бы , если бы была. Так вот, смотрю я на этот голубоватый высоченный айсберг,  а потом, утомленный и немного ослепленный (был тогда теплый солнечный  сентябрьский день),опускаю взгляд вниз и прямо у подножия этой башни, правда, через дорогу вижу домик трех или четырех этажный. Старый такой, сталинский, наверное, еще. Это я про дома  вдоль набережной говорю. Перед домом этим пожилым деревья густые высокие и из-за этого стены сумрачные даже сейчас, а внизу, в доме, низкий проезд  и там, в проезде, вижу тоже зелень, почти, как джунги, тоже сумрак и некоторое запустение. Что-то булгаковское в этом увидел. Правда, давно его уже не читал, но возникло ожидание чего-то мистического...
Что-то раньше не замечал такого  :)
Нина Гамаюнова #    24 января 2012 в 18:58
Мой бывший (теперь уже) муж говорил, что Самара - самый лучший город:) И мне всегда очень хотелось там побывать, но как-то не получалось... Недавно мои хорошие друзья всей семьей переехали в этот город и я всерьез задумалась о том, чтобы навестить их ближайшим летом:) Обязательно посмотрю на старинные домики и вообще буду впитывать особый Самарский дух, как губка...

Спасибо Вам, Валерий - я, кстати, тоже прыгаю в мечтах с парашютом... но хотелось бы все-таки и в реальности испытать это ощущение:)

А самолеты... кто же их не любит?! Только совсем приземленные люди:)
Валерий Коваленко #    24 января 2012 в 20:28
Спасибо Вам, Нина!

На самом деле сроднился с этим городом.

Может потому-что там я искал себя на самом деле, влюблялся и съел свой пуд соли.

А самолеты для меня существа одушевленныеsmile, вот.

Еще раз спасибо, Нина :)
Ирина Коротеева #    5 апреля 2012 в 10:07
Валерий, добрый день! Хороший рассказ, пропитанный светлой грустью... Жаль, не бывала в Самаре. Искала Ваше произведение в конкурсе "Самый счастливый день! - не  нашла. Было бы интересно почитать. Вы в нём участвуете?
Валерий Коваленко #    5 апреля 2012 в 13:20
Спасибо, Иринаsmile

Над новым рассказом думаю постоянно.
В результате я потерял покой, аппетит, артериальное давление, присутствие духа (частично)...
Только честь, совесть и несколько лишних килограммов не покидают меня не смотря ни на что. :)
Ирина Коротеева #    5 апреля 2012 в 14:05
Да, без давления жить нелегко:))) Ну я думаю, до 15 мая Вы всё придумаете.
Валерий Коваленко #    5 апреля 2012 в 14:14
Надеюсь, придумаю что-нибудь.

Что-то вроде:  

Мой самый счастливый день начался с ощущения счастья.
Когда я открыл глаза, то подумал: "Господи, неужели мой самый счастливый день все-таки настал?"

А потом подумал: вот этот счастливый вечером будетподходить к концу, наступят самые счастливые сумерки, потом самый счастливый вечер, потом ночь самая счастливая...

И что потом?  

Суп с котом что ли?!

С самым несчастливым котом на свете ? :(((

И тут я опечалился...

Потому что даже в самом большом счастье есть маленькая долька печали,  или как говорит моя дочь "печалька"  :)
Валерий Коваленко #    5 апреля 2012 в 14:23
Ирина, простите поспешил отправить  :(  (это я из-за кота распереживался)  и

В середине  следует читать не "вот этот счастливый вечером будетподходить к концу" , ,  разумеется

"вот, этот счастливый день будет подходить к концу..." и так далее

Прошу прощения за недоразумение.

Но к 15 мая буду, как штык!

Полночь, суп... А я печален...
Сварен борщ из дикой кошки.
Счастлив был с утра немножко,
А как повар - я бездарен.
Валерий Коваленко #    5 апреля 2012 в 14:25
и неграмотен к тому же  :(  Сорри
Эльвира Якупова #    5 апреля 2012 в 14:36
Зато Вы мужественный, настоящий Мужчина! - отказались от карьеры за границей ради семьи. снимаю шляпочку!
Валерий Коваленко #    5 апреля 2012 в 16:16
Не то, чтобы мужественный...
Просто я смог представить всё (даже, как я стою у трапа и мучаюсь),
а как буду без своих "там", так и не смог представить.

Спасибо за понимание, Эля   :)
Эльвира Якупова #    5 апреля 2012 в 13:22
У Вас замечательный рассказ! я так понимаю, что рассказ автобиографический? (у Вас указано, что живете в Тольятти) Хочу признаться, что я страшно боюсь самолетов, и это нисколько не мешает читать Ваш текст!
Валерий Коваленко #    5 апреля 2012 в 14:07
Спасибо, Эляsmile

Отчасти биографический, да.

Просто был момент в жизни, когда предложили уехать работать за границу .
Начал представлять, как это все будет...

Потом обстоятельства изменились: выяснилось, что по-крайней мере один год
семью нельзя будет к себе перевезти и еще ряд моментов.

В общем я передумал... а рассказ остался.