Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Лозина (Из «Невыдуманных рассказов»)

16 апреля 2012
Просмотров: 5709
Рейтинг: +23
Голосов: 23

Поделиться:
16 апреля 2012
Рейтинг: +23
Голосов: 23

Просмотров: 5709
Поделиться:

Это случилось так давно… Тогда коллективизация разворачивалась, а мы с моим Иваном всего с полгода, как расписались. Ивана на село отправили, чтобы возглавил партячейку, а я уж с ним.

Жилось нам там вовсе не радостно, и повеселиться по-человечески почти не доводилось. Но числился мой Иван на селе пусть и небольшим, а вследствие деревенской отсталости не всем даже понятным, однако всё-таки начальником, и однажды пригласили нас на свадьбу в хутор по соседству. Мало того, что пригласили, но и согласие дал принципиальный мой муженек.

Свадьба предстояла настоящая русская, не то что у нас с Иваном, но вышли мы из дому с таким расчетом, чтобы попасть не к началу, а когда молодые уже из церкви приедут. И попали, вроде Чацкого, с корабля на бал: гости обосновались за столом, все красномордые, несет самогонкой, однако густые мужицкие запахи перебивает умопомрачительный аромат жареной говядины. Тогда в деревне обжирались мясом отчаянно, будто перед концом света: ночами кололи скот, у кого был.

Гости там и остались ночевать, чтобы с утра, когда молодые выползут из своей коморки, продолжить гульбу без помехи. Всех нас в сельской простоте положили на полу, покотом. Мне это еще весело и забавно показалось. И проглядела я, когда это Иван успел перемигнуться с той грудастой молодухой...

Проснулась я среди ночи. Слева, с мужниной стороны, пусто стало и холодно – это что ж еще за безобразие? Подхватываюсь на прямые ноги, мгновенно, хоть и темень стояла непроглядная, нахожу негодяя подле чужой бабы и ну его кулачком в спину толкать:

– Вот тебе, кобелина, вот тебе, подлый изменщик!

Молодуха только хихикает. А Иван, представьте, обиделся:

– Прекрати меня цеплять, ты, – говорит, – колода бесчувственная! Это я-то кобель? Сама ты собака на сене, Антонина! Сама не гам, и другому не дам, вот ты кто!

Я от такой наглости опешила, а потом пуще прежнего за него принялась, при чем визжу не хуже сварливой бабы. Откуда и берется! Народ проснулся; кто хохочет, а кто обижается: мы-де им отдыхать мешаем. Иван их всех по матушке, меня за руку и вон из избы.

Выломал мой благоверный в придорожных кустах лозину и лупил меня ею всю дорогу, а я в ответ костерила его почем зря. Вышли мы в темноте, на полпути пропели первые петухи, а добрели уже перед самым светом, под далекие раскаты грома.

Увидела я вдруг перед собою черный силуэт избы, где снимали мы комнату, а потом и белую мамину занавесочку на нашем окне – и замолчала. А Иван огляделся и воткнул в землю эту лозину, об мою невинную спину измочаленную.

Раздевались мы молча, и в постели уже друг другу ничего не говорили. Не успели лечь, как об стекло ударили крупные капли. Почти сразу же в нашей комнате сначала забарабанило, потом захлюпало в тазу, загодя подставленном под промоину в потолке. А мы, будто команду небесного режиссера услышав, принялись целоваться. И узнала я тогда впервые в жизни, что любовь может быть такой оглушающей, такой ослепительно яркой, что сравнить это с чем иным в мире просто невозможно. И вот что удивительно – познала я это чудо под костлявым неумелым мужиком, который даже не догадался прежде почистить мелом зубы или хотя бы не дышать мне в лицо вонючим перегаром.

Однако рассказ мой совсем не об этом. Воткнутая Иваном в землю лозина принялась, пустила побеги, оказавшись яблонькой, а на следующую весну и зацвела. Через несколько лет после войны я совершенно случайно, проездом в кузове полуторки, что везла мануфактуру из Луганска в Сватово, побывала в том самом селе. Ни следа не осталось от избы, в которой я впервые испытала бедное женское счастье, и даже остов печи разобрали на кирпичи в тяжелое время. Зато яблонька выросла, укрепилась, и видно было, что плодоносит, когда положено. Я тогда даже обиделась.

Теперь я уже не сержусь на неё. Я понимаю, что если удачливая та яблоня еще держится, то недолго ей осталось стоять и что одряхлела она точно так же, как и немощная сварливая старуха, в теле которой почему-то оказалась теперь я. Я – всё та же девочка-жена, под шум и плеск первого весеннего ливня радостно ожидавшая новых ошеломляющих открытий от блистающего, распахнутого в молодое счастье мира.

Комментарии (112)
Татьяна Иванова #    16 апреля 2012 в 11:49
Не то слово "нравится", прочитала с упоением. С радостью направляю Вам первый голос.
Ну что ещё сказать? Эта веточка, как символ самой жизни. Всякое бывает в жизни, но сама по себе жизнь так многогранна и до того хороша и отдельными счастливыми моментами, да и прочей своей рутинною. Вопрос, какими глазами на это смотреть и что в этом увидеть.
Татьяна Иванова #    16 апреля 2012 в 12:13
Прошу прощения за опечатку.Надо читать рутиной.
Станислав Росовецкий #    16 апреля 2012 в 14:22
Спасибо Вам большое. Татьяна. Рад, что написанное нашло отклик в Вашей душе. Что может быть приятнее для пытающегося писать?
Валентина Головатюк #    16 апреля 2012 в 14:02
Можно сказать сухо, как принято в кругу критиков: рассказ написан профессионально, с соблюдением правил, ну и так далее. Только куда девать эмоции, которые возникли в процессе чтения? Поэтому я отброшу веские и " правильные" слова,и выскажусь так, как я чувствовала этот рассказ: он - прекрасен и написан великолепно! И "бедное женское счастье" было настолько сильным, что обычная лозина превратилась в яблоню, радуя своими плодами. Потому что сильные чувства, обуревавшие героев в ту минуту могли творить чудеса, на которые откликается мир.Потому что счастье, одетое в простой, незаметный наряд порою прячется в самых незатейливых, непредвиденных местах и мы удивляемся, когда неожиданно для самих себя вдруг находим его.И уважаемый автор рассказа умело передал ощущение счастья, такого женского и желанного.

Мое уважение, мой голос Вам, Станислав!
И это не комплимент,а искреннее спасибо благодарного читателя,
С наилучшими пожеланиями к Вам
Валентина.
Станислав Росовецкий #    16 апреля 2012 в 14:19
Очень Вам благодарен. Валентина. Едва ли мой рассказик заслуживает такой реакции, тем более, что Вы показали себя разборчивым критиком. Но очень меня порадовала Ваша интерпретация, позволяющая надеяться, что в тексте есть что интерпретировать)))
Анатолий (Ялдыш) Кривов #    17 апреля 2012 в 12:44
Я,в запальчивости,был ошарашен; где глаза у читателей?!Потом смотрю - вчера выставлено.Я вообще думаю:рассказ
написать,да ещё короткий - оч-чень сложно!Чехов...Зощенко...
В июле 1971г повёз молодую жёнушку в Лужки,на Сок показать какие сомы у нас водятся и как я их...Неделю мы там
прожили.Поймал одного - меньше 1кг.Стал-быть оконфузился!Но вот что было...Одну из жерлиц вырубил из черёмухи и воткнул между двумя вётлами.Уезжая заметил:закусилась моя жерлица...Всеми спящими почками...Ну-ин ладно!Подивился,снял лесу да и уехал.А в 1978г,опять-же в это время,ставлю подпуск(место-то соминое)Втыкаю колышек под
деревце между вётлами,отталкиваю лодку и...Дальнейшее думаю Вам понятно.  Спасибо Стас,за воспоминания.Что то у
меня настроение было - не ахти,но теперь...
Анатолий (Ялдыш) Кривов #    17 апреля 2012 в 12:48
Виноват,закустилась...
Станислав Росовецкий #    17 апреля 2012 в 14:21
Спасибо, Анатолий. Ей-богу, рад, что рассказик вызвал у вас столь сочувственное, яркое и живое воспоминание. Если бы еще и нам, людям, эту неистребимую жизненную силу природы. А история-то тоже реальная, вот словесную форму пришлось придумать. Благодарю еще раз!
Ширимова Елена #    17 апреля 2012 в 16:14
Мой плюс!
Станислав Росовецкий #    17 апреля 2012 в 20:33
Спасибо. Плюс от такого тонкого критика и в самом деле ценен.
Ширимова Елена #    17 апреля 2012 в 20:49
Очень символично все - и яблоня, и дождь. Мне показалось, что он плакал за героиню, ведь у нее тогда слез не было. Словом, хоть Вы и не Антонина, удалось ярко описать женские переживания)
0 #    17 апреля 2012 в 21:13
Стас! А чего всё -- рассказик да рассказик? Ведь
стОящий, полноценный рассказ, и толково, к тому же
выполненный. Не надо скромничать. "+"!!!
С уважением! "Добрый" Владимир.
Станислав Росовецкий #    17 апреля 2012 в 21:23
Спасибо Вам, Владимир, за Вашу всегдашнюю доброту.
А что отстать не могу с этой самой "добротой". так на это есть культурологическая, смешно сказать, причина. Изучал я некогда русский народный смех, так у него есть одна особенность: шутник продолжает острить, варьируя ту же самую шутку, пока ему не дадут по шапке. Вот и привязалось.
Александр Сосенский #    17 апреля 2012 в 23:47
Неубедительно и исторически неточно описана деревенская жизнь. В потолке не промоина, а прореха. Героиня, вроде бы простая женщина, а знает Чацкого и буржуйское слово режиссёр. И с трудом верится, что после измены мужа и побоев,с ней случился самый счастливый момент. Но, как вы пишете, рассказ вовсе не об этом, а о распустившейся лозине. А самый счастливый день тогда у кого? Яблони вроде бы веточками не размножаются, а вот лоза - да, запросто. Уточнение о том откуда и куда она везла мануфактуру, по моему мнению, лишнее.
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 00:09
Ценю Ваше мнение, хоть и не со всем могу согласиться. А по правде сказать, почти ни с чем. В оштукатуренном потолке именно промоина, прореха может быть в гонтовой, даже в соломенной крыше, а в основном значении – в одежде. Героиня, хоть и простая женщина, но не деревенская, и в начале текста от сельской культуры дистанциируется. Да и рассказывает она в конце жизни, с высоты её опыта, в том числе культурного. Не нужно презирать простых людей…  А что деревенская жизнь "неубедительно и исторически неточно описана"… Вот тут заинтриговали Вы меня. Если Вы соизволили бы привести аргументацию, был бы только благодарен.
Александр Сосенский #    18 апреля 2012 в 00:27
Насчёт деревенской жизни: оштукатуренных потолков в деревне в 30-е годы не было; крестьяне - люди практичные и прижимистые и, забивая скотину, старались мясо продать или обменять на что-либо, а не тупо прожрать; венчания если и проходили, то очень осторожно, а "мелкие начальники", присланные из города, старались не допускать религиозных обрядов. Героиня, по Вашим словам, хоть и дистанцируется от простых людей, говорит на их языке "не хуже сварливой бабы" и явно страдает мазахизмом (всю ночь получала по спине палкой, потом лёжа под костлявым мужем и дыша его "вонючим" перегаром, неожиданно получила "удивительно яркое неземное удовольствие"). И это по Вашему счастье?
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 02:45
Большое спасибо за разъяснение. Да, на русском Севере, откуда родом один из моих дедов, в избах не было оштукатуренных потолков, но ведь недаром сказано "откуда и куда" шла полуторка, а не "она везла мануфактуру". Рассказчица ехала попуткой, за малые деньги, уплаченные шоферу, потому что первые годы после войны так и путешествовали в провинции, где не было железной дороги. Так вот, ехала рассказчица в Донбассе, а там сельская архитектура отличалась от русского Севера, была ближе к украинской.
Дальше, речь идет не о 30-х годах вообще, а о самом начале, эпохе коллективизации, когда повсеместно забивали скот, чтобы не отдавать в колхоз. Неужто не знали? Холодильников не было, а в ледниках хранить было опасно. Вы пишите; "а "мелкие начальники", присланные из города, старались не допускать религиозных обрядов". В пятидесятые так и было, возможно, что и в конце тридцатых, но у меня самое начало тридцатых, и "мелкий начальник", так называемый "тридцатитысячник", не с церковными венчаниями обязан был тогда бороться, а выбивать указанный ему процент вступивших в колхоз. Однако относительно себя этот коммунист позаботился, чтобы не попасть в неловкое положение. Вы пишите, что героиня "говорит на их языке "не хуже сварливой бабы"". Неужели Вам не известно, что крестьяне говорят на диалектах, которые во времена, когда не было ни радио, ни телевидения, а неграмотных, напротив, было много, цвели во всей свой красе? Рассказчица же, когда и "кобелиной" мужа называет,говорит на ином языке, городском, более близком к литературному.
Теперь о финале. Вы берете в кавычки слова "удивительно яркое неземное удовольствие", но в рассказе их нет. Зачем же эта подтасовка? Позвольте уж мне писать, что пишу, и отвечать только за написанное мной, а не Вами. И спасибо большое, рассмешили меня своим "мазахизмом".
Кроме того, обещаю Вам, как только время позволит, обязательно прочитать и проанализировать присланное Вами стихотворение или рассказ. Глядишь, и научусь чему-нибудь.
0 #    18 апреля 2012 в 03:07
Понравилось, Станислав. И сюжет и язык настолько органично связаны, что рассказ не вызывает отторжения и внутренней несогласованности, рождая довольно колоритную картину, которую и сам читающий с удовольствием обогатит собственными ассоциациями, обладая  той или иной степенью представления и глубиной воображения. В коротком и ярком рассказе, как мне видится, для этого все есть. Чувствуется богатый фактический материал)
С уважением, Андрей
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 04:03
Спасибо. Андрей. И Вы угадали: сокращая, пришлось отказаться от нескольких своеобычных деталей "около", услышанных некогда от матери, в 20-е дочери "земского" врача. А с другой стороны, быть может, так оно и лучше вышло.
Ваш Станислав.
0 #    18 апреля 2012 в 08:49
Станислав, спешно поправляю свой ночной недочет, активируя +)))
А вышло все хорошо и достаточно.
Андрей
Johnny IQ #    18 апреля 2012 в 13:07
Дорогой Станя!

Я реально рад, что Ты так стремительно появился в моей жизни! )))
Не было бы таких пустых завистливых критиков как Ты - не было бы писателей, сильных духом и закалённым к гадостям.
Пообщался с пользователями сайта и узнал твою репутацию.
Она печальная...
Вот только никто не хочет выражать этого на сайте. Админ или посмеётся или меры примет, чего, возможно, ты и добиваешься!
Но я молодой и дерзкий! И поэтому выскажусь.
Вместо негатива говорю тебе СПАСИБО! Побольше бы таких как ты и всё показалось бы возможным!
Но... Что меня и других отличает от Тебя так это то, что Ты будешь видеть наши работы на книжных полках и покрываться зеленотой. А мы все Тебя так и не увидим.

Мысль следующая. Ты явно старше меня по возрасту, но статус "ВЫ" не заслужил. И вряд ли кто-то Тея обрадует. )))
Человек с возрастом обязан приобретать МУДРОСТь, но это тоже не про Тебя. Печально и очень печально! Как так могло получиться?

Едем дальше. Открою глаза Тебе! Пара занятных фактов:
(1) это сайт для начинающих авторов и просто увлечённых литературой
(2) приз лучшему ВОВСЕ не миллион долларов
(3) если чужое произведение лучше, не стоит так сильно переживать
(4) рейтинг на победу ВООБЩЕ никак не влияет
(5) нет ни фотки, ни возраста. сам себя стесняешься? вопрос риторический.
(6) напиши самое гениальное произведение и докажи, что Ты реально лучший

Но... Всё равно говорю тебе спасибо! Иногда так классно пообщаться с неадекватными людьми и тупо посмеяться. Сразу возникает ЖАЛОСТЬ и гипотеза о том, что в детстве кто-то много падал с кровати и повредил мозг. Теперь в зрелом возрасте приходится самого себя поражать, удивлять и шокировать!

И на десерт мысли единомышленника на Твой счёт:
"В Самсудьбах критиканов хоть отбавляй! И это типа люди несут добро и свет в массы, а сами зависти, негатива и яда полны и не стесняются этого!!! Назревает вопрос: коль они все такие суперские поэты и писатели, какого кляпа делать на ЛЮБИТЕЛЬСКОМ сайте прозы и поэзии. И возникает закономерный ответ: да просто НЕ ТЯНЕМ мы на большее, профессиональные сайты не по зубам, вот и утверждаемся здесь, критикуя и "советуя с благими намерениями". А Россовецкий и Ширимова очень на мужа с женой смахивают, и характер упаси Господь и внешне как близнецы похожи"

На этом сайте ТЫ лишний... Но удалять смысла нет. Заново зарегишься и будешь зеленеть, зеленеть, зеленеть! Не лопи смотри, мужик!!! ))))))) glasses  laugh
Виктория Васечко #    19 апреля 2012 в 22:17
Поддерживаю!
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 13:18
Обращаю внимание Администратора (или теперь Модератора?) на предыдущий комментарий, а также на последние комментарии на странице Глуховцева. Там и мат есть. Такие писания просто компроментируют сайт. Неужели ничего нельзя поделать?
Johnny IQ #    18 апреля 2012 в 13:37
Вот Ты себя и выдал! )))))))) Со своим произведением, УБИРАЯ КОНКУРЕНТОВ, ни за что не победишь!!! А Администратор и Модератор весело проведут пару минут, читая мои записи. laugh
И не надо из себя теперь ЖЕРТВУУУ строить!!!!!!! Смешишь снова! Спровоцировал - получил ДОСТОЙНЫЙ ответ - ой, господин Админ, меня тут обижают! )))))))))
Мужик, ты вообще адекватный? Себя слышишь? Ну хоть немного, а? )))))))))

Неужели ничего нельзя поделать? - Твой вопрос... УДАЛИТЬ ТЕБЯ С САЙТА - ответ всех, кому ты насолил...

P.S. Скопируй всю переписку, начиная со своего произведения и отправь в личку Администрации сайта. И добавь, что хочешь победить ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ, чтобы свою низкую самооценку поднять............
Эльвира Якупова #    18 апреля 2012 в 13:55
Евгений, Вы лучше сами удалитесь, по собственному. А Станислав Росовецкий очень даже адекватный человек, его критика помогает многим авторам (точнее, у кого с психикой все в порядке). Почему такое неуважение к старшим?? Он более опытный писатель, спец по критике, Вы, Евгений, должны быть рады, что у нас на сайте есть такие хорошие критики, которые подскажут, объяснят, в правильное русло направят. Позор Вам!
Johnny IQ #    18 апреля 2012 в 14:10
Уже удалился! Вам мой фантом пишет. )))
И успокоился уже давно... Сколько людей - столько мнений.
Я вроде нигде не заявлял, что уже считаю себя писателем мирового масштаба. Так что, предъявы ко мне пустые...
Запомните меня-скандалиста и в будущем сильно удивитесь! Имейте 3D-мышление вместо двухмерного........

Всё, закрыли тему!!! Больше сюда не зайду..... glasses
Эльвира Якупова #    18 апреля 2012 в 14:26
Аривидерчи!
Валентина Головатюк #    18 апреля 2012 в 17:01
Евгений, я так же буду рада, если Вы сюда не зайдете! Мне посчастливилось одной из первых одтать голос за Ваше произведение. Понравился необычный подход к тематике, но затем меня слишком возмутили высказывания Вашей "группы поддержки", тем более "яркие" восторги в виде мата были вряд ли приемлимы для литературного сайта. Далее, кто вам дал право ТЫкать и хамить? Или Вы учились писать в то время, когда нужно было изучать правила поведения в приличном обществе? У Станислава Росовецкого довольно много публикаций, и этот человек хорошо известен в литературном мире для тех, кто хочет и умеет читать. У Вас, кажется, это все в будущем? Так поставьте на нем крест, если не умеете спокойно относиться к критике и умно отстаивать свои взгляды.Очень многим людям на сайте, права Эльвира, Станислав помогает смотреть на свои работы под верным углом, исправлять ошибки, учиться писать. И это громадная работа! А Ваши комменты ? "ПОНРАВИЛОСЬ,ПЛЮСУЮ!"Очень содержательно, молодой человек.
Я была о Вас гораздо лучшего мнения, мне неприятно видеть, что я ошиблась.
И если Вы хотите остаться на сайте, Вам нужно извиниться перед весьма уважаемым человеком, и поблагодарить его за выдержку!
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 14:35
Спасибо Вам за поддержку, Эльвира. Честно говоря, испугался уже и за Вас. Слава богу. кажется обошлось)))
Эльвира Якупова #    18 апреля 2012 в 14:40
Не волнуйтесь, Станислав, я себя в обиду не дам! Не в первый и не в последний раз с такими вступаю в бой.

Не в моих правилах молчать, когда кто-то кого-то оскорбляет, тем более ТАК.
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 13:45
Самому интересно, как удается мне сдерживаться. Ведь и слова грубого пока не сказал...
Иван Подгорный #    18 апреля 2012 в 13:57
Женек, угомонись) Че ты докопался, то тебе то, то тебе это, то  аватарка нужна, в десны что ли будешь с ней дзюкаться или сатисфакции потребуешь?  Есть что сказать- глаголь по существу, а то трендишь как тетерев на току, себя не понимая. Или вступил в период полового созревания? Угомонись, ухарь, тебя твоим же  базаром задавят, так что и должен останешься тчк в обратку не пиши, не интересно, уж слишком коряв твой скудный язык.
Никалина Жангельдина #    18 апреля 2012 в 15:27
Коль был бы Ваш рассказ неинтересен,
То кое-кто возможно промолчал,
Но иногда бывает так, что плесень
Трубит, что в ней начало из начал.
Внимания не обращайте
На выпады и грубые слова,
На  хамство ничего не отвечайте,
А правда в том, что всё-таки лозина зацвела!
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 15:56
Спасибо Вам, Никалина! И форма хороша, а уж содержание-то - маслом по сердцу...
Никалина Жангельдина #    18 апреля 2012 в 16:35
Не ведает, возможно, оппонент,
Что Ваш рассказ вовсю пиарит.
Когда учтёт он сей момент,
Его Кондратий не ударит?
Валентина Головатюк #    18 апреля 2012 в 17:03
С  нездоровыми взглядами Евгения на жизнь и творчество Кондратий не за горами...
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 17:24
Комментарий удалён автором 2012-04-18 в 17:25:01
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 17:26
Комментарий удалён автором 2012-04-18 в 17:28:42
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 17:39
Никалина, что бы я мог сделать для Вас, умница и красавица наша? Извините, никак не становился комент на место.
И Вам огромное спасибо за поддержку, Валентина. Честно говоря, я поведением парня был просто изумлен. Русские футуристы и имажинисты сначала заполучали в свои ряды Хлебникова, Маяковского и Есенина с их шедеврами, а уже потом эпатировали публику. Здесь последовательность обратная, и я обещанного шедевра уж точно не дождусь.
Валентина Головатюк #    18 апреля 2012 в 17:47
Мне кажется, уважаемый Станислав, не только Вы не дождетесь. Такая же грустная участь постигнет и всех остальных.Еще никогда хамство и невоспитанность не были лесенкой для начинающего( и не только в литературном кругу).Подобное могут себе позволить те, кто заработал себе имя, но при этом даже они теряют к себе уважение, порой не осознавая этого. "Ибо не ведают, что творят..."
Анастасия Коваленко #    18 апреля 2012 в 17:08
Станислав, ВАШЕ произведение лично мне при прочтении было интересно.... ставлю ВАМ +!!!!!! ))
Станислав Росовецкий #    18 апреля 2012 в 17:42
Спасибо на добром слове, Анастасия.
Эльвира Якупова #    19 апреля 2012 в 09:39
Станислав, плюсик Вам давно поставила, а от комментов воздерживалась. Но не могу не написать о своей мысли по поводу Вашего рассказа. Вы только не судите строго, я еще молодая, не так много, как Вы, знаю.
Итак. Лозина. Это прут ивы. Ива- плакучее дерево. Лозина оказалась яблоней, плодоносной, цветущей. Мне кажется, что здесь прямая параллель с героиней рассказа. Она, хоть и не плакала, но хоть и в малой степени, можно было сравнить с ивой. потом распустилась. Как яблоня. Наверняка у героини были дети (как у яблони яблоки).
Станислав Росовецкий #    19 апреля 2012 в 10:10
Очень тонкое. глубокое замечание. Тем более интересное, Эльвира, что рассказик основан на реальном монологе старухи. И уже там лозина оказывалась веткой яблони. Меня уже в устном рассказе это поразило, но как раз эту деталь решил не изменять. Этакая чудинка, этакое природное чудо... Смотрите, и Анатолий вспомнил случай уже из своей жизни, когда ветка черемухи, воткнутая в берег через несколько лет оказалась деревцем. Это так здорово, что наш с давно покойной пожилой женщиной текст заставил Вас задуматься - и столь плодотворно. И действительно, в более полной версии (пришлось ведь сокращать) упоминались и дети. Спасибо!
Эльвира Якупова #    19 апреля 2012 в 10:23
От Вашего ответа так тепло стало)) Спасибо! )
Эльвира Якупова #    19 апреля 2012 в 10:47
Добавлю к предыдущему сообщению: "... та яблоня еще держится, то НЕДОЛГО ей осталось стоять" , "одряхлела она точно так же, как и немощная сварливая СТАРУХА" - прямое сравнение уже старой героини с яблоней. Браво!
Надежда Лукашевич #    19 апреля 2012 в 10:59
Эльвира, это просто красивая сказка. Ива плакучая - это большое дерево. Растет вдоль водоемов. В придорожных канавах растет кустарниковая ива. Вот от него муж и сломал лозину. И в яблоню лозина не превратиться. Возможно, что там росла, дикая яблонька, культурную, кто туда посадит, но тоже мало вероятно, что побег прирастет. Черемуха, да, может прирасти. Если около  воды ее воткнуть. Яблоня - однозначно нет, тем более об " невинную спину измочаленную".
Эльвира Якупова #    19 апреля 2012 в 11:04
Надежда, автор рассказа Станислав Росовецкий, а не я. Я только сравнила дерево с героиней, вот и всё.
Ширимова Елена #    19 апреля 2012 в 12:12
Её сразу дождь полил, вот и принялась. А "измочаленность" коры могла не повлиять на это, живучее деревце оказалось)
Эльвира Якупова #    19 апреля 2012 в 22:31
в тексте как раз написано, что пошел дождь. Автор это учел
Александр Тихонов #    19 апреля 2012 в 11:25
Станислав, вы были моим первым строгим критиком на этом сайте. Но если не брать этого в расчёт, то скажу, что ваше произведение мне пришлось по душе. Я вообще люблю рассказы, написанные таким вот простым русским или старорусским языком. Очень много интересных исторических деталей. Я вот не знал, что раньше зубы чистили мелом, и что "прореха" в потолке называлась промоиной.  +++
Станислав Росовецкий #    19 апреля 2012 в 12:32
Спасибо, Александр, за проявленную Вами объективность. Мне пришлось пройти довольно трудный и долгий путь, чтобы научиться писать хоть так, как сейчас получается. Даже афоризм придумал: чтобы получился хороший роман, надо сначала написать несколько плохих. И ведь не рассчитываешь, что получится плохой, когда работаешь, и в него ведь тоже вкладываешь ум и душу... От души желаю, чтобы Ваш путь в литературе оказался проще и короче, чем у таких, как я.
Роман Гордон #    19 апреля 2012 в 17:27
Оригинальный рассказ. Написан качественно. Удивляет немного выбор тематики. Смакование пониманием чужого извращенного счастья не вызывает положительных эмоций, у меня по крайней мере. Хотя вызывает эмоции в принципе. Такой опытный писатель и критик, как вы, думаю, должен учитывать психологию среднестатистического читателя. Я лично не воспринял того самого счастья героини рассказа. Я чуть позже понял, что акцент был сделан, возможно, на женское счастье, именуемое как ORGAZM. Так? Тогда какое это имеет значение к понятию "самый счастливый день". Ведь общечеловеческое счастье имеет несколько составляющих, как правило. Вы изложили пересказанную историю, но, судя по самооценке, считаете себя состоявшимся писателем. Почему не брать материал из собственного воображения, если так. Переписывать, пересказывать, перерисовывать, думаю, не очень профессионально.
Надеюсь, мой комментарий не обидел. Как говорится: критикой на критику.
Станислав Росовецкий #    19 апреля 2012 в 18:07
Спасибо за критику. Хотя выходит. что если я бы Ваш рассказ бездумно похвалил, как например, Владимир Маталасов. так и критики бы не услышал? Это же не логично... Вы затронули два деликатных вопроса, о женском оргазме и о моей самооценке как писателя, на которые, исходя из условий конкурса, я лучше отвечу в личном сообщении.
Виктория Васечко #    19 апреля 2012 в 22:25
"если я бы Ваш рассказ бездумно похвалил, как например, Владимир Маталасов" -Это что такое????Зачем Вы оскорбляете человека? Вы , интересно, чем думаете , когда пишите комментарии??????
Станислав Росовецкий #    19 апреля 2012 в 22:33
А Вы отчего распетушились, Виктория? Не понравилось, как я проанализировал Ваше стихотворение, так ответьте на своей странице. Но можете гордиться уже и тем фактом, что нашли единомышленника в господине Глуховцеве. А я думаю именно тем местом, которым положено думать, и никому не грублю, как Вы.
Виктория Васечко #    19 апреля 2012 в 23:05
Я на своей странице и ответила. Грублю???Кому? Или Вы не отвечаете за свои слова? Кому я конкретно нагрубила??А вот Вы мне как раз таки нагрубили. Я как и Вы высказываю своё мнение. Оскорблять бездумием , да ещё своего земляка, не позволю. Как можно так высказываться ??? Вы же переборчевый критик)  ЖЕЛАЮ Вам ДОБРА и МИРА !!!! ))))))))))) angel
Станислав Росовецкий #    19 апреля 2012 в 23:35
Вот тем самым местом, которым думаю, подумал я еще раз и решил поблагодарить Вас за пожелание добра и мира. Если Ваше ))))))))))) означает то же, что и я ставлю в таких случаях, то и я ))))))))))) А Владимир меня прекрасно понял и не обиделся, как видно. Кстати, мы с Вами еще более близкие земляки, чем Вы с Владимиром. И успехов!
Виктория Васечко #    20 апреля 2012 в 00:03
Владимир просто больше не заходил на Вашу страницу))Ну, хоть улыбки уже появились в Ваших комментариях, это   просто чудо! "Если Ваше ))))))))))) означает то же, что и я ставлю в таких случаях, то и я )))))))))))"- Вы о чём?? Хотя..можете не отвечать .  ..  hoho  rofl  rofl  rofl
Станислав Росовецкий #    20 апреля 2012 в 00:22
Отлично! А я о том, что Виктория и ужасный крокодил Станислав могли бы жить дружно.
Наталия Буцкая #    20 апреля 2012 в 22:58
Станислав, в целом ваш рассказ мне понравился: и сюжет необычный, и стиль хорош. Но ведь не по теме! Женщина прожила жизнь, и что, самый счастливый день - это когда первый раз испытала "бедное женское счастье"? Не слишком ли мелко? А учитывая, что после таких нешуточных побоев, невольно напрашивается вопрос: "всё ли в порядке с её психикой?" Яблоня из ветки не вырастет, пусть хоть три дождя её польёт. Непонятно, почему молодые должны из кОморки (пишется КАМОРКА) "выползать"...
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 00:32
Спасибо за доброе слово. Что не по теме, так ведь и тема искусственно поставлена. "Самый счастливый день"... Да мало ли их у каждого было? Попробуй, выбери... Воспользовавшись тем, что Вы поставили вопросы, отвечаю на них. Вы пишите: «Женщина прожила жизнь, и что, самый счастливый день - это когда первый раз испытала "бедное женское счастье"? Не слишком ли мелко?». Не знаю, сколько Вам лет, и как складывается Ваша интимная жизнь. Если Вы ею довольны, могу только порадоваться за Вас. Если Вы слишком молоды, то ведь есть, у кого спросить. Мне, мужчине, объяснять Вам эти вещи неловко.
«А учитывая, что после таких нешуточных побоев, невольно напрашивается вопрос: "всё ли в порядке с её психикой?"”
Где говорится о побоях, да еще нешуточных? Действие происходит весной, на повествовательнице пальто или ватник, какие побои? Они продолжают дорогой спор, он – безмолвно, лозиной (а ведь её можно рассматривать и как фаллический символ), она – продолжая его ругать. Он всё сказал еще в избе, где играли свадьбу, и ей только и остается, что ругаться. Ведь сказано же в тексте, в чем дело, хоть и не прямо. У них не сложилось в первую брачную ночь, а с тех пор полгода прошло, а воз и ныне там. Ночью муж выразил свой протест, а она, «замолчав» перед избой, в которой снимали квартиру, фактически признала его правоту.
«Яблоня из ветки не вырастет, пусть хоть три дождя её польёт».
Выше на странице в этом уже разбирались. Если Вас действительно интересует использованный здесь прием, посмотрите.
«Непонятно, почему молодые должны из кОморки (пишется КАМОРКА) "выползать"...»
Речь идет именно о «коморе», так называется и обряд украинской свадьбы (в Донбассе города русскоязычные, а села были украинские), и сама кладовая, в которой молодых торжественно, с песнями укладывали и запирали на ночь. А что «выползать»… Опять мне неловко… Повествовательница сама намучилась в первую брачную ночь, ей представляется, что и молодая тяжело перенесет дефлорацию. А молодому в каморе точно не просто приходится, на него давит моральная ответственность: если не сумеет выполнить свою функцию, то она будет передана старшему брату или старшему мужчине в роду.
Еще раз благодарю Вас за внимание к моему рассказику.
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 00:36
Извините, опечатка. В третьей строке снизу надо: "А молодому в коморе тоже не просто..."
Елена Ядрина #    21 апреля 2012 в 01:43
Да у Вас тут баталия на баталии! Надо было мне захватить на всякий случай "пулемёт", который Вы, Станислав, оставили на моей страничке! Кстати, он мне однажды уже пригодился, я им в "самопародии" отстреливалась!
    Рассказ Ваш - бомба! Мне нравиться! Правда, у меня тоже сомнения по поводу принявшейся лозинки, превратившейся в яблоньку. Но Ваша задумка её "измочаленную" проростить впечатляет так, что детали уходят на второй план! И от "ослепительно яркой любви" после лупцовки я ошалела! Но это у меня личное: я злопамятна - после первой же обиды, прощай любовь навеки! Я его даже не стала бы "кулачком в спину" толкать! Я бы из этой "темени непроглядной", молча петухам навстречу, только в другую сторону! Видал бы он меня! Даже объяснять не стала бы! Гордая! Но, ещё раз подчеркну, это у меня "свои тараканы" в голове! Рассказ плюсовый!
    Ещё раз благодарю за "огнестрельное оружие"!  
    С уважением!
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 07:59
С "лейкой" и блокнотом,
    А то и с пулемётом
    Первыми входили в города...
Был такой гимн сталинской проспиртованной журналистики военных лет. Галина Диссон намекнула на эротическую интерпретацию Вашего "в постель с блокнотом", вот и вспомнилось. Не вывесили бы такое фото красавицы, кто знает, возникли ли бы у нас такие ассоциации...))) О пародии на Вашей странице говорилось много и хорошо. Но есть у современной пародии еще одна функция. При мне моему приятелю, профессиональному писателю, позвонили, что на него сверстана пародия в "Литературной газете". Он ответил:
  - Враки! Не по чину.
  И оказался прав.
  Относительно рассказика. Сам писал, что не дело автору растолковывать собственный текст. Но время действия, но фольклорный подтекст и этнографические детали... Но надо было втиснуть в 3500 знаков... Зато теперь знаю, где усиливать намеки, если придется доделывать полный вариант. Спасибо Вам, Елена!
Елена Ядрина #    21 апреля 2012 в 13:43
Глуховцов, передёргивая, "досадовался" тем, что нет Вашего фото. Начинаю думать, что Вы намеренно оставили безликий шаблон, дабы не вызывать ассоциаций у читателей! Мне даже стало любопытно: Вы симпатяшка?))) Или наоборот? Но конкурс литературный, достаточно ассоциаций в связи с текстом, а не в связи с изображением. Впрочем, если сделать поправку на то, что сайт любительский, в ход идёт всё.  А "фото красавицы" (кстати, спасибо) "склонно к изме-е-не и переме-е-не", но пожалуй, я его оставлю, тем более, что оно личное, а не позаимствованное. В этом случае Ваши ассоциации даже приятны!)))    
     На то она и пародия, что не щадит «ни чинов, ни званий»! А здесь (опять-таки, на любительском сайте) все в равных условиях. Или новичок автоматически попадает в разряд "знай своё место"? Конечно, я понимаю, что в силу возраста , я должна и БУДУ относиться к Вам и другим уважаемым корифеям сайта с большим почтением, чем Вы ко мне. Но в условиях электронного общения трудно определить, что из себя каждый представляет (если, конечно, не "вывалить" язык на аватарке).
     Я "ровно" относилась к пародиям, а сейчас они мне жутко интересны! И пародия моя, она же добрая, от лица "несмышлёныша"!)))
     Не узрите в моих высказываниях дерзости. Спасибо Вам, Станислав!
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 14:52
Елена, я ответил личным сообщением. Вы очень своеобразно мыслите, и это еще благоприятно скажется на Вашей литературной судьбе, вот увидите сами! Спасибо Вам за несколько даже и личных интерес.
Галина Диссон (Пичура) #    23 апреля 2012 в 06:47
"Вы изложили пересказанную историю, но, судя по самооценке, считаете себя состоявшимся писателем. Почему не брать материал из собственного воображения, если так. Переписывать, пересказывать, перерисовывать, думаю, не очень профессионально.
Надеюсь, мой комментарий не обидел. Как говорится: критикой на критику". Роман Гордон.

            Роман! Мне многие Ваши мысли созвучны, но вот конкретно с  цитатой выше я с  Вами не согласна. Писатель ценен не источником приобретения сюжета для произведения, а тем, как именно он этот сюжет воплощает в произведении. История полна примеров, когда классики срисовывали сюжеты с ближайших родственников, друзей и знакомых. ПИКОВАЯ ДАМА – это  княгиня  Наталья Голицына. Повесть "Дубровский"  была написана с использованием судебных архивных материалов процесса по делу дворянина, Островского, у которого незаконно отняли его маленькое поместье. И у Татьяны Лариной был в современном Пушкину обществе - живой прототип, за которым волочился один из его друзей - прототип Евгения Онегина. Пушкин писал  образ  Татьяны с известной светской дамы, красавицы - жены известного генерала. Этот список можно продолжать. И образы, и сюжеты в равной степени ценны, будь они реальны или выдуманы, если художественное произведение состоялось. И наоборот: есть масса фантастических историй, гордиться которыми авторам не приходится, несмотря на то, что они их  САМИ ВЫДУМАЛИ.
      Я уже не говорю о том, что практически каждый автор, о чем бы ни писал, пишет чаще всего о самом себе, или о своих обидах, страхах, мечтах, потерях, независимо от того,  от первого лица повествование или нет, от мужского или женского лица идет рассказ, выдуман сюжет или срисован.  Как правило, сюжеты не случайны для каждого автора, даже если ему самому так кажется, что это - случай или момент вспышки. Значит, в подсознании давно зрело что-то.
       По большому счету, я сожалею, что сообщила на этом сайте, причем повторила не раз, что мой сюжет реален и срисован с одной судьбы. Да, это -правда, он реален. Но я считаю, что такие вопросы - почти интимны (а их часто задают читатели: "Скажите, насколько автобиографичен Ваш рассказ или повесть?" или же " А это - реальная история и выдуманная?"). Думаю, такие вопросы должны оставаться вообще без ответа, поскольку это не так уж и важно!  Задело или нет читателя? Это намного важнее.
А какие сырые продукты были вложены в блюдо, которое Вас порадовало? Повара ресторана вряд ли станут отвечать. А если станут, то ценность блюда может и пострадать в глазах клиента. Элемент таинственности зачатия произведения, на мой взгляд, должен быть сохранен. Жаль, что я только что это поняла. Однако, возможно, другие авторы думают иначе, и это - их полное право.
         Обсуждаемый рассказ "ЛОЗИНА", на мой взгляд, не безупречен, но в нем есть ВОЗДУХ, он ЗРИМЫЙ и ОСЯЗАЕМЫЙ. И ... кинематографичный.
         Отношения отношениями, а истина дороже.
Галина Диссон (Пичура) #    23 апреля 2012 в 06:52
Опечатка:

"но вот конкретно с  цитатой выше я с  Вами не согласна.
Станислав Росовецкий #    23 апреля 2012 в 12:24
Прежде всего, мне очень лестно, что мой совершенно того не стоящий рассказик вызвал столь глубокие соображения Галины Диссон (Пичуры). Относительно предложенного решения теоретических вопросов с нею нельзя не согласиться, хотелось бы только напомнить о двух моментах. Мне кажется, что в "жанровой" литературе самовыражение автора не так важно, как в "исповедальной прозе" или вообще в "мэйнстриме". Тут главное, умеешь ли ты создать свой вымышленный мир, и придется ли он впору читателю. Кроме того, мне представляется, что при использовании писателем устного или письменного источника (судебного протокола. газетной заметки) возникают юридические тонкости. которые безопаснее учитывать, чем игнорировать. Подзаголовок в данном рассказике потому и поставлен, что имеется устный передтекст и я не хотел игнорировать авторские права рассказчицы. Ведь я, как это ни смешно прозвучит после сделанного мне Романом Гордоном упрека, привык работать именно в "жанре" и привык сам придумывать сюжеты.
Роман Гордон #    23 апреля 2012 в 21:44
Да, согласен. То, что я написал, скорее относится к фантастическим произведениям. laugh Просто люблю фантастику. Не судите строго. joke
Станислав Росовецкий #    24 апреля 2012 в 00:09
О чем речь, Роман.
Татьяна Доброхотова #    24 апреля 2012 в 14:06
Замечательный рассказ.Все есть, что хочется.
Станислав Росовецкий #    24 апреля 2012 в 17:27
Спасибо, Татьяна. Любому автору было бы приятно такое Ваше мнение.
Татьяна Доброхотова #    24 апреля 2012 в 21:05
Станислав Казимирович, очевидное оно ведь всегда очевидно. Язык, стиль, картинки, юмор вместе с лиричностью, органичность и целостность текста... эхх  cry (это я о себе), пойду плюсик ставить, не сразу в системе разобралась. С безмерным уважением.
Вера Маликова #    24 апреля 2012 в 20:03
+ Рассказ Ваш понравился.Читается легко. Ощущается теплый ветер шолоховских станиц. Все в повествовании целостно,органично и глубоко. Всего Вам доброго.
Станислав Росовецкий #    24 апреля 2012 в 20:30
Спасибо, Вера. А теперь от нашего стола Вашему столу. Прочитал я Вашу вещь: две первые строфы очень хороши, а для совершенствования третьей - разве впереди не вечность?
Елена Туктарова #    25 апреля 2012 в 11:09
Рассказ для меня ОЧЕНЬ интересен, он жизненный, психологически богатый и яркий. Безо всякой лести - вы молодец, и образ героини описан логично, продуманно, и вполне понятно " ее бедное женское счастье". По моему восприятию прочитанного, то, что она испытала его именно при таких обстоятельствах( конфликт, измена, побои)явилось и для нее самой полным удивлением и изумлением, как открытие своей , прежде ей неведомой, стороны ее женской личности, вопреки ее прежнему более высокому идеалу-представлению о  "женском счастье". Автор четко дает понять это.
Точно и достоверно описан и эпизод ругани..."не хуже сварливой бабы. Откуда и берется"....
Я была свидетельницей такого же взрыва эмоций и именно в таком же проявлении - подруга, интеллигентнейшая, высококультурная женщина, узнав о измене любимого, при первой встрече с ним после этого, яростно стуча своим изящным кулачком по его груди, потоком низвергала и присваивала ему такие простонародные "обозначения" его поступка и его личности ( не мат), что позже, успокоившись, сама была дико удивлена - откуда что и взялось, и откуда что вылезло...не говоря о самом возлюбленном - он был в жесточайшем шоке... Мы до сих пор вспоминаем об этом эпизоде, когда встречаемся, теперь уже с юмором и хохотом... smile)))
Невозможно до конца познать женскую природу, женщина - вечная загадка..., часто даже для себя.
Это признавали многие известные женщины...

По поводу деталей... мне было это неважно совершенно при чтении, это обычное явление для моего, вероятно, женского восприятия.., когда мы с супругом к примеру, смотрим тот или иной фильм, - я вся в сюжете, а он всегда подмечает какие-то легкие неточности, например , в интерьере, или связанные с временным фактором,...вместо асфальта положены бетонные плиты, или...таких телеграфных столбов еще не было....и так далее ... smile)))

По поводу лозы..... я знаю, что с яблоневыми ветками такое приживление не типично, но вполне возможно и могло состояться, яблоневые ветки даже могут быть привиты на совершенно другие цветущие деревья. Я далеко не мичуринка, но по соседству с нашим домом растет именно такой удивительнейший гибрид, один ствол, а крона - наполовину белый яблоневый цвет, наполовину - темно-розовый цвет совсем другого дерева(не помню названия), это так удивительно! smile

Рассказ получился такой, что в этом небольшом количестве строк, можно и далее "накопать" интереснейшие подлинные "пласты" человеческой личности, в данном случае - женской натуры.
ПЛЮС!
Валентина Головатюк #    25 апреля 2012 в 19:09
Леночка, я с увлечением прочитала Ваш чудесный комментарий. И была обрадована в очередной раз, опять таки заметив, что зачастую мы сходимся во мнениях!
С уважением к Вам!
Станислав Росовецкий #    25 апреля 2012 в 16:05
Спасибо. Елена. Что скрывать, мне очень приятно мнение такого знатока женской психологии, как Вы.
Анатолий Лисица #    25 апреля 2012 в 16:48
Ничего лишнего. Всё на месте. Вспомнились послевоенные свадьбы с динатуратом, постель на полу, где спали дети и прохожие калики, которых после войны было немало Рассказ правдивый и удивительно, что это написан мужчиной.+
Анатолий Лисица #    25 апреля 2012 в 17:19
И ещё, Станислав, психологически, всё очень правдиво и обосновано, а насчёт яблоньки, дело для южных широт обычное, но и она на месте. В 1842 году мы пытались эвакуироваться из Кавказкой, но не успели. Во время переправы был убит директор совхоза- инвалид финской войны. Одна нога была деревянная. Он был верхом на лошади. Мессер расстрелял его в кукурузном поле. Несколько пуль попало и в эту деревяшку, Похоронили его в кукурузном чернозёмном поле. Поставили  сделанный крест из колючей акации, срубленной там же в лесополосе. Через год, когда мы возвращались назад, этот крест оказался живым. Это правда! Рассказал я длинно и неинтересно.
Станислав Росовецкий #    25 апреля 2012 в 18:32
Спасибо, Анатолий. Тоже мне нашли - "длинно и неинтересно"! Коротко и красочно. Так всё и видишь. Да и кто о таком теперь смог бы рассказать? Мне, когда писал, вспоминались послевоенные поездки с отцом по району на полуторке. Ливень в степи, и как нас с попутчиками (шофер полный кузов набирал) хозяйка не пустила в сторожку, потому что купала детей. В той ужасной, как теперь представляется, жизни была какая-то своя широта. вольный воздух, которого так не хватало в семидесятые, хоть жить и стало не в пример легче.
Геннадий Гималай #    26 апреля 2012 в 11:14
Десять дней меня не было на сайте, и только сегодня "вышел" на Ваш рассказ. Боже мой - какие страсти - и в рассказе и вокруг! А Вы хотели уходить. Меня тоже чувства переполняют, но я не стану подливать масла в огонь, потому что во всем этом дискуссионном кавардаке меня слишком уж насторожила и поглотила одна мысль, свидетельствующая о совершенно искаженном представлении некоторых авторов этого сайта о происходящих в литературном мире процессах. Я имею в виду вот это (в общем-то невинное для него)высказывание Глуховцева:

"Назревает вопрос: коль они такие все суперские поэты и писатели, какого кляпа делать им на ЛЮБИТЕЛЬСКОМ сайте? И возникает ответ: да просто не тянем мы на большее, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ сайты не по зубам, вот и ..."

Видите ли, г-н Глуховцев, в советское время всеми литер. делами управлял позорный кормушечный союз писателей СССР. Только немногие - вроде Богомолова с его "Моментом истины", Пикуля с его историческими романами и др. - плевать хотели на все эти союзы и существовали силою уж очень ярких своих талантов и удачи. Остальные, если хотели писать и печататься, должны были вступить в СП. Для этого не надо было иметь таланта - было достаточно средних способностей и - обязательно - далеко не средних подхалимских навыков - и все, и ты - член СП (я знаю, о чем говорю). Таким образом в СП сосредоточилась целая армия бездарных коньюнктурщиков, не хило существовавшая на щедрые подачки от государства. А талантливые, но (видимо, поэтому) гордые и независимые сидели в сторожах, кочегарах и т.п. и ждали "своего часа". И он, как ни странно, вроде бы наступил. Рынку стало невыгодно кормить армию тупо и серо философствующих бездельников, и СП развалился. Однако радость "кочегаров" оказалась преждевременной, - в отсутствии союза объединяющими центрами для пишущих стали журналы, которые хоть и скатились до смешных тиражей, тем не менее все еще обладали некоторыми возможностями подкормки авторов и их раскрутки. Принцип "ты печатаешь меня - я печатаю тебя", пусть и не в столь финансово благополучном виде, но сохранился. И, как директора заводов стали капиталистами, так сохранившиеся с советских времен редакторы захотели стать монополистами литерат. дела. С одной стороны это вроде бы - благо (отсеялась огромная масса серых строкогонов), с другой же - талантливые, но не "свои", вынуждены были, как и в советское время, либо - лизать, либо идти в кочегары.
Так бы все и продолжалось, но...  Но появился Интернет - как счастливая, долгожданная альтернатива кумовской системе. Посмотрите, как они ("кумовья") саботируют, как хаят, как унижают интернетовские литературные сайты и интернетовских авторов! У читателя впервые появилась возможность читать не то, что ему подсовывают гениальствующие, собутыльничающие друзья-редакторы, а то, что душе угодно. "Кумовья" еще держут в своих руках некоторые "бумажные носители" информации. Но Интернет неизбежно (при всех его жутких перегибах и недостатках) полностью демократизирует литературную жизнь, и критерием оценки писателя станет только талант и читаемость его произведений, но никак не его корпоративно-прохиндейские способности или партийная принадлежность.
Поэтому Вы, г-н Глуховцев и все, кто мало в этом смыслит, должны понять, что нет и быть не может никаких ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ литературных сайтов, куда Вы посылаете Станислава и других "суперских" авторов. Весь интернет - он он наш, общий, и то, что кто-то заводит здесь свои личные блоги-млоги, выдвигает какие-то состряпанные на кухне антологии современных поэтов и пр. - все это попытки оставшихся не у дел и без кормушки закрепиться в этом зарождающемся новом культурном пространстве. (Я, разумеется, не отрицаю талантливости очень многих из тех, кто носил в кармане членский билет СП СССР. Но им и бояться нового времени нет причин - Интернету не присуща мстительность и агрессия бывших советских пастухов гонорарного выпаса). Все литературные сайты, г-н Глуховцев, ровно настолько ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ или ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, насколько мы, и никто другой, их таковыми сделаем.

А рассказ Станислава хорош, главным образом - своей задумкой и настроением. Я согласен с некоторыми замечаниями - например, мне кажется, что было бы "правильнее", если бы все-таки не он ее, а она его хлестала и потом воткнула веточку в землю, мужик бы скорее выбросил... А, впрочем, некоторая нелогичность в данном рассказе как раз-таки и делает его живым и непридуманным по схеме (чем грешит большинство авторов).
Станислав Росовецкий #    26 апреля 2012 в 11:58
Готов подписаться под каждым Вашим словом. Геннадий.(Тем более, что Вы оговорились насчет "жутких перегибов и недостатков" Интернета). Хотелось бы только немного дополнить. Богомолову так и не простили его самостоятельности: была распущена гнусная ложь о том, что он и не воевал вовсе и боялся вступать в СП, опасаясь будто бы проверки. В руководстве СП обязательно сидели гэбисты, обычно в заместителях, что тоже следует учитывать. Очень хорошо Вы написали о сегодняшней функции толстых журналов, думается, если они при нынешних тиражах еще на что-то способны, это просто явление культурной инерции. И СП, к сожалению, не умрут. Посредственностям легче прожить, сбившись в кучу. Замечательно написал Маяковский: "Но если в партию сгрудились малые..." Вот Вы надеетесь на демократичность Интернета, а я всё-таки на бумажные издательства: при всей их отвратительной коммерческой сущности, они от СП тоже независимы. Технически же происходит определенное сращение бумажных издательств с Интернетом, через который идет существенный процент продаж. "Профессиональный" же литературный сайт чаще всего превращается для писателя-блогера в средство для попытки увеличить тираж. Увы! Думается мне также, что нынешняя невозможность для среднего писателя прожить литературным трудом и то обстоятельство, что зарабатывают наши бедные коллеги чаще в журналистике, которая безбожно калечит стиль, еще приведут к понижению общего уровня русской прозы.
Вчера заглядывал на Вашу страницу. но комент отчего-то не прицепился. По-прежнему убежден, что Ваше стихотворение пока - главный претендент на первенство. Однако что Жюри даст.
Татьяна Доброхотова #    26 апреля 2012 в 13:23
Полностью соглашусь со Станислав Росовецкий и Геннадий Гималай.

Единственное, вот что хотелось бы добавить. Сейчас в сети есть попытки создать "профессиональные" сайты. Они ничуть не для состоявшихся писателей, которые, разумеется, обойдутся и без интернета. Наш, московский, такой экспериментальный сайт, создан, например, студентами Литературного института. Ссылку я давать в открытом просмотре не буду. Но хочу сказать вот что. Чтобы пройти туда, получить страницу, надо пройти неслабый конкурс, так поддерживается уровень сайта, его авторитет и профессионализм. Это серьезная площадка, где люди работают и помогают друг другу, а не развлекаются. В планах есть сетевой журнал и бумажные сборники, но пока только а планах. Так что тот, кто относится к себе и окружающим серьезно, а не вылезает на конкурсы только, чтобы показать себя - нежно любимого собой, и поупражняться в оскорблениях - места найдет. А самовлюбленность в этой жизни еще никому ни в чем не помогла.
Геннадий Гималай #    27 апреля 2012 в 21:05
Не могу Вам, Татьяна, здесь не ответить, ибо Ваш рассказ о предприимчивых студентах Литинститута находится в вопиющем противоречии с моими (выстраданными многолетним опытом) представлениями о неписанных законах формирования творческой личности.

Вот цитата из моей давней дискуссионной статьи (будем считать, что это я обращаюсь к Вам): "Неужели для Вас не очевидно,что главное достоинство любого стихотворца - его самобытность, а главная помеха самобытности - студийность?! Настоящие поэты - это не культурные колосья в поле, а стихийные чертополохи - яркие, колючие, редкостные. Таковыми они становятся САМИ ПО СЕБЕ, а из тех, кого с малолетства окучивают навозом технологического коллективизма - только злаковая поголовность и образуется. Может быть, с точки зрения сельского хозяйства это и хорошо, но не с позиций художественной литературы. Только не надо возражать примером Пушкина, - это было началом начал - с совершенно девственной литературной и политической экологией, и сегодняшние критерии то время отторгает. А вот из недалекого прошлого вряд ли Вы вспомните хоть одну яркую личность, которую бы выпестовали все эти литературные детсады. Евтушенко - самоучка, Вознесенский - индивидуалист, Бродский - бродяга, Высоцкий -типичный чертополох...
Я не учился в литинституте Горького, но близко знал Льва Озерова, заведовавшего там кафедрой, и однажды, по его инициативе (я был студентом другого вуза) провел несколько дней и ночей в знаменитой литинститутской общаге. Конечно, больше пили, чем
пели, но все равно я помню жаркие дебаты на тему: откуда берутся гении - с улицы или из аудиторий? И мнение большинства вполне совпадало с моим мнением, несмотря на то, что сами они как бы обучением творчеству и занимались. Но именно КАК БЫ, потому что в институте тогда существовал неписанный культ Личности - Николая Рубцова, Юрия Кузнецова, немногих других..." Ну и т.д.

Вы пишете, что студенты литинститута создали лит.сайт и якобы он отличается профессионализмом. Побойтесь Бога, кто профессионалы-то - сегодняшние студенты литинститута? Да среди них хорошо, если один из сотни - лет через десять - проявит свой "недюженный талант". Вы знаете, чем отличается этот институт от университетского филфака? Только тем, что стихотворцы "с филфака" стихами занимаются самостоятельно - в тиши какой-нибудь дачной каморки, ищут, так сказать, свою неповторимую поэтическую стезю; а литинститутских, извиняюсь, как баранов, руководители семинаров под себя стригут, вернее - под того, под кого сами были пострижены в свое время здесь же.

Ребята, держитесь подальше ото всех этих студий-мудий, бегите на природу, в библиотеку, на свидание, в тайгу, в дачную каморку, - нюхайте, щупайте, лопайте горстями кислород этой жизни, набирайтесь собственной энергии и собственных впечатлений для будущих стихов - для вашей (личной, а не "кружковой") тайны, которую вы будете открывать всем!..

Извините, Станислав, что злоупотребляю Вашим гостеприимством.
Станислав Росовецкий #    27 апреля 2012 в 23:05
Да ради Бога, Геннадий, я только рад!
Не знаю, что ответит Вам Татьяна, но мне показалось, что Вы и она поставили акценты в разных местах. Татьяна говорила о попытке создать сайт единомышленников, людей, уже находящихся на определенном уровне творческого развития и желающих совершенствоваться, помогая друг другу и поддерживая друг друга. Как кубо-футуристы во времена «Гилеи» или имажинисты в самом начале пути. И правильно, что такой сайт закрыт для посторонних. Иначе туда заявится дама-начинающая, мать шестерых детей со средним образованием, повесит свой полуграмотный опус и примется безмятежно раздавать плюсики. А что этот сайт открыли студенты именно Литинститута, так, весьма возможно, именно потому, что недовольны постановкой обучения в их alma mater.
Вы же совершенно правильно оцениваете эффективность этого детища А. М. Горького, непосредственно связанного с призывом ударников в литературу. Не знаю, правда, как там сейчас идут дела, последнее, что читал, это интервью Владимира Орлова. Но вот клоны Литинститута ужасны. Один только пример. Я читаю в университете, где было открыто отделение «литературного творчества». В Институте филологии (бывший филфак) работают только два профессора, у которых и книжки худлита выходили, и лауреатства на престижных конкурсах бывали. Но вот именно они, которые могли хоть бы технике дела поучить, на отделении «литературного творчества» и не читают вовсе, не приглашены. Вот такие заметки на полях полезной дискуссии.
Татьяна Доброхотова #    28 апреля 2012 в 00:09
Бога ради, извините, что опять лезу на Вашу страничку с оффтопом, Станислав Казимирович! Просто хочу сказать, что не вижу никакой дискуссии. Со всем сказанным - согласна.

Согласна со статьей Геннадия о самобытности творческой личности и вреде коллегиальности, даже крепких литобъединений, которые размазывают личность, индивидуальность, усредняют ее. Добавлю только, что, на мой взгляд – еще вреднее сетевые открытые литературные порталы, где к низкому уровню произведений добавляется еще ложная авторитарность, «грелочность», неоправданное взаимозахваливание, клановость, частый откровенный плагиат, и как результат, даже те, кто пришел туда с талантом, нивелируются, усредняются, и в итоге превращаются в тривиальных тусовщиков. Увы, я такое уже видела, как прямо на глазах за год-два у авторов падает уровень, они просто заканчиваются.

Будучи и сама выпускницей университета, соглашусь, конечно, с Вами и по поводу Литинститута, писателями, поэтами из сегодняшних студентов станут единицы, это понятно, и научить этому трудно, почти невозможно. Но они после окончания придут работать в издательства, в редакции журналов по всей России, а Вы со Станиславом Казимировичем понесете к ним свои стихи, рассказы, романы. И очень хочется, чтобы у них был вкус, хорошее образование, умение разобраться в том, что хорошо, а что плохо. А еще больше хочется – чтобы они сами к этому стремились.

Согласна я и со сказанным Станиславом Казимировичем. Площадка, о которой я говорю, в основном, поэтическая, прозы у них пока мало, поэтов в Лите всегда было больше, чем прозаиков. Хотите, Геннадий, я пришлю Вам в личку ссылку на нее. Посмотрите, какие великолепные стихи там стоят, какие советы ребята друг другу дают. У меня они вызывают уважение, они читают, они пытаются, они работают, у многих замечательно получается, это видно.  Если и стоит создавать в сети какие-то литературные группы единомышленников, по-моему, то лучше такие. Хотя понятно, что до настоящего профессионального уровня студентам любым и везде – далеко. Но все-таки, они многие вещи знают лучше, и вкус у них более развитый, чем в среднем по сети. Они, кстати, возьмут к себе и мать шестерых детей, даже не спросив ее, кто она такая, если она, то есть ее работы, пройдут их конкурс, если сайт проголосует за нее, если она покажет уровень, который им покажется достойным. А критерии у них весьма высокие, так это ж хорошо. И даже студенты ЛИ туда проходят через такой же конкурс, там демократия. Правда, сайт существует всего с июля и еще непонятно, как там все будет дальше, но пока – очень интересно.

Такое вот у меня мнение.
Елена Линькова #    26 апреля 2012 в 14:47
Хороший, фактурный рассказ, чувствуется рука мастера.
Станислав Росовецкий #    26 апреля 2012 в 15:14
Спасибо, Елена. и за то, что прочитали, и за добрые слова.
Ольга #    28 апреля 2012 в 12:29
Ваше творение перенесло меня во время, которое я не застала, и с удовольствием прочла о нем. Восхищает описанный Вами Дар Прощать, сейчас на это способны не многие, что огорчает. Вот и если бы героиня в ту ночь не простила предателя, то наверное не испытала бы своего "женского счастья". И в самом деле после самого плохого, что рвет душу на части, обязательно наступает хорошее. Как награда за страдание. Вот и еще одним подарком для героини стало дерево, которое не высохло, принялось, выросло, плодоносит. Может оно переживет даже ее саму. И останется символом этой истории. С удовольствием отдаю свой голос Вашему произведению, успехов!!!!
Станислав Росовецкий #    28 апреля 2012 в 13:47
Благодарю, Ольга. Привет славному городу Полтаве!
0 #    6 мая 2012 в 15:53
А мне понравилосьsmileчувствуется нечто такое .... послевкусие от жизни :)

Насчет свары, дело не мое, но как-то тупо разборки эти :((( млин..... гадость какая...
насчет современых литераторов и млин профи литераторов, скажу просто казлы они все, кто где бабло урвет так сразу и понтит сидит,- Да я писатель мля---, да вы негры, мля-я-я, и прочее....

Что хорошего в сегоднящнем интернете, так это прямая связь с читателем, правда денег не принесет, но это уж дело такое.... а вот острота этой связи и короткая ее длина может и возвысить а может и обжечь да так больно, что мало не покажется... smoke
Станислав Росовецкий #    6 мая 2012 в 16:36
Спасибо, очень интересное сделали наблюдение. А насчет профи вопрос решается очень просто: если это писатель, который живет на гонорары, то таких по разному счету в России от дюжины до пары десятков (в национальных автономиях). Есть ли о чем говорить? Да пускай себе величаются, меня, например, это не колышет. Хороший текст, он себе, как правило, дорогу пробивает, совершенно независимо от статуса автора. Успехов Вам!
0 #    6 мая 2012 в 17:30
Знаете Стас, у вас очень короткий рассказ, я сам пишу также в размере до 5000 знаков, мен уже столько раз говорили что это абсолютный неформат для напечатания его на бумажных носителях :)) что я джае и ругаться на эту тему давно перестал...
как одна мадам мне заметила, - сижу мол роман пишу,-  ну все думаю пипе-е-е-ец, а что мне делать со своими 3200, 4856, 7200, 1200 знаками застрелиться чтоли ...
и кстати а кто сказал что этот роман будт лучше моего расказа а, или вашего?   joke
Станислав Росовецкий #    6 мая 2012 в 18:40
Да, Николай, это одна из странностей литературного процесса (так называемого) нашего времени. Почему же в свое время Гаршин и Чехов сделали себе имя на одних рассказах? Тоже ведь при капитализме, тоже ведь издатели хотели заработать... Сейчас же, действительно, пишущим прозу оставлена одна возможность: пиши романы, начиная с 14 листов, и рассылай по издательствам, пока не посинеешь - или, если повезет, пробьешься из самотека. И, в самом ведь деле, человек может выложиться и растратить талант именно в первых же романах, которые не пошли, остались в корзине. Тут Вы абсолютно правы. Рассказы же даже известных литераторов (Дины Рубиной, например) печатаются только как дополнения ко крупной форме. Вот в бумажной периодике, говорят, можно рассказец пристроить, но и там год от года круг возможностей сужается.  Я, например, под своим именем только в ФРГ три рассказика напечатал, хоть накатал в свое время немало. Спец по этим вопросам Дэн Шорин, он как автор и на этом конкурсе засветился. Составляет библиографию литературных журналов и альманахов.
0 #    6 мая 2012 в 18:54
значит будем биться :))
Ольга Гисич #    7 мая 2012 в 17:44
Понравилось!
Голосую +
Ну, насчет того, что рассказ то ее был "совсем не об этом", слегка приврала бабулька )))))))
Ну, или Вы )))))
+
Станислав Росовецкий #    7 мая 2012 в 18:48
Спасибо, Ольга. Вот, заинтересовали Вы меня, кто же приврал, бабулька или я. Специально нашел в компе, где у меня устный рассказ записан. И знаете, выходит, я и наврал и приврал, потому что у бабушки в конце было только о лозине и яблоне.
Ольга Гисич #    8 мая 2012 в 19:09
Ну, вот. Так я и подумала ))))
Хотя главное - не в этом.

Не хочу подробно разбирать произведение. Но мне очень понравилось. Оригинально, на мой взгляд. И профессионально. Не думаю, что устный рассказ бабушки, звучал так же интересно как Ваша интерпретация. )))
Но, в то же время, очень живо и искренне передано изложение именно героини, а не автора произведения. Т.е. слушаешь и , главное, слышишь именно эту бабульку, а не Вас )))))
Ну а то, что ВЫ слегка приврали..... ну дык не без этого ))))) не репортаж же пишите ))))))
+
Станислав Росовецкий #    8 мая 2012 в 21:40
Спасибо, Ольга, что заинтересовались. А "устный рассказ бабушки" я перекинул Вам сообщением. Возникнет желание, прочтите. Успехов Вам - и больших!
Ирина Завьялова #    15 мая 2012 в 23:56
Станислав! Класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!11
Станислав Росовецкий #    31 мая 2012 в 08:39
Спасибо, Ирина! Скромность скромному автору необходима, но до чего же. признаться, приятно прочесть такое...
Гузель Дмитриева #    16 мая 2012 в 23:31
Ну, переклинило мужика, ну, повелся на титястую (с кем не бывает!), но ведь понял же, что любит он свою жену, и роднее ее нет никого на свете. Так любит, что даже палки расцветают! Примерно так звучит коммент моего мужа.
Станислав, еще до того как Вы представили свой замечательный рассказ на конкурсе, мы с мужем успели уже обменяться словом.
Отметит ли жюри на этот раз живой, объемный рассказ, где переплелись замечательно и боль, и радость, и ревность, и счастье, и, конечно же, любовь?
Мой припозднившийся плюс, с уважением)
Станислав Росовецкий #    31 мая 2012 в 08:36
И моя благодарность Вам, Гузель, припозднилась. Вынужден выходит в Инет, окольным путем, вот почему. Сердечное спасибо Диме за его внимание к не стоящему того рассказику и за оригининальную, ценную для меня, интерпретацию. И сердечный привет Даниилу Дмитриевичу, с пожеланием интересно и весело провести каникулы!
Никалина Жангельдина #    28 мая 2012 в 16:50
Станислав Казимирович! Мои искренние поздравления! Я за Вас болела.
Станислав Росовецкий #    31 мая 2012 в 08:32
Спасибо, Никалина! Я, правду сказать, изумлен таким результатом. А у Вас всё впереди, и до чего же это прекрасно! Мы еще вернемся конкретно к Вашим рассказам, ведь и стилистический анализ. думаю, не помешает.
Ирина Акс #    31 мая 2012 в 03:44
Это действительно Литература - всё настоящее, "по-взрослому". Почитала ответы Автора на комментарии убедилась еще раз: Мастер. В обычном-то разговоре-переписке и язык у него вполне обычный, скучноватый даже...

Интересно, много ли среди читателый найдется болванов, которые решат, что это "рассказ про оргазм"smileКстати, спасибо огромное одному из них - кабы не его нелепый отклик под шорт-листом, я б не полюбопытствовала сюда заглянуть!
Станислав Росовецкий #    31 мая 2012 в 08:52
Что же тут ответить, Ирина? Наверное, на такие отзывы в глубине души надеясь, люди и пишут. Спасибо! Только сейчас добрался до Вашего стихотворения. Не огорчайтесь! Убежден, что дело в глубоком подтексте, в принципиальной недосказанности Вашей вещи. Не вышло ли так, что это несомненное достоинство как бы обернулось против неё в глазах жюри с его своеобразным, скорее традиционалистским восприятием литературы? Кстати, для меня остается загадкой, почему Ваше стихотворение написано от лица мужчины. Успехов Вам - и блестящих!
Ирина Акс #    9 июля 2012 в 01:08
Станислав, я не знаю, почему так получается, но у меня действительно 90% стихов - "на мужской голос". Вот подборочка, которй я довольна, я ее очень тщательно составляла - та же картина: 9 из 10 - "мужскиеsmilehttp://www.pushkininbritain.com/winners/london/2011/poetry/1825/
Наверное, так я себя ощущаю по большей части :)
Галина Васильева #    2 сентября 2012 в 19:22
Когда проснулись чувства -от радости, от горя,
быть может неожиданно самим себе проснулись,
но важно,что любовь права и крыльями взмахнула,
на диво яблонька росла и зацвела...

Как часто ждут любви,а любить-то и не умеют и в мелких обидах теряют душу,порой оставаясь чужими в браке и вот толчок судьбы,куда наклонится лодка -здесь к счастью, любви,разгадке и открытости чувств.
В самую глубину чувств заглянули,где не каждый видит истину.