Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Первый день счастья (по воспоминаниям моей бабушки)

16 марта 2012
Просмотров: 3593
Рейтинг: +28
Голосов: 28

Поделиться:
16 марта 2012
Рейтинг: +28
Голосов: 28

Просмотров: 3593
Поделиться:

Помню: накануне того самого дня мне не спалось. Не то чтобы я что-то предчувствовала, вовсе нет, а просто не спалось и всё. Я лежала тихонько-тихонько, боясь разбудить маму, и слушала. В углу около остывающей печки лежала больная бабушка. Она болела давно и уже не вставала. Ей, видно, тоже не спалось, она ворочалась и тяжело вздыхала, а мне казалось, что весь наш старый дом вздыхает вместе с ней. Моё маленькое сердце сжималось от жалости. На улице холодный ветер раскачивал деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды.

Утром вместо завтрака мама решила помыть полы. Она сбегала на колодец, принесла воды, вытащила из комнаты стол и лавки. Сунула мне в руки веник и велела подметать. А сама опустилась на колени и начала неистово тереть дубовые доски, стараясь отмыть их добела. В полдень наш старый дом сиял первозданной чистотой. Мама занялась самоваром, бабушка, не сводя покрасневших глаз с иконы божьей матери, бормотала молитвы. Я же играла с котёнком в «кто быстрее»: хватала его за хвост и быстро отдёргивала руку, пока он не цапнул. Тут в дверь постучали. Бабуля перестала молиться, а мама встрепенулась: «Кто бы это мог быть?», и пошла открывать. Я побежала следом.

На крыльце стоял высокий худой военный. На голове выцветшая пилотка, на плечах потёртая шинель, за спиной вещевой мешок. Он был смугл, если не сказать — чёрен, лишь голубые глаза выдавали уроженца наших мест.

— Вам кого? – спросила мама.

Солдат молчал.

— Вам кого надо? – повторила мама.

Он продолжал молча смотреть на неё. Мама заглянула ему в глаза и вдруг, вскрикнув, бросилась на грудь и стала целовать тёмное лицо, волосы, руки, шинель.

— Дочка, папа вернулся! – крикнула она.

Я остолбенела, стояла как дура и таращилась на незнакомца.

— Это мой отец???!!!

Когда в сорок первом он ушёл на фронт, мне было три года, а сейчас мне восемь, и уже год, как кончилась война, и два года, как пришло от отца последнее письмо. И вот этот худой, чёрный человек – мой отец!!? Я не могла поверить! А он, заметив мои сомнения, присел на корточки и надтреснутым голосом спросил: «Найдёнка, помнишь меня?» Что-то знакомое из далёкого детства всколыхнулось внутри и я, зарыдав, обхватила его шею, уткнулась в колючую щеку…

Мы сидели за столом, я прижалась к отцу и не отпускала его руку. Бабушка, сидя в кровати, как молитву повторяла одно и то же: «Вот тепереча всё наладится, вот тепереча всё будет хорошо…» Мама суетилась возле самовара, заваривая свекольный чай. Но попить чайку сразу не удалось. Женщины-солдатки со всей деревни сбежались к нам в дом. И каждая спрашивала отца про своего мужа. «Не видал ли? Не встречал ли?» Он отвечал: "Нет, не видал". Но они всё равно продолжали с надеждой смотреть на него. А он говорил им, что «на войне бывает всякое. Взять хотя бы его. Его сразу после Германии отправили воевать японцев и писать не разрешали. А там ранение, госпиталь…. Так что всякое бывает. Может, ещё придут солдаты домой. Вы, бабы, ждите». И каждая верила, что так и будет! Они благодарили отца за добрые слова, за то, что живой и гладили меня по голове. А их ребятишки с любопытством и завистью заглядывали в наши окна.

Когда все разошлись, мы сели чаёвничать. Папка достал из вещмешка банку тушёнки, хлеб, сахар. Он намазал мне огромный ломоть и дал два куска сахара. И я, уплетая хлеб с тушёнкой и прихлёбывая сладкий чай, смотрела на сверкающие счастьем глаза матери, на добрую улыбку моей милой бабушки, и верила, что теперь всё изменится! Никогда больше не будет войны, и никого не убьют. И бабушка обязательно поправится. А в деревне построят школу, и я стану в ней учиться. А потом вырасту, выйду замуж, и у меня родится своя девочка. И все мы будем очень-очень счастливы!

Потому что иначе просто нельзя!

Комментарии (48)
Татьяна Дорофеева-Миро #    16 марта 2012 в 20:43
Мне нравится!
Красивые образы: старый дом вздыхает вместе с ней, деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды...
Но только МОЮТ ПОЛ все таки... А полы - у пальто...
++
Валентина Головатюк #    16 марта 2012 в 20:45
За счастливый день, изменивший жизнь людей, за умение ждать, за чудесный рассказ мой +.
Успехов Вам,
Эльвира Якупова #    16 марта 2012 в 20:45
трогательно! Вы молодец! Большой плюс!
Елена Старожилова #    16 марта 2012 в 21:23
Интересный рассказ.Тронул.+
Лидия Гуйва #    16 марта 2012 в 21:55
была бы я в жури, Вы были бы первым)меня задело просто за душу...нет слов, без единого слова лести)))очень понравилось))) +
Ксения Калуби #    16 марта 2012 в 22:39
Мне очень хочеться продолжения,не могли бы написать?С теплом
Андрей Ведин #    24 марта 2012 в 15:32
Отлично!!!
Виктория Васечко #    31 марта 2012 в 17:33
Трогательно!+
Галина Диссон (Пичура) #    18 апреля 2012 в 00:38
Александр! Заглянула на Вашу страничку, желая посмотреть на строгого критика, да еще на такого юного...

С большим удовольствием прочитала ваш рассказ! На мой взгляд, он талантливый и очень глубокий в своей кажущейся простоте! Есть несколько повторов фраз, но все это - мелочи жизни на фоне всех достоинств этого рассказа. И язык, и динамичность действия, и психологические ньюансы,  но главное -  добрая энергия, наполняющая повествование от начала до конца...

От души желаю Вам успехов на литературном поприще и просто удачи в жизни! И особый Вам привет как ленинградцу от меня, родившейся и выросшей в Сестрорецке. Для меня Ленинград остался Ленинградом не из любви к Ленину, а просто уже привыкла так его называть.
Александр Сосенский #    18 апреля 2012 в 00:56
Не такой уж и юный! Лермонтов уже погиб от пули Мартынова. Но я на это не претендую (не в смысле пули, а в смысле славы). Что касается рассказа, то писать было легко, так как эта история из жизни моей семьи.
Татьяна Иванова #    18 апреля 2012 в 15:31
Александр, очень понравился рассказ. Почти пробил слезу. Очень тронул. И что действительно приятно, что молодые современные люди могут настолько понять ту ситуацию, проникнуться ею.
Это как же надо любить свой старый дом, или иметь настолько богатое воображение, чтобы "слышать", как он вздыхает... А это маленькое сердечко, сжимающееся от жалости...
Хорошее занятие "вместо завтрака".Сейчас бы сказали "до" завтрака ( были совсем другие времена).
А этот образ: "деревья ... своими кривыми лапами царапали тусклые звезды"...
Здорово отражено время.
Ещё раз скажу, ну очень пронравился рассказ! Конечно, голосую за него.
Надежда Лукашевич #    18 апреля 2012 в 17:29
Очень понравился!  Как будто фильм прокручивают. +++
0 #    19 апреля 2012 в 12:15
Да-а, Сашок! Душевной теплотой повеяло. Всё это близко моему поколению.
Изложено грамотно, без каких-либо серьёзных огрех. "+"!
С уважением! Владимир.
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 11:32
Комментарий удалён автором 2012-04-21 в 11:37:59
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 12:00
Как отметила Галина Диссон (Пичура), критик Вы строгий, а как показывает Ваша критика моего не стоящего Вашего внимания рассказика, еще и торопливый да опрометчивый. Не скрою, интересно мне было, каков Вы как писатель.
Да, гладко, и если не считать пропуска нескольких запятых, то и грамотно. Уже достижение. Но и без недостатков не обошлось.
Первый:  сюжет, конечно, трогательный, но ведь избитый – прямо до посинения. "Возвращение фронтовика" было сюжетным стереотипом послевоенной литературы, и додержался он до 1957 года. Сужу по запомнившейся мне пьесе, в которой возвратившийся наконец фронтовик сидит под стогом с девушкой, а в небе летит спутник - уже новый стереотип. В рассказе мать и дочь не сразу узнают отца, а этот мотив и фольклор использовал, в весьма популярной балладе "Два героя".
Второй недостаток - пренебрежение речевой характеристикой рассказчицы. Она из "деревни", но каким было её культурное развитие впоследствии, как оно отразилось в её языке? Обо всем говорится, и персонажи-крестьяне, кроме бабушки рассказчицы("теперича". но перед этим почему-то сказала "теперь"), говорят на литературном языке, не на диалекте. А в начале - стилистический казус. Это так понравившаяся Татьяне Дорофеевой-Миро фраза: "На улице холодный ветер раскачивал деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды". Фраза хороша, кто станет спорить... Но кто это говорит?
Восьмилетняя деревенская девочка так не скажет и такого не увидит, в финале даны абсолютно достоверные, хоть и в нормах литературного языка, воспроизведения её речи: "А в деревне построят школу, и я буду в ней учиться. А потом вырасту, выйду замуж, и у меня будет своя девочка". От автора фраза? Но автору-писателю нечего вмешиваться в монолог повествовательницы... Значит, сама бабушка автора? Кто же она теперь? Если такая изысканная интеллектуалка, то почему рассказывает устно, а не написала сама?
Мыли всё-таки "полы", и сразу во всем доме. От ближайшего пункта питания демобилизованный солдат мог довезти в село не "хлеб", а только сухари.
Из заглавия пояснение лучше бы переделать во вводную фразу, из которой убрать даже намек, что Вы литературно обрабатывали воспоминания бабушки ("п о  воспоминаниям..."). Сами-то обрабатывайте, как знаете, но читателю об этом лучше не сообщать.
Общий же вывод. Здешнее жюри весьма своеобразно оценивает прозу, поэтому у рассказа есть все основания попасть в тройку. На такой случай заранее поздравляю. Не сбудется мое предсказание, тоже не огорчайтесь. Всё у Вас впереди! +

Комментарий был удален для исправления опечатки.
Александр Сосенский #    21 апреля 2012 в 21:15
Росовецкому.

А Вы могли бы созидать!
И душу б нам свою открыли,
Ведь за способности писать
Вас как-то всё же похвалили!

Но Вы, решив "ПРОРОКОМ" стать,
О творчестве совсем забыли,
Решив других критиковать,
Лишь чтоб о Вас заговорили!

Ваш путь забвением чреват,
И все "пророчества" вторичны,
Ведь с критиканами не говорят
О дорогом, о самом личном!

И Вам, пророк - предвестник бед,
Дающий стёртые советы,
Желаю долгих-долгих лет
И тёплых зим на смену лету!
Татьяна Дорофеева-Миро #    21 апреля 2012 в 22:11
Комментарий удалён автором 2012-04-21 в 22:50:21
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 22:06
Предпочел бы очередное "Сам ты дурак" услышать, чем стать адресатом такого рукоделия. Восемь глагольных рифм подряд - ведь это даже достижение! Уж лучше бы прислушались к "стертым советам", ведь единственно по доброте своей их делал. Всё доброе Вам уже пожелал, повторяться не буду.
Татьяна Дорофеева-Миро #    21 апреля 2012 в 22:51
А можно, наконец, оставить меня в покое? Или в каждой своей "рецензии" Вы будете "дёргать" меня?..
Станислав Росовецкий #    21 апреля 2012 в 22:53
А может быть это - пиар? Хорошо, договорились.
Татьяна Дорофеева-Миро #    21 апреля 2012 в 22:54
)))) Оооо!!!  Значит, я такая заметная... ))))))))))
Эльвира Якупова #    21 апреля 2012 в 23:04
Вы Звездочка наша, Татьяна! Спасибо, что Вы есть на этом сайте и что дарите читателям прекрасные стихи!
Татьяна Дорофеева-Миро #    21 апреля 2012 в 23:07
Да нет,Эльвира! Сияние Ваше не затмить.)
Я имела честь пересечься со Станиславом в конкурсе о первой любви... Видимо, сильно пересеклась... ))
Эльвира Якупова #    21 апреля 2012 в 23:13
Он же ничего личного к нам, конкурсантам не имеет, критикует стихи, не обращая внимания на автора. Не важно кто написал: давно знакомый, земляк или вообще неизвестный участник. Поэтому считаю, что Станислав объективный критик. На Оба моих рассказа он написал весьма не положительные отзывы, а сейчас он у меня в друзьях, и часто заступается за меня в словесных перепалках с другими участниками.
Татьяна Дорофеева-Миро #    21 апреля 2012 в 23:15
Да,я в курсе... ))
Читала и комментарии, и видела, как подружились...
Но мы с ним "познакомились" только тут.) Я ему оооооочень не нравлюсь. Правда,ведь,Станислав?))
Станислав Росовецкий #    22 апреля 2012 в 00:14
Почему не нравитесь? Ваши коменты заметно изменились, стали глубже. А что меня в Вас не устраивает, об этом и я задумывался. Пришел к выводу такому: всё дело в том, что Вы иногда по-прежнему сначала высказываетесь, а уже потом обдумываете проблему во всей её сложности.
Татьяна Дорофеева-Миро #    22 апреля 2012 в 00:17
Ох, мы Женщины, такие!!! )))))
Неужели нельзя простить нам такую слабую черточку,а? ))))
Татьяна Дорофеева-Миро #    22 апреля 2012 в 00:18
А комменты... Наверное, меньше лениться стала, потому как всю зиму болела, а теперь лучше себя чувствую.))
Виктор Белоусов #    24 апреля 2012 в 20:42
Мне это знакомо. Но по-другому. Нас было у матери четверо. Мы ждали-ждали, но отец так и не вернулся. Погиб где-то под Гомелем ещё летом 1941 г. Мой Вам голос.
Галина Диссон (Пичура) #    25 апреля 2012 в 02:33
А  я не считаю тему обсуждаемого рассказа "избитой до  посинения" или просто избитой, ни в коей мере.  И любовь, и дружба, и возвращение фронтовиков всех войн, и свадьбы, и измены, и горе, и мечты о счастье ... Все это, в таком случае, тоже банально. И наш конкурс, и особое отношение к оценкам работ тех авторов, которым  что-то не понравилось в нашем творчестве и которые нас покритиковали, - все это тоже затерто и банально. Автор и мой рассказ покритиковал. Назвал слабым его окончание. Было неприятно это читать. И что же теперь с этим автором делать? Зашла на страничку критика, поджав губы, прочитала рассказ, и... захотелось сказать ему "спасибо" за один из лучших рассказов, присланных на этот конкурс. Конечно, это всего лишь мое мнение. Рассказ - без дешевых эффектов, пропитанный   неподдельной нежностью и любовью.
                     На мой взгляд, вряд ли есть на свете банальные темы вообще. Есть банальные люди и произведения. (Никого не имею в виду. Просто пытаюсь поймать абстрактный образ банальности).  Так вот, банальны  не темы произведений, а то, что собой представляют сами произведения.
                И даже глагольные рифмы в переписке, а не в конкурсном стихотворении, - это тоже вторичный "грех", если по искренности  и эмоциональности стихотворение хорошее.

И еще, банальное и вечное - близкие родственники. Когда больно нам и нашим близким, мы никогда не считаем это банальным, а вот чужая боль, чужие воспоминания, - это уже извините!
                  Банальна коньюктура под вечные темы. А искренний рассказ о своей семье, о чем-то, что автору дорого, тем более, рассказ весьма талантливый, - не может быть затертым по ТЕМАТИКЕ, тем более, что войны и фронтовики - это, увы, не только далекое прошлое, но и события недавнего времени и недавних войн. А археологические раскопки литературных грехов и пробы глубинной почвы литературного материала на наличие разных "блох" могут быть произведены с ничуть не меньшим успехов на каждое произведение этого сайта вообще без исключений, и не только этого сайта. И результаты раскопок в науке столь прекрасно не точной и  субъективной могут трактоваться прямо пропорционально расположению трактующего к предмету исследования.
                   Если мы все будем чуть добрее по форме изложения наших претензий к чужим произведениям, то жить станет легче. Простите за банальность и многословие.

Давно обратила внимание на это стихотворение:
Татьяна Добровольская
                        ***

Я больше рифм банальных не боюсь,
Нет ничего банального на свете.
Банально сто веков смеются дети,
У стариков в глазах банальна грусть.

Смотрю я в своё сердце, как в окно.
Там кружатся банальные снежинки,
И к тем, кого люблю я, нет тропинки…
Банально? Да. Но больно всё равно.

С уважением ко всем участникам беседы!
Галина Диссон (Пичура) #    25 апреля 2012 в 02:39
Опечатка: "с ничуть не меньшим УСПЕХОМ".
Станислав Росовецкий #    26 апреля 2012 в 07:16
Прозвучал гимн банальности. Возможно, в другой ситуации это и было бы полезно, как в стихотворении Татьяны Добровольской, где весь смысл сосредоточен в последней строке. Но не в этой конкретной ситуации это полезно, на этом сайте. Посмотрите, что некоторые участники вывешивают на этом конкурсе, какие несовершенные вещи, как убеждены в своем праве писать отвратительно, и если еще банальности сознательно поддерживать, то не стоит овчинка выделки. Пусть хвалят друг друга, раздают друг другу плюсики и открытки, а литература обойдется и без этого конкурса. Но было бы жаль, всё же есть возможности для совершенствования здесь для тех любителей поэзии, которые чувствуют в этом потребность.
Вернусь к стишку:

А Вы могли бы созидать!
И душу б нам свою открыли,
Ведь за способности писать
Вас как-то всё же похвалили!

Но Вы, решив "ПРОРОКОМ" стать,
О творчестве совсем забыли,
Решив других критиковать,
Лишь чтоб о Вас заговорили!

Вот представьте, Галина, что это Вас оскорбил самовлюбленный мальчишка ни за что ни про что. Мало того, что в глупостях всяких обвинил бы, да еще. как сказал классик, "гнуснейшими стихами".
Посмотрел бы я на Вашу реакцию. А я, значит, должен был еще и похвалить за глагольные рифмы? Вы несправедливы.
Галина Диссон (Пичура) #    26 апреля 2012 в 15:12
Банальные работы поддерживать, конечно, нельзя. А их, в самом деле, немало на этом сайте, и не только на этом. Но банальности - не в ТЕМАХ, а в воплощении тем.  Соответственно, прозвучал не гимн банальности, а призыв аккуратней использовать  это  слово в рецензиях. Потому что в банальности, как все мы понимаем, можно легко обвинить почти любую ТЕМУ, но далеко не любое произведение или автора, о чем я уже писала.  
             Конечно, не надо никого хвалить и за глагольные рифмы и за сам факт действия под названием "Ах так? Получай и ты", особенно, если знаешь, за что получил. Но в данном случае, уровень стихосложения можно было бы не анализировать вообще, так как стихотворение - не на конкурс выставлено, да и рождено было чувством обиды за стисходительную ироничность вашего комментария, в котором действительно - немало справедливых упреков рассказу, но есть и немало злорадства,происхождение которого - тоже понятно: ведь и вам пришлось без особого удовольствия читать критику своего рассказа этим автором, причем критиковал он рассказ "мощным наступлением". Но там не было ничего личного или ядовитого. Хотя была некоторая безаппеляционность, которую легко можно было бы убрать такими выражениями, как: "на мой взгляд" , "как мне кажется" , "рассказ, я полагаю, мог бы заиграть, если бы", "мне не показалось достоверным", ну, и так далее. Тогда бы и критика воспринималась иначе.
                  Вот я еще раз, рискуя заслужить репутации зануды, предлагаю всем нам критиковать произведения друг друга так, как бы нам хотелось, чтобы критиковали наши. Я пытаюсь быть справедливой, хотя никто меня в судьи не выбирал, да мне и ни к чему эта роль. Я ее всегда избегала и буду это делать. Пардон, что влезла. Просто сайт превращается из доброго общения в сведение счетов. Это обидно. И Вы правы в том, что и я не сияла бы от радости получения явных или скрытых уколов. Но я их, увы, тоже получаю, хотя стараюсь вообще обходить молчанием не понравившиеся мне произведения. И не жду комплиментов от тех, кого похвалила. Но тем не менее, кто-то пытается меня "лягнуть" все-равно, причем даже не в ответ на критику, а иногда и в ответ на мой комплимент его или ее произведению. Ведь и комплименты не всем можно делать безнаказанно, как оказалось. У некоторых самооценка так взмывает вверх, что оттуда не устоять от искушения ударить автора комплимента. Вспоминаются слова Фаины Раневской на эту тему (хочу закончить шуткой, чтобы  улыбнулись читатели сего комментария и воздержались от дальнейших ответов по принципу " Ах, так?". Ведь конца не будет, и никто не победит):
" Раневская знакомой: - Как Вы сегодня хорошо выглядете, милочка!
  Знакомая Раневской: - Спасибо. К сожалению, не могу о Вас сказать того же.
  Раневская: - А Вы соврите! Так же, как я вам!"
Станислав Росовецкий #    26 апреля 2012 в 17:23
Всё правильно сказано, особенно о комплиментах, а острота Раневской - чудесна.
Ольга #    29 апреля 2012 в 23:24
За счастье Вашей семьи и замечательную историю - голосую+!!!
Анатолий Лисица #    30 апреля 2012 в 18:53
САша, рассказ твоей бабушки хорош, правдив, главное в мелочах, которых уже нет: и этот дубовый пол( это тогда было здорово), самовар и прочие детали, узнаётся быт, и всё такое живое и знакомое.Но больше всего меня удивила ваша полемика, в которой ты почти не принимаешь участия, хотя из за тебя, как я понял, она и возникла. А ты как бы стал третейски судьёй.
Александр Сосенский #    30 апреля 2012 в 21:47
Комментарий удалён автором 2012-04-30 в 21:47:34
Александр Сосенский #    30 апреля 2012 в 21:51
Прошу Вас, не судите строго! Полемика - не мой удел.....  А полемистов разглядел.
Максим Агулов #    9 мая 2012 в 13:44
Александр, мне очень понравился Ваш рассказ. Прочитал с огромным удовольствием. И отдаю Вам свой голос от чистого сердца без лишних слов...
Валерий Коваленко #    28 мая 2012 в 20:32
Александр, заранее простите меня.

Невольно захотел сравнить Ваш рассказ с рассказом уважаемого Станислава Россовецкого.

Лично для меня и Ваша, и его истории написаны профессионально.

Наверное, Станислав в чем-то прав, что есть у Вас какие-то шероховатости,
хотя я, когда читал, просто не заметил их - видимо это такой мой удел увлекающегося читателяsmileи дилетанта.

Еще воспользуюсь известным критерием имени Станиславского: и Вам, и Россовецкому я "Верю".

Но мне, как читателю, нужна ещё одна вещь - чтение мне должно быть интересно.

И здесь, в моем понимании, у Вас со Станиславом имеется разница:

Ваш рассказ читать интересно.

Спасибо.
Александр Сосенский #    30 мая 2012 в 15:58
Спасибо, Валерий! Вам не за что извиняться. Я очень рад, что прочли и
даже сравнили мой рассказ с рассказом Росовецкого.
И хочу поблагодарить Вас за хороший вкус!
Эрика Якупова #    3 июня 2012 в 15:16
Понравилось, Александр! Профессионально, без лишних слов. тема, конечно, не новая, но написано очень хорошо.
Галина Васильева #    4 июля 2012 в 00:26
Саша,написано так,словно это с Вами было и пусть говорят,как делать шаг вправо,как влево,но в жизни все не по научному.Вы написали о своих близких с любовью, это история-книга памяти Вашего рода!

Мы ждали с войны деда  Георгия Тимофеевича Кормушева долгие десятилетия,дядя - Валентин Григорьевич писал повсюду ,но он считался безвести пропавшим на войне. А жене Настеньке сказали кто-то что он без рук и ног где-то в доме инвалидов и не хочет быть обузой своей красавице .Когда уже не стало бабушки,вышла книга памяти.Мы узнали,что дед погиб в 1941 году под г.Пушкиным и похоронен в Усть Ижоре.
Александр Сосенский #    4 июля 2012 в 00:57
Да, Вы правы, эта история невыдуманная. И пусть говорят, что это не ново и банально... Но так было.
И сколько ещё таких историй в нашей многострадальной стране.
Спасибо, что прочли и прочувствовали. Это мне важно.
Надежда Кудряшова #    10 июля 2012 в 13:40
Александр, большое спасибо за Ваш рассказ. Очень трогательный, и по теме важный.  Из таких рассказов складывается история нашей страны. Более того, - этот рассказ - ваша семейная реликвия. И я завидую Вашим внукам и правнукам, имеющим возможность и в далёком будущем "окунуться" в то время, где жили их предки, хотя бы мысленно побыть с ними вместе и прочувствовать время, в котором они жили.
И изложение хорошее. Разве что немного смутила так понравившаяся многим здесь (и мне тоже) фраза: "На улице холодный ветер раскачивал деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды". Вернее, не сама фраза, а её применение. Она представлена в рассказе как воспоминание бабушки, когда она, будучи девочкой, проснувшись, лежала дома и прислушивалась к окружающим её ночным звукам. Девочка же в этот момент не могла видеть деревья. По-моему, было бы лучше написать, к примеру так: "Я с испугом и любопытством прислушивалась к к шуму ветра на улице и ясно представляла, "как холодный ветер раскачивал деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды". Что-то в этом роде!
Но Вы - автор, Вам виднее!
Однозначно, +!
Надежда Кудряшова #    10 июля 2012 в 13:40
Александр, большое спасибо за Ваш рассказ. Очень трогательный, и по теме важный.  Из таких рассказов складывается история нашей страны. Более того, - этот рассказ - ваша семейная реликвия. И я завидую Вашим внукам и правнукам, имеющим возможность и в далёком будущем "окунуться" в то время, где жили их предки, хотя бы мысленно побыть с ними вместе и прочувствовать время, в котором они жили.
И изложение хорошее. Разве что немного смутила так понравившаяся многим здесь (и мне тоже) фраза: "На улице холодный ветер раскачивал деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды". Вернее, не сама фраза, а её применение. Она представлена в рассказе как воспоминание бабушки, когда она, будучи девочкой, проснувшись, лежала дома и прислушивалась к окружающим её ночным звукам. Девочка же в этот момент не могла видеть деревья. По-моему, было бы лучше написать, к примеру так: "Я с испугом и любопытством прислушивалась к к шуму ветра на улице и ясно представляла, "как холодный ветер раскачивал деревья, и те своими кривыми лапами царапали тусклые звёзды". Что-то в этом роде!
Но Вы - автор, Вам виднее!
Однозначно, +!
Александр Сосенский #    10 июля 2012 в 23:47
Надежда, спасибо за конструктивное предложение. Этот рассказ я написал очень быстро, буквально за один день, на одном дыхании. Конечно сейчас я кое-что бы исправил. Но, как говорится, после драки кулаками не машут. Для меня достижение, что он вошёл в шорт.
nina ruabununa #    12 октября 2012 в 22:38
Очень неожиданно (для меня)...
Объясню почему. Судя по фото, человек вы сравнительно молодой. Прочла на одном дыхании. Легко написано. От души.
Поздравляю с достижением (шорт)
С уважением,