Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Дом

20 января 2013
Автор: Юрий Бердан
Просмотров: 4589
Рейтинг: +76
Голосов: 76

Поделиться:
20 января 2013
Автор: Юрий Бердан
Рейтинг: +76
Голосов: 76

Просмотров: 4589
Поделиться:

Искрился птичьим гамом на рассвете,

Спасал от зноя, согревал зимой,

Звенели рюмки и смеялись дети –

Был полон света дом просторный мой.


Оставшись на ночь, гости спали в зале,

Акации шептались на ветру,

И женщина с библейскими глазами

Будила поцелуем поутру.

 

Со старых фото в платьях подвенечных

Глядели мамы с лицами мадонн,

Сверкал рояль и пел о чувствах вечных –

Был полон жизни мой надежный дом.

 

В нем потолки в татуировках трещин,

В нем говорят и спят настороже...

Там смутный запах незнакомых женщин,

И в этом доме нет меня уже.

 

В глухой кладовке умирают книжки,

За окнами шуршит шоссе-змея,

В асфальте двор, не голосят мальчишки,

И до рассвета бродит тень моя.

Комментарии (133)
Марат Валеев #    20 января 2013 в 08:46
Какая любовь к родному дому, какие ностальгические чувства по оставленному отчему крову! С удовольствием отмечаю это замечательное стихотворение.
Надежда Цыганкова #    20 января 2013 в 08:49
Очень понравилось!Много чувства.Вам мой +
Надежда Лукашевич #    20 января 2013 в 10:27
Конкурс еще не раз вызовет ностальгические чувства о покинутом доме!
Ирина Коротеева #    20 января 2013 в 11:45
Замечательно написано!
Наталья Колмогорова #    20 января 2013 в 11:55
Понравилось!+
Николай Черняев #    20 января 2013 в 11:58
Приятно читать такие глубокие строчки! Доходят до сердца и будят ответные чувства.
Александр Сосенский #    20 января 2013 в 12:39
Понравилось! Грустные воспоминания.
Инна Князева #    20 января 2013 в 13:02
Отлично
Яна Солякова #    20 января 2013 в 18:13
Такое щемящее стихотворение... И какое-то объёмное, яркое.
Валерий Гринцов #    20 января 2013 в 21:26
Красиво написано!+
Удачи, Юрий!
Ксения Калуби #    20 января 2013 в 23:27
замечательно!
Ксения Калуби #    20 января 2013 в 23:28
 
В глухой кладовке умирают книжки,
За окнами шуршит шоссе-змея,
В асфальте двор, не голосят мальчишки,
И до рассвета бродит тень моя.+
Ольга Бызова #    20 января 2013 в 23:43
Ностальгия...  +
Александр Степанов #    21 января 2013 в 10:56
В каждой строчке щемящий душу образ!
И женщина с библейскими глазами
Будила поцелуем поутру.

Только это фразы достаточно, чтоб ощутить пронзительность поэтического видения автора!
Да и всё стхотворение поэтому - яркий, яростный и чуть ли не ощутимый наощупь образ родного Дома!
Елена Старожилова #    21 января 2013 в 17:17
Я согласна С Александром!!!+
Валерий Крылов #    21 января 2013 в 19:11
Замечательное стихотворение. Я вижу этот дом и чувствую атмосферу, которая в ней царила и грущу вместе с автором. +
Андрей Оваско #    21 января 2013 в 19:40
Изумительной красоты стихотворение! Ясное, с великолепным русским языком. Образы, детали, полутона цветов, нюансы звуков, ассоциации рождаемые - фантастичны в своей реальности. Достойно высшей, заслуженной  похвалы и высочайшей оценки.
Успехов, Юрий!
Андрей Ведин #    21 января 2013 в 19:43
очень впечатлило.
Владимир Бородкин #    22 января 2013 в 00:09
Комментарий удалён автором 2013-01-22 в 00:40:02
Владимир Бородкин #    22 января 2013 в 00:42
За океаном дом родной остался,
Тоска черна, как крылья воронья.
Здоровье есть - душою надорвался
В нём до рассвета бродит тень моя.
Юрий Бердан #    22 января 2013 в 05:43
Комментарий удалён автором 2013-01-22 в 17:23:58
Юрий Бердан #    22 января 2013 в 17:45
Господи, Владимир, откуда у вас такие депрессивно-штамповано-совковые представления о душевном состоянии современных эмигрантов??? Я вам честно признаюсь: сам когда-то написал стишок о русском эмигранте, сиганувшем от безнадеги и смертельной тоски по Советской Родине вниз головой с Бруклинского моста. Но мне было тогда 12лет и я был примерный пионер, читающий на пионерских сборах политинформации о зверях-капиталистах, линчующих несчастных негров.  Специально для Вас по секрету (просьба ко всем посетителям этой странички закрыть глаза): у меня нет никакой черной тоски, тем более, как воронье крыло. У меня душевный комфорт и ощущение любви к моим двум Родинам. Вторую, где выросли, выучились, встали на ноги мои дети, где я могу заниматься своим любимым делом, где я живу с ощущение безопасности и и уверенности в достойном будущем, я не идеализирую, и даже не согласен со многим в ней, и протестую против многих вещей доступными американским гражданам средствами.Я считаю ее прекрасной справедливой добросердечной страной. Двадцать три года жизни здесь, наверное, достаточно, чтобы в этом убедиться. Это мнению и ощущение не только мое, а всех моих друзей и родственников, живущих или просто побывавших здесь. Россия - моя кровная Родина, и я ее безумно люблю, но не эту - страну лицемерия и воровства, беспредела и бессудности, жлобства и мракобесия (как сказано в конкурсном стихотворении Андрея Ведина, пусть не в слишком большом согласии с поэтическими законами, но верно и правдиво - обезглавленную и обескровленную), не ту - подвальной камеры КГБ, где я ждал своей участи, и не страну многовековой кровавой и рабской судьбы, а другую - впитанную с материнским молоком, растворенную в моей крови Россию высокого искусства, литературы, страну моей юности, первой любви, первых поэтических строчек, страну замечательных порядочных людей, живших в ней до меня и вместе со мной. И с теми, с которыми общаюсь сейчас, в том числе на страницах Самарских судеб. Конечно, не спорю: ностальгия как психологическое "общечеловеческое" явление существует, но вряд ли оно носит сугубо "заокеанский" или какой "загорный" характер. Эта особая тема - не в этот раз. Сие, Владимир, я написал так, между делом, для сведения. Было бы невежливо не ответить.
Владимир Бородкин #    22 января 2013 в 23:55
Юрий,представления по Вашим  стихам и аватарке. Судя по отзывам, не один я  так воспринял Ваши стихи. Я не жил в эмиграции....

"Вероятно, моя вина  и урок - не дотянул."

А стихи - хорошие.
Юрий Бердан #    23 января 2013 в 02:55
Насчет аватара - вы уже пятый. И что он так вгоняет всех в депрессию? Идя навстречу пожеланиям и т. д., ставлю себя на жизнь моложе, еще не испорченного первыми и последними любвями, единственными друзьями, родными домами и всякими забавными и не очень случаями.
Модератор #    11 февраля 2013 в 00:37
Ваш развернутый комментарий тянет на мини-эссе. Заставляет задуматься!
Юрий Бердан #    22 января 2013 в 06:50
Дорогие друзья и коллеги, благодарю за столь лестные отклики. НО!..  Кое-что меня, честно говоря, смутило. А может, и чуть-чуть огорчило... Для большинства из вас, как я понял, смысл моего стихотворения ограничился чувством утраты "отчего дома" как некого физического понятия: здания, квартиры, помещения... Замысел же  этого стихотворения включал в себя более  расширительное понятие утраты -  прежней жизни, чувств, модуса вивенди.  И того, что ушло естественно со временем и возрастом, и того, что кануло в невозвратное в результате, житейских политических, социальных катаклизмов, стало незнакомым, странным, чужим, а может, даже враждебным. Вероятно, моя вина  и урок - не дотянул.
Наталья Чернова #    23 января 2013 в 03:20
Физического понятия? Совсем не так. Разве можно трактовать материально слова "Был полон жизни мой надежный дом"? Конечно это та атмосфера, та духовность, дух времени, которые царили в доме когда-то. Все это прекрасно передает стихотворение. И вызывает положительный отклик.
Наталья Чернова #    23 января 2013 в 03:21
Комментарий удалён автором 2013-01-23 в 03:21:19
Никалина Жангельдина #    23 января 2013 в 05:52
"Сверкал рояль и пел о чувствах вечных"...
Увы, ничто не вечно под луной,
О, сколько ж раз! Я в мыслях бесконечных
Всё возвращался в "дом просторный мой".
0 #    23 января 2013 в 14:41
Где-то там, в прошлом, душа наша бродит и срывает со стен обрывки воспоминаний!
Образно, неповторимо! Успеха, Юрий!
Ольга Борисова #    23 января 2013 в 17:44
Понравилось.
Анатолий (Ялдыш) Кривов #    24 января 2013 в 00:30
В каждом слове Благодарение родимому дому. Не дожидаясь: стихотворение - одно из призовых!
Елена Алертс #    24 января 2013 в 13:11
Такие яркие образы. Так необычно и очень реалистично.
Вся правда о доме с невероятной теплотой.
Очень понравились +
Светлана Тен #    24 января 2013 в 19:48
Замечательно передана память о счастье и любви к отчему дому, близким людям. А образы потрясающе красивые.
Множество плюсов!
Генадий Синицын #    25 января 2013 в 19:48
Что ни говори, всё же написано с любовью и памятью к прошлому ...

"Акации шептались на ветру,
И женщина с библейскими глазами
Будила поцелуем поутру".

Образно и ностальгически звучит по дому.

"В нем потолки в татуировках трещин,
В нем говорят и спят настороже...
Там смутный запах незнакомых женщин,
И в этом доме нет меня уже".

...
"И до рассвета бродит тень моя".

Спасибо, +
Геннадий Крашенинников #    26 января 2013 в 04:39
Просто - НАСТОЯЩЕЕ, ЖИВОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ. Спасибо Вам за это ВКУСНОТИЩЕ!!!
Геннадий Зенков #    26 января 2013 в 11:06
А сколько наших теней бродят в других, дорогих сердцу и душе местах! Именно поэтому во всех домах водятся "привидения"...
Олег Зотов #    26 января 2013 в 13:52
Юрий Бердан! Вам мой искренний плюс . Думаю, что в этом конкурсе у Вас есть реальный шанс на приз.Ностальгию ,как и другие сильные чувства ,в супермаркете не купишь. А без острых эмоций написать хорошее стихотворение невозможно. Успехов Вам!
Нина Гамаюнова #    27 января 2013 в 02:24
Наверное, именно такие стихи и называются Настоящей Поэзией:) Очень, очень впечатлили Вы меня, Юрий:) И качеством исполнения, и душевным наполнением:))) По крайней мере, могу с уверенностью сказать, что Ваши стихи заполнили все пустоты моего сердца:) Я не раз вернусь на Вашу страничку, чтобы прочесть эти строки:)
Николай Климкин #    27 января 2013 в 15:14
Где на чужбине потеряв покой,
Живут в тоске рождённые в России.
Их Родина зовёт к себе, домой,
Где бегали подростками босыми...

Ещё не старость,нет не старость, но тоска по берёзкам и удивительно замечательным вечерам под луною
захлеснёт Вашу душу.
За стихи спасибо. Быть добру.
Евгений Ивненко #    29 января 2013 в 16:26
Стихи хорошие, написаны талантливо,красиво, с любовью к родному дому, но не к теперешнему, в котором живёте, а к прежнему, где родились и где остались,наверное, родители, родные, близкие, друзья. Отсюда тоска несусветная. И не говорите, что нет. Без этого чувства не было бы написано такое замечательное стихотворение. Жаль, Россия потеряла
хорошего поэта.
Юрий Бердан #    29 января 2013 в 19:15
Евгений, спасибо. Приятно читать о себе, что ты "хороший поэт". Но почему "потеряла"? Не все ли равно России (если быть точным - русской литературе, да?) в какой стране у ее поэта квартира? Может, по этой причине вычеркнем из русской литературы (по-вашему из России - так?) Бродского, Давлатова, Дину Рубину, Губермана, Иртеньева и десятки других замечательных литераторов, не только уехавших по разным причинам из страны, но и оставшихся при развале империи в Украине, Белоруссии, Узбекистане и т.д.? Гордость русской литературы и (да, в конце концов) России. Между прочим, общаться в наше время  с "родными, близкими, друзьями, которые остались..." - как сами знаете - никаких проблем. Ведь ностальгия - это не тоска по месту, а по себе из того времени, которое ушло. Так и мой стих посвящен не столько конкретно дому, а больше молодости, духу, тем отношениям и чувствам. Евгений, хочу привести вам свои строчки, чтобы вам были понятны ощущения человека мой судьбы:

ТРИ РОДИНЫ

Мне дороги три места на Земле...
Страна холмов и неба – голос крови,
Закаты там, как Холокост, багровы
И души предков в спекшейся золе.

Где та страна, в которой был рожден?
По ней тоскуют, крепким словом кроют...
Придет пора – в Америку зароют
Меня под стылым ветром и дождем.

Три раны, что вовек не залечу,
Три родины, три горести, три счастья...
Душой, располосованной на части,
За это я всю жизнь свою плачу.
Евгений Ивненко #    30 января 2013 в 18:36
Юрий, спасибо за пояснения. Ваше стихотворение "Три Родины" мне тоже понравилось. Но не могу согласиться с его названием. Мне бы понравилось название "Три места не Земле", так как не может быть у человека три Родины. Родина- это место, где он родился, а не где учился или преуспел в своей жизни на Земле. А сам стих замечательный просто.
Юрий Бердан #    30 января 2013 в 23:01
Евгений, я тоже не могу с вами согласиться. На мой взгляд, родина не всегда место рождения,  указанное в метрике или паспорте. Родина - это большей степени ощущение. Вот смотрите: моя младшая дочь родилась в Ташкенте. Ей и годика не было, когда ее перевезли а Америку. Она очень хорошо знает русский язык, историю, знает и любит литературу. Благодаря  воспитанию и атмосфере в семье. Об Узбекистане она ничего не знает, если не считать рассказов родителей и старшей семьи, которую увезли младшей школьницей. И не очень интересуется. Чистой воды американка она уже. И замуж вышла за американца. У нее что - Узбекистан родина?
Евгений Ивненко #    31 января 2013 в 13:48
Спасибо. Успехов Вам.
Аурелия Мигаеш–Самойленко #    29 января 2013 в 21:33
Тепло и душевно!
     Молодцы +
Завьялова Анна #    30 января 2013 в 01:06
Получила огромное удовольствие от прочтения стихотворения .Удачи Вам!
Геннадий Гималай #    30 января 2013 в 12:04
...кстати, о штампах: "женщина с библейскими глазами", "мамы с лицами мадонн", "будила поцелуем" - ну прямо образец свежести и новизны! - вы, конечно, никогда такого не читали и не слышали.

Не перестаю удивляться нашей коллективной беспринципности. Когда этот автор выставил свое великолепное юмористическое творение "Чья?", оно заняло прочное место где-то в хвосте "рейтинга" (и если бы не жюри, так бы там, возможно, и осталось). А когда тот же автор представил сие весьма слабенькое произведение, мы хором поем ему осанну.

В стихотворении - ходульные сравнения, о которых я уже сказал, примитивные дежурные рифмы (хоть бы одна "своя"!), а "тень моя", которая "бродит" - это настолько избитый образ, что ощущение вторичности не оставляет меня после прочтения.
Или вот - характеристика дома: "спасал от зноя, согревал зимой" - более точного определения и не придумаешь! Это все равно, что, характеризуя речку, сказать, что она течет (как в той великой песне: "издалека долго течет река Волга", - так бывает: за счет музыки и настроения песня - великая, а слова - и есть слова, не более того).
Не очень хорошо в этих стихах - что новые жильцы хуже старых (книжек не читают и пр.). Ведь будь они не хуже старых - и все бы окрасилось в более естественные для ностальгии светлые тона...

Почему же никто не хочет этого видеть, как еще недавно никто не хотел видеть достоинств его удачной работы? А потому что никто не совершенствуется в области СТИХОПОНИМАНИЯ. Да и как совершенствоваться в этой вреднейшей для объективности системе плюсиков, насаждающей дурновкусие, - ибо у нас из конкурса в конкурс в верхней части "рейтинга", за редким исключением, - произведения, которые попадают туда не по качеству написанного, а по степени авторской общительности и добродушия. В стране уже есть такой сайт - Стихира, и нам его в этом не переплюнуть. Зачем же становиться бледной копией монстра с его "монстризмом", не лучше ли, как говорил дедушка Ленин, пойти своим путем? Впрочем, это уже похоже на "Карфаген должен быть разрушен..."
Геннадий Гималай #    30 января 2013 в 12:31
Комментарий удалён автором 2013-01-30 в 12:34:22
Геннадий Гималай #    30 января 2013 в 12:43
Впрочем, беру обратно свои слова о великой песне. Сейчас вспомнил ее содержание - нет, там все прекрасно, в том числе и стихи.
Генадий Синицын #    30 января 2013 в 19:32
Ну, слава богу, что, хоть, всеми любимую песню реабилитировал! Впрочем, она в этом и не нуждалась!
Геннадий Гималай #    31 января 2013 в 05:28
Для тех, у кого глаза на ж... - песню я сразу назвал ВЕЛИКОЙ, поэтому реабилитировать ее не было никакой необходимости.
Юрий Бердан #    30 января 2013 в 23:09
Геннадий, спасибо, конечно, за комментарий. Может быть, следовало ответить. Есть что. С чем-то, возможно, согласиться, над чем-то подумать, с чем-то поспорить. Но не хочется. Слишком явственно чувствуется озлобленность на весь белый свет. Я вас не виню, мало ли что бывает: от рождения характер такой, возрастное, неприязнь к неблагодарному человечеству за непризнание...
Геннадий Гималай #    31 января 2013 в 05:51
Прием слабаков - говорить не по делу, а переводить стрелки и лепить ярлыки на критикующего -
"озлобленность", "возрастное", "непризнание"... Но на это, как и на все остальное в жизни, есть мудрая  русская пословица: "У кого что болит, тот об этом и трындит".
Юрий Бердан #    31 января 2013 в 08:07
Да, конечно, я наверное, слишком много слов наговорил, когда можно было обойтись одним: склочность. Но у вас есть утешение: практически у всех гениев был скверный характер. Так что у вас одно качество для бессмертия уже есть. Осталась мелочь. И чтобы вы и все, кто читает читает эту страницу, не подумали,  упаси боже!, что это я так реагирую на вашу критику, хочу сказать: мне крайне неприятно, что вы накинулись здесь практически на всех участников и гостей САМСУДа за то, что рейтинг ими формируется не так, как вам хочется. У людей разные вкусы, читательская подготовка, и это не должно быть поводом для столь откровенного раздражения и неприязни к ним.
Зоя Громова #    30 января 2013 в 21:09
Каждый воспринимает, конечно, написанное Юрием Берданом,   по своему.  Возможно, и от настроения читателя зависит многое...   Мне нравились читанные и до этого стихи Бердана, (импонирующие, к тому же, чувством меры и размером).  Понравилось и это.
  Мысленно невольно входишь в этот дом - с потолками "в татуировках трещин", дом, бывший когда-то полным света...  Явственно ощущаются звуки и запахи... (умело переданные чуткой памятью автора).  И эти тайны старинных фотографий, глядящих на незнакомый им мир знакомыми автору лицами...     Ощутимы присутствие самого автора, настроение, образы...
Впрочем, комментарии излишни. (боюсь, за них меня может "раздраконить" кто-нибудь из профессионалов-литературоведов)
Просто голосую, потому что действительно понравилось.
Геннадий Гималай #    31 января 2013 в 06:37
Зоя, что значит "каждый воспринимает по-своему"? Вы что, отрицаете существование четких критериев художественности в литературе? Вы - за эстетическую анархию?
Вы же - пишущий человек и должны (хотя непишущие тоже) не только душу включать, но и мозги: чувства в стихах передаются через образное МЫШЛЕНИЕ. А в отсутствие мышления властвуют дикие инстинкты (которые уже потихоньку превращают страну в стадо жруще-ржущих гамадрилов).
Поймите, что "нравится-не нравится" - это не критерий, это инстинкт и он не может быть положен в основу белее-менее объективной оценки произведения. Давайте привыкать к знанию и уважению традиционных литературных ценностей и, уже отталкиваясь от них, пытаться в эту самую литературу привнести что-то новое.
Зоя Громова #    31 января 2013 в 08:42
Геннадий, с должным пиететом отношусь к Вашему мнению.  И, отнюдь, не отрицаю определённых критериев в художественной литературе (тем более - в поэзии). И вполне согласна с тем, что каждый пишущий, прежде чем "воспарить" над листком чистой бумаги, должен хоть малость задуматься о своей ответственности перед Словом и читателем.  Но!  Мы же живые люди, а не вычислительные машины-бесстрастные роботы.
Все мы, сами по себе, люди  -  разные.  И, собственно, когда кто-то из нас пишет, он пишет невольно "самого себя" (бывают, разумеется, и исключения). И, естественно, возникают строки самые разные - нежные, тёплые, неприкаянные, злые...  В зависимости от настроения:  нежащие или кусающие.
А это стихотворение Ю. Бердана задевает, пробуждая в сердце светлую печаль, дарит некий "золотой ключик" к дверце воспоминаний, растапливая даже возможный лёд колючих обид.  И разве в этом стихотворении не ощущается, пусть незатейливый, но весьма живой, трепещущий мир?  Мир поэзии.  А относительно штампов...   Многие из нас бывают грешны ими. Да и штампы штампам  -  рознь.  "Библейские глаза" не так уж часто и встречаются...  И они, согласитесь,  - красивы, разве не так?   И если этот "Дом" дарит читателю несколько чудесных мгновений,  дарит возможность задуматься и стать чище и лучше  -  это уже плюс произведению.  Да и упомянутые автором книги в "глухой кладовке"  -  это ли не повод задуматься, полистав пухлые тома своих воспоминаний?
Словом, уважаемый Геннадий, соглашаясь с Вашими высказываниями о непоколебимости правил "литературных критериев", всё-таки хочу заметить, что верна своему мнению. Я  -  женщина, (а как высказываются учёные мужи, женщины, в отличие от противоположного пола, мыслят несколько иначе) и, несмотря на присущее мне (всё-таки!) ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ, живу сердцем, чувствами. (Вы назвали это, если я правильно Вас поняла, ИНСТИНКТОМ). Что ж, пусть будет так...
С уважением к Вам  - З.С.Г.
Яна Солякова #    31 января 2013 в 13:48
"Вы что, отрицаете существование четких критериев художественности в литературе? " Не так однозначно.
Чёткие критерии принадлежат всегда определённому эстетическому идеалу, и, поскольку эти идеалы разные, то и критерии соответствия им тоже существенно отличаются. Кроме того, невозможно создать реактивный двигатель, используя чёткие критерии телеги. (Это не намёк на то что классика устарела, а любая новая безграмотная дурь прогрессивна) Просто по определению, не возможно создать принципиально новое, используя старые мерки. Те, кого мы сейчас почитаем за классиков, в своё время и искали , и разрушали... Были живыми. До того, как стать традиционными.
Другое дело, если ты пишешь в рамках уже существующего идеала, то будь добр... То есть, если ты сам же в начале своего творения заявляешь о рифме и ритме, то, по крайней мере своим-то заявлениям, соответствовать должен...
Геннадий Зенков #    31 января 2013 в 06:54
Мне уже приходило в голову сравнение "моря" и даже "океана поэзии" с настоящим морем и океаном. Стихи - это то же, что и волны, которые вроде бы почти одинаковые, но на самом деле нет одинаковых волн. У каждой свой завиток! Так, мне кажется, и в поэзии. Каждая волна-стихотворение имеет право на существование, хотя внешне оно похоже на другие. Главное - чтобы хотя бы один "завиток" был свой. У Юрия Бердана, по-моему, таких "завитков" достаточно в каждом стихотворении, чтобы читающему народу действительно, а не по литературной "необразованности" или беспринципности, нравились его стихи.
Анатолий Киргинцев #    31 января 2013 в 07:12
А что такое "Четкие критерии художественности в литературе"? Вы когда Высоцкого слушали на шипящей ленте магнитофона  думали о об этом?
Или когда узнали о том, что Пушкин  "В Путешествие из Москвы в Петербург" написал" Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало". Кто устанавливает эти критерии? Маяковский - которого выгнали из 5 класса Тифлиской гимназии?
Лермонтов, который получил образование в имении бабки и не появился ни одного дня в Московском университете? Да! Они гении,но они ничего не устанавливали. Они просто создавали шедевры, а шушера которая крутилась возле них тогда и сейчас пытается ухватить свой кусок в ввиде кандидатских  и проффесорских подачек.
Геннадий Гималай #    31 января 2013 в 13:51
"Что такое "критерии художественности"? Вы когда Высоцкого слушали на шипящей ленте магнитофона, думали об этом?"
Да, я думал и всегда говорил (за что даже с соседом- фанатом Высоцкого-  чуть не подрались), что Высоцкий пишет слабенькие стихи и слабенькую музыку, но когда это соединяется, то - как при химической реакции - из двух невзрачных субстанций образуется одна - яркая, может быть, даже гениальная.
Хотя, если честно, иногда у меня возникают ощущения тех американцев, которые там, в Америке, - когда он не на концерте запел под гитару - стали тревожно спрашивать друг друга: "Почему этот человек кричит?"
Но это только иногда (когда, например, смотрю его Гамлета), ибо мне как русскому близка эта манера - рвать на себе тельняшку.
Поэтому, возвращаясь к теме, я допускаю, что можно писать и не самые выдающиеся стихи, и они будут, что называется, на слуху. А произведения Высоцкого вполне отвечают традиционным "критериям художественности" с поправкой на особенности жанра, в котором он прославился.

"Кто устанавливает эти критерии?..Да, они гении, но они ничего не устанавливали".
Ну, разумеется, что такого не было - чтобы они где-нибудь за круглым столом провозглашали какие-то правила. Критерии утверждали(или каким-то образом корректировали, ибо все движется) ИХ ТВОРЕНИЯ, в том числе и написанные самоучками Лермонтовым, маяковским и т.д.("Они просто создавали шедевры")
Что до Пушкина, то он же не с Луны свалился - до него существовала и русская и мировая литература, уже предложившая определенные критерии художественности, которым он и следовал, творчески пересматривая и обогащая и литературу и те самые критерии.
А Маяковский.. я вообще не знаю более популярного среди юных стихотворцев учебника, чем его знаменитая статья "Как делать стихи". И говорить в этой связи об отсутствии у Поэта вузовского диплома - по крайней мере смешно. Евтушенко до сих пор не имеет высшего образования, хотя в шутку ректор Литинститута Есин подарил его маме "корочки", чтобы старушка перестала считать классика современной поэзии лаботрясом. А изучать критерии художественности под надзором преподавателей основ марксизма-ленинизма ему было совершенно необязательно, ибо талантливому человеку и знать о них незачем (о критериях) - он усваивает их моментально - как кислород из воздуха.

Так что же это за зверь такой - критерий? - нельзя ли поконкретнее?! - непременно воскликнет юный поэт. Поконкретнее - очень долго. Ну, например, "единство формы и содержания" - есть такой критерий. О нем можно знать, а можно просто (в силу талантливости, начитанности и пр.) видеть, чувствовать - что, например, нельзя писать элегию или реквием размером, которым написана песня "Эх, яблочко..." и т.п.

Прошу прощения за некоторую корявость изложения, ибо никакого отношения к упомянутой Анатолием "шушере", пищущей диссертации о творчестве гениев, никогда не имел.
Инна Князева #    31 января 2013 в 09:56
Стихотворение объективно хорошее, простота в данном случае не недостаток. Бывают хорошие простые стихи и бывают столь же хорошие сложные стихи, к этому я лично подхожу с разной меркой. Простота противна, если она от необразованности или бездарности. Меня тут смутило только два момента: библейские глаза и лики мадонн - образы одного порядка, второй раз это уже перебор. И второе: "там говорят и спят настороже" - чего боятся? Ну ладно, отнесла на авторский замысел. В конце концов, это не то, к чему можно серьёзно придираться
Владимир Бородкин #    31 января 2013 в 13:06
Сложно не согласиться с  Геннадием Гималаем
"Давайте привыкать к знанию и уважению традиционных литературных ценностей и, уже отталкиваясь от них, пытаться в эту самую литературу привнести что-то новое."
Согласен с этим,надо читать больше и больше хорошего. Писателей и поэтов и прошлых веков и нынешних, не помешает прочитать и начинающих, может и там что-то интересное мелькнёт. Есть правила в литературе,им надо следовать, но это всё же(как писал Юрий Бердан) не строительный СНиП. То есть не каменные стены,в которых мы пишем, а стены со своими условностями и гораздо большими допусками, чем СНиП.
Жалко, что  Геннадий Гималай  свои мысли часто высказывает в такой манере, что дальше и читать не хочется. Терпимости к мнению, может даже к ошибкам других у него нет. Проще говоря -такта. Он принёс бы гораздо больше пользы своими комментариями если бы писал и перечитывал свои комментарии.Сразу видно с каким настроением написано и с какой целью - помочь или носом тыкнуть и покрасоваться. Помощь и взгляд со стороны всегда интересен и часто полезен и маститого автора и начинающего и просто рядового читателя. Хочется,что бы произведение нравилось и эстету и простому не искушённому читателю.Найти такие понятные, образные и не затертые образы,словосочетания,рифмы мы все наверно хотим и когда читаем произведения опытных, вдумчивых, талантливых авторов невольно устанавливаем себе планку. Есть к чему стремиться.
Инна, "там говорят и спят настороже"  мне как раз очень понятно. Ночью из органов часто приходили, что бы забрать, а говорили тихо,что бы посторонние не услышали и не стуканули в органы. Это  хороший штрих к пониманию ситуации в стране. И наверно хорошо, когда появляются вопросы по непонятным строчкам. Их же не пишут ради рифмовки. Тем и интересно стихотворение, что за каждой строкой и словом стоит большой объём информации, который хочется понять. Наверно начинающие авторы грешат тем,что могут втолкнуть ничего не несущую в себе строку или слово для рифмовки. В этом стихотворении полное заполнение.Каждое слово несёт смысловую нагрузку.
Инна Князева #    31 января 2013 в 13:22
Я так поняла, что Юрий про сегодняшний день написал. Тогда - не спорю. А сейчас-то чего бояться? Тогда уж надо было пояснять, про какие это времена.
Айрат Маликов #    31 января 2013 в 14:16
Классное стихотворение! Шедевр на заданную тему! dance Удачи в конкурсе.
Юрий Бердан #    31 января 2013 в 18:55
Я страшно рад, что дискуссия под моим стихом, оттолкнувшись от него, приобрела характер  спокойного разговора. И не только о частностях, а вещах общих, определяющих поэтический дискурс русской поэзии. Спасибо. Сначала отвечу по поводу замечаний непосредственно по тексту. Немножко глупо объяснять смысл того или другого момента - раз не поняли, значит не смог сделать. чтоб поняли. Твоя вина. Можно лишь объяснить побудительные мотивы. Так вот Инна,   оправдываюсь. Вы, (а может быть, и многие) восприняли образную связку "библейские глаза" - "лица мадонн", как плеоназм, некоторую избыточность, повтор. Но ведь задумано было как единый, комплексный образ преемственности женского начала. Мамы, жены, дочери... Был, признаюсь, соблазн продолжить образ по дочерней линии. Но тут понял - лишнее. Достаточно.  "Говорят и спят настороже". Это мое ощущение от сегодняшнего в моем старом доме. Да, я гражданин США. В России бываю наездами. Но, как ни странно это может быть для россиян, в российскую современную жизнь информационно и эмоционально я внедрен несоизмеримо больше и и глубже, чем в американскую. Не буду говорить о причинах (это общее и типичное для интеллигентов в эмиграции, покинувших родину в зрелом возрасте. Тем более, тесно  связанных профессионально и ментально с русской культурой и искусством). Конечно, в общем понимании и номинально в Росии теперь свобода - говори, что хочешь, делай, что хочешь, не нарушая закона. И для большинства это действительно так. Но все под луной относительно. Для меня, за двадцать три года прошедшего огоно воду и медные трубы в Америке, имеющего возможность сравнивать и ощущать, это не совсем так. У меня в России - родственники, друзья, с которыми тесно и часто общаюсь. Один из них, к примеру, удачливый бизнесмен. Семья, как говорится, в шоколаде. Но он в постоянном напряжении - надо всем совать, надо нарушать, надо всех бояться. Полиция, налоговая, еще кто-то -  в любой момент могут пришить дело на пустом месте, отобрать бизнес, посадить... Не чувствует он себя спокойно и под защитой закона. Да я и сам вижу - совершенно дикие уголовные дела. Политически мотивированные, высосанные из пальца. Скверное ощущение. Другой пример. Мой двоюродный племянник, студент, очень хороший порядочный парень, умница, ходит протестовать в пикеты, на митинги, пару раз его на сутки сажали... Родители спать спокойно не могут, вечно "настороже". У нас это все не так. Может, я не прав, не знаю. Писал, что чувствую и объяснил, как мог.
Теперь об "изобразительных" средствах. Об этом писать можно километрами. Постараюсь, насколько можно, лапидарно. Да, есть поэзия яркая, метафоричная, броская. Сельвинский, Кирсанов, ВознесенскийПарщиков. Несть им числа. Есть внешне простая, сделанная на внутреннем нерве, которую "пишут, как дышут", где яркая необычная метафора или рифма торчит, как золотой штырь на асфальте. "Мело, мело по всей земле, во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела". Ни единого тропа, рифмы - только заезженные... Шедевр. Или - "каждый выбирает по себе: женщину религию, дорогу, дьяволу служить или пророку каждый выбирает по себе". С формальной точки зрения - пример примитивной версификации. Но - высочайшего класса поэзия. Почему? Тайна. И вот в это все дело.  Если бы в поэзии, кроме всего прочего необходимого, не было какой-то глубинной сокровенной тайны - почему воздействует? почему так трогает душу?  - то она была бы поводом для очередной, пусть и очень сложной, компьютерной программы. Всем успехов.
Геннадий Гималай #    1 февраля 2013 в 11:59
Только вот не надо бледными цитатами из классики оправдывать бледность своих строк. "Мело, мело по всей земле, во все пределы..." Ну и что здесь УЖЕ шедеврального! Эти строки, вне контекста, еще - НИЧТО. Они станут шедевром, когда окажутся единым поэтическим организмом - и с хлопьями снега, летящими, как рой мошкары, на свет окна, и с сексуально ассоциативными кружками и стрелами, которые лепила метель, и с этими великолепными башмачками, которые со стуком падали на пол, и... И никакой тайны - просто все сделано филигранно! А вот если бы и дальше - как пишет Юрий Бердан, "ни единого тропа и только заезженные рифмы", то и не было бы никакого шедевра. А разговоры про "тайну" - вечная отговорка и утешение для тех, кто не только не умеет, но и не хочет уметь "делать стихи".

"Мело, мело по всей земле..." - может написать каждый, а вот все остальное - увы!
(Хотя строки эти, безусловно, передают настроение некой оторванности от всего мира. Ну дык и строчка: "Я иду по росе, босы ноги мочу..." - ничем не хуже и тоже вводит нас в некое настроенческое начало. А дальше-то что? - вот в чем вопрос).
Юрий Бердан #    1 февраля 2013 в 22:04
Не знаю, откуда вы взяли "Я иду по росе, босы ноги мочу", но сравнивать эти строчки со строчками из гениального произведения!!!.. (У меня, простите, сразу напросилось продолжение (в связи с сегодняшними реалиями): "Но не только в росу, а в бензин и мочу".) Не представляю, как можно один шедевр длиною в пять катренов, сплав, где все элементы сплетены и перемешаны на уровне молекул и не могут существовать один без другого, один в принципе организм (это ваши слова, это вы сами сказали и тут же сами себя опровергли!) расчленять на то, "что может написать каждый и "на все остальное - увы!" Напомню и вытащу на свет суть дискуссии: речь шла о художественном инструментарии поэтического текста, художественных элементов стиха (оригинальных метафор, эпитетов, рифм и пр.), без которого по-вашему немыслим талантливый поэтический текст. На этом зиждилась критика моего "безликого" текста. Я же говорил, что настоящая поэзия может быть облечена в очень простую форму (как правильно отметила Инна "Бывают хорошие простые стихи и бывают столь же хорошие сложные стихи").  Хорошо, я приведу вам в пример финал этого стихотворения Пастернака, построенный по такому же "аскетическому" принципу, как и начало, но уже "ставшими шедевром" - цитирую вас. "И здесь кончается искусство и начинается судьба". Я не хочу оправдывать свои огрехи и промахи ссылками на классику и считать себя приобщенным к "тайне". Говорил я лишь о том, к чему надо стремиться как к идеалу, но ваша концепция путана, противоречива,  замазывает суть предмета и в конечном счете служит совершенно частной задаче, подогнана к узкой цели - возмездию и сатисфакции за конкретные замечания о вашем тексте (в принципе доброжелательные). Понимаю, вам кажется, что вы это хорошо замазали и запрятали под словесными виньетками, однако все это очень явственно чувствуется. Впрочем, может я ошибаюсь?
Юрий Бердан #    1 февраля 2013 в 22:11
Добавлю, чтобы мои догадки не звучали голословно. Вот цитата из вашего ответа мне под вашим стихом: Спасибо, Юрий, за критику, постараюсь ответить той же монетой.
Геннадий Гималай #    2 февраля 2013 в 07:09
Обычно из двух спорящих тот, кто прав, - старается все по полочкам разложить, а тот, кто не прав -принимается витийствовать и сваливать все в кучу, чтобы лень было в ней ковыряться. Посмотрите на свои комментарии - даже их форма (сплошняком, без разбивки на тематические и смысловые абзацы) говорит о том, что автору текста важна не истина, а результат. Как в современных судах: кому там какое дело, кто прав и кто виноват, главное - чей адвокат более ловко запудрит мозги. Мы так и говорим, что "адвокат Иванов ВЫИГРАЛ процесс". А установлена истина или не установлена - кому это в хх1 веке нужно!

Теперь предметно. Вы опять подсовываете мне кусок из Пастернака ("и здесь кончается искусство...")и заявляете, что это шедевр. Да не бывает шедевром кусок целого! Даже если целое - гениально, кусок - все равно ничто! Оторвите ногу у того же Пастернака и показывайте ее со словами: "Это великая нога!" Ноги, руки, уши, печенки и прочие куски - они одинаковы - что у гения, что у дегенерата. А неодинаковы - люди, ЦЕЛИКОМ!
Примерно это же я вам говорил и предыдущем комменте, тем не менее вы словно не слышите и начинаете мне доказывать то, что я Вам уже доказал: "Не понимаю, как можно шедевр расчленять..." и т.д.

Далее. Решив "вытащить на свет суть дискуссии", вы заявляете, что речь шла об оригинальных метафорах, рифмах и пр., без которых "по-вашему (т.е. по-моему - ГГ) немыслим талантливый поэтический текст".
Все верно, только с одной поправкой - не "немыслим талантливый поэтический текст", а немыслим просто поэтический текст. Т.е. просто поэтический текст немыслим, как вы выразились, без "инструментария", то есть - без всего того, что стихи делает стихами. (А талантливые они или неталантливые, - с этим уже будем разбираться, когда состоится просто ПОЭТИЧЕСКИЙ, в отличие от прозаического, текст.

Что касается же "простых" стихов и "непростых", о которых заговорила Инна и вы продолжили, то поэзия не знает просто простоту - она знает простоту художественную. А художественная простота - это тоже своего рода поэтический инструментарий. Ярчайший образец - зацитированные строки Рубцова: "В горнице моей светло. Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, молча принесет воды..." Здесь главный инструмент - интонация. Ее так же, как и все остальное надо брать на вооружение и не путать поэтическую простоту с пустотой. Я это не отношу к вашему "Дому",- если кто-то улавливает ваше настроение, значит оно передано и, значит, хоть вы того и сами не понимаете. вы использовали тот самый ИНСТРУМЕНТ ИНТОНАЦИИ, который на равных входит в поэтический инструментарий вообще.

А вот то, что в конце вы опять скатились к "возмездию", "сатисфакции" и прочему идиотизму, заставляет думать, что вы именно из тех "адвокатов", которые "играют", а не докапываются до истины.
Геннадий Гималай #    2 февраля 2013 в 07:43
...а "Я иду по росе, босы ноги мочу" - это я вспомнил наш озорной фольклор - молодых душанбинских стихотворцев 70-80 годов - и подумал, уже зная ваше ташкентское происхождение, что, возможно, и вы смеялись когда-то над этими же строками (продолжить которые здесь не позволяет их матерщина).

А в структуре нашего обмена мнениями эта цитата означает лишь то, что вне контекста любые фрагменты равны по гениальности, т.е. по ее отсутствию.
Юрий Бердан #    2 февраля 2013 в 09:12
Комментарий удалён автором 2013-02-02 в 10:05:05
Юрий Бердан #    2 февраля 2013 в 09:48
Комментарий удалён автором 2013-02-02 в 10:03:28
Юрий Бердан #    2 февраля 2013 в 09:59
Комментарий удалён автором 2013-02-02 в 10:02:45
Юрий Бердан #    2 февраля 2013 в 10:02
Ну, что вы уцепились - "фрагмент, не фрагмент". Чистой воды словесная акробатика, софистские экзерсисы. Но я рад, что сами того не замечая, вы стали на позицию, которую я отстаиваю. Да, правильно! "Нельзя путать простоту с пустотой". Ровно об этом я говорил и именно такую простоту имел в виду. Да, тональность! Ну конечно! То есть - свой голос, индивидуальность чувствования, мышления и взгляда на мир. Часть той тайны, которая делает ритмизированные строчки поэзией. Итак, если вас так раздражает фрагмент, приведенный для краткости как ссылка на полный текст (равно как и  фрагмент второго шедевра), то вот вам весь стих, воплощение той самой поэзии, гениальной простоты, наполненной поэтической тайно, а не просто результат "филигранного исполнения". Делаю это не для вас.  Делаю для тех, кто захочет познакомится с полемикой и не заблудиться в ее дебрях. Уверен, что все его знают, но лишний раз, пусть даже сотый, прочитать его любому человеку, интересующемуся поэзией, - наслаждение.

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.Ответить | Удалить
Геннадий Гималай #    2 февраля 2013 в 21:42
(Тоже надеюсь, в завершение темы).

Теперь, наверное, виднее, что не пресловутая "тайна" делает эти стихи совершенными, а  сплошная филигрань.
1,6 и 8 четверостишия - рефрен (как рефлекторная пауза усталости от сумасшедшей страсти).
Остальные пять, без исключения, - раковины, оберегающие жемчужины образов: и
(2)эти хлопья снега, словно рой мошкары, летящие на свет, и (3) эти, о чем я уже говорил, сексуально ассоциативные "кружки и стрелы", и (4)эти горячие, эти роковые скрещения всего и вся, и(5)эти прелестные башмачки, не успевшие быть снятыми, и(7)это греховно-сладкое сравнение соблазна с ангелом...-
Все точно, гармонично, и размер, и интонация выбраны правильно, и рифмы есть неплохие (на пол-капал, соблазна-крестообразно), и - никакой мистики, и никакой "тайны", ибо тайна в поэзии - это одушевленное мастерство.
Инна Князева #    1 февраля 2013 в 09:36
Спасибо, я поняла. Вопросов больше не имею.
Ксения Калуби #    2 февраля 2013 в 09:40
Геннадий с Юрием могли бы подружиться!
Два сильных поэта....попить чая за круглым столом и поговорить , поспорить по-дружески.
Есть печальная статистика....Ну , не все же поэты должны быть гениями?
Миллионы любят Асадова ...
С уважением.
Юрий Бердан #    2 февраля 2013 в 10:08
Гималаю.
В заключение, надеюсь.  Разговор перешел в чистое резонерство, когда теряется смысл спора. Вернемся к его истокам. Считайте, что я ваше мнение о полной никчемности моего стиха принял. Было бы здорово, если бы я смог при этом заставить себя проигнорировать личный момент, свозящий из каждого слова рецензии и мешающий мне трезво взвесить и оценить все  замечания, даже самые резкие, как я обычно делаю.
Геннадий Гималай #    2 февраля 2013 в 22:01
Действительно, "было бы здорово", если бы ничто не мешало вам трезво взвешивать и оценивать сделанные вам  замечания. Тем более, что ни о какой никчемности вашего творения я даже не заикался. Эти стихи не сами по себе слабоватые, а лишь по сравнению с другими вашими же вещами  (по крайней мере с теми, которые я видел).
Алевтина Котова #    2 февраля 2013 в 17:56
Юрий! Стихотворение Ваше конечно не плохо, в нём ощущается ностальгическая эмоция. И она идёт в разрез с Вашими утверждениями в комментариях. Мне не нравится тон высказываний в комментариях и не только на данной страничке,как Гималая так и Ваши. Он резок и грубоват, вы слишком поучительны. Но в данном случае я во многом согласна с Геннадием Гималаем. Да и с Инной (к сожалению она отказалась от своих мыслей после Ваших комментов) А ведь стихи не объясняют их понимают так, как понимают.
Штампы ладно, кто их не использует? Почему Вы считаете, что этой новой жизни без Вас (если отойти от физического восприятия), живёт кто-то хуже Вас? И почему они должны испытывать страх? А ты не воруй и страха не будет.
Кстати у меня за границей живёт сестра моего мужа и я видела её глаза, когда мы уезжали, погостив пару месяце у них. Мне её было очень жаль.
Юрий Бердан #    2 февраля 2013 в 18:39
Алевтина, могу принять ваш упрек в излишней поучительности тона. Это, наверное, потому, что в моей не слишком короткой жизни, имея специальное образование, работая преподавателем в университете, журналистом, литсотрудником "толстых" и "тонких" журналов, редактором издательств, мне неисчислимое число раз приходилось "поучать", много разных людей: хватающих на лету и стремящихся к пониманию, талантливых и многообещающих, а еще больше - воинственных графоманов и посредственностей, твердолобых неучей, не желающих внимать чужому опыту и  знаниям, недостаточно образованным и уперто не хотящим работать над своими пробелами. Разными. Но при этом сам постоянно и упорно учился, брал, впитывал и был благодарен за "поучения", если оно того стоили. А что касается общественного и социального, что было затронуто в процессе обсуждения и в чем мы с вами кардинально расходимся, то хочу вам сказать, Алевтина: литератор не политолог, не экономист, не обозреватель, он не обязан откапывать единственную объективную истину и доказывать ее. Он должен выразить только свое личное, интимное ощущение от того, что описывает. Я это и сделал. А мотивы попытался объяснить Инне. Все. Не собираясь никого переубеждать, чего тог доказывать. У вас - глаза сестры, у меня - сотни других глаз. Тех, кого на моих глазах дубасил ОМОН 6 мая прошлого года. Ну и что? Причем тут мои стихи? Обсуждайте их, а не мои взгляды, впечатления и ощущения. Это совсем другая опера. Удачи.
Алевтина Котова #    2 февраля 2013 в 23:05
А я и обсуждаю не Ваши взгляды, а Ваше произведение. Просто провела параллель. И конечно понимаю, что каждый пишущий высказывает свой взгляд на ту или иную ситуацию и эти взгляды могут не совпадать с Вашими. А о том, что у Вас большой опыт мне и так было понятно. А кто кого дубасил... после 91-93г я перестала вникать в эти дела, удалившись в свой личный маленький мирок, написав при этом книгу под названием "Что наша жизнь..." где и высказала все свои мысли по этому поводу, не для себя, а для тех будущих, чтобы увидели ту жизнь моими глазами и меня совершенно не волнует, совпадают ли мои взгляды с чьими-то.
Анатолий Бел #    3 февраля 2013 в 10:26
Приятно и легко читать."Там смутный запах незнакомых женщин" +.
Анатолий Бел #    3 февраля 2013 в 10:56
Да, как там народ живёт в Нью- Йорке. Пьют тоже? Или весело печатают для нас фальшивые деньги? Курить-то стреляют друг у друга? Хочу написать о них, а знать ничего не знаю.Спасибо за внимание.
Юрий Бердан #    3 февраля 2013 в 18:33
Ну, конечно, пьют, и деньги фальшивые печатают, а уж стреляют сигареты, так всем стрельбам стрельба... Анатолий, зачем прибедняетесь! Вы очень много про Нью-Йорк знаете. Сходите на НТВ, послушайте Мамонтова, Кургиняна, Киселева, так вообще все знать будете. И сразу напишете.
Эдуард Учаров #    6 февраля 2013 в 13:28
Подлинная лирика, мой голос...
Светлана Дурягина #    6 февраля 2013 в 23:04
Мне понравилось стихотворение: в нём - стойкий, крепкий , неповторимый дух РОДНОГО дома. И с технической стороны придраться не к чему!
Ольга Гиндина #    8 февраля 2013 в 21:25
Грамотно, чувственно, тепло, мило!
Евгений Сидоров #    9 февраля 2013 в 17:42
Невероятно красивая грусть!
Хаббибулина Бирута #    11 февраля 2013 в 23:08
Знаете, Юрий, для меня когда-то было шоком, что есть оказывается люди, которых устраивает тот... последний дом.... Очень хорошее стихотворение!
Хаббибулина Бирута #    11 февраля 2013 в 23:09
Конечно плюс! smile
Оксана Семенченко #    16 февраля 2013 в 05:48
Красивое стихотворение, чувствуется любовь,грусть,ностальгия... Успеха в конкурсе!
Светлана Кузнецова #    21 февраля 2013 в 19:31
Чувствуется рука мастера..) Голосую за, Юрий!
Николай Немчинов #    23 февраля 2013 в 02:29
С удовольствием неподдельным прочитал ваше стихотворение. С не меньшим - дискуссию вокруг него. Раз заметили, если есть сторонники и оппоненты, значит все в порядке. Для меня, как дилетанта, в отличие от профи Гималая, при чтении главный критерий как раз инстинкт, нравится-не нравится. Мне ваше стихотворение очень понравилось. А штампы? Так кто ж из нас от них свободен? Другое дело, как мы ими пользуемся. Штамп - это лишь одно из технических средств, позволяющих вызвать у читателя адекватную картину-образ. Ваше стихотворение очень информативно, грамотно с точки зрения языка и стихотворной техники. Вызывает живой отклик.
Удачи вам!
Александр Галекс #    24 февраля 2013 в 10:33
"И женщина с библейскими глазами

Будила поцелуем поутру.", - видимо в силу недостаточной образованности-начитанности штампом это не считаю, а вот образом защемившим что-то где-то внутри,- да. Дисскусия интересна, была бы ещё интереснее,если бы опоненты не перескакивали периодически на личности друг-друга.
Стих безусловно(для меня) великолепен. И формой и содержанием. +
Александр Чашев #    24 февраля 2013 в 12:09
В стихах уловил мудрые мысли, увидел интересные образы, оценил умение работать со словом. То есть почувствовал поэзию. Или то, что за неё принимаю. Нелёгкая задача - поймать хотя бы за хвост божественную птицу слова. У  Вячеслава Киктенко об этом:

Люди, Господи, ну дети.
Я живу сpедь них, тупея.
Говоpят, что был на свете
Гоpодок Пантикапея.

Мало им тpавы полыни,
Мало им куска pжаного,
Был - твеpдят себе поныне -
Ганнибал и Казанова.

И откуда знают это?
Ладно, я сентиментален,
Я повеpю и в поэта,
Был бы он матеpиален,

Было бы за что потpогать,
Было бы по чем погладить,
А потом его - под ноготь,
Чтоб не смел словами гадить.

Слово - это птица Бога!
Кто за хвост ее поймает?
Господи, как одиноко,
И никто не понимает!..

Простим одиноких поэтов. И отправимся за хвостами.
Полина Соленникова #    2 марта 2013 в 13:13
Юрий, очень понравилось! +
Сергей Строганов #    7 марта 2013 в 02:28
Хорошее стихотворение. Прочитав его, прочувствовал атмосферу Вашего дома и Вашего присутствия в нём. Одно плохо: татуировки трещин на потолке. Говорю это как человек, когда-то занимавшийся строительством.
Юрий Бердан #    7 марта 2013 в 03:53
Сергей, а чем вас не устраивают татуировки трещин на потолке? Спрашиваю, как  человек когда-то занимавшийся строительством, но это мало, что значит, просто, как любой человек, поднявший глаза к потолку в доме, требующем ремонта. Потолок покрыт, как правило, штукатуркой. Со временем штукатурка покрывается трещинами. Которые при определенной поэтической интерпретации (которая называется метафорой)  можно обозвать татуировкой. Все элементарно. В чем проблема?
Сергей Строганов #    7 марта 2013 в 16:46
Проблема в том, уважаемый Юрий, что я забыл добавить смайлик! smile А Вы сразу...Или шутка неуместна?  Что такое поэтическая интерпретация и метафора (см.ниже) и я тоже знаю. Кстати, раньше никаких смайликов не было, поэтому в письменном диалоге чаще полагались на наличие чувства юмора у собеседника. Между прочим, мне очень понравилось это выражение: "В нем потолки в татуировках трещин". И всё стихотворение понравилось! Вот так.
Юрий Бердан #    7 марта 2013 в 17:20
Сергей, каюсь! И подколку насчет чувства юмора заслужил! И на старуху бывает...  А за комплимент спасибо. Вот так.
Сергей Строганов #    9 марта 2013 в 14:40
Юрий, и у меня такое бывает. Удачи Вам!
Инна Князева #    7 марта 2013 в 08:49
Наверное, Сергей имел в виду, что это плохо в том смысле, что штукатурка скоро отвалится) Критиковать такую замечательную метафору, думаю, никто бы не осмелился
Юрий Бердан #    7 марта 2013 в 17:24
Да, Инна, теперь, когда меня ткнули носом, понял.
Вера Захарченко #    7 марта 2013 в 13:12
Complimenti, хорошее стихотворение, красиво написано, и ставлю плюс. Только вот хотелось бы полюбопытствовать: что значит "библейские глаза" у женщин? Имеется в виду, "как на иконах"? Дело в том, что в Библии представлено великое множество женских персонажей, не все из которых так уж положительны... Звучит несколько двусмысленно.
Юрий Бердан #    7 марта 2013 в 17:36
Да, Вера, вы в некотором смысле правы: адрес размыт. И метафора ориентирована на общее настроение, атмосферу и впечатление от многих женщин, описанных в Библии. Мария Магдалина, Сарра, Вирсавия, Юдифь. Воплощение чувственности, жертвенности,  женственности и чистоты... Женщины в Библии, да, конечно, описаны разные, но первое , главное и самое сильное впечатление - от этих. И такое. Может, только у меня? Хотелось бы верить, что нет.
Анатолий Бел #    8 марта 2013 в 23:08
Спасибо за ответ про жизнь в Нью- Йорке.Но меня интересовало нечто другое.Про свои недостатки и недостатки моей родины мне кое-что известно. И говорят про них сейчас открыто не боясь, но воз и ныне там... Или нам всё мало? Или хуже стало? Но как почитаешь , что пишут про США эмигранты - так там просто рай.Если есть недостатки и беды, то они просто есть, а какие неизвестно.Если хорошо, то хорошо, а что хорошо  непонятно. В чём человеческие отличия американцев и нас-то?
Ещё раз скажу, стихотворение у вас хорошее, а какое в смысле поэтического величия рассудит только время. Думаю, как показатель надо взять пятисотлетний рубеж. А до этого срока споры на эту тему нужны, но вряд ли важны.
"Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех".
Юрий Бердан #    9 марта 2013 в 01:08
Вы знаете, Анатолий, так же, как вы не скажете однозначно про Россию, та и я не смогу про Штаты, Миллионы нюансов. Конечно, не рай. Но если в ужасно грубом приближении, зажмурив глаза, усреднив все параметры, то разницу можно представить так (на мой взгляд): она такая же между Россией и Америкой, как между, скажем, Таджикистаном и Россией. Я имею в виду, конечно, только социально-экономическую, внутриполитическую, демократическую составляющую. Культура, искусство, и женская красота - тут разговор особый. И здесь нет праздника 8-е марта! Хотя разных-всяких их полно. Дикари.
Анатолий Бел #    9 марта 2013 в 11:00
Благодарю  smile .
Сергей Захаров #    17 марта 2013 в 21:46
Юрий, замечательно, что на другом конце света Вы не потеряли чувство причастности к Родине. А нет ли чувства некоей вины за то, что страна без влияния сильных людей, покинувших её, никак не выберется "из грязи в князи"? Ведь проще всего ностальгировать вдалеке. А что-то делать для России да вместе с ней? И будет ли Россия, если мы все уедем искать лучшую долю? Извините за резкость
Юрий Бердан #    18 марта 2013 в 03:12
Сергей, извиняться не за что: вы задали нормальный вопрос, нормальным тоном, без всякой резкости. Я мог бы долго и многословно объяснять вам мотивы, поводы, аргументы в пользу своего отъезда. Вместо этого я вам по-одесски отвечу парой простых вопросов. Покинул я страну еще при советской власти. Родился в Украине, где вырос и выучился, уехал в США из Узбекистана, где прожил два десятка лет. По-вашему, если бы остался по причине "чувства вины за то, что страна..." (и т.д. по вашему тексту), то я должен был оставаться в государстве Узбекистан? Или возвращаться в Украину и помогать ее вытаскивать из грязи? А может, в Россию приехать, с которой меня связывает только культура, искусство, язык? И где не родился и не жил? Мои дочки  живут так, как живут на Западе люди принадлежащие к среднему классу. Обеспеченно и  счастливо. И я безумно за них рад.  Вы представляете, какой бы я был сволочью, если бы сознательно, по идейным соображениям лишил бы их, своих внуков нормальной цивилизованной жизни и будущего? Вы вообще представляете разницу между Украиной, Узбекистаном и Америкой? Сергей, жизнь гораздо сложней и многообразней тех глупых догм и мантр, которых нам вбивают в школе. Вы думаете, что если человек покинул родину, он не может приносить больше пользы, чем многие из тех, кто остался? Здесь в Штатах я в общей сложности работал десять лет в газетах и журналах, написал массу статей о российской действительности, истории, литературе, о жизни эмиграции. Почти треть из них переведена и опубликована в американской прессе.  Я познакомил массу американцев с российскими современными и историческими реалиями, с жизнью и проблемами России и Украины. С их искусством и литературой. Конечно, - капля. Но каждый вносит свою каплю... Надеюсь, Сергей, я достаточно полно ответил на ваш вопрос. Ну и вот что еще... Меня немного огорчает, что здесь на конкурсе часто этот стих ассоциируют с проявлением ностальгии. У меня ее абсолютно нет! Да и ее, мне кажется, в современных реалиях ее вообще не существует: затосковал - взял билет и полетел. И купайся сколько хочешь в своей родимой грязи.
Виктория Лихачева #    21 марта 2013 в 17:14
А я читая стихотворение, вспомнила свой родной дом,которого уже нет и захотелось вернуться в тот мир,ту атмосферу....хорошо написано!
Денис Онянов #    24 марта 2013 в 21:32
Какая глубина! Столько много смысла в таком малом количестве строк! Это потрясающе) Очень понравился!)
Ольга Гузуватая #    27 марта 2013 в 22:03
Ну уж очень мне понравилось Ваше произведение, ваши взгляды(прочла все Ваши комментарии), и думаю, что человек вправе сам выбирать какую страну считать родиной. Естественно родина там, где родился, но если в стране ничего к лучшему не меняется, а только идет к худшему, как, например, в моей стране, и люди только звереют, а ты пытаешься хоть что-то изменить, но получается только, как головой об стенку. То, конечно, если у меня получится уехать, как я планирую, и в той стране будет хорошо мне и моим родным, то, несомненно, я ту страну тоже буду считать своей родиной. Простите, что так много написала, но уж очень задел за больное Ваш стих. Спасибо+
Константин Вуколов #    28 марта 2013 в 09:07
Знаю Бердана ещё по Русскому стилю. Действительно поэт, сильный, талантливый, умный. Он войдёт в число призёров. Вот увидите.
Инна Князева #    28 марта 2013 в 09:30
это для нас неудивительно - уже входил
Юрий Бердан #    28 марта 2013 в 16:59
Спасибо, дорогие коллеги. Так приятно получать комплименты! Жалею, что мало говорил их женщинам. Постараюсь наверстать.
Виталий Добрусин #    28 марта 2013 в 18:10
По-моему, обсуждение этого стихотворения, у которого1344 просмотра,  - особый шедевр нашего портала!  Спасибо!
Юрий Бердан #    28 марта 2013 в 19:45
К сожалению, Виталий, это не так. Абсолютный шедевр нашего портала -  Ведин с 2217 просмотрами и космическим читательским рейтингом.
Виталий Добрусин #    28 марта 2013 в 21:16
С уважением отношусь к Андрею, но в данном случае я веду  речь о запоминающемся обсуждении стихотворения "Дом"
Владимир Соколов #    29 марта 2013 в 12:25
Как говорится, зацепило.Так и должна ложиться на душу поэзия. Удачи, Юрий! +
Ольга Бутанова #    29 марта 2013 в 12:58
Согласна с Виталием Аркадьевичем.Ток-шоу просто великолепно. Скажите, где еще так много и так страстно рассуждают об одном-единственном стихотворении? Разве что на ГТРК "Культура", который для меня во всех отношениях предпочтительнее, чем  НТВ.
На нашем "ринге" отмечу, во-первых, пару Геннадий Гималай- автор; в острой и бескомпромиссной  борьбе каждый продемонстрировал великолепную подготовку и владение ораторскими приемами. Увы, фиксировать нокдауны и нокауты не получилось, т.к. для роли рефери сама я не гожусь - категорией не вышла.
Но, как зритель и наблюдатель, из числа прочих участников отметила бы выступления Анатолия Бела, Алевтины Котовой, Юрия Захарова, Евгения Ивненко и некоторых других. Высказанные мысли не суетны, за ними есть глубина.

Ну, а по поводу представленного здесь произведения могу, как читатель,сказать лишь то, что лично моему гармоничному восприятию стиха слегка помешала строчка "На старых фото в платьях подвенечных...". Я понимаю, что в платьях не фотографии, а отнесенные на вторую строку мамы, но не могу отделаться от ощущения некого дискомфорта. Надеюсь, за это впечатление меня здесь не будут бить, как боксерскую грушу.
Ностальгия - сложное чувство, оно присуще каждому человеку. Поэтому образ опустевшего дома стар как мир, он широк и всеобъемлющ, и нет ничего удивительного в том, что в нем обнаруживается нечто ветхозаветное.Тема исторической памяти вполне поэтична, и в этом плане я не стала бы расчленять образ "женщины с библейским глазами" по принципу вхожести в тот или иной канон.
С уважением ко всем.
С пожеланиями
Ольга Бутанова #    29 марта 2013 в 13:02
Опечатка:"Со старых фото..." и т.д.
Юрий Бердан #    30 марта 2013 в 00:24
Спасибо, Оля. Бить, думаю, за это впечатление вас не будут, тем более я. Внимательно вчитался (который раз) в строчку. Действительно, можно такую двузначность прочтения, доставляющую вам дискомфорт, почувствовать. Но, мне кажется, лишь при определенном усилии. Как правило я болезненно отношусь к своим блохам, и если кто-нибудь их заметил и ткнул меня в них носом, я немедленно и безоговорочно, как на амбразуру, кидаюсь их исправлять. Но в данном случае это насекомое настолько неявное, что пока погожу. Вообще-то их таких  масса даже в классике, все зависит, насколько они бьют по слуху. Но бывает их хорошо маскирует контекст и смысл. Вот видите, вы сетуете, что стишок имеет слишком много внимания, а сами невольно подкинули дровишек в печку этого "шоу" (ваше определение). Кстати, все же бОльшая и самая ценная часть обсуждения посвящена не самое стиху, а по его поводу поискам истины в сфере поэтического творчества как отражения жизненных и личностных обстоятельств и переживаний, а также базовым принципам версификации. Что, как мне кажется, есть замечательно для тех, кто этой нашей болезнью инфицирован. И просто для зрителей шоу. Удачи.
Надежда Кудряшова #    31 марта 2013 в 10:01
В целом Ваше стихотворение, Юрий, мне очень понравилось. Лишь строчка "В нем говорят и спят настороже..." оставила на душе небольшой осадок. Не все же у нас в стране "говорят и спят настороже"! Хотя, если вкладывать в эту фразу более широкий смысл (неизвестность, переживания о том, что нас ждёт завтра), то, пожалуй, соглашусь с Вами.
Строчка "На старых фото в платьях подвенечных..." действительно имеет двузначное истолкование. Хотя, при беглом прочтении, это и не очень бросается в глаза, всё же, наверное, её лучше переделать. Например:
Со снимков мамы в платьях подвенечных
На всех глядели с лицами мадонн.
Хотя понимаю, что словосочетание "со старых фото" всё же "сочнее", чем просто "со снимков"!
И всё же достоинства этого стихотворения, по-моему, перевешивают всё выше сказанное, и я с удовольствием добавляю плюс в Вашу копилку, Юрий!
Юрий Бердан #    31 марта 2013 в 17:09
Спасибо, Надежда. И за попытку улучшить строчку тоже. Но вот смотрите. Найти изъян, если постараться, можно во всем. Постараюсь. "Со снимков мамы в платьях подвенечных".  Осталась та же двузначность, которая ни вам, ни большинству не обладающих излишней дотошностью читателей сразу не заметна, как и в моем варианте. Получается, что со снимков какой-то мамы, которая аж в нескольких  подвенечных платьях... А "глядеть с лицами мадонн" - ну, Наденька, всем оксюморонам оксюморон. Давайте лучше оставим. как есть, тем болеее, что "снимок" это не литературная лексема, а бытовизм, и в этот стих с практически классической лексикой - ну ни в какие ворота.
Надежда Кудряшова #    31 марта 2013 в 19:28
Действительно, Юрий, лучше оставьте всё, как есть! Каюсь, поторопилась!
Как говорится, "хотела,  как лучше, а получилось, как всегда"! От своего "оксюморона" краснею, как рак!  cry
Спасибо за науку! А Ваше стихотворение, повторюсь, в целом мне очень понравилось! smile
Ольга Гузуватая #    31 марта 2013 в 19:09
Дорогой, Юрий. Я уже несколько раз перечитала все Ваши произведения, и могу сказать, что это просто прелесть. И читая Ваши комментарии, даже  к другим произведениям ,  думаю, что Вы очень интересный человек ( хотя не знаю Вас лично). Спасибо за Вашу поэзию.
Юрий Бердан #    1 апреля 2013 в 00:15
Спасибо, Оля. Как не раз уже говорил, комплименты приятны не только женщинам.
Тарас Овчинников #    14 мая 2013 в 00:35
Присоединяюсь ко всем добрым комментариям Юрий!
Людмила Стеблина #    18 мая 2013 в 19:02
Комментарий удалён автором 2013-05-19 в 16:27:38