Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Два эпизода из жизни маленького читателя

2 января 2015
Просмотров: 2913
Рейтинг: +46
Голосов: 46

Поделиться:
2 января 2015
Рейтинг: +46
Голосов: 46

Просмотров: 2913
Поделиться:

Эпизод первый.

Как же мне было обидно, когда мои друзья-одногодки первого сентября пошли в первый класс, а меня не приняли в школу только из-за того, что родился в декабре! И теперь, вместо того, чтобы сидеть рядом с ними за партой, я уже который день брожу вокруг школы, влезаю на завалинку и заглядываю в окна. Вон Мишка, мой дружок, сидит и пыхтит над Букварём, хотя не умеет читать даже по слогам.

На четвёртый день мои подглядывания, видно, надоели учительнице, на перемене она поймала меня за руку и привела к заведующей.

— Полюбуйтесь на него, Татьяна Ивановна, — сказала она. – Всю неделю лазает под окнами и мешает вести урок.

Татьяна Ивановна оглядела меня и спросила:

— И чей же ты будешь?

Глядя в пол, я назвал  фамилию.

— Слышала, слышала, вчера твоя мать приходила. Она говорит, что ты читать умеешь. Это правда?

— Умею.

— И что же ты умеешь читать?

— Всё.

— Как всё?

— Ну, всё…  Книжки, газеты

— Газеты?! – глаза у Татьяны Васильевны округлились.

Мне вдруг показалось, что сейчас она встанет, возьмёт мня за шиворот и за неслыханное хвастовство и нахальство выставит из учительской. Не мешкая, я схватил у неё со стола газету «Правда» и на одном дыхании отбарабанил целый абзац передовицы.

Татьяна Васильевна откинулась на спинку стула, переглянулась с учительницей и покачала головой.

На следующее утро мама повела меня в первый класс.

Я не преувеличиваю: читать я начал, когда мне не было и шести лет. Мои старшие сёстры, возомнив себя педагогами, ради развлечения, забавы ради, наперебой учили меня всему, чему их самих учили в школе.  Педагогические опыты сестёр не пропали  даром – я страстно влюбился в буквы, в слова и читал, читал всё подряд.

Эпизод второй

Во втором классе, перед самым Новым годом, я заболел скарлатиной. Где я — единственный ребёнок из всего посёлка — смог подцепить инфекцию, остаётся загадкой.  С температурой под сорок, в красных пятнах сыпи меня укутали в тулуп, положили в сани и повезли в районную больницу за тридцать километров. Больше недели я метался в жару, преследуемый странным кошмаром. Не зверь, не чудовище являлось мне во сне, а нечто такое, что трудно объяснить словами. Какая-то вязкая масса, скручиваясь в спираль, наползала на меня, втягивала в свою бездонность, и тогда я начинал метаться, кричать и вскакивать с постели. У моей кровати постоянно дежурила няня — Няня Поля. Теперь я уже не помню её лицо, но помню её мягкие, сильные руки. Эти руки гладили мою голову, обтирали моё тело, меняли мокрые простыни, успокаивали и убаюкивали. И болезнь постепенно отступала, я стал поправляться. Раз в неделю приезжала мама, привозила какую-нибудь стряпню и немного сладостей. Но ко мне её не пускали – болезнь-то заразная.

И вот однажды няня Поля вошла в палату и протянула мне две книжки.

— Подарочек тебе передали, голубок, читай — не скучай.

Это были сказки Шарля Перро и Братьев Гримм. Ах, что это были за книжки! В глянцевых обложках, с яркими цветными картинками! Такие книги я не только не держал в руках, но и видеть не видел! Но кто их мог прислать? Мама? Вряд ли…

Всё выяснилось на другой день. Книжки предназначались другому мальчику такого же возраста и с таким же именем, но из другого отделения. Няня Поля долго сокрушалась по этому поводу, хотела их отнести, но доктор запретил выносить книжки из инфекционной палаты. Няня Поля потом рассказывала, что родители мальчика не обиделись на неё, только пожелали, чтобы ими пользовалась вся палата. В палате нас лежало шестеро, я оказался самым старшим, и один из всех мог хорошо читать. Ребятишки собирались в кружок возле моей кровати, приходили даже нянечки и сёстры, и я читал им вслух все сказки подряд. Вскоре мы их знали почти все наизусть.

Приближался день выписки, и, помня слова доктора, я с тоской поглядывал на книжки, с которыми вот-вот должен был распрощаться. Но произошло чудо! Когда мама укладывала меня в сани, чтобы везти домой, из больницы выбежала няня Поля и вложила мне в руки пакет, обёрнутый газетой.

— Уговорила я доктора, голубок, — сказала она, целуя меня в лоб. – Я формалинчиком их протёрла, формалинчиком…

Вот так я стал обладателем своих первых в жизни книжек.

 

Комментарии (80)
Геннадий Зенков #    2 января 2015 в 22:49
Нас с двоюродным братом Женькой тоже приняли в школу с 6 лет, потому что умели читать. Хотя мы оба родились даже не в декабре, а в январе следующего года. Так и учились в одном классе и ходили вместе и в школу, и в библиотеку. Рассказ интересный, многое напомнил из детства...
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 04:09
Где же эти далёкие и такие счастливые годы? Спасибо, Геннадий!
Майя Симонова #    2 января 2015 в 23:27
v
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 04:10
Принял и понял!
Марат Валеев #    3 января 2015 в 02:56
Читающему человеку никогда не бывает скучно. И я, как и Валерий, с детства читал запоем. +
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 04:12
Верно, Марат. Читать приходилось даже при чадящей "коптилке".
Генадий Синицын #    3 января 2015 в 04:30
Мне тоже не хватало почти двух месяцев до семи лет, очень расстроился, что не взяли в школу. Практически в первый класс пошёл только в восемь лет, правда, и тогда читать не умел, зато потом нагонял упущенное, читал круглыми сутками, ночью при луне у окна ...
+
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 08:19
Вопиющая несправедливость, что и говорить! Но в таком возрасте - это не смертельно, хотя и обидно. Спасибо, Генадий!
Валерий Панфилов #    3 января 2015 в 08:41
У нас класс, в который набирали с шести лет, назывался подготовительным и вроде бы был потом упразднён, но я там тоже побывал, вся жизнь - сплошные эксперименты ))) +
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 11:36
Экспериментов в школе хватало, а нынче особенно. Спасибо!
Елена Каткова #    3 января 2015 в 09:02
Приятные детские воспоминания,Валерий! Моя младшая сестрёнка не могла заснуть вечером,чтобы ей не почитала какую нибудь сказку. Так я сама полюбила книжки читала всё, что было интересным. И детстве я тоже переболела скарлатиной,уж где я её подхватила неизвестно,одна из школы. Помню целый месяц я не ходила в школу,сильно отстала,и помню возникли проблемы с математикой.
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 11:40
Надо же, Лена! У нас похожие ситуации. Только меня в том году в школу больше не пустили и оставили на второй год. Для меня это было настоящей трагедией.
Владимир Поваров #    3 января 2015 в 11:23
интересно
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 11:40
Спасибо, Владимир!
Ариадна Мурзина #    3 января 2015 в 12:34
Прямо за душу берёт,я аж прослезилась,когда няня книжки ему вынесла
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 15:29
В Новом году всегда отыщется место для чуда. Спасибо, Ариадна! Красивое у Вас имя - прямо-таки чеховское.
Оксана Алмазова #    3 января 2015 в 15:34
Повезло с сестрами-педагогинями! А держать в руках новые книжки с картинками - вообще чудо. Очень правдивые и душевные рассказы
Валерий Крылов #    3 января 2015 в 15:45
У меня было четыре сестры, так что педагогов хватало. Спасибо, Оксана!
Надежда Цыганкова #    4 января 2015 в 07:15
Я ноябрьская и меня взяли в первый класс почти с 8 лет.Я очень переживала...Книга для меня с раннего детства была всем.Маленькая я в очереди за книгами стояла.Я очень много читала -зачитывалась... Рассказ- понравился.Спасибо! +
Валерий Крылов #    4 января 2015 в 08:21
Вам спасибо, Надя, что заглянули! У каждого, кто идёт первый раз в первый класс есть что-то своё, запоминающееся.
Владимир Коньков #    5 января 2015 в 04:42
+Читаю Вас Валерий, а так и остаётесь для меня непознанным. То Вы в форточку лезете, то у печки сидите в задумчивости, а вот -Филипок! Буду читать дальше!
Валерий Крылов #    5 января 2015 в 08:27
Спасибо, Владимир! В жизни бывает всякое, и мы порой сами не знаем на что способны.
Геннадий Зенков #    5 января 2015 в 06:13
Валерий, однажды Владимир Коньков попросил меня сделать клип, подобрав видеоряд к песне по Вашему стихотворению. Он назвал её "Зимняя песня", сочинил мелодию и сам же исполнил, аккомпанируя на гитаре. Мне почему-то кажется, что Вы её не слышали, потому что от Вас не было ни одного комментария. Пользуясь случаем, помещу эту песню здесь, чтобы Вы наверняка её услышали и оценили.
Александр Сосенский #    5 января 2015 в 17:49
Интересные воспоминания о тяге к учёбе и конкретно к чтению! Легко читается, получил удовольствие!
Валерий Крылов #    5 января 2015 в 20:12
Спасибо, Александр! Эта тяга сохранилась на всю жизнь.
Владимир Маталасов #    6 января 2015 в 15:41
Вот ведь где нашёл своё применение и формалинчик... Оба эпизода хороши:
одни воспоминания, и какие! Удачи, Валера, и -- с Новым Годом!
Валерий Крылов #    6 января 2015 в 16:58
С Рождеством, Володя! Такое уж наше время, дружище, одни только воспоминания остались. Спасибо!
Лариса Тихонова #    6 января 2015 в 20:51
Хорошие рассказики, прочитала с удовольствием :)
Валерий Крылов #    6 января 2015 в 22:06
Спасибо, Лариса! Очень рад, что рассказики доставили Вам удовольствие. С Рождеством!
Анна Чернецова #    8 января 2015 в 10:52
Замечательный рассказ! С удовольствием голосую! У меня в детстве тоже была книжка братьев Гримм, в мягкой обложке, с картинками. Ух и затерла я ее до дыр!
Валерий Крылов #    8 января 2015 в 13:25
Такая же участь постигла и мои книжки. Спасибо, Аня!
Яна Солякова #    8 января 2015 в 18:39
Хорошо читается, легко всё представляется, переживается!))) +! конечно же)))))

А я только в 8 лет читать научилась. Хотя книги любимые, какие мне бабушка читала, наизусть знала. Ну и рассказывала, переворачивала страницы - притворялась, что читаю)))
Маму спросила как-то: "А почему вы меня читать не учили раньше?" Она ответила, что если бы я читать умела, то в школу отказалась бы идти и меня никакой верёвкой было бы не затащить.)))
Валерий Крылов #    8 января 2015 в 19:27
Некоторые считают, что не стоит учить детей рано читать, мол. на уроках им будет скучно и это скажется на успеваемости. К счастью, со мной этого не произошло.
Спасибо, Яна!
Фирая Серазетдинова #    9 января 2015 в 20:11
Валерий, интересно написали. Вам удаются и стихи, и проза.
Валерий Крылов #    10 января 2015 в 06:50
Как говорится, от скуки на все руки. Спасибо большое!
Надежда Власова #    9 января 2015 в 23:04
Такие теплые воспоминания. Текст читается на одном дыхании, спасибо!
Валерий Крылов #    10 января 2015 в 06:51
О хорошем всегда хорошо вспоминается. Спасибо!
Виктор Давыдов #    10 января 2015 в 19:54
Сказками Шарля Перро и Братьев Гримм в детстве тоже зачитывался, уходил с головой уходил в сказочный мир. Спасибо, Валерий, за хороший рассказ!
Валерий Крылов #    10 января 2015 в 20:04
Да, эти сказки необыкновенные, в них много добра и света. Спасибо, Виктор!
Ирина Коротеева #    10 января 2015 в 20:16
А я запомнила из детства такую историю. У подружки Ирки была необыкновенная книга: восточные сказки. Книга была большая, толстая, видимо дорогая. Ирке ее подкладывали на стульчик у пианино, чтобы ей было выше сидеть. Когда книга освобождалась, я ее читала, читала. Там были изумительные слова, которые я читала впервые: пэри, дэвы, визири, какие-то еще, уже и не помню. Казалось, что если книга будет моей - я ее буду целовать.
Но никто ничего не заметил и книгу мне не подарили)
Валерий, у Вас такой легкий слог - читала бы и читала. Проголосую с удовольствием!
Валерий Крылов #    10 января 2015 в 20:40
Скорее всего, Вы читали "Тысяча и одна ночь". В детстве я слышал о этой книге, но прочитать удалось лишь много лет спустя.
Спасибо, Ирина!
Виктор Шаханин #    11 января 2015 в 20:35
С удовольствием прочитал, с удовольствием и проголосую. +
Валерий Крылов #    11 января 2015 в 22:00
Спасибо за внимание, Виктор!
Елена Туктарова #    14 января 2015 в 18:38
Ах, эти чудесные детские книжки, да еще сказки, да " В глянцевых обложках, с яркими цветными картинками! " ! Как это чувство радости знакомо и мне по детским воспоминаниям! smile
А Няня Поля - умница с добрющей душой smile
Валерий Крылов #    14 января 2015 в 19:15
Многое уже забылось, Лена, а няню Полю помню до сих пор. Спасибо Вам!
Татьяна Фокина #    15 января 2015 в 21:36
Валерий, то, что Вы написали, интересно. Детские воспоминания, тревожащие наши сердца, всегда воспринимаются острее, наверное, потому, что, несмотря на наш биологический возраст, мы (в большинстве случаев!) в душе остаемся детьми. Читаю Вашу конкурсную работу – и перед глазами мальчуган, страстно завидующий своему дружку, который уже там, в школе, а ему обидно, он лучше умеет читать – а его не взяли! Второй эпизод – о мальчике, получившем дорогой подарок. Пусть случайно и в результате болезни – прямо по поговорке: «Не было бы счастья, так несчастье помогло». Два эпизода, несомненно, можно считать единым целым – тема одна («Маленький читатель»). Стоило ли разграничивать: эпизод 1, эпизод 2? Допустимо, конечно, тем более в названии так и заявлено. На усмотрение автора. Можно, конечно, было озаглавить, например, «Истории маленького читателя», «Детские воспоминания» и др. Но тогда обязательно нужно сделать какой-то переход от одной части к другой. Например: «Так и пошла моя школьная жизнь, день за днем. Страсть к чтению не угасала, она еще более крепла. Только вот в доме у нас детских книг не было. А как хотелось! Положить на колени это сокровище, медленно перелистывать страницы, разглядывать рисунки…И это случилось. А дело было так…»
Валерий, теперь хочу привлечь Ваше внимание к повторам, в рядом стоящих предложениях или в других случаях. Есть повторы (лексические), которые решают определенную художественную задачу, а есть повторы, которые случаются у авторов от неумения найти подходящее слово (синонимы) или оборот, что считается речевой ошибкой. Итак, лексический повтор — это повторение какого-либо слова , части предложения или целого предложения, нескольких предложений, строфы с целью привлечь к ним особое внимание. («Я мечтою ловил уходящие тени, // Уходящие тени погасающего дня.» К.Бальмонт. «Ветер, ветер // На всем белом свете» А.Блок. В прозе: «Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении — но было что-то ужасное и жестокое в ее прелести». Л.Н. Толстой)… А теперь Вы сами и решите: посмотрите на фрагменты: «1. Теперь я уже не помню её лицо, но помню её мягкие, сильные руки. Эти руки гладили мою голову, обтирали моё тело, меняли мокрые простыни, успокаивали и убаюкивали. .2. Книжки предназначались другому мальчику такого же возраста и с таким же именем, но из другого отделения. Няня Поля долго сокрушалась по этому поводу, хотела отнести книжки, но доктор запретил выносить их из инфекционной палаты … 3. Няня Поля потом рассказывала, что родители мальчика не обиделись на неё, только пожелали, чтобы книжками пользовалась вся палата. В палате нас лежало шестеро, я оказался самым старшим, и один из всех мог хорошо читать. 4. Когда мама укладывала меня в сани, чтобы везти домой, из больницы выбежала няня Поля и вложила мне в руки пакет, обёрнутый газетой.
— Уговорила я доктора, голубок, — сказала она, целуя меня в лоб». Может, кто-то из конкурсантов тоже захочет подумать: лексический повтор или речевая ошибка? Обратите внимание: в предложении запятая не нужна. «Вскоре, мы их знали почти все наизусть».
Конкурсная работа Ваша производит хорошее впечатление. Желаю успеха! +
Валерий Крылов #    16 января 2015 в 09:48
Знаете, Татьяна, в первом варианте было название "Не было бы счастья...", но потом я передумал. Конечно, можно было сделать плавный переход от первого эпизода ко второму, но тогда пришлось бы превысить количество знаков. Эти пресловутые 3500! Как же трудно писать короткие вещи: постоянно приходится чем-то жертвовать. Я читал о лексических повторах у И.Б.Голуб в "Лексической стилистике" Где-то они оправданы, где-то нет, и очень трудно уловить границу между плохим и хорошим. Можно считать, что у меня лексический повтор, но не совсем качественный. Оставлю как есть.
Большое Вам спасибо, Татьяна!
Татьяна Фокина #    18 января 2015 в 18:29
Валерий, название первого варианта не оправдало бы Вашего первого эпизода. Нет, именно - маленький читатель. А лексический повтор нужен там, где Вы именно это и хотите подчеркнуть, в остальном - все это недоработки. Да и знаки надо экономить, нам же здесь это важно. Покажу Вам на Вашем же примере:"Няня Поля потом рассказывала, что родители мальчика не обиделись на неё, только пожелали, чтобы книжками пользовалась вся палата. В палате нас лежало шестеро, я оказался самым старшим, и один из всех мог хорошо читать..." (185 знаков) – Повтор: палата/в палате, вся/всех. "Няня Поля потом рассказывала, что родители мальчика не обиделись на неё, но пожелали, чтобы книжками пользовалась вся палата. Там нас шестеро, я самый старший и только один мог хорошо читать. (162 знака). Что я сделала? Слова «лежало», «оказался» удалила совсем, потому без них и так понятно. «В палате» заменила на «там», «только» ( «только пожелали») заменила на «но» , «из всех» заменила на «только». Сэкономила 23 знака. А вот в пункте 1: "помню/не помню" "руки/руки" - стилистически оправданный лексический повтор, подчеркивающие свойства памяти, потому что мы всегда запомним то, что нас волновало больше. Валерий, если Вы совершенствуете свое мастерство и читаете о стилистике русского языка, то у Вас будет получаться с каждым разом все лучше и лучше. Не сочтите за назойливость, так как во второй раз появляюсь на Вашей странице, просто хочется объяснить и поделиться знаниями...А вдруг пригодится?
Валерий Крылов #    19 января 2015 в 11:59
Ещё как пригодится, Татьяна!
Полностью согласен с Вашей правкой, обеими руками ЗА, но переделывать не стану. Некрасиво как-то получится. Я бы вообще запретил редактирование после размещения конкурсных работ.
Спасибо!
Вениамин Побежимов #    18 января 2015 в 07:10
Хороший рассказ!+
Валерий Крылов #    19 января 2015 в 12:00
Спасибо, Вениамин!
Галина Булатова #    18 января 2015 в 10:01
Столько замечательных работ в этом конкурсе - одна лучше и трогательнее другой. Вот и здесь не могу сдержать слёз восхищения.
Валерий Крылов #    19 января 2015 в 12:01
Очень тронут Вашим комментарием, Галина. Спасибо!
Злата Сереброва #    18 января 2015 в 13:50
Люблю читать, когда при чтении мелькают картинки так, как-будто смотришь фильм. И этот ваш рассказ , Валерий, именно такой. Очень интересный и трогательный. Только вот наверное было вам скучновата на уроках, особенно чтения. Я сама научилась бегло читать к шести годам , счет ещё ранее мне дался и потому скучала на уроках и отвлекала своих соседей по парте, а их у меня было много, потому что учительница искала самого неразговорчивого , чтобы усадить со мной за одну парту, но , увы таких не нашлось, самый не разговорчивый начал болтать ещё больше меня , уже на третий день. Видимо долго молчал и наконец-то прорвало.... smile
Спасибо вам, Валерий, за хороший рассказ.
Валерий Крылов #    19 января 2015 в 12:09
Согласен, Злата, было скучновато на уроках чтения. Но я не блистал на уроках чистописания (был такой), и до сих пор мой почерк оставляет желать лучшего.Вкупе с арифметикой. эти уроки компенсировали моё опережение в чтении.
Спасибо за тёплый отзыв!
Ева Грана #    20 января 2015 в 19:12
Хороший рассказ. Живой. А вот автор Замятин мне неизвестен.
Валерий Крылов #    20 января 2015 в 19:54
Спасибо, Ева!
О Замятине я кое-что слышал. Это писатель-эмигрант. Но, к сожалению, не читал его произведения.
Ольга Левина #    20 января 2015 в 20:13
Побольше бы таких нянь! А Вам+ и удачи!
Валерий Крылов #    20 января 2015 в 21:07
Спасибо, Оля!
Мария Клименко #    22 января 2015 в 22:32
такой милый рассказ у Вас))) интересно разницу наблюдать.. дети МЕЧТАЛИ пойти в школу, хотели учиться, переживали, что их не взяли.. а сейчас только и слышишь вокруг: "ууу, школа плохая! не пойду туда!!". а вопрос про книги вообще какой-то преступный - дети не хотят читать. им все гаджеты подавай, а живых книг они не знают, не умеют ценить.. обидно даже немного за маленьких(((
Валерий Крылов #    23 января 2015 в 14:00
В те времена, да ещё в деревне, кроме как чтением книг, заняться, практически, было нечем. Другие времена - другие потребности. Но и от семьи зависит: если существует в семье культ книги, то и дети пристрастятся к чтению.
Спасибо, Мария!
Эльвира Якупова #    25 января 2015 в 20:33
Интересно)))) От прочтения первого эпизода сразу вспомнился Филипок Льва Толстого, и нахлынули воспоминания... В первом классе по Родной речи (именно так называлась сегодняшняя литература) нам задали пересказ Филипка. Я дня два готовилась, наизусть заучивала сокращенный мною текст, мне тогда было сложно, так как по-русски я разговаривала как иностранка. На перемене перед уроком Родной речи я подошла к учительнице и попросила дать мне возможность пересказать произведение Толстого, и сказала, что я так усердно готовилась, и если я не отвечу, я буду очень сильно переживать. Инзиля Равилевна (по договоренности) с первых минут урока вызвала меня к доске, и долгожданная пятерка была в дневнике!
Валерий Крылов #    26 января 2015 в 07:14
Спасибо, Эля! А почему бы и вам не включиться в этот конкурс. Когда-то у вас это хорошо получалось.
Эльвира Якупова #    26 января 2015 в 18:03
Государственные дела, дорогой Валерий Степанович! При всем желании не могу.
Валерий Краснов #    29 января 2015 в 18:26
Славный рассказ, тёзка! Подозреваю, что это о себе. Успехов!+
Валерий Крылов #    6 февраля 2015 в 12:31
Подозрения не лишены оснований. Спасибо!
Юлия Цыбульская #    6 февраля 2015 в 09:49
Да ты кто? — Филипок молчал. — Или ты немой? - Филипок сказал: хве-и-хви, —ле-и-ли, —пеок-пок.
Правда, очень легко читается, слова просто льются. Представляю какое счастье испытал ребёнок от подаренных книг. Для меня и сейчас лучший подарок - книга.
Валерий Крылов #    6 февраля 2015 в 12:34
У многих первый эпизод ассоциируется с незабвенным Филипком - и это меня радует. Спасибо, Юлия, за хороший отзыв!
Зоя Бессарабова #    9 февраля 2015 в 18:06
+
Людмила Алексеева #    10 февраля 2015 в 10:06
+++
Валентина Минакова #    17 февраля 2015 в 17:17
Спасибо за воспоминания! +!
Валерий Крылов #    18 февраля 2015 в 05:52
И вам спасибо!
Ольга Бутанова #    18 февраля 2015 в 16:54
Хорошо, Валерий, искренне. Все доброе в нас - родом из детства...
Валерий Крылов #    18 февраля 2015 в 17:56
Да и люди, окружавшие нас в те годы, были, мне кажется, добрее нынешних. Спасибо, Оля!
Людмила Косарева #    21 февраля 2015 в 15:05
Интересный сюжет, хорошие диалоги! С душой написано. Удачи, Валерий! И с наступающим Вас праздником!
Галина Червова #    23 февраля 2015 в 20:36
Интересный рассказ, прочитала с большим удовольствием! Удачи на конкурсе! +
Надежда Лукашевич #    26 февраля 2015 в 20:31
Мне мама купила толстый сборник сказок Андерсена, когда вырвали больной зуб,тоже утешала как могла.Удачи вам, Валерий!
Алексей Смоляков #    27 февраля 2015 в 10:16
Мне нравятся такие рассказы. Вроде незатейливые, но жизненные, продуманные +
Валерий Гринцов #    27 февраля 2015 в 20:51
Очень интересно написано!
Удачи, Валерий!
Лариса Подистова #    28 февраля 2015 в 10:53
Хорошо написано! Столько света в этих детских воспоминаниях. Казалось бы, что весёлого может быть в больнице и скарлатине? Но любовь к чтению даже и это может скрасить :)