Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Книги сметают с полок. Полки освобождают

1 января 2015
Просмотров: 4595
Рейтинг: +88
Голосов: 88

Поделиться:
1 января 2015
Рейтинг: +88
Голосов: 88

Просмотров: 4595
Поделиться:

 Первой книгой, которую я подобрала на помойке, были самиздатовские "Гадкие лебеди". Не скажу, что люблю Стругацких; это нечто за пределами "нравится — не нравится". И меня, школьницу, выброшенная распечатка особо не покоробила, ведь шел 1994 год. Понятно, тогда появилась возможность покупать красиво иллюстрированные издательские книги, и отпечатанные на машинке альбомные страницы, пропыленные, занимающие много места, утратили ценность.

Впрочем, в иных случаях ценность, наоборот, возрастает. Коллега-филолог рассказывала, что в бытность свою студенткой держала в руках оригинальный труд Чернышевского; на родном филфаке к нему допускали по направлению кафедры. Пару лет назад она вновь захотела обратиться к этой книге, чем вызвала шквал недовольства нескольких лиц, которые объявили ее чуть ли не сумасшедшей. На ее утверждения, что книга была, библиотекари и проректоры с пеной у рта вопили, что нет, нет и нет, не было никогда и быть не могло. Позднее умные люди ее просветили, что раритет по-тихому продают коллекционерам, ведь те, кто имеет доступ, давно смекнули о такой возможности.

Но вернемся к помойке. Первым делом туда переехали солидные, внушающие трепет собрания сочинений Маркса, Энгельса и Ленина. Некогда эти труды украшали книжные полки уважаемых граждан, подтверждая их идейность и благонадежность. Времена изменились, ушел в прошлое кандидатский минимум по истории КПСС, и мудрость пролетарских вождей в твердом переплете ликвидировали. Из разных соображений: отречения от старого, как вдруг выяснилось, всех притесняющего режима, или чтоб не занимала место, которого и так не хватает. Выбрасывать книги решались не сразу, стеснялись, жалели. Но пункты приема макулатуры закрывались, или тащить далеко, или невыгодно, а то и просто лень, а печка не у каждого имеется. И ценности менялись, так что скоро перестали заморачиваться. Жилплощадь-то не резиновая, чтоб устаревшее барахло копить.

Уже несколько лет временами наблюдаю: стопка книг в стороне от мусорного контейнера сложена аккуратно, из соображений: "А вдруг кому понадобится?". Подхожу и смотрю, чего там только нет! Так называемые подписки, за такими мои родители стояли в очередях:  Шолохов, Достоевский, Диккенс, Мопассан, Золя, энциклопедии. Коллега так вообще на дороге подобрала рассказы про доктора Дуллитла; говорит, открыла для себя замечательное чтение.

— Наверное, какой-то пожилой человек всю жизнь собирал, умер, а дети выкинули, — поделилась со мной соображениями молодая женщина, выбравшая несколько книг, разложенных поверх строительного мусора. — Теперь вот делают ремонт.

— Лишь бы удобно было, а о душе не думают, совести нет, — поддержал ее муж.

Впрочем, осудить всех разом проще всего. Аналогично, и оправдание, и объяснение найдется при желании. Одна очень набожная знакомая объясняла, что не может держать дома книги, так как не выносит пыли. А читать можно и с монитора. И скачать все можно, и хранить так проще, и место не занимает, и с собой взять в поездку не тяжело.

Раньше мы гордо именовали себя самой читающей страной. И не стану критиковать современников, ведь и сейчас читают, только иначе. Не зря ведь популярны курсы скорочтения у профессионалов, которым жизненно необходимо кучу литературы перелопатить, чтоб быть в тренде. Да, классику не все жалуют, предпочитают фэнтези и детективы. Сменяется эпоха, отношение к чтению и книге мутирует. Наверное, оно неизбежно. Только все равно при виде выброшенной книги возникает чувство, похожее на сострадание к уличному котенку или собачке. Хочется спасти, забрать всех домой. Нет, вру: кошки мне все-таки дороже, они, может, не гениальные, зато живые. И, опять же, всех не забрать.

А если вернуться к найденным на улице книжным сокровищам, то не все расстаются с ними по своей воле. На мусорной свалке недалеко от вокзала бросают все лишнее из украденных сумок, на что воры не позарились. Там мой папа подобрал "Следствие ведут ЗнаТоКи". И я познакомилась со "знатоками" — благодаря преступлению!

Для многих выброшенная книга — преступление. И это внушает надежду на то, что культура останется пусть не самой главной, но ценностью.

Комментарии (163)
Владимир Коньков #    1 января 2015 в 07:52
Потрясающе! Как об этом хотелось сказать. Но в 32 строки это почти невозможно.
Оксана Алмазова #    1 января 2015 в 07:54
Надо же, отзыв так быстро! Мне поначалу как есть написать было неудобно - но под Новый год языки развязываются, и перья, похоже, тоже) Написала как есть. Спасибо за поддержку
Геннадий Зенков #    1 января 2015 в 09:00
Оксана, так и хочется взять Ваш рассказ в траурную рамку - достойный некролог, посвящённый умирающим книгам. Снимем шляпы, господа, проходя мимо мусорных баков с книгами...
Оксана Алмазова #    1 января 2015 в 09:12
Геннадий, сама бы так сделала. Но по условиям конкурса рамку, по-моему нельзя.
Надежда Цыганкова #    1 января 2015 в 11:40
Замечательный рассказ о книгах.У меня их много.Книги очень люблю.И читать и бывает просто поглажу ее "любимую".Мне комп.не заменяет книгу... +
Оксана Алмазова #    1 января 2015 в 11:43
Соглашусь, читать книгу и читать с компа - вещи разные.
Валерий Панфилов #    1 января 2015 в 15:28
Оксана Алмазова #    1 января 2015 в 15:36
Валерий, это Вы чего?,, scratch
Валерий Панфилов #    1 января 2015 в 17:03
Имеются в виду нервы, Оксана ))) книгу-то можно отложить, а скорость интернета, она всегда с вежливым уведомлением сокращается )))
Азамат Айтпаев #    14 января 2016 в 08:50
Поменяйте провайдера и будет Вам счастье...
Генадий Синицын #    1 января 2015 в 19:25
Оксана, очень больную тему Вы затронули, удивляюсь столь малому отклику сайтовцев на неё ...
+
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 09:50
Сайтовцы совершенно правы - зачем в Новый год неприятные вещи читать? Я сама,с понедельника начиная, несколько раз бросала. Редко меня пробивает на такой мазохизм, считаю, что творчество создано для радости. И все пишут правильно - про любимые книги, про любимых педагогов, как у Вас (я Вам про своего напишу))), про воспитательную роль книги.
Ирина Коротеева #    1 января 2015 в 20:06
Да, Оксана, тема для нашего общества больная. Очень хорошо, что Вы об этом написали. Спасибо Вам за это!
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 09:51
Потребление - вообще сложная тема. С одной стороны, Ирина, хорошо, когда всего много, с другой - сами видите
Алексей Смоляков #    1 января 2015 в 22:58
Тема страшная как для нас, пишущих так и для "самой читающей страны". Ведь если задуматься, то многих людей воспитала только книга пр не очень грамотных и вечно работающих родителях моего поколения. Как всё изменилось. Потрясающая тема, требующая отдельного конкурса. Спасибо тебе, Оксана.
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 09:52
Отдельного конкурса не надо) На тему безобразия нужен конкурс первоапрельских розыгрышей)))
Ариадна Мурзина #    1 января 2015 в 23:48
Тоже сметаю с полок,место освобождаю...чтобы заставить другими,которые я читаю.А которые не читаю-пристраиваю к новым хозяевам.Выбрасывать рука не поднимается.Очень хороший рассказ!
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 09:53
Мы тоже так делаем, а еще есть люди, которые принимают книги популярных жанров за небольшую плату и потом обменивают с доплатой - вроде клуа чтецов получается.
Елена Соколова #    26 февраля 2015 в 16:47
Хороший,актуальный рассказ!Может.кто-то задумается...Тоже не поднимается рука выбросить книгу,но в бмблиотеку иногда отношу.Там есть такая полка"Отдам в дар"
Оксана Алмазова #    26 февраля 2015 в 18:06
Спасибо за отзыв, Елена! Я не уверена, что в наших библиотеках есть такое
Игорь Астархов #    2 января 2015 в 15:11
Ваш рассказ вполне мог бы стать статьей для культурного издания - очень качественный уровень изложения.
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 16:07
Я думаю, хорошо можно написать на любую тему - даже про мусорку; особенно - если есть, о чем сказать. Спасибо!
Елена Пойманова #    2 января 2015 в 16:27
Про Стругацких то же самое могу сказать) Да и про все остальное)
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 16:35
Приятно видеть единомышенника на странице моего произведения joke
Валерий Крылов #    2 января 2015 в 16:56
Очень здорово! Очень актуально! Успеха в конкурсе!
Оксана Алмазова #    2 января 2015 в 16:58
Безобразие всегда актуально) Спасибо за добрые пожелания!
Майя Симонова #    2 января 2015 в 23:18
v
Оксана Алмазова #    3 января 2015 в 15:18
Спасибо за зачОт!
Владимир Поваров #    3 января 2015 в 11:07
Очень грустно
Оксана Алмазова #    3 января 2015 в 15:18
А я веселить не пыталась) С Новым годом!
Злата Сереброва #    3 января 2015 в 12:23
Оксана, как всегда, молодец и остротемна. Всегда удивляюсь выброшенным книгам , а ещё более книгам на растопку. .
Как то поехали мы на пикник, смотрю рядом с нами тоже мангал ставят и достают книгу на растопку, подхожу из любопытства , а это , глазам не поверила, я искала эту книгу давно - "По ту сторону добра и зла" (1886) Фридриха Ницше.Выпросила , отдали за газеты и бутылку вина.
Оксана Алмазова #    3 января 2015 в 15:16
Повезло, Злата, что поменяли. А нам от родственницы перешла книга: гражданский кодекс СССР 42го года. Пришла в гости подруга с сестрой, сестра - юрист. Так она с такого подарка танцевала. Такое бывает - в общем на книгу нет спроса, а ценитель найдется.
Алексей Жарёнов #    3 января 2015 в 12:39
Да, проблема есть! Нужно признать! Конечно, обидно за книги. У меня вот соседка всю жизнь собирала библиотеку, была председателем общества книголюбов, а умерла и её книги я увидел у контейнера! Часть книг (самых лучших) родственники раздавали соседям, часть в библиотеку. Но уже и в библиотеку не берут. Жалко книги и хозяйку.
Но нужно признать, что и время сменилось. Вот всё литературоведение с марксист ко-ленинским объяснением устарело! Горы литературы, на которую нет сейчас спроса!
Я считаю, что этот вопрос нужно серьёзно продумывать властям самого разного уровня. Может, какие-то эффективные меры по сохранению старых книг кто-то и предложит!
А так вам за серьёзность проблемы, конечно, плюс!
Оксана Алмазова #    3 января 2015 в 15:17
Власти за людей сделать мало что могут, надо признать. Если за выброшенных котят штрафовать, как на Западе, власти съедят; а за книги тем более. Эффективные меры в этом вопросе - прерогатива общественников, ничего другого не вижу.
Елена Каткова #    3 января 2015 в 16:50
Хорошо,Оксана вы написали,подняли очень важную проблему. Действительно сколько выбрасывается хороших книг. У меня рука не поднимается,это как часть жизни,как её можно выкинуть? Когда бываю в гостях,часто обращаю внимание, что стоит на полках у хозяев, какие книги.
Оксана Алмазова #    3 января 2015 в 17:55
Хорошие книги, как хорошие люди - не все их ценят, и не все находят для них место в своей жизни. Вы правы, Лена, в том, что библиотека многое может рассказать о хозяине. Да, а учитывая, что мы обычно ходим в гости не к кому попало, а к друзьям и хорошим знакомым, можно и попросить книгу дать почитать))
Надежда Лукашевич #    3 января 2015 в 23:04
Один мой знакомый тоже переживает. что с уходом из этого мира пропадет его прекрасная библиотека. Дети живут далеко, и в контейнере книги не переправят, да и не куда, жилплощадь не позволит. И это проблема встанет у многих людей старшего поколения.
Оксана Алмазова #    4 января 2015 в 07:29
Вашему знакомому, который при жизни об этом задумывается, можно посочувствовать. Люди старшего поколения, впрочем, разные - кому-то и мебель свою жалко. Проблема сохранения стояла всегда, и на каком-то этапе старье становится раритетом (если доживет до этого времени).
Марат Валеев #    4 января 2015 в 02:18
Прямо душа заболела после вашего эссе, Оксана... cry
Оксана Алмазова #    4 января 2015 в 07:26
Что-то мне подсказывает, Марат, что душа Ваша и так переживает. Но на любимых писателей мне не разорваться, а эту тему можно упихать в 3500. Вот
Тарасова Надежда Михайловна #    4 января 2015 в 10:05
С болью прочитала Ваш рассказ. Как это печально, ведь нынешние дети не умеют даже элементарные фразы. Тихий ужас! Спасибо, что подняли, осветили проблемы нынешнего поколения. Я в свои года имела трепетное отношение к книгам.
++++++++
Оксана Алмазова #    4 января 2015 в 10:12
Нынешние дети вообще беречь не приучены, Надежда. И не сказала бы, что это только их вина - заботливые взрослые постарались. Однако грустно все это, конечно.
Николай Борский #    4 января 2015 в 17:07
Да, уважаемая Оксана, и у Вас не мажорно. Но ведь истина, с такой болью изложенная! Я тоже, где успеваю, спасаю выброшенные книги, пресекаю, как могу, кощунство и святотатство, в том числе и пером. И, если не побрезгуете (и если тут это уместно), примите в знак благодарности на память небольшое стихотворение:

Со стопой кем-то брошенных книг -
Наша классика, век позапрошлый -
Сквозь базар прохожу напрямик
Под холодной осенней порошей.

Божий гнев и бесовский искус -
Растерявшейся родины выбор...
Прегрешений бесчисленных груз,
Предвкушение призрачных выгод.

Маргинальный галдёж в Лужниках,
И толпа, как прилив, прибывает.
И у Фета с Толстым в должниках
Вороватый режим пребывает.
Оксана Алмазова #    4 января 2015 в 17:13
Если в качестве отзыва стихи, да еще такие серьезные, глубокие - это мне несомненный плюс. Спасибо, Николай!
Наталья Скрипова #    6 января 2015 в 01:44
Тема верная! Тема нужная!
Оксана Алмазова #    6 января 2015 в 08:23
Думаю, да look
Людмила Алмазова #    7 января 2015 в 05:54
Оксана, ты затронула про книги больную тему. Я восхищаюсь изложением данной проблемы.
Оксана Алмазова #    7 января 2015 в 08:25
Большое спасибо!
Яна Солякова #    7 января 2015 в 12:15
Замечательное эссе! Очень понравилось сравнение про котят... Нет, выбрасывать книги просто невозможно!.. Сейчас у меня электронная книжка - это отдельная карманная библиотека... Можно найти то, что годами разыскивала по магазинам (того же Левитанского, попробуй купи! (хотя именно стихи люблю на бумаге, потому что там можно листать в разные стороны, открывать не по порядку) Или у Робин Хобб вот именно первую книгу из трилогии, когда остальные две уже куплены и стоят давным-давно на полке...)
Но я помню, как эту самую Хобб всю кучу книг я прятала в шкаф перед приходом гостей, чтобы не попросили почитать, потому что на тот момент просто физически не могла с ними, с этими книгами, расстаться. И вообще даже не стыдно.))) А некоторые просто начинаешь людям в руки тыкать: почитай!!!!! Это же так классно!))))
О, книги!!!!!!
Оксана Алмазова #    7 января 2015 в 13:55
Да, есть удобство в планшете - и книги, и музыка, и кино, и печатная машинка, и связь всякая в одном флаконе. А листать книгу все же здорово! Спасибо, Яна, за рекомендацию - Робин Хобб не читала)
Лариса Тихонова #    7 января 2015 в 19:25
После ухода мамы, мы с сестрой разделили её библиотеку. Правда, того же Вальтера Скотта совсем не читаю, стоит, но и выкидывать не буду, а уж после меня... а может - книгам повезёт и опять войдут в моду? Оксана, конечно + :)
Оксана Алмазова #    8 января 2015 в 07:09
Может, и повезет!
Владимир Соколов #    8 января 2015 в 04:44
Знакомая картина, Оксана.В нашем подъезде живут очень интеллигентные и заслуженные люди,но многие в преклонном возрасте. Так, с некоторых пор на подоконниках подъезда стали появляться целые стопки книг, которых выбросить на помойку очень жалко.Видно внуки по-помаленьку избавляются. как вы говорите " не выносят пыли" А в былые времена мы собирали макулатуру, чтобы получить заветный талончик на популярной томик. В большой моде тогда был Дрюон. +
Оксана Алмазова #    8 января 2015 в 07:11
Да, у дефицита свои косяки, у изобилия - свои перекосы.
Анна Чернецова #    8 января 2015 в 10:33
Сколько раз переезжала, всегда таскаю свою библиотеку за собой. Уверена, дети мне потом скажут "спасибо". А Вам, Оксана, спасибо за то, что затронули такую актуальную и больную для читающего и НЕ читающего общества тему.
Оксана Алмазова #    8 января 2015 в 11:44
Общество меняется, люди меняются, а ценности нужны всегда
Галина Клименко #    8 января 2015 в 11:59
Раньше ведь покупали не то, что нравится, а то, что смогли достать. Это тоже причина того, что теперь выбрасывают.
Оксана Алмазова #    8 января 2015 в 12:01
Ну, думаю, что смогли достать - дарили. А выбрасывают не те, кто покупал. Спасибо за внимание!
Фирая Серазетдинова #    9 января 2015 в 18:19
Оксана, мне эта проблема до боли знакома. И отношение у меня к ней двоякое. Во-первых она есть. Это надо признать. А то прочитав некоторые комментарии, удивилась детской наивности многих взрослых людей. Поэтому, благодарю Вас, что Вы её здесь на сайте обозначили. К нам в библиотеку приносят книги в огромном количестве. И хоть Алексей Жарёнов говорит, что и в библиотеку уже книги не берут, мы в нашу библиотеку берём! Берём разные: и современные и классику, и в хорошем состоянии, и в плохом, и благодарим! А люди довольные и наивные уходят. И спасибо им, что не выкинули на помойку. Теперь узнаете почему берём. Почему берём? Книги, пользующиеся спросом у читателей оставляем, это может быть и классика, в основном, которую дети проходят в школе, и другая. Остальную, которую не читают, сдаём в макулатуру. На вырученные деньги покупаем ту, которую читают: детективы современных и популярных авторов и женские романы, да, те самые - о любви, о ней родимой, это те книги, которые сегодня читают взахлёб. Ещё покупаем канцелярские мелочи: ручки, файлы, штрихи, степлеры, призы для участников конкурсов и мероприятий, которые мы проводим не реже трёх раз в неделю, потому, что сегодня библиотекарь и швец, и жнец, и на дуде игрец. Библиотеки в городе Троицке не финансируют, спасибо нашей администрации. Макулатуру сдаём тайно, а то и эти деньги отберут и обвинят. Почему у меня душа болит, потому, что я человек советской формации. Я против выбрасывания книг. Но полки в библиотеке не резиновые! Списывать не дают. В этом есть проблемы. Всё хранить не можем, да и смысла нет. Поэтому сдавая книги в макулатуру, мы тешим себя тем, что спасаем хотя бы одно дерево. И обеспечиваем себя ручками... Поэтому пусть люди несут книги к нам в библиотеку, чем на мусорку и на растопку! Ещё у меня лично душа болит потому, что человек неся к нам книгу, наивно полагает, что мы, библиотекари, любовно поставим её на полку, а мы её в макулатуру... Вот так, дорогие товарищи, думайте сами, решайте сами...
Оксана Алмазова #    9 января 2015 в 18:30
Что же, Фирая, очень ценный отзыв. В школьной библиотеке при школе, где преподает моя мама, книги частенько списывают, причем новые и глянцевые, бывает (какое-нибудь пособие по госстратегии, устаревшее после того, как объявлена другая стратегия), и классику, а учителя тоже все подбирать не могут.
А выживать надо, притом в реальных условиях, невыдуманных, а не в тех правильных, где все должно быть хорошо и чего, может, никогда не будет. Люди уходят довольные, это не так уж плохо. Не котят же, в самом деле, в макулатуру сдаете - а с ними ситуация еще хуже. Желаю Вам мужества и терпения на своем посту!
Андрей Воробьев #    10 января 2015 в 13:16
Оксана, голосую! Злободневно. Культуры отношения к книге явно сейчас не хватает. Но все же я знаю много людей, которые бережно и трогательно относятся к книгам. Вот и Вы тоже! Страшно то, что сейчас бросают и детей, и стариков...( я уже не говорю о котятах, а это тоже страшно) Мне иногда кажется, что все как раз и начинается с выброшенной книги...."Для многих выброшенная книга - преступление" Пока рядом будут люди, которые так думают, надежда на просветление останется...
Оксана Алмазова #    10 января 2015 в 13:39
Бросили - нужно подниматься! Или поднимать) Я так думаю, обязательство - сохранять, поддерживать, передавать и любить - это сила. А дохляки (духом слабые) не могут выдержать обязательств и даже не перекладывают их на других, а сбегают. Вот, к примеру, вышеподписавшаяся Фирая - человек сильный духом и обязательный, делает, что может. Трогательное отношение к книгам - это душевная роскошь. Я бы, Андрей, не делала упор на слове "сейчас", такое было во все времена. Жизнь проверяет на прочность любые ценности, и людей, и книги. А уж культуру - да, это Вам не базис, ее утратить легко. И все равно хороших людей много! Спасибо за Ваш голос.
Андрей Воробьев #    10 января 2015 в 22:16
В контексте времени - да, это было всегда. Слабые и сильные, добрые и злые... "Сейчас", потому что с появлением гаджетов отношение к традиционной книге все же у молодежи, к примеру, изменилось - по крайней мере по моим наблюдениям...Поэтому ваша работа, Оксана, и кажется столь злободневной. "Культурологический" вандализм, к сожалению, сегодня принял более уродливые формы, чем раньше... Но это, конечно же, мое мнение. Я продолжаю пропагандировать использование обычной, а не электронной книги ( некоторым это кажется старомодным)... И считаю, что дети должны общаться с живыми котятами, а не их электронными копиями... И дружить вживую, а не в соцсетях. Страшный мир без книг "нарисован" у Р. Бредбери....Впрочем, моя позиция - в моем рассказе. Ведь, кроме художественного вымысла, там и много правды - МОЕЙ правды) А то, что так "оживилось" обсуждение, доказывает актуальность поднятой темы... Трогательное отношение к книге... Полагаю, что в этом мы с вами единомышленники. Спасибо!
Оксана Алмазова #    11 января 2015 в 07:17
Перед Новым годом я протерла от пыли множество "живых" книг на полках. Забочусь о домашнем живом коте и кормлю живых бездомных кошечек во дворе. Очень похоже на Ваш рассказ о бабушке, которая спасала самое ценное: книги и друга. 451 по Фаренгейту - удивительно живая вещь. И очень хорошо, что есть с кем все это обсудить - пусть даже с совсем незнакомыми людьми.
Это оптимизм вселяет! Когда я в школе училась, наше поколение считали совсем пропащим и утратившим ценности. Сейчас очень отрадно видеть, что мрачные прогнозы - неправда, есть в нашей жизни много хорошего. Спасибо, что откликнулись, Андрей
Андрей Воробьев #    11 января 2015 в 09:24
Действительно, единомышленники... Уже кажется, что мы знакомы! Спасибо и вам , Оксана!
Виктор Давыдов #    10 января 2015 в 19:24
Оксана, точно также и я рассуждаю, когда вижу очередную стопку книг возле мусорного бака, жалею их, что-то выбираю для себя... Вы интересно и с болью рассказали об отношении к книге в текущий момент. Удачи в конкурсе!
Оксана Алмазова #    11 января 2015 в 07:19
Да, и столько всего хочется забрать, а собрание сочинений, допустим, не возьмешь, если есть уже. Честно говоря, выкладывая работу, опасалась: я живу в Казахстане и описывала наши реалии, не знала, может, в России и других странах по-другому. Оказалось, везде люди одинаковые
Елена Туктарова #    10 января 2015 в 20:33
Оксана, замечательно написали! Книги - "это свято", разделяю все Ваши вернейшие рассуждения.
Оксана Алмазова #    11 января 2015 в 07:13
Спасибо за голос, Елена. Теперь Вашу работу жду!
Татьяна Шохова #    12 января 2015 в 07:42
О, Оксана, у нас с Вами синхрон в некоторых деталях) Спасибо, за хорошо развернутую тему!
Оксана Алмазова #    12 января 2015 в 07:43
Да, я то же заметила - со второй Вашей подглавой. Спасибо Вам!
Ольга Быстрицкая #    12 января 2015 в 21:18
Оксана, да, действительно, тема вашего эссе и моего стихотворения перекликаются. Но мне повезло: внучка заявила, что унаследует всю мою библиотеку, так что за судьбу своих любимых авторов я спокойна. В моём стихотворении только боль, а вы пытаетесь проанализировать ситуацию. Спасибо вам. Написано хорошим литературным языком и достаточно хорошо освещена вся проблема. В коротком стихотворении всего не скажешь. Отдаю свой голос!
Оксана Алмазова #    13 января 2015 в 07:04
Ольга, у нас будет целый полк антивыбрасывателей!
Надежда Ситникова #    13 января 2015 в 23:05
Актуальная тема поднята, спасибо! Я задумалась над тем, что моя семья выкидывала после очередной генуборки. Мой дедушка был военный и историю он любил, поэтому у нас были горы книг про собрания ЦК КПСС и т.п. Я вместе с мамой с радостью выбросила штук 30 книг из этой области после смерти дедушки. И ни чуть не жалею. Но плохо представляю людей, которые классику выбрасывают. Я видела много раз, что люди приносят в библиотек прочитанные детективы и любовные романы. Или на помойку несут. Возможно, по ошибки с ними попадаются стоящие книги.
Оксана Алмазова #    14 января 2015 в 06:50
Надежда, часто избавляются от книг, которые получены по наследству
Надежда Ситникова #    18 января 2015 в 19:04
Жалко, когда так происходит(
Татьяна Фокина #    14 января 2015 в 02:15
Оксана, удивили и порадовали одновременно. Тема «Книги и помойка»? Не думала, что кто-то возьмется за такое освещение конкурсного задания. Вы верно заметили, что меняются времена – меняются нравы, меняются «книжные ценности». Рука не поднимается выносить к мусорным бакам все то, что потеряло актуальность. В некоторых библиотеках города есть, так называемые, народные полки: все, что не нужно тебе, несешь и ставишь на полку, и можешь взять без возврата то, что тебе нужно. Тема Вашей конкурсной работы актуальна и, наверное, долго еще будет звучать на страницах различных СМИ. Электронная книга вытесняет, и многие безжалостно, беспощадно расправляются с представителями ушедшего века.
Оксана, если важно, обратите внимание на следующее: 1. проректорЫ, 2. «такую возможность давно смекнули …» (смекнули о такой возможности…)
Очень понравился глагол «мутирует» в предложении «Сменяется эпоха, отношение к чтению и книге мутирует». Ярко, сочно! Улыбнулась сочетанию «благодаря преступлению»…Объясняя задание седьмое (ЕГЭ), говорю своим ученикам: «Нельзя употреблять производный предлог «благодаря» со словом, имеющим отрицательный смысл. Например: благодаря пожару…» А читая Вашу конкурсную работу, улыбаюсь: «Можно! Все зависит от контекста и от отношения говорящего к происходящему!» Но ученикам буду говорить по-прежнему, чтобы не затуманивать их головы. Стиль Вашей работы публицистический, некоторые элементы просторечной лексики совсем ее не портят: «позарились», «смекнули», «перелопатили» «заморачиваться» - а наоборот, придают живость и делают эмоциональный фон ярче. Тема «Выброшенная книга» у Вас переходит в другие темы: бумажная книга и электронная, новые жанры, - но финальные строки подводят итог основной идее работы. Композиция текста Вами составлена умело, со знанием «дела»! Успехов, Оксана! +
Оксана Алмазова #    14 января 2015 в 07:06
Спасибо большое за обстоятельный, как всегда, отзыв. А разве множественное число слова "ректор" не того же порядка, что "доктора, профессора"? Скомпозировать старалась, но хотелось сказать больше, конечно
Татьяна Фокина #    14 января 2015 в 13:32
В слове "ректоры" и во всех его словоформах сохраняется ударение на букве "Е", на конце во множественном числе "Ы". Наш помощник - Интернет! : )
Ирина Трочина #    14 января 2015 в 13:01
Оксана, потрясающе! То, о чем я уже давно думаю, словно Вы взяли мои мысли и разложили все по полочкам! Невероятно приятно читать, хоть тема и не радужная. Спасибо Вам!
Оксана Алмазова #    14 января 2015 в 13:29
Я тоже давно думала и считала, что неудобно как-то. Спасибо, Ирина, что поддержали!
Вениамин Побежимов #    14 января 2015 в 14:03
Оксана, хорошо написали! Удачи!+
Оксана Алмазова #    14 января 2015 в 14:07
Спасибо за добрые пожелания!
Ирина Буланова #    14 января 2015 в 15:06
Нельзя ТАК с книгами!!! НЕЛЬЗЯ!!!!!
Это... как выкинуть чью-то жизнь на помойку, на мусор!..
Книги молчат... а люди... молча их выбрасывают...
Не знаю, есть ли решение у этой проблемы, но знаю одно:
ТАК - НЕЛЬЗЯ!!!!!!! +
Всего доброго и удачи, Оксана!!!
Оксана Алмазова #    14 января 2015 в 15:24
У выше подписавшейся О. Быстрицкой стихотворение на эту же тему. Люди много чего выбрасывают, в том числе и людей - каждый делает выор и принимает последствия, даже если их не хочет. Спасибо за удачу, Ирина.
Светлана Дарахвелидзе-Ширяева #    16 января 2015 в 18:08
Хорошо!
Оксана Алмазова #    16 января 2015 в 18:14
Ну, не так что совсем и всем хорошо) Но спасибо за отзыв!
Вера Волкова #    17 января 2015 в 12:56
Здравствуйте, Оксана!
Сама видела книги рядом с мусорным баком "А вдруг кому-нибудь пригодятся" как Вы сказали.
Можно же, если не нужна книга, подарить её библиотеке. Куда катится мир?
"Выброшенная книга — преступление" - согласна с Вами. За рассказ+
Оксана Алмазова #    17 января 2015 в 13:01
Спасибо, Вера, за отзыв. Часто людям лень выяснить, нужны ли кому-то их вещи, не только книги. Выбрасывают и хорошие; мы, например, что нам не нужно и хорошего качества, обычно в церковь отдаем, а один раз приезжали из детского дома. Мир катится к лени (равнодушию), но поскольку он давно туда катится и так и не скатился, будем надеяться на лучшее и на себя!
Валерий Гринцов #    17 января 2015 в 16:38
Горькая правда, но нужная!
Удачи, Оксана!
Оксана Алмазова #    17 января 2015 в 16:46
Вы, как всегда, с цветочком! Спасибо zst
Владимир Маталасов #    18 января 2015 в 13:12
Это мы сами себе понапридумывали, что являлись самой читающей страной. Да, за книгами выстаивали в очередях, чтобы заполнить ими свои книжные полки, похвастать этим перед знакомыми и тут же забыть о них. Главным было — создать видимость «читающего», а значит и человека «чего-то стоящего», умного, думающего, начитанного. Это было просто модно и престижно. Удачи!
Оксана Алмазова #    18 января 2015 в 14:57
Соображения престижа-выпендрежа всегда имеют место быть: попасть непременно на премьеру, цитировать модного автора. Было и есть такое понятие "начетчик", или "начитчик". В том числе поэтому так и бывает. Спасибо за удачу!
Иван Санин #    19 января 2015 в 08:07
В тексте есть красивые места, которые мне очень понравились. В целом, да, если смену времён называть проблемой, то наши произведения об одной проблеме. Меня, честно говоря, окунает в некоторую грусть и тоску Ваше произведение не потому что кто-то выбрасывает книги. Кто-то ведь и хранит, а кто-то, как Вы, ещё и пополняет полки (а насильно книжным червем не будешь, значит, так любили читать, раз выбросили). Наводят на не самые весёлые воспоминания рассказы о помойках и том, какая разруха, бедность и серость была с пунктами приёма мускулатуры и пр. радостями.
Оксана Алмазова #    19 января 2015 в 08:10
Про пункты приема мускулатуры первый раз слышу - это что за страшное место:) Благодарю за красивые места в тексте, и, конечно, соглашусь, что насильно читать не заставишь, каждый хозяин себе
Иван Санин #    19 января 2015 в 09:30
:) я не претендую на авторство этого термина, оно за swype-клавиатурой моего телефона)
Оксана Алмазова #    19 января 2015 в 09:34
я поняла, что речь идет о макулатуре) swype-клавиатура такое не знает
Евгений Ивненко #    19 января 2015 в 09:32
Оксана, очень своевременный и нужный рассказ, хорошо написанный. То же самое происходит и у нас. Я тоже принёс несколько книжек, даже Есенина, хотя и свои уже некуда ставить: спальня моя не резиновая. Спасибо.
Оксана Алмазова #    19 января 2015 в 09:36
Не резиновая. В том-то и дело, Евгений, что при ограниченных ресурсах (пространстве, времени и материальных ценностях) каждый выбирает по себе. И наплняет свою жизнь тем, что считает ценным, ну, или чем умеет. Благодарю за Ваше неравнодушие
Ольга Левина #    20 января 2015 в 19:38
Оксана, как жаль, что вашу статью не прочитают те, кто выбрасывают книги. Плюсик Вам.
Оксана Алмазова #    21 января 2015 в 08:03
Отчего ж, Ольга, некоторые читают. Каждый для себя решает, что для него ценно, что нет; другое дело, что к последствиям своего выбора люди не всегда готовы, и вот тут начинаются жалобы и недовольство на бескультурье и на кого угодно - только не на себя
Алевтина Котова #    21 января 2015 в 00:45
Да, Оксана. во всём согласна с Вами. Сама подбираю книги. Все тома Советской энциклопедии принесла с помойки. И в подъезде на столе лежат книги. Всех книг конечно не перечитаешь, но иногда из выброшенных книг происходят открытия. например я открыла для себя Давида Кугультинова и его "Бунт разума" рыдала даже. Для меня например читать бумажные издания легче, чем с экрана, глаза не так устают. Мне кажется, что когда-нибудь общество пожалеет эти утраты, но уже вернуть не сумеет. И раньше были утраченные раритеты и жалели, но видать этот опыт никого не убедил. Всё ломаем до основания, а потом строим заново...
А за данную публицистику +
Оксана Алмазова #    21 января 2015 в 08:06
Открытие - всегда праздник для души, Алевтина. Подумаешь, кто-то выбросил; я так котика подобрала. Ломать - не строить, Вы правы.
Валерий Краснов #    22 января 2015 в 15:13
Славный реквием по книжкам, а ещё, пожалуй, по тем, у кого рука поднимается их выбрасывать. Я в подобных случаях вспоминаю свою мать, которая перенесла голод и ни за что не давала выбросить корку хлеба. Это что-то близкое.
Удачи Вам, Майя!+
Оксана Алмазова #    23 января 2015 в 10:09
Да, пожалуй, близкое)
Галина Булатова #    23 января 2015 в 15:05
Однажды самым чудесным образом я стала обладательницей книги Эмори "Кот на Рождество", которую и ещё много других кто-то оставил в мешке, как ненужные. Это был замечательный рождественский подарок!
Оксана Алмазова #    23 января 2015 в 16:01
Спасибо за подсказку, почитаю)
Татьяна Мажорина #    24 января 2015 в 18:18
Очень актуально. Знакомое чувство сострадания возникает при виде такой картины. Написано ёмко, содержательно, с душой. Спасибо!
Оксана Алмазова #    24 января 2015 в 18:21
Я лично предпочитаю писать художественную прозу, Татьяна. А очерки из реальной жизни - не очень. Но иногда по-другому не получается, кроме как выдать зарисовку с натуры.
Никита Брагин #    26 января 2015 в 19:41
Хорошо, что вы видите проблему и пишете о ней. Ничего, чтение вернется к нам, и книги мы еще будем любить и беречь.
Оксана Алмазова #    27 января 2015 в 12:25
и сейчас читаем. время меняется, читаем другое.
Наталья Сосенкова #    27 января 2015 в 11:26
Не все так плохо. Когда мне пришлось списывать книги из школьной библиотеки, появились выпускники с чемоданами и увезли Толстого, Чехова, Бондарева, Короленко в Германию и Францию, где скучающие без русской книги русские люди с удовольствием в который раз прочтут старую потрепанную с нецветными иллюстрациями книгу их детства, их души.
Оксана Алмазова #    27 января 2015 в 12:25
вот и хорошо!
Арина Муржак #    28 января 2015 в 16:07
Очень актуальная и, к сожалению, печальная картина. Современная молодежь не понимает ценность простых бумажных книг ,их, по большому счету, кроме компьютерных игр , мало что интересует. Но, пока есть люди, которые умеют ценить обычные печатные книги, культура будет жить. Удачи!)
Оксана Алмазова #    29 января 2015 в 08:54
спасибо! и будем верить в лучшее!
Валентина Рыжова #    29 января 2015 в 12:53
Удачи!!! joke
Оксана Алмазова #    29 января 2015 в 12:54
Удача всем нужна! Отличное пожелание!
Оваско Андрей #    29 января 2015 в 23:20
Хороший рассказ, Оксана. Заслуживает того внимания, что вы предлагаете читателю, ставя свою работу к обозрению.

В памяти от вашего рассказа высветилось несколько эпизодов, нелепых, забавных и чуть печальных, связанных с книгами раритетной классификации. Один случай уже нашел отражение в коротком рассказе Ленин и таможенник
Удачи в творчестве!
Оксана Алмазова #    30 января 2015 в 06:54
Эпизодов, конечно, больше, я их постаралась обобщить, Андрей. Благодарю, что сочли мою работу стоящей внимания!
Андрей Анисов #    30 января 2015 в 19:12
Выбрасывать или нет - это, конечно, нравственный выбор каждого "читателя". Но хотя бы поискать того, кому книги могут быть нужны, это можно сделать. Благо, интернет и разные сообщества под рукой. Проблема есть, и хорошо, что кто-то ее затрагивает, плюсую)
Оксана Алмазова #    30 января 2015 в 19:18
Андрей, ленивые и равнодушные люди ничего искать не хотят - тем более, не для себя, а для кого-то! Вообще запредельная благотворительность)
Спасибо за понимание
Юлия Воронцова #    2 февраля 2015 в 00:19
Актуально,Оксана!У нас и на помойках уже мини-библиотеки,и в подъездах,и на работе...Надо открывать букинистические отделы,а кому это надо? scratch
Оксана Алмазова #    2 февраля 2015 в 06:00
Соглашусь, Юлия, говорить всегда проще, чем возиться. Вроде и надо, а кому надо? И, на самом деле, каждый должен правильно понимать свои пределы и ограничесния, нельзя на себя все взвалить. Что-то забираем, что-то нет. Так вот
Юлия Цыбульская #    2 февраля 2015 в 08:10
Здравствуйте, Оксана. Очень вдумчивое и наболевшее эссе. Для меня книги как дети, я никогда не смогу выкинуть даже самый завалящий томик. Но люди разные. Некоторые и детей на помойку выкидывают. Нам их не понять. Пора уже открывать приют для бездомных книг.
И объявление по телевизору: "Не бросайте книгу, привезите к нам. Позаботимся. Тел.22333322..."
Оксана Алмазова #    2 февраля 2015 в 09:01
Телефон, я так понимаю, произвольный) У каждой книги, как у человека, своя история жизни. Я тут подумала, интересно ыло бы написать работу о судьбе разных книг из одного тиража.
Юлия Цыбульская #    2 февраля 2015 в 20:00
Вот идея какая родилась!!! А телефон, помните Карлсона и Домомучительницу?
Оксана Алмазова #    3 февраля 2015 в 06:56
Не вспомнила))) Я его сначала на полном серьезе выписать собиралась и звонить в случае чего. Потом задумалась, какой это город look
Людмила Алексеева #    3 февраля 2015 в 10:16
Очень понравилось!!!
Оксана Алмазова #    3 февраля 2015 в 11:03
Спасибо, Людмила, старалась!
Олеся Белозерцева #    3 февраля 2015 в 15:27
Актуальное, от души написанное эссе! мой плюс Вам!
Оксана Алмазова #    3 февраля 2015 в 15:41
Проблема сохранения и изменения - это всегда актуально, и в теме книг тоже. Спасибо, Олеся!
Исраил Кулиев #    6 февраля 2015 в 09:16
Много написано, умно, сначла вроде нормально, а в конце мораль! И че теперь, ничего не выкидывать? Как те бабки у которых с совка порошок в кладовках лежит. Прям такое прступление
Оксана Алмазова #    6 февраля 2015 в 10:29
Спасибо за "умно") Я и пытаюсь рассуждать о том, как быть. Мораль вроде никому не читала. Спасибо за внимание
Галина Червова #    8 февраля 2015 в 10:53
Оксана, замечательный рассказ-статья о том, что меняются времена и нравы! Вы своей болью поделились с нами и авторы такую дискуссию здесь развели, просто душа радуется-сколько еще у нас порядочных людей, значит не всё потеряно!)) Ваш рассказ трогает, переворачивает душу, всё это у людей старшего возраста вызывает сожаление и ностальгию - как мы действительно добывали книги и гордились ими.Мы - были читающая страна в Мире! А сейчас мы все в компьютерах портим глаза, тогда как книжные строчки нежили наш взор... Спасибо за рассказ! Вам +!
Оксана Алмазова #    8 февраля 2015 в 17:05
Добывали и гордились - это правда. В одной хорошей книжке (С.Голицын, "Сорок изыскателей") я прочитала, что люди делятся на изыскателей и тюфяков. Видимо, повышение комфортности жизни провоцирует тюфячность) Спасибо, Галина, рада Вашему вниманию
Зоя Бессарабова #    8 февраля 2015 в 12:25
Зачем выбрасывать в мусорный бак. Надо относить в любую школу на макулатуру, они её относят на заводы. Дети ведь постоянно ходят по квартирам и просят ненужные книги.
Тема затронута хорошая +
Оксана Алмазова #    8 февраля 2015 в 16:58
Тема не особенно хорошая, но актуальная. Зоя, я живу в Казахстане и никогда не сталкивалась с тем, чтоб кто-то, а тем более школьники, собирал макулатуру; не уверена, что у нас функционируют предприятия по переработке. А вот подбирают книги многие. Спасибо, что прочитали
Наталья Сотова #    10 февраля 2015 в 19:20
Очень интересно и актуально. Спасибо Вам!
Оксана Алмазова #    11 февраля 2015 в 08:16
Актуально - да, так и есть. В этом плюс публицистики
Надежда Алексеева #    11 февраля 2015 в 15:36
Старые хозяева нашего дома оставили нам в наследство библиотеку. Господи, как же я была счастлива! У меня своих книг достаточно, а тут ещё такой клад! Комнату, где у них кладовая была, отписали книгам. Теперь у меня настоящая большая библиотека! Я точно знаю, что какие бы технологии на дворе ни стояли, ни одно устройство никогда не заменит "живую" книгу!

Спасибо, Оксана!
Оксана Алмазова #    12 февраля 2015 в 13:25
Большая библиотека - целое богатство!
Енлик Амангельдыкызы #    16 февраля 2015 в 09:14
Мне очень понравилось,действительно книги-это целое богатство.
Оксана Алмазова #    16 февраля 2015 в 09:15
Притом богатство разноплановое: кому - память, кому - любовь наставник, кому - читсо материальная выгода. Спасибо, Енлик!
Татьяна Малкова #    17 февраля 2015 в 14:02
Замечательный рассказ, Оксана! Удачи Вам! +
Оксана Алмазова #    17 февраля 2015 в 14:10
Спасибо!
Татьяна Тыртышная #    19 февраля 2015 в 17:43
Давно прочитала Ваш рассказ, и к сожалению у нас это тоже актуальная проблема. Сейчас правда реже вижу книги в мусорном баке. Выстраивают горки возле. Иногда эти книги забирают те, кто продают старые книги на улице... А иногда нет:[. Одно время мы все несли в дом. Все шкафы в книгах.
И лично для меня настоящая книга это бумажная, с запахом, шершавыми страницами...
Оксана Алмазова #    19 февраля 2015 в 18:02
Продавать старые книги на улице становится, вероятно, все сложнее. Особенно в плохую погоду. Однако находятся желающие купить, сама видела. Спасибо за отзыв.
Светлана Лосева #    19 февраля 2015 в 18:07
От сердца, видно, идут строки. Спасибо за рассказ и ваше отношение к книге! С добром
Оксана Алмазова #    19 февраля 2015 в 18:09
Старалась не врать - не злоупотреблять ни розовой, ни черной краской. Спасибо, что оценили
Ракия Валеева #    21 февраля 2015 в 08:32
Похвала, наверно, излишняя. Но , всё-таки, хочется сказать, что рассказ написан по всем законам литературы. Начало удачное, завершение отличное. Рассказ такой, что каждому прочитавшему захочется поделиться своими мыслями, рассказывать и рассказывать бесконечно.
Оксана Алмазова #    21 февраля 2015 в 08:33
Спасибо, Ракия. Действительно, есть у меня много таких комментариев, где люди сами рассказывают о том, как подбирали и спасали книги.
Людмила Косарева #    21 февраля 2015 в 13:57
Ваши вещи читаю всегда на одном дыхании. Профессионально, злободневно... Желаю от души победы, Оксана!
Оксана Алмазова #    21 февраля 2015 в 14:03
Лучше писать добродневно) хотя злободневное популярнее! Спасибо за хорошие слова
Лариса Подистова #    28 февраля 2015 в 11:44
Мне кажется, книги имеет смысл хранить, только если ты к ним возвращаешься, перечитываешь. А иначе это просто мёртвый груз. Что толку, если у нас на полках стоят собрания сочинений классиков? Как часто мы к ним обращаемся - вот положа руку на сердце?
Оксана Алмазова #    28 февраля 2015 в 13:42
Пылесборники накапливать ни к чему, конечно. Классика с полок, возможно, требуется детям для обучения. Встречаются и дома, где вообще не держат домашний библиотеки, как, например, не всем нужны домашние животные, и даже дети. Тем более понятно, что полученная по наследству библиотека не имеет ценности для нового владельца. Все это понятно
Галина Васильева #    8 марта 2015 в 19:04
Оксана, смотрите как много людей откликнулись на Ваш рассказ, а это значит в их сердце ВЫ задели за живое..... Наверно, духовные ценности ,люди и сегодня ценят глубже, чем порой кажется ,когда так много цинизма. Вот только не обустроено в обществе положение об утилизации ветхого фонда,чтобы оно не травмировало сознание людей.
Порой закрыли помещение библиотеки и повесили замок, а фонд книг ( дар читателей) оставили в сыром помещении, это ведь тоже за гранью понимания....
Оксана Алмазова #    9 марта 2015 в 09:26
Спасибо, Галина, за отзыв, кода я уже ничего не ждала на эту статью. Думаю, ценности имеют свойство прятаться под цинизмом, чтоб их никто не мог ранить - так многим проще жить. Момент "не травмировать" тоже важен, правда, по ходу жизни совсем без этого не получится. Книги в сыром помещении... Я была в ужасе, услышав, что живых дельфинов в дельфинарии закрыли и "забыли", вот что за гранью понимания. И - Гитлер ведь вывез Дрезденскую библиотеку как попало, пока ее нашли, отсырела вся; советские реставраторы немало с нею повозились
Дэн Шорин #    3 апреля 2015 в 23:30
С лонгом!
Оксана Алмазова #    4 апреля 2015 в 06:38
спасибо, аналогично!
Дэн Шорин #    17 апреля 2015 в 07:56
А теперь и с шортом!
Оксана Алмазова #    17 апреля 2015 в 07:59
взаимно! да пребудет с нами удача!
Дэн Шорин #    3 мая 2015 в 13:05
С дипломом!
Оксана Алмазова #    3 мая 2015 в 18:09
Вот спасибо! v