Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

"Чапаев"

18 июля 2016
Просмотров: 1132
Рейтинг: +28
Голосов: 28

Поделиться:
18 июля 2016
Рейтинг: +28
Голосов: 28

Просмотров: 1132
Поделиться:

— Ты сколько раз смотрел «Чапаева»?

— Двенадцать.

— А я пятнадцать!

Такой разговор был не редкостью у чапаевских мальчишек. В Чапаевске два памятника герою, и мы «законно» считали его своим земляком. Хотя Чапаев в рабочем посёлке Иващенково, который потом стал городом Чапаевском, не бывал. Но рядом проходил. Ещё с царских времён здесь были военные заводы, склады боеприпасов, проводились пробные стрельбы. Поэтому город был, можно сказать, «военным».

Борис Бабочкин в фильме режиссёров Васильевых сыграл Чапаева гениально, и образ полководца-самородка из народа был нами горячо любим. Его можно сравнить с Георгием Жуковым. Чапаев был старше Жукова и раньше него попал на первую мировую. За три года войны его наградили четырьмя Георгиевскими крестами и медалью, из рядового солдата он стал фельдфебелем! А Жуков уже за первый год на войне, почти мальчишкой, получил два Георгиевских креста. Это говорит о незаурядном военном таланте обоих героев. Чапаев во время гражданской войны, командуя 25-й дивизией, был, по сути, «генералом», хотя такого звания в РККА в то время не было. А Жуков «раскрылся» в годы второй мировой войны, став Маршалом Победы.

Интересно, что талантливые личности «притягивают» к себе людей, которые впоследствии становятся знаменитыми. Так, бойцом Чапаевской дивизии был Ярослав Гашек, автор «Похождений бравого солдата Швейка», начальником трофейной команды — Сидор Артемьевич Ковпак, «главный партизан», которого как огня боялись фашисты. Стойкость бойцов генерал-майора Панфилова, бывшего командиром взвода у Чапаева, помогла отстоять Москву.

Старший сын Чапаева — Александр Васильевич — пошёл по стопам отца. Великую Отечественную войну 30-летний капитан артиллерии встретил командиром батареи. В 1943 году в звании подполковника участвовал в знаменитом сражении под Прохоровкой. Закончил войну генерал-майором. Служил потом и в Приволжском военном округе…

Летом 1962 года генерал-майор Чапаев приехал инспектировать Тоцкие лагеря в Оренбургской области. Они были ему памятны по первому испытанию атомной бомбы на войсковых учениях в 1954 году, в которых он участвовал под командованием Жукова.

А теперь тут мы, студенты 4-го курса Куйбышевского политехнического института, проходили военную практику. Из нас готовили артиллеристов — командиров батарей.

Напомню эпизод из фильма «Чапаев».

После захвата станицы Сломихинской Чапаев обучает раненого комбрига, своего боевого заместителя, командирскому искусству, используя чугунок варёной картошки: — Вот, к примеру, идёт отряд походным порядком. Где должен быть командир?.. Впереди, на лихом коне!

… После завтрака и утреннего построения мы строем двигаемся по дороге на полигон на занятия. Командир нашего взвода — тоже студент, но постарше нас — до института отслужил в армии. Он идёт позади строя. Через некоторое время нас догоняет «уазик», останавливается. Из машины выходит Чапаев. Наш взводный командует:

— Взвод, стой! Нале — во! Смирно! Равнение на середину! Товарищ генерал, взвод следует на занятия! Командир взвода старший сержант Баранов!

И тут Александр Васильевич, точно так же, как его отец Василий Иванович в фильме «Чапаев», спрашивает:

— А где должен находиться командир во время похода?

Баранов понимает, что оплошал, но сознаваться в этом не хочет.

— Где ему удобнее, товарищ генерал!

— Э-э, нет! — генерал подходит к левому флангу и кладёт руку на моё плечо (я был самым маленьким во взводе) — Вот он, наверное, математику знает лучше меня.

— Так точно, товарищ генерал! — немедленно реагирую я.

— А вот военное дело лучше знаю я. В походе командир должен находиться впереди отряда, а не гнать его перед собой, как пастух стадо баранов. Вот так-то, старший сержант Баранов!

— Есть находиться впереди, товарищ генерал!

— А теперь с песней, вперёд!

— Взвод, напра — во! С песней, вперёд, шагом марш!

И мы, не сговариваясь, громко запеваем: «Гулял по Уралу Чапаев-герой...» Я оглядываюсь. Чапаев, улыбаясь, смотрит нам вслед.

А я до сих пор иногда гляжу на своё левое плечо и вспоминаю, как его касалась рука Чапаева. Пусть и Александра, но всё-таки Васильевича!

Комментарии (53)
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 08:05
Эпизод из кинофильма "Чапаев"
Марат Валеев #    18 июля 2016 в 08:26
Чудная история, Геннадий. Вот ведь как свезло тебе - увидеть живьем сына легендарного Чапавеа, мало того - ощутить его генеральскую длань на своем плече! И ты очень элегантно обыграл в своем рассказе этот эпизод с растолковыванием Василия Иваныча своему комбригу, где должен находиться командир! +
Наталья Максимова #    18 июля 2016 в 08:32
Спасибо, Геннадий, что вспомнили Чапаева и замечательный фильм о нём. А история о сыне Чапаева просто удивительная! Повезло Вам, память на всю жизнь! С большим интересом прочитала Ваш замечательный рассказ! +++
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 15:26
Памятники В.И.Чапаеву в городе Чапаевске Самарской области
Роза Покутняя #    18 июля 2016 в 08:50
Замечательный рассказ.Успехов в творчестве!+
Оксана Алмазова #    18 июля 2016 в 09:06
Можно сказать, с историей соприкоснулись!
И сегодня мало какой фильм так смотрят, по 12-15 раз. Личность Чапаева - легендарная и анекдотическая, впрочем, известна пока что всем)
Константин Вуколов #    18 июля 2016 в 09:14
Уникальные воспоминания! Отлично, Геннадий!
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 15:43
В.И. Чапаев

Чапаев в атаке. Кадр из кино
Мария Штанова #    18 июля 2016 в 09:52
Вот это магия кино!Живая легенда длиною в жизнь:Чапаев и Жуков, Панфилов и Ковпак, Ярослав Гашек и студенты -артиллеристы...Как символично завершает великую легенду о Василии Ивановиче Чапаеве его сын Александр Васильевич! Просто какое-то волшебство!Здорово сделано!Геннадий,Вам не просто повезло, Вам суждено было этот рассказ нам подарить! Спасибо огромное и удачи в конкурсе и в жизни!!!
P.S. Теперь, проходя мимо памятника Чапаеву в Самаре, я всегда буду вспоминать Ваш рассказ!
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 15:48
Портрет А.В.Чапаева из экспозиции музея Чапаева в Чебоксарах
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 15:53
Студенты-артиллеристы в Тоцких лагерях

Лидия Павлова #    18 июля 2016 в 10:26
Удивительная история о выдающемся фильме и его неожиданном и таком символичном "продолжении" в жизни. Поддерживаю оценку Марии Штановой: ваш рассказ - это замечательный подарок читателю. Спасибо за него, Геннадий! От души желаю вам победы в конкурсе.

И ещё про один эпизод в связи с началом рассказа. В 70-х годах я зашла в один из центральных ростовских магазинов. Покупателей в этот час почти не было, и две молоденькие продавщицы беседовали между собой:
"Я фильм "Есения" смотрела 4 раза!" - гордо сказала одна.
-"А я его смотрела 16 раз" - призналась другая. - Это самый лучший фильм!"
И первая девушка с ней согласилась.
А мне стало так грустно. Самым лучшим эти девушки считали красочный, но совершенно заурядный фильм, незамысловатую душещипательную историю. Ну, понятно, тронула она сердца девушек, но считать этот фильм лучшим?! Смотреть по 16 раз?..
Татьяна Ларченко #    18 июля 2016 в 10:56
Геннадий! Вы тут всех на лопатки положили! Мало того, что так интересно, познавательно все изложено, так еще личная сопричастность! Читая подобное, мы, конечно, начинаем свою память тормошить, вспоминать, к чему или кому известному "прикасались". Мне тут же вспомнилось, как меня и еще пару человек освободили от спаренного урока физики: прошел слух, что к своим родственникам приехал человек, знавший родственника писателя Фурманова. Того дедушку-военного (нашли мы его в пригороде, пропустив из-за долгих поисков еще и математику) застали на чемоданах, с классом встретиться он уже не мог, но много рассказал и о писателе, и о самом Чапаеве. Спасибо за такой интересный, насыщенный рассказ!
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 15:19
Дорогие Татьяна Ларченко, Лидия Павлова, Мария Штанова, Константин Вуколов, Оксана Алмазова, Роза Покутняя, Наталья Максимова, Марат Валеев! Я искренне благодарен вам за внимание к моей работе, положительную, а у некоторых даже восторженную оценку её. Я старался, чтобы она была интересной, нестандартной. Тем более, что в моей жизни оказалось достаточно фактов связи с именем Василия Ивановича Чапаева и его потомков. А просто перечислять персонажей фильма и события, показанные в нём, - мало кому интересно, и всё равно не хватит 3500 знаков. Я хочу дополнить рассказ иллюстрациями, распределив их равномерно по ходу комментариев. По-моему, это усилит впечатление от рассказа-воспоминания. Как высказался Константин Вуколов - "уникальные воспоминания".
Олег Пуляев #    18 июля 2016 в 11:26
Интересный рассказ, как интересно все моменты связанные с замечательными героями, как Гражданской войны, так и Великой Отечественной войны.
Но, с отдельными заключениями автора, мне трудно согласиться: так с рассуждениями "о притягивании" каких-то замечательных в будущем людей в
дивизию Чапаева. Устройство любого воинского формирования (даже такого "дикого", как первые формирования Рабоче-Крестьянской Армии) опиралось
на устройство бывших воинских формирований царской армии, а служба, она и есть служба: это не поступление в труппу театра, или лит. кружок.
Да, это просто дело случая: так совпало, что кто-то станет (через двадцать лет) партизаном, кто-то напишет книжки (Гашек и, конечно, Фурманов, что-то
автор забыл главного писателя), а Памфилов будет командовать легендарной дивизией.
Не совсем мне понятен переход (отступление) про Жукова, которого никак нельзя сравнивать, т.к. он не герой (и не персонаж) фильма "Чапаев",
тем более с выводами (сколько крестов кто получил), а уж как он "раскрылся" и когда, то об этом известно: бывший унтер-офицер Жуков Г.К.
был одним из помощников Тухачевского в подавлении тамбовского восстания под руководством Антонова.
Далее Григорий Константинович участвовал и в боях на Халхин-Голе, так, что он много "раскрывался" ещё до ВОВ.
Ну, а испытание атомной бомбы в 1954 (на учениях) ?.. К чему это?
Вернёмся к фильму. Конечно, он замечательный. И замечательный не только главным героем, но и показом (наверное, впервые), что представляла собой
царская армия (вернее, что от неё осталось) в период гражданской войны, это было смелое решение режиссёра. Капелевцы - настоящие герои Первой мировой,
их выучка, их шаг в шеренге, их стойкость (молча падают, смыкают ряды и продолжают атаку, наверное, так шли герои Первой мировой).
Я смотрел впервые фильм лет в десять (только недавно умер Сталин), на показе картины присутствовала артистка сыгравшая роль Аньки-пулемётчицы, наверное, я
не меньше смотрел на неё, чем на экран. Для меня эта бабулька была настоящим чапаевцем, она долго рассказывала про проказника Петьку, про "щечки"...
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 16:01
Г.К.Жуков (второй справа) и А.В.Чапаев (по правую руку около Жукова) в Тоцких лагерях на войсковых учениях с испытанием атомной бомбы в 1954 году
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 16:16
Олег, благодарю за подробный анализ моей конкурсной работы. Считаю, что талантливые люди вольно или невольно создают вокруг себя такую обстановку, когда и другим хочется проявить свои способности. Наверное, от этого и рождается повышенная "концентрация" настоящих и будущих талантов здесь. "Цепочка" В.И.Чапаев - Г.К.Жуков (в первой мировой) и Г.К.Жуков - А.В.Чапаев (в Тоцких лагерях на испытаниях атомной бомбы) - моё творческое открытие.
Александр Степанов #    18 июля 2016 в 11:31
Геннадий - Вы счастливчик, что так совпало: любите книгу и фильм "Чапаев" по Фурманову, живёте в Чапаевске, да и ещё судьба подарила весёлую встречу с потомком любимого комдива. И не обижайтесь - мне показалось: слегка затянута завязка (прелюдия) рассказа, которая притушивает (смазывает) яркость дальнейших свежих событий. Исторические параллели как бы - нибудь телеграфно изложить, сделав акцент только на эпизод с диалогом о месте командира в бою. Всё-таки здесь важнее совпадения Ваших встреч, чувств и мыслей. А с Чапаевском и Чапаевым у меня тоже связано немало впечатлений Бывал в городке. Несколько друзей и родственников там жили. А в родном послевоенном селе был у нас мальчишка (кстати, приехавший из хулиганистого местечка Запанская Самары и живший у бабушки после смерти родителей) по прозвищу Чапай. См. мой сонет на этом сайте. Плюс, конечно, Вам по залугам.
Геннадий Зенков #    18 июля 2016 в 16:22
Александр, а мне, наоборот, показалось недостаточным ограничиться только описанием совпадения эпизодов по оценке места командира в походе. Хотелось более объёмного впечатления. Спасибо за внимание к Чапаеву, Чапаевску и к моей работе. Ваш Чапай - хорош!
Александр Степанов #    19 июля 2016 в 10:43
Хозяин - барин, Геннадий... Приятно, что Вы по-доброму ответили мне. Так тут не всем удаётся... Я ж трезво понимаю, что высказывя то, что не понравилось (с доказательством, между прочим) могу оценить что-то неправильно. А собеседник будь добр. Или ответь с доказательством своей правоты, и я соглашусь, или не хами уж. И не понимаю, почему надо здесь-то грубить. Ну, проиграю я конкурс - не корову ж со двора сведу, как говорят у нас в Солянке... Дороже всего человеческое общение в родственном по увлечению кругу... Поклон моей милой родине, Геннадий...
Геннадий Зенков #    19 июля 2016 в 10:57
Александр, я иногда бываю теперь на малой Родине - в Чапаевске - но редко. Живу сейчас в Кемерово, это Кузбасс - малая Родина для моих детей и внуков. В Чапаевске с внуком Ваней были в прошлом году...
Владимир Маталасов #    18 июля 2016 в 16:36
А мы пацанами после каждого просмотра этого фильма до потери сознания спорили, утонул Чапай или нет. Наши дворовые верили, что не утонул по той причине, что утонуть такой человек ну просто никак не мог.
Валерий Панфилов #    18 июля 2016 в 16:39
Зенков, Пуляев, Степанов...Вы все молодцы ))) Но Чапаев был, есть и будет, вот какие бы вы факты не раскопали, Чапай уже не изменится, и подвиг его и как кавалера и как революционера вошёл в анналы )))
Светлана Дурягина #    18 июля 2016 в 19:18
Геннадий, Вы - стали для меня легендарным человеком: ведь к Вашему плечу прикоснулся сын ЧАПАЕВА! Вы очень интересно все написали! Мой + Вам! У меня к Вам вопрос - видели ли Вы фильм "Страсти по Чапаю", снятый в 2013 г.? Если видели, как он Вам? Мне очень интересно, поделитесь, пожалуйста, впечатлениями! С уважением С.Дурягина. smile
Яна Солякова #    18 июля 2016 в 20:44
Вот это даааа... Вот это ничего себе! Потрясающе, когда рука истории (можно так сказать?) на плечо ложится!
Наталия Мосина #    18 июля 2016 в 21:45
Интересный рассказ!+!
Татьяна Фокина #    19 июля 2016 в 01:07
У каждого автора свое видение сюжетной линии своего произведения, и, естественно, он волен использовать любой материал для оформления содержания. Геннадий, в целом Ваш рассказ интересен. Но, на мой взгляд, часть о Г.К.Жукове как-то не очень композиционно связана с темой рассказа, который Вы назвали "Чапаев". Все-таки акцент уходит на осмысление темы "Два Чапая" ("Отец и сын"), и в финале Вы это подчеркиваете. Предполагаю, что в развернутом рассказе, где не надо было ужимать объем, вероятно, часть о Жукове была более идейно-композиционно связана.Такое вот у меня родилось впечатление.А фильм "Чапаев", конечно же, смотрелся десятки фраз, эпизоды знались наизусть.
Самая интересная часть рассказа - это случай с Вами. Если бы руку пожал,наверное, перестали бы мыть, чтобы сохранить отпечаток рукопожатия smile Конечно, нельзя с Вами не согласиться: ореол славы отца частично переносился и на сына. Такое событие не забудешь, и Ваши чувства понятны. Хорошо, что поделились с нами, читателями! Удачи в конкурсе! +
Геннадий Зенков #    19 июля 2016 в 05:28
Татьяна, появление Г.К.Жукова в моём рассказе, конечно, выглядит неожиданным. Но я хотел показать, что два великих самородка в военном деле всё-таки "встретились"! Посмотрите, как органично и даже, на мой взгляд, красиво выглядят на фотографии стоящие рядом Г.К.Жуков и А.В.Чапаев. На месте сына вполне мог быть и отец!
Геннадий Зенков #    19 июля 2016 в 05:35
Геннадий Зенков #    19 июля 2016 в 06:58
Здесь наблюдается даже внешнее сходство двух военных людей!
Геннадий Зенков #    19 июля 2016 в 07:04
Генадий Синицын #    19 июля 2016 в 07:43
Интересный рассказ, конечно же, запоминающаяся встреча с сыном В. Чапаева. По себе знаю, какие ощущения испытываешь, близко соприкасаясь с легендарными личностями. Мне посчастливилось сфотографироваться вместе с видным советским военачальником, героем ВОВ Д.Д. Лелюшенко. Пороюсь в своих фотоархивах, если то фото сохранилось, выставлю на обозрение.
+
Геннадий Зенков #    19 июля 2016 в 07:53
Генадий, обязательно поищите фотографии. Это интересно и очень важно, на мой взгляд!
Наталья Колмогорова #    19 июля 2016 в 17:42
Чапаев - один из самых любимых исторических персонажей. Не зря про него столько песен, частушек и анекдотов сложено. Спасибо за рассказ!
Оксана Денисова #    19 июля 2016 в 20:34
Чапаев - один из тех реально живших личностей, ставших легендой, про которого и через 100 лет знает практически каждый человек, даже среди молодёжи , что по нынешним временам является большой редкостью, согласитесь. Спроси кого-нибудь из современных подростков про других героев Первой мировой - думаю, что немногие смогут назвать кого-то ещё. И множество анекдотов про троицу Чапай - Петька - Анка-пулеметчица является прямым доказательством народной любви. Поэтому и фильм "Чапаев" с Борисом Бабочкиным в главной роли мальчишки смотрели по 12-15 раз.
Геннадий, прочитала с большим интересом, особенно про Вашу встречу с сыном легендарного полководца. Да, такие встречи запоминаются на всю жизнь! Спасибо за увлекательный рассказ, мой Вам +!
Александр Сосенский #    20 июля 2016 в 20:34
Геннадий Михайлович, прочел ваш конкурсный рассказ. Мне почему-то кажется, что стихотворение на этот сюжет получилось бы у вас интереснее. Но тогда бы я не решился вам написать.

Учитывая наши с вами не простые отношения, постараюсь с особой бережностью подбирать слова…

По моему мнению, за динамичным началом следует провал в скучные воспоминания. Сайтовцы уже привыкли к вашей манере всюду вставлять: у меня, со мной и так далее. А вот читатели (я имею ввиду широкий круг), боюсь, заскучают. Понятно и притягивание в повествование маршала Жукова, как очередное напоминание о вашей совместной с композитором И.Д. победе в песенном конкурсе. Поверьте, что ваша победа является, в некоторой степени, и победой сайта. Мы все очень за вас рады. Однако постоянное педалирование излишне, во всяком случае, не в этом рассказе. И фотографии тут не помогут. Мало ли кто с кем стоял, с кем в одном море купался…

Интересна сама встреча с сыном Чапая, диалог с отсылкой к кинофильму. Правда здесь смущает фамилия Баранов в соприкосновении со словами о стаде. Не хотел же сын комдива оскорбить вашего командира? Для читателя нет никакой разницы, какова на самом деле фамилия командира, читателя не интересуют излишки правды, ему интересен сюжет.

Если выкинуть всё ненужное: маршала, будущих знаменитостей, служивших в дивизии, испытание атомной бомбы, то возможно, и в вашей манере… рассказать забавную историю о неожиданной встрече с сыном Василия Ивановича.
Не думаю, что вы прислушаетесь и что-либо измените… Впрочем, это всецело ваше право. Я просто высказал свое мнение...

В заключение исторический факт: фильм «Чапаев» был одним из любимых фильмов И.В. Сталина. В записках Б. Шумяцкого есть сведения, что вождь, только в период с 1934 по 1937 год, смотрел фильм 38 раз!!! А когда смотрел впервые, то отпустил лишь одно замечание. В сцене, где Чапаев обращается к Фурманову: «А что думает комиссар?» вождь заметил: «Это он его прощупывает».
Геннадий Зенков #    21 июля 2016 в 06:55
Александр, благодарю за внимание и предложения, как мне "улучшить" конкурсную работу. К сожалению, Вы грубо ошиблись, назвав её "рассказом". О выбранном мной жанре точно сказал опытный литератор и редактор Константин Вуколов.
18 июля 2016 в 09:14 Уникальные воспоминания! Отлично, Геннадий!
Поэтому нет смысла подробно рассматривать Ваши замечания. Они сделаны не с той точки зрения. В жанре воспоминаний, размышлений, рассуждений уместны выражения "меня, со мною и так далее".
Как-то я сделал неожиданное для себя "открытие": Пушкин родился в мае, хотя его день рождения отмечается сейчас в июне (см. моё стихотворение "Гамбит поэта"). Так и здесь, изучач биографии В.И.Чапаева и Г.К.Жукова, я нашёл много общего в начале их военной карьеры. Уверен: если бы Чапеев не погиб, они быобязательно встретились! И "встреча" произошла в Тоцких лагерях на испытаниях атомной бомбы. Хотя это была встреча с А.В.Чапаевым. Но на месте сына мог бы быть и отец! Ваша точка зрения: "
Геннадий Зенков #    21 июля 2016 в 07:11
Продолжаю. Ваша точка зрения: "Мало ли кто с кем стоял...", на мой взгляд, обывательская, не достойная писателя. В моём понимании - это знаменательная, историческая встреча. Дальше - мне повезло встретиться в тех же Тоцких лагерях с А.В.Чапаевым. Мало того, практически повторился эпизод из фильма ЧАПАЕВ"! Вся эта цепочка событий, воспоминаний, рассуждений очень уместна в выбранном мной жанре работы.
Кстати , фамилия комвзвода Баранов - подлинная. Николай Иванович Баранов и "на гражданке" был старостой группы, пользовался у нас авторитетом и уважением. И обыгрывание его фамилии А.В.Чапаевым было воспринято нами, да и самим Барановым, не попыткой оскорбления, как предполагаете Вы, а как "грубоватый армейский юмор. Который, кстати, любил и Василий Иванович, и которым сам нередко пользовался.
Александр Сосенский #    21 июля 2016 в 08:38
Помогай вам Бог!
Эдуард Ерыкалов #    21 июля 2016 в 12:04
может в партию вступить
коммунизма ради
демократию гно-бить
в вековом наряде
типа шашка на голо
ну и всё такое...
длится странное кино
со времён застоя
раздирают по кускам
всё что захватили
наши рОд-ные отцы...
что уже
в магиле
scratch
Людмила Косарева #    21 июля 2016 в 13:36
Геннадий! Читаются Ваши воспоминания с интересом.И это подтверждают комментарии - диалоги живые. То есть зацепило людей, и не могло этого не произойти.(Личности и сам фильм!)
На мой взгляд, можно построить целый рассказ только на том, что сын В. Чапаева положил руку на плечо...Вспоминать, размышлять, подключив воображение...А здесь много исторических переплетений, объединённых в интересное повествование!Спасибо Вам! Удачи во всём.
...Кстати, 6- летней девочкой я впервые была в младшем отряде пионерского лагеря под Куйбышевым, тогда. И к нам на линейку приезжал сын В.И. Чапаева Александр Васильевич, то ли генерал - майор, то ли генерал- лейтенант... Ему подвязали тогда пионерский галстук, и Он рассказывал нам об Отце, своей семье... Помнится до сих пор. Спасибо за воспоминания.
Геннадий Зенков #    23 июля 2016 в 15:08
Людмила, конечно, это был герой моего повествования, генерал майор Александр Васильевич Чапаев. Ведь он немало лет служил в Приволжском военном округе, "столицей" которого был Куйбышев. Так что Вы его тоже видели воочию!
Елена Рехорст #    21 июля 2016 в 14:10
Ой, как интересно! Чапаев - человек-легенда, я думала у него и детей-то не было! А оказывается, Вам Геннадий, повезло встретиться с его сыном! Потрясающе!!! Прекрасный рассказ, впечатляет!
Геннадий Зенков #    23 июля 2016 в 15:17
Елена, а если Вы посмотрите сериал "Страсти по Чапаю", то узнаете, какие победы были у него на "женском" фронте. Правда, там аж 12 серий! Я с трудом выдержал только для того, чтобы ответить Светлане Дурягиной (см. её вопрос выше).
Надежда Ситникова #    23 июля 2016 в 14:15
Отличный рассказ, ставлю+ Он очень хорошо отражает советское время. Военные фильмы - его неотъемлемая часть. Для меня советские фильмы - это, в первую очередь, "Неуловимые мстители", "Офицеры", "А зори здесь тихие", "Небесный тихоход". Не смотрела "Чапаева", но после прочтения вашего рассказа, - посмотрю!
Геннадий Зенков #    23 июля 2016 в 15:12
Посмотрите, конечно, Надежда! Как пишет Александр Сосенский, сам Сталин смотрел "Чапаева" 38 раз!
Николай Борский #    16 августа 2016 в 10:54
Замечательное воспоминание, Геннадий! И так всё зримо, живо, образно, даже про ядерную бомбу. Помню, у нашей избы от взрыва чуть крышу не снесло. А народу перемёрло от последствий, ужас! Преступлением против человечества было испытание, а до сих пор никто сказать так не хочет. Рассказ, Ваш, конечно, не о том, просто без душевного содрогания про это событие слышать не могу.
Геннадий Зенков #    16 августа 2016 в 13:11
Да, Николай! Вот подтверждение вашим словам - фотография тех лет с Тоцкого полигона. Солдаты воочию наблюдают взрыв атомной бомбы, находясь на открытой местности Практически недалеко о взрыва. Из защитных средств - только стальная каска на голове...
Злата Сереброва #    17 августа 2016 в 19:18
Меня вы, Геннадий, приятно удивили. Я почему -то никогда не знала о детях Чапаева. Знаю , что его родители хотели, чтобы он стал священнослужителем, знаю что жена у него была Пелагея и что ушла она к соседу-кондуктору. Теперь ,благодаря Вам , узнала , что было у него трое детей: Александр, Клавдия и Аркадий.
Рассказ мне понравился и показался довольно интересным. Особенно упоминание эпизода из фильма в сравнении с действительность, а именно , что сын задаёт вопрос своего легендарного отца , ну и конечно ваше легендарное левое плечо...)))
Елена Алертс #    19 августа 2016 в 15:33
Геннадий, столько много нового я для себя сегодня открыла. А Вам действительно - очень повезло! Голосую + Желаю победы smile
Валерий Гринцов #    19 августа 2016 в 21:44
Отличный рассказ, Геннадий! И фильм раз сто смотрел, а уж анекдотов про Василия Ивановича... Никого не любил наш народ больше!
Удачи!
Зинаида Дмитриева #    25 августа 2016 в 11:05
Да уж, удивили вы своим повествованием! Много раз смотрела этот фильм с возрастающим интересом, но что у него были дети
не знала. Одним словом, я о многом узнала. За это большое вам спасибо. Желаю достойной победы+.
Владимир Бородкин #    2 сентября 2016 в 11:01
Пробудил воспоминания Ваш рассказ, Геннадий.
Вспомнился и фильм "Чапаев" десятки раз просмотренный и пыльный Тоцкий полигон, и место взрыва атомной бомбы. Памятник на месте взрыва атомной бомбы - бетонный куб с дырой внутри.