Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Он знал какое кино нужно людям...

1 июля 2016
Просмотров: 2457
Рейтинг: +17
Голосов: 17

Поделиться:
1 июля 2016
Рейтинг: +17
Голосов: 17

Просмотров: 2457
Поделиться:

Всё было готово, все были готовы. Ждали его…

В маленьком, семь с половиной на семнадцать метров кинозале, в котором всего четыре ряда по пять мест, нарастало напряжение. Приёмная комиссия из приближенных, тихо, словно он уже здесь, переговаривалась на последнем ряду.

Когда наконец он вошёл, все встали. Кивнув, ни на кого не глядя, он сел в середине первого ряда, в единственное жёсткое кресло, остальные — мягкие были обтянуты зеленым дерматином.

Не торопясь, набил трубку табаком, чиркнул спичкой, затянулся.

-Чем сегодня порадуете?

-Музыкальная комедия…

-Хорошо, начинайте.

В ту же секунду под потолком, одна за другой стали гаснуть спрятанные за карнизом лампочки. Из небольшого окошка в стене вырвался луч, осветив белый прямоугольник экрана. На нём появились танцующие, поющие, смеющиеся люди.

Комедия, густо сдобренная эксцентрикой, незамысловатым народным юмором, красочно-постановочными видами и многочисленными песнями, то разгульно-весёлыми, то тихими задушевными, разматывала сюжетную линию…

Он смотрел без эмоций, молча, лишь попыхивая трубкой. Члены комиссии, неотрывно следившие за ним, видели освещённые экраном узкие плечи, большую голову, выдыхающую клубы едкого дыма в потолок.

Никто не смеялся, хотя артисты вовсю продолжали балагурить, петь, плясать и кривляться. Но вот закончилась плёнка…

Медленно зажегся свет. Человек с первого ряда встал. Вскочили и члены комиссии. Сутулясь, он направился к выходу. У самой двери слегка повернул голову, раздраженно махнул рукой.

— Дрянь, а не картина.

Следующей ночью арестовали режиссера, сценариста, оператора, актрису, исполняющую главную роль и почему-то старого гримёра.

Следователь с красными глазами на равнодушном лице допрашивал режиссёра:

— Как объяснить, что снятая на государственные деньги картина оказалась идеологически вредная, очерняющая страну, её прошлое и настоящее? Какую цель вы преследовали своими преступными действиями? По чьему указанию и с чьей помощью?

Допрос был прерван телефонным звонком. Выслушав невидимого собеседника, следователь кратко ответил: «Так точно! Есть!». Положив трубку, с досадой обратился к бледному, как полотно, задержанному, сидевшему чуть дыша на краешке расшатанной табуретки.

— Повезло тебе, режиссёр! Хозяин велел не трогать. Пока… Но ты, сволочь, помни: мы и впредь будем внимательно следить за твоим так называемым творчеством. А сейчас пиши, как по легковерию был введён в заблуждение предателем сценаристом…

Всю неделю, без выходных, днём и ночью трудились не покладая рук в изоляторах и казематах работники следственного отдела. Протоколы допросов, очных ставок, показания свидетелей и, наконец, признательные показания заполнили десятки папок. К пятнице дело было окончательно готово.

В пятницу он снова вошёл в маленький кинозал, уселся в единственное жёсткое кресло… к чему удобства? Ему лично ничего не надо. Он заботится не о себе, а о всей стране, о народе, пока ещё тёмном и невежественном в основной своей массе. Он призван воспитать этих людей, указать им правильный путь, используя для этого любые методы, в том числе и магию кино. Он знает, что им нужно! Он заставит их быть счастливыми!

Медленно гаснет свет, страна погружается в темноту, лишь на экране снова поют и веселятся под неусыпным оком великого вождя.

Комментарии (44)
Оксана Алмазова #    1 июля 2016 в 07:24
Ну что поделаешь - это наша история.
Александр Сосенский #    1 июля 2016 в 16:25
А делать ничего и не надо. Надо просто помнить!
Майя Симонова #    1 июля 2016 в 09:36
Наталья Максимова #    1 июля 2016 в 11:23
Какое страшное время! От сиюминутного настроения, от прихоти одного тирана зависели судьбы и жизни множества людей. И как было трудно в такой ситуации оставаться порядочным человеком ( "А сейчас пиши, как по своему легковерию был введён в заблуждение сценаристом").
Очень впечатляет ваш рассказ, Александр! +
Александр Сосенский #    1 июля 2016 в 16:22
Спасибо Наталья. Рад, что впечатлил вас своей зарисовкой. Поспешил её выставить, пока не накидали рассказиков о романтичных встречах в кино, переросших в отношения, о трудностях преодолеваемых детьми, да бы попасть на взрослый сеанс и о потрясении от просмотра, предопределившего их дальнейшею жизнь.
Александр Сосенский #    1 июля 2016 в 16:23
Я просто напомнил про пропагандистскую, идеологическую кино войну, с её победами и поражениями, с её главнокомандующим и жертвами…
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:19
Вождь народа любил кино, понимал его магическую силу. И к режиссёрам относился бережно, как к героям летчикам… По свидетельству К. Симонова, в книге воспоминаний: «Глазами человека моего поколения»- Сталин, бичуя отдельные фильмы, часто сваливал грехи только на сценаристов. Например, выступая в 1940 году с речью по поводу фильма «Закон жизни» режиссеров А. Столпера и Б. Иванова, беспощадно критикуя автора сценария А. Авдеенко, Сталин не поддержал реплики, что надо, мол, наказывать и режиссеров. Небрежно покрутив пальцем в воздухе, показывая, как крутится в аппарате лента, он сказал: «А что они? Они только крутили то, что он написал».
Злата Сереброва #    1 июля 2016 в 11:27
Я проголосовала и прочла ваш рассказ , Александр, ещё до работы, за завтраком, а комментарий оставить не успела, торопилась .
Ничего не поделать , такова история - цензура существует с незапамятных времен и к тому же во всех государствах. Это объективная необходимость, точнее, неотъемлемый атрибут государственности.Если каждый человек в демократическом обществе имеет право на тайну личной жизни, то на каком основании мы должны лишать такого же права государство?! Что же до фактов истории, то они таковы. Многие считают, что история советской цензуры начинается с 27 октября 1917 года. То есть с того самого дня, когда Временный революционный комитет принял Декрет о печати. По этому декрету 575 независимых издательств и более 2000 наименований газетно-журнальной периодики занесли в разряд сеющих смуту, что едва ли не автоматически подводило их под запрет. Но это не цензура как таковая — это элементарная политическая борьба.
На самом же деле отсчет истории советской цензуры следует вести с 23 декабря 1918 года, когда Реввоенсовет республики ввел военную цензуру. Инициатором этого декрета был лично Троцкий. Как к нему ни относись, но сугубо в этом вопросе он был прав. Если власть в стране, где полыхает сочетающаяся с иностранными интервенциями Гражданская война, хочет победить, то без цензуры на сообщения военного характера просто не обойтись. Иначе враг будет знать все. Кстати говоря, в разведывательной деятельности существует специальное направление, которое ныне именуют легальным шпионажем. Это систематическое, тщательное, аналитическое исследование всех публикаций по интересующим ту или иную разведку вопросам, на основе чего делаются очень даже серьезные выводы, нередко высшего политического характера.
А вот советское кино, всё же было высокого, особенно морального, качества. А попробовали бы снять полную чушь, которую бы признали антисоветчиной, особенно во времена Сталина. Цензура была, контроль со стороны верхушки партии. Старались снять интересно, не для денег. Не то, что сейчас. И контроля никакого нет. Отношение к делу было иное. Пусть я конечно, в чем-то утрирую, но смысл передала верно. Советские фильмы снимались,как говорится от души и для души.Это было настоящее кино.А нынешние фильмы снимают для денег и ради денег.Сейчас самое главное сколько денег можно заработать на показе фильма.
Александр Сосенский #    1 июля 2016 в 16:24
Благодарю, Злата, за столь поучительный комментарий. Вы правы. Не соглашусь только с утверждением, что советское кино было особенно морального качества. А как же шпиономания и борьба с вредителями, притаившимися в наших рядах? Огромное количество фильмов, раздувавших подозрительность и нетерпение к другому мнению, отличному от мнения вождя. Еще раз спасибо!
Наталия Мосина #    1 июля 2016 в 20:09
Александр, замечательно! У Вас получился интересный рассказ и с литературной , и с исторической точки зрения! Мой+!
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:20
«Партия, литература, армия – все это организмы, у которых некоторые клетки надо обновлять, не дожидаясь того, когда отомрут старые» И.Сталин.
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:46
Спасибо Наталья.
Этим летом, в конце августа в Москве стартует масштабный проект, посвященный репрессированным фильмам советской эпохи. В первую часть проекта - Освобождённое кино входят фильмы 1929-1953 годов. Некоторые я видел и был удивлен – ну за что их запрещали? Видать, сталинские цензоры были ужасно въедливые.
Валерий Панфилов #    2 июля 2016 в 14:03
Не сомневаюсь, что дискуссия будет продолжаться ))) тема серьёзная и многосмысловая...+
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 18:00
Спасибо, Валерий!
Мне казалось, что в этот раз споров не будет. Вот несколько лет назад… Тогда да! И в очернительстве обвинили бы и в незнании жизни, в молодости… Но сейчас, при доступности исторических источников, рассекречивании документов, воспоминаний современников… большинство, но не все, есть и закоренелые товарищи.

Большинство граждан наконец-то приняло историю страны со всеми пятнами и рубцами, без розового лака.
Новые вызовы стоят перед Россией. Уже и правые, прикрываясь лживой заботой о народе, хоть и не стесняются обзывать его быдлом и стадом, мутят мозги, смущая неокрепшие души.

Со временем (а я - убежденный оптимист) два колеса, две шестеренки, крутящиеся в разные стороны, обобьются, поломают, сточат зубья, и, уменьшившись до разумных пределов, откатятся в стороны, освободив поле Родины для спокойного, комфортного проживания. И заживем мы, ребята, без стыда за прошлое и без страха за будущее.
Наталья Колмогорова #    2 июля 2016 в 15:04
С удовольствием голосую)
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:11
Спасибо, Наталья!
Режиссёры запрещенных фильмов, а это в том числе и Сергей Эйзенштейн, Марк Донской, Александр Зархи, Игорь Савченко, Иосиф Хейфиц, Михаил Калатозов и т. д. после взбучки и «исправления» получали Сталинские премии, ордена, а вот остальные…
Елена Туктарова #    2 июля 2016 в 23:07
Умело, и с мастерством, в стиле, присущим Александру, освещена одна из очень важных сторон кинематографа.
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:05
Благодарю, Елена.
Вы отметили, что рассказ написан в присущем мне стиле. Вот это-то и пугает. Я стал замечать, что в последнее время пишу без мучений и как-то одинаково… Неужели это называется стиль? Не хочу!
Боюсь закостенелости, хочу больше разнообразия...
Раньше мой перфекционизм приводил к прокрастинации. Другими словами: желание сделать лучше затягивало работу до самого крайнего срока. Теперь же выдаю сколько надо и когда надо. Неужели набил руку?
Скажу больше, читая конкурсные рассказы, вижу не только как они сделаны, построены, сколочены…, но явственно вижу все недостатки… Лишь природная деликатность удерживает от критики и желания подправить.
А больше всего пугает всё укрепляющаяся вера в правильности собственных суждений.
Кажется, я не в тему? Хотя нет, в тему!
Всего хорошего.
Наталия Мосина #    21 июля 2016 в 01:15
Александр, прочитала Ваш ответ Елене с рассуждениями, позволю себе несколько слов: посмотрела немного Ваши работы, и они все разные и неожиданные! Лично для меня. Возможно, это и есть Ваш стиль-быть разным! У Вас высокий уровень и писательский профессионализм, мне интересно читать то, что Вы пишете.Вера в правильности своих суждений - вот тут,как раз, надо быть осторожнее...От души желаю Вам творческих успехов,самосовершенствования, новый путей!!! Пишу этот комментарий с мыслью-а ,вдруг, он Вам в чём-то поможет, в каких-то сомнениях..Простите, что влезла там ,где меня не спрашивали...УДАЧИ!
Лидия Павлова #    3 июля 2016 в 18:20
Сильно передана атмосфера времени. Отличный рассказ!
Понравилось, как точно охарактеризованы комедии этих лет)
Удачи вам, Александр! +
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:13
Спасибо, Лидия!
В 1934г., выходя из зала, после просмотра комедии «Гармонь», Сталин бросил: «Редкая дрянь!»
От репрессий режиссёра И. Савченко спасло заступничество начальника Главного управления кинопромышленности Б. З. Шумяцкого, которого самого вскорости расстреляли.
Марат Валеев #    4 июля 2016 в 05:47
Александр: не только замечательно тему конкурсную тему раскрыл, но еще и подал ее под крепким антисталинским соусом... Где же наши сталинисты?
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 17:55
Спасибо, Марат, за поддержку!
С вами мы всех скрытых сталинистов выявим…- Так я хотел написать, но теперь понимаю:
не надо их выявлять, они сами...
Одно пугает, как бы вам из-за меня не пострадать.)))))))))
Геннадий Зенков #    5 июля 2016 в 08:33
"Где же наши сталинисты?" - вопрошает Марат. Я не собираюсь "защищать" Сталина, исторические личности в этом не нуждаются, они не изменятся ни от "нападения" на них, ни от "защиты". Хочу обратить внимание на техническую, на мой взгляд, неточность в рассказе Александра.
В рассказе есть такая фраза. Он смотрел без эмоций, молча, лишь попыхивая трубкой. Члены комиссии видели на фоне экрана его узкие плечи, большую голову, выдыхающую клубы дыма в потолок. По-моему, члены комиссии не могли увидеть силуэт Сталина на фоне экрана, потому что в любом кинозале лучи от проектора идут на экран поверх голов зрителей, а для того, чтобы живая голова Сталина закрыла собой экран, надо было залезть под стул второго ряда и оттуда "сквозь" Сталина смотреть на экран.
В связи с этим мне вспомнился анекдот советских времён. Мужчине-женоненавистнику местком выделил квартиру рядом с женской баней. Он жалуется:- Смените квартиру, не могу смотреть на голых женщин! Приходит комиссия и никак не может увидеть голых женщин. - А вы залезьте на шкаф! - советует женоненавистник. Так, похоже, и здесь: - А вы залезьте под стул!
А по поводу действительно любимых народом кинокомедий, созданных при Сталине приведу отрывок из одной статьи. …Сегодняшнее кино нельзя себе представить без фильмов Григория Александрова, в которых блистала его жена, актриса Любовь Орлова. Александров «перепробовал» себя в качестве актера, помощника сцены, режиссера, пока ему не удалось побывать за границей вместе с Сергеем Эйзенштейном, где он был просто покорен иностранными кинокомедиями. Так в нашей стране появилась и Любовь Орлова, и фильмы, которые полюбила вся страна, – «Веселые ребята», «Волга – Волга», «Цирк» и др. Советская комедия «набирала» обороты. Хотя нам известно, что до Александрова зрители уже увидели фильмы Пырьева, он поставил фильмы «Трактористы», «Богатая невеста», а также «Свинарка и пастух», особый лиризм которым придавало участие в них актрисы Марины Ладыниной. Позднее фильмы Пырьева критиковали, называли безыдейными, лишенными реализма и правды жизни. Но так или иначе, они остались в советском кинематографе, благодаря прекрасной режиссуре и игре великолепных актеров. Симпатию у зрителей вызвали фильмы – комедии «Антон Иванович сердится» и «Музыкальная история» (режиссер – Александр Ивановский). В 1939 году на экранах появляется комедия «Подкидыш» ( режиссер – Татьяна Лукашевич), который любим и по сей день. В нем сыграла актриса Фаина Раневская. Роль небольшая, но актриса сумела ее сделать запоминающейся. Сценарий для фильма написали артистка Рина Зеленая и поэт Агния Барто. Кажется, что в фильме и сюжет прост, и затей особых нет, но смотришь и радуешься «лучику» радости и счастья, который дарит зрителям эта «самая незатейливость».
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:14
Геннадий, а вы, как и обещали, продолжаете следить за моим творчеством.
Алексей Жарёнов #    5 июля 2016 в 08:56
Кому бы точно сейчас Сталин "пригодился", так это нашей футбольной сборной, Российскому футбольному союзу и лично Мутко!
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:16
Алексей, Сталин в отличии от своих сервелистов не был фанатом футбола. Но созданный им режим отражался и на футболе, калеча судьбы спортсменов и тренеров. Конечно с помощью террора возможно создать крепкую команду… Только надо-ли?
Ирина Коротеева #    5 июля 2016 в 09:19
Саш, ты очень нестандартно подошел к конкурсной теме. Конечно, из песни слов не выбросишь: факты, когда сиюминутное настроение руководителя страны (кстати же, не только Иосифа Виссарионовича, а и других советских вождей, и просто ответственных работников) определяло не только судьбу фильма, но и людей, над ней трудившихся, общеизвестны.
Ты так динамично все изложил, сказал, все что хотел сказать при таком малом количестве разрешенных знаков, что рассказ может даже стать сценарием для короткометражного фильма. В конце концов, мы все должны равняться на нашего Марата - по его сценариям уже снимают фильмы!!! Вот это уровень, я понимаю!
Саш, с удовольствием голосую!

Геннадий, не могу с Вами согласиться по озвученному спорному вопросу.

"Он смотрел без эмоций, молча, лишь попыхивая трубкой. Члены комиссии видели на фоне экрана его узкие плечи, большую голову, выдыхающую клубы дыма в потолок."

Разве здесь идет речь о тени на фоне экрана? Разве, сидя в кинозале зритель, сидящий позади и чуть сбоку не видит силуэт сидящего впереди? Темнота в кинозале не тотальна - свет, идущий от экрана, вполне себе достаточен, чтобы видеть силуэты зрителей. Я недавно была в кинотеатре и видела силуэты, сидящих впереди) Тем более, проводить параллели с сегодняшней кино-действительностью, пожалуй, не совсем корректно. Возможно, в условиях частных просмотров было еще светлее и вполне можно было видеть и дым, исходящий из трубки и саму трубку, и много чего еще. Здесь, например - я, как читатель, не сомневаюсь в авторском видении и принимаю его.
Геннадий Зенков #    5 июля 2016 в 14:09
Ирина, ведь написано именно чётко: на фоне экрана. Прочитайте ещё раз эту фразу. А об экране сказано чуть выше: Из небольшого окошка в стене вырвался луч, осветив белый прямоугольник экрана. Мне кажется, что Александр для большего эффекта использовал тень или изображение Сталина именно на фоне экрана. Но при этом нарушил законы оптики.
Геннадий Зенков #    5 июля 2016 в 14:17
Кстати, Ирина, я не понимаю, о какой "сегодняшней кинодействительности", Вы пишите. Наоборот, я пишу о той, прошлой кинодействительносьи, о замечательных и любимых советским народом кинокомедиях "Волга-Волга", "Весёлые ребята", "Свинарка и пастух", "Трактористы", "Цирк" и многих других. Все они снимались при Сталине, и он сам с удовольствием смотрел их. Разве Вам это неизвестно?
Ирина Коротеева #    5 июля 2016 в 15:26
Все таки, Геннадий не понимаю, почему фраза "на фоне экрана" трактуется Вами, условно говоря, как театр теней? Тени - это же несколько другое - тень отбрасывает физическое тело при различных углах падения света. А здесь - силуэт на фоне экрана.Пусть скажет свое слово Александр, как автор.
И корректность сравнения нынешней и прошлой кинодействительности я упомянула только плане возможной различной освещенности просмотров.
То, что фильмы чудесные нам в наследство остались - ставить под сомнение мне и в голову не приходило! Ну где я такое написала? Думаю, что и Саша не хотел этого сказать. Просто, дело в том, что эти великолепные фильмы рождались, возможно, не благодаря, а вопреки. Сколько же нужно было преодолевать препонов, чтобы снимать что-то новое, смелое.
А то, что действительность приукрашивалась нередко с учетом политики партии - так это не секрет.
Например, общеизвестный фильм "Кубанские казаки". Одна из ветвей моей семьи - кубанская, да и донские места - мне родные, которые рядом с местами о которых идет речь в фильме. Так вот, по рассказам всех моих предков, которых я успела застать - жизнь там категорически отличалась от описанной в фильме. Другой вопрос, что это было нужно и даже необходимо для поддержания духа измученного, пока еще голодающего после войны, но очень хотевшего жить - советского народа. Но ведь - неправда же. Хотя неправда очень красивая и бесконечно нам дорогая.
Геннадий Зенков #    5 июля 2016 в 16:59
Ирина, чтобы силуэт Сталина появился на фоне экрана, он должен был не сидеть на стуле, а встать. А так как он был небольшого роста, то ему, возможно, пришлось бы встать на сиденье стула, ведь экран всегда вешается значительно выше голов зрителей (во все времена, начиная с рождения кинематографа). Представляете, в какую нелепую позу загнал бы Александр вождя всех народов? А если при этом работал бы проектор, то Сталин был бы ярко освещён, а на экране отразилась бы его чёткая тень. Мы пацанами часто баловались, внезапно вскакивая и поднимая руки под лучи кинопередвижки, чтобы увидеть на экране свою тень, естественно, вызывая возмущение зрителей. Всё это - элементарная оптика, и Александр допустил "ляп", который нередко встречается в творческих произведениях из-за незнания предмета или из-за небрежности.
В бытность работы в Кузбассэнерго на собраниях или совещаниях, когда слово брал председатель профсоюза (он был очень небольшого роста), генеральный директор Петерс, почти двухметровый гигант, иногда подшучивал: - Леонид Антонович, встаньте, пожалуйста, на стул, я вас не вижу!
Я олично знаю, как снимались в то время фильмы, как все прекрасные произведения во всех жанрах встречали различные преграды, в том числе, конечно, и в наше время. Но речь не об этом. Я хотел обойтись только замечанием по поводу "ляпа" (в моём понимании) в рассказе Александра.
Ирина Коротеева #    5 июля 2016 в 17:41
Подождем Сашу)
Александр Сосенский #    10 июля 2016 в 20:30
Ирочка! Храбрая казачка!
В рассказе, а это рассказ- литературное произведение, со всеми условностями, фантазиями и так далее, не упоминается Сталин. Некий образ вождя; с огромной головой, закрывающей радующихся людей, пускающей, подобно огнедышащему дракону, дым из разинутой пасти… Единолично решающий, что народу надо, кого карать, а кого миловать. Но «уши торчат», образ получился узнаваемый...
Мне видится, что для почитателей и приближенных
тиран является - Богом. Днем затмевающим солнце, ночью - освещающим землю. Он везде… в том числе и в сиянии лучей на фоне экрана. От его слова, жеста зависит жизнь. Поэтому те, кто был в зале неотрывно смотрели только на него. Так я себе представлял… Кажется, я даже видел подобный кадр в одном из фильмов…Ох уж эти киношники с их неправильными, в плане оптических законов, спецэффектами))))))) Да что там киношники: людям искусства вообще свойственно преувеличение… Вот ты, как поэт, почувствовала, прочувствовала, представила и приняла…
Но есть и другие люди, для которых неправильно нарисованная деталь сапога, дает удобный повод критиковать весь портрет. Хотя уверен: Геннадий Михайлович не из их числа, он просто больший технарь, чем мы с тобой.
Комизм ситуации заключается в том, что рассказ, точнее миниатюру, легко исправить, убрав всего лишь одно слово- (на фоне). И конечно я сразу же исправил. Ведь: «Умнее поступает тот, кто умнее».
По-моему стало намного лучше! ))))))))) Надеюсь, Зенкову тоже понравится, не напрасно же он размещал картинки- схемы, технически обосновывая, подкрепляя случаями из собственной биографии, даже анекдот про баню рассказал…
Уверен, что из-за чрезмерности этих стараний ни у кого не возникнет подозрения в его тайной любви к твёрдой руке и жесткой мебели.
Спасибо, Ир, за понимание и за то, что мы на одной волне…
Геннадий Зенков #    11 июля 2016 в 07:40
Согласен, Александр! "Освещённые экраном узкие плечи..." - намного лучше и точнее.
Владимир Маталасов #    17 июля 2016 в 12:41
Сюжет рассказа прост, прозрачен, неприхотлив. Прослеживается предсказуемость цепочки событий.
Написано грамотно, увлекательно. Успехов!
Александр Сосенский #    20 июля 2016 в 20:48
Спасибо, Владимир!
Да, согласен. Рассказ прост, можно сказать прямолинеен. И предсказуем для тех, кто знает историю.
Ольга Кашенкова #    18 июля 2016 в 21:08
Образно. Прочитала с интересом. Удачи, Александр!
Александр Сосенский #    20 июля 2016 в 20:49
Спасибо, Ольга!
Рад, что вам понравилось.
И вам удачи!
Генадий Синицын #    21 июля 2016 в 09:07
Сюжет исторически узнаваем, изложен немногословно, я бы даже сказал - скупо, по-сталински. Читаешь и невольно представляешь лоб "вождя всех времён и народов", а на нём клише (штамп) - параноидальный диктатор. Никогда не был приверженцем И. Сталина, но со временем, глядя на происходящее в стране последние двадцать пять лет, невольно задумываешься. С одной стороны, неоспоримые факты многочисленных репрессий в тридцатые годы. Не столь важно, сколько конкретно жизней загублено (у нас большие мастера играть заоблачными цифрами). Когда идёт речь о миллионах - это сухая статистика, к тому же, лукавая, а если это касается конкретного человека - трагедия. С другой стороны, тот же 1937 год (13 лет правления И. Сталина). Страна из разрушенной в гражданской войне и интервенцией, в полной экономической блокаде (не чета сегодняшним западным санкциям) выходит на второе место в мире по экономической мощи. Как, за счёт чего? Дармового труда узников гулагов? Сомнительно, рабский труд неэффективен по определению. Наряду с неоспоримостью репрессий, неопровержимы и положительные факты: ликвидация неграмотности в исторически короткий срок; впечатляющие достижения в науке; целый ряд выдающихся писателей и деятелей искусства.
К чему я это? Складывается впечатление, что мы какие-то мазохисты. Роемся в неоднозначном прошлом, осуждаем (проклинаем) его, при этом, сидим в сегодняшнем дерме. Живём не по средствам, набираем неподъёмные кредиты на роскошные машины и т.п.
Александр Сосенский #    21 июля 2016 в 23:27
Генадий! Как вы узнали про мой кредит на роскошную машину?! ))))))))))))))
На самом деле я не собирался обсуждать личность Сталина, даже не называл его, просто обозначил тему, зная что, скорее всего, её никто не подымет.
Поэтому собственно и сказать мне вам кроме как СПАСИБО, нечего!
Генадий Синицын #    22 июля 2016 в 07:43
Саша, собственно, я не против кредитов, как таковых, хотя сам избегаю ими пользоваться. Могу ещё понять, когда приличные суммы берут на жильё, без него никак не обойтись. Но когда безответственно берут огромные кредиты на автомобиль, причём, в массовом (по статистике) порядке, и нередко это заканчивается плачевно для горе-заёмщиков (по той же статистике, которая уже переходит в разряд личных трагедий), для меня это абсолютно непонятно. Что касается Сталина и прочих исторических личностей, то пусть исследованиями их свершений занимаются добросовестные историки, а нам бы лучше и полезнее найти своё достойное место в настоящем.
Ну, а на твоё "СПАСИБО", моё "ПОЖАЛУЙСТА" - всё, что мог ...
Плюс я ранее уже презентовал.
Валерий Гринцов #    13 августа 2016 в 21:30
Интересное раскрытие темы!
Удачи, Александр!