28 августа 2016
Рейтинг: +7
Голосов: 7
Просмотров: 1835
Интересно, думали ли братья Люмьер, изобретая свой «кинематограф», что дарят Клондайк людям бизнеса? Многих из них сразу сразила магия экрана, превратив в его верных фанатов. И – пошло-поехало, а, вернее, учитывая скорость логистики того времени, понеслось! В моем родном Хабаровске (где он, а где – Париж!) изумленная публика увидела первую «фильму» в 1897 году, всего-то два года спустя после легендарного показа Люмьерами «Прибытия поезда на вокзал Ла Сьота».
Хабаровчане оказались киноманами. Заезжие коммерсанты крутили фильмы в цирке и частных театрах, собирая полные кассы. Местные предприниматели терпели это 10 лет, пока в 1907 году Борис и Анна Подпах не арендовали специально оборудованное здание под театр-иллюзион. Так началась история кинопроката моего города, в которой эпопея Иллюзиона Подпах сама по себе достойна экранизации.
В первый кинотеатр публика валила толпами, бизнес процветал. Но счастье длилось не долго: в 1910 году иллюзион сгорел. Деревянное здание занялось разом и полыхало весело, устроив горожанам прощальный аттракцион. От случившегося Борис впал в меланхолию, разочаровался в кинобизнесе и свалил его на хрупкие плечи супруги. Неудача подстегнула Анну, и вскоре Иллюзион Подпах-2 распахнул двери в арендованном «теремке» в центре города. Фортуна снова благосклонно улыбнулась. Но Великий Иллюзион, коему вверила себя Анна, диктовал свои законы. Сюжет должен был выйти на новый виток, удерживая зрителей у экрана. Так и случилось.
Аккурат через дорогу от иллюзиона Подпах, в каменном двухэтажном доме открылись конкуренты. О, это были серьезные люди, с большими деньгами! Купец Соломон Купер и кинопрокатчик Алексеев с их Гранд-Иллюзионом «Алексеев и К» пошатнули монополию Анны. Битва за зрителя началась нешуточная, шла с азартом.
Напряжение нарастало: у конкурентов появился партнер – Антонио Михайлович Дон-Отелло, итальянец по рождению. Экстравагантность и удачливость сделали его звездой: имя Дон-Отелло не сходило с киноафиш Сибири и Дальнего Востока. В союзе с «Алексеев и К» итальянец развернулся не на шутку: один за одним открывались кинотеатры по всему региону, а хабаровский Гранд-Иллюзион первым демонстрировал новые фильмы. Анна мужественно держала оборону.
Но безжалостной публике все мало, надо еще интриги, и — вуа-ля! – ей в угоду в 1913 году владелец арендуемого Анной «теремка», затевая капитальное строительство, сносит его подчистую. «Иллюзион Подпах» оказался на улице во второй раз. Печальная музыка, крупным планом – слеза на щеке героини… Зрители нервно жуют попкорн. Но мадам Подпах была крепким орешком! Перебравшись через дорогу, она открыла третью версию своего кинотеатра всего через один дом от заклятого соперника — «Гранд-иллюзиона» во главе со всемогущим Дон-Отелло. Что это было – акт отчаяния, вера в свою миссию, беззаветная любовь к кинематографу? Этого нам уже не узнать, но стойкость Анны восхищает!
Октябрьский переворот 1917-го мой город не заметил, зато попал в жернова гражданской войны вкупе с японской интервенцией. К 1920 году жизнь в Хабаровске была причудливой: власть переходила от «белых», к «красным», ночами город сотрясали перестрелки и облавы. Напуганный обыватель шепотом делился ужасными слухами о массовых расстрелах за городом и азиатской жестокости японцев. Кинотеатры же продолжали крутить картины, усиливая абсурдность происходящего. Скорая развязка была неминуемой!
Апрельским днем японцы бабахнули залпом по исполкому «красных» из 3-х и 6-ти дюймовых орудий. Один из снарядов угодил как раз – и никуда больше! – в купол крыши иллюзиона Подпах! В один миг он прекратил свое существование, но не тихо и бесславно, а оглушительно и ярко. Драматичнее и эффектнее финала, под стать всей затейливой судьбе детища Анны, быть не могло! О самой Подпах история больше не молвит ни слова.
А что, вы спросите, стало с Гранд-иллюзионом Дон-Отелло? Жив, курилка! Сейчас это старейший кинотеатр Хабаровска, его визитная карточка. Сам итальянец, бежав от Советов в Китай, потерял все свое состояние и закончил карьеру нанятым директором кинотеатра в Харбине. Вот, такая синема…