Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Молитва матери

7 декабря 2016
Просмотров: 1754
Рейтинг: +21
Голосов: 21

Поделиться:
7 декабря 2016
Рейтинг: +21
Голосов: 21

Просмотров: 1754
Поделиться:

Фамилия Зенков возникла от имён Зенон (Зевс), Зеновий, Зеновия, Зена.

У меня есть фото похорон моей бабушки Зены. Здесь дед Ефим Петрович, дяди Пётр с женой Екатериной и Павел, мой отец Михаил. На фоне белого покрывала дед написал «правидница», а на обороте: 9 дня синтября 1935 Года умерла Зеновия Сиргевна Зенкова похоронный потретъ пичальный.

Дед Ефим был портным, бродил со швейной машинкой «Зингер», а на зиму оседал где-нибудь и обшивал местных. Я думаю, что у него была другая фамилия. Но вот он женился на девушке Зене, а при регистрации решил стать Зенковым. Эту фамилию и портновское умение передал сыновьям, что выручало нас в трудные годы.

А ещё на фото дед нарисовал православный крест. И меня волнует ещё одна не раскрытая семейная тайна. Мои родители – Михаил Ефимович и Пелагея Никитичнахристиане-баптисты. Так же, как и дяди Пётр и Павел. Где и когда приняли они эту веру, мне неизвестно.

От православия баптизм отличается тем, что тут крестят зрелых людей, а не младенцев. У баптистов нет храмов, икон. Молятся, читают духовные стихи, поют «гимны» в молитвенных домах. Друг друга называют «братьями» и «сёстрами», не пьют спиртное, не курят, не сквернословят. Так же воспитывают детей.

Родители не принуждали нас быть баптистами. Хотя в детстве мы молились, пели «гимны». Но в школе, техникуме, институте мы учились на «отлично», были активными пионерами, комсомольцами.

Лет 30 назад я написал повесть «В молитве матери», где описал быт баптистской семьи, трудности, которые встречали молодые люди из таких семей при «выходе в свет». Вот отрывок из неё.

«…Детей своих Мария Петровна называла не иначе как Юрочка, Верочка, Лилечка.Так же уменьшительно-ласково звала она и чужих детей, и в её устах это казалось естественным. Желая добра и счастья своим детям, она считала себя обязанной провести их через веру в Бога. Вдохновенно учила она своих ребят: Дел худых не делай, зла не говори, дети мы Христовы, на него смотри. Добр Иисус и кроток, свят и без вины. Быть, как он, святыми, дети, мы должны. Как радовалась она, когда дети звонкими голосами повторяли это!

Приезжал дедушка, строго и внимательно слушал. Его гордый профиль, чёрные с проседью волосы, усы и борода неотразимо действовали на ребят. Чтобы заслужить его ласковое поглаживание по голове, они старались вовсю.

А когда приезжал младший брат Марии Петровны Анатолий, активный поборник веры, в доме проходили целые концерты. Детям нравилось с дядей Толей петь, почти кричать слова гимна: Слава Творцу! Слава Творцу! Слава Творцу Богу в вышних! Да льётся наша песнь! Та песнь звучала над Землёй, когда Давида сын святой родился, пели небеса, сольём мы с ними голоса! Слава Творцу! Слава Творцу! Слава Творцу Богу в вышних! Слава! Слава! Слава! Слава! Слава Богу в небесах!

«Братья» и «сёстры» умилялись, Анатолий скромно улыбался, дети чувствовали себя именинниками.

Лиля, как и старшие дети, прошла эту «начальную школу» религиозного воспитания. Но, к огорчению Марии Петровны, никто из старших не стал истинным христианином. Сначала Мария Петровна воспринимала эти потери не очень болезненно. Но годы шли… И вот всё её внимание устремилось на Лилю. Лилечка, милая, ласковая дочка, её последняя надежда! Она и назвала её Лилей, чтобы потом спеть ей: Бог любит лилию в полях у тихого ручья, и если любит Он цветы, Он любит и тебя! Нет, Лилю она не отдаст безверию! Всё чаще Мария Петровна пела с щемящим надрывом, играя на самых чувствительных струнах души – на любви к матери:

Во дни прекрасной юности

Не знал я тесноты.

Не знал забот, не знал нужды

С утра и до зари.

Ничем я не печалился,

По воле жил своей,

А боль во мне сжимала грудь

О матери моей.


В молитве матери,

В молитве матери,

Я имя в ней своё слыхал,

В молитве матери…

Лиля смотрела в учебник и не понимала, что читает. Слова песни были простые, но страсть исполнения рождала в душе волну, которая подступала к горлу, перехватывала дыхание, вызывала слёзы.

То сердце, полное любви,

Почило уж давно.

А голос всё в душе моей

Живёт, твердит одно:

Беги греха, беги от зла,

По-Божьему живи.

И вспомнил я о мне слова

В молитве матери.


В молитве матери.

В молитве матери,

Я имя в ней своё слыхал,

В молитве матери…»

Комментарии (49)
Геннадий Зенков #    7 декабря 2016 в 19:11
Геннадий Зенков #    7 декабря 2016 в 21:15
Мои родители в 1929 году, когда им было по 20, 21 году.
Геннадий Зенков #    7 декабря 2016 в 21:21
Дядя Пётр с женой Екатериной в 1960 году (дяде 67 лет).
Денис Маркелов #    7 декабря 2016 в 19:13
Очень хороший маленький очерк. Но его можно превратить в повесть или в роман. Ведь история одной семьи - это зеркало в котором отражается эпоха
Геннадий Зенков #    7 декабря 2016 в 21:37
Денис, я и пишу в рассказе-очерке, что написал повесть "В молитве матери" и привожу отрывок из неё. Благодарю за хорошую оценку!
Татьяна Ларченко #    7 декабря 2016 в 19:37
Замечательный, эмоциональный рассказ! Сколько сокровенного позволяет высказать этот конкурс, позволяет "войти" в чужой дом, познакомиться с его устоями и домочадцами! Принадлежность к баптистам нисколько не не перечеркивает благородный образ ваших родителей, Геннадий! Настоящая вера та, что призывает следовать заповедям божьим--"Не убей", "не укради" и т. д. Да у вас это лучше сказано: "Беги греха, беги от зла". На вас не давили, не принуждали ходить на баптистские собрания... Думаю, и моя бабушка-староверка, дочь священнослужителя, была обескуражена тем, что ее дети выросли в атеистическое время и не переступали порога церкви. Но главное в том, что они выросли нормальными людьми, как и вы, Геннадий. "Молитва матери" не дает оступиться... Успеха вам!
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 18:52
Веры разные, Бог един! Христианские заветы верны, прочны, привлекательны во все времена, Татьяна. Вы всегда положительно оцениваете моё творчество. Спасибо!
Марат Валеев #    8 декабря 2016 в 01:31
Отличная работа. Геннадий - полное погружение в тему и раскрытие ее! Очень интересно было узнать о происхождении твоей фамилии, вообще о твоей семье.
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 17:41
Да, Марат, пришлось превратиться в подводную лодку и погрузиться на самое дно. Слава Богу, всплыл !
Валерий Панфилов #    8 декабря 2016 в 06:39
С этой-то стороны мы Геннадия и не знали, а вот оно как! "О, сколько нам открытий чудных..." предоставил конкурс ))) +
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 18:00
"Открылся чудно" я, Валерий, показал "обратную сторону Луны", теперь крыть нечем! Благодарю за внимание!
Вениамин Побежимов #    8 декабря 2016 в 06:44
Геннадий, как всегда талантливо!+
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 17:45
Да все мы тут такие, Вениамин! Спасибо за внимание!
Владимир Коньков #    8 декабря 2016 в 08:31
Бог вам судья, Геннадий! Занятная биография! Успехов!
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 17:49
Бог-то Бог, да и сам... Как говорил Михаил Юрьевич (и Владимир Коньков): - Есть Божий суд!..
Генадий Синицын #    8 декабря 2016 в 09:27
Вот и тёзка проявился в конкурсе, да ещё в какой необычной ипостаси! По себе знаю, как сложно скомпоновать небольшой рассказ из большой (крупной) прозы. Вам, Геннадий, удалось мастерски это сделать. Заслуженный плюс.
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 16:06
Да, Генадий, первый мой "набросок" конкурсного рассказа имел объём около 5600 знаков. Конечно, "лишнее" отрезалось "с кровью". Вот думаю опубликовать повесть полностью. Она до сих пор лежит у меня "в столе". Тема конкурса призвала кое-что показать. Может, на "Самсуде" и попробую. Повесть не такая уж большая...
Владимир Бородкин #    8 декабря 2016 в 10:56
Этот конкурс - "Моя родословная" делает нас всех ближе, мы искренне рассказываем о себе, своих предках.
Есть ли ещё такой душевный сайт на безбрежных просторах интернета? Я не встречал.
Геннадий успехов! +
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 17:51
Точно, Владимир, как у Высоцкого: - Вот стою я перед вами, словно голенький...
Наталия Мосина #    8 декабря 2016 в 11:32
Геннадий Михайлович,интересный,искренний у Вас рассказ и очень хорошее стихотворение! Также-совершенно согласна с комментарием Владимира Бородкина!+
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 12:01
Наталия, в рассказе нет моего стихотворения. Духовная песня "В молитве матери" существует давно в среде баптистов. Попробую найти её в музыкальном исполнении, узнать авторов, если это возможно. Спасибо за комментарий!
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 14:40
Вот и Розе Покутней понравилось "стихотворение" "В молитве матери". Но, повторяю, это давно существующая духовная песня. Я нашёл её в музыкальном исполнении и даже в 2-х вариантах. (Второй вариант см. на Главной странице сайта)
Роза Покутняя #    8 декабря 2016 в 14:31
Трогательно написано стихотворение "В молитве матери".Интересный,жизненный рассказ,из него видна Ваша любовь к своим предкам.Желаю Вам,Геннадий новых творческих побед!+
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 18:58
Роза, спасибо! Послушайте духовную песню "В молитве матери". Я её знаю с детства.
Валерий Крылов #    8 декабря 2016 в 18:13
Очень хорошее раскрытие темы, Геннадий. Понравилось. Всё к месту, даже песня.
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 18:31
Ну, Валерий, есть с кого брать пример на сайте, в том числе с новосибирцев и красноярцев!
Мария Штанова #    8 декабря 2016 в 19:13
"Молитва матери",уважаемый Геннадий Михайлович., очевидно, воодушевила Вас на этот литературный подвиг- написание повести о жизни и судьбе своих предков.Хотелось бы прочитать ее целиком на сайте Самсуда. За рассказ большое спасибо,читала с огромным интересом и как будто видела перед собой живые лица: и деда Ефима Петровича с его машинкой "зингер"(у нашей бабушки такая тоже была), и
Ваших родителей Михаила Ефимовича и Пелагею Никитичну, и Марию Петровну,ласковую и добрую, и веселого дядю Анатолия...Как много добра и сердечности они Вам передали!Удачи Вам в конкурсе и в жизни!
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 19:45
Уважаемая Мария! Спасибо за добрый комментарий! Кажется, Вы меня убедили - стоит опубликовать повесть "В молитве матери" на сайте. Видимо, я это сделаю после Нового года, после окончания конкурса "Моя родословная". А сейчас добавлю 2 фото. На первом - наша большая семья (6 детей, не считая двух умерших ранее Юру и Лилю). На втором - прототип героини повести Марии Петровны. Она была именно такой.
Олег Пуляев #    8 декабря 2016 в 19:25
Да, вот такая родословная, -- брал машинку "Зингер" и где-то оседал на зиму, обшивал местных, -- от деда, наверно, вот эта потребность:
коротать долгое зимнее время не обходилась без песен, песен о непростой русской доле. И этим песням созвучны многие песенные мотивы
христиан, а ещё мне подумалось, что вот здесь и "корни" к песенному творчеству Геннадия Михайловича, и идёт эта эстафета дальше, вот
уже и внук Ваня подхватил её... И, конечно, это замечательно, что продолжается род, сохраняются традиции...
С некоторыми утверждениями автора я, конечно, не могу согласиться: это в том, что баптисты -- "истинные христиане", это что-же православные
не истинные? С тем, что они не имеют храмов, конечно можно и громадное сооружение назвать "молитвенным домом", но вершатся они крестом,
готическим стилем напоминают классический католический храм.
У нас такой, достаточно большой, молитвенный дом был построен в советское время. Работая в инженерных службах завода, мы почти принудительно
должны были ходить в дружину (ловить, останавливать правонарушителей). В одно из дежурств "подогнали" автобусы, спрашиваю: "А куда это нас?"
-- Храм баптистов будут сносить, возможны эксцессы,ну и т.д.
Я молча снял повязку и передал её командиру со славами: "Участвовать в этом не буду..."
В наступившей тишине, а толпа из трёх десятков человек заглушала своим гомоном звук работающего двигателя авто, услышал:
-- Ты хорошо подумал о последствиях?
-- А чего тут думать? Не хочу...
Прошёл уже не один десяток лет, молельный дом был разрушен, на его месте через несколько лет возвели снова молельный дом, а у
меня осталось чувство уважения к самому себе, за то, что не испугался, не поддался под общий настрой...
Геннадий Зенков #    8 декабря 2016 в 20:23
Олег, я ни в коем случае не сравниваю и не утверждаю, кто из христиан "истиннее" - православные или баптисты. Как я уже написал в комментариях выше: Веры разные, Бог един! А то, что в отрывке повести Мария Петровна сожалеет, что никто из её старших детей не стал "истинным христианином", означает, что они не стали по-настоящему верующими людьми, такими, как Анатолий Петрович, например, который постоянно ходит на собрания в молитвенный дом, участвует во всех мероприятиях, сам уже может читать проповеди. Никакого сравнения с православными здесь, конечно, нет, спорить не о чем.
Ваш поступок с отказом присутствовать при сносе молитвенного дома, конечно, заслуживает уважения. Баптисты подвергались гонениям как при царской, так и при советской власти. Мой дядя Пётр Ефимович попадал в ссылку. Сейчас, видимо, этого нет. Однажды я пообщался с современными христианами-баптистами в Кемерово. Мне не понравилось, как они себя вели: как-то крикливо, дёрганно, пение не мелодичное. Я спросил их о тех гимнах и духовных песнях, которые знал и помнил. Но они их не знали! Я удивился... Спасибо за внимание!
Валерий Гринцов #    9 декабря 2016 в 20:52
Вот и Геннадий блеснул своим талантом! Отличная работа!
Удачи!
Геннадий Зенков #    9 декабря 2016 в 21:44
Всё искренне и точно, Валерий, как у инженера и шахматиста! Благодарю за оценку!
Владимир Соколов #    10 декабря 2016 в 04:30
Необычно раскрыта конкурсная тема. +
Геннадий Зенков #    10 декабря 2016 в 08:30
Жизнь многообразна... Кому, как не нам это знать, ведь мы с Вами примерно одного поколения, Владимир...
Николай Лыков #    10 декабря 2016 в 14:11
Добрый день, Геннадий. Вы не только мастерски отобразили историю Вашей семьи, но и затронули тему, которая меня всегда волновала. Не секрет, что к баптистам всегда отношение было неоднозначное, а иногда и враждебное. В семидесятые мне пришлось работать директором школы в пригородном посёлке, где детей из семей баптистов было несколько десятков. От большинства сверстников они выделялись дисциплинированностью, послушанием, прилежанием, хотя избегали участия в общественных организациях. Я ещё тогда возмущался, видя, как разные комиссии вместе с представителями местной власти и милиции приходили к ним по вечерам в их дома, где они молились и пели свои гимны, составляли акты, штрафовали. Слава Богу, меня к этому не привлекали. Зато обязывали вести с ними разъяснительную работу, особенно с детьми. Чаще всего приходилось беседовать с отцами. Трудно было, порой, понять, кто кого агитирует, то ли я их, то ли они меня. Ну что я мог возразить им на то, что многие расхваливаемые мной пионеры и комсомольцы и выпивают и курят, да и нравственностью особой не отличаются, а их дети трудолюбивы, скромны, с уважением относятся к старшим? А уж о семейных ценностях и говорить нечего. Большинство их семей многодетные и очень дружные. Такой страшный порок, как пьянство, вообще считался грехом и сурово пресекался. Так что беседы наши всегда заканчивались взаимопониманием. Спасибо за Ваш интересный рассказ. Удачи в конкурсе.
Геннадий Зенков #    10 декабря 2016 в 15:55
Николай, чувствуется, что Вы имеете немалый опыт общения с христианами-баптистами и их детьми. Вы всё описываете точно, со знанием дела.
Об "агитации" в моей повести есть такой эпизод. Полюбивший Лилю неверующий паренёк комсомолец Саша, будучи в гостях у неё, сразу резко ушёл, как только началась застольная молитва перед ужином... " Лиля догнала его.... Саша сказал:
- Вообще-то, может я зря удрал? Может, надо было поспорить, переубедить их?
Лиля печально улыбнулась.
- Что ты, Саша! Мою маму и дядю Толю никто и никогда не переубедит. Они сами кого хочешь убедить могут..."

У моих родителей, видимо, было своё мнение относительно поведения их детей в школе, об участии их в общественной работе. На родительские собрания ходила мать, возвращалась всегда довольная, потому что нас там всегда хвалили, а её и отца благодарили.
Благодарю Вас за понимание и интересный комментарий!
Оксана Алмазова #    13 декабря 2016 в 16:44
Такая домашняя религиозность - похоже на празднование Пасхи) Фамилия у Вас, стало быть, недавнего происхождения?
Органичный переход от прозы к стихам. Но все же интересно было бы побольше прочитать в прозе о людях, чьи имена выделены в начале. Произведение ышло больше о семейном укладе.
Геннадий Зенков #    13 декабря 2016 в 17:22
Оксана, чувствуется несколько беглое, поверхностное прочтение конкурсной работы. Моих стихов в ней нет, я это уже отмечал, отвечая на комментарии Наталии Мосиной и Розы Покутней. Есть отдельные куплеты духовной песни "В молитве матери". Истинное происхождение моей фамилии остаётся тайной... На подробное описание судеб родственников не хватит лимита знаков. Те произведения, в которых это есть, зачастую, на мой взгляд, становятся слишком документальными, теряют творческую направленность и, как следствие, привлекательность......
Людмила Косарева #    18 декабря 2016 в 16:15
Приветствую Вас, Геннадий! С интересом прочла Вашу конкурсную работу. Хорошо, если повесть Вы опубликуете целиком.
Написано ёмко, мастерски, пронзительно. Спасибо.
У нас с Вами кроме малой Родины есть общее... У моей бабушки по маминой линии Загаринской Веры Ивановны родители были молокане - духовные христиане. .. У прадедов была большая семья. Однажды дом их сгорел. И построить новый " миром " помогли молокане...
Когда бабушка венчалась с моим православным дедом, то веру поменяла. Но детей растила, а потом и внуков, по нравственным законам своей семьи:не пили, не курили, добрые, честные отношения с людьми...
А вот дед и мамин отец, его брат были портными. И тоже была машинка "Зингер", только кабинетная. У моего прадеда, по словам дедушки, был " глаз - алмаз", обмерял заказчика руками, шил без примерок, и одежда " сидела, как влитая"...
Самого Вам доброго, Геннадий!
Геннадий Зенков #    18 декабря 2016 в 17:15
Спасибо, Людмила, за ёмкий, полноценный комментарий. В моём классе учился Загаринский, кажется, Юрий. Он очень хорошо рисовал. На конкурсе стенгазет побеждали то он, то я. Так что в Чапаевске фамилия Загаринских мне известна. Ну и другие детали приятно совпадают...
Елена Рехорст #    18 декабря 2016 в 18:54
Мне очень нравится Ваше творчество, Геннадий! И песни, и стихи и проза. По ним видно, что Вы очень разносторонний, талантливый, неординарный человек. Желаю Вам в Новом году получить много новых наград, здоровья, счастья, вдохновения!
Геннадий Зенков #    18 декабря 2016 в 19:57
Спасибо, Елена, за добрые пожелания, за хорошую оценку моего творчества! Самая лучшая награда для меня - внуки Кирилл и Ваня, внучка Машенька, которые заставляют меня долго жить и продолжать творить!
Елена Захарова #    19 декабря 2016 в 09:51
Потрясающе, Геннадий! Мне нечего добавить к комментариям - все мои чувства и мысли, вызванные вашим замечательным рассказом, высказаны выше. Счастья, стабильности, здоровья, жизненной и профессиональной реализации всем-всем потомкам вашей удивительной фамилии (в значении "семья", в первую очередь!), и на поколения вперед!
Геннадий Зенков #    19 декабря 2016 в 14:03
Как приятно читать искренние доброжелательные комментарии красивых женщин с красивым именем Елена! Рад, что своей работой я вызвал у Вас истинные человеческие чувства. В этом и заключается высшая награда творчества!
Зинаида Дмитриева #    24 декабря 2016 в 12:24
Слов, Геннадий, не хватает! Предыдущими читателями они уже высказаны- остаётся одно, что я была
и остаюсь Вашей поклонницей.Дай Бог, вам здоровья, вдохновения и всех земных благ!
Геннадий Зенков #    24 декабря 2016 в 15:07
Спасибо, Зинаида, за добрые слова! Приятно знать, что на сайте есть постоянные "поклонницы", это вдохновляет на следующие творческие "подвиги"!
Александр Петербургский #    27 декабря 2016 в 14:23
Мой+ А что сказать?..
Николай Борский #    31 декабря 2016 в 12:46
Замечательное родословие, много добрых комментариев. От всей души одобряю и присоединяюсь. Ей богу, трудновато даже что-то ещё добавить. Разве только, что и среди атеистов достойные люди встречаются, не токмо среди баптистов.
Геннадий Зенков #    31 декабря 2016 в 13:58
Отвечу сразу на два комментария. Тем более, что и Александр, и Николай "связаны" с Волгой, Жиигулями, Тольятти. И я плавал по Волге и в Волге, бывал в Тольятти, так что мы - земляки-волжане. Спасибо за добрые отклики на мою работу. А атеисты тоже во что-то верят, так что без веры - никуда!