Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Три березы за околицей

2 декабря 2016
Просмотров: 1026
Рейтинг: +12
Голосов: 12

Поделиться:
2 декабря 2016
Рейтинг: +12
Голосов: 12

Просмотров: 1026
Поделиться:

— Вот здесь они стояли целый день, привязанными к этим березам, Иван Осипович Соколов и Григорий Ильич Гаврилов, когда происходило их раскулачивание, — сказал местный краевед Степан Шумов.

Со Степаном меня познакомил глава села Мохнатый Лог, когда я обратился к нему с просьбой помочь разыскать могилы родителей моего отца и что-нибудь рассказать об их жизни, показав документы «Государственного архива Новосибирской области».

Я потрогал шершавую кору одной из трех причудливо изогнутых старых берез, которые заметил сразу, когда шел с остановки междугороднего автобуса в село.

— А почему их привязали на целый день?- спросил я.

— Чтобы они не оказали сопротивление. Ведь их отнесли к кулакам второй категории.

— Что это значит?

— В январе 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) приняло постановление « О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации», согласно этому документу все зажиточные крестьяне делились на три категории. Во вторую отнесли богатых кулаков и полупомещиков. Главы этих семей арестовывались, все имущество изымалось, а семьи высылались за пределы области. В нашем селе к ним отнесли Гавриловых и Соколовых. У Гавриловых, кроме лошадей, коров, была мельница и кожевенный завод. У вашего деда хозяйство тоже было немалое: табун лошадей, десяток коров, отара овец, маслобойка, жатка, сенокосилка, пахотные земли, сенокосные угодья, амбары. Была и шорницкая, где шили конную упряжь, делали телеги и сани на всю округу.

Что дед был зажиточным, я знал из отдельных реплик, которые иногда проскакивали в разговорах отца. Но о своей жизни в детстве, о родных он никогда не рассказывал и писем на родину не писал, в отличие от матери. Она, уроженка Новосибирской области, попала на Дальний Восток по призыву Валентины Хетагуровой, чтобы строить Комсомольск-на- Амуре. В годы войны уехала из голодного города в деревню, в низовье Амура, где и повстречалась с отцом.

— Что же было потом? – спросил я Степана Антоновича.

-Вечером семьи погрузили на подводы и под охраной отправили в Краснозерск. Там собрали обоз из двадцати семей и отправили в Тайшет.

— До Тайшета путь-то неблизкий!

— Такая была установка.

— Добрались ли до места?
— Я этого не знаю. В документах, которые мне удалось найти, этого не сказано.

— А почему в Тайшет?

— Дорога в вечность.

Звучит жутко, но правдиво.

— А откуда вы знаете об имуществе этих семей?

— В одной из папок документов того времени мне попалась опись имущества, передаваемых во вновь созданный колхоз.

— Почему же их не приняли в колхоз вместе со своим имуществом?

— Такая была установка: в колхоз не принимать. Дома Соколовых и Гавриловых были большими, поэтому в одном сделали колхозную контору, а во втором сельский клуб с библиотекой.

Мы помолчали. Я набрал в пакет земли из-под берез, чтобы высыпать на могилу отца, внезапно скончавшегося от сердечного приступа в семьдесят девятом году, тепло распрощался с краеведом и пошел на Новосибирский автобус.За окном проплывали уже убранные пшеничные поля, по обочинам дороги скакали галки и вороны, что-то клевали, очевидно, зерна, рассыпавшиеся при транспортировке.

«Все как семьдесят лет назад, — думалось мне. — Вот по этой дороге гнали моего деда, бабушку Матрону Антоновну, с тремя юными дочерьми, в далекий Тайшет, чтобы они сгинули навсегда по дороге, потому что осень быстро закончилась, и начались сибирские морозы. Не помогло и то, что их сын служил в РККА на границе Узбекской ССР с Афганистаном. В самом пекле и природном, и политическом», — такие невеселые мысли крутились в голове.

А деда по материнской линии, раскулачили без высылки, потому что воевал с красными партизанами. По рассказам мамы, человек он был далеко не бедный. Забрали всю живность, оставили только одну корову и одну лошадь.

На могилу отца я попал только через год, после сибирской поездки в двухтысячном году.

— Жизнь жестоко обошлась с тобой, Александр Иванович. Вот привез тебе земли с малой родины, которую ты покинул в двадцать девятом году, чтобы никогда не возвращаться. Знал ли ты о судьбе своей семьи? Знал, конечно, но никогда и нигде об этом не говорил, чтобы не навредить своим детям и чтобы на них не косились всю жизнь.

Комментарии (29)
Олег Пуляев #    2 декабря 2016 в 04:54
Страшно представить, что всё это творилось в 20-ом веке.
Удачи, успехов. +
Владимир Соколов #    2 декабря 2016 в 23:37
Перевернули мир, Олег, и в начале века и в конце. Спасибо.
Александр Шайкин #    2 декабря 2016 в 07:22
Тронула меня тяжелая и трудная судьба Ваших родных. Прекрасный рассказ про хороших и трудолюбивых людей. Владимир, спасибо. Желаю удачи. +
Владимир Соколов #    2 декабря 2016 в 23:40
Досталось всем: дедам-революция, родителям-война. Спасибо, Александр.
Марат Валеев #    2 декабря 2016 в 08:35
Я тоже из семьи раскулаченных. Правда, деда со стороны матери ожидала все же более мягкая участь: после того, как у него забрали скот и часть имущества, он пошел работать в колхоз (был очень мастеровитым и его попросили взять на себя организацию работы двух колхозных мельниц - ветряной и водяной, они были рядом). Так дед из кулаков шагнул в колхозники, причем - в передовые! Но это не спасло его от всеобщего голода в 30-е годы, и он сумел увезти семью в Азербайджан, там и жили до конца 30-х, таи и спаслись от голодной смерти. Володя, с большим сочувствием и сопереживанием читал твой материал... +
Владимир Соколов #    3 декабря 2016 в 00:01
По упомянутом в рассказе постановлению, всех кулаков отнесли к трем категориям. Первая-контрреволюционный актив, дела их рассматривала спец тройка из представителей ОГПУ, обкомов и прокуратуры. Судьба главы, как правило, была незавидна, члены семьи, тоже выселялись к черту на кулички, вторая- описана в рассказе, к третьей категории относили всех остальных: более-менее зажиточных крестьян. Их раскулачивали без выселения и их можно было принимать в колхоз, в отличии от первой и второй. Все дело было в том-куда тебя определят местные власти, такова и судьбы будет, а здесь был полный беспредел. Спасибо, Марат.
Майя Симонова #    2 декабря 2016 в 10:21
Владимир Соколов #    3 декабря 2016 в 00:01
Спасибо, Майя!
Мария Штанова #    2 декабря 2016 в 12:08
Трагедия семьи длиною в Жизнь.Читала на одном дыхании.
Такой рассказ никого не может оставить равнодушным! Спасибо,Владимир!Мой +++!
Владимир Соколов #    3 декабря 2016 в 00:05
Спасибо, Мария. Историю не надо забывать и переделывать согласно новой конъюнктуре.
Вениамин Побежимов #    2 декабря 2016 в 14:18
Живой, не оставляющий равнодушным рассказ.+
Владимир Соколов #    3 декабря 2016 в 00:05
Спасибо, Вениамин. Успеха!!!
Валерий Гринцов #    2 декабря 2016 в 19:32
Хорошо написано, Владимир! Трогает!
Владимир Соколов #    3 декабря 2016 в 00:08
Спасибо, Валерий. Досталось нашим дедам и родителям по полной.
Николай Лыков #    3 декабря 2016 в 13:43
Спасибо за хороший рассказ +
Владимир Соколов #    5 декабря 2016 в 22:42
Благодарю, Николай.
Александр Сосенский #    3 декабря 2016 в 21:29
Здравствуйте, Владимир!
Прочел рассказ с большим интересом. Отчасти это вызвано темой, отчасти щемящей личностной нотой, пронизывающей по-мужски сдержанное повествование.
Вы обратили внимание, что на конкурсе много рассказов, посвященных трагедии раскулачивания. это значит по прежнему жива память о страшных годах, о безысходном зле кровавым большевистским плугом развалившим деревню на правых и неправых, на жертв и наивно надеявшихся, что эти жертвы необходимы. Ведь сколько уже лет прошло, сколько крови пролилось в самую страшную войну, сколько потрясений вынесла многострадальная наша родина, а люди продолжают скорбеть о выкорчеванных из родословных, о которых молчали родственники, боясь навредить молодому поколению.
Воистину нет губительней смуты, чем смута гражданской войны.
Владимир Соколов #    5 декабря 2016 в 22:51
Здравствуйте, Александр! Много рассказов о раскулачивании потому, на мой взгляд, что люди все-таки не хотят забывать о своих " неправильных" предках, с точки зрения советского времени и советской идеологии. Каждый хранил эту память в семье. А когда появилась возможность об этом говорить, то и стали говорить о том, что болит. Спасибо, Александр, за комментарий.
Генадий Синицын #    4 декабря 2016 в 07:23
Незаживающие, кровоточащие раны оставили суровые времена губительного гражданского противостояния. Побочным, удручающим эффектом этого зла является забвение многими соотечественниками своих родословных, что наглядно отражается и в конкурсных произведениях сайтовцев, в которых линии родословных в лучшем случае обрываются на дедушках и бабушках, а то и вовсе на родительских коленах. С большим уважением отношусь к тем, кто сохранил память о своих предках, какие бы горькие воспоминания о них не были. Спасибо за рассказ.
+
Владимир Соколов #    5 декабря 2016 в 23:01
Генадий, совершенно верно, сейчас народ начал интересоваться своими предками, потому что это стало возможным, когда приоткрыли архивы для всех желающих.Но работать в них требуется много времени и желания, поэтому докопались только до дедушек и бабушек, а до прадедушек и прабабушек очередь у многих не дошла. Но мы не должны быть "Иванами без родства", как нас сделали во многих случаях, все открытия впереди. Спасибо за комментарий.
Владимир Бородкин #    4 декабря 2016 в 10:05
Страна наша многострадальная, столько горя люди натерпелись.Отец рассказывал, что у них и хозяйство-то не большое было, но к кулакам отнесли и раскулачили. Забрали двух лошадей и трёх коров и голыми в колхоз приняли-дед был коммунистом и воевал в гражданскую,но это не помогло отстоять скотинку. А у деда было четверо детей. Отец вспоминает как ели лебеду, пухли от голода, но выжили.
Владимир,спасибо за память, спасибо за рассказ.Удачи!
Владимир Соколов #    5 декабря 2016 в 23:08
Дела, Владимир, во многих случаях творились очень неблаговидные. Все зависело от местных властей. А во власть попадали в то время ( да и много позже ). кто может погромче кричать и рубить с плеча, не задумываясь о последствиях. Мельница работала на полную мощь. Спасибо, Владимир.
Наталия Мосина #    9 декабря 2016 в 11:37
Тяжёлая судьба у наших предков... И у Ваших, Владимир, и у многих других...Столько пережили люди! Мы - их потомки должны знать и помнить об этом! Очень хорошо, когда кто-то пытается узнать что-то о своих родных,как Вы, например!Открывается много трагичного, но это нужно не только им, но и нам. Чтобы помнить! Спасибо за замечательный рассказ! Желаю Удачи в конкурсе!+
Геннадий Зенков #    10 декабря 2016 в 08:26
У меня в стихотворении было:"Сосны помнят, и сосны шумят...". Можно сказать, Владимир, что и берёзы помнят и тоже шумят... +.
Владимир Соколов #    13 декабря 2016 в 04:23
Геннадий Михайлович, если б деревья могли говорить или люди научились читать кажущуюся их молчаливость, то многие тайны были бы раскрыты, ух как много бы мы узнали! Спасибо!
Зинаида Дмитриева #    23 декабря 2016 в 15:37
Да, тяжёлая судьба у наших предков и об этих трагедиях,переживших ими, не возможно забыть да и забывать грешно. Надо рассказывать, как можно больше,что бы молодое поколение знало. Удачи в конкурсе +
Владимир Соколов #    28 декабря 2016 в 02:36
Совершенно с Вами согласен, Зинаида, тяжелое было время и потомкам никогда не надо забывать о своих - память о них как-то очищает наши души. Спасибо, Зинаида! С наступающим Вас Новым годом! Тепла и удач!
Роза Покутняя #    27 декабря 2016 в 21:18
Трогательный рассказ.Страшно, когда на березах мучают людей.Тяжелая у них судьба. Рассказ берет за душу.Успехов Вам,Владимир в творчестве и с наступающим Новым годом!+
Владимир Соколов #    28 декабря 2016 в 02:41
Спасибо, Роза! Вас с наступающим Новым годом! Пусть Новый год принесет Вам много-много сказочно-радостных дней !!!