Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Кузьма вернулся

2 июля 2017
Автор: Олег Пуляев
Просмотров: 2798
Рейтинг: +19
Голосов: 19

Поделиться:
2 июля 2017
Автор: Олег Пуляев
Рейтинг: +19
Голосов: 19

Просмотров: 2798
Поделиться:

Старенький автобус потряхивало на колдобинах грунтовой дороги. Мотор сердито урчал, заглушая песню из динамиков. «По тундре, по железной дороге, где мчится скорый...».

Кузьма, стоя, держался за поручень, иногда приседал, чтобы лучше разглядеть пейзаж за стеклом.

— Батя, чего ты «ныряешь»? — спросил водитель и продолжил: — Ты скажи, где тебя выкинуть?

«Если бы я знал. Всё так изменилось за эти годы», — думал Кузьма, переведя взгляд на водителя.

«Выкинуть… Меня милый так выкинули: что тебе и не снилось. Один только Карлаг чего стоит, а до него, сколько их было. Географию можно изучать», — мысленно продолжал разговаривать сам с собой Кузьма.

— Вон, давай около той большой берёзы.

Скрипнули петли открывающейся двери. И сразу стало слышно песнь жаворонков, зависших высоко в небе, а с этим пением стрёкот кузнечиков, лёгкий шелест берёзовых листочков. По спине пробежал холодок, а на лбу выступила испарина. Высокая трава вдоль обочины серебрилась ещё капельками росы.

«Если пойду через поле — шансов добраться сухим нет», — думал Кузьма, опускаясь на колени, широко открывая рот, как будто боялся не успеть надышаться.

«Справа был спуск к реке», — вспомнил Кузьма. И точно, послышались звуки плесканий; детские голоса, робкое ржание жеребёнка, ответное тревожное ржание, а после паузы тишины, гул шмеля где-то рядом.

«Всё, как тогда », — подумал Кузьма, ощущая мурашки, выступившие на коже. Вспомнилось вдруг: руки матери, крынка с молоком, краюха ржаного хлеба, холод досок пола на веранде, сирень с черёмухой по весне, стук дождя по стеклу.

— Ну, здравствуй, Родина, — сказал он.

Мотя (дальняя родня в соседней деревне) встретила неприветливо. Долго разглядывала, а затем, — с криком «Кузёма!», — бросилась к нему.

— Живой, живой, — рыдала в объятиях Кузьмы.

Долго сидели за самоваром. Разговаривали.

— После того, как тебя забрали, Настёна вступила в колхоз. А имущество всё забрали: кузню, молотилку, коня, коров. Один топор остался, что вы с дедом делали. Помнишь?

— Да, как не помнить. Я бью раз. Научал он. А ты — два раза. Понял? Ну, давай на раз- два- три, — улыбнулся Кузьма. И хмуро спросил: «В каком году помер?»

— Расстреляли его в сорок втором. За связь с партизанами. А топор ваш у меня, вон в колоде.

— А Настёна с ребятами? Когда уехали? Или погибли?

— Свят- свят- свят. Все живы. Сынок в армии, а дочка в городе работает. Сам-то как?

— Я, как освободился, — остался в Казахстане, — столько писал на сельсовет. Ответы приходили одни: угнаны в Германию, дальнейшая судьба неизвестна. Затем женился. Двое ребят у меня там. Вот Марта отпустила. Сказала, чтобы не мучился, съезди на Родину.

— А ты помнишь? Кто тебя по доносу председателя забирал?

— Помню… Как его забыть?

— Председатель-то в войну эвакуировался, а этот — в полицию. Всё кричал, что он за двадцать пять лет Советской власти двадцать пять селёдок не съел. Чтоб ему подавиться! Отсидел потом, а теперь ничего: дом построил, живёт.

— А председатель жив?

— А, куда ему деться? До сих пор руководит.

Кузьма поднялся, побледнев.

— Пойду, пройдусь, Мотя.

Во дворе Кузьма выдернул из колоды топор и направился к сельсовету. Шёл быстро.

Мотя выбежала следом, но поняв, что не догнать, схватила велосипед и поехала к Насте. Увидев, только и смогла проговорить:«Кузьма вернулся! Беги в сельсовет, как бы беды не было».

Председатель, — в своём кабинете, — пил «чаёк», балагуря с кем-то, замечая:

— Я по чаю не скучаю, лишь бы водочка была!

В распахнувшуюся дверь ввалился Кузьма. Вид его был жуток.

— Что же ты мне отписывал?..

— Прости, Кузюшка, — лепетал председатель трясущимися губами.

Настя, вбежавшая в кабинет, повисла на шее Кузьмы, крича: «Не надо!»

Утром следующего дня молоденький милиционер отыскал Кузьму за околицей, в поле.

Медленно вставало солнце, где-то в глубине леса, что рядом с полем, куковала кукушка.

— Красиво, — сказал Кузьма с выдохом, кивая в сторону солнца.

— Пойдёмте к машине, Кузьма Семёнович.

— Погодь чуток, — попросил Кузьма, затягиваясь самокруткой.

… Много лет спустя, сын Кузьмы, приезжая в отпуск, показывал топор внукам.

— Это всё, что осталось от нашего хозяйства. Прадед ещё ковал.

Комментарии (53)
Наталия Мосина #    2 июля 2017 в 00:07
Олег,нахожусь под сильным впечатлением рассказа.И написали здорово, и ситуация описана очень тяжёлая...Но это правда жизни!Примите+
Олег Пуляев #    2 июля 2017 в 00:28
Спасибо. Наталия. Многие из тех, кто был причислен к т.н. "врагам народа", в годину тяжких испытаний проявляли себя,
как настоящие патриоты. И привнесли большой вклад в Победу нашего народа. Светлая память им.
Елена Захарова #    2 июля 2017 в 05:46
Какая суровая семейная реликвия... Как хорошо Вы написали! Что ж за судьба-то такая у нашего народа - сами себя изничтожаем доносами, водкой, завистью к соседу... Выковываются характеры, конечно, души проходят чистилище еще здесь, на земле, но как-то помилосерднее бы хотелось, не так мучительно.. Вдохновения Вам, Олег, в творчестве, удачи в жизни..
Олег Пуляев #    2 июля 2017 в 09:28
Спасибо большое, Елена. Вам также всяческих благ.
Евгений Ивненко #    2 июля 2017 в 15:09
Написано хорошо, Олег. Успехов тебе.
Олег Пуляев #    2 июля 2017 в 19:54
Спасибо, Евгений. Тебе тоже. всего самого доброго.
Александр Шайкин #    3 июля 2017 в 10:09
Ваш рассказ - частичка истории России.
Олег Пуляев #    3 июля 2017 в 19:19
Спасибо, Александр.
Алла Фишбейн #    3 июля 2017 в 11:24
Страшная реликвия. Но "из песни слова не выкинешь", это история.
Мощный рассказ, правдивый.
Олег Пуляев #    3 июля 2017 в 19:20
Спасибо, Алла.
Галина Червова #    3 июля 2017 в 19:52
Олег, рассказ произвёл на меня огромное впечатление. Прочла дважды. Хорошо описаны ощущения Кузьмы после его долгого отсутствия и, наконец, возвращения на Родину...
«Всё, как тогда...» — подумал Кузьма, ощущая мурашки выступившие на коже. Очень правдиво написано. Я, приезжая на свою малую Родину, тоже всегда волнуюсь, и меня трогает буквально всё - запах, звуки, птичьи трели, цвет почвы и т.д. и т.п. А в вашем рассказе - тем более мне понятны волнения Кузьмы...после всех его скитаний:"Один только Карлаг чего стоит, а до него, сколько их было. Географию можно изучать".
А дальше - еще тяжелее стало на душе, представив поломанную жизнь Кузьмы и его семьи. А кто такая Кузьме Настёна? Бывшая девушка, сестра?
Семья не богатая, и реликвий в виде драгоценностей, золота, конечно, у них не было.
Но памятный предмет оказался в семье героя вашего рассказа - топор. И потом, уже сын Кузьмы показывает топор внукам, чтобы они знали историю своей семьи: "— Это всё, что осталось от нашего хозяйства. Прадед ещё ковал." И я подумала, что этот топор обязательно должен потом оказаться в доме сына Кузьмы, и будет передаваться затем по наследству, и он будет дороже всякого злата.
Спасибо! Дальнейших вам удач! +
Олег Пуляев #    4 июля 2017 в 05:37
Спасибо, Галина. Отвечу на ваш вопрос про Настёну. Настёна - жена, дальше в тексте рассказывается о детях: сыне и дочери.
А топор, да - реликвия. Только рассматривать его нужно, как инструмент созидания. Ведь в давние времена с помощью топора и пилы
строили церкви, дома, бани и т.д.
Спасибо вам за внимательное прочтение. Все вам доброго.
Галина Червова #    4 июля 2017 в 08:44
Спасибо, Олег, за разъяснения.Уж очень заинтересовал меня Кузьма с его непростой жизнью, поэтому и задала этот вопрос. Всегда хочется хорошего окончания фильма или рассказа. Но не всегда жизнь красочно складывается, к сожалению. Понравилось ваше изложение рассказа, есть чему поучиться, спасибо. И вам желаю всего доброго.
Олег Пуляев #    4 июля 2017 в 09:07
Уважаемая. Галина. Мне тоже приятно общаться с вами, хотя у нас иногда и возникали ... Прошу извинить меня за резкость.
А рассказ, конечно, это собирательные образы. Всегда стремлюсь к художественному тексту, к уходу от нарративного повествования.
Привет, Владимиру. И мои самые искрение пожелания успехов в его творчестве.
Галина Червова #    4 июля 2017 в 10:01
Извинения приняты, Олег. Я - не против критики, но чтобы она была доброжелательной, с какими-то советами, а не грубой и надменной, ведь мы, пишущие авторы очень чувствительны и ранимы. Жизнь и так очень сложна! Так зачем тратить свои и чужие нервы из-за своих творений, которые нам приносят радость, как родное детище stuk
Свой комментарий на ваш пред.рассказ я тоже удалила. smile
Спасибо за пожелания, привет Володе я передам. Всего наилучшего вам в жизни!
Ласло Зурла #    4 июля 2017 в 11:50
Краткая суть истории российской. В небольшом тексте. Антисистема - как писал Лев Гумилев.
Олег Пуляев #    4 июля 2017 в 15:59
Спасибо, Ласло. Рад тебе. Успехов в творчестве.
Ласло Зурла #    4 июля 2017 в 17:02
Взаимно)
Мария Штанова #    4 июля 2017 в 13:21
Трагическую историю Кузьмы и его предков передать в таким лаконичным и образным языком-это большое мастерство! Олег,Ваш рассказ стал бы основой отличного сценария для добротного отечественного сериала! Я даже представляю ,кто мог бы сыграть в нем главную роль!
Рассказ потрясающий! Желаю Вам победы в конкурсе!
Олег Пуляев #    4 июля 2017 в 16:02
Спасибо, Мария, за тёплые слова. Здоровья вам, всяческих успехов. С уважением, Олег.
Яна Солякова #    4 июля 2017 в 17:08
Очень сильно воздействует рассказ! И то что что всё не просто показано, а -- чувствами, звуками, воздухом... И тяжесть топора и всей судьбы... Зачем же он поверил????
Обидно. Целая жизнь искалечена. И не одна жизнь, а... каждая первая, наверное.
Сильный рассказ!
Олег, там Вы запятую потеряли, кажется, между "поле" и "шансов": «Если пойду через поле шансов, добраться сухим, нет»
Олег Пуляев #    4 июля 2017 в 18:48
Спасибо за внимательное прочтение. Зачем поверил? Ну, а как не верить, если на официальный запрос приходит ответ,
что никого нет, а прошли годы, война прошла и т.д.
С уважением, Олег.
Мария Штанова #    4 июля 2017 в 20:02
Да,я тоже заметила эту синтаксическую неточность.Еще есть время внести поправку:"Если пойду через поле- шансов добраться сухим нет".
Зинаида Дмитриева #    4 июля 2017 в 21:16
Очень сильно написано, а тема тяжёлая, как сама жизнь народная.
Спасибо, Олег, за справедливый, исторически честный рассказ.+
успеха в творчестве! Всего ВАМ доброго!
Олег Пуляев #    4 июля 2017 в 21:52
Спасибо, уважаемая Зинаида. Мне очень приятно, что Вам нравится, что читается.
Вам также успехов в творчестве.
Марат Валеев #    5 июля 2017 в 11:44
Какое было время! И как точно ты его описал, Олег - аж мурашки по коже. Сколько людей тогда пострадало, сколько судеб было исковеркано, не счесть. Эта эпоха коллективизации и индустриализации нашего бурно строящегося государства, когда в ход шли и энтузиазм трудящихся, и подневольный труд, затронула каждую семью. И твой Кузьма с топором - ярчайший ее представитель. На Руси всегда брались за топоры, когда хотели найти справедливость или покарать врага - сколько было таких бунтов?! Но описываемые тобой годы бунтарский дух у народа был подорван, подавлен годами жестоких репрессий, хотя отдельные всплески все же случались. Классный рассказ! Желаю тебе успеха на конкурсе, Олег!
Олег Пуляев #    7 июля 2017 в 13:02
Благодарю, Марат.
Лидия Павлова #    9 июля 2017 в 12:10
В этом рассказе - горькая правда о нашей истории, о том, через что прошёл народ в недавнем прошлом. Да, времена тяжких испытаний проявляют суть каждого человека - у одного - силу характера, любовь к Отечеству, мужество, у другого - трусость и подлость. Сильно, убедительно это у вас показано, Олег. Читала - и душа замирала.
Желаю удачи в конкурсе и в творчестве! +
Олег Пуляев #    9 июля 2017 в 19:58
Спасибо, Лидия. Приятно осознавать, что здесь, на сайте, находятся люди у которых сердца бьются в унисон с твоим, когда какой-то невидимый коментор
настраивает их на понимание так, как понимаешь сам. И это очень дорого, и это ко многому обязывает. С благодарностью воспринимаю ваш комментарий.
Всего вам доброго.
Владимир Бородкин #    10 июля 2017 в 20:57
Олег, с удовольствием прочитал. Ждал, не разочаровался. Это настоящая художественная проза. Читаешь и видишь картинку, эмоции героев, ощущаешь пульс рассказа.
Что интересно,я хотел написать о такой же реликвии - топоре, прочитал и очень удивился. Думал, что о таком не напишут. Оказывается, идеи летают в воздухе. Буду думать о новом рассказе. Повторюсь, этот рассказ хорош! Перечитал его ещё раз!
Удачи в конкурсе, Олег!
Олег Пуляев #    10 июля 2017 в 22:50
Приветствую, Владимир. Рад тебе всегда. Спасибо за оценку. С уважением, Олег.
Майя Симонова #    11 июля 2017 в 09:33
Олег Пуляев #    11 июля 2017 в 21:13
Спасибо, Мая.
Валерий Крылов #    13 июля 2017 в 19:17
Рассказ заставил задуматься. Одно непонятно, в какие годы Кузьма вернулся на родину?.
Людмила Косарева #    15 июля 2017 в 12:45
Читала не один раз...Сильно, мастерски написано, Олег... И от этого пронзительнее, жёстче идея рассказа...
Успехов Вам во всём.
Олег Пуляев #    15 июля 2017 в 16:06
Спасибо за прочтение, оценку. Всегда рад вам, Людмила. С уважением, Олег.
Елена Ядрина #    15 июля 2017 в 23:42
Столько "русскости" в Вашем рассказе, Олег... Оттого он и глубокий, содержательный. Удачи!
Олег Пуляев #    17 июля 2017 в 07:00
Спасибо, дорогая Елена. Для меня важен ваш комментарий. Приятно, что вам понравилось. С уважением, Олег.
Татьяна Фокина #    2 августа 2017 в 09:06
Олег, рассказ производит сильное впечатление. Возвращение в прошлое...В прошлое, где тебя не ждут... Где тебе искалечили жизнь. Страшная страница нашей истории. Но она была, и хорошо, если не повторится. Вашему герою сочувствуешь, попутно оберегая мыслью: "Не дай Бог такое перенести!" По воле злого завистника человек был оторван от своих корней, прожил жизнь мытарств, а мог бы совсем иначе... Концовка хороша! Топор как реликвия, как примета крестьянской жизни, и не просто примета, а основа... Удачи в конкурсе!
Олег Пуляев #    3 августа 2017 в 08:58
Спасибо, Татьяна, за внимательное прочтение.
Татьяна Фокина #    6 августа 2017 в 12:38
Олег, сделать бы из Ваших 3500 знаков произведение побольше. Нет ли такого? Многое заинтересовало и заставило поразмышлять.
Хотя это и не хроника, но я поразмышляла о временных рамках рассказа. Прочитав комментарии и Ваш ответ о возможных 70-ых годах, я как-то удивилась. У меня совсем другая картина сложилась. Хотя, конечно, спорно. Еще раз подчеркиваю - спорно!
42 год - оккупация (понятно, какие это могли быть области), забрали Кузьму, жена сразу в колхоз вступила (вероятно 35-ый год, так как в этих областях коллективизация к середине 30-х закончилась). Вернулся Кузьма - "сынок в армии". Фраза это, конечно, воспринимается как "забрали служить". Призывной возраст 18 лет, да срок службы 3-4 года. Примерно лет 17-20 прошло с ареста, а сынок был еще тогда младенцем. Значит, где-то 1952-54 годы. Если воспринимать "сынок в армии" как "сынок военным стал" - то, может, и позже. Но ведь он сын репрессированного, врага народа. Рисуется за кадром еще одна драма жизни: как тогда многие жены были вынуждены поступать - прилюдно, на собрании отказаться от мужа-предателя, дать детям свою фамилию, чтоб будущее им не портить. Тогда, может, и более поздние временные рамки.
Мне понравился Ваш прием начала. Ввели слова шансона из тюремной тематики, сразу настраивает на понимание биографической детали героя и идеи произведения. Вспоминается Горького "На дне". Ночлежники поют песню "Солнце всходит и заходит, а в тюрьме моей темно". О Вашей блатной песне я полюбопытствовала в энциклопедии. Оказывается у нее есть даже автор, авторские права зарегистрированы, написана в 1940 году. Есть множество вариантов, так сказать, растиражирована народом, имеет разные названия. Мне кажется, по радио, о чем пишется во многих энциклопедиях о шансоне как песенном жанре, подобные песни начали звучать в 90-ых годах. Для типичности восприятия можно было бы "из динамиков" просто убрать, допустим, напевал сам шофер, или строчки другие привести. Например: "Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек". Вольно дышит прозвучало бы как сарказм. Помните? "Человек проходит как хозяин"... Вот уж действительно "хозяин". Помните? "хозяином" называли Сталина - вот и намек на сталинские репрессии... Вот такие мои размышления.
При всем сочувствии герою, он не показался мне таким стойким и целеустремленным. Получил отписку от председателя и успокоился. А "ларчик просто открывался". Написал бы Моте - и давно бы узнал. Но поскольку нет такого в рассказе, то можно и домыслить о коварстве председателя. Это послевоенная разруха, вероятно, и почты-то нет, вся корреспонденция приходит на сельсовет и какая-нибудь девчонка (остальные все заняты в поле) разносит письма по деревне. А уж председатель не даст возможности письмам Кузьмы дойти до нужного адресата. Тогда Кузьма и не виноват в своей ненастойчивости. Хотя фраза "Марта отпустила . Сказала, чтобы не мучился, съездил на Родину." ясно показывает, кто в новой семье хозяин. Например, другое совсем было бы восприятие о его характере: "Как только получил разрешение - так поехал на Родину". Но воля автора рисовать образ героя таким, каким он его видит...
Немного как филолога меня смутило слово "веранда". Употреблялось ли оно в обиходе крестьянами. Кузьма вспоминает свою жизнь до ареста. . Может, заменить на слово "крыльцо", что, вероятно, было более типичным? Особенно для тех, кто жил зажиточно (кузня, молотилка, конь, коровы)..У остальных - бедняков - скорее всего были, как это водилось, только сени.. Иметь пристройку, даже не застекленную, было, наверное, шиком.
Мне нравятся открытые финалы. Читатель в размышлении: убил ли Кузьма председателя (если милиционер за ним все же пришел)? Или повисшая на нем Настя помешала? Топор снова оказался в семье, стал реликвией, стало быть, не стал вещдоком. Так поймет вдумчивый читатель. Следовательно, не усугубит Кузьма свою многострадальную судьбу...Стало быть, забрал председатель свое заявление о покушении на жизнь свою (подлую!)
Да, немного о знаках препинания. Если сочтете нужным, то обратите внимание: 1."Вспоминали: родню, довоенное время" (не нужно двоеточие, поскольку здесь нет обобщающего слова, например "всё". 2. «По тундре, по железной дороге, где мчится скорый» — звучал голос с хрипотцой. в кавычках надо дописать многоточие, поскольку предполагается, что песня на этой строке не останавливается, а звучит. Или после кавычек поставить запятую по схеме "П", - а. 3. Ответы приходили одни: угнаны в Германию, дальнейшая судьба неизвестна. Поскольку он цитирует ответы, то целесообразнее оформить так: Ответы приходили одни: "...угнаны в Германию, дальнейшая судьба неизвестна".
Закончу тем, чем начала. Хотелось бы почитать полную версию? Есть она? Крайне заинтересовали, Олег. Еще раз спасибо вам за воплощение такой нужной темы - позорной страницы нашей истории - о покалеченных судьбах, наверное, миллионов неповинных наших граждан. Не удивляйтесь, что второй раз пишу комментарий, спешила первый раз ... поэтому теперь свою "закорючки в памяти" выполнила. Не воспринимайте как критику, а просто как мой интерес к слову. Удачи, удачи, удачи.
Олег Пуляев #    6 августа 2017 в 23:09
К сожалению у меня не проходит текст такого объёма, как ваш комментарий. Поэтому буду отвечать на ваши "сомнения", сдаётся толкнувшими Вас к этому третьими лицами.
Вы же сами пишите, что это не "хроника". Тогда в чём дело? Вам не известно, что с реальными мерками нельзя подходить к художественному тексту? Постулат, который
известен с Шекспировских времён. Нужно читать текст, а не придумывать свои интерпретации текста и выдавать за написанное мною. На первый вопрос, отвечаю: написать могу и более 3500 знаков.
Оккупация началась не в 42, а в 1941 г. (на седьмой день войны был оставлен Минск). В армию не забирали, а призывали. Забирали, когда арестовывали.
Интересно Ваше понимание исторических событий... Да многие родственники репрессированных служили. (и до войны, и во время, и после). А этот перл "О Вашей блатной
песне". Да не моя она (смотрели же энциклопедию), да и не "блатная".Приятно, что вам понравилось начало, хотя уважаемый писатель (Горький) не мой кумир. И уж, конечно, не держал а памяти, как там у него "На дне". У меня ничего не говориться "о радио", говорится о "динамиках". И опять вы с арифметикой (90-е). Да звучали они (песни), сами же пишите, что написана в 40.
Олег Пуляев #    6 августа 2017 в 23:23
И зря вас (как филолога) смутило слово "веранда", полно было этих веранд. И никаким "шиком" это не считалось.
Про миллионы, наверное, это завышенная цифра, мне помниться статистика, что где-то миллиона полтора.
Спасибо за пожелания
Татьяна Фокина #    6 августа 2017 в 23:41
Олег, не согласна я с Вами, что в реалистическом рассказе нельзя анализировать категорию времени. По крайней мере меня так учили и так я анализировала в течение своей работы. Категория времени и пространства в реалистическом (не фантастическом же!) угадывается по отдельным деталях. Вот Вы упомянули Карлаг - и зная об этом лагере, можно восстановить "географию". Закрылся в 1959 году. Значит. не позднее этих лет. И также - и о времени можно судить по деталям.
Жаль, когда нет возможности говорить, а писать... не всегда донесешь интонацию своего письма. О Горьком писала не потому, что Вас заподозрила ...просто провела аналогию. Мысль такова: деталь "строки из песни как характеристика героя, как лейтмотив произведения". В общем интересно было порассуждать...В общем полной версии произведения нет. Нет, так нет... Пишите - творите, с уважением Татьяна.
Олег Пуляев #    7 августа 2017 в 00:23
Татьяна, вы меня извините, но прошло столько времени, когда Вас учили. Почитайте работы литературоведов, лингвистов. Есть целые лекции по этому
вопросу. Вот Вам одна выдержка: "... к искусству нельзя подходить с теми же мерками, что к реальности, потому что оно по определению реальностью не является".
Вот ещё одна: "Если реальное время объективно, т.е. независимо от сознания людей, воспринимающих его течение, то время литературное - субъективно, и даже
скорость его течения определяется состоянием сознания субъектов художественного мира".
Есть хороший тезис Ю.М. Лотмана: "Литература, конечно, "отражает жизнь", но далёко не так прямолинейно".
А вот тезис Мана (1979) : "Изначальная парадоксальность литературы состоит в том, что она достигает максимума выразительной силы как раз в те моменты,
когда отказывается от претензий на истину".
Татьяна Фокина #    7 августа 2017 в 02:22
Олег, исхожу из формулировки об особенностях реалистического рассказа - типичный герой в типичных обстоятельствах. Вы совсем о другом. Да, ладно. Не поняли друг друга. Вот смотрите интересную информацию нашла, довольно противоречивая, но из разных энциклопедий и статей. Прочитайте, Еще раз хочу добавить, что жаль, что интонацию при письме не передашь. Смайлик, наверное, надо рисовать. (не люблю!)
1. Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк[1]) — песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовно-преступной среды. В этом же разделе пишется о песне «По тундре…» Автор неизвестен.
По другим источникам автор Шурмак Г.М. Из его воспоминаний В ноябре 1942 в oбщагy, где я жил пришел солдат-инвалид Петр Смирнов. Правая рука у него была искалечена. Выяснились, что он был взят в армию прямо из лагерей, расположенных в районе Воркуты. Как и мой брат, он был вором. Петр любил рассказывать о лагерном быте, об отправке на фронт. Оказывается, на фронт отправляли поездом, состоящим из теплушек. Меня поразило: тундра кругом, а действует железная дорога — экзотика! Потянуло сочинить песни, посвященную брату, который тоже прошел через северный лагерь и тоже где-то воюет. Начало песни возникло само собой: “По тундре, по железной дороге”. А о чем должна быть песня? Ясное дело: о побеге на волю, о матери, память о которой священна для каждого зэка. …[На фронте] изредка я пел её ребятам по землянке и по палате [в госпиталях], а затем в студенческие годы — однокурсникам»[6].
В раннюю хрущевскую оттепель обнаружил, что его песня стала широко известной. «Случайно услышал свою песню по радио в исполнении неизвестных радиолюбителей».
Где-то еще читала - сейчас не вспомню, авторские права Шурмака зарегистрированы.

2. C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием «русский шансон
О репрессиях. 1. Использовала слово «миллионы» как одну из версий. Всего жертвами репрессий за советский период, по данным правозащитной организации «Мемориал», стало от 11—12 до 38—39 млн человек[1
http://demoscope.ru/weekly/2007/0313/analit01.php. Есть и другие версии, что цифры завышены. http://aloban75.livejournal.com/345397.html
Интересно для Вас?
Олег Пуляев #    7 августа 2017 в 07:33
Я не о "другом", я о литературе. Какие "особенности реалистического рассказа"? где вы такой штамп махрущий отыскали. Хорошо, что вы не пишите мне о
работе Ульянова: "Лев Толстой, как зеркало русской революции".
Энциклопедии, статьи в них, пишут люди, конкретный человек, а каждому человеку свойственно ошибаться. Вот и ваше определение, как "ваша блатная песня"
ошибочна, т.к. наряду с уголовниками в лагерях отбывали наказание "политические". Из текста рассказа понятно, что он репрессирован, как кулак.
В рассказе используется фрагмент песни. Мне не интересна информация в каком году кто-то, что-то "маркирует", понятие шансон было задолго до 90-х.
Про "русский шансон" , вот это определение как "русский шансон" нет в рассказе.
Информация о количестве репрессированных мне также не интересна. Спасибо, за ваше внимание, сейчас (да, и я в состоянии найти) нет проблем по многим
документам.
Татьяна Фокина #    7 августа 2017 в 08:52
Олег, спасибо за терпение. Мне же было интересно, хотя я вижу, что мы друг друга не понимаем. Особенно не понимаете моей интонации (где-то шутливой, а где-то просто призывающей Вас к беседе о слове, о его сфере употребления, о роли художественной детали и прочем.. Ведь хочется же мне поговорить с человеком, умудренным и жизненным, и литературным опытом...
Генадий Синицын #    15 августа 2017 в 12:07
Весьма художественно изложено, подкупает. И реликвия неожиданная, с ветвистой историей. Не определённый финал, невольно вызывает здоровое любопытство, хочется надеяться, что всё хорошо закончится.
+
Олег Пуляев #    21 августа 2017 в 10:15
Спасибо Генадий. Рад тебе. Всё хорошо.
Яна Даренко (Татьяна Бондаренко) #    30 августа 2017 в 21:27
Очень сильный рассказ! Взбудоражил, растревожил, не дает возможности поверить в несправедливость жизни... Горько... И как здорово у Вас все выписано: природа, характеры, диалоги... Браво! +
Олег Пуляев #    1 сентября 2017 в 08:59
Спасибо, Яна.Приятно читать Ваш комментарий. Вам также желаю: успехов в творчестве, мирного неба.
Людмила Дымченко #    15 октября 2017 в 14:00
Великолепный рассказ! Мощный!
И кинематографичный, точно, - "Судьба человека" такая, никого равнодушным не оставит...
Олег, мой горячий "плюс"!