Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Старинная история

21 июля 2017
Просмотров: 2634
Рейтинг: +21
Голосов: 21

Поделиться:
21 июля 2017
Рейтинг: +21
Голосов: 21

Просмотров: 2634
Поделиться:
Сытая темень неспешно ползет на рассвет, густо увешаны стены изношенным прошлым,
Вязнет уставшая муха в крахмаленной прошве, хоть и моложе салфетки на тысячи лет.

Крылышки ветхие — краток отмеренный век, что-то рисует на белом измученным тельцем.
Цокает маятник через прикрытую дверцу, бдит домовница, за ночь не сомкнувшая век.

"… Нынешний барин и вовсе не ровня отцу. Тот был — красавец, да норову больно крутого.
Помню, невеста боялась промолвить и слово в час, когда шла с ним на Красную горку к венцу.

Белое кружево, да золотое шитье, в вырезе низком слезою сверкала подвеска —
Бабка-помещица приберегла для невестки, то-то на диво разинуло рты мужичье.

Чин-чинарем отгуляли. Да, знать, не к добру черными брюхами тучи мели над усадьбой —
Горькою редькою стала медовая свадьба. Уж, лютовал-то хозяин в мужицкой к утру!

Шумно крушил, что легло под пудовый кулак, разворошил диким криком родные хоромы,
Об пол ударил кривого лакея — Ярему, да обихаживал плеткой и этак, и так.

Знать, поделом! Коль, охоч до чужого добра, только тебе и глотать, что кровавую юшку.
Сжалился барин — в солдаты отдал за понюшку. Да не вернулся Ярема со службы обрат.

Долго шептались дворовые: мол, оговор. Что загубили зазря неповинную душу —
Барин не смог драгоценность свою обнаружить, как не был луплен жестоко бессовестный вор..."

Тщетно стараясь тепла накопить про запас, зябнет старуха к утру под тряпичною грудой.
Только и греет в мешочке под тощею грудью, спрятан до лучших времен, ограненный алмаз...
Комментарии (46)
Майя Симонова #    22 июля 2017 в 10:07
Ирина Коротеева #    22 июля 2017 в 10:35
Майя, спасибо!)
Алексей Мальцев #    23 июля 2017 в 20:30
Добрый вечер, уважаемая Ирина. Прекрасное стихотворение с оригинальной рифмовкой, достаточно редкой (обожаемой шестидесятниками когда-то) стопой (дактиль). Сочное, наваристое - я бы так обозначил. Пару-тройку раз царапнули небольшие "блохи" типа "за нОчь не сомкнувшая век" - в этом сочетании и контексте лучше, на мой взгляд "зА ночь", но дело не в этом. Читателю, по-моему, не совсем понятно - отчего ж лютовал так барин на следующее утро в мужицкой. Только в последних строках становится ясно - из-за чего. И под какой наваленной грудой зябла старуха к утру - также непонятно. И не совсем ясен смысл воровства. Следование теме конкурса достаточно туманно. В остальном - мой твердый плюс, так как написано талантливо.
Ирина Коротеева #    23 июля 2017 в 23:25
Алексей, здравствуйте! Очень-очень Вам рада!
Хотелось рассказать о двуличии, о подлости через такую неожиданную историю. Чтобы в конце читатель даже не поверил, вернулся в начало, перечитал, ахнул : как же так - приличная женщина, сама готовая жестоко и безапеляционно обличать, а дай ей волю - и казнить, в итоге оказывается злом, волком в овечьей шкуре. Украв, равнодушно наблюдает, как наказывают невиновного, еще и подначивает. И, конечно, она сама и оговорила перед хозяином несчастного. А, ведь, еще она, наверняка, и сама из этих : "мужиков".
По большому счету, печальный опыт встреч с такой подлостью есть у каждого взрослого человека.
Так что, если бы смысл воровства до конца был понятен - человечество бы разобралось с большим процентом таких преступлений - и многое было бы решено))
А если рассуждать на тему конкурса - была украдена семейная реликвия - все логично )
Ирина Коротеева #    24 июля 2017 в 14:03
Алексей, послушала Вас, заменила слово "наваленной" на "тряпичной", так, пожалуй, будет правильнее и точнее. Благо, правила конкурса разрешают корректировки. Еще раз спасибо!
Алексей Мальцев #    27 июля 2017 в 08:05
Ирина, под "тряпичною" - безусловно, конкретней, определенней, что ли.... Речь идет про одеяла, или я что-то не так понял?
Ирина Коротеева #    27 июля 2017 в 11:00
Да, да, конечно - одеяла, покрывала и тому подобное.
Владимир Бородкин #    23 июля 2017 в 21:24
Ирина, с удовольствием поддержу Алексея - написано талантливо, оригинально, сочно, наваристо! В таких случаях приятно и чужой комментарий процитировать. А почему домовница украла бриллиант, ну не удержалась от красоты такой, чёрт её попутал, а потом вся жизнь свелась к сохранению этой красоты и может, желанию передать его по наследству. Вот почему вороны блестяшки воруют? Не могут удержаться. Вот и домовница такой вороной оказалась.
А душу безвинно оклеветанного Ярему сгубила. С этим грузом всю жизнь и жила, греясь под старости лет под тряпьём.
Чудесно написано!
Удачи, Ириа!
Ирина Коротеева #    23 июля 2017 в 23:30
Володя, вот то, что точно по стилистике мне хотелось добиться - наваристо, и точка) Это, наверное, то, единственно правильное слово, которое все объединяет )) Спасибо! Так тебе рада!!!
Зинаида Дмитриева #    24 июля 2017 в 10:10
Дорогая Ирина, я не могу сказать профессионально о стилистике вашего произведения, так как я просто
профан в этом, но я увидела большого мастера слова, глубину его и как сказали предыдущие комментаторы-
наваристо! СПАСИБО, успеха в конкурсе!
Ирина Коротеева #    24 июля 2017 в 10:28
Зинаида, спасибо за добрые слова!
Зинаида Дмитриева #    24 июля 2017 в 10:45
Ирина, извиняюсь, плюс пропустила, но я проголосовала за ВАС! Успеха!
Ирина Коротеева #    24 июля 2017 в 14:00
Зинаида, еще раз спасибо!
Татьяна Мажорина #    24 июля 2017 в 14:32
Ирочка, невероятно сочно, красиво, метафорично! Лексические обороты очень гармонично вписываются в ту эпоху. Я его себе даже распечатала. Поэзия - высший пилотаж!
Мой +
Ирина Коротеева #    24 июля 2017 в 15:24
Танечка, спасибо Вам от всей души!
Марат Валеев #    24 июля 2017 в 17:28
Чтобы не повторяться за предыдущими комментаторами, скажу оригинально: как густо и вкусно! Я такого стиля еще не встречал, потому смаковал несколько раз. Замечательно, Ирина!
Ирина Коротеева #    24 июля 2017 в 19:24
Марат, замечательный Ваш комментарий! Мне бесконечно приятно это слышать, спасибо!
Елена Захарова #    25 июля 2017 в 08:12
Ух ты! Действительно - затейливая вязь, кружево. Полностью готова повторить комментарий Марата. Очень, очень здОрово! Удачи Вам, Ирина, от всей души!
Ирина Коротеева #    25 июля 2017 в 10:02
Елена, спасибо! И Вам всего наилучшего!
Людмила Косарева #    25 июля 2017 в 12:22
Запоминающаяся ,из самой старины, история. Стиль и язык, образы также запомнятся читателям! От всего сердца - (+)! Удачи, Ирина!
Ирина Коротеева #    25 июля 2017 в 13:36
Людмила, благодарю! И Вам всего самого доброго!
Александр Шайкин #    25 июля 2017 в 19:31
Прекрасное стихотворение, Чудесно написано!
Удачи, Ирина!+
Ирина Коротеева #    25 июля 2017 в 20:38
Александр, спасибо!!!
Яна Солякова #    25 июля 2017 в 19:59
Вот же подлая бабка!!! Я всё ждала, что история разрешится общей справедливостью... или хотя бы чтобы после времени узнали, что Ярёма не виноват... А тут какая-то бабка подлая из-под тряпья! Неожиданный конец. И - да!!! - вкусно написано.
Но не честно!!! Ирина! Как могла так поступить с невинным Ярёмой?!))))
Про муху ещё классно с салфеткой и ходиками))))
Ирина Коротеева #    25 июля 2017 в 20:48
Жизнь - боль, как говорят молоденькие девочки у меня на работе) cry
Ян, ну чего я могла сделать, когда такая подлая бабка? Прямо так и вижу, как она жалостливо ахала, когда били невиновного Ярему.
Спасибо!
Геннадий Зенков #    26 июля 2017 в 13:08
Ирина, я, конечно, давно уже ознакомился с Вашей "Старинной историей", а комментарий всё откладывался. Работа интересная, не простая, и оцениваться она может с разных сторон. Написана действительно "сочно", классическим русским языком, с неожиданными, выразительными образами ("что-то рисует на белом измученным тельцем..."), как и всегда у Ирины Коротеевой. Один образ, правда, мне не очень понятен. "Сытая темень неспешно ползёт на рассвет..." После рассвета, как правило, постепенно светлеет, а "темень" наползает к вечеру, на закате.
Главной "солью" истории является не сама семейная реликвия, которая могла быть и алмазом, и золотым кольцом, и серьгами, а её воровство, да ещё связанное с оговором. Я замечал, что жюри отдаёт предпочтение работам, где "предмет конкурса" является "главным героем". Впрочем, многое тут зависит от талантливости произведения.
Ещё одно рассуждение. "Старинная история", безусловно, является стихотворным произведением. В нём 36 стихотворных фраз, которые записаны в виде 9 "двустиший". Чем вызвана, чем обусловлена такая форма подачи "истории"? Наверное, тем, что по условиям конкурса стихотворных строчек должно быть не более 32-х? Как это оценит жюри? А само по себе произведение заслуживает самой высокой оценки. +.
Ирина Коротеева #    26 июля 2017 в 17:05
Геннадий, добрый день! Спасибо за добрые слова! Я рада, что эта "многослойность" считывается.
Насчёт темени. Речь идёт о происходящем в комнате, а не на улице.
Темень ползёт на рассвет - т.е. дело к утру. Здесь и: из центра ночи к утру, и из темных углов комнаты к полузашторенным окнам. Такую разноплановость фразы я и предполагала.
Вот "сытая" - это вообще самое интересное) Здесь тоже двойное значение. И в смысле густая, полная (так например, говорят "сытая нива "), и в смысле ночная темень, сытая жизненными соками героини, ведь бессонная ночь высасывает все силы из человека, тем более пожилого, тем более если человек всю ночь "переворачивает" в голове прошлое).
Про суждения жюри соглашусь. Тоже это заметила. Но я, как автор, способна писать только про людей и о людях. То есть о психологии человека, о событиях в жизни человека и т.д. в контексте заданной темы. Да, ведь, это и есть самое интересное! Ну, не хочется мне ни писать ни читать: ах, какая красивая шкатулка, какие у неё ровные края, какого она прекрасного зеленого цвета и т.д. Насколько я понимаю, большинство здесь собравшихся - мне подобны)
А про то, стихотворение разрослось до 36 строк вместо положенных 32 - каюсь, не получилось вместить, целую историю, да ещё и не одной жизни в 8 катренов, как я ни старалась) Отсюда и вынужденая мера с объединением строк. В первом варианте проще воспринимать рифмовку и "густота" текста более "разбавлена ", но выхода для участия в конкурсе не было. В "обычной " литературной жизни "Старинная история " будет существовать в виде девяти четверостиший.
Спасибо, ещё раз! Неравнодушный читатель - это большой подарок для автора.
Елена Ядрина #    26 июля 2017 в 23:12
Сюжетность твоих стихотворений, Ирочка, всегда завораживает - это всегда история, всегда глубокая связь! Спасибо за удовольствие прочтения! Удачи!
Ирина Коротеева #    27 июля 2017 в 01:12
Леночка, спасибо, мы с тобой на одной волне!
Оксана Алмазова #    1 августа 2017 в 14:29
Какая жуткая крепостническая история! Оживляет уроки еще советской литературы.
Ирина Коротеева #    1 августа 2017 в 14:47
Да, что-то вспомнилось) Оксана, спасибо!
Александра Ведова #    2 августа 2017 в 20:30
Ирина Коротеева-это всегда интересно,это всегда-не просто, порою-спорно, но -интересно-всегда. Плюс!
Владимир Рыбкин #    3 августа 2017 в 21:50
Чудесный рассказ ограненный прекрасной поэзией!Браво,Ира!!!
Ирина Коротеева #    4 августа 2017 в 07:42
Володь, спасибо!
Татьяна Фокина #    16 августа 2017 в 16:52
Эта драматическая история сразу затрагивает душу. Ясно представляю себе домовницу…. Вот она идет (нет, не идет, а «бдит») и ворчит, как обычно ворчат старые люди, сравнивая настоящее с прошлым («нынешний барин не ровня отцу»). Ее память уносит в прошлое - в историю украденного алмаза…И перед глазами читателя разворачиваются картины жизни помещиков и крепостного слуги. Слова и выражения домовницы очень ярко передают особенности народной речи («коль», «охоч», «обрат», «зазря», «знать», «чин чинарем» и др.) Мне показалась очень интересной метафора «черными брюхами тучи мели». Обычно праздник Красной горки (Антипасха, Фомино воскресенье) считался самым счастливым для проведения свадеб. Это весна, и черные тучи в народных приметах прочили несчастье…Такая метафора, на мой взгляд, еще более усиливает драматизм событий, связанных в данном случае не с судьбой Яремы, а с судьбой молодоженов, скорее всего даже – молодой жены. Образ напуганной девушки (« невеста боялась промолвить и слово в час») дополняет образ ее норовистого мужа и как бы предвещает судьбу их пары («Горькою редькою стала медовая свадьба»)
Некий сарказм мне слышится в финале: «спрятан до лучших времен ограненный алмаз..» Воровка уже старуха, а все ждет эти лучшие времена. Настанут ли они? Еще в этой фразе хорошо показано мировоззрение народа: живем будущим и все ждем то лучших времен, то черных дней….Единственное, что для старухи хорошо: не попала она под горячую руку норовистого барина. Вот в чем ее счастье! И остается загадкой, почему же барин ограничился только Яремой? Здесь я усматриваю специальное смещение акцента на другом образе (и очень удачное!), чтобы показать полную зависимость крепостного человека от воли хозяина… («лютовал», «кровавая юшка», «в солдаты отдал») И еще наблюдая за одной фразой («мол, оговор»), вижу образ воровки, которая сумела направить барина по ложному следу…И поскольку тот был «норову больно крутого», сама и нахожу ответ на вопрос, почему не стали искать другого вора, вероятно, все указывало на Ярему и не было сомнений. И вот «счастливый» вор прозябает «под тряпичной грудой». Использование антонимической пары «зябнет» - «греет» концентрирует внимание читателя на таком явлении, как воровство. Ограненный алмаз не принес богатства, он пока еще только «греет» душу какими-то надеждами, а жизнь уже позади…Да и муки совести не описаны – значит, их нет. Они не тяготят душу, ибо ее «греет …алмаз» А что же загубленная душа Яремы? «Долго шептались дворовые»…Пошептались и забыли по прошествии лет…
И еще вопрос, который сразу же возникает при первом чтении…Домовница (женщина или девочка, которая остается в доме для присмотра за детьми, хозяйством, заменяя отсутствующих хозяев, старших членов семьи) и старуха – это одно и то же лицо? Здесь читатель может фантазировать. Допустим, домовница – это старуха…И тогда слова:

«Знать, поделом! Коль, охоч до чужого добра …» прочитываются с неким отвращением. Нет здесь никакого угрызения совести, скорее всего злорадство по поводу простофили Яремы. И по прошествии лет старуха-воровка уже почти сама уверовала в то, что «только тебе и глотать, что кровавую юшку». И если старуху-воровку оставил новый хозяин в роли домовницы , то удивляешься изворотливости воровки и беспечности хозяев. Воровке доверено охранять хозяйство…А если домовница и старуха – совершенно разные люди. Домовница, облаченная обязанностью следить за хозяйством, «бдит…, за ночь не сомкнувшая век»…Рассвет, а она все еще на ногах. Уже темнота съедается заглядывающим светом в окна… Она не спит. Где-то в других покоях не спит и старуха-воровка, ее тело никак не может согреться, ведь к рассвету всегда зябко, и она кутается в «тряпичную груду». Она вспоминает то время, когда старый хозяин женился, а теперь его, вероятно, сын унаследовал имение….Пусть читатель сам выберет себе один из вариантов..
Несколько слов о стихотворном размере. Вспоминаются исследования поэта Николая Гумилева, который считал, что «У каждого метра есть своя душа, свои особенности и задачи: ямб , свободен, ясен, тверд и прекрасно передает человеческую речь, напряженность человеческой воли. Хорей… всегда взволнован и то растроган, то смешлив; его область — пение. Дактиль , как пальма свою верхушку, мощен, торжественен, говорит о стихиях в их покое…. Анапест, его противоположность, стремителен, порывист, напряженье нечеловеческой страсти. И амфибрахий, их синтез, баюкающий и прозрачный, говорит о покое божественно-легкого и мудрого бытия. Различные размеры этих метров тоже разнятся по их свойствам: так, четырехстопный ямб чаще всего употребляется для лирического рассказа, пятистопный — для рассказа эпического или драматического, шестистопный — для рассуждения и т. д. Поэты нередко борются с этими свойствами формы, требуют от них иных возможностей и подчас успевают в этом. …» . Вы, Ирина, своим дактилем (кое-где с безударной двухсложной стопой – пиррихием) внесли именно свои самобытные формы… Время идет и современные поэты находят свое семантическое звучание современному стихотворному размеру. Задумывались ли Вы об этом? Допустим, нет. Вас несло вдохновение, и Вы воплощали свой замысел. Однако получилось своеобразно и, на мой взгляд, удачно. Остается пожелать успехов.
Татьяна Ларченко #    16 августа 2017 в 18:04
Ирина, без разбора текста и подчеркивания достоинств (это сделано выше)--- восхитительно!
Ирина Коротеева #    16 августа 2017 в 19:13
Татьяна!!! Настолько исчерпывающе Вы написали, что почти и добавить нечего! Вы так точно уловили нюансы, заложенные смыслы и тонкости, которые были между строк, что я в абсолютном восхищении! Это полноценная критическая статья и я её просто "проглотила" с превеликим удовольствием! Спасибо!
Немного разъясню по поставленным вопросам. Конечно, я предполагала, что домовница и старуха-воровка - одно лицо. В принципе все вот эти воспоминания, эти разговоры самой с собой происходят бессонной ночью, Монолог беспрерывен и все это время она находится в своей комнате, никуда из неё не выходит.
И я представляла, все таки, конечно, что раздумывает она, лёжа в кровати, под тряпичною грудой. Бдеть же можно и лёжа)
Мне вообще хотелось первыми строками передать эту атмосферу ветхости, замедленности. В этой комнатёнке, безусловно, и пахнуть должно определённым образом - ладаном, пылью, ещё чем-то неуловимым, так пахнет у очень старых и, пожалуй, малообеспеченных людей.
А такой ритм я, конечно, выбрала осознанно. Показалось, что он наиболее соответствует поставленным задачам. Сначала, кстати, прикидывала рифмовку первой-третьей, второй-четвёртой строк. Но потом отбросила - однозначно простовато, не то.
Татьяна, ещё раз спасибо! Восхищаюсь Вашим неформальным подходом к чтению!
Ирина Коротеева #    16 августа 2017 в 19:33
Татьяна, огромное Вам спасибо!
Генадий Синицын #    19 августа 2017 в 08:06
Не перестаю удивляться образностью и красочностью метафор твоего стихосложения, Ирина. Конечно же, стремление уложиться в прокрустово ложе конкурсных требований несколько смазало цельность впечатления. Специально, чтобы насладиться вкусом, привёл твоё произведение в истинный стихоразмер. Спасибо, +
Ирина Коротеева #    19 августа 2017 в 09:53
Да я уж пыталась и так, и так уменьшить стихотворение на одно "лишнее" четверостишие - ничего не вышло. Все девять необходимы)
Генадий, спасибо за неизменно доброе отношение ко мне и к моему творчеству!!!
Анна Чернецова #    25 августа 2017 в 10:04
Редко оставляю комментарии, но тут не удержалась. Ира, восхищена. Мастерски написано, глазам и уху приятно. Давно не читала таких стихов, где каждое слово к месту и строки- лучшие из возможных. Получила огромное удовольствие и утащила себе в блокнот с любимыми стихами.
Ирина Коротеева #    25 августа 2017 в 11:19
Анечка, спасибо! Читала бы и читала Ваш комментарий! Много ли нужно автору для радости? Спасибо!!!
Тарас Овчинников #    11 ноября 2017 в 21:00
Да, читать пришлось не один раз Ирина.... Но смакуя, с особым удовольствием и радостью за Вас!!!
Ирина Коротеева #    12 ноября 2017 в 00:32
Тарас, спасибо огромное!
Константин Вуколов #    18 ноября 2017 в 12:37
Ирина, приём, как уменьшить количество строк в стихотворении, сработал успешно. С первым местом Вас!
Ирина Коротеева #    18 ноября 2017 в 12:53
Константин, спасибо огромное!