Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Баллада о минёре

9 марта 2015
Просмотров: 3296
Рейтинг: +28
Голосов: 28

Поделиться:
9 марта 2015
Рейтинг: +28
Голосов: 28

Просмотров: 3296
Поделиться:

Будто кто напророчил:

жить и жить ему до ста.
Был солдат, между прочим,

невеликого роста.
Под войну калиброван,

весь — из нервов и пота.
И в его "коридоры"

танки шли и пехота...


… Мир застыл удивленно
в миг, когда изнутри
взвился взрыв удлиненно -
в направленье зари.
И почти что ослепнув,
весь в земле и огне,
он рванулся в последний
бой на этой войне!..

И в каком-то селеньи
слышал он без тревог:
шла весна по Вселенной
в отвоеванный срок,
в самой обыкновенной
гимнастерке военной -
шла весна по Вселенной...


Жаль, что видеть не мог.
......................

… Стихли дула музейно.
Но — судьбе не в укор -
тычет посохом в землю,
словно щупом, минёр.
Его подвиг не минул,
и на вашем пути
он последнюю мину
еще должен найти.

Комментарии (40)
Марат Валеев #    10 марта 2015 в 02:26
Выжил таки наш славный сапер, вопреки известной пословице! Мощно, Геннадий, я бы даже сказал - эпически, несмотря на малый размер стихотворения. Желаю удачи в конкурсе!
Геннадий Гималай #    10 марта 2015 в 12:24
Да, вроде так : "сапер ошибается один раз" - еще бы - лицом-то к лицу с миной. Но между тем самые опасные ранения в голову - сзади. А лобная часть в этом смысле наименее уязвимая. Кутузову, например, пуля насквозь пробила голову в лобной части, и ничего - у одного глаза всего лишь веко не открывалось, мышцу перебило.. Поэтому, делаю я вывод, пуля (осколок) боится идущего с открытым забралом, а тех, кто задом поворачивается и драпает, достает и наказывает - без шансов остаться хотя бы с одним глазом.
Как тебе моя гипотеза?
Марат Валеев #    4 июля 2015 в 07:52
Почему-то только сейчас увидел твой ответ, Геннадий. Стопудово верная гипотеза - трусы на поле боя гибнут быстрее, есть такая закономерность.
Владимир Коньков #    10 марта 2015 в 06:40
А почему минёр, а не сапёр? Во время войны минировали даже школьники. А с сапёрами посложнее! Ещё раз творческих успехов!
Геннадий Гималай #    10 марта 2015 в 11:55
Ну, не согласен, - сапер в моем понимании - это строитель, и как раз строительством (возведением мостов, рытьем и т.п.) школьники вполне могли заниматься в войну с минимальным риском для жизни. А мины - это уже дело профессионалов. Хотя и они, как в моем сюжете, иногда подрываются. Что уж говорить о безбашенных пацанах!
Майя Симонова #    10 марта 2015 в 09:14
v ++++
Геннадий Гималай #    10 марта 2015 в 12:25
Спасибо, Майя.
Владимир Маталасов #    10 марта 2015 в 10:54
И Он обязательно найдёт эту проклятую мину, назло всем превратностям судьбы.
Удачи, Геннадий! С дружеским теплом!
Геннадий Гималай #    10 марта 2015 в 12:51
В нашей сегодняшней жизни, Володя, этих мин - если бы одна!.. И ведь не только фигурально выражаясь, а в самом прямом смысле - вспомнить хотя бы Донбасс. Ну а уж мин социального, национального и т.п.свойства - на каждом шагу: ЕГЭ - мина, ТВ - мина, ПГ - мина, ЖКХ - мина... Кто разминирует?
Спасибо!
Ирина Коротеева #    10 марта 2015 в 18:26
В такое малое количество строк уместить целую историю непросто. Получилось, очень удалось. Тщательно продуманная (чувствуется, что продуманная) сбивка ритма дает ощущение живого рассказа, сильной эмоции. Понравилось, Геннадий, голосую, конечно!
Геннадий Гималай #    10 марта 2015 в 21:09
Вы, Ирина, все подметили - да, там и ритм и рифмовка меняется - для того, чтобы выделить паузой ключевую фразу: "...видеть не мог". Ну а что это дало в эмоциональном и содержательном смысле, вам как читателю видней. Спасибо!
Алексей Смоляков #    10 марта 2015 в 21:28
Со мной курьёз. Слышу Рождественского, читающего этот стих, слышу его голос и даже заикание. Не знаю похвала ли такое сравнение, но стих сильный+
Геннадий Гималай #    11 марта 2015 в 11:35
Спасибо, Алексей.
Догадываюсь, что ассоциации ваши вызваны стихотворением Р.Рождественского "На земле безжалостно маленькой" (см. внизу)
Стихотворения одного жанра, тем более такого, как гражданская лирика, всегда в чем-то перекликаются.Поэтому если и считаю нужным сказать что-то в свое "оправдание" - то лишь уже сказанное Владимиру Конькову:
у Рожденственского "маленький-великий" - это конкретный сюжет конкретного произведения, у меня же - лишь одно из средств выразительности, литературный прием. В чем разница? А в том, что если убрать из стихотворения Рождественского "маленький - великий", то ничего не останется, а убери это же из моего стиха - и ничего не изменится, кроме степени выразительности. А средства этой самой выразительности не могут принадлежать никому, даже такому замечательному поэту, как Роберт Рождественский. Поэтому в начале я и взял в кавычки слово "оправдание" и благодарю вас еще раз.
-------------------------------------------
На Земле
безжалостно маленькой
жил да был человек маленький.
У него была служба маленькая.
И маленький очень портфель.
Получал он зарплату маленькую...
И однажды —
прекрасным утром —
постучалась к нему в окошко
небольшая,
казалось,
война...
Автомат ему выдали маленький.
Сапоги ему выдали маленькие.
Каску выдали маленькую
и маленькую —
по размерам —
шинель.

...А когда он упал —
некрасиво, неправильно,
в атакующем крике вывернув рот,
то на всей земле
не хватило мрамора,
чтобы вырубить парня
в полный рост!

( Р, Рождественский,1969г.)
Алексей Смоляков #    11 марта 2015 в 12:01
Забыл плюс поставить. Исправляюсь.
Дмитрий Малов #    10 марта 2015 в 22:36
Хороший стих.
Геннадий Гималай #    11 марта 2015 в 11:41
Спасибо.
Татьяна Малкова #    16 марта 2015 в 14:50
Отличная работа! Мой голос Вам +)
Геннадий Гималай #    19 марта 2015 в 09:46
Спасибо.
Аймира Урустемова #    19 марта 2015 в 05:02
Понравилась работа. вам + И, простите за любопытство, а фамилия- псевдоним?
Геннадий Гималай #    19 марта 2015 в 09:46
Да, это выдуманная фамилия. Спасибо.
Владимир Рыбкин #    21 марта 2015 в 18:58
Читается как рассказ,здОрово,Геннадий!+
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 05:40
Да это и есть рассказ. Спасибо.
Ирина Федосеева #    22 марта 2015 в 17:28
коридоры для войск делали саперы, минеры минировали отходы... но стих хорош.
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 05:38
Меня умиляет, Ирина, ваша женская уверенность в таком мужском вопросе, как минное дело.
Тем не менее - должен ее развеять.
Для начала - интернетсвидетельство кадрового военного (цитирую):

Если разобраться то между минером и сапером ничего общего.
Минер ставит мины и снимает - и свои и чужие.
А сапер возводит или разрушает инженерные и фортификационные
обьекты иногда спомощью взрыва, поэтому их часто путают
неграмотные в военном деле штатские "пиджаки"
Источник: 15 лет службы в армии


А вообще-то, далеко и ходить не надо - загляните в словари:
САПЕР - спец. в военных инженерно-строительных войсках.
МИНЕР - спец.по минированию и разминированию. (Ожегов, википендия).

Из первых уст ничего не могу добавить, т.к. служил в минометной батарее,
а там совсем другие мины - их никто никуда не закладывает, а с помощью орудия
из-за укрытия посылают на голову противника.

Спасибо.
Ирина Федосеева #    23 марта 2015 в 10:35
дело ведь не в технических терминах, дело в том, что слово сапер в жизни, литературе, кино давно уже более широкое понятие, чем написано в словаре. Не употребляют почти слово минер, а вот спросите любого, кто занимается разминированием на войне и вам скажут именно - сапер. Это жизнь и она в словари не смотрит порой. smoke
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 15:16
Ирина, ну я же вам привел мнение кадрового военного - курсивом выделил, не заметили?
Там он все называет своими именами: минеров - минерами, саперов - саперами, а подобных вам -
"штатскими пиджаками".

Что до жизни, то она в словари, может быть, и не смотрит. А вот мы должны смотреть, если хотим знать свой литературный язык.
Однако это ни в коем случае не отменяет использование профессионализмов, просторечий и даже мата -
но только для стилизации и выразительной точности.
Ирина Федосеева #    23 марта 2015 в 15:23
Кадровый военный - это и есть словарь, им положено изъясняться точно. А литература - отображение жизни как ни крути. И если простые люди редко встречают кадровый военных и еще реже спрашивают отличия между саперами и минерами, то подразумевают под словом сапер и минеров тоже, ну что тут поделаешь. И вспомнила я тут последний фильм как раз - ну не помню я слова минер, а сапер разминировал там.
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 15:31
Короче, вы мне предлагаете арбуз называть дыней - ну потому что так принято в вашем улусе? Странное предложение.
Ирина Федосеева #    23 марта 2015 в 15:36
В моем улусе? Обижаете! Я понимаю - вы наверное сильно образованным себя считаете по сравнению с другими, но это не аргумент, извините. Ваше дело, конечно, я просто свое дремучее мнение высказала.
"Появление термина «сапер» относится к 17 веку. Тогда этим словом называли людей, которые совершали подкопы под вражеские стены крепостей с целью их последующего разрушения. В конце этого же века саперные части были выделены в отдельное подразделение во Франции, а в 1712 году - и в России. Со временем специализация саперов значительно расширилась.

Наверное, всем известно высказывание: «Сапер ошибается один раз». Появление его связано с чрезвычайно высокой опасностью проведения работ по обезвреживанию боеприпасов и разминированию территории. Известна и другая фраза – «Сапер ошибается дважды, и первый раз – когда становится сапером». Действительно, не каждый человек сможет достойно нести столь трудную и опасную для жизни миссию."
"Каждый год от мин, снарядов и бомб погибает порядка 25 тысяч человек. Каждый сапер должен обладать знаниями более 700 типов мин, а также знать основные виды боеприпасов, применяемых во всех армиях мира. Так, например, во время проведения разминирования в Югославии российские саперы имели дело в основном с так называемыми суббоеприпасами английской Mk1 и американскими BLU 97B/B и A/B. Такие виды миноподобных объектов считаются даже более опасными, чем сами стандартные мины, поскольку детонатор, используемый с их конструкции, имеет способность вырабатывать ток для срабатывания детонатора даже через длительный период пребывания в земле.

В конце 2011 года российские саперы завершили работы по разминированию сербской территории, на которой должна пройти часть газопровода «Южный поток». За весь период работ военным удалось обезвредить свыше полторы тысячи взрывоопасных предметов, в том числе и авиационные бомбы, минометные и противопехотные мины, артиллерийские снаряды. Работы проводились, в основном, недалеко от города Парачин. Здесь удалось обнаружить около 400 взрывоопасных предметов, которые появились в разное время – начиная с Первой мировой войны и заканчивая 1999 годом, когда натовские войска проводили бомбардировке сербские территории.

Немного раньше, осенью этого же года, в Подмосковье силами 179 центра МЧС России был обнаружен и обезврежен артиллерийский снаряд времен Второй мировой войны. За весь осенний период было уничтожено в общей сложности около 12 тысяч снарядов. "
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 17:25
Так мы сюда весь интернет перетаскаем. Вот смотрите, что я выловил (вы тоже, по-моему, этот материал читали, кажется, у вас цитата оттуда):

«Паранойей никто из саперов не страдал, но мы были постоянно нацелены на опасность, ведь иначе на войне минеру было не выжить...
У нас был феноменальный минер, сапер от бога, Лева Воробьев из села Самодуровка Рязанской области. У него был особый нюх на немецкие мины».
Какое утончающе-уточняющее соседство слов "минер"-"сапер"!

Вывод: значение слова «сапер» шире (здесь вы правы) – и в каких-то случаях в обязанности саперов (как военных строителей/разрушителей) входило и минирование/разминирование.
«Минер» же – узкая специализация. И в моем случае, где речь идет только о разминировании, говорить о минере - точнее, чем о сапере.

(А вот эти догадки - кто и насколько образованным себя считает - оставляйте при себе, - может быть, и считаю, но вам я этого не говорил).
Всего доброго!
Рафаил Ситдиков #    22 марта 2015 в 22:15
Умное и складное стихотворение! +
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 05:41
Надеюсь. Спасибо.
Светлана Тен #    23 марта 2015 в 16:32
Мощному стихо мощные образы!
Вот, например: "Под войну калиброван, весь — из нервов и пота." Картинно, зримо, легендарно даже, эпически!
Почему-то вспоминаются сцены сражений.
А это: "шла весна по Вселенной
в отвоеванный срок,
в самой обыкновенной
гимнастерке военной -
шла весна по Вселенной..."
Именно такая и была весна Победы: простоволосая, уставшая, но героическая!
Круто! Мастерски!
Геннадий Гималай #    23 марта 2015 в 19:07
Спасибо, Светлана, рад такой оценке.
Злата Сереброва #    26 марта 2015 в 15:16
Баллада понравилась. Написана красиво, вдохновенно.
)))Прочитав комментарии, задумалась... А ведь правда мы - "штатские пиджаки", совершенно ничего не знаем о военной профессии минёр, нам всё - сапёр. Спросила двух своих знакомых : "Какая разница между минёром и сапёром?"
И вот привожу ответы.
- Если разобраться то между ними ничего общего.
Минер ставит свои мины и снимает и свои и чужие.
А сапер возводит или разрушает инженерные и фортификационные объекты иногда с помощью взрыва, потому их часто путают неграмотные в военном деле штатские "пиджаки"- источник: Майор -16 лет службы в армии.

В принципе разницы нет, работа со взрывными устройствами, только минер больше натаскан чем сапер. Сапер ищет и ошибается два раза (1раз, когда выбрал эту профессию, второй раз, когда - бабах, не справился, а минер минирует со всякими секретными подлянками. - источник: воевавший в Чечне.

Спасибо вам, Геннадий, что забалладили наш пробел в знании военных професий! А минёру вашему Слава!!! +
Вениамин Побежимов #    26 марта 2015 в 18:33
Хорошо написано, образно, профессионально!+
Яна Даренко (Татьяна Бондаренко) #    3 апреля 2015 в 22:31
Хорошо! Слава минерам.
Недавно встретилась с таким в Донецке. Он был на костылях; нога "закована" в гипс. "Что, война?" - спрашиваю. "Нет, на полях..."
Коридоры нам делали для того, чтобы хоть что-то из продуктов можно было привозить из сел, теперь надо поля разминировать, чтобы поля засеять.
Самое главное для всех нас - чтобы опять не началась бомбежка!
А вам желаю удачи!
Юлия Гурина #    11 апреля 2015 в 00:18
безоговорочно +
Николай Немчинов #    22 апреля 2015 в 21:24
Достойно. И стих, и полемика. Удачи! +
Яна Даренко (Татьяна Бондаренко) #    27 апреля 2015 в 23:50
Удачи, Геннадий! Примите +!