Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Как жаль, что нет Советского Союза!

12 июля 2013
Рейтинг: +40
Голосов: 40

Просмотров: 3909
Поделиться:
Летит по парку пух от тополей -
Весёлый, невесомый непоседа!
Средь пухом припорошенных ветвей
С подругой не спеша ведём беседу.

О жизни и о детях говорим:
И младшие уже – студенты вуза!
Теперь он платный, – мир наш стал другим!
Как жаль, что нет Советского Союза!

Объездили мы в детстве полстраны,
За нашу область в шахматы играя.
Гордились, что в Союзе рождены,
Что Родина – огромная такая!

А тут тот Беловежский договор,
Деление родной страны на части,
Как будто в дом к тебе забрался вор,
Разрушив мир любимый в одночасье!

Не всё чудесно было и тогда,
Но грело душу: РОДИНА ЕДИНА,
Дешёвые жильё, проезд, еда,
Бесплатные учёба, медицина!

Умчаться бы туда, в СССР,
Где СЧАСТЬЕ и НАДЕЖДА – по соседству,
Где дружба разных наций, разных вер, –
В страну, где труд в почёте, старость, детство!

Не в ту, где пресловутый дефицит,
Дурение народа перестройкой,
А в ту, что память бережно хранит,
Где мощь наук, и всюду – новостройки!

Пройдут года, но помнить будем мы,
Что родом из Советского Союза.
Пушинки, как снежок среди зимы,
Танцуют в ритме сказочного блюза.
Комментарии (106)
Алекс Роберт #    12 июля 2013 в 01:35
Сильные стихи близкие мне по духу и по настроению! Удачи Надежда!
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 02:57
Спасибо, Алекс, за тёплые слова!
Очень рада, что это стихотворение близко Вам по духу и по настроению!!!
И за пожелание удачи спасибо! Ваш комментарий - первый, вселяет надежду, что и другим душам стихотворение будет созвучно!
Сама я пока ещё далеко не все конкурсные произведения прочитала и пока ещё никому не писала комментарии на конкурсных страничках, но собираюсь это сделать в ближайшее время. Обязательно загляну и к Вам (я, кстати, Вашу "Муху" уже читала - ждите комментарий!)
Всего хорошего!
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 01:39
Мощно!
Ай да Надежда!Такая хрупкая женщина, такая нежная, а так СИЛЬНО написала!
Мне очень понравилось.Мудро написано,видно человека прожившего жизнь, умного, думающего...
Без надрыва, но с достоинством.
Плюсище!
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 03:24
Ой, даже плюсище!  dance
Большое спасибо, Светлана! Вашими устами да мёд бы пить!  smile
Это стихотворение мне нелегко далось: то ограничение знаков очень сковывало (маловато для такой неисчерпаемой темы!), то казалось чересчур пафосным, то слишком политизированным!
Всего Вам наилучшего, Светочка!
Наталья Чернова #    12 июля 2013 в 03:04
И мне понравилось стихотворение ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ! И емко, и лично. Конечно, ПЛЮС!
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 10:19
Большое спасибо, Наталья, за Ваше «ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ!»
Я так понимаю, что это значит, что и по духу близко, и в художественном смысле понравилось, и само стихосложение не подкачало!
Думаю, созвучие душ – далеко не маловажно, особо при такой теме конкурса!
А разговор, подобный описанному в стихотворении, действительно имел место в моей жизни. Только он состоялся почти сразу же после распада СССР, когда наши дети были ещё маленькими.
Очень рада, что Вам понравилось! Всего доброго, Наташенька!
Геннадий Зенков #    12 июля 2013 в 03:06
Сравнение Беловежского договора с действиями забравшегося в квартиру вора очень правильное, ведь большинство народа высказалось за сохранение СССР. (Читается "неловко":"А тут тот..."-сплошные "т", причём 2 из них подряд. На мой взгляд, возможно:"И вдруг тот...") Про шахматы - очень знакомый и точный штрих!
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 10:46
Спасибо, Геннадий!
Да, именно тот референдум я и имела в виду, когда писала четверостишие про Беловежский договор. Помню, как меня задело тогда, что народ сказал НЕТ, а Советский Союз всё равно уничтожили!
И про шахматы, нашу гордость за то, что живём именно в этой стране, - ничего не выдумано! Школьниками, а затем и студентками мы часто ездили на шахматные соревнования в разные уголки нашей страны. Для нас всё тогда было бесплатно: и проезд, и жильё, и питание, и работа тренеров (всё оплачивалось государством). Позднее, уже работая в НИИ, я заказывала любую путёвку (по желанию), и мне профсоюз предоставлял её за 30 процентов - за то, что выступала в шахматных турнирах за своё предприятие. Потом пришла Перестройка, и фактически все турниры прекратились.
Насчёт Вашего замечания про «А тут тот». Первым делом захотелось сразу исправить это словосочетание на «И вдруг тот» (правда, не знаю, можно ли редактировать конкурсные произведения – сама никогда этого не делала, но, вроде, некоторые конкурсанты  изменяли что-то в своих текстах без особых последствий).
Но потом подумала, что голосом (при прочтении) после тут делается небольшая пауза (по смыслу). Поэтому, вроде, ТТ «ухо не режет». Тем более, что в словосочетании «И вдруг тот» - очень много согласных получается. Может, я и не права! Во всяком случае, Ваше замечание буду учитывать в дальнейшем. Спасибо!
Очень благодарна Вам за такой содержательный отзыв!
Всего Вам наилучшего, Геннадий!
Надежда Кудряшова #    20 июля 2013 в 13:30
Константин Вуколов #    12 июля 2013 в 06:42
Надежда, конечно, плюс. По содержанию всё верно- не убавить, не добавить. Два замечания: разговор среди ветвей и перестройка- новостройка.
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 12:10
Большое спасибо, Константин!
Очень рада, что у нас с Вами общий взгляд и на жизнь в Советском Союзе, и на распад СССР!  Приятно найти единомышленника!
Теперь о Ваших замечаниях. Я думала об этом, когда писала стихотворение.
Конечно, сейчас мы чаще говорим СРЕДИ, чем СРЕДЬ, но ведь такое слово существует, оно есть в словарях.! Это предлог с род. пад.; то же, что и «среди».
Да и у общепризнанных поэтов оно часто встречается!

Например, знаменитое «Средь шумного бала, случайно...»  А. К. Толстого:
«Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты...
»

Или «Бесы» (Мчатся тучи, вьются тучи) А.С.Пушкина:
«Еду, еду в чистом поле,
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
»

Или басня «Чиж и голубь» И.А.Крылова:
«Чижа захлопнула злодейка-западня:
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль», -  говорит, - средь бела дня попался!
Не провели бы так меня! За это я ручаюсь смело!».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок! -
И дело: вперед чужой беде не смейся, Голубок!
»

Или (более современное) «Исаак и Авраам» Иосифа Бродского:
«Идем, Исаак! Чего ты встал? Идем!»
«Сейчас иду». — Ответ средь веток мокрых
Ныряет под ночным густым дождем,
Как быстрый плот — туда, где гаснет окрик
».

Что же касается, «перестройка-новостройка», то тоже заметила, что это слишком простая рифма!
Но решила ничего не менять, чтобы лишний раз подчеркнуть глубинную разницу между этими двумя понятиями; противопоставить их друг другу: «перестраивать» (считай, ломать!) в период Перестройки и «строить новое» в Советском Союзе до Горбачёва!

Ещё раз, Константин, огромное Вам спасибо за внимательное прочтение моего стихотворения и за интересный отзыв! Всего наилучшего!
Надежда Лукашевич #    12 июля 2013 в 08:14
Надежда, все верно рассказали. Где тоже при чтении споткнулась - Геннадий и Константин уже написали.+
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 12:17
Спасибо, Надежда, за Ваш отклик и за внимательное прочтение!
Рада, что Вы согласны со мной!
На счёт спотыканий, уже написала в ответе Константину Вуколову.
Надеюсь, мой ответ удовлетворит Вас!
Всего Вам хорошего!
Ольга Михайлова #    12 июля 2013 в 09:38
С единомыслием (и всеми его синонимами) - голосую, Надя!
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 14:31
И Вам, Ольга, большое спасибо за внимание и единомыслие! И за голос, конечно!
Стихотворение написала искренне, на основе моих чувств и наблюдений. Долго не могла привыкнуть, что живу уже не в Советском Союзе, а в России. Горький осадок остался в душе от распада СССР и от того, что "не послушали народ".
В нашей тогда молодой семье двое детей родились в Советском Союзе в городе Горьком (1986 и 1989гг.), а последний - в России в 1992г.(в том же городе, но уже под названием Нижний Новгород)!
Как в разных странах! Я даже сначала хотела обыграть это в стихотворении, но потом передумала из-за ограничения строк.
Выставляйте и Вы, Оленька, своё произведение на конкурс! С удовольствием почитаем!
Всего Вам доброго!
Тамара Тимофеева #    12 июля 2013 в 11:29
Очень близкое мне по духу........С уважением scratch
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 23:06
Тамара, очень рада, что Вы зашли ко мне! Тем более, что моё стихотворение оказалось «очень близко Вам по духу..»!
А значит, Вы тоже жалеете, что Советского Союза уже нет на карте, и с душевной горечью воспринимаете его развал и распад.
Не знаю, удалось ли бы спасти СССР, не будь соглашения в Беловежской пуще в декабре 1991 года, но, очевидно, что истинные мотивы тех, кто его подписал (Ельцин, Кравчук, Шушкевич) - это борьба за власть, а убрать Горбачёва можно было, только развалив СССР.
Всего Вам наилучшего! Большое спасибо за отзыв!
Тарас Овчинников #    12 июля 2013 в 13:53
Серьезная тема конкурса. Хорошо написали Надежда! Я бы тоже что нибудь у Вас подправил... Править чужое кажется легче. Картинка получилась ностальгическая. Голосую!
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 23:23
Спасибо, Тарас! Всегда рада гостям!
Интересно Вы написали: "Править чужое кажется легче". Обычно похожу фразу говорят шахматисты. В их устах она звучит так: "Со стороны виднее!"  smile
Не совсем поняла Вас: с одной стороны, пишите, что хорошо написано (и голосуете!), а с другой, - "Я бы тоже что-нибудь у Вас подправил...". Как это понимать?! Что именно Вам бы хотелось подправить: стилистику, рифму, ритм, сюжет, суть, грамотность?
Я - за критику, но за конкретную (и "не убийственную"!)  smile
А уж, если - "чересчур", то лучше в личку!
Спасибо Вам, Тарас, за внимание и отзыв! Всего доброго!
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 13:59
Надежда, я еще раз вернулась, перечитала вслух..С интонацией, с паузами -как в принципе и должен читаться стих..Я нигде не спотыкалась...
Надежда Кудряшова #    12 июля 2013 в 23:41
Спасибо, Светочка!
Очень ценю, что ты вернулась сюда, моя дорогая защитница!
Олег Зотов #    12 июля 2013 в 16:51
Надежда Кудряшова ! Вам мой искренний плюс.  Целые тома можно написать о том, что в СССР было замечательно, и целые тома о том, что было смешно и даже нелепо. Подвело СССР на мой взгляд лицемерие :люди молчали о смешном и нелепом.(К слову,с улыбкой замечу, что о смешном и нелепом тех времён сейчас не стоит рассказывать тем, кто за бугром . Это наши секреты и они могут нам пригодиться на пути к статусу супер-свер-державы).  Похоже история повторяется и сейчас : на мой взгляд если что и может сгубить Росмиию - это ЛИ-ЦЕ-МЕ-РИЕ . Где то читал : множество людей сейчас думают одно, говорят другое и делают третье ( а в душе "крестятся", похоже, лишь на пачку денег в кармане).
Надежда Кудряшова #    13 июля 2013 в 00:18
Спасибо, Олег, за внимание и "искренний плюс"! Очень рада!
Насчёт лицемерия. Неужели, это единственное, что может сгубить Россию?  
Вы говорите, "множество людей думают одно, говорят другое и делают третье (а в душе "крестятся", похоже, лишь на пачку денег в кармане"). Согласна, Олег, много людей! Но далеко не все!
Хотя, конечно, "пачка денег в кармане" - очень заманчивая штука!  smile
И может, особенно сейчас, решить о-очень многое!
А насчёт замалчивания смешного и нелепого?! Ваша мысль понятна, но ведь не всегда замалчивали об этом (А.Райкин, ж-лы "Фитиль", "Крокодил", ...)! Хотя это, конечно, "капля в море"!
Всего Вам хорошего, Олег!
Ольга Бутанова #    12 июля 2013 в 18:52
Надежда, не могу не проголосовать за Ваше честное произведение гражданской лирики. Вы выразили настроение многих из нас, рожденных в СССР. Небольшое замечание: слово "ветвей" в первой строфе я бы посоветовала Вам заменить на слово "аллей". Возможно, так и было у Вас, но вкралась опечатка. Ведь среди ветвей ведут беседу птицы. joke
Надежда Кудряшова #    13 июля 2013 в 01:24
Спасибо, Ольга, за внимательное прочтение и отзыв!
Честно говоря, Ваши слова о ветвях были для меня очень неожиданными! И даже, в первый момент, несколько озадачили меня! Слово СРЕДИ здесь употребляется в значении В ОКРУЖЕНИИ.
В Толковом словаре (Ефремовой, 2000г), например, приводится сразу шесть значений слова СРЕДИ. Вот, что там написано:
среди́
предл.; с род.; = средь
Употребляется со значениями
1) внутри, в центре какого-либо пространства
2) между началом и концом какого-либо отрезка времени; в середине
3) между какими-либо лицами, предметами; в окружении кого-либо или чего-либо
4) в числе, в составе кого-либо, чего-либо
5) в среде, в кругу кого-либо
6) в обстановке, в условиях чего-либо.
И Ваше, Оля, предположение, что я описАлась, ошибочно.
Наоборот, мне показалась очень красивой описанная мною картинка: на лавочке в парке среди (в окружении) припорошенных пухом ветвей (это могут быть и близко расположенные ветви деревьев, низко наклонившиеся к земле; и ветки кустов поблизости) сидят две женщины-подруги и не спеша разговаривают о жизни, детях и о том, как быстро и сильно изменился окружающий их мир.
Кстати, об "аллеях" я тоже думала (рифма более точная), но всё же остановилась на словосочетании "среди ветвей".
У меня есть фотография (на бумаге), где изображены подруга с нашими детьми на лавочке в парке в окружении ветвей близстоящих  деревьев.  Так что такое бывает!
Спасибо, Оленька! Всего Вам наилучшего!
Ольга Бутанова #    14 июля 2013 в 11:54
Попалось на глаза старое фото. Демонстрация в г. Сортавала (Карелия), где я жила в 1979-1981 гг. Думаю, оно по-своему отражает настроения той эпохи.

Надежда Кудряшова #    14 июля 2013 в 14:29
Ой, какую интересную фотографию Вы мне прислали, Ольга!
Такая приятная неожиданность! Замечательное фото! Яркий момент советского прошлого!
А Вы здесь есть? Может, Вы - та девушка в центре (с высокой причёской), что так
симпатично улыбается, глядя на нас?
Только, наверное, это фотография более раннего времени, ведь, вроде, вывод американских
войск из Вьетнама завершился в 1973 году (ровно 40 лет назад!).
Большое спасибо, Оленька! Порадовали!
Ольга Бутанова #    14 июля 2013 в 20:13
Да, Надежда, это фото более раннего периода. Хотя, когда я училась в школе, мы тоже ходили с похожими транспарантами и выступали за свободу Анжелы Дэвис.
Светлана Тен #    12 июля 2013 в 22:21
Наденька, мне понятны Ваши настроения.
Безвозвратно ушла мощь, сила, вера в величие страны.
Ушла добрая непосредственность, открытость, детская наивность советских людей.
Ушло качество многих отраслей.
На смену пришла другая страна. Нам говорят, что она лучше.
Лучше она или хуже - она другая, просто другая, а мы все те же.
Примите мой плюс, Надежда.
Надежда Кудряшова #    13 июля 2013 в 08:07
Светлана, очень рада Вас здесь видеть!
Да, Вы всё верно написали об изменениях в нашей стране! А вот те же ли мы?!
По большому счёту, - да, те же! Хотя, конечно, и на нас время, изменившиеся обстоятельства, внутренняя политика страны и т.д. наложили свой отпечаток, не без этого! Но, по сути, мы – те же!
А вот наши дети, внуки – уже совсем другие. Они не знают, не помнят или почти не помнят жизнь в СССР, и в этом плане, в основном, от нас зависит, как они будут судить о том времени.  Да и мы-то судим о нём не только по личным впечатлениям, но и из книг, фильмов и, главное, по воспоминаниям родителей, бабушек, дедушек, по их отношению к советской действительности.
У меня, как написал Тарас, «картинка получилась ностальгическая». И неудивительно, ведь Советский Союз – наша Родина, наш родной дом, наши юность и детство, наше мировоззрение, в конце концов!
И так неуютно, обидно, а иногда и невыносимо, когда рушится то, что для тебя так дорого!
Помните, у знаменитой советской поэтессы Юлии Друниной:
«Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!»
Но не только это. Я попыталась обосновать (насколько это возможно в поэтической форме и таком небольшом объёме), почему именно жалею об исчезновении СССР. Это не только ностальгия.
Большое спасибо, Светочка! Всего Вам наилучшего!
Елена Старожилова #    13 июля 2013 в 08:21
Надежда, искренне душевно и замечательно написано.Незаживающая рана о том времени это стихотворение. Прочла на одном дыхании.Не споткнулась.Все живо себе представила.Спасибо.
Надежда Кудряшова #    13 июля 2013 в 17:19
Большое спасибо, Елена, за такой тёплый отзыв! Очень рада, что стихотворение
понравилось!
Жаль, что нет Советского Союза, но, сколько бы мы не сожалели о тех временах, их не
вернёшь! Они, так же, как и наши детство и молодость, утекли безвозвратно!
Но остались люди с советской ментальностью. Их много, очень много! И, как не странно, со
временем, возможно, будет ещё больше!
И, конечно же, останется народная память о том времени, передаваемая от поколения к
поколению, и отражённая в документах, фильмах, книгах, песнях и т.п.
Не будем унывать и жить только прошлым!  Правда?! В конце концов, везде и всегда есть свои плюсы и минусы!
Будем искать плюсы! И надеяться на лучшее!
Спасибо, Леночка! Всего самого наилучшего!
Надежда Цыганкова #    13 июля 2013 в 17:40
Комментарий удалён автором 2013-07-13 в 17:41:10
Надежда Цыганкова #    13 июля 2013 в 17:41
Дорогая Надежда,стихотворение замечательное!Мне очень понравилось-прочитала несколько раз...хорошо!и конечно +
Надежда Кудряшова #    13 июля 2013 в 22:51
«Стихотворение замечательное! Мне очень понравилось - прочитала несколько раз…»!
Ах, как приятно читать такой отзыв, Надежда! Большое Вам спасибо!
Вы – первая, кто мне пишет, что прочитал несколько раз. Нет, вру: Светлана Антонюк не один раз прочитала!
После таких отзывов желание  заниматься творчеством увеличивается в несколько раз!
Спасибо вам, Наденька! Всего Вам самого хорошего!
Юлия Цыбульская #    13 июля 2013 в 19:03
очень душевные воспоминания. И, конечно, "жаль, что нет Советского Союза". +
Надежда Кудряшова #    14 июля 2013 в 01:53
Спасибо, Юлия, за тёплый отзыв!
Рада, что мы с Вами – единомышленники!Во время Перестройки, гласности многое в стране было разрушено, осмеяно, вывернуто наизнанку. На многое смотрим уже другими глазами, но мы не изменили своим принципам. И это важно!
«Меняйте листья, сохраняйте корни», - говорил французский писатель Виктор Гюго, под листьями подразумевая мнения, а под корнями – принципы.
Мне Ваше конкурсное стихотворение тоже понравилось, но комментарий там пока ещё не писала: "клюю носом" - пора спать!
Всего Вам доброго, Юленька!
Марат Валеев #    13 июля 2013 в 19:23
"Не всё чудесно было и тогда,
Но грело душу: РОДИНА ЕДИНА,"
- Вот именно - у нас была общая страна. И пусть в ней не все было гладко, и уступали мы в чем-то другим государствам, но во многом были далеко впереди. Нам было тогда чем гордиться. Сегодня я, увы, почти не нахожу поводов гордиться моей страной, хотя по-прежнему и люблю ее и ни на какую другую не променяю. Надя, вам, несомненно, моя поддержка за такое ностальгическое и очень патриотичное стихотворение. Желаю успеха на конкурсе!
Надежда Кудряшова #    14 июля 2013 в 14:21
Приятно встречать гостей! Спасибо, Марат, за внимание и эмоциональный отклик!
Я с Вами полностью солидарна!  И тоже по-прежнему люблю свою страну и ни на какую другую её не променяю.
Вы, конечно же, поняли, что выражение "РОДИНА ЕДИНА" я выделила заглавными буквами, чтобы подчеркнуть его значимость, важность. И сами Вы тоже выделили его в моём стихотворении.
Сколько людей из-за распада СССР были вынуждены покинуть любимые места проживания!  А сколько людей в результате распада страны фактически лишились возможности часто, а то и навсегда, встречаться со своими родственниками и близкими, живущими в «отколовшихся» республиках! Об экономике я и не говорю!  
Где-то читала, что Родину можно сравнить с огромным деревом, на котором не сосчитать листьев. А листья – это люди, добрые дела которых, прибавляют этому дереву силы. Ещё у дерева есть корни. Корни – это многовековая история страны, включающая в себя и истории отдельных семей.
Когда разрушился СССР, сколько не просто листьев, а целых ветвей (а с ними и сил) потеряло наше дерево-Родина! Конечно, на дереве были и слабые, больные листочки, но зачем же было рубить целые ветви?!
Ещё раз спасибо, Марат, за поддержку! Всего Вам доброго!
Ксения Калуби #    14 июля 2013 в 02:15
Понравилось, очень искреннее стихотворение. Мне нравилась газвода в автоматах из одного стакана, то что пьяниц не увольняли, а перевоспитывали,и то, что работать нужно было „на совесть", а не за деньги. И я тоже облетела под страны , и.. Было очень доступно.А ещё было очень весело на еженедельных субботниках!
Голосую!+
Надежда Кудряшова #    14 июля 2013 в 18:18
Не удивительно, дорогая Ксения, что у  нас много общих воспоминаний! И, к счастью,
больше хороших, чем плохих!
Я с Вами согласна, что тогда было другое отношение к труду. Труд в СССР был в почёте.
В кино, в книгах, в песнях прославлялся человек труда, рассказывалось об ЕГО жизни, а не
о жизни бандитов и «властителей сего мира». Не было такого резкого деления
(ножниц) между богатыми и бедными; зарплаты не отличались в сотни раз.
Помню, как нам внушали, что труд – это «почётная обязанность и неотъемлемое
право каждого трудоспособного члена общества». Деньги не были главным мерилом, как
сейчас. И труд был всеобщий, тунеядцы, пьяницы перевоспитывались, не было
безработицы. Государство гарантировало работу с оплатой труда в соответствии с его
количеством и качеством, было бесплатное образование, молодым специалистам
государство помогало устроиться на работу (так называемое распределение). А сейчас выпускники вузов, даже имея не одно высшее образование, подчас, вынуждены работать совершенно не по специальности, и, чаще всего, «за гроши». Хорошо ещё, если их не обманут. А-то сколько случаев знаю: наобещают золотые горы, а дают дырку от
бублика! Не везде, конечно, но тем не менее.
И со всем остальным согласна, Ксюша! Спасибо, что напомнили!
А стаканчики с газировкой в автоматах часто вспоминают, говоря о том времени! Даже в произведениях на нашем сайте это не раз проскальзывало.
Большое спасибо за отзыв! Всего Вам хорошего!
Владимир Перминов #    14 июля 2013 в 17:02
Хорошее, жизненное стихотворение о том, чего не вернуть! +++
Надежда Кудряшова #    15 июля 2013 в 09:37
Владимир, большое спасибо за положительный отзыв о стихотворении!
Каждому автору приятно, когда его произведение нравится читателям.
Тема конкурса «Я родом из Советского Союза» предполагает ещё и политическую подоплёку (Вы, правда, похоже, так не считаете - сужу по Вашей конкурсной работе), и поэтому одобрение приятно особенно!
Всего Вам наилучшего! Я Вам ещё в личку напишу.
Владимир Перминов #    15 июля 2013 в 11:04
Надежда, Вы правы, я пока что в стороне от политики и пишу о том, что чувствую душой!!!
Владимир Бородкин #    14 июля 2013 в 17:05
Надежда, стихотворение в тему, понравилось! +

"Пушинки, как снежок среди зимы,
Танцуют в ритме сказочного блюза."

Надежда,я вот по этим строчкам. Блюз -уныние, меланхолия. Музыканты часто повторяют, что блюз - это, когда хорошему человеку плохо. Может, что бы связать лёгкую грусть по положительным моментам, которые были в СССР и на которые вы указали и слово блюз в  строчке

Танцуют в ритме сказочного блюза."

изменить строчку, и слово " сказочное"  не совсем блюзовое. Блюз скорее пронзительный, по своим ощущениям.Блюз - жизнь. Там столько боли иногда звучит, тоски, любви и размышлений. Может закончить строчкой,где пушинки воспоминаний, "как снежок среди зимы" ложатся на жизнь пронзительных воспоминаний и ощущений прошлого-жизнь пронзительного блюза.

"Пушинки, как снежок среди зимы,
Легли на жизнь пронзительного блюза.

Может пригодятся мои ощущения навеянные Вашим стихотворением.
Надежда Кудряшова #    15 июля 2013 в 12:48
Владимир, очень радостно видеть такой вдумчивый, содержательный комментарий!
Огромно Вам за него спасибо! И за голос, конечно!
Прочитала Ваш отзыв с большим интересом. Уловила Вашу мысль. Очень тонко мыслите!
Ваше раздумье-предложение принимаю душой. Строчка, которую Вы предлагаете, вполне возможна и интересна, но, по-моему, немного сложновата для восприятия.
Пушинки, как снежок среди зимы,
Легли на жизнь пронзительного блюза
.
Не хочу сказать, что читатель не поймёт смысл последней строки, но, при беглом чтении (а мы в основном все спешим!) может не воспринять её.
По-моему, мой вариант:
Пушинки, как снежок среди зимы,
Танцуют в ритме сказочного блюза

тоже неплох: и картинка красивая, и глубокий смыл имеется (блюз - как лёгкая грусть по тому хорошему, что было в Советском Союзе, и которое уже не вернёшь, а сказочный - как иллюзорная, но всё же надежда на лучшее будущее)!
Ещё раз большущее Вам спасибо! Очень приятно, что это стихотворение Вам понравилось!
Евгений Сидоров #    15 июля 2013 в 11:53
Действительно - мы будем помнить!
Замечательные стихи!+
Надежда Кудряшова #    15 июля 2013 в 18:21
Большое спасибо, Евгений, за такой тёплый отзыв!
Что бы мы ни испытывали в душе, вспоминая жизнь в Советском Союзе, СССР - это наша Родина, наши детство, юность, а у кого-то и зрелость. А такое не забывается!
И хотим мы того или нет, но сравниваем ту жизнь и эту. Хорошо бы чувствовать себя счастливым всегда и везде!
Всего Вам самого хорошего, Евгений!
Людмила Косарева #    15 июля 2013 в 16:38
Надежда! Вам удалось затронуть струны души, где прочно живёт память о стране,из которой мы вышли. Спасибо! Света и тепла Вашей душе.
Надежда Кудряшова #    15 июля 2013 в 23:03
Людмила, очень рада, что моё стихотворение не оставило Вас равнодушной! И спасибо за добрые слова!
Мне тоже понравилось Ваше конкурсное стихотворение «С поколеньем уходит эпоха».
Я его раньше читала. В скором времени постараюсь забежать  к Вам туда опять и оставить там свой комментарий.
Всего Вам доброго, Людочка! И Вашей душе тоже света и тепла!
Людмила Косарева #    16 июля 2013 в 11:37
Надюша! Ещё не раз прочитала Ваше стихотворение...Оно греет лирикой, живой,бережной памятью... Оно такое всеобъемлющее! Молодец Вы! Искренне-удачи Вам!
Надежда Кудряшова #    16 июля 2013 в 21:38
Ой, большое спасибо, Людочка! Так приятно, что Вы вернулись сюда и снова нашли для меня тёплые слова!
Я сейчас тоже написала Вам комментарий (на Вашей конкурсной страничке!)
Одно из его четверостиший особенно запомнилось:
«Есть безумство особого рода –
Не за выгоду жить – для народа.
Долг и мужество, вера и совесть –
Не забытая временем повесть…».
А выделила я его не только потому, что оно мне очень понравилось, а и потому, что подобные мысли я тоже хотела добавить в своё стихотворение, но, к сожалению, условиями конкурса его размер ограничен.
Это ещё раз подтверждает созвучие наших душ!
Всего доброго! И Вам искренне удачи!
Виктор Давыдов #    16 июля 2013 в 19:38
Да, уж! Здорово написано! Голосую за Ваш успех!
Надежда Кудряшова #    17 июля 2013 в 01:35
Большое спасибо, Виктор! Очень приятно!
Я недавно тоже к Вам заходила, мне очень понравилось.
Я оставила там свой комментарий и проголосовала.
И я за Ваш успех! Всего Вам доброго!
Людмила Хаустова #    17 июля 2013 в 01:16
Очень лирическое стихотворение. Тепло на душе, хоть и не веселая тема. Спасибо.
Надежда Кудряшова #    17 июля 2013 в 11:31
Спасибо, Людмила, за тёплые слова!
Я Вам уже писала здесь ответ, но почему-то он не зафиксировался. Наверное, не нажала кнопку "отправить".
Только сейчас это заметила!
Мне тоже понравилось Ваше стихотворение.
Всего Вам доброго, Людочка!
Татьяна Дорофеева-Миро #    22 июля 2013 в 19:59
Вот ведь как все правильно.
Надежда Кудряшова #    23 июля 2013 в 01:39
Спасибо, Татьяна! Рада, что зашли и оценили!
И, конечно, очень приятно, что, Вы считаете, что я здесь "всё правильно написала"!
Всего Вам хорошего, Танечка!
Владимир Ремаренко #    23 июля 2013 в 00:24
мой плюс за легкость и воздушность..
Надежда Кудряшова #    23 июля 2013 в 19:16
Необычный комментарий, Владимир! И очень приятный! Спасибо!
Захотелось и мне Ваши произведения прочитать. Вот только что выслала Вам свой комментарий на Ваш рассказ "Встреча с тайной". За него тоже можно поставить плюс за легкость и воздушность!
И Ваше произведение "Как хотелось" на этом конкурсе мне тоже понравилось. Я об этом чуть позже напишу там.
Ещё раз спасибо за тёплый отклик и за плюс!
Всего доброго!
Ольга Пономарева #    24 июля 2013 в 00:20
Надюша, конечно, мой плюс за стихи,написанные мастерски, хотя с содержанием я не полностью согласна.Возможно, ты не застала то время, когда были пустые полки в магазинах,шестидесятые-семидесятые  годы, когда люди готовили на примусах, многосемейные квартиры...Ты забыла про нашу "свободу слова",за которую сажали людей в тюрьмы...
   Так что не все было так хорошо, как у тебя в стихах.
Надежда Кудряшова #    24 июля 2013 в 14:13
Оленька, большое спасибо за отклик! Рада, что само стихотворение понравилось!
А суть его, естественно,  всем понравиться не может, ведь, несмотря на всё то, что нас объединяет,  мы все  - очень разные. И семьи,  в которых мы воспитывались,  -  разные. И условия жизни у всех  неодинаковые (раньше, конечно, не было таких «ножниц», как сейчас!).
Своё мнение о жизни в Советском Союзе я никому не навязываю. Просто делюсь им, и, к своей радости, нахожу здесь единомышленников.
Ваши «контраргументы» мне понятны. Всё, о чём Вы пишите здесь,  я, если и не сама прочувствовала, то знаю по рассказам других. Но, по-моему, не нужно делать такой упор на плохом.
Да, были в жизни нашей страны периоды «пустых» полок в магазинах и многочасовых очередей за дефицитом, но они были далеко не всегда, да и никогда не были для меня определяющими.
Да, было время, когда люди готовили на примусах,  жили в многосемейных квартирах. Ну и что? Всему своё время. Страна – огромная,  население – многомиллионное. «И Рим не сразу строился!» Тем более, что стране пришлось восстанавливаться от послевоенной разрухи! Я хорошо помню, как постепенно улучшался наш быт, когда я была маленькой.
Из многосемейных квартир и моя бабушка, и мои родители переехали ещё в начале 60-х (им государство выделило их  бесплатно). Примус я тоже помню, но только в бабусином саду (ей государство выделило участок, который она собственными силами – мой дед погиб в 1945г. -  очищала от росших там кустарников и деревьев). Сначала не было холодильников, телевизоров, магнитофонов и т.п. Ну и что? Разве мы плохо жили?
Про "свободу слова", за которую сажали людей в тюрьмы, много всего написано. Конечно, к сожалению,  были и перегибы, много народа пострадало безвинно (светлая им память!), глубоко сочувствую им и их близким. Но та вседозволенность, которая воцарилась потом, когда прекратила действовать какая-либо цензура и контроль со стороны власти, - тоже «далеко не сахар»!
Оленька! Я же и не говорю, что мне всё нравилось в СССР! Так не бывает!
И хотела бы я возвратиться не просто в Советский Союз как таковой, а в ту страну, которую я помню, ценю и люблю - в страну моего детства и юности!  И не только потому, что детство и юность  - это, как правило,  лучшие годы жизни.
Если Вы внимательно прочитали моё стихотворение, то, наверное, заметили, что об этом в нём тоже говорится:

«Не всё чудесно было и тогда,
Но грело душу: РОДИНА ЕДИНА,
Дешёвые жильё, проезд, еда,
Бесплатные учёба, медицина!
Умчаться бы туда, в СССР,
Где СЧАСТЬЕ и НАДЕЖДА – по соседству,
Где дружба разных наций, разных вер, –
В страну, где труд в почёте, старость, детство!
Не в ту, где пресловутый дефицит,
Дурение народа перестройкой,
А в ту, что память бережно хранит,
Где мощь наук, и всюду – новостройки!»

Вот, как-то так! Всего Вам хорошего!
Александр Пивоваров #    24 июля 2013 в 06:56
Конечно, не однозначно все в жизни нашей. А сочинение поглянулось мне давно, много читал его раз. Мы меняемся тоже со временем вместе. Помню, как с обидой я воспринял награждения итоги к очередному празднику: мне, как многодетному отцу выдали денежную премию в 40 рублей, а соседу - знак "Победитель соцсоревнования". Так я завидовал ему страшно. Одобряю, Надежда!
Надежда Кудряшова #    24 июля 2013 в 17:48
Александр, большое спасибо Вам за отклик!
Тем более, что, как Вы пишите,  моё «сочинение поглянулось» Вам давно, и Вы прочитали его много раз перед тем, как написать мне свой комментарий.
Полностью согласна с Вами: «неоднозначно все в жизни нашей»!
Ваша обида на то, что Вам выдали денежную премию в 40 рублей, а не знак "Победитель соцсоревнования», - очень символична. Тогда о человеке больше судили по его труду, а не по количеству денег у него в кармане.
Сейчас Вы говорите об этом с улыбкой, а тогда Вы были искренне расстроены и обижены (я так почувствовала)!
Ещё раз Вам спасибо, Александр, за отзыв. Всего Вам наилучшего!
Соня Шоколадова #    24 июля 2013 в 16:38
Надежда, если хотите улучшить своё стихотворение, то обратите, пожалуйста, внимание на следующие моменты:
"тут тот" - плохое сочетание, жёсткий стык согласных, два похожих слова подряд, почти непроизносимое - всё это не украшает стихи;
"деление" и особенно "дурение" - некрасивые слова, отглагольные существительные. Второго слова, даже, кажется и нет в русском языке (по крайней мере, "Ворд" мне его подчеркнул и предложил взамен "одурение"). Может быть, заменить на "сплошной обман", например?
"перестройкой-нивостройки" - бедная рифма, построенная на однокоренных словах. Нужно избегать таких рифм.
В последнем четверостишии "пушинки" совершенно не по делу. Понятно, что Вы решили начать и замкнуть стихотворение пухом тополей, но первое упоминание о нём отделено от второго аж шестью четверостишиями. Читатель уже и забыл про этот пух, и вдруг он как снег на голову (простите за каламбур). В итоге концовка получилась непонятная, "повисшая" в воздухе.
Это по форме, а по содержанию всё гораздо серьёзнее... Вопрос: а Вы хотели бы сейчас вернуть Советский Союз?
Надежда Кудряшова #    25 июля 2013 в 14:57
Соня, большое спасибо за столь пристальное внимание к моему стихотворению и за то, что уделили время  на такой обстоятельный, детальный отзыв.
Я внимательно прочитала Ваш комментарий, было интересно подумать над тем, что Вы написали. Что ж, давайте по порядку.
1.  Замечание насчёт «тут тот» в строчке «А тут тот Беловежский договор» в общем, я принимаю, но обратите внимание, в каком контексте в стихотворении стоят рядом слова «тут» и «тот»!
Объездили мы в детстве полстраны,
За нашу область в шахматы играя.
Гордились, что в Союзе рождены,
Что Родина – огромная такая
!
А тут тот Беловежский договор,
Деление родной страны на части[/b],
Как будто в дом к тебе забрался вор,
Разрушив мир любимый в одночасье!

Если читать эти строки с выражением, то после ТУТ голосом ставится напрашивающаяся пауза (досада; противопоставление огромной страны той, которая была поделена на части;  горечь от раскола).
Так что в данном случае, по-моему,  стык согласных  не мешает, и ничего страшного, что два похожих слова стоят рядом. Хотя, может, между "тут" и "тот" многоточие или тире поставить?!
2.  Вам не понравились отглагольные существительные ДЕЛЕНИЕ и ДУРЕНИЕ.
Ну, что сказать на это?! Если бы это было чисто лирическое стихотворение, то, наверное, я бы с Вами согласилась.
Но это же гражданская лирика, а не просто лирика! Деление страны на части – это одна из главных составляющих стихотворения, можно сказать, суть его! Так что слово «деление», по-моему, в стихотворении совершенно оправдано.
Да и слово «дурение», если рассматривать стихотворение как гражданскую лирику, по-моему, не только вполне приемлемо здесь, но и усиливает смысл: одурачивание народа различными невыполнимыми обещаниями во время Перестройки.
А то, что «Ворд» подчеркнул слово «дурение» и предложил взамен "одурение", ещё не показатель (он многие редко встречающиеся слова подчёркивает). Слово «одурение» имеет несколько иной смысл: «одурение» - это состояние, в котором утрачена способность ясно воспринимать и понимать окружающее, а «дурение» народа – это процесс его одурачивания. Вы, Соня, предлагаете заменить слово «дурение» на "сплошной обман". Да, можно бы было заменить, но, согласитесь, строчка «сплошной обман народа перестройкой» звучит несколько «коряво»! А фраза «дурение народа перестройкой», по-моему, наиболее ярко выражает мысль автора. Не знаю, существует ли слово «дурение», но  глагол «дурить» существует точно:  это то же, что «дурачить» в значении «сбивать с толку, морочить кого-л., лишать способности здраво мыслить». Почему бы от глагола «дурить» не образовать существительное «дурение» – по аналогии с  «курить – курение»; «кроить – кроение»; «лечить – лечение» и т.п.?!  Если хотите, считайте, что это авторский неологизм. В конце концов, примеров неологизмов очень много в поэзии, например, у Е.Евтушенко («Под кожей статуи свободы»):
«Сходит мир с ума от перегрева,
Все границы люди перешли
От перераспада, перегнева,
Переозлобленья, перелжи
».
Кстати, все читатели прекрасно поняли, что означает фраза «дурение народа» (в устной речи и в СМИ она сейчас часто встречается!).
3.  На счёт рифмы ПЕРЕСТРОЙКОЙ – НОВОСТРОЙКОЙ.
Понимаю, что это бедная рифма, построенная на однокоренных словах. Я это заметила ещё при написании стихотворения, но  всё же сознательно оставила её, чтобы лишний раз подчеркнуть глубинную разницу между этими двумя понятиями; противопоставить их друг другу: «перестраивать» (считай, ломать!) в период Перестройки и «строить новое» в Советском Союзе до Горбачёва!
4.  Ах, Соня, Сонечка, сколько же «тараканов» Вы усмотрели в моём стихотворении!
Аж плакать хочется! И даже танцующие сказочный блюз ПУШИНКИ не понравились Вам! А ведь они, их танец не только художественно окаймляют стихотворение, но и имеют глубокий смысл: блюз – грусть об утрате того, что так дорого сердцу; сказочный – надежда на лучшее будущее!
И знаете, Соня, некоторые из моих знакомых, кто читал это стихотворение, сказали, что «окаймление» его тополиным пухом очень украшает стихотворение!
5. А по содержанию... Вы, Соня, спрашиваете, хотела бы я сейчас вернуть Советский Союз?  Да, хотела бы, но не тот,  «где пресловутый дефицит,  дурение народа перестройкой», и не тот, где царят репрессии, и народ живёт в страхе», а тот
«Где СЧАСТЬЕ и НАДЕЖДА – по соседству,
Где дружба разных наций, разных вер, –
В страну, где труд в почёте, старость, детство!»,
тот, где «РОДИНА ЕДИНА,
Дешёвые жильё, проезд, еда,
Бесплатные учёба, медицина!»,
тот, «что память бережно хранит,
Где мощь наук, и всюду – новостройки!»
Наивно?! Наверное. Но зато искренне!
Всего Вам наилучшего, Соня!  Хотелось бы и Вашу работу на конкурсе увидеть!
Соня Шоколадова #    30 июля 2013 в 08:42
Я же хочу как лучше, Надежда. За плохие рифмы снижаются баллы в любом поэтическом конкурсе, как бы автор ни оправдывал их применение. Ваше стихотворение искреннее, от души, но техника... Впрочем, не хотите прислушиваться - не надо
Надежда Кудряшова #    30 июля 2013 в 13:14
Соня, к сожалению, в Вашем ответе, я почувствовала обиду! Вы неправы, считая, что я не хочу прислушаться к Вашей критике!
Это не так. Я очень внимательно отношусь к критике, тем более, если чувствую, что она доброжелательная и обоснованная. Более того, я очень признательна Вам за то внимание и тот объём времени, который Вы потратили на разбор моего стихотворения, и уже писала Вам об этом и о том, что мне было интересно подумать над тем, что Вы написали!
Конечно, у меня есть и своё вИдение произведения и всех его тонкостей. С Вашим мнением во многом согласна, но не во всём применительно к данному стихотворению. В чём именно и почему, я попыталась Вам рассказать в своём предыдущем ответе.
Жаль, если жюри будет формально подходить к произведениям; судить, не прислушиваясь к доводам автора, к его вИдению своей работы!
Соня, Вы бы хотели, чтобы я, учтя Ваши доводы, переделала кое-что в своём стихотворении?!
Но даже, если бы я была полностью согласна с Вашим мнением, то не смогла бы ничего исправить, т.к. есть конкурсные правила, которые запрещают исправления (кроме грамматики и пунктуации.)
Конечно же, я постараюсь учитывать Ваши советы и предостережения в будущем!
Большое спасибо Вам за неравнодушие! Будьте счастливы!
И очень хотелось бы увидеть и Ваши произведения в блоге и на конкурсах!
Надежда Кудряшова #    30 июля 2013 в 13:16
Хотелось бы, чтобы Вы, Соня, тоже услышали меня!
Соня Шоколадова #    30 июля 2013 в 14:59
Надежда, спасибо за ответ, я Вас услышала. К сожалению, темы нынешнего и будущего конкурсов - не из тех, которые могут сподвигнуть меня на творчество
Нина Булатова #    24 июля 2013 в 18:28
С благодарностью за стихи и Ваш тёплый отклик,
Нина
Надежда Кудряшова #    25 июля 2013 в 17:16
Большое спасибо, Ниночка!
Всего Вам доброго!
Наталья Влах #    25 июля 2013 в 15:10
Браво, Надежда! Прочла, пробрало до мурашек на коже... Очень точно и верно расставлены главные акценты жизненной эпохи в СССР.
Бывает прочтешь стих и в душу западет одно или два четверостишия, а в Вашем стихотворении все понравилось - от первой строчки до последней. Мое мнение: мастерская работа, объективно и достоверно изложенная. Примите мой "+" и удачи Вам в конкурсе, Надежда!
Надежда Кудряшова #    25 июля 2013 в 17:21
"Прочла, пробрало до мурашек на коже..." - как приятно было это прочитать, Наталья! И далее тоже!
Спасибо огромное Вам за такой эмоциональный и обстоятельный отклик!
Очень рада, что Вам так понравилась моя работа!  smile
Всего Вам наилучшего, Наташенька!
Владимир Маталасов #    25 июля 2013 в 15:59
Превосходно, Наденька! С душевным теплом! Владимир
Надежда Кудряшова #    25 июля 2013 в 23:38
Такой маленький комментарий, но такой приятный, Владимир!
Мне Ваше стихотворение тоже понравилось!
Спасибо  большое, Владимир! Всего Вам самого наилучшего!
Генадий Синицын #    25 июля 2013 в 21:18
Надежда! Странно, что до сих пор Ваше конкурсное произведение не попалось мне на глаза.
Сейчас, вот, прочитал Ваше стихо и все комментарии к нему.
Я, конечно, не "копенгаген" в стихосложении, поэтому оцениваю лирику по душевному своему восприятию и читабельности стиха (отсутствию спотыкача). И по тому, и другому критерию у меня претензий не возникло. Больше того, мне импонирует лиричность изложения такой серьёзной темы.
Что касается высказанных здесь замечаний.
"тут тот" - мой слух, например, не режут, но если уж настойчиво повторяют, то замените "тот" на вдруг и вся недолга, и ни какого тире не потребуется.
"перестройкой-новостройки" - здесь критика, на мой взгляд, от "большого ума".
"Пушинки, как снежок среди зимы,
Танцуют в ритме сказочного блюза." - вообще, на мой взгляд, красиво и даже прекрасно!

Насчёт идеологического содержания.
На мой взгляд - вполне уравновешено. Ни в ту, ни в другую сторону оголтелости не наблюдаю.
Удачи Вам в конкурсе.
Надежда Кудряшова #    26 июля 2013 в 01:15
Большое спасибо, Генадий, защитник Вы мой дорогой!
Прочитала Ваш комментарий с интересом и ценю Ваше мнение!
А лучше ли в звучании будет "И вдруг тот"? Меня смущает изобилие согласных!
Особое спасибо за Вашу фразу:
"Пушинки, как снежок среди зимы,
Танцуют в ритме сказочного блюза" - вообще, на мой взгляд, красиво и даже прекрасно!
"
Всего Вам доброго, Генадий!
Лариса Абрамян #    28 июля 2013 в 00:57
Надя! Твое стихотворение ,окутанное тополиным пухом, написано очень сильно,  хотя  о многом  в Советском Союзе  
можно было бы и поспорить. Ставлю тебе +
Надежда Кудряшова #    28 июля 2013 в 17:06
Лариса, очень рада, что ты заглянула ко мне и оставила здесь свой отзыв. Мне интересно любое искреннее мнение читателя. Не важно, разделяет он мою позицию или нет. Главное, чтобы критика не была грубой, беспочвенной и необоснованной.
Ты написала, что «о многом в Советском Союзе можно было бы и поспорить».
Я вовсе не удивлена этому: мы все разные люди и росли в разных семьях, в разных условиях и при разных обстоятельствах.
Интересно бы было знать, что именно спорным ты находишь в моём стихотворении. Желание вернуться в СССР?
Да, я бы хотела, чтобы сейчас наша страна была, как СССР в его лучшие годы (с учётом дальнейшего прогресса, конечно!). То есть мне хотелось бы, чтобы сохранились все преимущества той жизни, которые я перечислила в своём стихотворении.
Разве плохо, когда «РОДИНА ЕДИНА, Дешёвые жильё, проезд, еда, Бесплатные учёба, медицина!»?
Разве плохо жить там,
«Где СЧАСТЬЕ и НАДЕЖДА – по соседству,
Где дружба разных наций, разных вер»,
«…где труд в почёте, старость, детство!»
«Где мощь наук, и всюду – новостройки!»?
Я не утверждаю, что в СССР  всё было замечательно, наоборот, оговариваюсь, что «Не всё чудесно было и тогда».
Да было много плюсов, но были, конечно, и минусы в той жизни, и даже, порой, - огромные минусы. Не без этого! Просто, по-моему, «плюсов» было намного больше, чем «минусов»!
Вместо того, чтобы усовершенствовать всё то, что не устраивало советский народ и подвергалось критике и осмеянию в западной пропаганде, советские руководители развязали  "перестройку",  в результате которой все сферы общества охватил кризис, был сломлен прежний строй, и огромная страна распалась на части.
Конечно, всё познаётся в сравнении.
Возможно, сегодняшняя жизнь тебе нравится больше: в магазинах всего полно, за границу можно ездить без всяких особых разрешений, ещё что-то…
Но, по-моему, об общественном строе, о состоянии страны нельзя судить только по тому, набиты полки в магазине или пусты. Конечно, это важный показатель, но ведь в основном сейчас всё держится на импорте! Да и в магазинах далеко не все могут купить себе то, что им надо (безработица, обман работодателей, низкие пенсии и зарплаты, платные учёба и медицина,  …)!  А ходить туда, как на выставку, - обидно, да и не к чему! И по заграницам разъезжать тоже далеко не все могут себе позволить! Ой, не хочется говорить о плохом!
Вообще-то, взять бы все плюсы той жизни и этой, сложить бы вместе и оставить их в нашей жизни, совершенствуя и развивая! А всё плохое выкинуть на свалку истории!   v  smile
Наивно?! Знаю, но так хочется, чтобы мы все жили в могущественной и процветающей стране!
Спасибо тебе, Ларисонька, за тёплые слова о самом стихотворении, за твой голос, отданный за него, и вообще за твой отклик!
Анна Акимова #    28 июля 2013 в 16:17
Замечательное стихотворение!!! Особенно понравились строки:
Где СЧАСТЬЕ и НАДЕЖДА – по соседству,
Где дружба разных наций, разных вер, –
В страну, где труд в почёте, старость, детство! +
Надежда Кудряшова #    28 июля 2013 в 18:34
Анна, большое спасибо за Ваш тёплый отзыв!
Я рада, что Вы выделили именно эти строчки.
Действительно, в то время счастье и надежда "ходили рядом"! С каждым годом жизнь улучшалась, и люди оптимистично верили в светлое будущее, надеялись на то, что их дети и внуки будут жить ещё лучше, будут счастливы!
Они не только не боялись завтрашнего дня, но даже и особо и не тревожились за него (я не имею в виду времена репрессий и пресловутых очередей).
И другие важные составляющие жизни в Советском Союзе, которые Вы выделили в моём стихотворении, - несомненно, большие плюсы того времени!
Ещё раз спасибо Вам, Анечка! Всего Вам доброго!
Надежда Кудряшова #    28 июля 2013 в 17:03
Комментарий удалён автором 2013-07-28 в 17:06:26
Марина Красова #    29 июля 2013 в 17:23
Как много у нас общих светлых воспоминаний. Какое же счастья, что есть у нас таланты, которые способны выразить надежды и чаяния, всколыхнуть память, заставить вновь пережить незабываемое прошлое. ВАМ - имя НАДЕЖДА! Примите еще один голос на счастье и удачи Вам в этом конкурсе! Хочу, чтобы Вы победили!
Надежда Кудряшова #    29 июля 2013 в 21:31
Большое спасибо, Марина, за такой эмоциональный и приятный комментарий!
На этом сайте много замечательных, талантливых авторов и, честно говоря (хотя и зовусь Надеждой! smile), на победу не надеюсь. Но за Ваше пожелание Вам, конечно же, особое спасибо!
Мне Ваш рассказ тоже понравился! Всего Вам доброго, Мариночка!
Ольга Гузуватая #    29 июля 2013 в 19:46
Надежда, замечательно. Все понравилось, ничего не забыли, и в то же время, ничего лишнего.++++
Надежда Кудряшова #    29 июля 2013 в 22:26
Очень рада, Ольга, что Ваше мнение о моём стихотворении такое положительное!
Спасибо Вам большое за такой тёплый отзыв!
А Вы что не выставляете своё произведение? С удовольствием бы почитала!
Всего доброго, Оленька!
Ольга Пономарева #    31 июля 2013 в 00:13
Комментарий удалён автором 2013-07-31 в 00:14:37
Ольга Пономарева #    31 июля 2013 в 00:16
Надя, прими мой плюс за хорошие стихи.
Надежда Кудряшова #    31 июля 2013 в 15:09
Большое спасибо, Оленька!
Наталья Бижина #    31 июля 2013 в 17:28
А мне понравились слова "где счастье и надежда". Именно такое впечатление лично у меня осталось от Советского союза.+
Надежда Кудряшова #    31 июля 2013 в 21:00
Большое спасибо, Наташа, за внимание и оценку!
Да, счастье и надежда тогда "ходили рука об руку"!
Я уже писала об этом в ответе Анне Акимовой.
Всего доброго Вам, Наташенька!
МАТЕРИАЛ УДАЛЕН АВТОРОМ #    31 июля 2013 в 21:23
Примите мой +, Надежда!
Удачи в конкурсе,
Мих.
Надежда Кудряшова #    31 июля 2013 в 22:56
Очень рада, Михаил, что Вы не только зашли ко мне, но и отдали за моё стихотворение свой голос!
Значит, понравилось! И это так приятно!
И за добрые пожелания большое Вам спасибо! Всего доброго, Михаил!
Оксана Алмазова #    10 августа 2013 в 18:30
Буквально вчера вернулась из Вьетнама - до сих пор социалистического, между прочим. И там вспомнила Ваше стихотворение - местные на все лады повторяют: "Как жаль, что нет Советского Союза!!!". Им тогда и помогали, и квартиры давали, и турбины строили, а теперь все платное. Я поначалу про себя ругалась - думала, вот куда Союз ресурсы разбазаривал; но знаете, там к выходцам из Союза очень хорошо относятся, уважают, даже скидывают))) Так что Вашу позицию разделяют, можно сказать, в разных уголка планеты. Вы, Надежда, написали красиво - без нытья, на которое многие скатываются вместе с ностальгией. Желаю Вам удачи и надеюсь, что лето Вы провели хорошо!
Надежда Кудряшова #    10 августа 2013 в 20:21
Оксана, дорогая, будучи в далёком Вьетнаме, Вы вспомнили моё стихотворение из предыдущего конкурса!!!
Вы даже не представляете, как радостно для меня Ваше сообщение!
И вдвойне приятно, что мою позицию разделяет так много народа, даже за рубежом!
Не удержалась, показала Ваше сообщение своим сыновьям (мужа ещё пока дома нет), и они меня поздравили и похвалили! Большое спасибо Вам, Оксаночка! Я уже и не ждала здесь комментариев!
Всего Вам наилучшего!
Надежда Кудряшова #    10 августа 2013 в 20:33
На радостях, не дописала Вам ответ, Оксана!
Спасибо и за тёплые пожелания в мой адрес!
А летом нигде не отдыхала (если не считать часы, проведённые на "Самсуде"! smile): пока не имею возможности выехать из нашего города.
Интересно, а как Вы оказались во Вьетнаме?
Всего доброго, Оксаночка!
Оксана Алмазова #    11 августа 2013 в 06:16
По порядку. Я запомнила Ваше стихотворение, потому что показывала бабушке в числе нескольких произведений, написанных на этот конкурс, ей очень близки воспоминания о Союзе. Но ее впечатления – не мои, и я тогда отзыв не написала, хотелось мысли как-то собрать. От многих ностальгирующих работ, понимаете, отталкивает фанатизм – прям рай на земле был тогда, и никак иначе! У Вас получилось выразить настроение, которое многие разделяют, похоже на стиль разговора – а это важно, без сопереживания читателя литературы нет.
Во Вьетнам я попала потому, что у нас с этого года подписано соглашение и запустили регулярный рейс, что существенно удешевило возможность там отдыхать (нам с сестрой путевка обошлась в 825 условных американских единиц на человека плюс виза 45 в той же валюте)). Мы туда не планировали, просто выбирали, чтоб по цене было приемлемо; повезло, в общем, что там оказались. Во Вьетнаме хорошо! Там теплое море, качественные товары и недорого, многие говорят по-русски, наш гид – пожилой товарищ, учился в Кемерово. А мы купались, кушали фрукты, и еще нам – кто из Казахстана, одну экскурсию подарили. Один бОльшой недостаток – ограничение скорости не более 40 км/час – пока доедете куда надо, поймете, как так Моисей 40 лет мотал народ между Египтом и Израилем.
На фото растрепанная я с цветущими лотосами.  
орошо бы и Вам повезло куда-нибудь съездить, потому как нигде не отдыхать – непорядок!!)) Удачи!
Надежда Кудряшова #    12 августа 2013 в 00:52
Большое спасибо, Оксаночка, за такой интересный и подробный ответ и добрые пожелания в мой адрес!
И фотография Ваша очень понравилась! Теперь я хорошо рассмотрела, какая Вы в жизни, а-то на аватарке плохо видно!
Как много лотосов! Думала, что они растут в воде, а тут, вроде, на суше!
Говорят, цветок лотоса - символ чистоты, т.к. его листья и лепестки всегда чистые. Это так?
Всего Вам и Вашей бабушке самого наилучшего!
Оксана Алмазова #    12 августа 2013 в 08:44
Да, лотосы растут в воде – там для них такое болотце огородили) Цветок лотоса прорастает сквозь метры грязи и выбирается на свет абсолютно чистым. В буддизме лотос – символ души, которая проходит испытания бытия, оставаясь неиспорченной. То есть, нужно нести свет и чистоту в душе, невзирая на то, что вокруг; так вот, Союз ушел, а мы остались – хвала тем, кто остался людьми, пройдя испытание жизнью. Там, конечно, среда почище была, взять хотя бы то, что по телевизору показывали.  
  
Надежда Кудряшова #    17 августа 2013 в 11:24
Ой, Оксаночка, "прозевала" Ваш ответ!
Большущее спасибо! Очень интересно!
Оксана Алмазова #    19 августа 2013 в 12:48
Комментарий удалён автором 2013-08-19 в 17:33:17
Оксана Алмазова #    19 августа 2013 в 17:35
Эх Вы, Надежда! Такую красивую круглую цифру комментариев разменяли! Поздравляю с попаданием в лонг-лист!
Удалила предыдущий комментарий, так как умудрилась со своим быстропечатанием ошибку в Вашем имени сделать - простите великодушно
Надежда Кудряшова #    20 августа 2013 в 18:53
Большое спасибо, Оксаночка!
Лонг-лист, конечно, "не предел мечтаний", но для меня (после того, как не вошли в лонг мои "Саша и Барсик" и особенно "Недогадливая мама, или Фенечки для Натки") попасть в него было очень важно! Почти вопросом "поэтической жизни и смерти на сайте"!
А за опечатки не переживайте - не Вы первая, не Вы последняя!  smile
Алла Курмаева #    4 сентября 2014 в 17:19
Дорогая Надежда! Присоединяюсь и выражаю благодарность, что в такой поэтической форме выразили мысли многих людей!
Надежда Кудряшова #    1 мая 2018 в 09:04
Большое спасибо, Алла! Только сейчас заметила Ваш комментарий. Извините.
Надо же, как получается: Вы зашли на мою страницу больше, чем через год после выставления здесь моего стихотворения, а я заметила это только почти через 4 года после Вашего отзыва (зашла сюда на минутку, чтобы освежить в памяти фотографию, присланную мне Олей Бутановой: первомайская она или нет).
Спасибо Вам большое, дорогая Алла! Всего Вам наилучшего! И, конечно же, с майскими праздниками Вас!