Самарские судьбы

Самара - Стара Загора

Очереди, очереди. очереди...

2 июня 2013
Просмотров: 7276
Рейтинг: +64
Голосов: 64

Поделиться:
2 июня 2013
Рейтинг: +64
Голосов: 64

Просмотров: 7276
Поделиться:

Очереди, очереди, очереди… Мне, кажется, что они сопровождали всю мою сознательную жизнь.

Вот она – моя первая в жизни очередь! Я совсем еще  кроха, стою на черной крышке школьной парты, что выставлена вместе с другими  в коридор, и смотрю  через открытую дверь в класс. Там происходит что - то очень торжественное. Это очередные выборы. Сами выборы мне  безразличны, я еще очень мала. Но рядом, в другом классе работает буфет и там мама стоит в очереди за копченой селедкой. Такую селедку я уже пробовала, и готова ждать сколько угодно, лишь бы она оказалась у нас дома: такая золотистая, жирная и очень вкусная.  В обычном сельском магазине, где даже сахар дают по специальным пайковым карточкам, ее никогда не увидишь. Тогда я выстояла - эту свою первую очередь.

Шестидесятые годы. Мне лет четырнадцать. Вместе с соседкой идем в сельский магазин  за хлебом, который привозят раз в три дня. Лето, в магазине духота, народу  не протолкаться. Наконец - то, подходит и моя очередь, протягиваю продавцу  деньги за хлеб и все: темнота! Очнулась на крылечке, куда меня вытащила соседка.

 Мне семнадцать. Я работаю, и теперь должна сама думать о своем пропитании. Стою в   очереди в овощном магазине за картошкой. Как назло завезли первые тепличные огурцы, но мне они не по карману, мне бы картошки купить. Последнее что помню, как я пыталась сесть на  подоконник, а затем провал. Заботливые покупатели хлопают меня по щекам, расстегивают пуговицы и предлагают без очереди  купить картошку. Где же вы раньше были…

Вот уже и замужем. Месяца через полтора должен появиться мой первенец. Я еще не знаю, кто будет. Но ребенок требует апельсин. Их как раз завезли в овощной ларек. На улице майский теплый дождь, стою под зонтом два часа за двумя килограммами апельсинов. Больше в одни руки не дают. Несмотря на мой большой живот, никто не предложил пройти  и купить без очереди. Наконец  - то, долгожданные фрукты у меня в авоське. Мокрая и счастливая  сижу на скамейке и поглощаю оранжевое чудо! Хорошо, что очередь была на улице!


 В областном центре колбасу можно  купить только в специализированных магазинах, куда с соседкой и едем в выходной день первым трамваем, чтобы часа за два  до открытия магазина занять и  отстоять огромную очередь и купить сосисок, докторской и немного копченой колбасы. На ладони пишут номер очереди! Часа через три едем с покупкой  домой, чтобы в следующий выходной повторить свой вояж!

Начало семидесятых. Мы с мужем живем в далекой от Волги Сибири, в городе атомщиков. В продуктовых магазинах никаких очередей, снабжение, как в столице. Очередь можно увидеть только за хрусталем или  коврами. Ну, это не по мне. Жила без хрусталя - и дальше проживу. А вот за книгами приходиться занимать очередь с вечера. И снова  будет давка, но  главное, не упасть в обморок! Тогда точно не достанется Стендаль и Булгаков, хотя по наводке знаю, где они должны лежать.

Конец восьмидесятых. Снабжение становиться хуже и в нашем городе. За сапогами для меня муж и дочь отстояли почти сутки! Дочери надо зимнее пальто, узнаю через знакомых, что с утра будут «выбрасывать». Толпа, врываясь в магазин, чуть не сносит с ног. Хватаю первое попавшее, без размера, потом будем  меняться! Слава богу, сумела  - дочь в зиму будет одета!

Я так хочу шоколадных конфет, но в магазинах их давно нет.Они мне даже сниться стали, залитые волнистой глазурью. В начале марта позвонила знакомая, что в магазине будут продавать коробки «Ассорти». Толпа на улице, и хотя начало марта, в Сибири еще очень холодно. Отстояв часа два, получаю долгожданную коробку. Придя домой, обнаруживаю, что конфеты просроченные, просевшие и покрытые белым налетом. Обидно и хочется плакать!


 Но скоро и этого не стало.  Приобрести продукты и вещи, даже косметику, можно только по талонам. Мне выделяют один на женскую трикотажную кофточку. А у нас в семье  три женщины: я и две дочери. Решаем, кому нужнее и отдаем младшей, она первокурсница.

Через два года СССР не стало. Не стало страны, в которой я родилась,  училась, работала. Не стало страны, в которой родились, росли и учились мои дочери! Остались горечь утраты и радость от того, что с исчезновением страны – исчезли ненавистные мне очереди!

Комментарии (223)
Надежда Цыганкова #    2 июня 2013 в 09:01
Как всегда хорошо,умно,талантливо.А очерели я ненавидела!Они отбирали силы,унижали... А ВАМ +
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 09:06
Спасибо, Надежда за первый комментарий!
Александр Сосенский #    2 июня 2013 в 09:33
В ОЧЕРЕДной раз достойный рассказ! +
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:00
Спасибо Александр, что оценили. Я очень рада Вам!
Катрук Светлана #    2 июня 2013 в 09:36
Хотя я тогда была еще маленькая, помню как мы с мамой стояли в очереди за колбасой...+
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:11
Спасибо, Светлана, в то время доставалось  больше мамам!
Юлия Цыбульская #    2 июня 2013 в 09:37
Рассказ понравился. Помню 70-е - все, что нужно, было. А конец 80-х - это уже перестройка, было ужасно. Зато теперь - все есть, жаль не для всех.
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:12
Спасибо, Юлия!
Геннадий Зенков #    2 июня 2013 в 09:55
Описано верно, хотя, по-моему, уж слишком драматично. Я тоже побывал в очередях: за хлебом при открытии двери магазина, используя малый рост и ловкость, проникал в магазин между ног быстрее многих; на автобусной остановке "притирался" к автобусу так, чтобы задняя дверь, когда он тронется, ехала ко мне, и я всегда попадал в автобус. Есть что вспомнить!..
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:07
Это еще,Геннадий, не драматично! Количество знаков не позволило, да и не хотелось совсем плохое  писать: как люди дрались в тех очередях, за теми же пальто, как потеряла кошелек с деньгами и талоном на зимние сапоги.И пришлось покупать у перекупщиков переплачивая ну очень много. Как на работе из-за этих талонов люди такие милы и хорошие становились мало сказать отвратительными. Специфика закрытого города давала себя знать.
Юрий Бердан #    3 июня 2013 в 18:28
Какие прекрасные моменты, Геннадий были в вашей жизни благодаря очередям! Можно позавидовать.
Евгений Сидоров #    2 июня 2013 в 11:53
Душевная хроника!+
Андрей Ведин #    2 июня 2013 в 12:01
Комментарий удалён автором 2013-06-02 в 12:01:25
Андрей Ведин #    2 июня 2013 в 12:01
v
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:14
Спасибо, Андрей!
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:14
Количество знаков не позволило, а то можно было бы и добавить этой хроники! smile Спасибо, Евгений!
Оксана Алмазова #    2 июня 2013 в 12:22
Боже, как Вы здорово попали в точку! И я все это помню: "по одной пачке в одни руки", стояние бестолковое и страх, что не успею домой на "спокойной ночи, малыши". Позволю себе засунуть в мой комментарий отрывок из моего прошлогоднего произведения, которое, если повезет, опубликуют в местном издательстве6

"В последующие пятнадцать минут Вова узнал ужасные вещи, каких даже вооб-разить себе не мог. Каждая советская семья проводила в очередях по нескольку часов как минимум через день. Стояли все, и стар, и млад, потому что иначе «дома нечего будет кушать»,  – убежденно заявила Аня. Ведь принцип «по одной пачке в одни руки, иначе всем не хватит» подразумевал, что семье нужно обеспе-чить количество стоявших за дефицитом.
Городские жители могли считать себя везунчиками, если у них имелись родственники в сельской местности, снабжающие мясом и всякой зеленью. Горожане, в свою очередь, слали конфеты, сахар, консервы и модные вещи.
Вова слушал и балдел не по часам, а по секундам: чтобы девчонка, его ровесни-ца, знала такие подробности о снабжении семьи! Он был уверен, что Надя не вникала до такой степени, хотя она не была ни лентяйкой, ни эгоисткой и помогала маме по мере необходимости. Сам Вова припоминал, что мать до сих пор берет продукты чуть впрок. А того, что происходило в Аней и Витей, он не понимал. «Не голодает же страна! Как же так?!»  – вопрошал он, глядя в ясные голубые глаза Ани, излагающей милым голоском ужасно практичные вещи".

и - есть еще книга Иоаннны Хмелевской, недетективная, малоизвестная: "Инопланетяне в Гарволине". Там тоже эта реальность хорошо описана, и люди мечтают приходить в магазин и покупать без очередей, "пусть дорого". Не могу сказать, что лучше, но вот очередь - это кошмар! Хорошо, если добрые люди поддержат, а то ведь... Подруга посидела вчреа в очереди в поликлинику на анализы, и сказала: "Очереь хуже толпы. в толпе, по крайней мере, поначалу, тебя не пытаются затоптать, а в очереди запросто". Пожалуй, очередь - самая агрессивная среда Советского Союза
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 12:27
Спасибо, Оксана! Могли затоптать и перешагнуть, когда открывались двери магазинов!
Оксана Алмазова #    2 июня 2013 в 12:35
Надежда, и снести к черту, когда бросались к полкам в новом открывшемся возле дома универсаме. Иметь в знакомых продавца было очень выгодно, и чтоб что-то купить, зачастую требовался блат. Сестре с трудом достали сапожки, и когда она на них поскользнулась и сломала руку, ее прозвали "жертва дефицита".
Сейчас в торговле все поменялось, а вот в бюрократических учреждениях - когда как повезет. Те же очереди на оплату коммунальных - вроде свои деньги несешь, а ощущение то же самое, что ты раб. Но будем верить, что жизнь становится лучше!
Маргарита Смородинская #    2 июня 2013 в 12:50
Надежда, мне ваш рассказ понравился. +
Амина Укбасова #    2 июня 2013 в 14:15
Было время,были очереди,в памяти (плохое,хорошее)осталось.Спасибо,Надежда,за воспоминания.
Генадий Синицын #    2 июня 2013 в 17:26
Да, Надежда, очереди, эти ненавистные очереди ..., были-были ... дефицит ...
Сейчас дефицит на деньги, вот только в очередь за ними некуда встать, а так хотелось бы ...
+
Генадий Синицын #    3 июня 2013 в 02:42
Хорошо, что заглянул ещё раз. Забыл плюс поставить, исправился.
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 08:53
Ой, как люблю плюсики, хотя их и ругают!!! zst
Юрий Бердан #    2 июня 2013 в 21:04
Я бы к очередям, безвозвратно съевшим половину моей единственной жизни, много чего мог бы еще  добавить. Ваша зарисовка, Надя, - маленькая  отдушина в шквале славословия и панегириков прежнему безоглядному счастью. Думаю, что здесь обыкновенный психологический эффект: не от того, что в СССР было хорошо, а от того, что сейчас еще хуже.
Надежда Лукашевич #    2 июня 2013 в 21:44
Юрий,спасибо за комментарий! Он для меня очень важен!
Надежда Штанько #    3 июня 2013 в 09:21
Замечательный рассказ. Я родилась в небольшом городке, многое тоже помню. У нас кроме талонов, были еще купоны на продукты. Жили мы на окраине, хлеб привозили 1 раз, в разное время, и давали только по 2 буханки в руки а что это крохи на семью из 9 человек? Да и пока шла домой, я корочку съедала.
А рассказ получился замечательный - главное добрый.
Спасибо Вам Надежда.
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 09:29
Спасибо Вам, Надежда , за хороший отзыв. У нас талоны в закрытом городе в лихие девяностые были на все: на сахар, колбасу, крупы. сливочное масло. Даже на мужские трусы, не говоря об обуви!
Ирина Исмиляева #    3 июня 2013 в 09:35
А  МНЕ  ЗАПОМНИЛИСЬ  ОЧЕРЕДИ  ЗА  АРБУЗАМИ!Я  БЫЛА  ПОДРОСТКОМ  И  ДОЛЖНА  БЫЛА  ОТСТОЯТЬ БОЛЬШУЩУЮ  ОЧЕРЕДЬ  ЧТОБЫ  КУПИТЬ  В  АВГУСТЕ  В  ПОДМОСКОВЬЕ  ДОЛГОЖДАННЫЙ  АРБУЗ!++++++ВАМ
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 10:17
Спасибо Ирина!
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 16:42
Это моим детям досталось, за арбузами стоять...
Ирина Коротеева #    3 июня 2013 в 09:44
Надежда, я тоже помню эти очереди. Каждая добытая вещь казалась бесценной и помнилась долгие годы.
О, эти югославские сапоги, духи "Легенда" (до сих пор помню их запах),  изумительный голубой батник (так назывались женские рубашки) и т.д. С удовольствием голосую за эту ностальгию и за Ваш рассказ, конечно!
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 10:20
Батники - мечта каждой из нас была! Спасибо, Ирина!
Марат Валеев #    3 июня 2013 в 17:20
...Хотя были в этих очередях и свои приятные моменты. Люди в них знакомились, обменивались новостями, воспитывали в себе такие качества, как устойчивость, терпеливость, уважительное отношение к членам временно образованного  коллектива... +
Юрий Бердан #    3 июня 2013 в 18:26
Марат, в тюрьме все то же самое. Даже лучше и больше. В очередях воспитывалось не "уважительное отношение", а ненависть друг к другу. Вы их вообще помните?
Марат Валеев #    5 июня 2013 в 05:05
Юрий, а вы еще раз перечитайте мой комментарий и попробуйте улыбнуться. Я же пошутил... Но, похоже, неудачно.
Юрий Бердан #    5 июня 2013 в 07:06
Марат, настроился сразу после прочтения зарисовки на боевой дух, как когда-то в очереди за каким-либо дефицитом (читай - за всем) и не понял иронии. Перечитал, улыбнулся.
Марат Валеев #    5 июня 2013 в 07:48
Замечательно, Юрий!  smile
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 18:33
Спасибо, Марат! А Юрий прав, это пока магазин не открывался, стояли такие милые и приветливые, а как открываются двери - сметают все на своем пути, не глядя на слабых и немощных. А на работе при распределении талонов - чего только не наслушаешься. Избавь нас бог  от такой напасти впредь!
Марина Ермоленко #    3 июня 2013 в 18:07
...оскорбляли друг друга и иногда дрались, а так да,  терепение воспитывывало).Хотя у нас в соседнем магазине Диета долго рассказывали историю о том, как Олег Басилашвили  в 90-х( он действительно сам покупал продукты для своей семьи) отдал старушке из очереди кулек пирожков ( в Диете продавались довольно вкусные слоеные пирожки с мясом).
Марина Ермоленко #    3 июня 2013 в 18:08
Ой, да, забыла за чем пришла.. Надя - плюс)
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 18:35
Спасибо Марина!  + это хорошо! smile
Марат Валеев #    5 июня 2013 в 08:04
Я как-то в Экибастузе вляпался в очередь за водкой (нужно было срочно литр раздобыть, чтобы за что-то рассчитаться - за что, уже не помню). Когда меня спустя пару часов стояния в очереди сначала на улице, а затем в самом магазине притиснуло к обитому железом широкому прилавку, я бы не смог залезть в карман за деньгами, так меня сдавило. Хорошо, мокрые уже от пота бумажки зажаты были у меня в кулаке.
Когда продавец ловко метнул мне эти две бутылки по прилавку - они приехала  стоя и остановились, легонько звякнув, под самым моим носом. Я их схватил за горлышки, с трудом развернулся к выходу, и обалдел - мне надо было протиснуться через плотно сбитую людскую массу голов в двести!
Я поднял бутылки над собой и стал ввинчиваться в эту грозно гомонящую толпу (благо, тогда я был строен и худ). Бился в конвульсиях минут десять, но на улицу все же вырвался. Но в каком виде! У меня был оторван клапан нагрудного кармана рубашки (дело было летом) на одной стороне груди, на значке Союза журналистов... висел женский парик. Но самое страшное - вынес я из магазина только одну бутылку, вторую у меня кто-то вырвал из руки.
Больше в винные магазины я сам не ходил, а доставал спиртное через знакомую продавщицу...
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 08:30
Из- за этой водки один мой хороший знакомый угодил на пару лет в тюрьму. Надо было помянуть годовщину смерти отца. Обратился к знакомому, а у того жена в обувном работала. Тот достал ему через жену водки, но попросил об одной услуге - продать вместе с ним на рынке 4 пары кроссовок - жена в магазине достала. И повязали их на рынке - спекуляция!!! Хозяину , чтобы не повадно было спекулировать 3 года, а подельнику - 2! shock А сейчас их назвали бы коммерсантами.
Александр Степанов #    5 июня 2013 в 12:37
Угораздило в ту пору выходить замуж нашей дочери. Поскольку жених был деревенский, и молодые собирались жить в деревне, то сватья предложили сыграть свадьбу только там и договорились: они полностью готовят еду (кроме колбасы и сыра), а нам предстояло запастись горячительным (кстати, тогда входили в быт безалкогольные свадьбы, но сват сам - непьющий многое годы алкоголик, как и я - отрезал: да меня с ней на всю оставшуюся жизнь засмеют!). В райцентре, где мы жили, взяли сколько-то бутылок по справке из загса, а для полного удовольствия отправились в очередь на Мехзавод (это окраина Самары). Там давали по бутылке на рыло, а морда лица милиционера следила, чтоб не было много заходов в очередь. Однако, дежурное лицо было доброе, а наши лица не похожи на рыла, оно позволило нам, четверым из одной семьи, вставать в очередь несколько раз. А талоны на сыр и колбасу нам подарили соседи. Словом, выкрутились как-то... И вообще, при всём "уважении" к советскому прошлому, ну, нет на русского человека никаких кандалов при самых несусветных несвободах. И ныне: ведь только КАЧЕСТВО проблем изменилось, а по КОЛИЧЕСТВУ - то же, ну, м.б. даже больше. И ничего. Живём. Жуём. Поэтому ещё с самых послевоенных лет нашего детства нам с любимой внушилось: наша судьба не в том, где мы, тем более, в каком месте живём, а как мы настроены на преодолении ЛЮБЫХ НЕВЗГОД. Жизнь - борьба! Солидарен я с кем-то из основоположников НАУЧНОГО (а не практического, однако) коммунизма. Поэтому - низкий поклон советскому, проклинаемому, но любимому прошлому, не сломившему нашей воли и оптимизма!
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 12:51
Русский народ никакая очередь не  сломит! Мы  на свадьбу младшей дочери (тоже в это время угораздило замуж выходить) достали на работе американские окорочка.  Это сейчас мы от них нос воротим, а тогда был деликатес!!! По количеству человек на свадьбе достали, завезли в кафе, только не проследили. Ну поварам тоже хочется такого "деликатеса", они их на две части порубили, часть на стол, по количеству, а часть себе. Все сыты и довольны!  hoho
Яна Солякова #    3 июня 2013 в 19:04
Очереди! Да уж... Самыми стойкими были бабушки.+++
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 19:13
Спасибо, Яна!
Марина Ермоленко #    3 июня 2013 в 19:20
Их боевому духу я до сих пор завидую...
Константин Вуколов #    3 июня 2013 в 20:01
Надежда, повальсировали,  а теперь отметимся в очереди. Кто за кем стоял? hoho
До боли знакомо то, о чём Вы написали.
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 20:11
Спасибо, Константин! Наверное всем, кроме современной молодежи это все знакомо!
Светлана Тен #    3 июня 2013 в 21:06
Все так и было. Сначала занимали, потом спрашивали: зачем стоим)+
Светлана Тен #    3 июня 2013 в 21:12
И товар действительно выбрасывали, видимо, потому, что очередь на него набрасывалась.
А еще товар "доставали", а не брали, потому как на видном месте он не лежал look
Надежда Лукашевич #    3 июня 2013 в 21:20
Спасибо, Светлана! Доставали из - под прилавка "блатным". У меня знакомая работала в книжном магазине. Лишнее она достать не могла, но сказать, когда будут "выбрасывать" что - то стоящее могла.
Александр Степанов #    4 июня 2013 в 07:14
Надежда! Прям, бальзам на сердце, когда напомнили те самые очереди. Фактически это были клубы по интересу: и дежурный вопрос "что дают?", и разговоры о вечных капризах погоды, угодных одному и нежелательных для другого, и анекдоты, и крик с хвоста "в одни руки больше килограмма не давайте!", да и локальные бои "вас тут не стояло", и... и... Однако, милая, не дай Бог вам занедужить! Те милые сердцу очереди я по мере лет своих испытываю в поликлинике. И по давней привычке завожусь, когда кто-то (почему-то больше - молодые) рвутся без очереди. Одна такая после моего протеста прорвалась, а потом, выйдя, торжествуя, показала мне непристойный жест согнутой в локте рукой. Утрись, старый хрыч, мол. "Молодым везде у нас дорога... Старикам везде...". Пелось тогда. Всё-таки советское неистребимо...
А вы, Надежда, как мне кажется, в концовке не очень прямо и определённо выразили отношение и к прошлым очередям, и к родному, советскому... Вам жаль тех примет времени? Или рады, что многое изменилось? Хотя понимаю - рамки растекания мыслей по древу здесь ограничены...
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 08:24
Спасибо Александр, что зашли, это для меня очень важно. То что не стало такой великой страны,  безумно жаль, мудрых правителей ей в то время не хватило. А то, что очередей не стало (кроме поликлиник) - как же этому не радоваться. dance А клубы по интересам в другом месте найдем! Один Самсуд чего стоит!
Наталья Чехунова #    4 июня 2013 в 07:54
Помню талоны, номерные знаки на ладошке и свои школьные длинные-длинные очереди...Надежда, понравилось!+
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 08:26
Спасибо, Наталья! Не забыть никому этих очередей!
Владимир Ильичев #    4 июня 2013 в 13:01
"Очереди, очереди, очереди..."?  scratch


коррупция, коррупция, коррупция...  glasses  

о-бр-р-разование, о-бр-р-разование, о-бр-р-разование...  dance

наркота, наркота, наркота...  sick

пробки, пробки, пробки...  look



  
  



  
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 13:11
Комментарий удалён автором 2013-06-04 в 13:14:39
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 13:15
Что хотели, то и получили...
Никалина Жангельдина #    4 июня 2013 в 15:21
В очереди стояла в госучреждениях. И пробки на дорогах, думаю, тоже очередь...+++
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 16:15
Спасибо, Никалина!
Валерий Крылов #    4 июня 2013 в 18:25
А я бы с удовольствием постоял в очереди в кинотеатр, чтобы посмотреть нормальный фильм, как было раньше. А не достанется билета, спрашивать у счастливчиков : "Лишнего билета нет?" +
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 18:38
Спасибо Валерий, что заглянули! В таких очередях не дрались и не топтали друг друга, можно было и постоять!
Елена Туктарова #    4 июня 2013 в 18:56
Да..."из песни слов не выкинешь", очереди были частицей нашей жизни smile
Зато, намаявшись в ожидании, бежали домой не просто с какими-либо продуктами или вещами, а с "добычей"!  joke
Интересно написали рассказ! Понравился! smile
Надежда Лукашевич #    4 июня 2013 в 19:00
А если не доставалось? Какая обида!!! Спасибо Елена!
Елена Туктарова #    4 июня 2013 в 19:02
Мне везло smile)))
Алекс Роберт #    5 июня 2013 в 00:02
В 87 уходил в армию, очереди конечно были, но талонов но до талонов еще не дошли, вернуляв 89 - талоны на все и очереди даже за хлебом! Мой + Вам, а не очередям!
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 08:22
Спасибо Алекс! Пусть очереди останутся за билетами в театр, и на стадионы!
Владимир Ильичев #    5 июня 2013 в 08:49
А мне не запомнились никакие очереди... Задумался: отчего-так? Все-таки в Союзе жил десять лет, пусть и детских.


Решил поинтересоваться у мамы, благо, она сейчас рядом.

- Мам, а ты стояла в советские годы в ОЧЕРЕДЯ-А-АХ?

- Стояла.

- Ну, так, чтобы прям глобально, каждый день?

- Нет. Я вообще меньше других стояла.

-  Почему?

- Да не гналась как-то за импортным. А неимпортного чаще всего хватало.


Горжусь мамой. Помню, конечно, что ездили они с отцом в Москву (а я иногда хвостом привязывался), и только во время и после таких поездок можно было лакомиться чем-то "особо вкусным" и носить что-то "не из сельского магазина". Но даже все те поездки были для меня ПРАЗДНИКОМ!


"...Родители приехали из Москвы, навьюченные тюками, пакетами и сумками, как рязанские верблюды. Молодые, с морозца, большие и теплые, и если присмотреться, то похожи они на двух взрослых ангелов. Целуют нас и тут же начинают сумки разбирать.
В сумках — о! ах! м-м-м! — сосиски, великое множество сосисок. Если постараться — как раз до второго этажа, по перилам, можно эту связку протянуть и так и оставить вместо новогодних гирлянд, для красоты.
Ну и еще там что-то было: сыры, наверное, круглые; апельсины, наверное, желтые, с черным таким ромбиком на боку; масла еще, булки, спиртное всевозможное, откуда мне все упомнить.
Иные это как унижение до сих пор воспринимают: вот-де, за самым необходимым приходилось ехать в самую столицу. А я никак не воспринимал. Если бы родители за всем этим сходили в сельмаг — кого бы мы тогда ждали так долго с сестрой под тонной темнеющего, глухонемного снега?" (с) Захар Прилепин
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 09:11
Владимир, я ведь тоже описываю очереди не за импортной одеждой, и я не ездила в Москву за шмотками. Я стояла в очередях за самым необходимым.  Может быть Ваша мама жила в более благодатной зоне, чем я. Но когда почитаешь отзывы под рассказом, то увидишь, что никого эти очереди не миновали.
Владимир Ильичев #    5 июня 2013 в 09:18
да я понимаю, Надежда... я просто делюсь тем, что мне посчастливилось не запомнить очередей  dance

не миновали... равно, как и псевдообразованные коррупционно-обдолбанные пробки РФ нет-нет, да и затронут каждого  look
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 09:31
Просто Вы были маленькие. А пробок тогда точно не было. Мой муж стоял в очереди на мотоцикл  "Урал" - 10 лет! Какие уж тут пробки. А  те кто поближе был к начальству и профсоюзу - могли и машину купить побыстрее. Зато сейчас машин , как мух на рыбзоводе в летний день crazy
Владимир Ильичев #    5 июня 2013 в 09:48
пробок нет... и воздух чище... КРАСОТА!  smile

а щас  - мухи... правильный образ... даже без рыбзавода...  как мухи по стеклу, ползают все эти многочисленные маФЫнки... им бы за стекло, летать бы им, как хотелось бы... ан нет - стекло дает видимость свободы, но не свободу, вот и ползают по периметру оконца  smile
Александр Степанов #    5 июня 2013 в 12:57
Ха-ха-ха, Владимир! Мы с любимой тогда оставили малую дочь с родственницей (она был зав.детсадом) на недельное пребывание в детсаду - была тогда такая форма содержания детишек. И махнули в... Москву. За тем, другим, третьим... За колбасой и апельсинами, в том числе. Сунулись было в ближнюю гостиницу "Прагу". На нас там взглянули как на юродивых: да по всей Москве ни местечка не найдётся! Весь день по очередям скитались, т.ч., в ГУМе, ЦУМе, Детском мире. Ноги и головы трещат от боли, и мы снова на Казанский, простите, грязнее нужника, сами понимаете, вокзал. Дремали по очереди на жёстких диванах. Весёлая сцена. Напротив вползла на диван пьянющая вдребезги старушка (а может, и не старушка, но до такого свинячьего вида спившаяся дама). Утром уборщица с грязнющей тряпкой на швабре хлестала по полу. Подошла к той пьянице и попросила поднять ноги. А та так сплела мосолики, что никак их не разведёт. И тут уборщица ляпнула такое, что мы с женой до сих пор цитируем: "Эх, страуха: завела ногу за ухо!". Но и это не весь юмор сцены. Когда бедняжке всё ж удалось снять ногу с уха и встать, оказалось, на её, простите заду вырисовалось расплющенное, кажется, всмятку и в скорлупе яйцо... И грех, и смех. Но мы, умаявшись, всё-таки привезли домой, да ещё и по наказу родственницы и друзей-соедей московские гостинцы. Особенно, прелестно смотрелись, вдыхались апельсины... Спасибо, Владимир, за наводку к вспоминалке (наводка - слитно).
Ольга Картина #    5 июня 2013 в 13:28
Комментарий удалён автором 2013-06-05 в 13:32:33
Ольга Картина #    5 июня 2013 в 13:31
А мы как раз ездили в сельские магазины, потому что там можно было купить приличную одежду, например китайские фабричные (!) свитера отличнейшего качества, каких сейчас и не сыщешь.
Видимо от администраций районных много зависело.
А из Москвы везли тюками, даже обои...
Любовь Пономарева #    5 июня 2013 в 09:13
За рассказ +
Напомнили те времена. И я хорошо помню эти очереди. Даже по талонам выдавались продукты ,тоже огромные очереди. И кто только рассчитал, сколько на человека приходилось на месяц бакалейных (макароны-400 грамм, сахар-1 кг и т.д). А ведь тогда еще работали все предприятия, не было закрытых!  Менялись этими талонами.
Были еще купоны на нижнее белье,одежду, обувь.
Буквально полмесяца назад после похорон свекрови разгребала ее разные бумажки. Там как раз были эти неиспользованные купоны,цветом - голубые-мужские и розовые-женские. Видимо, не все они их использовали.Показала их сыну, смеется.
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 09:34
Спасибо, Любовь! Дай бог , чтобы наши дети и внуки не стояли в очередях за макаронами и сахаром, а только за билетами в кино и театр!
Тамара Тимофеева #    5 июня 2013 в 09:33
Ах! как усердно, все кинулись, чернить прошлые времена.......... Как будто и не было.
Пионерских лагерей. Не отдыхали  В Артеке.....Не было студенческих капустников. не БЫЛО БЕСПЛАТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ,
и ВСЮ СОЗНАТЕЛЬНУЮ ЖИЗНЬ БЕДОЛАГИ простояли в очереди.........БЫЛО  ПЛОХОЕ, НО СКОЛЬКО БЫЛО
   ХОРОШЕГО.......... и не надо это оплевывать так усердно......... zlo
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 09:39
А где Вы, Тамара, увидели, что тут все все оплевали? Всю не всю жизнь, а ОЧЕНЬ много времени простояли в очередях. Я просто затронула одну сторону жизни, маленькую, но очень важную для человека. Мы еще не научились питаться одним воздухом и ходить голышом!
Марат Валеев #    5 июня 2013 в 09:51
Тамара, зря вы так. Разве это очернительство? Просто Надежда порассуждала о таком явлении, которое было составной частью нашей жизни в те времена. И плохое было, и хорошее. Кстати, последнего все же больше, я с вами здесь согласен. И сегодня в нашей жизни много и хорошего, и плохого. А уж в каких пропорциях - это кому как видится.
Александр Степанов #    5 июня 2013 в 17:45
Тамара! Есть такое на уровне оксюморона выражение "любимая проклятая". У меня, например, так складывалось по отношению к прошлой профессии,которой по мере сил и инерции время от времени и ныне балуюсь. Так вот, я ещё раз прочитал рассказ Надежды и обратил внимание на конечную фразу (как правило, она бывает ударной): "Остались горечь утраты и радость от того, что с исчезновением страны – исчезли ненавистные мне очереди!". Обратите и вы внимание: "ГОРЕЧЬ УТРАТЫ". И в большинстве комментариев в описываемых кошмарах с очередями и другими бедами как бы между строк проглядывает то же самое сожаление, что это утеряно. Вместе с пионерскими лагерями, бесплатным образованием и многим другим положительными приметами Советского Союза. Но тут речь только об одной примете того времени - очередях. А что - вас они могли порадовать?! И не все здесь в своих работах описывают только негатив. Есть же человеческий закон бытия: не зная объективного прошлого, с позитивом и негативом, не учтёшь всего этого в будущем. А Надежда - молодец, что описала одну из памятных примет прошедшего времени!
Олег Фролов #    5 июня 2013 в 10:11
А разве сейчас нет очередей? Например, на прием к врачу? И вообще, не наличие очереди определяет время, а люди жившие и живущие в это время...
Яна Солякова #    5 июня 2013 в 16:19
Точно! Тётя стояла в очереди на приём к областному окулисту 2 месяце. Не лично, конечно, а в записи. А потом ждала плановой операции - 8 месяцев: очередь!
Яна Солякова #    5 июня 2013 в 16:20
Забыла сказать: это не давно, её на прошлой неделе прооперировали. smile
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 16:40
Яна, я в 85 году ждала также плановой операции 8 месяцев. До смешного доходило. Пока сдашь все анализы - наркоза нет, только экстренным. Пока он появиться, надо опять все анализы и врачей пройти  -  предыдущие уже не действительны! И по кругу. sad Медицина у нас - увы!
Яна Солякова #    5 июня 2013 в 16:45
Зато - стабильность: очереди были, очереди есть, и, видимо, - будут. smoke
Александр Степанов #    5 июня 2013 в 18:10
Яна! Не могу судить, в чём и какую стабильность вы имеете в виду, но, кажется, вы не захватили ту пору взрослой. А также, скорей всего, стабильность ощущали не все. Могу сказать о себе. Угроза увольнения с одной из работ мне обещала лишение квартиры (она - ведомственная),увольнение по статье, и тогда, по крайней мере, в своём регионе не устроишься на такую же работу. Не дожидаясь такой участи, предложил себя в соседний район. Пришёл на собеседование. А мне с порога: "Вы ж знаете - отдел кадров наводит справки по прежнему месту...". И я прижал хвост. Словом: я против приукрашивания, но и против умалчивания негатива. В том числе и против украшивания стабильности в прошлом. Всяко было.
Яна Солякова #    5 июня 2013 в 18:40
ШУТКА, Александр. Я имела в виду стабильность существования ОЧЕРЕДЕЙ при любом строе.
Тамара Тимофеева #    5 июня 2013 в 10:38
Олег, на сто процентов согласна с вами............... Удачи scratch
Олег Фролов #    5 июня 2013 в 16:41
Взаимно.
Наталья Колмогорова #    5 июня 2013 в 11:02
Очередь,очередь...
-Кто последний?Я за вами!
-Что дают?Дефицит -
-Какой - не знаем сами!..

И я встала в очередь со своим плюсигом!+
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 11:10
Спасибо, Наталья!
Ольга Картина #    5 июня 2013 в 13:48
Сейчас очереди тоже есть. Очереди появляются там, где ограничены возможности, но есть спрос.
Вместе с тем появляется и коррупция.
Прав Олег Фролов, например, об очередях в медицине. Найти хорошего врача в доступном месте и без очереди - это из области фантастики. К терапевту-то просто так не попадешь, а кровь сдать - жди 2 недели, когда уже и болезнь пройдет. Ребенка пыталась записать к хорошему (!) платному (!) мануалисту - запись на полгода вперед. Это та же очередь, только более цивилизованная. А проблему нужно решать сейчас!
Или записать ребенка в приличную, хорошую школу, там где количество мест ограничено: родители, бабушки стояли ночь, а потом ругались и толкали друг друга, чтобы попасть в здание школы, к заветному кабинету...
А кое-кто ищет другой путь - через районо, директора, с подношениями и т.д.
Надежда Лукашевич #    5 июня 2013 в 16:30
Спасибо, Ольга, за ваш комментарий! Про очередь в поликлиниках - это, наверное, другая тема. Мне приходится часто посещать это учреждение, к узким специалистам очень сложно записаться, но стояния за талонами не стало. Ввели электронную запись, иногда приходится ждать и месяц, чтобы попасть к нужному врачу. В сельской местности еще сложнее. Но так было всегда, а не только в настоящее время. В конце семидесятых моя дочь пошла в первый класс. Школа была одна из лучших в городе и как раз по месту жительства. Так в нашем классе оказались дети зубного врача, директора книжного магазина, хотя жили они совсем не в нашем районе, и  в классе вместе с ними было 42 ребенка! И это в 70 годах!!!
Владимир Бородкин #    5 июня 2013 в 22:27
Про очередь вспоминается много анекдотов...
А я всё же СССР с теплотой вспоминаю в основном. Детство, юность, молодость.И в детстве,как все не жировали, работал на трёх работах, и в студенчестве всегда ночами работал, а были наверно это самые счастливые дни.+
Надежда Лукашевич #    6 июня 2013 в 07:18
Молодость !!! Спасибо, Владимир!
Юрий Бердан #    6 июня 2013 в 22:59
Володя! Молодость! Меня когда-то поразила одна вещь. Давно было. Я, молодой журналист, только после университета, брал интервью у ветераны войны. Задал вопрос: какое было самое счастливое время в вашей жизни? И знаете, что он ответил? Война! Как!!??? Кровь, смерть, страдания!!?? И он вздохнул - я был молодой...
Ольга Бутанова #    5 июня 2013 в 23:09
... И все-таки в очередях мы получали качественный НАТУРАЛЬНЫЙ продукт. А теперь без очереди - химия. Зато много. (Это я так шучу). Голосую+
Надежда Лукашевич #    6 июня 2013 в 07:28
Да, Ольга, сейчас натуральный продукт - ну очень дорогой! laugh  Спасибо, большое, что прочитали мой рассказ!
Наталья Бижина #    6 июня 2013 в 10:56
Зато тогда было всё вкуснее, чем сейчас. Рассказ отличный +
Надежда Лукашевич #    6 июня 2013 в 11:34
Спасибо, Наталья! Ты права, тогда все было вкуснее! Даже сахарный песок, что давала нам мама каждому по столовой ложке на тетрадный листок, когда приносила его из магазина. Он в то время выдавался по специальным  пайковым маркам ( кажется так они назывались).Мы мочили хлеб водой и посыпали сверху сахаром. Получалось пирожное. smile
Людмила Косарева #    6 июня 2013 в 20:26
Очереди, очереди,очереди...Надо же, сколько Вы на эту тему вспомнили,Надежда...+
Надежда Лукашевич #    6 июня 2013 в 20:37
Это еще не все очереди, Людмила! Ограничение  не позволило.Вся жизнь в очередях. Спасибо большое за  то, что зашли и прочитали мой рассказ.
Оксана Канашова #    7 июня 2013 в 07:58
Да, Наденька, очереди-это, конечно, кошмар тех времен....Я помню, тоже в обмороки падала......Мне до сих пор плохо от очередей.....Я 8 лет ждала очередь на бесплатную операцию по протезированию коленного сустава в Нижнем Новгороде, и так и не дождалась.... А  в итоге получила квоту вне очереди на операцию в Чебоксарах!!! Так что теперь уже 3 года я как заново живу с замечательным протезом, хожу на каблуках и радуюсь жизни!!!! А Вам, конечно,+++++++++++++++!!!!
Надежда Лукашевич #    7 июня 2013 в 08:33
Я поэтому и терпеть не могу очереди, что мне в них дурно становится! Спасибо , Оксана, что прочитали мой рассказ!
Зоя Громова #    7 июня 2013 в 20:56
Что было - то было.
А сейчас лишь в самых исключительных случаях (например, когда ногу сломаю или руку, к примеру) иду на приём к врачу в поликлинику, и всё потому, что с содроганием вспоминаю процесс выстаивания в тамошних очередях. По 2, а то и по 3 часа уходит на это изматывающее "ожидание". А чего там ещё наслушаешься в добавок к этому! Стараюсь болеть не выходя из дома, хотя туго приходится порой без врачебной помощи.  А очереди всё-таки бывают и внастоящее время, к примеру, когда в какой-нибудь "Пятёрочке +" сахар подешевле "выкинут" по объявленной в одной из "бесплатных" газеток "акции". И сахар исчезает за какой-то часовой промежуток времени (непонятным образом) и в очереди народ готов поубивать друг друга. И если такая "рохля", как я, поверив рекламе, придёт за вожделенной "дешевизной" хотя бы через час после открытия магазина, то получит "шиш с маслом" вкупе с невразумительными пояснениями работников магазина, что, дескать, люди приходили вместе с детишками, бабками-дедками и поэтому в течение пресловутого часа раскупили все 4 (четыре!) тонны сахара!  А так, разумеется, никаких очередей, полно продуктов в ярких упаковках. Только вопрос - каких?  Но, слава Богу, талонов и карточек нет.  Сама жила в те времена, знаю не по-наслышке, что это такое.
Хорошо написали, Надя!  Конечно же,  "жму" на НРАВИТСЯ!
Зоя Громова #    7 июня 2013 в 21:05
Опечатка: "в  настоящее время".
А Марату - тоже респект за потрясающий комментарий (про выстаивание в очереди за водкой, вернее, за ВЫХОД из этой очереди с драгоценным приобретением). Это же самостоятельный рассказ!
(Надежда, дорогая, простите, пожалуйста, за "эксплуатацию" вашего пространства.)
Надежда Лукашевич #    7 июня 2013 в 21:47
Зоя Семеновна, Вас так интересно читать, и мне очень понравилось ваше выражение "эксплуатация вашего пространства"! Спасибо Вам большое, что зашли ко мне!
Завьялова Анна #    8 июня 2013 в 00:18
Комментарий удалён автором 2013-06-10 в 22:49:31
Владимир Коньков #    8 июня 2013 в 16:01
Как ни крути, а очереди-символ той эпохи! С наилучшими пожеланиями,Владимир Коньков!+
Надежда Лукашевич #    8 июня 2013 в 16:08
Спасибо, Владимир!
Владимир Соколов #    12 июня 2013 в 10:28
Да, уж в очередях мы настоялись! А сколько всего в них мы услышали и узнали! Про всех и обо всем. Это тоже большая школа жизни! +
Надежда Лукашевич #    14 июня 2013 в 12:41
Спасибо, Владимир!
Николай Немчинов #    13 июня 2013 в 16:20
Спасибо за правду памяти. +
Надежда Лукашевич #    14 июня 2013 в 12:42
Спасибо, Николай, что заглянули и оставили свой комментарий!
Александр Пивоваров #    13 июня 2013 в 16:40
Привет всем! Наверное, пришла и моя "очередь" отметиться в "очереди" комментариев. Очереди никуда не исчезли. Просто они стали другими: очередь на место внучке в детском садике, очередь на должность зав. кафедрой, очередь на награждение грамотой Министерства, очередь на лечение чего угодно, очередь на место на кладбище (!!!), которое занимают заранее, потому что земли не хватит!!!
Завьялова Анна #    13 июня 2013 в 17:08
Всё верно.
Надежда Лукашевич #    14 июня 2013 в 12:38
Спасибо, Александр, за такой комментарий! Точно, очереди  не исчезли, но наверное, и в то время такие  были. Особенно про грамоты  даже не Министерства. У нас начальство так говорило: - " Петрова грамоту получала к 8 марта, а в честь 1 - го мая пусть Сидорова получит! А на кладбище очередь занимать не хочу! Где похоронят, там и похоронят, на земле не оставят!!!
Владимир Маталасов #    14 июня 2013 в 21:01
Помню ночные бдения в очередях за хлебом. Химическим карандашом на ладони свой номер в очереди.
Господи! Да было всё это, было! Это всё наше, и ничего не вычеркнешь из памяти. Она наш контролёр.
Удачи, Надюша, желаю! С сердечным теплом! Владимир.
Надежда Лукашевич #    14 июня 2013 в 21:14
Спасибо, Владимир, за комментарий и за поддержку! Хотелось бы забыть, да не забывается.
Андрей Оваско #    14 июня 2013 в 22:50
Комментарий удалён автором 2013-06-14 в 22:54:22
Андрей Оваско #    14 июня 2013 в 22:55
Добрый вечер, Надежда! О, эти очереди подобно удаву, тянутся, извиваются, сплетаются кольцами, сжимаются и выталкивают недовольных:) Да, очереди часть жизни, определенный индикатор ее качества, ну и соответственно, строя. Но тем не менее, я вспоминаю без ропота и без гримас время, в котором я жил, и жизнью был и остаюсь довольным. Мне ваш рассказ,Надежда, понравился, что и отмечаю.
С сердечным теплом к вам, андрей
Надежда Лукашевич #    14 июня 2013 в 23:02
Спасибо, Андрей! А ведь были еще больше и длиннее, чем на этой картинке из интернета.
Андрей Оваско #    14 июня 2013 в 23:08
Повидал и я очередей всяких, однажды и рассказ написал близкий к вашему /в какой то части/, назвав его отблески соцреализма:)
Виктор Давыдов #    15 июня 2013 в 20:51
У меня от очередей в душе сохранились, почему-то, исключительно положительные ассоциации, к примеру, отстояв огромную очередь в кинотеатре на очередную серию о Тарзане (примерно 1959 год), купил билеты не только  для себя и моей знакомой, но и пару лишних. Протиснувшись к выходу, услышал разговор молодой пары:"-Вот бы сейчас кто-нибудь подошел и предложил лишние билеты!.." Как приятно было доставить им сюрприз! Или, позже, бывая в командировках в Москве, в обязательном порядке спешил на Кутузовский проспект, где, отстояв очередь в кондитерском магазине, покупал разных сортов по полкило разных сортов карамель и шоколадные конфеты, которые были в диковину в нашем городе.
Хотя, надо признать,  вчера, отстояв очередь в два с половиной часа на рентгеноскопию позвоночника, ассоциация совершенно негативная, хотя медсестры все-равно молодцы, они делали все возможное. Наверное нас, больных, очень много...
Надежда Лукашевич #    15 июня 2013 в 20:57
Спасибо, Виктор, что оставили свой комментарий. Наверное, у мужчин с очередями не было таких проблем, как у женщин. А я так до сих пор, если больше пяти человек стоит в очереди - прохожу мимо. Благо в другом месте можно купить. А от посещения поликлиник одна тоска, да и раньше там меньше очередей не было.
Денис Маркелов #    17 июня 2013 в 18:11
Да были очереди... Длинные и не очень. Но было и что-то иное - чего сейчас нет  joke
Надежда Лукашевич #    17 июня 2013 в 22:09
Все познается в сравнении. Спасибо, Денис!
Надежда Алексеева #    18 июня 2013 в 12:06
Ох, сколько очередей было в жизни, что даже хочется сказать, что жизнь прошла в очередяхsmileНо одно "великое очередное стояние" запомнилось навсегда. Дело было в конце восьмидесятых, когда всем на руки раздали "семейные книжки", по которым можно было получить 2 пары носков, 2-е трусов и что-то ещё. И подвернулась мне в то время удача, попасть в столицу. Представляете, сколько было радости и счастья было от одного только вида Москвы! Ведь я тогда была там в первый раз. Высокие дома, широкие улицы, да и москвичи мне показались какими-то особенными. И вот, знакомая затаскивает меня в магазин на Павелецкой, а там дают кофе в баночках. Очередь - ни конца, ни края! Дают по "семейным книжкам". Встали, отстояли добрых часа три. А когда я подошла к прилавку и протянула продавщице свою "семейную книжку", она глянула в неё и прорычала мне в лицо: "Третьему сорту не даём, только москвичам! Следующий!"

Вот такая грустная была история.

Спасибо, Надюша!
Надежда Лукашевич #    18 июня 2013 в 20:42
Спасибо, Надежда, что нашли время прочитать мой рассказ. Сама  прочитала Ваш комментарий  и ахнула! Такого, наверное, стерпеть нельзя. Как в лицо плюнула! Значит только москвичи первосортные!!! zlo
Надежда Алексеева #    20 июня 2013 в 10:20
Нет, я стерпела! Горько было и обидно, но ведь продавщица-то, наверняка, сама была лимитой.:) Коренные москвичи очень добропорядочные люди, они себе хамство редко позволяют. А вот москвАчи - эти ДА!
Надежда Лукашевич #    20 июня 2013 в 13:42
Или в то время уже все озверели! Могли бы объявление написать огромными буквами, что только для москвичей.
Александр Пивоваров #    19 июня 2013 в 06:04
Очень редко пишу, но тут! Абсолюто похожая ситуация. Время то же. Очередь в столице. "Семейные книжки" + паспорт. Стоим. Тоже - московский кофе. Слышу впереди меня: "Трем вокзалам не даем! Только москвичам". Доходит моя очередь. Протягиваю паспорт и книжку. В паспорте: "ТуЖинский район" - это в Кировской области. Но, видимо, паспортистка писала небрежно и Ж написала как Ш. Продавец и порчитала: "ТуШинский район". Так я и стал "москвичем" на некоторое время и купил свою баночку кофе и не только.
Светлана Чебан #    19 июня 2013 в 19:08
Вспомнила, как в первый раз стояла в очереди за луком. Мама сказала занять очередь и стоять, а я забыла, за какой тетенькой заняла. Пришлось снова вставать в конец длиннющего хвоста. +
Надежда Лукашевич #    19 июня 2013 в 20:40
Спасибо большое. Светлана, за комментарий! За чем только не приходилось стоять! То одного не хватает, то другого.
Владимир Орёл #    22 июня 2013 в 12:47
Уважаемая Надежда! Плюс-то я Вам свой давно поставил, а вот резюме -забыл. Так вот. Здорово Вы мне напомнили, что я очередь занял дважды. А ведь бывало такое.Помните? Когда по одной штуке в одни руки. Были старшие в очередях, следили.А главное , продавцу- до лампочки, разбирайтесь сами...А ещё помните? Кто крайний? Я, но за мной ещё 6 человек! И,всё-таки, были и хорошие очереди. Приехал в Новосибирск, в Академгородок.На автобусной остановке- очередь. Не ломятся, полагаясь на силу и ловкость, стоят, ждут.А за Ваше замечание, огромное дружеское спасибо! С приветом, Владимир Орёл!
Надежда Лукашевич #    22 июня 2013 в 13:29
Спасибо Вам, Владимир, что заглянули ко мне еще раз!
Лариса Семиколенова #    22 июня 2013 в 17:31
Да,и очереди помню. Но помню и много хорошего,которое осталось в моей любимой стране -СССР.
Надежда Лукашевич #    22 июня 2013 в 18:25
Вы правы Лариса, страну в которой мы родились и выросли не любить нельзя! И не виновата страна в том, что у нее такие правители.
Игорь Ильх #    24 июня 2013 в 13:34
Помню. Было дело. +

Вот, мое любимое на эту тему:

Андрей Вознесенский

    Я 41-я на Плисецкую,
       26-я на пледы чешские,
       30-я на Таганку,
       35-я на Ваганьково,
       кто на Мадонну - запись на Морвокзале,
       а Вы, с ребенком, тут не стояли!
       Кто был девятая, станет десятой,
       Борисова станет Мусатовой,
       я 16-я к глазному,
       75-я на Глазунова,
       110-я на аборты
       (придет очередь - подработаю),
       26-я на фестивали,
       а Вы, с ребенком, тут не стояли!
       47-я на автодетали
       (меня родили - и записали),
       я уже 1000-я на автомобили
       (меня записали - потом родили),
       что дают? кому давать?
       а ещё мать!
       Я 45-я за "35-ми",
       а Вы, с ребенком, чего тут пялитесь?
       кто на Мадонну - отметка в 10-ть.
       А Вы, с ребенком - и не надейтесь!
       Не вы, а я - 1-я на среду,
       а Вы - первая куда следует...
Надежда Лукашевич #    24 июня 2013 в 16:45
Все в точку! Спасибо Игорь!
Татьяна Глебова-Пшездзецкая #    26 июня 2013 в 00:26
Прямо хроника пикирующего покупателя получилась. И вот что странно: у некоторых ностальгия по тем временам, наверное хорошо пристроены были. Помню и очереди, и нескончаемый дефицит, и обмороки ( я как и Вы, постоянно теряла сознание видимо от сознания долгожданной встречи с товаром  laugh неважно даже с каким, всё в хозяйстве пригодится, а если нет, то всегда можно или поменяться, или выгодно продать).Было, конечно, и хорошее в той жизни, но это уже для других рассказов. Успехов Вам и +++++ от меня
Надежда Лукашевич #    26 июня 2013 в 09:26
Спасибо, Татьяна, за комментарий!
Станислав Тальнов #    29 июня 2013 в 22:33
Мой счастливый пятидесятый голос для вас! Очень понравилось!
Надежда Лукашевич #    30 июня 2013 в 10:59
Спасибо, Станислав! Тоже заметила, что пятидесятый голос! Большое спасибо!
Галина Булатова #    30 июня 2013 в 13:52
Извините, что нарушу такое круглое (50) число голосов. ) Но - понравилось! А очереди кое-где никуда не делись, а просто замаскировались. У нас и на почте, и в сберкассе, и в магазинах - всё осталось. Но, конечно, меньше, чем в те времена.
Надежда Лукашевич #    30 июня 2013 в 19:51
Спасибо Галина, что прочитали мой рассказ!! Обслуживание населения оставляет желать лучшего, Вы правы!
Геннадий Гималай #    2 июля 2013 в 15:38
Комментарий удалён автором 2013-07-14 в 23:44:27
Надежда Лукашевич #    2 июля 2013 в 16:56
Спасибо Геннадий, что зашли и прочитали! Ни для кого не секрет, что союзные республики снабжались не сравнить с российскими  заштатными городами и поселками. Наверное, Вам не пришлось в то время бывать в Российских городах, я не говорю о Москве и Ленинграде, куда ехали со все России, чтобы отоварится.  В своем рассказе я ничего не придумывала, а описала только малую толику от тех очередей. В закрытом городке, когда мы туда приехали вначале тоже не было никаких очередей.  Даже квартиру мы получили с мужем через 4 месяца после приезда. И никто не будет возражать,что  страна была большой и разной, и жили люди по - разному. Что было много хорошего, и много негатива.
Геннадий Гималай #    2 июля 2013 в 17:31
Надежда, я ведь не подвергаю сомнению Вашу искренность. Раз вы пишете, что было так, значит так оно и было. Там, где вы жили. Но вы не считаете нужным подчеркнуть, что все это - кусочек Вашей жизни, не являющейся типичной для всех регионов и слоев населения. Без такой оговорки несведущий читатель может думать, что так жили все и везде, а это неправда. Пусть прочтут и мою автобиографическую реплику - и, может быть, чуть яснее представят себе наше прошлое.
Всего доброго.
Надежда Лукашевич #    2 июля 2013 в 19:36
Согласна с Вами,  что пишу только о своем.  И только по комментариям можно догадаться, что с этими очередями сталкивалось практически все население огромной страны, и особенно в период распада. Спасибо еще раз.
Наталья Чернова #    7 июля 2013 в 19:07
Разные времена, разные люди, разные судьбы... А мне очереди за продуктами запомнились только во времена перестроечных талонов. Когда выстаивать их приходилось с ребенком в коляске по полдня, а потом с сумками и коляской идти в школу за старшим сыном. Слава Богу, что магазин был рядом со школой. А приходя с детьми, коляской, полными сумками и портфелем в свой подъезд дома, обнаруживалось частенько, что лифт не работает. И тогда начиналось покорение Эвереста - девятый этаж. Медленными шажками, соответствующими ступенькам, коляска с ребенком шагала под моим чутким руководством от этажа к этажу. На локтях рук у меня висели сумки, а сзади терпеливо шагал мой первоклассник. И это были прекрасные годы моей жизни! (Ведь, как говорят, все, что нас не убивает, делает нас сильнее!) И дети были маленькие... и дети были рядом...
Отдельная песня - очереди на жилье! В этой очереди моя семья стойко выстояла 24 года. Когда родился мой старший сын, моя мама была включена в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, по недостатку жилплощади. Каждый год нужно было собирать всякие справки, выстаивать очереди в разные инстанции, чтобы эти справки получить, а затем - очереди, чтобы эти справки отдать. Номера очередности почему-то не уменьшались. Поняв, что ничего в этих очередях не получишь, и не захотев никуда уезжать из своей квартиры, мама перевела свою очередь на меня, а квартиры давать перестали. Начались другие времена. На основании этих очередей начали выдавать субсидии на жилье тем, кто работает в госбюджетной сфере. Опять начались очереди по инстанциям... А когда, наконец-то, все "срослось", и я показала своим сыновьям новую квартиру-долевку, в которой мы будем жить, когда сделаем ремонт, то старший сын сказал, что его переводят работать в Москву. Вот такие огрооомные очереди мы выстаивали. Казалось, эти очереди длинною в полжизни!
А Вам, Надежда, огромный ПЛЮС.
Надежда Лукашевич #    7 июля 2013 в 19:47
Спасибо большое, Наталья, за Ваш комментарий! Мало найдется людей, кого эти очереди не затронули.
Елена Алертс #    11 июля 2013 в 13:27
Ставлю + за то как написано, но вспоминать все же хочется о чём-то приятном, горечь и сейчас достаточно.
Надежда Лукашевич #    11 июля 2013 в 20:23
Спасибо Елена за комментарий!
Ксения Калуби #    12 июля 2013 в 03:01
+, но всё таки очереди не исчезли: на жилье, на детсад... Правда ,джинсы и бананы теперь в свободной продаже!
Успехов Вам, Надежда!
Надежда Лукашевич #    12 июля 2013 в 08:04
Спасибо, Ксения! Очереди всегда за чем -нибудь да останутся. Но не дай бог, чтобы они были за самым необходимым - за хлебом насущным.
Олег Зотов #    12 июля 2013 в 15:45
Друзья, я подал на этот конкурс 24 июня 2013  рассказ "Величайший эксперимент человечества : СССР - Мы не рабы".В нём сказано, что СССР был великой державой, второй сверхдержавой на Планете, несмотря на то , что его население не превышало около 5 процентов населения Планеты. Считаю, что если рассказ Н.Лукашевич займёт призовое место (сейчас рассказ её на первом месте по рейтингу). это будет несправедливо к СССР.
Тема очередей вырвана из контекста героического прошлого страны.
Например, почти сразу после Великой Октябрьской социалистической революции (ВОСР) 1917 года наша страна подверглась в 1918-1922 годах военной интервенции, в которой по данным Википедии приняли участие Великобритания, Автралия, Канада,Индия, Франция, Чехословацкий корпус, США, Италия, Греция, Румыния, Польша, Япония, Китай , Сербия. После отпора интервентам и вывода войск интервентов руководству страны было вероятно ясно, что впереди вполне вероятна новая война. Она и грянула всего через 24 года после ВОСР.  Величайчая война на Планете, в которой СССР потерял по некоторым оценкам около 20 миллионов человек и из которой вышел победителем. Великая отечественная война (ВОВ) продолжалась с 1941 по 1945 годы. Страну ожидал далее тяжелейший труд по восстановлению разрушенного противником народного хозяйства.  Но Россию ожидал в конце ВОВ новый сюрприз : 6 и 9 августа 1945 года, как указано в Википедии,вооружённые силы США произвели атомные бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки. Как указано в Википедии 5 марта 1946 года началась "холодная" война между СССР и его союзниками и США и их союзниками.Уже 29 августа 1949 года в СССР были проведены первые испытания ядерной бомбы на Семипалатинском полигоне. Началась и многие годы продолжалась гонка вооружений ,потребовавщая огромных материальных ресурсов, физического и интеллектуального труда советских людей.В 1959 году СССР создало и испытало межконтинентальную баллистическую ракету.С конца 1950-х годов военные эксперты признали, что ядерная война между США и СССР стала невозможна из-за огромной мощности накопленного с обеих сторон оружия, способного на части разнести Планету.В оставшиеся годы СССР стал второй на Планете сверх-державой. До самого своего распада СССР оставался , судя по ВИКИПЕДИИ, на втором месте в мире после США по валовому промышленному производству, уступая США примерно в 1,5 раза.
СССР включал в себя в разное время от 4 до 16 республик , имел в своих друзьях много стран социалистической ориентации.
Несомненными достижениями СССР были патриотизм людей, дружба народов, свехмогучие армия и флот. Как написал в своей книге один татарский писатель, весь СССР представлял собой как бы единый завод : человек одинаково уютно чувствовал себя например в командировке в любой уголок СССР. Отсутствовало понятие "безработица", очень многим трудящимся государсво бесплатно предоставляло жильё. Я наверное не ошибусь, что подавляющее число  городских жителей СССР , населяющих его к 1991 году получили своё жильё бесплатно.
Ну а очереди? Поспрашивайте свою престарелую родню. Голодные и раздетые не ходили. Два моих приятеля из рабочих семей без всяких очередей купили в 16-17 лет мотоциклы марок  Минск и Ковровец, третий, из семьи по-беднее, запросто записался тогда в мотосекцию ДОСААФ и гонял там сколько душе угодно на гоночном мотоцикле.В Крыму году в 1972 мой родственник , молодой рабочий парень, обижался , если жена не подавала ему на обед мясные котлеты высокой горкой на тарелке.Были бесплатные образование и медицина.Малоимущим студентам предоставляли общежития и стипендию. Словом , обязательно расспросите родню о прошлом. Честно скажу, голодные и раздетые сверх-державу бы не построили. Также ,конечно, как и бездельники. К слову ,всем советую обязательно прочесть статью "Пожиратели Вселенной" в свежем еженедельнике "Аргументы и факты" (№28,10-16 июля 2013, стр.19) о строительстве социализма в Китае. Пока мы здесь обсуждаем, какие очереди были 22 года назад в СССР, Китай, если верить этой статье,"бывший 10 лет назад провинцией крестьян", рванул вверх так, что США должны сейчас Китаю триллион долларов ( интересно поделить эту сумму на число жителей США ?).К 2045 году китайцы собираются построить на Луне научную базу. Лунные недра среди прочего , могут оказывается согласно этой же статье  и неисчерпаемым безопасным источником энергии в виде изотопа гелий-3.
Мне хочется закончить мой комментарий смешной песенкой бродяг, не помню из какой уж книги (точнее, вариацией на эту песенку :
" Я ,друзья, не спрасюю,
Какие очереди были
И были ли они вообще
22 года назад,
А я ,друзья, спрасюю,
Когда ,например,у России появятся
Обитаемые космические станции-
Лунные и околоземные,
И когда Россия станет
Сверхдержавой , соразмерной СССР ?"
Надежда Лукашевич #    12 июля 2013 в 18:36
Спасибо Олег, за  лекцию по истории СССР! Я ее знаю . Советуете мне обратиться к своей престарелой родне - увы, я сама престарелая, и все эти очереди не выдумывала, а отстояла, и не только эти, которые описала.  Мой рассказ - это маленький кусочек нашей жизни. И как бы грустно не было, это наша жизнь и от нее не закроешься. А  высокий РЕЙТИНГ - значит люди читают и не остаются равнодушными, значит они тоже отстаивали эти проклятые очереди.  А вот какое место займет мой рассказ (если ,конечно, займет) жюри виднее. Мой рассказ в конкурсе о детстве по рейтингу тоже входил в десятку, но, увы, даже в ЛОНГ не вошел.
Татьяна Дорофеева-Миро #    12 июля 2013 в 21:49
Как не заглянуть после рекламы Олега Зотова? ))
Прочла.

Знаете, в соц сетях часто выкладывают фотографии разбитых дорог, пьяных людей, и т.д. и пишут: только в России может быть такое...
У меня внури все возмущается: а разве мы знаем, ТОЛЬКО ли?..
И не в этом дело.
Я РОДИЛАСЬ в этой стране. Это - МОЙ дом. Это - МОЯ РОДИНА. Какая есть.
Есть поговорка, как ворона говорит о своем дитеныше: хоть и черный, но СВОЙ.
У моей знакомой сын сидит в инвалидной коляске, пускает слюни, ноги не ходят, сидит - полулежа, пальцы не слушаются, зубы через один, да и те черные, кривые... А она его целует! Говорит, что он самый хороший...

Родина у нас одна.  И я ее люблю.
Даже если допустить, что  что-то было не очень хорошее в СССР, разве сейчас все гладко? Ну, не такие очереди, как Вы описываете, но обучение в ВУЗах, например, стало платным. То есть, если ты умен, но нет денег - иди в дворники(если повезет)...

Медицина практически платная. Даже там, где принимают по ПМС, неофициально приходится платить врачу в виде подарков(хотя бы)...
Да много чего. Но Я ВСЕ РАВНО ЛЮБЛЮ СВОЮ РОДИНУ.
Потому что я тут живу.)))
Надежда Лукашевич #    12 июля 2013 в 22:19
Татьяна, я тоже любила и люблю свою Родину, такая какая она была и какая она есть.
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 21:53
Я вообще не поняла изначальной "замашки" г-на Зотова на рассказ Н.Лукашевич.
"...я подал на этот конкурс 24 июня 2013 рассказ "Величайший эксперимент человечества : СССР - Мы не рабы"....... Считаю, что если рассказ Н.Лукашевич займёт призовое место (сейчас рассказ её на первом месте по рейтингу). это будет несправедливо к СССР..."
Здесь явно прослеживается мотив:"Мой рассказ отличный, а рейтинг-плохой.А у нее плохой а рейтинг отличный."А не подумали, что перечисление достижений СССР вовсе литературным произведением и не является, и не обязаны читатели сайта ним восхищаться? Это что, навязывание своего восприятия произведений окружающим?
"..Считаю..." Это ультиматум жюри? Вы, г-н Зотов, не считайте! Тут есть кому считать! На то жюри и "перелопачивает" горы написанного, чтобы потом "считать"! И выставлять результаты своих "считаний".И думаю, они достаточно компетентны, чтобы делать свою БЕСПЛАТНУЮ работу качествтенно.

Надежда, я глубоко сочувствую Вам в данной ситуации, так как догадываюсь, насколько Вам неприятны такие нападки.

И в литературной среде,коли уж считаем себя литераторами или хотя бы близкими к этому - безнравственны именно такие нападки и нравоучения.Надежда не маленькая девочка, и даже не юная дева, дабы ее учить, что писать и как.Я,мыслю, что она такого права никому и не давала.
Алекс Роберт #    12 июля 2013 в 22:09
Поддерживаю, Светлана!
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 22:03
ага!!Еще вот..Если бы в "Положении конкурса" было требование о написании документально-исторического изложения фактов, то тогда да. этот рассказ туда бы не подходил.....
Татьяна Дорофеева-Миро #    12 июля 2013 в 22:07
Вы правы в этом, Светлана.
Свободная форма изложения свободных мыслей. Вот какой конкурс.
Каждый имеет право не мнение.
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 22:09
О!!!И я о том же..
Я вот тоже не помню очередей, ну жили мы в небольшом городке -нас мало, всего хватало..Так я и не пишу ничего...Почитала и будет.Что мне сейчас, пойти и "покусать" Надежду за то, что написала, не так, как у нас было?
У каждого свои воспоминания, память, чувства...
Олег Пуляев #    12 июля 2013 в 22:07
Молодец, Таня.
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 22:12
Надежда же не писала , что не любит родину СССР, она не любила негатив, который в немприсутствовал.Вот же ее слова в конце:"Остались горечь утраты ..."
Надежда Лукашевич #    12 июля 2013 в 22:26
Ну вот, чего Олег добился? Читатели стали еще раз заходить и перечитывать. Спасибо Вам всем!
Татьяна Дорофеева-Миро #    12 июля 2013 в 22:31
Да.)

Ко мне бы зашел кто... Поругать.)))
Публика хлынула бы...
zst
Светлана Александрова #    12 июля 2013 в 22:38
Танюша, ты знаешь, к кому обращаться)))))
Татьяна Дорофеева-Миро #    12 июля 2013 в 22:46
)))))))))
Надежда Лукашевич #    13 июля 2013 в 07:09
Я, конечно, имела в виду Олега Зотова!
Айрат Маликов #    13 июля 2013 в 02:50
Очень правдиво и трогательно.
Надежда Кудряшова #    13 июля 2013 в 10:31
Надежда, Вы очень хорошо и, как показывают многочисленные комментарии, легко узнаваемо описали очереди в Советском Союзе! Что, впрочем, неудивительно!
Наверное, очереди в СССР были одной из самых его «больных мозолей». Во всяком случае, у многих Советский Союз ассоциитируется именно с очередями, дефицитом.
Мне, наверное, повезло: как-то не запомнилось, что я очень  страдала от очередей в СССР. Если, конечно, не считать многочисленные и многочасовые очереди в период Горбачёвской Перестройки! Возможно, это связано с тем, что я всегда жила в закрытом городе и, к тому же, после окончания университета работала на «военном» предприятии, где была заказная система.
Читая Ваш рассказ, поймала себя на мысли, что Вы описываете то время несколько однобоко, только с одной, негативной, стороны. Те, кто не застал то время, могут подумать, что СССР – это кошмар, чуть ли не ад! Мне бы не хотелось, чтобы они так подумали, ведь в СССР было много и положительного! А очереди, как написала в своём комментарии на Ваш рассказ Оксана Алмазова, - «пожалуй, самая агрессивная среда Советского Союза»!
Очень обрадовалась, что Вы хотя бы в последнем предложении оговорились, что у Вас осталась горечь утраты из-за того, что СССР перестал существовать. Если бы не это, сложилось бы впечатление о Вашем полном неприятии Советского Союза, что, как я поняла, далеко не так!
Надежда Лукашевич #    13 июля 2013 в 23:52
Спасибо Надежда , что зашли  и оставили свой комментарий.
Анатолий (Ялдыш) Кривов #    14 июля 2013 в 23:24
Отдал Вам голос за злобу дней,
Ушедших с СССРом!
Но где возьмёте сухарей,
Коль не поладим с сэром?

Представьте: с завтрашнего дня импорт продовольствия - НОЛЬ! Послезавтра - очереди, через три дня - карточки,
через неделю - ГОЛОД!
Анатолий (Ялдыш) Кривов #    14 июля 2013 в 23:31
Это я - о Вашей радости, в конце рассказа. Всё идёт к тому, что такая перспектива - не за горами!
Надежда Лукашевич #    15 июля 2013 в 08:34
Спасибо, Анатолий, что нашли время зайти ко мне и оставить свой комментарий! Старшее поколение, а я отношу себя именно к такому, уже не чем не запугать. Во время распада СССР , на даче, ( это при том что жили в городе), приходилось  выращивать и цыплят и кур, и даже поросят. Ну а о картошке  и овощах даже и говорить не надо. Так что все знакомо, не пропадем...  laugh
Олег Зотов #    18 июля 2013 в 15:54
Анатолий (Ялдыш) Кривов ! А ведь и  промышленные товары в магазинах Росси , как мне кажется,зачастую  импортные. А вдруг и их перестанут посталять в Россию ?
Олег Зотов #    18 июля 2013 в 16:04
Анатолий Ялдыш и все читатели , извините. В спешке сделал сейчас описку : в верхней строчке моего комментария здесь сегодня в 15:54 следует конечно читать :"в магазинах РОССИИ".
Олег Зотов #    16 июля 2013 в 17:15
"Корова - это каКАШки, каКАШки, каКАШки ...". Друзья, как бы Вы отнеслись к тому, если бы наш Конкурс был посвящен КОРОВЕ и один из Авторов написал рассказ с приведенным выше в кавычках названием. И сотни читателей бы бросились ставить плюсики и подтверждать : Да, да, да, -какашки, какашки, какашки !
Но ведь корова это не только какашки - это и милое ,особенно в молодом возрасте животное, это и молоко и творог и сметана и сыр и т.д и т.п.
Примерно такое впечатление ,как если бы это был указанный рассказ с названием в кавычках произвёл на меня рассказ Надежды Лукашевич. Ну хоть одну добрую строчку надо вставить и в рассказ об СССР и в рассказ (если будет такой Конкурс ) о Корове.
К слову , я написал 12 июля 2013 отзыв на этот рассказ Н.Лукашевич в моём блоге в заметке "Комментарий на...". Под этой заметкой имеется 31 комментарий.
Светлана Александрова #    16 июля 2013 в 17:20
Олег!А Надежда вставила:" ... Не стало страны, в которой я родилась,  училась, работала. Не стало страны, в которой родились, росли и учились мои дочери! Остались горечь утраты ..."
Ну, что же Вы не хотите читать между строк?
А мало она вставила потому, что это уже другая история..
А про кАкашечки мне понравилось)))Так мило)))я минут 5 смеялась))
Андрей Оваско #    17 июля 2013 в 00:45
Ну и бред!  МыслЕтЕль! Олег, лавры Родена покоя не дают? Не потянешь... ну разве лишь на Берлагу?..
Олег Зотов #    17 июля 2013 в 17:13
Андрей Оваско ! Я не обиделся на Ваш комментарий- возможно я и впрямь немного перегнул в примере с коровой . Но рассказ Н.Лукашевич я воспринял как бы в контексте . Ведь вскоре возможно будут даже утверждать. что не было даже и вероломного внезапного нападения гитлеровских войск утром 22 июня 1941 года на СССР. Вы хоть в этом факте не сомневаетесь ?
Константин Вуколов #    16 июля 2013 в 18:45
Зачем спорить, если работа написана в соответствии с Положением о конкурсе(не буду его цитировать). Право автора представить свои воспоминания в том или ином виде. Измерять степень патриотизма автора представленной работой- это просто смешно. Родину свою любит каждый автор: и бывший Союз, и страну сегодняшнюю. Лучше оценивать и обсуждать литературное мастерство автора, как это сделала Инна Князева с работами в предыдущем конкурсе. Хотя некоторые авторы на  такие анализы работ  и на замечания сильно обижаются. А плюс Надеждиной работе я, кажется, уже раньше поставил. Сейчас проверю.
Надежда Лукашевич #    16 июля 2013 в 19:21
Спасибо, Константин!
Светлана Александрова #    17 июля 2013 в 14:29
Я так понимаю, что своим ответом, Владимир Щербединский хотел сказать, что он-НЕ ВОСТОРЖЕННЫЙ ГРАФОМАН))
Олег Зотов #    17 июля 2013 в 18:04
Друзья ! А может быть в миллион раз важнее описанных Н.Лукашевич очередей очереди в военкоматах СССР в войну 1941-1945 годов из добровольцев , выразивших желание немедленно попасть на фронт для защиты Родины ? А такие очереди
ведь правда были на всей территории СССР, в том числе ,по рассказам мамы, и в Самаре.
Любовь Пономарева #    18 июля 2013 в 12:41
Какой вы неугомонный, Олег!Много раз читала ваши отзывы о произведениях, но не хочется вступать в дискуссию с Вами, т.к нет времени долго быть на сайте. Но просто не удержалась не написать.
И все-таки встану на защиту Надежды.Про очереди вступления в ряды добровольцев могли бы Вы сами написать или кто-то еще напишет, ведь конкурс не закончился. А Надежда пишет о том, что волновало ее в свое время, чем радовалась и переживала. Тема для конкурса широкая, "бери же и пиши о том, что хочешь"!(вообще-то к Вам на "Вы", а эта фраза-к слову сказать, так скажем)и нечего заострять внимание, придираться к автору. Вы сами миновали очереди или жили при них?Разве Вам на блюдечке домой всё приносили?
Надо же иметь уважение к Надежде: во-первых, что она старше Вас(возможно), во-вторых, женщина и в третьих, уважение к ее читателям, давшим хорошие отзывы.
Будем добрее, Олег!
Олег Зотов #    18 июля 2013 в 15:49
Друзья ! Я хочу ещё разъяснить мою позицию. Предположим, что по итогам Конкурса об СССР первое место занимает рассказ Надежды Лукашевич и этот рассказ и итог   рассылается  по всей Планете и во все Внеземные (если такое возможно ) Цивилизации. И все начнут воспринимать СССР через этот рассказ.Ну разве это будет справедливо ? Ведь СССР реально страна Героев. Помните : "нас водила молодость в сабельный поход.." Многие ли из наших авторов готовы с саблями помчаться на конях сейчас на защиту Отечества ? Или эти строки : "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой с фашистской силой тёмною.."- из песни времен войны 1941 -1945 г.г. Многие из авторов готовы в ледяные окопы ( к слову ,хоть в Крыму нет льда , но ,как я слышал от экскурсовода, во многих местах Крыма в ту войну обрушивались  тонны прилетающих снарядов фашистов на один квадратный метр крымской земли ). А в тылу в Самаре, например на Безымянке ,в 1941 году в 40 градусный мороз под навесами от снега самарцы ,нередко женщины и подростки, начинали почти мгновенно после приезда оборудования эвакуированных с запада заводов выпускать оружие.
А очереди ? Юрий Бердан пишет, что провёл в них пол-жизни и кажется Николай Кузнецов добавляет, что его посылали с бидоном за молоком и с сумкой за картошкой. Я ,по виду на фото ,ровесник Ю.Бердана,  скажу честно -сколь либо сильного  влияния на себя очередей я не ощутил , как к слову в этом признался в удалённом потом комментарии на этой странице и Геннадий Гималай. Хотя конечно , стягивание в СССР  дефицитных товаров в Москву чрезвычайно развращало россиян и самих москвичей и на мой взгляд явилось главной перво-причиной распада СССР. Это ведь ,на мой взгляд, резко ударило по главному лозунгу СССР :-"Человек человеку -друг, товарищ и брат".Друг-друг , а одеколон WARS
(польский, от  слова Варшава) например,и многое другое -врозь.
.У меня претензии не к рассказу Н.Лукашевия, а к забрасыванию рассказа плюсиками с приговорками типа "и я с бидоном".
Н.Лукашевич заканчивает свой рассказ фразой " Остались (...) и РАДОСТЬ от того, что с исчезновением страны исчезли ненавистные мне очереди ". Надежда , а исчезли ли очереди? Открыл я ,например, сегодня свежий номер еженедельника "Аргументы и факты" , № 29. (17-23 июля ) 2013 года. На стр.5 Кирилл Дружинин, координатор общественного движения "Российским детям - доступное дошкольное образование" опубликовал статью "5,5 МЛН ДЕТЕЙ ЖДУТ МЕСТ. НЕ ДОЖДУТСЯ..." Речь в статье идет о российских детских садах. О яслях же в России К.Дружинин в этой статье пишет так :  "их практически ликвидировали".
А упразднение или резкое сокращение заводов,фабрик, НИИ - разве здесь не чувствуется некий привкус слова "очередь" ?.А отсутствие для многих выпускников вузов работы по специальности ? Меня лично очень огорчило , когда десятилетиями курсирующий через день 11(порой 15)- вагонный поезд 661 Самара -Казань несколько раз в недавние годы превращался в прицепной вагон ,или даже на месяцы отменялся вовсе. "Но очередей то ведь при его отмене не стало !" -восккликнут вероятно некоторые оптимисты . После перестройки на Волге в Самаре отменены , из-за дороговизны бензина ,быстроходные теплоходики на крыльях - "Метеоры и "Ракеты". Очень резко сократилось похоже и число катерков и моторных лодок ,находящихся во владении "простого люда". Другие примеры  к вопросу "Больше или меньше стало очередей?" Читатели  вероятно придумают сами. Но  добавлю уж последнее замечание :Не стало  "очередей" к стендам бесплатных газет на улицах. По словам моей мамы ,стенды с центральными и местными газетами в Самаре  были  даже в войну 1941-1945 года.(Если я не ошибаюсь, цена на номер газеты "Комсомольская Правда" была до перестройки к слову 2 копейки.).
Надежда Лукашевич #    18 июля 2013 в 20:12
Олег Зотов! Вы кого пытаетесь своими комментариями  убедить или переубедить? Читателей, которые читают мое произведение или будущее жюри? Это какое надо иметь воображение чтобы такое написать:". Предположим, что по итогам Конкурса об СССР первое место занимает рассказ Надежды Лукашевич и этот рассказ и итог   рассылается  по всей Планете и во все Внеземные (если такое возможно ) Цивилизации. И все начнут воспринимать СССР через этот рассказ." Вы что, и в самом деле думаете, что люди до моего рассказа не знали, что одной из проблем  СССР - это вечный дефицит! Так это малая толика негатива, которая касалась меня и мою семью. Наряду с достижениями страны, о которых знаете не только вы, были миллионы расстрелянных и репрессированных; был голод 21-22г.г ,когда  умерло около 10 миллионов человек, голод  32 - 33 г.г. - умерших около 7 миллионов, голод 46-47 годов - умерших по неофициальным данным  около 1,5 миллионов. Мою семью голод тоже коснулся. От голода умер младший брат моего отца. И дед, спасаясь от голода  вынужден был , бросив хозяйство уехать на СВИРЬ -СТРОЙ. Вы что думаете, что люди от хорошей жизни эмигрировали за границу, от жиру бесились?   Может быть мне надо было написать рассказ, как муж моей тети в 46 году, собрав 3 кг. колосков, оставшиеся на сжатом поле, попался объездчику и получил  - 3 года тюрьмы? И не посмотрели , что он отвоевал всю войну от и до.  Как было много работы и все работали - это пока Вас лично не коснулось. Я могла бы выставить свое готовое эссе, как после выхода из интерната, лишившись городской прописки,  которая была временной  стала, как говорят  "лицом без определенного места жительства». И я бы посмотрела на Вас, как бы вы прожили более месяца на 20 рублей пенсии, что я получила за умерших родителей, до первой получки. Это тоже СССР.  Вас всего это , видимо,не касалось.
cergei bagrov #    19 июля 2013 в 15:24
Очереди, когда бы и зачем бы они ни были, никогда не забыть.Я их помню с 1943 года  по городу Тотьма, когда еще не ходил в школу, стоял  за двести шагов до прилавка и под тоскующий гул стометровой шеренги из бабушек, девушек и подростков сжимал кулачки и шептал: "Господи. сделай так, абы главному гаду войны подавиться моим чёрным хлебом..."
СССР для меня - это прежде всего стояние терпеливых русских людей, чья жизнь положена, как на плаху..."
Надежда Лукашевич #    19 июля 2013 в 17:55
Спасибо Сергей! Терпению русских людей нет предела.
Олег Зотов #    22 июля 2013 в 16:34
Надежда Лукашевич !
1)Приводя данные о миллионах погибших от голода в Вашем комментарии от 18 июля 2013 (в 20:12)на этой странице Вам следовало бы дать и ссылки на солидные , признанные государством , документы, подтверждающие эти цифры. Даже причину смерти одного -единственного человека (например Бориса Березовского) не просто выяснить здесь и сейчас даже при современных врачах , слеователях и технических средствах. Сомневаюсь, что Вы привели в том комментарии данные о голде, опубликованные в СССР. А ставить врачебные заключения о причинах смерти людей через десятилетия вряд ли справедливо - люди могли умереть и от ран военных и от болезней. Я вообще читал интересную мысль : -Настоящей правды не знает никто.
В Интернете сейчас вычитал , что до 19 века массовый голод в неурожайные годы был обычным явлением для всех стран Европы. В царской России последний (до революции ) массовый голод был в 1891-1892 годах. На нём "погорел" кстати городской голова Самары тех лет Петр Алабин : его отдали под суд за покупку большого количества некачественного зерна для голодающих в те годы (в чём усмотрели умысел) да так П.Алабин  и умер, не дождавшись решения суда (об этом есть в Википедии). (Интересно, что сейчас именем Петра Алабина названа строящаяся станция самарского метро и областной самарский краеведческий музей).
2)Вы безусловно правы в том, что борьба за построение социализма в СССР стоила огромных усилий. Жители разных республик прошли дружной патриотической семьёй войну 1941-1945 годов ,да такой же семьёй пришли и к моменту распада СССР. Как сказал кто-то из классиков, "идея , овладевшая массами , становится материальной силой". Идея СССР "Человек человеку -друг ,товарищ и брат" сделало  СССР сверх-державой, позволило первой запустить в Космос человека, поставить первый в истории Цивилизации эксперимент по построению социализма (имея  население,не превышающее около 5 процентов от населения Планеты).
3) Какие уроки нужно извлечь из истории СССР ?
-Нужны могучие армия и флот для сохранения независимости государства. Если не ошибся автор одной из недавних газетных статей, сейчас Россия тратит на военные расходы, например,в 20 раз меньше чем США.
-Нужно мощное сельское хозяйство , гарантирующее продовольственную безопасность и напрочь перечёркивающее возможность голода. Я думаю, умей коровы, бараны, куры, утки, гуси и им подобные ЧИТАТЬ- они бы жутко удивились, что выращивание их и пшеницы  представляет сложности.
-Нужны дружба народов и патриотизм. Дружбой народов и патриотизмом славился СССР. Развалить же любую страну  могут, как я уже писал на Сайте ,лицемерие и "обожествление" наживы.
. . . . .
  Надежда , я надеюсь Вы не обижаетесь на мои комментарии. Я послужил Вам на этой страничке как бы спарринг -партнёром.
И кстати о колосках .Как ни жаль попавшего в тюрьму за колоски , вероятно следует признать и то, что если бы больШАЯ часть россиян начала ежедневно или несколько раз в день таскать по 3 кг колосков с колхозных полей, говоря , "ЧТО ОНИ СОБРАНЫ НА УБРАННОМ ПОЛЕ",непонятно как определять .правду ли говорят таскающие. Дело в том, что на колосках ведь не написано , где они собраны. Следует признать , что немало лет СССР жил ,когда стране было "не до жиру" - по законам военного времени.
Но к слову даже в наши дни, как я читал в газетах, охранники могут поколотить или попытаться отдать под суд "несущего" скажем  с сумкой репчатого лука вблизи чужого поля- невзирая на его оправдания, что лук собран на убранном поле .
Олег Зотов #    22 июля 2013 в 16:43
Увлёкся печатанием текста и к сожалению допустил две описки в пятой сверху строчке комментария (сегодня в 16:34). Там конечно следует читать :"следователях" и "данные о голоде".
Надежда Лукашевич #    22 июля 2013 в 19:39
Олег,  я не обижаюсь. Спасибо , что оставляли свои комментарии на моей страничке.
Олег Зотов #    23 июля 2013 в 12:50
Надежда Лукашевич ! Я очень рад, что Вы на меня не обиделись. В пылу полемики спорящие (не только мы с Вами)слишком сильно поддерживают нередко лишь одну из точек зрения. Истина зачастую находится по-середине.Живя в СССР и я видел очень много нелепых и смешных , порой грустных моментов,лицемерия. Делал иногда кое-какие смешные наброски в стол ,типа "Я -политберу, ты -политберёшь, он,она,оно-политберёт ..." и т.п. Опубликовал тогда в юмористическом журнале "Чаян"(тираж 700 тыс. экз.) рассказ "Как надо работать" (читай между строк - как не надо работать), в газете "Советская Татария" под псевдонимом -по фамилии мамы (Казарин)- опубликовал статью критическую о народной дружине тех времён "Дружина ,или корова на льду ?" Всё это не будучи литератором , а работая в НИИ. Мой отец , к слову , не плохой спец в строительстве ,( работал не мало лет в Самаре главным механиком, главным инженером )наотрез отказывался от предложений,почти требований вступать в члены КПСС - не признавал права на давление на себя со стороны не специалистов. Получались смешные ситуации : партийцы до поздна задерживаются на парт-собрании , а главный инженер уходит домой. В научной лаборатории я видел обратный случай : настоящие-пренастоящие  слезы на глазах честолюбивого научного сотрудника, которого собрание лаборатории отказалось рекомендовать в члены КПСС. Словом, об СССР можно ещё писать и спорить и писать и писать.
Главное, что может развалить Россию на мой взляд -это лицемерие. Так да здравствуют споры , в которых рождается истина  и (пишу с улыбкой) да здравствует Надежда Лукашевич, вдохновившая Авторов и Читателей на искренние споры на этой страничке!!! (Кстати в своей колонке Генадий Синицын разместил сейчас отличную на мой взгляд заметку об СССР и о нынешней России).
Надежда Лукашевич #    23 июля 2013 в 20:25
Очень понравился Ваш комментарий.Спасибо Олег! И Родина , конечно ни при чем, во всем виноваты правители. А мы такие мелкие сошки , а вот спорим, какую то правду ищем... А что мы тогда, да и сейчас могли сделать !
Нина Булатова #    25 июля 2013 в 20:06
Столько комментариев к рассказу - и всё интересно читать!
Нина
Надежда Лукашевич #    25 июля 2013 в 23:23
Спасибо большое, Нина!
Леонид Лапко #    26 июля 2013 в 23:06
Да, очереди... Особенно - за импортом.  Конец восьмидесятых - начало девяностых: деньги есть, купить нечего. "Колбасные" электрички, продуктовые наборы в столах заказов на предприятиях. Жирующие торгаши, первые платные туалеты, хлынувший из-за рубежа автохлам... Соседи по соц.лагерю, вывозящие в тамбурах переполненных вагонов по пять телевизоров, купленных в Минске с двойной переплатой для перепродажи в Турцию - много польских бизнесменов "поднялись" на перепродаже советских товаров... Крики в длиннющих очередях: "Больше трёх в одни руки не давать!" Подбегаешь:"Кто последний? Что дают?" Оказывается - утюги...
     Сейчас - другая жизнь. Очередей нет - денег нет тоже...
Геннадий Гималай #    27 июля 2013 в 02:02
Послушайте, друзья,  - конкурс про СОВЕТСКИЙ СОЮЗ, какое отношение имеет к СССР горбачевская перестройка (фактически, я спрашиваю, а не юридически), а тем более гайдаровская растащиловка? Это уже совершенно другая эпоха, другие люди и другие очереди. Советский Союз от своего не отказывается, но и чужое на него вешать не надо.
Генадий Синицын #    27 июля 2013 в 11:04
Геннадий, гайдаровская, конечно же, не из той "оперы" (страны), а вот горбачёвская, увы ..., без разницы - фактически или юридически ...
Больше того, горбачёвская - из праведных (ошибочных, конечно же) надежд Ю.В. Андропова выросла, он (Андропов), как не крути, был его (Горбачёва) протеже. Хотя, корень зла (в смысле поражения идей социализма) гораздо глубже и намного раньше произрастает.
Геннадий Гималай #    27 июля 2013 в 15:16
Да при чем здесь Андропов! Он что, семи пядей, что ли? Ну увидел шустрого сельскохозяйственного паренька, позвал в Москву - думал, как за трактором бегал, так и за ним, за Андроповым, будет бегать. И бегал, и дальше бы бегал на радость Стране Советов, если бы не проклятые почки старика. Если бы не эти почки, никогда бы не отпочковался Мишаня в самостоятельные руководители почти вселенского масштаба. А когда отпочковался, то все равно в силу ограниченной умственности ничем по существу не правил, даже своей женой.
Эпоху, тезка, определяет не запах кремлевских (в данном случае) кабинетов, а запах улицы. - в конце 80-х запах улицы определяли фарцовщики, кооператоры, проходимцы и всякая уже окуклившаяся мразь завтрашнего дня. Вонь татальной гнильцы проникла и в кабинеты. Когда председатель КГБ Бакатин с улыбкой рыночного троговца лифчиками сдал, вернее преподнес, как хрупкий презент, на тарелочке американцам всю кагебэшную агентуру, - это не было предательством или началом развала - это уже не было СССР! Ну и т.д.
Вот, Гена, о чем речь.
Станислав Тальнов #    29 июля 2013 в 00:25
Потрясающи! Я конечно в СССР был не велик, но память как стоял в очереди за хлебом с родителями перед глазами, а гречка была вообще дефицит и все казалось настолько вкусным. я родился в СССР!
хоть было трудно всяко было но все же люди были счастливее и чисты душой!+++
Алиса Семенова #    30 июля 2013 в 13:29
Странное впечатление произвел на меня этот рассказ - жесткий, с элементами "ужаса", что называется обывательский триллер)). Возможно, для многих, помнящих очереди и взхлеб их вспоминающих, данный рассказ- не более, чем "эх,были времена"..Для меня же, человека более молодого, воспоминание в рамках  заданного в хорошем смысле пафосного названия конкурса " Я родом из Советского Союза", вызвало,мягко скажем, недоумение. Да, понятно, что автор взяла лишь маленькую часть советской жизни, но в целом получилась оглушительно прокисшая жизнёха, в которой только и оставалось, что  всем табором пойти на кладбище и улечься в могилки в ожидании скорейшей смерти)) Очень уж трэшные - очереди Надежды Лукашевич. В целом "документальное повествование" автора в данных рамках и останется,художественного ничего не увидела, простите.
Надежда Лукашевич #    30 июля 2013 в 20:34
Каждый видит, что хочет увидеть. Документальное повествование по условиям конкурса не возбраняется. А вы напишите   и разместите художественное произведение, время еще есть. А я прочитаю.
Алиса Семенова #    31 июля 2013 в 10:07
Надежда, а почему так грубо? Я Вас не пыталась обидеть, задеть. Я всего лишь изложила свое мнение-мнение более молодого человека, который эти очереди не видел, и у которого складывается определенное впечатление о советской эпохе благодаря и вашему рассказу тоже. Ну и ниже плинтуса ваши последние предложения, даже неловко за вас.
Татьяна Дорофеева-Миро #    31 июля 2013 в 11:14
Алиса, не вижу ничего грубого в высказывании Надежды. Просто сообщила об условиях конкурса. Ниже плинтуса?..  Ничего такого нет в словах Надежды.
Просто сказала, что прочтет Вашу работу.
Кстати, я тоже прочту.)
Алиса Семенова #    31 июля 2013 в 12:54
Татьяна,я во всеоружии )) ( прочла комментарии всех здешних обитателей). Насколько я поняла, это своебразный клуб по интересу, в смысле интересу писать и выставить это для всеобщего обозрения. Идея очень хорошая, но только не надо давить  "авторитетами" в смысле " все за одного", это может оказаться пагубным явлением для самого конкурса. У меня сложилось определенное мнение о работе Н. Лукашевич - я его высказала. И если Вы не увидели ничего грубого в ответе ( понятие " грубый" для всех, видимо, разное), то для меня интонация, оттенок ответа показались именно такими. Да и ваш ответ, Татьяна, такой по-деЦки незатейливо -" сама дура"))) Приятных конкурсных ожиданий.
Татьяна Дорофеева-Миро #    31 июля 2013 в 13:02
Как Вам показалось - это не мои проблемы.
Мне например, тоже кажется, что Вы довольно агрессивно настроены.  laugh

Интонация?.. Интонация, обычно, слышна при живом общении. А все остальное -  наше личное восприятие мира, человека, его высказываний.)

"Сама дура"? Помилуйте! Смешно, право...
Детский сад сплошной с Вашей стороны.

Можете мне больше не отвечать. На этом я ставлю точку -  в диалоги не вступаю.
Алиса Семенова #    31 июля 2013 в 14:41
Так странно, Татьяна. Я вас и не приглашала к диалогу))) Это ВЫ в него вступили )) Что касается агрессии - так это скорее к  вам собой себе, перечитайте свой коммент.
.....Можете мне больше не отвечать. На этом я ставлю точку...
Насмешили. Спасибо. Прощайте.
Лариса Абрамян #    31 июля 2013 в 21:32
Да, очереди, очереди , очереди  За самым необходимым.
Надежда Лукашевич #    31 июля 2013 в 22:40
Спасибо, Лариса! Все так и было!
Ольга Мальцева #    31 июля 2013 в 21:32
А сейчас два-три человека - и уже нервничаешь:)
Надежда Лукашевич #    31 июля 2013 в 22:41
Очень приятно получить в последние часы конкурса от Вас, Ольга, комментарий!
Ольга Косова #    29 августа 2013 в 20:47
Как будто в детство вернулась. + А нас, детей, еще родители давали "напрокат" соседям, когда давали не столько, сколько надо, а по количеству человек. Например, при норме 10 яиц в одни руки, мы, дети, прыгали около магазина. А только прошла наша очередь, и я собралась рвануть купаться, как мама сказала:" Славка у тете Фаи куда - то убежал. Стой, она на тебя за него получит". Я потом со Славкой неделю не разговаривала. Тетя Фая стояла человек за 10 после нас.
Герман Бич #    8 сентября 2013 в 18:38
Ладно с очередями!
Нам их специально устроили архитекторы перестройки.
А так до них, жизнь была надежная, полная смысла.
Надежда Лукашевич #    8 сентября 2013 в 18:42
Герман, а до перестройки очередей не наблюдали?