110 лет Самарскому государственному социально-педагогическому университету.

110 лет Самарскому государственному социально-педагогическому университету.
Фото взято из открытых источников

Есть в Самарском государственном социально-педагогическом университете замечательная традиция – после окончания учебного года награждать своих лучших выпускников. Церемония награждения имеет звучное название «Золотой фонд университета» и проводится с 2011 года. За это время ее номинантами стали более 3000 выпускников, достигших особых успехов не только в учебе, но и в научной, творческой, общественной, а также спортивной деятельности. Церемония награждения – 2021 пришлась на знаменательный для университета год – год его 110-летнего юбилея и еще раз показала, что Самарский государственный социально-педагогический университет высоко держит марку подготовки педагогических кадров и что образование в Самарской области в надежных руках.

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Наш университет переживал самые разные времена: это и Первая мировая война, и разрушительная Гражданская, которая очень тяжело сказалась на истории университета. Но тем не менее, на настоящий момент мы выпустили в общей сложности около 90 тысяч специалистов. Главное предназначение нашего университета – это подготовка современного учителя, учителя нового поколения, и этому принципу мы следуем неизменно.

… 1911 год – начало XX века. Набирает обороты экономическая мощь России, она уверенно догоняет Европу, и вслед за столицей растет благосостояние других городов Российской империи. Один из них – Самара. На тот момент это довольно большой и богатый город, в котором, помимо фабрик, заводов, речного порта и больницы, есть гимназии и народные училища. Но не хватает одного – грамотных специалистов, готовых работать там. Кроме того, для их подготовки необходим специальный институт, которого в городе тоже пока нет.

Вопрос об открытии подобного учебного заведения городские власти пытались решать еще с середины XIX века, но сделать это удалось только в 1911 году. Именно тогда по высочайшему Указу Николая II в Самаре был создан Учительский институт, который был открыт 16 октября 1911 года. Свою работу новый институт начал с 35 воспитанников, которыми были в основном барышни благородного происхождения, и четырёх учебных отделений.

Надежда ПАВЛОВА, заведующая Музеем истории СГСПУ, Почетный работник высшего профессионального образования, председатель Совета ветеранов ПВО СГСПУ:

– Это были отделение русского языка и литературы, так сказать, основное, отделения физики и математики, биологии и естественных наук, а также историческое. Причем это было больше историко-экономическое отделение. Там читали специальные лекции по истории и экономике.

Первые годы своего существования Самарский учительский институт, а затем университет, располагался в особняке Гринберга на ул. Дворянской, 32– ныне ул. Куйбышева, где сегодня находится городская гимназия №3. А его первым директором стал преподаватель математики, статский советник Николай Кильдюшевский.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– После Февральской революции у института меняется статус: из учительского он становится педагогическим. Это было связано с тем, что в Самарскую губернию в то время эвакуируются педагогические вузы из Прибалтики, в частности, из города Вильно. Они объединяются и образуют Самарский педагогический институт.

Но все это случится немного позже, уже после Октябрьской революции. Тогда в Самару, спасаясь от разрухи Гражданской войны, из Москвы и Петрограда переедут многие видные ученые. В их числе окажется один из основателей российской психологической науки Александр Петрович Нечаев, которого в 1917 году изберут новым директором института. Вскоре по его инициативе вуз будет переименован в педагогический институт, и с того времени сюда станут принимать не только женщин, но и мужчин.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ:

– Затем Самара становится столицей КОМУЧа – комитета членов учредительного собрания, и новое правительство решает, что Самара – столичный город. Ему необходим университет. И педагогический институт становится Самарским университетом.

Таким образом, педагогический институт окажется у истоков создания будущего Самарского государственного университета и, несмотря на сложные времена, продолжит свое развитие. Здесь появятся кафедры, факультеты, и будет заложен фундамент современного образовательного процесса. В 1918 году Самара будет освобождена частями Красной армии, и в истории Самарского университета начнется новая страница.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Начинаются очень большие преобразования. Но университет остался университетом. А что касается изменений, то, прежде всего, они коснулись правил приема: поступать в институт было разрешено в основном представителям рабоче-крестьянской молодежи, а для детей «бывших» и интеллигенции прием был достаточно затруднен. Главная задача, которая ставилась перед институтом в то время, – подготовка новой интеллигенции из рабочих и крестьян.

Новое время диктовало новые правила, кроме того, была объявлена тотальная борьба с безграмотностью, и престиж профессии учителя вырос в то время как никогда. Уже к началу 20-х годов авторитет Самарского университета поднялся настолько, что вуз занимал 3 место в России после Москвы и Петрограда. Но голод, разразившийся в Поволжье в 1921 году, и все его трагические последствия чуть было не поставили точку в истории Самарского университета.

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Голод в Поволжье, хозяйственная разруха, денег на содержание института нет, один за другим закрываются факультеты, и в 1926 году институт прекращает свою работу. Через три года, в 1929 году, из того, что осталось и кто остался, институт создается вновь, но теперь уже под новым названием – педагогический.

Средне-Волжский педагогический институт – под таким названием институт встретит свой новый день рождения. Уже через 3 года, в 1932 году, к четырем первым отделениям добавятся 5 новых, появятся заочное отделение и вечерние филиалы в Пензе, Мелекессе и Бугуруслане. А за два года до этого в институт на факультет русского языка и литературы придет работать выдающийся ученый и педагог Всеволод Антонович Малаховский.

Надежда ПАВЛОВА, заведующая Музеем истории СГСПУ, председатель Совета ветеранов ПВО СГСПУ:

– Он заведовал кафедрой языкознания 36 лет – до 1966 года. Благодаря Всеволоду Антоновичу Малаховскому, Александру Николаевичу Гвоздеву и их коллегам, кафедра работала до войны и после войны. Они внесли неоценимый вклад в науку, создав лучшую в Поволжье лингвистическую школу, и до сих пор она остается лучшей.

Но все это будет еще нескоро, а тогда, в середине 30-х годов, общее число студентов института достигнет 1326 человек, и в 1935 году ему дадут новое название – Куйбышевский государственный педагогический и учительский институт им. В.В. Куйбышева. 30-е годы XX века – в истории нашей страны это было очень сложное время, и в полной мере оно отразилось на истории Куйбышевского педагогического института.

Надежда ПАВЛОВА:

– Если посмотреть на стенды, находящиеся в нашем Музее истории, то там можно увидеть четыре фотографии ректоров 30-х годов. По датам работы этих руководителей можно определить, что каждый из них работал не более полутора – двух лет. А дальше все они были репрессированы или расстреляны. Под молох репрессий попали и многие преподаватели нашего института. Например, Иосиф Маркович Мажбиц-Веров. Это был человек энциклопедических знаний. Он был известным литератором и приехал к нам из Москвы, где работал в литературном журнале вместе с самой Надеждой Константиновной Крупской. Он был уже доктором наук, у него были звания, награды, и у него отобрали все до нуля, лишили всех званий.

В первую очередь под пристальное внимание органов НКВД попадали тогда представители старой интеллигенции, многие из которых были просто выдающимися личностями. Часто это было главной причиной того, что именно на них поступало больше всего доносов.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ:

– С одной стороны, конечно, были и доносы, и чистки, и аресты. Но, с другой стороны, те же самые чистки, которые проходили в центре, привели к тому, что в Самару, в педагогический институт, стали приезжать и работать просто выдающиеся ученые. Это всем известный философ Алексей Федорович Лосев, который был изгнан из центральных учебных заведений. Также у нас читал лекции выдающийся историк Сергей Федорович Платонов.

Несмотря на все исторические сложности, институт активно рос и развивался. В 1938 году в Куйбышеве будет создан учительский институт иностранных языков, который на правах факультета в 1941 году войдет в Куйбышевский педагогический институт. За последующие 4 года факультет подготовит 154 переводчика, чей профессиональный уровень будет в дальнейшем высоко оценен командованием Красной армии. И в этом будет огромная заслуга преподавателей факультета, среди которых волею судеб окажутся и двое англичан из знаменитой Кембриджской пятерки.

… Война. Она обрушится на страну ранним летним утром 22 июня 1941 года, и так случится, что первыми в институте о ней узнают студенты 2 курса факультета русского языка и литературы, пришедшие сдавать экзамен профессору Александру Николаевичу Гвоздеву. На следующий день почти половина преподавательского и студенческого состава института уйдет добровольцами на фронт.

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Большинство из них не вернулись обратно. У нас 8 Героев Советского Союза из числа студентов, и четырем из них мы уже установили мемориальные доски. Петру Ганюшину – на нашем здании на улице Максима Горького, а на фасаде корпуса, расположенного на улице Льва Толстого, мы установили доску еще трем героям – выпускникам исторического факультета: Владимиру Михееву, Александру Бондареву и Александру Новикову. Все трое остались живы, вернулись с войны и после стали работать – кто в Самаре, кто в Тольятти.

В общей сложности за годы войны из стен педагогического института уйдут на фронт более 430 человек. Не все вернутся обратно. Но память о них: и о погибших, и о живых – вот уже 80 лет бережно передают в университете из поколения в поколение. Их фотографии висят сегодня здесь на самом почетном месте, а истории их жизни и подвига рассказывают студентам на уроках мужества.

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– На базе Музея истории нашего вуза проводятся всевозможные патриотические мероприятия. Это уроки мужества для студентов, встречи с интересными людьми. Они рассказывают о своей судьбе, о судьбе своих родных, и все это связано как с темой Великой Отечественной войны, так и с темой «Самара – запасная столица». Довольно часто у нас звучит тема Афганистана и Чечни, потому что там тоже воевали наши студенты. И, конечно, Бессмертный полк – мы принимаем в нем участие в обязательном порядке.

… 1945 год! Он принесет с собой победный ветер перемен и радостное предвкушение новой, счастливой жизни. Во всех советских вузах начнется тогда настоящий учебный бум, а у большинства новых абитуриентов на груди будут блестеть ордена и медали. Первый победный набор 1945 года в Куйбышевском педагогическом институте так и назовут – «гвардейский», и к началу 50-х годов он пополнит преподавательский состав большинства куйбышевских школ.

В то время в школьном образовании стало набирать силу новое направление – трудовое воспитание, и в педагогическом институте начали готовить учителей данного образовательного профиля. А в 1956 году в институт приходит новый директор Федор Яковлевич Водоватов – выпускник исторического факультета института 1932 года, и при нем в вузе начинается новый виток развития.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ:

– В 1960 году, благодаря Владимиру Михайловичу Ощепкову, Заслуженному деятелю искусств, у нас открылся музыкально-педагогический факультет, и он много лет был деканом факультета. В 60-е годы также начинает формироваться историческая школа во главе с профессорами Медведевым Ефремом Игнатьевичем, Басиным Соломоном Герцевичем и Яковлевым Николаем Николаевичем, который был свидетелем почти всех великих и трагических событий минувшего века.

Несколькими годами позже в Куйбышевском педагогическом институте также начинают формироваться физико-математические школы. Одна из них – под руководством математика с мировым именем профессора Бориса Максимовича Бредихина.

Преподавательский состав педагогического института всегда славился своими выдающимися учеными, многие из которых оставили после себя яркий, неизгладимый след. Это и Константин Петрович Ланге, и Валерий Павлович Гаврилин, и многие другие.

Надежда ПАВЛОВА, заведующая Музеем истории СГСПУ, председатель Совета ветеранов ПВО СГСПУ:

– У нас на биолого-химическом факультете в 50-60-х годах прошлого столетья работал профессор Дмитрий Николаевич Флоров. Он оставил после себя не просто память, а, можно сказать, настоящий памятник. Он создал и открыл зоологический музей, который существует до сих пор. Сегодня туда с удовольствием ходят и наши студенты, и школьники нашего города.

В Зоологическом музее собраны представители флоры и фауны со всей территории бывшего Советского Союза – от Украины до Владивостока и от Северного моря до Средней Азии. Здесь также представлен животный мир Африканского континента во всем его многообразии. Общее число экспонатов составляет 18000 единиц. История создания музея берет свое начало еще в 20-х годах прошлого столетья, но ее новая страница была открыта в 50-е годы, когда на кафедру зоологии пришел работать профессор Дмитрий Николаевич Флоров. Сегодня музей располагается в одном из корпусов студенческого городка, строительство которого началось в конце 60-х годов прошлого столетья. К тому времени развитие института набрало такие обороты, что вопрос «нехватки площадей» стоял на повестке дня у Бориса Максимовича Симанкова, в то время ректора педагогического института, под номером 1. Поэтому педагогическому институту выделяют место для строительства целого студенческого городка.

Первый этап строительных работ закончится в начале 70-х. А в это время в Поволжском регионе происходит всплеск интереса к археологическим раскопкам, и именно в педагогическом институте очень скоро из обычного учебного предмета археология превращается в настоящую науку.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– В начале 70-х годов прошлого столетья в Куйбышев из Уфы приезжает Игорь Борисович Васильев, профессиональный археолог, который считается основоположником археологии в нашем вузе. Он создает здесь археологическую лабораторию, и эта лаборатория работает по сей день. Затем в институте создается музей археологии Поволжья, и с этого времени начинается расцвет нашей археологии.

История музея археологии Поволжья берет свое начало в 1974 году с небольшого кабинета археологии при историческом факультете педагогического института, а в 1979 году здесь уже был открыт музей археологии. Сегодня в экспозиции музея широко представлены находки разных исторических эпох – это и каменный, и бронзовый века, а география раскопок исторических артефактов охватывает Самарскую область, Башкирию, Южный Урал, Нижнее Поволжье и Прикаспийские территории. Музей является важным составляющим звеном учебного процесса и наглядным примером успешной работы, начало которой было положено еще в 70-е годы прошлого столетья.

Олег БУРАНОК, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГСПУ, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Наиболее запомнившийся мне ректор тех лет – это Виктор Васильевич Рябов. Он был очень организованный и очень цепкий человек. При Рябове мы завоевали переходящее знамя. Представляете! Наш обычный в то время, провинциальный педагогический институт и такая награда! Он вывел наш вуз в десятку лучших педагогических вузов страны! Слава Богу, он жив. Ему 85, и в настоящее время он возглавляет самарскую диаспору в Москве.

Благодаря Виктору Васильевичу Рябову Куйбышевский педагогический институт даже примет участие в закрытых исследованиях для космоса, а в 1978 году в институте будет открыт факультет физической культуры. Для этого в студенческом городке построят трёхэтажное современное здание. Но само открытие состоится, когда ректором института станет Владислав Дмитриевич Зуев, который будет руководить вузом до середины 80-х годов. Затем его сменит Анатолий Алексеевич Семашкин, и следующие 16 лет история педагогического института будет неразрывно связана с его кипучей деятельностью.

Надежда ПАВЛОВА, заведующая Музеем истории СГСПУ, председатель Совета ветеранов ПВО СГСПУ:

– Он начал открывать новые факультеты, новые специальности на каждом факультете. Я всегда ему поражалась: «Анатолий Алексеевич, как это можно: на тех же самых площадях, когда лишнего метра нет, вы организовываете одну специальность, другую, третью?!»

Олег БУРАНОК:

– Он был таким настоящим мужиком. Он всегда говорил: «Я ректор, я отвечаю» – и разрешал почти все. «Открыть факультет начального образования» – открываем.

«Открыть дефак» – у нас нет этого направления, но мы открываем! «Открыть театр» – приглашаем Монастырского и открываем. Именно при нем я начал работать проректором по науке, потом первым проректором и так далее.

Надежда ПАВЛОВА:

– Мы росли и доросли до того, что стали четвертым или пятым вузом среди 109 педагогических лингвистических вузов нашей страны. У нас к тому времени открылось большое количество новых направлений, специальностей, работало 2 диссертационных совета… В конце 80-х еще были открыты психологический факультет во главе с Гарником Владимировичем Акоповым и факультет дефектологии. Его возглавил Валерий Анатольевич Хенкин, который очень много лет был деканом этого факультета.

… 1991 год. Он разделил историю нашей страны на до и после, оставив после себя разрушенную экономику, остановившиеся заводы и крах всех привычных идеологических основ. Некоторое время процесс «разброда и шатания» наблюдался и в образовательной сфере. Но в Самарском педагогическом институте не стали поддаваться панике и унынию, а сразу же приступили к освоению новой реальности, которая давала и новые возможности.

В 90-х в институте открывается экономический факультет, затем факультет экономики и управления социальной сферой, а также с новой силой закипает научная работа, и расширяются международные связи. Новый XXI век самарский педагогический институт встречает с новыми достижениями, новыми планами на будущее и новым ректором – Игорем Владимировичем Вершининым.

Олег БУРАНОК, заведующий кафедрой русской, зарубежной литературы и методики преподавания литературы СГСПУ, доктор филологических наук, доктор педагогических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Он стал нашим ректором 2 февраля 2000 года, и у него было одно выдающееся качество – он очень тактично мог наладить диалог между местной властью и московской. И это всегда приносило пользу институту. Но, может быть, главное, что сделал Игорь Владимирович, он мощно двинул вперед международные связи. Во-первых, в нашу жизнь была привнесена огромная европейская программа «Темпус». Во-вторых, наш международный отдел не только увеличился численно, но и по-иному заработал. На нашу кафедру приехали чехи, и мы стали тесно общаться с нашими братьями-славянами.

Но Игорь Владимирович Вершинин не ограничился налаживанием международных связей. Он продолжил укреплять материальную базу института и создавать условия для расширения образовательной и научной деятельности. При нем университет получил мощный толчок к развитию и основательный фундамент для претворения в жизнь намеченных планов.

… На сегодняшний день Самарский государственный социально-педагогический университет – это многопрофильный вуз, реализующий программы высшего образования в сфере лингвистики, журналистики, психологии, экологии и природопользования, информатики, менеджмента и экономики, сервиса, физической культуры и спорта, а также хореографии, живописи, истории и археологии, антропологии и этнологии, музыкального образования и иностранного языка. Сегодня, в начале XXI века, университет продолжает выполнять свою основную миссию, готовит высокопрофессиональные педагогические кадры для системы образования Самарской области и России.

Для этого здесь действуют 10 факультетов: филологический, исторический, естественно-географический, факультет математики, физики и информатики, начального образования, иностранных языков, а также культуры и искусства, экономики, управления и сервиса, физической культуры и спорта, психологии и специального образования.

«Кто не ставит перед собой амбициозных задач, тот мало чего добивается. Но мы такие задачи ставим», – говорит Олег Дмитриевич Мочалов, ректор Самарского государственного социально-педагогического университета.

Подобную задачу он поставил перед собой еще в 1989 году, когда поступил на исторический факультет Куйбышевского педагогического института. Годы его учебы как раз оказались на стыке времен, но, несмотря на все сложности того исторического периода, в 1994 году он закончил институт с красным дипломом. В те времена было очень модно после окончания института непременно уходить в бизнес, но вопреки существующей моде Олег Дмитриевич поступил в аспирантуру и остался работать в институте. Впоследствии он стал заместителем декана, позже – деканом своего исторического факультета. Затем он работал проректором по научно-исследовательской работе, а в 2013 году был избран ректором университета. И все годы своего пребывания в вузе он посвятил одной цели – успешной работе на благо своего родного университета.

Сегодня в Самарском государственном социально-педагогическом университете кроме 10 факультетов, на которых работают 30 кафедр, имеется 64 научно-учебных лаборатории, 5 музеев, 10 учебных корпусов, 3 общежития и большой современный плавательный бассейн на 8 дорожек. Одним словом, это настоящий образовательный комплекс, гдедействует программа двойного дипломирования с иностранными вузами и реализуются 33 направления подготовки по программам бакалавриата, магистратуры и специалитета.

Наталья КИСЛОВА, проректор по учебно-методической работе и качеству образования СГСПУ, кандидат филологических наук, доцент, выпускница СГСПУ:

– Что касается программ бакалавриата, то это наиболее крупный перечень образовательных программ. В целом в университете сегодня существуют более 350 реализуемых образовательных программ. Значительное место в программах бакалавриата занимают программы педагогического и психолого-педагогического образования, а также специального дефектологического образования. Кроме того, университет обладает программами магистратуры, которые, с одной стороны, могут быть профильными для университета, так как это биология, филология и психология. С другой стороны, это все-таки программы, которые готовят студента уже не только к педагогической деятельности, но и к научно-исследовательской.

Важно отметить, что если раньше программы специалитета были привычными для многих университетов, то теперь это уникальное явление. В настоящее время в вузе реализуется программа специалитета «Живопись», а в ближайших планах – открыть новые. Кроме того, сегодня университет предлагает не только основное высшее образование, но и широкий спектр программ дополнительного профессионального образования. А в 2021 году в университете было создано Управление дополнительного профессионального образования.

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Это порядка 40 программ профессиональной подготовки и повышения квалификации по самым разным направлениям – это физкультура, спорт, лингвистика, психология, логопедия. У нас есть программа по итальянскому языку. У нас даже есть центр профессиональной переподготовки по спорту, есть центр ГТО. Желающие могут подготовиться у нас и сдать нормы ГТО.

Сегодня в Самарском государственном социально-педагогическом университете обучаются около пяти с половиной тысяч студентов. В основном это студенты очной формы обучения, но в вузе также существуют очно-заочная и заочная формы обучения. География поступающих в Самарский педагогический университет традиционно широка. Жители Самары и Самарской области составляют три четверти обучающихся, ещё одна четверть – это студенты из других регионов России, стран СНГ, бывших республик СССР, а также стран дальнего зарубежья. Все они учатся на разных факультетах, получают разные специальности, но всех их объединяет одно – любовь к своему вузу и огромное уважение к своим преподавателям.

Максим АГАФОНЦЕВ, выпускник филологического факультета СГСПУ:

– Мне хочется выразить большую благодарность Светлане Евгеньевне Подлесовой – декану нашего филологического факультета, заведующей кафедрой русского языка, культуры речи и методики преподавания Ольге Ивановне Кальновой, профессору Елене Павловне Иванян. Именно благодаря этим преподавателям я определил для себя будущую профессию и понял, что хочу остаться преподавать в университете.

Здесь надо отметить, что в отличие от других вузов у студентов Самарского государственного социально-педагогического университета практически никогда не было и нет проблем с трудоустройством. Начать работать по специальности они могут еще во время учебы. Их всегда ждут с нетерпением во многих общеобразовательных школах, лицеях и колледжах. Но ситуации бывают разные, и в университете это очень хорошо понимают.

Олег МОЧАЛОВ:

– Наша важнейшая задача – трудоустройство выпускников в соответствии с избранной ими специальностью. Поэтому в университете был создан Центр трудоустройства и занятости студентов. Сегодня наши студенты могут не только трудоустраиваться после выпуска, но и получить определенный опыт еще до выпуска, и мы этому всячески содействуем. Поэтому у нас не менее 70 процентов студентов трудоустроены уже в процессе обучения. В настоящий момент с нашими потенциальными и действующими работодателями у нас заключено более 300 договоров.

Быть студентом Самарского государственного социально-педагогического университета очень интересно. Особенно ясно это понимаешь, глядя на студентов факультета культуры и искусства. Именно здесь творят, создают, рисуют, танцуют, поют и играют будущие великие педагоги и деятели культуры нашей страны. Что касается самого факультета, то он был создан в 1961 году, и с тех пор из его стен вышло немало знаменитых и талантливых выпускников. Кроме того, благодаря высокому уровню преподавания творческих дисциплин у вуза сложились крепкие партнерские отношения с различными организациями, в том числе и с Самарской епархией.

Владыка Сергий, митрополит Самарский и Новокуйбышевский:

– В наших православных храмах всегда есть хоры, которые поют, помогают молиться, и это направление у нас было недоработано – уровень был очень слабенький. Для решения этого вопроса мы обратились к преподавателям педагогического университета, и они нам очень быстро помогли вырасти, создать очень хороший потенциал, а также подготовить дирижеров для церковных хоров И мы их потом распределили по школам, они стали там работать и уже выступают на концертах со своими детскими хорами. И, как отметил недавно Патриарх, сегодня самые лучшие церковные детские хоры у нас – в Самарской области.

Надо сказать, что факультету культуры и искусства очень повезло: он расположился в историческом здании конца XIX века. И, хотя в народе его называют «Сундук», он является настоящим шедевром архитектуры. Здесь помимо учебных аудиторий находится и знаменитая университетская библиотека. В ее фондах сегодня насчитывается более миллиона наименований книг. И это не только учебная и методическая литература, но и уникальные экземпляры. Отдел редких книг насчитывает 25 тысяч томов, и здесь есть книги времен Екатерины II, XVIII и XIX веков. Имеется даже прижизненный выпуск стихов Александра Сергеевича Пушкина. Хранятся здесь и многие другие книжные раритеты.

Воспитать талантливого ученика – процесс сложный и кропотливый, но сделать из него мудрого учителя, педагога или просто достойного образованного человека – на это нужно время, терпение, знания и любовь к своим ученикам. Только так можно сделать из них настоящих профессионалов своего дела и заслужить их признание и уважение.

Сергей ГУРОВ, главный редактор службы новостей ГТРК Самара, выпускник исторического факультета СГСПУ:

– В нашем высшем образовании есть понятие «преподаватель». Когда я учился на историческом факультете, у нас преподавателей были единицы. В основном были учителя – в большом, глобальном понимании. Это Семенов, Королев, Репинецкий, Храмкова, Фрумова и, конечно, Александр Алексеевич Выборнов, который был безусловной звездой нашего факультета. Мы все на него смотрели, как на какого-то полубога. Я всегда хотел быть историком, и историческое образование для меня всегда означало очень высокий уровень знаний. И основное, что дал мне вуз, – это умение получать знания, анализировать, делать выводы и двигаться вперед. Я считаю, что с такими навыками, которые дает наш университет, мало какой вуз может поспорить с нашим – педагогическим.

Уникальность Самарского государственного социально-педагогического университета состоит в том, что только здесь можно получить навыки и профессию, которые невозможно получить больше нигде в нашей области. Например, логопед, психолог, журналист или учитель физкультуры и даже тренер. Что касается последних двух профессий, то готовить специалистов-педагогов в области спорта начали еще с конца 70-х годов, и сегодня можно сказать без преувеличения, что факультет физической культуры и спорта – настоящая кузница выдающихся спортивных кадров. Главный гарант успеха – идеально подобранный коллектив педагогов-профессионалов. Среди них есть немало заслуженных спортсменов и просто талантливых людей, воспитанники которых сегодня занимают не только высокие пьедесталы, но и посты.

Лидия РОГОЖИНСКАЯ, заместитель министра спорта Самарской области – руководитель департамента физической культуры и спорта Министерства спорта, выпускница СГСПУ:

– У меня о каждом из наших педагогов остались очень приятные воспоминания: о Спиридонове, о Григории Рувимовиче Темине. Долгое время факультет физкультуры и спорта возглавлял Валерий Николаевич Беленов, с которым у меня тоже связаны очень теплые воспоминания. Я также могу похвалиться тем, что бывший стац-секретарь Министерства спорта Российской Федерации Наталья Владимировна Паршикова, тогда Барышева, тоже была моим педагогом. Я хотела бы пожелать нынешнему декану нашего факультета Александру Васильевичу Левченко, чтобы к нему поступали только самые талантливые и способные абитуриенты, чтобы они всегда оставались в нашей отрасли. А наш вуз был, есть и, я надеюсь, будет кузницей кадров, которая укрепляет спорт Самарской области и физическую культуру.

Студенты Самарского государственного социально-педагогического университета талантливы и успешны во всем, причем не только в учебе и спорте. Они активно участвуют в волонтерском движении, проявляют свои таланты в разнообразной творческой деятельности, принимают участие в различных конкурсах и других культурных мероприятиях, уделяют много времени общественной жизни. Кроме того, студенты вуза являются постоянными участниками мероприятий, которые проводит город, а также мероприятий регионального и всероссийского масштаба. Весной 2021 года студенты университета заняли второе место на российской Студенческой весне.

Ольга ЯМБАЕВА, помощник ректора по социальной работе СГСПУ, начальник УВСР:

– Студенческая весна у нас проходит на каждом факультете. Мы выбираем самые лучшие номера, которые подготовили наши студенты, и после окончания всех концертных программ делаем общую одну концертную программу с лучшими номерами. Также мы стараемся разнообразить жизнь наших первокурсников. Мы организуем для них адаптационные выезды, во время которых студенты старших курсов на правах организаторов встречают наших первокурсников и проводят с ними различного рода мероприятия.

Но студенты Самарского государственного социально-педагогического университета не только пляшут, поют и «грызут гранит науки», они еще активно занимаются научной деятельностью, и здесь у них тоже все неплохо получается.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ, проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Понятно, что студенты – это не только наше педагогическое будущее, но и будущее науки. Поэтому начиная с первого курса мы стремимся привлечь наших студентов к научной деятельности. В университете работает студенческое научное общество, проводятся внутривузовские конференции, работают научные кружки и научные общества по отдельным направлениям. Мы также стремимся, чтобы наши студенты участвовали в крупных научных исследованиях. У нас есть государственное задание в области науки от Министерства просвещения, и во все темы у нас включены студенты.

Научная деятельность – это одна из самых важных составляющих развития любого вуза, и поэтому в Самарском государственном социально-педагогическом университете научной работе всегда уделялось особое внимание. На протяжении всей истории существования вуза здесь создавали, изобретали, разрабатывали свои новые идеи и проекты лучшие педагогические умы Самарской области. В настоящее время из 400 преподавателей вуза более 80 процентов имеют ученые степени, а 60 являются докторами наук. Ядро научной деятельности университета сегодня состоит из 12 научных школ, на базе которых проводятся фундаментальные и прикладные исследования.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ:

– У нас очень хорошо работают историки. Ботаники активно сотрудничают со своими коллегами, в частности, с институтом Волжского бассейна РАН. Уверенно могу сказать, что наша археологическая научная школа – одна из самых сильных в Европе. На естественно-географическом факультете у нас тоже сильная школа. И психологическая школа жива. Ее возглавляет Гарник Владимирович Акопов, заслуженный деятель науки Российской Федерации. Сейчас очень большое значение придается генетике, и в нашем вузе был создан Волго-Уральский центр палеонтологических исследований, который проводит генетические исследования на археологическом материале.

В настоящее время в университете действуют 3 диссертационных совета и выпускаются 3 научных журнала, включая очень престижный журнал «Самарский научный вестник», который входит в реестр ВАК.

Александр РЕПИНЕЦКИЙ:

– Мы сейчас создаем новые лаборатории, в конце мая этого года Российская Академия наук приняла решение об открытии на базе нашего университета научного центра РАН, и уже подписан соответствующий указ. Центр будет охватывать не только Самарскую область, но и Поволжье, и мы надеемся, что его работа повысит научный престиж нашего университета.

Международная деятельность – это еще одна составляющая успешного развития и важнейший показатель деятельности вузов. И в этом направлении университет сегодня уверенно лидирует. Только за последний год вуз заключил 12 новых договоров с иностранными партнерами, в числе которых такие страны, как Германия, Италия, Словения, Польша, Китай, Казахстан, и это еще не полный список. В общей сложности число договоров о сотрудничестве сегодня приближается к 60, и эти договоры охватывают не только научную, но и творческую деятельность.

… Обеспечить своим студентам крепкие знания и стабильное профессиональное будущее – это главная задача преподавательского коллектива Самарского государственного социально-педагогического университета, и с этой задачей он всегда справлялся на «отлично». Сегодня эту традицию успешно продолжает современное поколение преподавателей, многие из которых посвятили университету практически всю свою жизнь. Каждый из них – не просто обладатель колоссальных знаний в своей области, это патриот своей профессии, своего вуза и своих студентов. Есть в вузе и настоящие преподавательские династии.

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Например, Соломон Герцегович Басин – известный самарский историк. Он возглавлял кафедру истории, и представители его династии до сих пор работают в нашем университете. Это его дочь и зять – Александр Иванович Репинецкий. По сей день трудится в нашем вузе Нина Петровна Храмкова, кандидат исторических наук, профессор. Ее дочь также трудится у нас. У нас есть династия Буранков – отец и два сына. Они все филологи и работают на филологическом факультете. Также у нас есть династия Акоповых – они психологи, есть династия Бусыгиных – они педагоги и психологи. Вообще, у нас очень патриотичный вуз.

Это в полной мере относится и к ветеранской организации, которая существует в университете с послевоенных лет. Заведующая Музеем истории СГСПУ Надежда Ивановна Павлова отмечает: «С нашими ветеранами скучать не приходится! Да и времени на это у них нет: постоянные мероприятия, встречи, события – наши ветераны всегда на посту».

Еще одной важной и неотъемлемой частью университета является его профсоюзная организация, основная задача которой – защита профессиональных, трудовых и социально-экономических прав членов профсоюза. Организация принимает участие во всех важнейших мероприятиях как регионального, так и всероссийского уровня. Кроме того, члены профсоюза проводят встречи с трудовыми коллективами структурных подразделений СГСПУ, где совместно с администрацией вуза обсуждают актуальные вопросы и разъясняют принимаемые работодателем решения. Недавно благодаря активной деятельности членов профсоюза университет завоевал переходящее Знамя профсоюзов за социальное партнерство, а председатель профсоюзной организации Светлана Александровна Севенюк стала женщиной года Самарской области.

… К своему 110-летнему юбилею Самарский государственный социально-педагогический университет подошел весьма основательно. Сегодня СГСПУ имеет международную и национальную профессионально-общественную аккредитацию, сертифицированную систему менеджмента качества, является победителем конкурса по актуализации образовательных программ для подготовки кадров приоритетной отрасли «Образование» в рамках Федеральной программы «Кадры для цифровой экономики». В 2021 году в университете открыт Центр рекреационных форм физической культуры и спорта, а вскоре будут открыты педагогический технопарк «Кванториум» им. Виктора Федоровича Волкодавова и технопарк универсальных педагогических компетенций. Кроме того, в преддверии своего 110-летия университет завершил реконструкцию учебного корпуса на ул. Л. Толстого, 47, где приступили к занятиям студенты исторического и филологического факультетов.

Александр ХИНШТЕЙН, депутат Государственной Думы РФ, заместитель секретаря Генерального совета партии «Единая Россия», председатель комитета Государственной Думы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи:

– Сегодня от того, как готовят студентов, с какими знаниями, мыслями и взглядами они выходят в свою профессиональную жизнь, зависит облик и нашей страны, и нашей области. Именно от того, как будущие педагоги сумеют воспитать детей, напрямую зависит, какой станет наша область уже в самые ближайшие годы. Я рад тому, что у педагогического университета сегодня есть динамичное поступательное развитие, и со своей стороны я всегда буду максимально содействовать его дальнейшему успешному развитию.

В настоящее время Самарский государственный социально-педагогический университет находится в активной фазе своего развития, и депутат Государственной Думы Александр Хинштейн имеет к этому самое прямое отношение. С его помощью в рамках федерального проекта партии «Единая Россия» «500 бассейнов» в 2016 году был открыт физкультурно-оздоровительный комплекс «Буревестник», найдены средства, достроено и готовится к вводу в эксплуатацию общежитие на ул. Блюхера. В настоящее время университет при поддержке администрации города и области, а также при активном участии проректора университета по инфраструктурному развитию Александра Владиленовича Милеева проводит благоустройство студенческого городка на улице Антонова-Овсеенко и ремонт нескольких корпусов, в том числе и на улице Пушкина. Всю эту работу также постоянно курирует и поддерживает Александр Евсеевич Хинштейн.

Александр ХИНШТЕЙН:

– Самые первые дела, которыми я стал заниматься, придя сюда в 2011 году, были ремонты общежитий, и сегодня я очень рад тому, что нам удалось многое сделать. Сегодня нам предстоит довершить большую и серьезную работу по реставрации и восстановлению учебного корпуса на улице Максима Горького. В этом году средства из Федерального бюджета уже выделены. Также будет проведена реставрация корпуса на улице Пушкина. Все это делается для того, чтобы будущие педагоги могли учиться в достойных условиях.

Самарскому государственному социально-педагогическому университету исполняется 110 лет! Дата, на первый взгляд, солидная, и не каждому учебному заведению суждено дожить до неё. Но Самарскому педагогическому это удалось. Секрет профессионального долголетия простой – любовь и преданность своему делу. Это в полной мере относится и к студентам, и к преподавателям вуза. Все они сегодня – «золотой фонд университета», и, глядя на результаты их работы и учебы, сразу понимаешь: будущее нашего образования в надежных руках…

Олег МОЧАЛОВ, ректор СГСПУ, доктор исторических наук, профессор, выпускник СГСПУ:

– Уважаемые коллеги, дорогие студенты, друзья. Спасибо вам за ваш труд, за вашу работу. Я думаю, что мы многое сделали, но еще больше нам предстоит сделать. Я желаю вам всего самого наилучшего, новых достижений и побед. И спасибо всем, чья судьба и жизнь хотя бы немного связаны с нашим Самарским государственным социально-педагогическим университетом. Спасибо тем людям, которые поддерживают университет. Я благодарю Министерство просвещения как учредителя и администрацию Самарской области, а также региональное Министерство образования и науки. Я хочу поблагодарить нашего депутата Александра Евсеевича Хинштейна, который всегда очень позитивно относится к нашей работе.

Сегодня нам исполняется 110 лет. Я поздравляю всех с праздником и желаю дальнейших успехов и достижений.


Елена ФИЛАТОВА
При подготовке материала использованы фото из архива СГСПУ.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!