40 лет Самарской Детской музыкальной школе №17

40 лет Самарской Детской музыкальной школе №17
Фото взято из архива Самарской Детской музыкальной школе №17

На пересечении двух значимых улиц Самары: проспекта Кирова и Стара-Загоры – вот уже сорок лет звучит музыка. На этом уникальном музыкальном перекрестке пересекаются вдохновение и творчество, различные жанры и стили музыки, встречаются судьбы уже прославленных и начинающих музыкантов. Каждый день сюда стремятся дети, чтобы учиться прекрасному!

Детская музыкальная школа № 17 была основана 22 октября 1981 года решением исполкома городского совета народных депутатов в молодом, густо населенном Промышленном районе города, где не хватало очагов культуры и учреждений дополнительного образования детей. В первый год существования в школе обучались всего 80 учеников по классу баяна, аккордеона, фортепиано и скрипки, а сама музыкальная школа ютилась в нескольких классах общеобразовательной школы № 53. Уже в 1982 году Приказом № 145 по Управлению культуры Исполнительного комитета Куйбышевского областного Совета народных депутатов школа получает отдельное здание на перекрестке проспекта Кирова и улицы Стара-Загора, где и располагается по сей день.

Ираида МИРОНОВА, заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора Агентства социокультурных технологий:

– Первым директором Детской музыкальной школы № 17 была заслуженный работник культуры Российской Федерации Валентина Александровна Белова. Будучи сотрудником управления культуры, она вынашивала идею создания школы, четко представляя, какой она должна быть. Замечательно, что за сорок лет школа не потеряла своего музыкально-педагогического профессионализма. Сейчас школу возглавляет глубокий музыковед и очень талантливый директор Рамиля Ярмухаметова. Я уверена, что благодаря ее инициативности и профессионализму школа будет развиваться в очень интересном, соответствующем нашему времени формате. Коллектив преподавателей не только сохраняет заложенные Валентиной Александровной Беловой традиции, но и находится в постоянном творческом развитии – и это главное!

Сегодня в Детской музыкальной школе № 17 обучаются 235 юных музыкантов. Обучение ведется на 13 инструментах, среди которых клавишные – фортепиано и синтезатор, струнно-смычковые – скрипка, виолончель, народные инструменты – баян, аккордеон, домра, балалайка, классическая шестиструнная гитара, духовые инструменты – флейта, кларнет, труба, саксофон. Сформированы разнообразные творческие коллективы: ансамбли, оркестры, хоры.

Рамиля ЯРМУХАМЕТОВА, кандидат искусствоведения, директор Самарской ДМШ № 17:

– Благодаря самоотверженному труду педагогов, наши ученики из года в год занимают призовые места на конкурсах в Самаре, в других городах страны и на международном уровне. Об этом свидетельствуют дипломы из Франции, Австрии, Италии и других стран. Наши учителя стремятся не только развить в детях профессиональные навыки, но и воспитать в них характер, бойцовский дух при подготовке к конкурсу, порядочность, ответственность, серьезное отношение к профессии, трудолюбие.

Основу педагогического коллектива составляют педагоги, работающие в школе с самого первого дня все эти сорок лет: Валентина Николаевна Мишланова, Любовь Ивановна Бирюкова, Елена Геннадьевна Чудакова, Татьяна Станиславовна Мудрых, Марина Александровна Неминова, Альбина Александровна Семенихина.

Мы благодарны работавшим в разные годы в нашей школе Галине Ивановне Галкиной, Людмиле Александровне Старцевой. С теплотой в сердце мы вспоминаем безвременно покинувших нас педагогов: заслуженного работника культуры Василия Всеволодовича Белова, кандидата искусствоведения Марину Михайловну Пестереву, Светлану Васильевну Белову, Людмилу Леонидовну Хоменко. Они оставили после себя целую плеяду талантливых музыкантов, лауреатов международных конкурсов, внесли значительный вклад в развитие не только нашей школы, но и дополнительного образования и Самары, и всей страны.

Профессиональному развитию учащихся во многом способствуют компетентные концертмейстеры Любовь Яковлевна Запитецкая, Лариса Геннадьевна Малоштан, Елена Сергеевна Кожевникова. Их чуткий аккомпанемент помогает высветить лучшие грани талантов юных музыкантов.

В настоящее время актив школы составляют педагоги, ровесники школы. Педагогической чуткостью, опытом, способностью повести детей за собой обладают Антон Владимирович Дюков, Светлана Викторовна Шаля, Ксения Николаевна Хусаинова, Татьяна Николаевна Петрунина, Татьяна Евгеньевна Белова, выпускницы школы – Брылякова Екатерина Николаевна и Мязговская Мария Владимировна. Набираются опыта молодые специалисты: Екатерина Александровна Агафонова, Ефим Владимирович Устинов, Андрей Иванович Долгов, Лариса Дмитриевна Устинова.

С этого года в школе преподает альтистка оркестра Самарского академического театра оперы и балета Татьяна Евгеньевна Гайваронская. Также в 2021 году коллектив школы пополнили сразу три молодых специалиста, выпускники Самарского государственного института культуры: Агнесса Дмитриевна Камчатова, Алина Альбертовна Садреева и Юлия Александровна Дымина, закончившие институт с красными дипломами.

На протяжении многих лет педагогический коллектив уделяет особое внимание развитию одаренных детей. С этой целью в школе уже пятнадцать лет реализуется экспериментальный проект «Таланты двадцать первого века. Путь в будущее», способствующий профессиональному самоопределению перспективных учащихся.

Анна ТРАВНИКОВА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Самарской ДМШ № 17:

– Наша школа небольшая, каждый ученик здесь на виду. Дети нам доверяют, и педагоги прекрасно понимают, кто из них действительно увлечен искусством. У нас мало ребят, которых родители привозят на дорогих машинах на занятия, что называется, для галочки. У нас в основном учатся те, кто действительно не может жить без музыки!

Если посмотреть трудовые книжки наших преподавателей, то в них часто можно увидеть одну-единственную запись: «Детская музыкальная школа № 17». Здесь созданы все условия для творческой и профессиональной самореализации. В школе по-настоящему теплая, дружеская атмосфера, заложенная Валентиной Александровной Беловой. Здесь же работал ее муж, а сейчас музыкально-педагогическую традицию родителей продолжает их сын. В нашей школе не одна такая музыкально-педагогическая династия. Ученики заканчивают школу, а затем высшее учебное заведение и часто возвращаются в родную школу преподавателями.

Хорошо развивают учащихся профориентационные мероприятия, конкурсы, фестивали. Много лет школа проводит научно-практическую конференцию с международным участием «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание и развитие детей на основе народного творчества». Воспитательный потенциал народной педагогики очень глубок, поэтому народному творчеству уделяется большое внимание. С этой целью в этом году открыто новое направление – «музыкальный фольклор». Как известно, народная педагогика в своих частушках, попевках, песнях имеет тот базис, те духовные скрепы, на которых можно и нужно воспитывать грядущие поколения.

Любовь БИРЮКОВА, преподаватель фортепиано Самарской ДМШ № 17:

– Я работаю в этой школе уже почти сорок лет. У меня единственная запись в трудовой книжке. Школа – это моя жизнь, моя судьба. Мне интересна эта работа, я глубоко в нее погружена. Музыка – это гибкая пластика! В музыке нет слов, но ее все понимают. Научить ребенка музыке достаточно сложно. Игра на музыкальном инструменте – это высший вид нервной деятельности, данный не каждому. Можно сказать, что дети, которые решили учиться музыке, добровольно, желанно обрекли себя на серьезный, ежедневный труд на много лет. Сыграть музыкальное произведение – это не только выучить музыкальный текст, в котором очень много нот. Это гигантский труд по развитию своих музыкальных способностей, мышечной, слуховой, координационной памяти, артистизма, выдержки и многого другого! Чтобы со всем этим справиться, дети должны иметь не только желание, но и силы, возможности, характер, упорство для преодоления сложностей. В этом им помогают и учителя, и родители.

Традиционно в Детской музыкальной школе № 17 очень яркая скрипичная школа. Здесь работала Людмила Леонидовна Хоменко, последовательница выдающейся самарской скрипичной школы Петра Столярского, методически создавшая и развившая свою авторскую скрипичную школу. Необходимо заметить, что, когда дети достаточно одарены, их судьбы складываются не только в области фортепианного или скрипичного исполнительства. При увлеченной, талантливой педагогической работе юный музыкант имеет возможность разнообразного выбора профессий. Как появляется дирижер хора или симфонического оркестра? Откуда возникает музыкальный аранжировщик или композитор? Именно музыкальная школа дает возможность своему ученику развиваться многопланово.

Что касается творческих конкурсов и образовательных проектов, то среди партнеров в их реализации в первую очередь необходимо отметить Самарский государственный институт культуры.

Ольга НАУМОВА, доктор культурологии, ректор СГИК:

– С прошлого года директором Детской музыкальной школы № 17 работает наш преподаватель, доцент, кандидат искусствоведения Рамиля Ярмухаметова. Нам было не просто отпустить ее в Детскую музыкальную школу № 17, но мы понимали, что отношения вуза и школы от этого только улучшатся, станут более тесными. Первые результаты уже получены. Мы провели несколько конкурсов и методических семинаров, и это нас радует. Взаимодействие с профильными вузами и сузами осуществляется и во время практики студентов, которую они проходят на базе школы, подавая пример ученикам в вопросах выбора профессии.

Анна ЛАЗАНЧИНА, кандидат искусствоведения, доцент СГИК:

– Сегодня перед детскими музыкальными школами стоят сложные, многоплановые задачи. За счет дополнительного образования родители хотят обеспечить культурный досуг детей, заинтересованных в игре на музыкальных инструментах, преподаватели ориентированы на мотивирование детей к продолжению профессионального обучения. Выстраивая процесс обучения, школа лавирует, учитывая интересы всех этих сторон. Коллективу детской музыкальной школы № 17 это удается достаточно хорошо.

Совместно с Самарским государственным институтом культуры Детская музыкальная школа № 17 проводит олимпиаду по сольфеджио для младших школьников «Scherzando», ее название в переводе с латинского означает «играючи, шутя». Все задания в олимпиаде «Scherzando» выполняются в оригинальной игровой форме, снимающей с ребят груз ответственности, придающей им легкость в выполнении заданий. Дети с увлечением участвуют в этой олимпиаде.

Конкурс «Dinamica» посвящен музыкальному искусству в работах молодых авторов. В нем есть номинации и для учащихся, и для студентов сузов, и для студентов вузов. В 2021 году конкурс был проведен впервые, в нем приняли участие 179 конкурсантов из самых разных городов. Молодые авторы могли попробовать свои силы в музыковедении: охарактеризовать музыкальное произведение, порассуждать о вопросах музыкального искусства, осмыслить аспекты музыкальной культуры, написать рецензию на концерт или музыкальный спектакль.

В 2021 году ярким событием в сотрудничестве Детской музыкальной школы № 17 с Самарским государственным институтом культуры стало создание Самарского молодежного симфонического оркестра. Буквально за две недели юные музыканты влились в этот творческий коллектив!

Рамиля ЯРМУХАМЕТОВА, кандидат искусствоведения, директор Самарской ДМШ № 17:

– Дети наравне со студентами выучили такие же сложные музыкальные партии! Они старались равняться на студентов, репетировали самозабвенно! Им было очень интересно играть вместе со своими более взрослыми коллегами. Это очень развивает профессиональные навыки. Детям было очень почетно и ответственно участвовать в настоящем оркестре! Им настолько понравилась новая для них оркестровая форма работы, что они горят желанием создать на базе школы свой симфонический оркестр. К сожалению, мы не обладаем необходимыми помещениями для репетиционной работы такого оркестра, но надеемся, что в городе будет создан детский муниципальный симфонический оркестр.

Сегодня Детская музыкальная школа № 17 – один из ярких социокультурных центров Самары. Учащиеся школы принимают участие в общегородских и Всероссийских акциях «Георгиевская лента», «Окна Победы», «Самара – космос». Традиционными стали концерты для ветеранов и жителей микрорайона, выступления в близлежащих детских садах и общеобразовательных школах. Каждый месяц открывает свои двери «Музыкальная гостиная» с культурно-просветительскими концертами и лекциями для жителей города.

Надолго запоминаются торжественное «Посвящение в музыканты», ежегодный концерт отличников и лауреатов «Талантливые россыпи», классные концерты и отчетные концерты каждого отделения, выпускные вечера.

Рамиля ЯРМУХАМЕТОВА, кандидат искусствоведения, директор Самарской ДМШ № 17:

– Школа открывалась для обучения 80 учащихся, а сейчас у нас учатся 235 человек. Все классы расписаны для проведения занятий буквально по секундам, коллективы по очереди репетируют в актовом зале, нашем единственном просторном помещении. Мы надеемся, что школа будет расти и город выделит нам дополнительные площади, чтобы мы предоставляли новые услуги, развивали дополнительное образование, культуру в Промышленном районе Самары.

В Детской музыкальной школе № 17 не только берегут традиции академического музыкального образования, но и выступают с новыми идеями в области методики и форм обучения. Так рождаются яркие образовательные проекты, ширится география социального партнерства, развивается сотрудничество с общеобразовательными школами и детскими садами района, Домом ветеранов и Домом дружбы народов, 115-й школой-интернатом, Самарской областной научной библиотекой, Самарским областным центром для одаренных детей «Вега», Международным музыкальным проектом «Гилельс – Коган» и многими другими.

Евгения МИЩЕНКО, заместитель руководителя Департамента культуры и молодежной политики Администрации г.о. Самара:

– Школа, как и сорок лет назад, молода и энергична. Сегодня во главе педагогического коллектива стоит молодой, инициативный, высокопрофессиональный директор Рамиля Салимьяновна Ярмухаметова. Мы видим, как у коллектива появилось новое дыхание, как реализуются масштабные и неординарные новые проекты, конкурсы, фестивали. Славный и замечательный путь Детской музыкальной школы № 17 – это более тысячи ее выпускников, около сотни из них стали профессиональными музыкантами, пополнив наши музыкальные школы, влившись в ряды ведущих музыкальных творческих коллективов России.

Лев ГРИГОРЬЕВ, заслуженный учитель Самарской области, президент Международного музыкального проекта «Гилельс – Коган»:

– Семнадцатая Детская музыкальная школа – одна из лучших школ нашего государства! Это державная школа! Она находится не в центре города, но ее положение в эстетическом, художественном, креативном смысле центральное, основополагающее. В школе глубокие исторические и художественные традиции, преемственность поколений и выдающиеся педагоги! Для меня эта школа родная! Здесь училась моя дочь. Как президент Международного музыкального проекта «Гилельс – Коган» я проводил здесь концерты, конкурсы, мастер-классы. С учениками этой школы мы неоднократно ездили в Москву, занимались у выдающихся педагогов, давали концерты на Арбате в Доме Лосева. Учащиеся этой школы выступали и в Большом зале Московской консерватории!

Алла ГОКИНА, кандидат филологических наук, декан факультета культуры и искусства СГСПУ:

– Факультет культуры и искусства Самарского государственного социально-педагогического университета давно и очень успешно сотрудничает с Детской музыкальной школой № 17. В 2020 году во время ограничений, связанных с пандемией коронавируса, когда все образовательные организации были выведены на дистанционный формат обучения, Рамиля Салимьяновна предложила нам реализовать проект «Студенты – детям», в котором мы записываем концертные выступления наших студентов, выкладываем их на сайте музыкальной школы № 17, дети их анализируют, а затем в ответ записывают и выкладывают на сайте свои концертные выступления. Так этот проект получил продолжение под названием «Дети – студентам».

В Российской Академии Музыки имени Гнесиных преподает Софья Трефилова (ныне Ручимская), Ильдар Батыршин – солист Московской государственной филармонии, в Показательном оркестре МЧС России – Наталья Тиханова, в московском оркестре «Золотой век» – Наталья Емельянова, в Самарской государственной филармонии – Людмила Назарова и Татьяна Гордеева, в Самарском академическом театре оперы и балета – Каролина Боброва. Многие выпускники школы стали педагогами. В Самарском государственном институте культуры преподает Анастасия Тягина, в педагогическом университете – Мария Чегодаева, в Самарском музыкальном училище – Мария Мязговская (Салманова), Вера Сидорова, Федор и Павел Дюковы, Екатерина Брылякова преподают в школах искусств нашего города. Их профессиональные успехи – заслуга педагогического коллектива школы, с успехом генерирующего разнообразные формы работы.

Рамиля ЯРМУХАМЕТОВА, кандидат искусствоведения, директор Самарской ДМШ № 17:

– Очень полюбился детям наш новый проект «Музыкальный перекресток», в рамках которого мы проводим творческие встречи и с начинающими, и с уже состоявшимися, известными в России музыкантами. В философском осмыслении топонимы перекрестка и дорог связаны с метафорическими трактовками. Не случайно в нашей речи появились такие устойчивые выражения, как «жизненный путь», «профессиональный путь», «жизненная дорога». Топоним перекрестка в русской культуре трактуется как некий сакральный путь, нолевая координата. В проекте «Музыкальный перекресток» уже состоялись творческие встречи с самарским композитором Павлом Плаксиным и народным артистом России, секретарем Союза композиторов России Марком Левянтом.

Марк ЛЕВЯНТ, народный артист России, секретарь Союза композиторов России:

– Именно в музыкальной школе закладывается тот фундамент знаний и музыкальной культуры, на котором затем базируется творческий, эстетический и морально-нравственный потенциал профессионального музыканта, человека, глубоко разбирающегося в музыке. Все мы родом из детства, все в той или иной мере являемся продолжателями дела наших учителей. Мне было очень приятно встретиться с замечательными учащимися Детской музыкальной школы № 17, талантливыми юными музыкантами. Они с огромным увлечением исполнили программу, подготовленную специально для меня. Я был очень тронут этим вниманием ко мне и искренним, душевным и профессиональным исполнением моих сочинений!

Лучшие учащиеся школы из года в год награждаются стипендиями и премиями для одаренных детей. Так, например, стипендии Губернатора и Главы города Самары получали Наталья Тиханова, Анна Конюшенко, Даниил Саед, Максим Миронов, Ксения Демьянкова и другие ученики.

В мае 2021 года проект «Музыкальный перекресток» познакомил самарцев с творчеством ученицы Детской музыкальной школы № 17 Ксении Демьянковой, выступившей в концерте сольно и в дуэтах с вокалисткой Надеждой Сорокиной, Марией Мязговской.

Ксения ДЕМЬЯНКОВА, ученица 9 класса Самарской ДМШ № 17:

– В маленьком, но очень уютном помещении Детской музыкальной школы № 17 началась моя музыкальная жизнь. Я очень рада, что мама привела меня именно сюда, в класс Любови Ивановны Бирюковой, доброго, чуткого и в то же время требовательного, талантливого педагога, который может найти подход к каждому ученику и раскрыть его таланты. Во мне она нашла музыкальные задатки и помогала им развиваться. Благодаря музыкальной школев этом году мне посчастливилось попасть в международный детский центр «Артек» в Крыму. Так же я в этом году была в региональном центре «Вега» на смене «Музыкальное искусство», каждый день мы ездили в Самарское музыкальное училище имени Шаталова и занимались с лучшими педагогами по классу фортепиано. В школу я иду, даже бегу, потому что мне интересны и сольфеджио, и занятия по специальности, ансамбли и концертмейстерство. Все это так интересно, что я даже не замечаю, как летит время и пора идти домой!

Ирина КОНДОЛЬСКАЯ, директор Самарского музыкального училища имени Д.Г. Шаталова:

– Самарское музыкальное училище имени Дмитрия Георгиевича Шаталова и Детскую музыкальную школу № 17 связывают многолетняя дружба и плодотворное сотрудничество, работа в жюри конкурсов, проведение мастер-классов, концертов, методические конференции. В нашем коллективе работают замечательные преподаватели, бывшие ваши выпускники: заведующая отделением специального фортепиано Мария Чегодаева, великолепная домристка Вера Сидорова, скрипачка Мария Мязговская. Благодаря профессионализму педагогов ученики Детской музыкальной школы № 17 ежегодно достигают высоких результатов на всероссийских и международных конкурсах, становятся гордостью не только вашей школы, но и всего региона.

Елена БУРЛИНА, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России:

– Детская музыкальная школа № 17 находится на перекрестке дорог, на перекрестке судеб. Многие по этой дороге судьбы вошли в нашу школу, чтобы прикоснуться к миру музыки. Кто-то учится музыке для себя, кто-то становится профессиональным музыкантом. Меня эта школа поражает! Дети здесь по-настоящему музицируют! Поверьте мне, сегодня это огромная редкость! Двигать пальчиками по клавиатуре и при этом бояться тетеньку-учительницу – это не значит музицировать. Здесь дети растворяются в музыке, а не распадаются в ней. У них есть нужная мера растворения в музыке и нужная мера дисциплины. Это очень хорошо выученные дети! Создать музыку в музыкальной школе неизмеримо сложнее, чем на сцене филармонии или оперного театра!

Рамиля ЯРМУХАМЕТОВА, кандидат искусствоведения, директор Самарской ДМШ № 17:

– Для образовательного учреждения 40 лет – это весомая дата. Это время, когда уже сложился коллектив единомышленников, когда состоялись традиции, когда видна траектория взаимодействия с социумом. Для человеческой жизни 40 лет – это время расцвета, время раскрытия творческого потенциала. Сегодня наша школа звучит мажорно, с надеждой на будущие достижения и успехи!

Поздравления

Евгения МИЩЕНКО, заместитель руководителя Департамента культуры и молодежной политики Администрации г.о. Самара:

– Хочется пожелать коллективу, родителям, ученикам Детской музыкальной школы № 17 свершения новых творческих идей и планов. Для этого у вас есть все!

Марк ЛЕВЯНТ, народный артист России, секретарь Союза композиторов России:

– Я хочу пожелать такой же любви к музыке, такой же преданности искусству, которые я почувствовал, педагогам и директору школы – такой же заинтересованности в своей работе. Сорок лет – это внушительная дата. Впереди большая, интересная, творческая жизнь школы! Всем вам самого доброго на этом пути!

Ираида МИРОНОВА, заслуженный работник культуры РФ, заместитель директора Агентства социокультурных технологий:

– Самарская Детская музыкальная школа № 17 – один из лидеров музыкального образования региона. Я хочу пожелать вам, дорогие коллеги, чтобы школа стала лучшей в России! Я вас очень люблю, очень вас уважаю, желаю всем вам успехов и здоровья!

Алла ГОКИНА, кандидат филологических наук, декан факультета культуры и искусства СГСПУ:

– Счастья, здоровья, благополучия, новых творческих успехов вам в надежде на продолжение нашего сотрудничества! С праздником!

Ирина КОНДОЛЬСКАЯ, директор Самарского музыкального училища имени Д.Г. Шаталова:

– Уважаемая Рамиля Салимьяновна, дорогие коллеги! Примите самые сердечные поздравления по случаю юбилея вашей школы! Желаю вам двигаться только вперед, осуществлять самые грандиозные и амбициозные проекты, коллективу и ученикам – творческого горения, успехов и, конечно, крепкого здоровья!

Вера СИДОРОВА, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, преподаватель Самарского музыкального училища имени Д.Г. Шаталова:

– Дорогая школа, поздравляю тебя с юбилеем! В твоих стенах я в хорошем смысле этого слова была заражена вирусом творчества и любви к музыке. Помню, как маленькой девочкой я с огромным желанием спешила сюда на занятия! Любимая школа, долгих тебе лет жизни и процветания!

Ольга НАУМОВА, доктор культурологии, ректор СГИК:

– Дорогие друзья! От всего сердца, от себя лично и от коллектива Самарского государственного института культуры я поздравляю вас с юбилеем! Желаю вам творческих успехов, вдохновения, благополучия и исполнения всех желаний!

Анна ЛАЗАНЧИНА, кандидат искусствоведения, доцент СГИК:

– Те знания и умения, которые дает Детская музыкальная школа № 17, позволяют выпускникам найти себя в музыке и состояться в профессии. Хочется пожелать школе процветания и дальнейших творческих успехов!

Елена БУРЛИНА, доктор философских наук, кандидат искусствоведения, член Союза композиторов России:

– Я поздравляю Самару, что у нас такая школа замечательная! Коллеги, вы настоящие педагоги и настоящие музыканты! Хотелось бы, чтобы эта слава была не только внутри вашего дома, чтобы она разошлась большими кругами. Удачи вам!


Александр ИГНАШОВ
При подготовке материала использованы фото из архива ДМШ № 17.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!