Александр Баканов. Поезд в прошлое

Александр Баканов. Поезд в прошлое
Адександр Баканов. Фото взято из личного архива Александра Баканова

Известный самарский художник Александр Баканов воссоздает на своих полотнах историческую Самару. Коренной житель нашего города, он давно увлечен его богатой историей. Постоянно общается с краеведами и коллекционерами самарской старины.

Поэтому его городские пейзажи необыкновенно достоверны. Свойственное многим волжанам увлечение рыбалкой помогает точно изобразить природу Жигулей. А театральное образование – продумать композицию и характеры персонажей, оживляющих исторические полотна. Если к этому добавить скрупулезную технику масляной живописи, позаимствованную у художников-реалистовпрошлых веков, то станет понятно, почему каждое произведение автора вызывает большой интерес у самой широкой публики. Не случайно именно Баканов открыл одну из первых выставок, приуроченных к 170-летию Самарской губернии. И не случайно в новом проекте РЖД именно его работы украсили ретро-поезд, предназначенный для туристических путешествий по нашему региону.

Александр Альфредович Баканов родился в 1957 году в Самаре.

Образование: Самарское художественное училище; Театральная Академия (ЛГИТМиК), Санкт-Петербург.

Член Союза художников России, Союза театральных деятелей России. Участник 130 выставок в России и за рубежом. Картины Баканова приобретены галереями и музеями мирового класса. Некоторые его произведения были преподнесены в дар Патриарху Алексию II и Президенту России В.В. Путину. В 2003 году Персональная выставка Баканова была представлена в главном здании Государственной Третьяковской галереи. Четыре работы самарского художника находятся в экспозиции Морской резиденции Президента РФ (Константиновский дворец, Стрельна).

Коренной самарец

Каков был путь Александра Альфредовича в профессию? В раннем детстве он переехал с родителями в Ставрополь, будущий Тольятти, где закончил среднюю школу. Затем вернулся в Куйбышев, чтобы поступить в художественное училище. Но обучение прервал призыв на военную службу в дивизию имени Феликса Дзержинского. А когда демобилизованный Александр вернулся после армии в училище, то узнал, что там открылась новая специальность – театрально-декорационная живопись. Александр всегда обожал театр и понял, что это его дело. По словам художника, перевод на новую специальность оказал огромное влияние на его живопись. Он умело сочиняет мизансцены на своих полотнах, собирает материал, а затем выстраивает его в единую композицию. Он каждый раз как будто ставит собственный мини-спектакль.

Еще не получив диплом, Александр уже участвовал в оформлении спектаклей. Затем был принят на работу в Вологодский драматический театр. Спектакли, которые оформлял самарец, становились лауреатами российских и международных конкурсов, два из них были награждены именно за прекрасную сценографию. Всего участвовал в оформлении более 50 спектаклей. И получил за это высшую постановочную категорию. Прожил с супругой в Вологде 20 лет, но все время тянуло на малую родину, на Волгу.

Картины как спектакли

Александр Баканов:

– Я не выбирал профессию. Считаю себя художником с тех пор, как стал рисовать школьную стенгазету в пятом классе. Тогда для этого звания не было никаких оснований, может быть, и сейчас особо нет.

Конечно, наш герой скромничает. Он участник более ста выставок в России и за рубежом. Важным событием в его жизни стала персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее в 2003 году. В 1999 году картина Баканова была подарена Патриарху Алексию II в честь 200-летия Самарской епархии. А в августе 2000 года полотно художника было вручено Президенту России Владимиру Путину. Работы автора входят в художественные собрания более 20 стран мира. Сейчас в Областном художественном музее проходит выставка «Избранное из истории Самарской губернии в живописи и фотографии». Ее авторы – краевед Сергей Рудняев и живописец Александр Баканов. Их сотрудничество длится долгое время. Ровно 10 лет назад, к 160-летию нашей губернии, они открывали подобную экспозицию в Новой галерее. Зрителям полюбились многие работы, впервые показанные там. Например, картина «Хлебный город на Самарке». По словам автора, это, пожалуй, главный экономический комплекс нашего региона того времени. А вот живая зарисовка подлинных событий конца XIX — начала ХХ века: Фёдор Шаляпин встречается с бывшими коллегами-крючниками на Самарском берегу. А вот в то время обычное явление – половодье в Засамарской слободе: между подтопленными домами снуют лодки – прямо как в Венеции. На другой картине изображены одна из пристаней компании «Самолет» и торжественное прибытие в наш город парохода «Цесаревич Николай». Ретро-пейзажи «Зимняя Почтовая у Театральной площади» и «Масленица на Хлебной площади» воссоздают дух прошедших эпох. Причем трех изображенных на последней картине храмов уже нет на карте города, хотя они сыграли огромную роль в его истории. Это церковь Иконы Казанской Божией Матери и ещё две поменьше напротив нее. Именно в храме Казанской Божией Матери 1-го января 1851 года состоялось торжественное богослужение в честь дня образования Самарской губернии. Затем вместо церквей построили завод клапанов. Где еще увидишь эти утерянные для нас исторические здания? Только на фотографиях да на картинах Баканова.

Выставка к 170-летию губернии

За прошедшее с первой выставки время Сергей Федорович разыскал множество интересных документов и фотографий, а Александр Альфредович создал целый цикл работ, посвященных Самаре XIX века. Все это богатство теперь можно увидеть в одной экспозиции, открывшейся в декабре 2020 года в Художественном музее.

Александр Баканов:

– Картины, которые я отобрал для выставки в Самарском художественном музее, посвящены одной теме – 170-летию со дня образования Самарской губернии. В ней мы участвуем вдвоем: я как автор живописных произведений и Сергей Федорович Рудняев как собиратель самарской старины, коллекционер и издатель солидных томов, посвященных истории города. Мы в таком тандеме выступаем второй раз: ровно 10 лет назад мы провели выставку к 160-летию нашей губернии. Но хорошая мысль хороша именно тем, что она работает, несмотря на время. И мы опять решили вернуться к нашему принципу совместного показа. Я представил на этот раз вторую часть проекта, который был посвящен репинской экспедиции на Волгу.

Действительно, летом 2020 года в филиале Самарского художественного музея в Ширяево была открыта выставка Баканова «Великие традиции. Далекие и близкие», вдохновленная репинскими образами и волжскими пейзажами. Посетители художественной экспозиции, расположившейся в усадьбе купца Вдовина, не могли не восхититься техникой письма нашего современника, которую он бережно перенял у реалистов прошлого века. Его волжский пейзаж «Далекое, близкое… вечное», кажется, вышел из-под кисти самого Васильева. А масштабное полотно «Репин на стоянке бурлаков в Ширяево» точно иллюстрирует строки воспоминаний Ильи Ефимовича.

А вот и небольшие этюды: товарищи варят уху из стерлядок, пишут пейзажи, взобравшись на гору, беседуют Илья Ефимович и его любимый персонаж – поп-расстрига Канин. В экспозиции и графика – 6 листов пояснений к проекту. Здесь зарисовки бурлацкой ватаги с указанием роли каждого ее члена, подробные чертежи судов, курсировавших по Волге во времена, когда четверо знаменитых друзей были здесь на этюдах, и так далее. Лучшей выставки, посвященной юбилею репинской экспедиции, трудно было себе представить.

Александр Баканов:

– Несколько лет назад я начал показ «Самарских летописей» – так я для себя это направление в моем творчестве называю. И пока не схожу с этой стези, видя большой интерес публики к этому жанру. Однажды открыв для себя эту тему, я нахожу все новые сюжеты и, честно признаюсь, конца этому пока не вижу. Основная часть большого репинского цикла, содержащего около сорока работ, уже передана Самарскому художественному музею. Картины находятся в Ширяево в постоянной экспозиции. Чему я как автор очень рад и горд. И вместе с сотрудниками музея мы надеемся, что это станет своеобразным триггером для развития всей туристической ширяевской зоны. Куратором этого проекта стала директор Самарского художественного музея Алла Шахматова. Она с огромным энтузиазмом содействовала моей работе. Думаю, что постоянная живописная выставка станет значимым звеном для повышения интереса к филиалу Художественного музея.

За время, прошедшее с открытия экспозиции в Ширяево, художник услышал много положительных отзывов о ней. Он надеется, что вместе с Аллой Леонидовной они не ошиблись в расчетах. Ведь Ширяево – это культорологически очень богатое место. Однако не все картины возможно было выставить в небольшом зале. Над циклом работ, посвященных экспедиции в Ширяев Буерак, Александр Баканов сейчас все еще продолжает работать. Хотя часть его картин на эту тему уже вошла в постоянную экспозицию филиала Художественного музея в Ширяево.

И вот новая выставка в декабре 2020 года. Уникальные снимки и пейзажи, представленные на ней, рисуют нам Самару и ее окрестности такими, какими их могли увидеть прибывшие на берега Волги художники – Илья Репин, Федор Васильев, Евгений Макаров и младший брат Репина Василий. Увлекшись воспоминаниями великого русского художника о пребывании в наших местах, Александр Баканов находит для себя все новые сюжеты. Посетители выставки могут увидеть его новые работы: «Гроза за Волгой, на Курумче. Ждут лодку» – вот название одного из полотен. Художник погружает зрителя в атмосферу хмурого дня, набежавшие тучи разрывают только всполохи молний, и вся природа застыла в ожидании первых капель дождя. В тревоге вглядываются вдаль ждущие переправы художники: не появилась ли на горизонте лодка? А вот и сам Илья Ефимович. Он увлеченно пишет этюд парусной рыбачьей лодки. Пристань: по дощатым мосткам сходит на берег городская публика. Вероятно, кто-то из спутников Репина привез из Самары припасы. Известно, что «репинцы» не раз посещали наш город и хорошо знали, где можно было пополнить припасы.

Александр Баканов:

– Тема Ширяева Буерака неисчерпаема. В филиале музея не забывают не только Репина и его товарищей, но и имя поэта Ширяевца, родной дом которого включен в экспозицию. Он ведь был сердечным другом Сергея Есенина. И по традиции день рождения великого русского поэта самарцы отмечают именно в Ширяево. Думаю, что туристический и культурный потенциал филиала Художественного музея еще не раскрыт полностью. И такие новшества, как художественные выставки, посвященные истории нашего региона, служат ему на пользу.

Сохраняя русскую живописную школу

Ширяево неразрывно связано не только с именем Ильи Репина, но и его товарища – чрезвычайно талантливого пейзажиста Васильева, который, к сожалению, прожил очень недолго. И создавая репинский цикл, Баканов признается, что учился именно у него. Самарец владеет многими живописными техниками, от классических до современных, от авангарда до иконописи. Но как человек с театральным образованием старается, чтобы его художественный почерк соответствовал той эпохе, о которой идет рассказ.

Александр Баканов:

– У старых живописцев можно подсмотреть отдельные приемы, но все равно у каждого художника собственная манера письма. Мне кажется, что писать исторические полотна можно только в классическом стиле – с тончайшими нюансами цвета, подробной передачей игры света, которые возможно создать только многослойностью, лессировками и доработкой специальными тонкими кисточками. Содержание картины диктует мне технику, в которой ее нужно написать. Я не боюсь упрека в отсутствии у меня определенного авторского стиля. Я отвечаю: у меня есть главное – авторское мышление. И это определено опять же моим театральным образованием. Создавая исторические картины, нужно чувствовать эпоху, наполнить полотно ее атмосферой и сделать его событийным. Нужны мизансцены и увязки между ними. При этом я чувствую себя сценографом и режиссером в одном лице.

Валентина Чернова, искусствовед:

– Мы должны быть благодарны Баканову, этому настоящему мастеру, за то, что он сохраняет традиции классической живописи. Каждая его картина рождает у зрителя ассоциации с творчеством русских художников XIX века.

Сейчас художник уже приступил к работе над следующим циклом, посвященным юбилею губернии, который будет охватывать всю ее историю – от первого дня образования. В его мастерской уже находится картина, на которой изображен этот исторический момент. Нашлись организации, заинтересованные в ее показе. Вместе с сотрудниками Художественного музея продумана серия экспозиций, демонстрирующая все этапы становления губернии вплоть до сегодняшних дней. Действующая в стенах музея выставка – это лишь увертюра к дальнейшим мероприятиям.

Александр Баканов:

– Открытая в декабре 2020 года выставка представляет, на мой взгляд, самый интересный период истории Самары. Когда в 1850 году летом страшный пожар уничтожил большую часть города, император Николай I, своим указом сделав Самару губернской столицей, очень приподнял дух ее жителей. Они с энтузиазмом принялись отстраивать и развивать ее, сделав крупнейшим экономическим центром не только на Волге. А по торговле хлебом мы были в России вообще в первых рядах.

Истинно самарский дух

Одно из полотен нового цикла – «Большой самарский натюрморт». Это подробный рассказ о деталях и атмосфере быта жителя нашего города в конце XIX — начале ХХ века через подбор о многом говорящих предметов: афиш, записок, театральных программок, удивительных для глаз нашего современника предметов обихода.

Александр Баканов:

– Картину «Большой самарский натюрморт» я тоже сочинял. Находил вещи дореволюционной эпохи, смотрел, как они сделаны, размышлял, могли ли они присутствовать в моей композиции, чтобы отразить дух того времени и нашего города. Конечно, для того, чтобы придумывать, а не выдумывать, нужно хорошо изучить материал. Не случайно рядом с моими работами – фотографии видов старой Самары. Вы увидите, что я точно следую тем городским и загородным ландшафтам, которые были в действительности. Лишь иногда позволяю себе взять необычный ракурс, расширить изображаемое пространство, наполняя его деталями и фигурами придуманных персонажей.

Александр Баканов, член Союза художников РФ:

– Я создал импровизацию на посещение Государем Императором Струковского сада летом 1871 года. Для этого события изрядно расширил аллею, да и сам грот превратил в некую народную трибуну. Благодаря этим модификациям мне удалось разместить много людей разных сословий, которые собрались приветствовать Царя-Освободителя и усмирителя турок Александра Второго. Также здесь показаны все виды конвойного сопровождения Императора: уланы, драгуны, гусары и т.д., включая отдельный жандармский корпус и наблюдателей в гражданском. Надеюсь, что эта картина станет поводом для подробного изучения этого исторического события моими зрителями: визит такой был, но проходило всё иначе… А по-моему, так интересней!

Вообще, полотна Баканова – это новеллы, рассказы, иногда даже целые пьесы, сочиненные и поставленные им самим. Художник не скрывает, что придумывает все свои картины. Он собирает материал и создает вариации на различные темы. Каждая его работа – это его видение событий далекого прошлого. Однако он всегда основывается на исторических фактах. Например, создавая цикл про репинскую экспедицию, Баканов тщательно изучил все виды речных судов той эпохи: как они были устроены, как двигались, как причаливали, как на них грузились и так далее. Особое внимание он обратил на бурлаков, найдя рисунки их типажей, сделав сам зарисовки того, как они ведут баржу вдоль наших берегов. Он обращался к специалистам, чтобы изучить всех членов ватаги, определив роль каждого. Баканов собирал даже своеобразные круглые столы в своей мастерской, приглашая на них ученых – историков и краеведов. Очень помог Баканову в работе Владимир Самарцев, подсказавший художнику источники научной литературы, которые художник должен был прочесть прежде, чем приступить к работе. Например, книгу «Деревянное судостроение на Волге в XVIII — XIX веках».

Творческий тандем

Александр Баканов:

– Конечно, я зачастую являюсь и драматургом, и постановщиком моих картин. Но, слава Богу, никогда не был их единственным зрителем. Я судьбой не обделен. Чувствую живой интерес к моему творчеству. Мне есть с кем обсудить мои замыслы и готовые картины. Но первым моим зрителем давно уже стала моя супруга Ольга. Она педагог и руководитель мастерской авторской куклы при Детской картинной галерее. Известный специалист по историческому костюму, она всегда подсказывает мне, во что мне одеть моих персонажей. В своей работе она настолько скрупулезна, что, изготавливая куклу определенной эпохи, требует специально для нее отливать пуговицы определенной формы и определенной эмблематики. То же касается обуви, оружия и так далее. Так что и мне нельзя допустить неточность и ее подвести.

Ольга Александровна – Заслуженный работник культуры РФ, почетный академик Академии народного искусства России. Она больше тяготеет к декоративному искусству. Известна, прежде всего, как автор полутора сотен фарфоровых кукол. Серию ее работ, объединенных названием «Венецианский карнавал», увидели даже в Италии. Там она произвела настоящий фурор. Ведь каждая фарфоровая фигурка неповторима и по своему облику, и по заложенному в ней автором характеру, и по богатому историческому костюму.

В работах обоих супругов есть нечто, что их объединяет. Это большое мастерство, трудолюбие, тщательная проработка каждой детали произведения. Они оба любят обращаться к историческим сюжетам, демонстрируя творческий подход к избранной теме.

Ольга Баканова – художник очень серьезный и очень талантливый, так что Александру Альфредовичу есть с кем посоветоваться. Он признается, что чаще всего супруги друг друга критикуют, не делают комплименты, а указывают на недостатки работ. И даже когда все кажется безупречным, специально стараются выискать «тараканов», чтобы другие им на них не указали. Может быть, поэтому оба создают настоящие шедевры.

Татьяна ГРИДНЕВА
При подготовке материала использованы фото Дмитрия Леонова.

Оцените статья

0
Нет комментариев. Ваш будет первым!