"Я к вам пишу..."
Имя Пушкина и его творчество сопровождает меня от раннего детства и до нынешних дней. Ещё в дошкольном возрасте я слушала прекрасные романсы Глинки на стихи Пушкина. Их часто пела моя бабушка Аня со своей подругой. Эта подруга, тётя Оля, подарила мне сборник сказок и стихов Пушкина с красочными иллюстрациями. Так я познакомилась впервые с произведениями Пушкина. Читали их мне бабушка Аня и старшая сестра Валя. Я любила все его сказки, но особенно «Сказку о царе Салтане» и «Сказку о рыбаке и рыбке». Читая «Сказку о рыбаке и рыбке», я всей душой сочувствовала старику, мне было обидно за него. А на его жадную и глупую старуху я злилась и была довольна тем, что она наказана за свою жадность и неблагодарность.
Когда в старших классах изучали роман в стихах « Евгений Онегин», я оторваться от него не могла. Татьяна была для меня образцом чистоты и высокой нравственности. Я ей подражала и даже под влиянием романа письмо написала однокласснику Анатолию. Он мне очень нравился. Мы три года сидели с ним за одной партой и были большими друзьями. Анатолий хорошо рисовал, а я была редактором школьной газеты, и мы вместе с ним её издавали. Оставались для этого после уроков, потом возвращались в интернат вместе.
Традиционно раз в месяц старшие классы проводили литературные вечера с конкурсами по изученным произведениям. Конкурсы устраивались между параллельными классами. Классным руководителем у нас была Людмила Григорьевна, и она же преподавала литературу. Под её руководством мы готовились к литературным вечерам. Очередной вечер был посвящён «Евгению Онегину». Людмила Григорьевна предложила мне читать письмо Татьяны к Онегину. Я хотела отказаться, но узнав причину моего отказа, она предложила, да так, что отказаться я не смогла:
— Зина, ты очень выразительно читаешь письмо. У других девочек не получается так, как у тебя. Мы можем не выиграть конкурс, если ты откажешься. Давай сделаем так. У меня есть платье, оно подходит к образу Татьяны. Это платье студенческих моих лет. Ты его примеришь, и, если чуть великовато будет, мы его подгоним на живую нитку.
Подгонять платье не пришлось, оно было мне впору. Получился прекрасный костюм. Анатолий читал письмо Онегина к Татьяне. Костюм ему сшила его мама. Он был в нём неотразим. На этом вечере мы завоевали первое место по костюмам и по чтению пушкинского произведения.
После выступлений участников конкурса проводились игры, и одна из них, самая увлекательная, — эта игра в почту. Я заранее дома написала письмо своему «Онегину», но не указала своего имени и изменила почерк. Писала левой рукой, а потом во время игры отравила его на почту. Затем наблюдала, как Анатолий вертелся вокруг себя юлой, пытаясь определить отправителя послания. Потом он подбежал ко мне. В ту пор мы были хорошими друзьями, и отношения у нас были доверительными. Анатолий спросил:
— Зина, ты, случайно, не знаешь, кто мне послал это письмо? Вот хитрая, не указала своё имя.
Я посмотрела на письмо, изобразив внимательный взгляд. Помолчала, передёрнув плечами, а потом ответила равнодушно:
— Не знаю, да и кто же скажет, ведь это тайна.
— Ну как — не знаешь! Ведь вы же всем делитесь меж собой, — с досадой произнёс он. — Может, это Лида Молородова? Она что-то часто на меня поглядывает.
— Возможно, – ответила я. И с болью в душе подумала: «Так вот кто его интересует!» И быстро отошла от него.
— Ты куда, Зина? Пойдём потанцуем, — пытался он меня удержать, но я не остановилась. Мне стало скучно на вечере, и я ушла к себе в интернат.
Уже работая в детском саду воспитателем, я снова столкнулась с творчеством А. С. Пушкина. Старалась привить детям любовь к его чудной поэзии и через неё показать им русскую душу, пробудить любовь к родной природе. Дети с удовольствием участвовали в инсценировках, которые мы всем коллективом ставили по сказкам Пушкина. Сценарии писали сами, атрибуты к ним делали с детьми и иногда прибегали к помощи родителей.
Сейчас я давно на пенсии, но продолжаю жить деятельно, читаю и перечитываю классику. Моя настольная книга — это сборничек стихов Пушкина, написанных в Михайловском. Приобрела в 1967 году и с того момента читаю стихи каждый вечер перед сном, а потом смотрю лирические сны.