Мой первый учитель

Первым моим учителем была Полина Николаевна. Она настойчиво старалась выучить нас, учеников, отличниками. Усердно объясняла и показывала: как надо писать цифры, как выполнять арифметические действия, как выводить буквы, как из букв слагать слова. Иногда на уроке нам твердила, что ученик, получающий двойки или тройки — лентяй. И всегда нашим родителям на очередном собрании говорила, что каждый ребенок от природы способный. Но для развития способностей необходимо прививать детям трудолюбие к занятиям.

Во втором классе я уже читал не по слогам. Читал быстро, бойко, без запинок и писал без ошибок. Теперь учитель ставила меня в пример одноклассникам, как надо читать. А когда был открытый урок чтения, всегда вызывала к доске, как лучшего чтеца, читать какой-нибудь детский рассказ писателей: С.Маршака, А.Гайдара, Л.Толстого, Д.Мамина-Сибиряка. Но всё же мне больше нравилось читать «Сказку о рыбаке и рыбке», которую написал Александр Сергеевич Пушкин. Её содержание произвело очень сильное впечатление и глубоко запало в душу.

Как-то раз после прочтения сказки на уроке, стал мысленно размышлять: «Почему старик и старуха работали не покладая рук, но не смогли заработать денег на постройку новой избы?» И, не найдя ответа, этот пытливый и недетский вопрос задал учителю. Внимательно взглянув мне в глаза, она однозначно ответила:

— В то давнее время население российского государства делилось на сословия. Бояре, помещики были богатыми людьми. А старик и старуха считались крепостными, были подневольными и работали на помещиков бесплатно.

Потом вдруг снова настойчиво спросил: — Почему с каждым разом требования старухи возрастали все больше и больше?

Глубоко вздохнув, Полина Николаевна объяснила:

— Старуху пленили простая человеческая скупость, жадность и беспредельное стремление к наживе.

Неожиданно в моем наивном сознании всплыл еще вопрос, который, выждав паузу, задал учителю:

— Почему золотая рыбка, обладая сильным волшебством, не сумела выбраться из невода?!

И на этот вопрос Полина Николаевна тоже сразу ответила:

— Освободиться из невода золотая рыбка, обладая таким волшебством, могла бы в любую минуту. Думаю: рыбка специально забралась в невод! А знаешь почему?!

— Нет, не знаю! – растерянно произнес я.

— Чтобы сделать жизнь старика и старухи лучше.

Тогда, немного подумав, высказал свое предположение:

— Вероятно, старуха своими просьбами хотела устранить неравенство между крепостными и помещиками!

— Не-ет! Старуха заставляла старика просить рыбку только для исполнения своих личных желаний! — качнув головой, возразила Полина Николаевна. Затем она положила на стол классный журнал и сказала: Вот если бы она попросила золотую рыбку, чтобы все люди в российском государстве жили не в лачугах, а во дворцах, не имели бы недостатка в еде, одежде — тогда другое дело!

И, наверное, чтобы ещё сильнее убедить и основательно доказать правоту своих слов, она продолжила:

— Вот давай вспомним еще, как там написано! – и, раскрыв на столе книгу, прочитала вслух: — Рыбка взмолилась человечьим голосом: " Отпусти ты старче меня в море, дорогой за себя дам откуп: откуплюсь, чем только пожелаешь..."

— Значит, в откупе заключена суть помощи! — не дождавшись, когда она остановится, подытожил я.

— Совершенно верно! Рыбка, конечно же, исполняла желания для того, чтобы старик и старуха выбрались из горькой нужды! — искренне порадовавшись моей сообразительностью, согласилась Полина Николаевна. И, подойдя ко мне, добродушно спросила: — Ну, сейчас-то всё понятно?!

— Понятно! — кивнув утвердительно, ответил я.

Вдруг в коридоре громко зазвенело — урок закончился. Я торопливо сложил в портфель книги, тетрадки и быстро вышел из школы. Солнце по-осеннему грело стылую землю, дремлющие дома и высокие желтые деревья. Когда проходил мимо городского парка, остановился и посмотрел на небо. Оно выглядело безоблачным и бездонным. И мне показалось, что оно было похоже на то синее море, где старик неводом поймал золотую рыбку, помогавшую ему и старухе выбраться из беспросветной и тяжкой нужды.

Оцените статья

+15

Оценили

Людмила Черных+1
Ракия Валеева+1
Николай Литвинов+1
ещё 12
Ну, вот я и получила ответ на вопрос, мучивший меня с детства "Почему золотая рыбка, обладающая таким сильным волшебством, не смогла выбраться из невода?! "))) у нас в школе дискуссии на подобные темы не приветствовались - написано, значит, не могла))) эх, где бы взять такую Золотую рыбку, хотевшую помочь выбраться из нужды))) Вот Пушкин - гений - написал такую сказку, что люди уже два века читают и мечтают о такой рыбке)) И сказка замечательная, и Ваш рассказ, Александр, замечательный!) Мой + и удачи в конкурсе!)
Да, сказки Пушкина во все времена будут актуальными... Дорогая Людмила, спасибо за комментарий и оценку. Благодарю за внимание и доброе пожелание.
Чудесный рассказ Александр! Мне вообще нравятся ваши рассудительность, логика, лиричность повествования. А какой красивый финал: "Я остановился и посмотрел на безоблачное, широкое небо, показавшееся мне похожим на синее море, в котором старик поймал золотую рыбку, так хотевшую помочь ему выбраться из нужды."! Благодаря вашей любознательности весь ваш класс, а теперь и мы узнали, почему всемогущая Золотая рыбка не могла выбраться из стариковских сетей. Такая у нее миссия... Удачи вам в конкурсе!
Дорогая Татьяна, конечно, золотая рыбка, владеющая волшебством , могла бы в любой момент порвать сети и выбраться в синее море... Спасибо Вам, что зашли и прочли рассказ! Благодарю за внимание, комментарий и оценку!
11:17
Вот! Дорогая Татьяна, вы нашли точное слово для объяснения: "такая у неё миссия". Миссия! Это объяснение, конечно, не годится для второклассника, но для объяснения взрослому человеку -самое точное. У каждого пришедшего на эту землю, есть своя миссия...
Александр, по вашему рассказу я понял, что вашим первым учителем была не только Полина Николаевна, но и сам Александр Сергеевич, который незримо стоял за её спиной... +!
Да. Полина Николаевна была первым учителем. Она научила меня читать, писать, чтобы я мог самостоятельно познакомиться с творчеством гениального поэта и прозаика А.С. Пушкина... Геннадий, спасибо за комментарий и оценку!
С удовольствием прочитала ваш рассказ, Александр! И вспомнила сказку Пушкина. Всегда воспринимала её только как поучительную (о жадности старухи) и не задумывалась, почему же всесильная рыбка не выбралась из невода. А теперь знаю laugh Большой плюс рассказу, а вам, Александр, удачи в конкурсе!
Дорогая Наталья, спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
10:58
Александр, вы прямо потрясли, сразили меня этим рассказом! Такая любознательность, логика, умение рассуждать, и не детская глубина мысли в столь раннем возрасте! Я вот никогда, кажется, не задумывалась, почему рыбка не выбралась из сети самостоятельно, да и над всеми остальными вопросами, которые возникли у вас, ученика второго класса. И эта настойчивость в выяснении интересующего мальчика вопроса! Здорово! И ещё мне очень понравилась ваша учительница. Это Учительница с большой буквы. Столько доброжелательности, такая терпеливость по отношению к маленькому "приставучему" почемучке! И так хорошо, так доступно она всё объяснила ему. Рассказ замечательный! Желаю вам удачи в конкурсе! ++++
Дорогая Лидия, да, мой первый учитель была замечательная, терпеливая... И знала свою профессию на отлично... Спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
13:43
Рыбка могла выполнить любое желание только находясь в родной стихии, то есть в море. Для этого ей нужно было совершить определённый ряд движений, см.сказку. Попав в сеть она утрачивала эту силу. Это объяснение мы получили от нашей учительницы, и оно мне нравится больше, извиняюсь Александр, чем объяснение Вашей учительницы. А вообще, это только сказка! Замечательный рассказ! +
Рыбка была умной. Значит, заранее могла предугадать и просчитать события. Не даром говорят: умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт... И ещё, возможно, у неё был какой-то другой вариант спасения, который она держала в запасе на всякий пожарный случай. И который она держала в секрете, чтобы никто не знал её слабое место. Дорогая и милая Елена, спасибо за скрупулезное прочтение, тщательный комментарий и оценку!
Все мы иногда мечтаем о такой рыбке. Рассказ и Пушкин оценил бы, написано превосходно!+
Вениамин, спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю Вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
20:20
Александр, я тоже размышлял об этой сказке, почему всё так, а не иначе? Много позже поняла, что Пушкин - большой знаток жизни, человеческих сердец, да ещё умевший об этом сказать так, что берет за душу... Спасибо вам за замечательный рассказ!!! +++
Вот поэтому Пушкин благодаря своей прорицательности и знанию людских душ достиг таких больших поэтических и писательских вершин... Дорогая Наталия, спасибо за комментарий и оценку!
07:36
Какой настырный, дотошный мальчик! Я думаю, если бы он жил при Пушкине и каким-то образом смог с ним встретиться, он бы вынудил Александра Сергеевича переписать свою сказку - в пользу всех нуждающихся, а не только Старика и Старухи! laugh
Несомненно. Этот настырный мальчик обязательно попросил бы А.С. Пушкина переписать сюжет сказки в пользу всех остальных нуждающихся... Марат, спасибо за комментарий и оценку!
09:27
Спасибо за рассказ, Александр. Интересный сюжет, поучительный для всех живущих на земле. Удачи вам в конкурсе и всех благ в жизни!
Дорогая Галина, спасибо за комментарий, доброе пожелание и оценку!
Бывают же такие умные дети! И мудрые учителя!) Александр, спасибо!
Дорогая Людмила, спасибо большое, что зашли и прочли рассказ. Благодарю Вас за комментарий, доброе пожелание и оценку!
21:22
Рассказ от первого лица получился замечательным и поучительным! Сегодня дети, таких вопросов бы не задавали, так мне кажется! Удачи, Вам!
Муса, спасибо большое, что зашли и прочли рассказ. Благодарю Вас за комментарий и доброе пожелание!
Спасибо, Александр за поучительный рассказ и за любознательного,но немного дотошного ученика. Диалог просто потрясающий! Успеха вам! +
Дорогая Зинаида, спасибо за комментарий. Всего самого доброго вам.
Все-таки теория классовой борьбы - сила! Такие серьезные рассуждения не на каждом уроке бывают. Повезло Вам, что педагог поощряла серьезные размышления.
Конечно, повезло с учителем. Она всегда была готова вести диалог и ответить на любые удобные и неудобные вопросы... Спасибо, дорогая Оксана, за комментарий и оценку.
Поучительно рассказали о сказке А С Пушкина, мне понравилось, удачи в конкурсе +.
Николай, спасибо, что зашли и прочли рассказ. Благодарю за оценку и доброе пожелание.
10:10
Была я немало удивлена, когда узнала, что Пушкин переработал немецкую сказку, где старуха хочет быть ...кайзером. В наше время человечество в роли этой старухи. Ученые предупреждают :"Человечество погубит себя". А ведь действительно, люди хотят не подчиняться природе, не подчиняться Всевышнему, а изменить замысел природы (или Всевышнего). Старуха хочет быть не просто владычицей морскою, а чтобы сама рыбка золотая ей служила и была б у неё на посылках. Мы не можем изменить мир мгновенно, не можем постичь все тайны мироздания. Мелиораторы раньше были героями труда, а оказалось, что болота нужны. Ещё относительно недавно мы стояли в очереди за целлофановыми пакетами, а скоро должны будем отказаться от таких пакетов. Человечество должно себя разумно ограничивать. В Вашем рассказе маленький ученик пытается понять, почему помещики разумно себя не ограничивают. Да , у Вас особенный подход к произведению Пушкина. Таким образом, Ваш рассказ точно соответствует теме конкурса "Мой Пушкин" !
Дорогая Ракия, согласен с вашей точкой зрения. С Природой, конечно, всем нам надо жить в мире, согласии и гармонии. Но на практике пока доминируют отрицательные отношения к земле - хищническое использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, интенсивное уничтожение флоры и фауны... Дорогая Ракия, спасибо за комментарий, доброе пожелание и оценку.