В и Р
Моему другу Яну Г. — изобретателю, ведущему поиск подземных потоков питьевой воды в засушливых районах Австралии. С того момента, когда найдётся вода в больших количествах, Ян станет самым счастливым человеком на планете. Надеюсь, ему повезёт больше, чем герою этого рассказа.
Несмотря на усмешки со стороны родных и друзей, Клиф Нейл с детских лет упорно искал сокровища, спрятанные морскими пиратами. Его любимым первопроходцем эпохи великих географических открытий был англичанин Вильям Рампир, совершивший три плавания вокруг глобуса.
В1699-м Вильям Рампир тщательно исследовал северо-западное побережье мистической Большой Южной Земли. Вопрос, почему у мореплавателя был такой пристальный интерес к земле, которую позже назовут Австралией, для Клифа не существовал. Он знал, что в течение тринадцати лет до этого Рампир пиратствовал в Мексиканском заливе и в одном из своих вояжей по океанским торговым путям дерзко опустошил корабли богатой Голландской Ост-Индской компании. Где-то же нужно было безопасно спрятать награбленное.
Клиф читал всё, что мог найти о Рампире и даже приобрёл его редчайшую книгу «Новое кругосветное путешествие». Она была занятной, но в ней ни слова не упоминалось о скрытых сокровищах. Подлинную подсказку Клиф нашел только в небольшой брошюре, написанной Рампиром перед смертью.Там был интересный параграф:
«Сколько ошибок мы делаем в поисках личного счастья! Если бы я мог вернуться в юность и возместить хотя бы часть страданий, которые я принёс другим! Накопленные нами богатства ничего не стоят, они не спасут нас, когда рука ангела коснётся наших лиц. Я сказочно богат, но я и безнадёжно нищ, потому что мои богатства лежат далеко-далеко, в недоступных для людей таинственных сферах мрачных времён моей жизни».
Знакомая риторика о счастье. Но не без конкретного намёка. Где-то далеко от Англии лежит богатство знаменитого флибустьера, скрытое от глаз. Где? Конечно, в Австралии, ибо не было для него места лучшего, чем мало известный в то время континент. Но где именно? Дикое северо-западное побережье, облюбованное пиратом, простирается на тысячи километров!
Тут задумаешься. И надолго.
Однажды Клиф прочитал в газете о находке, сделанной на пляже недалеко от городка Брум в Западной Австралии. Некий рыбак обнаружил маленькую, очень старую трубку из слоновой кости, украшенную русалками.
«Наконец-то!» — обрадовался искатель сокровищ. Найденная трубка, безусловно, принадлежала Вильяму Рампиру или, в крайнем случае, одному из его пиратов. Клад — там, на том пляже. Трубка затерялась в песке, когда закапывали сокровища. Клиф немедленно отправился в Брум.
Долгожданное свидетельство близости клада лежало в его слегка дрожащей руке. Он внимательно рассматривал некогда изящную вещицу. Слоновая кость пожелтела, искрошилась с краёв, две русалки, нарезанные тонкими линиями, переходили в две буквы. Клиф всмотрелся. Это же инициалы! В и Р. Вильям Рампир!
— Поехали на пляж, — загорелся он, — покажешь, где ты нашёл трубку!
Рыбак охотно сел в машину. Однако, найти нужное место оказалось сложнее, чем Клиф ожидал. Пляж протянулся сплошным песчанным ковром вверх и вниз по побережью, и — а это было совсем уж скверно — рыбак не смог вспомнить точное местоположение находки, поскольку всё выглядело одинаково, куда ни посмотри. Глаз не мог зацепиться ни за какой-нибудь кустик, ни за другой мало-мальски заметный ориентир.
Глубокое смятение медленно проявлялось на лице Клифа Нейла. Рыбак же вспомнил про загадочные инициалы на найденной им костяной трубке.
— А что означают В и Р? — спросил он.
Клиф молчал, обескураженно глядя то на воду, то на кремовый песок пляжа, сливавшийся вдали с жёлтым песком пустыни. Как близко и в то же время как далеко сейчас он находился от вожделенных сокровищ! Помотал головой и опять посмотрел на море. Длинная лодка с большим сундуком на борту причаливала к берегу. На сундуке, закинув ногу на ногу, сидел пират Вильям Рампир и с откровенной ухмылкой на призрачном лице махал ему, Клифу Нейлу, рукой…
Клиф отвернулся.
— В и Р? — угрюмо переспросил он. — Думаю, они означают: Великое Разочарование.