Индифферентность потока

Выходя из вагона метро, какой-то пассажир зацепил его старые потёртые джинсы картонной коробкой, проделав в них рваную дыру. Он вопросительно посмотрел в глаза незнакомца, но никакого извинения не последовало и, чертыхнувшись, натянув поглубже на глаза бейсболку, прижав к себе футляр со скрипкой, с трудом протиснулся к выходу. Пройдя по станции сквозь спешащий на работу людской поток к урне, встав в паре метров от неё у стены, облицованной кафельной плиткой, он достал скрипку из футляра, покрытого внутри красным бархатом, положил его на пол, порылся в кармане, бросил на дно несколько мелких монет и бумажных денег на удачу.

Люди шли, бежали, торопились по своим делам, им не было никакого дела до музыканта, пытающегося хоть как-то заработать на жизнь.

Ему было уже под сорок, и жизненный опыт упрямо твердил, что приостановить, удержать эту стремительно текущую многоликую реку можно только искренней, бескомпромиссной игрой.

Акустика на станции метро была хорошая, и это повлияло на его выбор. Он не стал исполнять заезженные классические шлягеры. Мелодия, написанная для соборов, разлилась по залу и, мягко отражаясь от стен, застенчиво пыталась достучаться до закрытых душ безразличных прохожих. Музыкант играл в полную силу своих возможностей и таланта, но только в конце произведения упала и покатилась по красному бархату мелкая монетка. Удержать хоть на миг своей игрой эти бесконечные волны людей, несущихся мимо с отрешёнными взглядами, с навечно застывшими в них житейскими проблемами, не получалось. Похоже, что сегодня его футляр будет пуст, но скрипач окончательно и бесповоротно решил для себя, что должен и обязательно добьётся внимания этой глухой, незаинтересованной толпы, он будет исполнять шедевры, пережившие века, созданные для концертных залов и соборов, которым так подходит акустика этого зала.

Исполнение было азартным, самозабвенным и одухотворённым! Скрипка слилась с ним воедино, она рыдала, грустила, ликовала и пела, настойчиво пытаясь пробиться в сердца безликого людского водоворота. Музыкант внезапно отметил, что только дети часто останавливаются и смотрят на него широко открытыми, чистыми, не замутнёнными проблемами взрослых глазами. Но маленькие слушатели стояли не долго, родители, нервничая, дёргали их за руки и тащили, тащили дальше, скрываясь в безбрежном пёстром море.

Как он играл! Темп игры менялся от ленто до престо, минорные холодные, как зимний ветер, ноты метались по залу, испуганно бились о бетонные стены и вдруг чудесным, волшебным образом превращались в мажорных солнечных зайчиков, скачущих по безразличному серому потоку, заполняя собой всё пространство, находя в нём детские лица, освещая, раскрашивая их счастливыми, радостными улыбками.

Музыка лилась непрерывной чередой, в какой-то ранее не исполняемой им интерпретации, бездонной, сияющей музыкальной радужной палитрой. Она врывалась в зал свежим воздухом, унося музыканта в другие измерения и пространства. Эта музыкальная эйфория, фантастический хоровод нот продолжались около часа, скрипач уже не замечал, не обращал внимания на проходящих мимо людей, на останавливающихся на минутку редких любопытных, бросающих ему мелочь, он растворился в музыке.

Из всецело поглотившего музыкального пространства его внезапно выдернули очень громкие, продолжительные хлопки и неистовые крики:” Браво! “

Прямо перед ним стояла молодая женщина с восторженными, ярко блестящими от возбуждения глазами.

Незнакомка нагнулась, положила деньги на красный бархат и, с трудом сдерживая волнение, произнесла:

— Это потрясающе, потрясающе! Это лучший день в моей жизни! Самый лучший! Я слушала в метро скрипку Страдивари! Вы гений смычка! Я вас узнала!

Скрипач ещё сильнее натянул на глаза бейсболку, собрал мелочь из футляра, положил в него драгоценный инструмент и тихо сказал:

-Мои гастроли расписаны по всему миру на несколько лет вперёд, билеты раскупаются в мгновенье ока, а здесь меня даже бесплатно никто не хотел слушать …

Он залез в карман, выгреб заработанную почти за час мелочь и с грустью произнёс:

— Вот настоящая цена моему таланту…

Оцените статья

+19

Оценили

Оксана Алмазова+1
Людмила Дымченко+1
Николай Лыков+1
ещё 16
Да, Владимир, так бывает. Хотя это очень прискорбно...
Остаётся только согласиться с тобой, Валерий. Спасибо!
08:59
Теперь мы об этом узнаем от самих артистов, музыкантов, просто от многих москвичей, которые в девяностые годы из гениев вдруг превратились ни во что... Но мы этого сами добивались, рукоплескали предлагаемой демократии, свободы слова. Эти времена я от и до помню. В итоге не стало великого государства. А что стало с судьбами певцов, скрипачей, писателей, один бог знает. Уезжали кто куда в поисках рая. Как и наши деды, прадеды в голодные годы прошлого века в поисках хлеба.... Не повторялось бы все это в России... Желаю победы творческой, Владимиру.
Спасибо большое, Иван!
Неужели так бывает? sad
Чего только в жизни не бывае, Злата. Спасибо!
Рассказ заставляет задуматься о смысле бытия. Думаю об этом со вчерашнего вечера. Сегодня перечитала рассказ и комментарии к нему. Рассказ написан мастерски и комментарии интересные, особенно Тани Ваниной и Яны Соляковой
Злата,ещё раз большое вам спасибо!
22:16
Неужели мы действительно можем оценить только то, чему назначена цена? Вот если афиша с именем, билеты втридорога, тогда да, все замечательно и впечатлительно. А если музыка нам досталась бесплатно, как достаются небо, река, соловьи - мы ее и не заметим... Грустно. Успеха!
"Неужели мы действительно можем оценить только то, чему назначена цена?" Таня, наверно, мы только сами себе сможем ответить на этот вопрос. Спасибо!
22:59
Я - ответила. Я смотрю в небо, останавливаюсь у цветущих акаций и подкармливаю подъездную кошку. Ну вот как-то так
И это здОрово!
23:09
Увы... И ах... Есть истина в этом тексте. Время прогресса поработило время искусства... Скажу честно - не лучшая Ваша работа, Вы можете лучше. И всё же - удачи в конкурсе, Владимир!
Потомки разберутся, лучшая это моя работа или нет! laugh Могу только сказать в своё оправдание, что я писал на максимуме своих способностей! Переписывал и правил текст не раз. Тема мне показалась интересной.Лучше уже не мог. Всё честно. Читателю виднее. laugh Спасибо, Елена!
00:09
Очень хорошо написано. Красиво, пронзительно. Есть, о чём подумать...+ Желаю Удачи в конкурсе!
Очень рад, что вам понравилось, как написана эта история! Спасибо, Наталия!
03:47
А ведь и на самом деле классическая музыка не для подземных переходов, где люди может и хотели бы послушать скрипку или виолончель, но им некогда, некогда, некогда... А игру музыканта Володя описал замечательно, со знанием дела, я буквально услышал ее плач под каменными сводами перехода.
Согласен, что подземные переходы не лучшее место для классической музыки, но там и самое оживлённое движение народа, а в таком месте так и подмывает проверить свои силы, талант, силу искусства на людском потоке. Марат, очень рад твоему комментарию! Спасибо!
05:10
Хммм... каков поворот сюжета! Неожиданно! Я так не умею - могу писать только о том, что было. Вот нет фантазии, и все тут. Потому присутствует маленькая зависть. Но совсем крохотная, потому, что радость за то, что у тебя так это получается здорово, перевешивает! А ведь, наверное, и впрямь, такое случалось в реальности - какой-нибудь известный музыкант шел в переход играть, чтобы проверить свой талант, так сказать, "в поле". Написано отлично, текст "держит" до последнего слова. Удачи, удачи!
Елена, ты абсолютно права, что такие истории случаются в реальности. Более десяти лет назад эту историю мне рассказал гениальный альтист, мировая звезда – Юрий Абрамович Башмет. Мне посчастливилось несколько раз встречаться с ним. Он объездил с гастролями весь мир! Встречался со множеством интереснейших людей, знает невероятное количество историй, рассказчик от Бога! Елена, очень рад твоей оценки рассказа! Спасибо большое!
Ну, кто ж не знает знаменитого Башмета! Но чтобы встречаться! Моя зависть заметно подросла... laugh
Елена, стараюсь делиться с вами своими самыми незабываемыми моментами жизни! Спасибо ещё раз!
Удачи в конкурсе ,мой+.
Николай, спасибо!
Ах, каким неожиданным для меня оказался финал, Володя! Вот тот изюм, который делает вкусными прозаические художественные произведения. Вообще, придумать что-то дельное очень сложно, я этим мучаюсь бесконечно. Ведь, до нас уже все и про все написали) С удовольствием, мой голос!
Ирина, жизнь сама пишет истории, а мы их пересказываем на свой лад, своими словами, вкладывая по мере возможности в строчки свои эмоции. Мне захотелось поделиться этой историей с вами. Я написал в ответе Елене Захаровой, что эту историю более десяти лет назад мне рассказал Юрий Абрамович Башмет. Я нашел в интернете упоминание об этом случае. Вот выжимка из текста вашингтонской газеты двенадцатилетней давности. 12 января, 2007год, утро 07часов 51 минута. Вашингтон станция метро L'Enfant Plaza. . Всемирно известный, гениальный скрипач, виртуоз, суперзвезда классической музыки Джошуа Белл Играл 45 минут в вашингтонском метро на скрипке Страдивари стоимостью 3,5 миллиона долларов. За 43 минуты мимо скрипача, исполнявшего шесть классических произведений, прошли 1097 человек. Белл играл в полную силу! Только через три минуты после начала его концерта хоть что-то произошло. Мужчина средних лет замедлил шаг и всего лишь обернулся в сторону музыканта. Ещё через тридцать секунд женщина опустила купюру в футляр. Через шесть минут кто-то остановился. За 45 минут выступления, всего семь человек задержались, чтобы послушать музыканта. 27 человек на бегу бросили ему деньги. Из тысячи с лишним прохожих он был узнан лишь одной женщиной. Остальные 1097 прошли мимо. Итог – 32 доллара с мелочью. Ирина, очень рад, что история тебе понравилась!
Отличная работа, Владимир! Читается на одном дыхании, потрясает неожиданным финалом. Но маэстро слишком строг к себе. Во-первых, такой искренний восторг пусть даже одной слушательницы дорогого стоит, а, во-вторых, полностью согласна с Маратом, музыкант всё-таки выбрал не то место, где даже гениальное исполнение будет иметь успех... Повторюсь, рассказ замечательный! Браво, браво, браво!
Рад и очень рад, что эта история читалась вами на одном дыхании! Я думаю, что музыкантам всегда хочется проверить силу своего мастерства и таланта на простых, не искушенных в музыке людях. Вот и этот гений, Джошуа Белл –рискнул. Я процитирую здесь замечательную фразу Тани Ваниной: «Неужели мы действительно можем оценить только то, чему назначена цена?» А ведь если бы за скрипачом стоял плакат, что Скрипач с мировым именем Джошуа Белл, на концерты которого билеты раскупаются за год вперёд – исполнит на скрипке Страдивари стоимостью 3.5 миллиона несколько произведений бесплатно, то всё метро мгновенно бы встало в огромной пробке от желающих послушать его, и наплевал бы весь людской поток на свои дела, проблемы, работу! И ещё раз повторю фразу Тани Ваниной: «Неужели мы действительно можем оценить только то, чему назначена цена?» Наталья, спасибо вам большое за высокую оценку! Очень рад!
11:02
Спасибо, Майя!
Рассказ впечатлил, написан замечательно. Спасибо, Владимир. С удовольствием почитал и от всей души желаю успеха в конкурсе.
Евгений, спасибо вам большое, рад что история вас впечатлила! Много лет назад, когда мне её рассказали, я тоже был очень впечатлён. Спасибо!
11:35
О! Это знаменитая реальная история! Джошуа Белл играл... Да, так всё и происходило: только дети поворачивались...Эксперимент "искусства без рамы". Интересные вопросы про значимость искусства... Но вот метро, утренний час пик... Наверное, не совсем корректно: люди спешили на работу. ВСЁ. ВСе из прошедших были придавлены чувством долга. Вот если бы он в субботу играл и результат был бы тот же -- тогда вообще... Возможно,, так бы всё и повторилось)) ТУт не в значимости и мастерстве музыканта, наверное, дело (хотя, кажется, и он дрогнул))) а в способности людей УВИДЕТЬ чудо, когда оно прямо перед ними... Жутко интересно!!!
Яна, я с тобой полностью согласен! Меняются люди. Дело в потере людей - некогда данной нам Богом способности. (цитирую тебя) «а в способности людей УВИДЕТЬ чудо, когда оно прямо перед ними...» Яна, спасибо большое!
Спасибо, Владимир за замечательный рассказ. +
Вам огромное спасибо за прочтение и такую высокую оценку,Галина! Спасибо больоше!
12:55
Рассказ замечательный и поднимает интереснейшую проблему! Браво, Владимир! Здесь есть о чём поразмышлять и поспорить. И что-то новое понять о силе и магии искусстве и о том, как его воспринимают люди в зависимости от обстоятельств - ситуации, места, времени и т.д. Я представила, как протекал бы эксперимент "искусства без рамы", если взять для него, к примеру, живопись. Например повесить в кафе на стене между посредственными работами, эстампами и пр. подлинник, к примеру, одного из великих импрессионистов. Много ли людей (никуда, заметьте, не спешащих), заметят и оценят картину (если, конечно, она будет из мало известных)? В случае с героем вашего рассказа я думаю, что: скрипач совершенно напрасно сделал такой неутешительный для себя вывод - "Вот настоящая цена моему таланту..." Полностью согласна с Яной Соляковой: "увидеть чудо, когда оно прямо перед ним" человеку очень непросто. Много творческих удач вам, Владимир! Спасибо за эту удивительную музыкальную историю. +++
Лидия, думаю, что и с картинами был бы тот же провальный эффект. Люди меняются и не всегда в лучшую сторону. Перестают замечать истинное и бросаются на разрекламированное, пропиаренное и не всегда настоящее искуство. Мы превращаемся в жертв рекламмы, слава Богу, что не все. А скрипач, ну что тут сказать, он пытался и надеялся, что искуство, его мастерство победит рекламу и пробъётся в сердца слушателей. Он же отлично понимал, что если вдруг кто-то крикнет, что это Джошуа Белл играет на скрипке Страдивари за 3,5 миллиона, то начнётся просто давка от зевак и желающих послушать. Вот он и хотел без рекламы проверить на себе - пробъёт ли он своим искуством людской поток. А ведь наверняка там были люди разбирающиеся, понимающие в искустве, но победила не сила искуства, а я повторюсь ещё раз,была бы реклама, остановились бы и зеваки и люди понимающие искуство. Терям способность видеть вокруг себя чудеса и удивляться! Лидия, спасибо вам большое!.
Злата, ещё раз большое спасибо!
Владимир! Соглашусь с комментариями, сама отмечу, что написано проникновенно, чувственно, с хорошим слогом и лексикой. Но, не могу не сказать и о противоречиях. Маэстро шел "проверять" свой талант на толпе. Надо полагать,он имел представление о ней, о ее разношерстности, о часе "пик", и рваные джинсы раздобыл и надел для того, чтобы слиться с этой толпой. Тогда почему такое разочарование? Не соответствует действительности, на мой взгляд, самое важное-- развязка. "Он залез в карман, выгреб заработанную почти за час мелочь и с грустью произнёс: — Вот настоящая цена моему таланту…" Это он объездил весь мир? Знает настоящую цену своему таланту, имеет известность, высокие гонорары? Идя "тестироваться" в подземку, он должен был, по логике вещей, произнести финальную фразу с понимающей улыбкой. Проникновенности в рассказе от этого не убудет... Удачи!
Татьяна, спасибо большое за вопрос! Я долго думал над финальной фразой, она ведь замыкает весь мой рассказ и не хотелось ошибиться. Многие музыканты рассказывали, что после выступлений, особенно удачных выступлений, проходящих на подъёме, вдохновении, когда исполнитель поймал кураж, они чувствуют себя физически вымотанными, духовно опустошенными и приходят в себя иногда в течении суток и более. А теперь вернёмся к рассказу. Джошуа Белл с пяти лет играет на сцене и уже в то время был назван вундеркиндом мирового масштаба. Он купается в аплодисментах и славе с юного возраста и когда он согласился на этот эксперимент, наверняка, он представлял различный исход этого предприятия: столпотворение поклонников или худший вариант пару тройку десятков слушателей, но то, что его не станет слушал никто – такого он и в страшном сне себе не мог представить! Если бы женщина не узнала в нём знаменитого скрипача, не факт, что и она бы не прошла мимо. Представьте, как он завёлся и как играл в метро! С каждым произведением он играл всё мощнее, лучше, на пределе своих сил и возможностей, с полнейшей отдачей, желая зацепить своим исполнением хоть кого-то, хоть одного проходящего мимо. Я думаю, что это было одно из лучших исполнений в его жизни! И когда он вернулся в реальность из своего музыкального пространства, увидев, результат своего титанического усилия, отдав все физические и духовные силы своему выступлению – он был потрясён, обессилен и невероятно расстроен! Может потом, через месяц, два он будет весело обсуждать этот эксперимент, улыбаться, смеяться - но не сейчас. Вот так я представляю себе его реакцию на тот момент. Татьяна, спасибо вам большое!
15:39
Эксперимент с тестированием своего уровня в метро , думаю, не самый удачный,для музыканта с мировым именем да еще и с уникальным инструментом.Но рассказали Вы об этом случае,Владимир, так увлекательно,так образно,что читала не отрываясь,представляя себе эту " бездонную,сияющую,радужную палитру",этот фантастический хоровод нот".А такие встречи,как со знаменитым альтистом Ю.А.Башметом- это и вправду редкое событие в жизни.Моя дочь тоже была в восторге от встречи с ним,когда он играл с Самарским симфоническим оркестром.Спасибо за интересный рассказ.Удачи в конкурсе!
Творческие люди бывают непредсказуемы и это тому пример. Это очень ранимые, глубоко чувствующие натуры, практически без кожи. Я думаю, что этот случай дал ему очень много что бы переосмыслить и свою игру и репертуар и овации публики. Мария, спасибо, что поделились своим рассказом! Большое вам спасибо!
В игре души искрилась, В подсчёте прослезилась ))) +
Всего не предусмотришь... Спасибо, Валерий!
Признаюсь честно, Владимир, прочитала ещё вчера вечером, но написать комментарий не успела. У меня забрали комл., и вот сейчас перечитала ещё раз рассказ и комментарии. Однозначно скажу , что и то и другое мне очень понравились. Вы затронули интереснейшую и волнующую тему. Заставили подумать:- А как бы я в этой обстановке, смогла бы услышать талантливого исполнителя ? Мне кажется, для восприятия классической музыки, нужны не только великие исполнители, как Ю. А. Башмет или Джошуа -Белл и даже не скрипка великого мастера Страдивари, а время, место и обстановка. Вот к тому, что вы мастерски изложили свою мысль да ещё и заставили призадуматься, ПЛЮСУЮ!!! Успеха в конкурсе!
Конечно, классическая музыка — это не лёгкая попса, её восприятию учишься всю жизнь и с возрастом всё переосмысливаешь. Но ведь и в переходах иногда видишь классических музыкантов и благодарную публикую Жизнь многогранна и полна сюрпризов. Зинаида, спасибо вам большое за теплые слова!
08:41
Когда я вижу подобных исполнителей, в каких-нибудь переходах, то возникает гамма чувств: и восхищения, и сочувствия, иногда досады, - почему такое есть! Вы, Владимир, своим рассказом опять всколыхнули душу. Такова уж наша жизнь! Мой +
Дорогого стоят ваши слова, Николай! Рад! "Вы, Владимир, своим рассказом опять всколыхнули душу. " Спасибо большое, Николай!
О нет-нет-нет! Не медяки - цена таланта, а сопричастность свету в глазах детей! Эта сопричастность проявлена музыкой, ведь музыка - "самое космичное из искусств"... Валера, превосходный рассказ! Удачи тебе!
Людмила, согласен! Дети видят чудеса, чувствуют настоящее и легко отличают от сурогата. Всё отдашь за детскую улыбку! Людмила, я не Валера, я Володя sick Людмила, спасибо большое! laugh
Батюшки, а то я не знаю, кто ты))) Енто комп чудит! Он, змей!)))
Последнее время я задумываюсь над понятием уместности и иже с нею: "не мечи бисер" не в том месте. Если в одном месте маэстро будут носить на руках, в другом в лучшем случае не заметят. Мудрое наблюдение. Хотя это вовсе не значит, что в переходе нет места искусству. Мы ведь как раз и были тем народом, который отверг всякий снобизм и нес прекрасное прямо в массы. Бывает, что так и надо, а бывает, нет. Хоть свой очерк пиши по мотивам Вашего.