Синяя птица

СИНЯЯ ПТИЦА

— Будьте мужественны! — напутствовала фея детей. — Дорога вам предстоит нелёгкая. На поиски Синей Птицы вас поведёт Душа Света, доверьтесь ей. Говорят, Синюю Птицу прячет у себя во дворце Царица Ночи. Ступайте туда. Правда, самой Душе Света нельзя входить во дворец, она подождёт вас неподалёку. Во владениях Царицы Ночи вам придётся одним искать Синюю Птицу.

Морис МЕТЕРЛИНК.

Запись старинных песен – интересное увлечение. Начиная записывать, я узнал, что этим занимаются многие. Причём, каждого интересует в этом что-то своё, отличное от другого. Однажды я показал одну из песен товарищу. Он профессиональный знаток старинного мелоса. «Мою» песню он не дослушал до конца, снисходительно улыбнулся и сказал:

«Ценности не представляет: жестокий романс»…

Вероятно, он был прав только в той части, что касается текста. А вот история песни, а точнее, всё, что связано с песней, думается, имеет особый интерес. Об этом мой рассказ.

Самара – город небольшой,

А там живёт мой милый.

Встаю я рано поутру,

Спешу я на свиданье.

Родные все меня бранят,

По милу плакать не велят.

А сердцу больно-больно.

Пели мне её брат с сестрой Чуркины из моей родной Вольной Солянки.

Алексей Никитович, мужчина словоохотливый и рассудительный, согласился петь сразу и несколько раз запевал глуховатым и ровным голосом. Мария же смутилась, закраснелась, стала отнекиваться, беспрестанно пряча седую прядь волос, словно назло выбивающуюся из-под платка.

Когда брат запел во второй или третий раз, она распрямилась и, уставившись в одну точку, легко и сильно повела мотив высоким голосом (музыкант назвал бы его меццо-сопрано), как бы отогревая холодноватый голос запевалы.

Синие глаза её засветились чем-то таинственно-грустным, словно в жаркий летний день белое облачко застлало солнце – вроде бы не печёт, но и жар не спадает, и оттого так грустно-грустно…

Сейчас глаза Марии в самом деле нельзя было назвать синими. Но точно: они были синими…

Когда-то… А теперь подёрнулись белым облачком. Я очень боюсь сказать, что они выцвели – этого с глазами не бывает.

Если б можно было определять голоса по цвету, я б сказал, что и голос у Марии – синий. И тоже подёрнут белым-белым облачком.

Да и, может быть, у меня не создалось такого «цветового ощущения», если бы не знал кое-что о судьбе певицы.

Ей ведь и лет-то не слишком много было. А седая.

Муж был, а жить добром с ним не довелось. Очень скоро после свадьбы ушёл на фронт. И пропал. Ни весточки.

Ходила к гадалке. Сначала – к своей, сельской. Та, видно, хорошо в картах разбиралась, да не в душе человеческой. Потому что выпала Марии десятка винновая – удар ей!

Не поверила Мария, в горячках побранила незадачливую гадалку: ни за что гостинцы получает. И не успокоилась – ездила гадать к “знаменитой”, в соседнее село. Та ей совсем задаром нагадала: «Жив муженёк, скоро дома будет».

Война прошла, а он не вернулся. Шли годы, а ей верилось, вот-вот он постучит в оконце, войдёт в избу, прижмёт к груди её и сына. Сына, которого он никогда не видел.

Однажды приезжал в село мужчина, который до войны знал мужа, а в войну попал в плен. И надо же ему было в хмельной компании по случаю встречи завести разговор о земляках, которых в плену видел!

«Вроде и Лазарев там был, – говорит, – не вспомню точно. Может, и не он...''

Лазарев – это и есть муж Марии. Уж как только не расспрашивала приезжего – путём ничего не узнала. И ну по райвоенкоматам да по Советам ходить. Каких только бумаг о муже не собрала. И всё выходило: пропал без вести. Тогда же, говорят, за какую-то неделю и побелела вся.

Слушал я её песню, и озноб душу брал: это ведь она для него песню поёт. Песню любви. Синюю песню безнадёжной верности.

– Ах, перестань, мой друг, грустить,

И будешь жить спокойно,

Не уговаривай меня, мать.

Уговорить не сможешь...

Она немножко помолчала, сконфуженно улыбнулась, и, пряча седую прядь волос под платок, выдохнула:

– Ну, вот и повеселились…

1967 год. Село Вольная Солянка Кинель-Черкасского района Куйбышевской (ныне – Самарской) области.

Оцените статья

+11

Оценили

Таня Макитрина+1
Валерий Гринцов+1
Николай Лыков+1
ещё 8
На снимке: 1968 год. Город Отрадный Куйбышевской (ныне – Самарской) области. Тогда мне довелось вести в редакции газеты «Рабочая трибуна» творческое объединение «Родник», в котором поддерживалось творчество не только литераторов, но и творчество певческих самодеятельных коллективов. В том числе и прежде всего хранителей национальных народных традиций. Для этого вместе с художественными руководителями клубов мы организовывали фестивали старинных песен. В частности, в Доме культуры «Строитель». Там хором народной песни руководил неутомимый энтузиаст Владимир ТЮРИН. А со стороны «Родника» постоянную творческую связь с ним держал поэт Виктор ФУРАШОВ. На снимке они оба запечатлены перед хорами со мной по обе стороны. В то же время мной не терялась связь с таким же коллективом из моей родной Вольной Солянки, который зарождался ещё в 1958 году при мне, бывшим тогда заведующим сельским клубом. Именно от них мы с другом по студенчеству Александром НОСКОВЫМ записывали старинные песни. И однажды нам с Тюриным удалось для обмена опытом встретить на фестивале наши хоры в Отрадном. Теперь уж мне непросто вспомнить всех своих земляков и землячек, запечатлённых на снимке. Точно – на нём нет Марии ЛАЗАРЕВОЙ, о которой мой рассказ «СИНЯЯ ПТИЦА». А вот её брата Алексея ЧУРКИНА узнаю на снимке, он едва виден за женщинами справа в третьем ряду. Узнаю и других солянских певцов. На самом краешке слева – колхозный конюх Николай Николаевич ГЕРАСИМОВ – именно он руководил коллективом и тогда организовал приезд коллег в Отрадный. Рядом с ним Никита ДЕМЕНТЬЕВ. Прямо надо мной в дальнем ряду Мария ОЛЕНИНА. Она моя молочная мама – во время войны подкармливала меня своим молочком, и об этом у меня есть особый рассказ. Рядом - Анна ДЕНИСОВА. Жаль, память не сохранила всех имён, подписать снимок тогда не удосужился.
14:39
Очень интересная история, связанная с песней. Сколько таких простых и благородных женщин не дождались своих мужей. Как это, наверное, трудно...
09:12
Мой +
Синий, синий - цвет России. И как птицы - души. Песни женские, простые Со слезами слушай... Рассказ простой и музыкальный, в нём - души русских людей. +, Александр!
Александр, спасибо за рассказ! Очень понравился! +
18:52
Настоящая музыкальная история!Читала с огромным интересом! Характер и трудная судьба Марии особенно впечатлили. И рассказ,и комментарии к нему чрезвычайно интересны(кстати,Владимира Тюрина я тоже помню,он одно время,в 70-е годы, руководил хором Дома культуры профтехобразования в Куйбышеве). Спасибо,Александр,за отличный рассказ! Успеха в конкурсе !
Мария! Спасибо за внимание к моему рассказу. Возникли вопросы. Вы знали Владимира Тюрина, который руководил хором Дома культуры профтехобразования? Но Вы не путаете имя Тюрина? Ещё был ЕВГЕНИЙ Александрович Тюрин, который тоже мог руководить этим хором. ОН, Евгений, руководил также Пестравским народным хором и привозил хор профтехобразования туда же в Пестравку. Мы с ним творчески крепко дружили, и он подобрал к некоторым моим стихам мелодии для театральных представлений "Ярмарка в Пестравке". Это был великолепный хоровик-народник! А в Отрадном - однофамилец, с которым я дружил раньше встречи с Евгением. И, кажется, он не имел отношения к профтеххору в Куйбышеве. А вот в Отрадном он весьма широко внедрял в самодеятельные коллективы истинно народное песенное искусство - это были годы с 1965-го до 72-ого в период моей работы в Отрадном... И ещё вопрос: Вы - сама куйбышевская (самарская) и, возможно, мы где-то когда-то пересекались? Среди журналистов вспоминаю человека по фамилии Штанов. Кажется, редактор газеты.
Саша, принимаю, что из этих неказистых простых слов смогла родиться песня. Пусть нет привычной рифмы, но есть огромные чувства. Спасибо!
Константин! Спасибо за понимание народного песенного искусства. В народных песнях вообще не всегда соблюдалась рифмовка, всё держалось на мелодичности. А песня "Самара - город небольшой" (запев бывает и с обращением к другим городам - например, я слышал и "Воронеж - город небольшой"). Но повторюсь, как и в рассказе сказал: в моём селе существуют (существовали) "именные песни". У меня есть также рассказ "Пипеева песня". Пипей - прозвание бесшабашного мужичка, который, по рассказу той же Марии Лазаревой, со своей песней ходил в бой против фашистов, с ней он и погиб, сорвавшись во весь рост в бой. Впрочем, вообще, истории народных песен сколь интересны, столь и длинны и широки.
Музыкальная история о верности и большой любви, о нелёгкой судьбе солдатки. Спасибо, Александр, затронули душу простыми сердечными словами: Родные все меня бранят, По милу плакать не велят. А сердцу больно-больно. +
Прекрасный рассказ. ...А такие песни - песни из самой души народной - немудрящие, вроде, "а сердцу больно-больно"... Потому что понимаешь: настоящее это... Живое.
10:06
Александр,конечно,я ошиблась: Евгений Александрович Тюрин руководил хором в ДК профтехобразования! А что касается моего однофамильца,то мой муж,Штанов Валентин Петрович,тоже родом из Пестравского р-на(с.Марьевка),а в газетах он часто печатался в качестве просто корреспондента "Волжского комсомольца", когда работал зам директора ТУ-11 г,Куйбышева.Вот так мы пересекаемся ,мир тесен! Дорогой Александр,очень рада,что нас сблизил"Самсуд"! Будьте здоровы и счастливы! Удачи в конкурсе!
Спасибо за рассказ. Особо за белое облачко. Удачи! +
10:14
Хороший рассказ. Плюсик в карму! Есть вопросы к автору по упоминанию "седой пряди под платок". А так - хорошо. Люблю песни в прозе, создается дополнительная эмоциональная привязка к образу, настроение особое...
Есть, слава Богу и сохраняется до сей поры в народе трепетное восприятие старинной песни. Александру Дмитриевичу Степанову присуще в его творчество чуткое понимание всего, что касается его души.ума и сердца. Рассказ меня потряс своей обнаженной болью памяти и потери, обретения и успокоения. В давние времена песни о любви называли тяжелыми -это потому, что в них всегда была разлука, боль по потерянному. Вот и в рассказе "Синяя птица" вроде бы песня о безнадежности, а сколько веры и надежды дарит нам автор! Спасибо! большущий плюс! За высокое творчество!
Очень достойно, Александр! Тронуло. И припомнились слова из одного давнего стихотворения (автора запамятовал): Страшней любви неразделенной есть - разделенная войной...
14:03
Как всегда проникновенно! Долгих лет Вам жизни, земляк!
Спасибо, брат! Простите за любопытство: земляк по... Самарии, Оренбуржью? Где-то когда-то пересекались? Буду рад сдружиться ВКонтакте.
Интересный рассказ! Удачи, Александр!
22:07
Спасибо большое за ваш красивый трогательный рассказ! Слезы подступили к горлу. Как много в судьбе героини сказано о судьбах миллионов женщин. И образ синеглазой Марии как образ родины, столкнувшейся с бедой. Но лишь глаза подернулись облаком, да седина залила голову. А взгляд и голос ясный сильный. Спасибо от души! В самое сердце история!