Тульский приезжий
Мы с сыном вошли в зрительный зал. Любителей музыки оказалось немного: разгар лета, кто – в отпусках, кто – на дачах. Но за музыкантов, приехавших издалека, обидно. Садимся ближе к сцене, благо выбор мест – большой.
– На сцене – оркестр народных инструментов!
Весёлая плясовая ворвалась в полупустой зал, и я забыла обо всём, улыбаясь и с трудом удерживаясь, чтобы не вскочить под эту заводную музыку. Ах, как радостно слушать игру народных инструментов! Как зовут к себе их звуки – расписные, удалые, задорные! Как расцветает лицо, горят глаза, и поёт душа, а ноги неудержимо просятся в пляс!..
Слушаю знакомые мелодии, чуть подпевая. Сын тоже не может сдержать радостной улыбки. Тихо обсуждаем инструменты, на которых играют артисты. Для нас – больших любителей увидеть и услышать их сразу в таком количестве – просто подарок! Уж, каких только не побывало в нашем доме!.. Начиная от ударной установки, благодаря сыну, в доме были и горны, и медные трубы, гитары, баяны, аккордеон, пианино, банджо, балалайка, экзотические калимба и маракасы… Вплоть до варгана и губной гармошки – всё было освоено или хотя бы опробовано.
Первое отделение концерта пролетело незаметно. После антракта ведущая пригласила на сцену тульского баяниста. Его выступление было просто потрясающим! Такого виртуоза мне не приходилось слышать. Но если бы он только великолепно владел инструментом! Этот музыкант был ещё и замечательным артистом. Он «играл» всем существом – глазами, мимикой, выразительными кивками головы, безмолвным обращением к зрителям, приглашающим порадоваться народным мотивам. Плечи его играли, а ноги выкидывали «коленца» в такт плясовой. Во время выступления он передвигался по сцене или спускался в зал. Иногда, оставив баян на сцене, он исчезал за кулисами, а после проигрыша, который исполнял оркестр, появлялся в зале, пробегал мимо зрителей, успевая взлететь на сцену, схватить баян и снова «вступить», солируя и поражая воображение виртуозной игрой. Вот это было выступление! При этом баянист играл так, будто перед ним – огромная аудитория. Мне было неловко перед ним и жаль, что в зале мало зрителей.
Мы не отрывали от музыканта глаз. Порадовав игрой на баяне, он стал играть на гармони. На сцене стоял целый ряд – от большой до крохотной. Каких только звучаний мы не услышали в этот вечер!.. Заметив, как мы тихо, но оживлённо обсуждаем игру, гармонист, продолжая играть, спустился в зал. Сначала мы радостно смотрели друг на друга. Потом он начал делать мне игривые намёки – округлял глаза, поднимал брови и бросал красноречивые взгляды, проигрывая на гармони «вопрос», а затем делал паузу, ожидая «ответа». Мои щёки порозовели.
– Похоже, в его репертуаре есть «игра со зрителем», – сказала я сыну.
– Ага, – кивнул он.
Мы переглянулись и рассмеялись. Не подыграть такому артисту было невозможно. На очередной «вопрос» я отрицательно покачала головой. Артист на радость публике начал делать более выразительные «подходы». Затем снял с гармони пластмассовый цветочек и бросил мне. Довольный, что игра состоялась, баянист заиграл бравурный марш и поднялся на сцену.
Концерт закончился. Зрители вышли, а мы с сыном не торопились покинуть зал, казалось, ещё полный радостных звуков, и подошли к опустевшей сцене, где остался ряд гармоней, стоявших, как матрёшки, по росту. Увидев, что я хочу вернуть цветок, работник сцены сказал:
– Зачем вы возвращаете подарок? Оставьте на память о музыканте.
«Его ждёт следующее выступление», – подумала я и положила цветок на самую большую гармонь Артиста.