"И свет во тьме светит..."
Дороги… Сколько их было в моей жизни – веселых и печальных, шумных и одиноких, долгожданных и вынужденных. Но отблеск каждой из них мерцает в памяти каким-то неуловимым свечением: судьбоносные встречи, удивительные открытия, невероятные совпадения, заставляющие задуматься о том, кто же пишет сценарий нашей жизни. Об одном из таких совпадений я и хочу рассказать.
Случилось это в начале 90-х, в годы моей студенческой юности, когда многое происходит впервые, и то, что происходит – определяет мировоззрение. Время действия – то пограничное состояние в природе, когда по календарю уже зима, но на самом деле еще тепло, и тяжелые одежды не мешают путешествовать.
Моя подруга и я ехали на электричке из Москвы в Тверь, куда нас пригласили на день рождения. Я читала «Новый Завет», и на словах: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его…» свет вагоне внезапно погас. Оказывается, на станции Редкино, которую мы только что благополучно миновали, произошла авария – товарняк столкнулся с электричкой, сошедшие с рельсов вагоны свалили опору электропередач. Накатом мы дотянули до ближайшего полустанка. За окном голое поле и домик железнодорожника. Между тем, было уже около девяти вечера. Предстояло сделать выбор – сидеть и ждать помощи, возможно, до утра или попробовать что-нибудь предпринять. Я предложила попытаться выйти на шоссе и поймать попутку.
Так и сделали. Отправились втроем – я с подругой и случайный сосед по отсеку в электричке, бывший геолог. Начальница станции, объяснив, что до шоссе километров пять, посветила фонариком вдоль межи, и мы начали свой поход. Этого весьма скудного освещения хватило ненадолго, дальше пришлось продвигаться в полной темноте, и вскоре я, шедшая впереди, плавно опустилась в яму, ознаменовавшую окончание поля. Наконец, мы вышли на проселочную дорогу, и неожиданно источником света стали лужи – ночью в них отражается небо.
В первой из встреченных нами деревень мы постучали в дом спросить дорогу. На порог вышли хмурые, пьяные люди с собакой и ружьем и, махнув рукой в сторону далекого зарева, порекомендовали: «Видите тот свет? Это теплицы. Туда и идите».
И мы пошли. Идти было необычайно легко. Земля была настолько теплой, что буквально обжигала пятки сквозь тонкую подошву кроссовок. Казалось, она намеренно отдает свою энергию, чтобы поддержать нас в пути. Дорога петляла через поля, деревьев почти не было, и осенний ветер ощутимо задувал с левой стороны. Но состояние гармонии, ощущение какой-то высшей природной мудрости пересиливало остальные чувства. Я могла бы бесконечно долго так идти и даже огорчилась, когда мы миновали теплицы. За ними начинался лесок, и я, было, обрадовалась смене рельефа, но, увы, «тот свет» оказался на самом деле «тем светом», ибо в лесу уютно расположилось кладбище, пройдя мимо которого мы и вышли на трассу.
Машины не останавливались. Кто же в наше время посадит незнакомцев посреди темного леса?.. Пришлось идти до ближайшего населенного пункта, где при свете фонарей любой мог убедиться в наших мирных намерениях. Расчет оказался верным. Почти сразу же нас приютил водитель огромного КамАЗа. Оказалось, по радио уже предупредили об аварии и просили подбирать путников.
Вся эта история, может быть, и не стоила изложения, если бы не одна деталь – как только машина отъехала, свет фар выхватил указатель на столбе с надписью «Эммаус». Непостижимо, каким образом в российской глубинке появилась деревня с названием библейского селения, вблизи которого впервые узнали о воскресении Христа? И разве не удивительно, что ирония судьбы соединила первое и заключительное звено этого путешествия во вполне законченный дорожный анекдот?
Все мы – очарованные странники. Ждем: то ли кривая вывезет, то ли Бог выведет. Но одно очевидно: чтобы куда-нибудь прийти – необходимо начать движение. Так что, в путь, и да поможет нам Бог!