​Рецензия на фильм «Повелитель мух»

1648

Фильм о незапланированных приключениях мальчишек на необитаемом острове. Падение самолета на самое дно океана – сокрушительные обстоятельства. Но герои все остались в живых. Так и становится ясна основная тема – выживание. Не зря Уильям Голдинг своих героев обозначил еще детьми. Они способны чувствовать природу тоньше, чем те, для кого детство осталось позади.

Мальчики забавляются, играют, но с отсутствием контроля взрослых они вживаются в роль. Образуется «племя», руководимое Джеком, который организовал охоту на кабана. Этой команде противостоят провозглашенный предводитель островитян Ральф, его рассудительный друг Хрюша и двое близнецов. Они невозмутимо верят в то, что подмога прибудет, что выход есть, и задерживаться в тропической западне не собираются. Выделяется фигура маленького хрупкого Саймона – мальчика, который держится как бы особняком, но в то же время всегда оказывается в самом центре всех важных событий. Он словно видит то, чего не видят остальные, и в один прекрасный момент он чуть не разговаривает с головой убитого кабана! Саймон много молчит, но то, что он говорит – колоссально важно. «Возможно, чудовище, которого мы так боимся и за которым охотимся – это мы сами» — говорит он. Но слышат ли его? Возможно, что слышат двое — Ральф и Хрюша. Остальные ребята превращаются в дикарей. Наблюдать за этим невероятно страшно: абсолютно необоснованная жестокость, животное поведение, стадный рефлекс – все это ужасает. В такой ситуации побеждают не обстоятельства, а воля. Мы не станем дикарями спонтанно, просто так: мы решим стать такими.

Охотничье племя выдумывает себе невиданного зверя, боится его и решает приносить жертвы. Жертвы – это смерть. Первыми убивают Хрюшу и Саймона. Оставшись практически один, Ральф в безысходности – охота идет и за ним. Сегодня ты был лидером, а завтра тебя убьют. В самый опасный для юного героя момент на корабль высаживается команда спасителей. Ральф плачет. Это слезы потерь и невероятное отчаяние, которое подогревала надежда – все оттаивает в один прекрасный миг. Кошмар закончится. Питер Брук делает эту сцену необыкновенно трогательной.

В самом начале картины нет никакого страха, есть лишь интерес и даже не совсем ясно, что случилась трагедия – самолет упал в море. Мальчики не паникуют, поэтому и зритель сохраняет спокойствие. Герои пытаются стать взрослыми – а становятся на низшую ступень существования. Паника нарастает все более к концу фильма, когда ребята озверели окончательно. И тут – люди. Взрослые, рассудительные — они приехали спасать. Для Ральфа дальнейшую жизнь представить несложно, а вот для его сообитателей — невозможно. Не исключено, что они вернутся к нормальной жизни, но то, через что они прошли, что осело глубоко внутри каждого – не искоренить.

Ракушка, палка, свинья – рог, копье и добыча. Голова свиньи – это и есть Повелитель Мух, который как будто предупреждает Саймона об опасности. Затаенный ужас в глазах мальчишки и жуткое зрелище головы убитого животного, как и многие сцены фильма, сопровождает музыка. Мирный хор учеников затем превращается в безумный воинственный клич дикарей. В начале киноленты все герои спокойны, сдержанны — истинные англичане. В финале они выходят за пределы гуманности: бесконтрольны, сами устанавливают себе границы существования и правления. Это уже не дети природы, а ее порождение.

Несмотря на то, что фильм черно-белый, все же возникает ощущение того, что и ты сам находишься в тропиках, но не участвуешь в происходящем, а будто наблюдаешь из-за кустов. Да и возможно ли это участие? Убивать, либо быть убитым. Нечеловеческая жестокость, все самое низменное выползает наружу. Остается маленькая часть того, что так необходимо нам, людям: дружба, надежда, мир и рассудок. Маленькие герои показывают нам это. Особенно бедный Хрюша, который все время пытается вернуть ребят на путь истинный, взывает к миру и разуму. Но его не слышат. Хрюша до конца остается таким, каким был вначале. Как настоящий человек. То, что он умирает, необыкновенно и неестественно. Кажется, что после его смерти не останется уже ничего светлого, ведь на Ральфа уже объявлена охота. Да и хрюшины очки были единственным способом разжечь огонь.

Режиссер акцентирует внимание не на красоте острова, что нельзя не отметить, а на диалогах героев, их репликах. Они говорят пусть и не так много, но вещи, которые заставляют задуматься нас, тех, кто живет обыкновенной обывательской жизнью. Ребята не паникуют и не дичают наигранно: все, что они делают, отображает внутреннее состояние. Загадкой остается лишь Саймон. Юные актеры справились с задачей: им удалось оставаться непосредственными и настоящими. Можно сказать, они играючи справились со своей игрой, как будто так надо было поступить – оказаться на острове и одичать. Мы смотрим не фильм, а картину из жизни, из нашего прошлого и будущего. Пусть остров и дикари кажутся нам чем-то далеким и неосязаемым – оно рядом, в каждом из нас, а потому и совершенно реально. Этим и хотел сказать Голдинг и показать Брук: тот островок спасения, который мы находим для себя – пусть он не станет для нас местом погибели.

Оцените статья

+2

Оценили

Надежда Ситникова+1
Майя Симонова+1
16:39
Фильм не смотрела, но Ваш рассказ понравился!+ УДАЧИ!
Книга "Повелитель мух" произвела на меня сильное впечатление несколько лет назад, фильм я не смотрела. Но спасибо за рассуждение об этой интересной книге+
09:49
Книгу я читала, а фильм не смотрела. Было интересно прочитать о том, как экранизировали этот роман. Спасибо! +
Загрузка...