«Tpaкторист» с «Комбайна»

«Tpaкторист» с «Комбайна»

Народный артист СССР Борис Андреев (1915-1982) — богато одаренная личность, символизировавшая в нашем кино русского богатыря. Его роли в фильмах «Трактористы», «Большая жизнь», «Два бойца», «Большая семья», «Оптимистическая трагедия» и многие другие прочно вошли в историю советского кинематографа.

А впервые он попал в кино семилетним мальцом в городе Аткарске. Борю страстно мучил вопрос: а живой ли человек там, на экране? Как только в зале гасили свет, мальчик, ящерицей подползал к экрану и, когда там появлялись люди, пытался схватить их за башмаки, юбки, брюки. Увы, пальцы лишь царапали холст.
30-е годы были трудным временем в Поволжье, вечно несытом краю. Чтобы получить профессию, пришел Борис на саратовский комбайностроительный завод учеником слесаря-электрика. Тогда чуть ли не заветной юношеской мечтой было раздобыть банку сгущенки да килограмм чайной колбасы, устроиться с этим богатством где-нибудь в уголке и слопать все целиком… И тогда опытный наставник с учеником решительно шли к электрощиту и выключали «нужный» рубильник, а потом направляли свои стопы в сторону столовой — «починять». Работали споро, предвкушая, как было задумано, аппетитную награду. Однажды дядя привел юношу в клуб завода «Комбайн» на любительский спектакль. Сцена, огни, музыка, множество людей, все это произвело неизгладимое впечатление. И Борис Андреев стал посещать драматический кружок, где и приглянулся одному из своих будущих учителей, замечательному русскому актеру Ивану Артемьевичу Слонову. С его благословения и начался долгий путь Бориса Андреева в искусстве. Не оставляя работы на заводе, поступил юноша в Саратовский театральный техни­кум. На учебной сцене познакомился с русской классической драматургией, играл в пьесах А. Н. Островского и М. Горького. Наряду с системой Станиславского в. техникуме преподавались как самостоя­тельный предмет принципы искусства перевоплощения, разработанные М. С. Щепкиным. Вела эти занятия старей­шая актриса Елена Евгеньевна Астахова. Вот как вспоминал об этом Б. Андреев: «А не преподаете ли Вы нам бесконечную систему штампов, годных ко всякому случаю?» — спросил как-то один из бойких учащихся мудрую, много повидавшую преподавательницу. «Да, для дурака это останется штампом, — резко ответила Елена Евгеньевна. — А для умного актера — эскизом умения выражать чувства, пользоваться чувственной выразительностью, как живописец пользуется красками"». Пытаясь понять природу чувств, выражаемых в образе, Борис Андреев занялся изучением материалистической психофизиологии, увлекся трудами И. Павлова, П. Сеченова, К. Быкова. И, работая над ними, начал понимать по-настоящему сущность системы Станиславского. В 1937 году, окончив техникум, начинающий актер пришел в Саратовский драматический театр им К. Маркса, где пришлось довольствоваться самыми скромными ролями. Борис не унывал, радовался работе в театре и твердо верил, что придет время, когда он заговорит со сцены в полный голос. Однако в полный голос он заговорил с экрана. «Крестным отцом» его в кинематографе считается И. А. Пырьев, в фильме которого «Трактористы» Борис Андреев снялся в 1939 году. «Назар Дума теперь будет Андреев с Волги, — заявил на съемках кинорежиссер. — Он же рожден для того, чтобы прийти в искусство и уйти из него Назаром Думою». «Первая встреча с известным советским кинорежиссером Иваном Пырьевым, — вспоминал артист. «Кепка с выпирающего затылка была сдвинута на серые глаза, которые беспокойно, внимательно и недоверчиво ощупывали меня из-под козырька. Он рассматривал меня, словно прикидывал прочность, добротность строи­тельного материала, и при этом локтями согнутых рук подтягивал сползавшие с тощего живота брюки, деловито шмыгая носом».

Сорок с лишним лет проработал в отечественном кинематографе наш земляк Борис Федорович Андреев, снявшись в пятидесяти фильмах. Его облик и голос до сих пор памятны и дороги нам, как все подлинное в искусстве.

Оцените статья

+3

Оценили

Николай Лыков+1
Наталия Мосина+1
Майя Симонова+1
11:42
Интересно было читать и узнала новые факты для себя!+
09:27
Отличный очерк. +
Загрузка...