Рашид Бейбутов- Певец нашего детства

Как-то я стремительно возвращался с совещания в Нахичивани. В последнюю минуту мне достали билет в спальный вагон, единственный в составе поезда. Этот вагон предназначался для элитного состава командиров республики. И вот я, в последнюю минуту, влетаю в вагон и поезд трогается. Видимо, все ждали меня. Я, довольный, что успел, уселся в купе, чтобы насладиться благами цивилизации — кондиционированной системой воздуха. Был июль месяц и стояла невыносимая жара. Вскоре, я, наконец, пришёл в себя и комфортабельность превратилась просто в техническую услугу. Я вышел на ковровую дорожку в коридор, чтобы присмотреть «своих» знакомых среди пассажиров высшего ранга. Рядом с моим купе стоял крепкий, невысокого роста, подстать мне, мужчина в белой майке. «Ой, как это не этично — подумал я — как- никак -партийный вагон». Я тактично отвернулся, чтобы не созерцать мягкие и располневшие формы пассажира соседнего купе. Он стоял полубоком ко мне и я не видел его лица, собственно, в этой ситуации я и не стремился к этому. Но вот сосед развернулся и, что-то знакомое с детства, нахлынуло на мою память. Да, все приметы совпадали. Да и как его было не узнать, если его круглое холеное лицо с чёрными, на — пробор, волосами, много лет смотрело с афиш кинотеатров. Смущала только белая майка, не мог же известный человек находиться в таком виде. Но факт был налицо и, возможно, я, один из многих тысяч поклонников, имел счастливую возможность увидеть эту легенду — в майке и удостоверится, что таланты также состоят из того же состава, что и мы, простые люди. Видимо, так решил Бог. Я ещё раз внимательно присмотрелся к соседу. Да, это, всё-таки, был он — сам Рашид Бейбутов. Тот самый Аскер из кинофильма «Аршин мал алан», где он дебютировал как актер и певец. Сомнения сняли его спутники, которые стояли напротив моего купe у yfituj ltncndfокна и, тихо переговариваясь, часто упоминали имя " Рашид". Я вспомнил те далёкие времена пятидесятых годов, когда весь Азербайджан (а, возможно, и Союз), просыпался и засыпал под звонкий и переливчатый голос певца. Уже тогда не было дня, чтобы не транслировали по радио его песни. Они прославляли землю, горы и ручьи Азербайджана, его нефть и хлеб, Каспий и Баку, и, конечно, девушек нашей республики, прекрасней которых не было, по крайней мере, в Советском Союзе. Но главными песнями в его репертуаре были, разумеется, арии из музыкального фильма «Аршин мал алан». Именно этот фильм принес успех певцу, и, конечно, советскому кинематографу. А потому, придется остановиться более подробно по его созданию. Сама музыкальная комедия была написана композитором Узеиром Гаджибековы ещё в 1913 году. С тех пор она не сходила со сцен многих театров оперетт. После того, как в 1943 году кинофильм Голливуда на этот сюжет был показан на Ялтинской встрече союзников, у Узеира Гаджибекова возникла идея создания отечественного фильма. С просьбой поддержки он обратился к И.Сталину и, получив её, приступил к поиску актеров фильма. Увидя на эстрадном концерте певца Рашида Бейбутова, имевшего в своем репертуаре « песни Аскера», к тому же исполнявших их в каракулевой папахе своего отца, композитор тут же объявил Рашида главным героем фильма на роль «Аскера». Съемки фильма на Бакинской киностудии закончились в 1945 году. Кинокартину параллельно озвучивали на азербайджанском и русском языках. Изначально картина была подвергнута цензуре и даже запрещена к прокату. За «идеализацию бекско-ханского быта» творческой группе грозили ссылкой в Сибирь. Однако, несогласный с мнением худсовета Сергей Эйзенштейн, пророчески считавший, что картина покорит весь мир, добился просмотра фильма И.Сталиным. Его одобрение и послужило толчком фильма «Аршин мал алан» в прокат и награждения коллектива Сталинской премией. Фильм завоевал 136 стран, дублирован на 86 языков. И, конечно, включен в «Золотой список» российского кино. Так страна узнала молодого певца и актера Рашида Бейбутова. Что удивительно, но в репертуаре певца не было песен, прославлявших партию или Сталина. Его лирические песни из кинофильмов пела вся страна. Видимо, потому он и рано стал народным артистом СССР ( 1959 т.) Это он озвучил перевод на русский знаменитого «Бродягу»- индийский фильм с актером Радж Капуром. Любовь народа к нему была безгранична. Когда я в тe годы находился в Запорожье у родственников, то как -то раз мне необходимо было достать билет в кино с его участием. Я ещё в те времена обладал бакинской находчивостью. И вот зная, что внешностью я похож на кавказца, да ещё и имея акцент и, едва пробивавшиеся пухом усы, я решился выдать себя за брата Рашида. Наглый обман удался — я купил билет без очереди. Таково было уважение народа к артисту и заодно, очевидно, к его «родственнику»», т.е. ко мне. ….И вот, эта легенда стояла рядом и даже можно было к ней притронуться. Но я решил, что это ни к чему, ибо всё равно никто этому не поверит. Вот если бы «отрезать кусочек «Рашида», но и это еще не было бы фактом. Я не знаю причину, но последние десять лет его не было ни видно, ни слышно. Новое молодое поколение, с намного худшими вокальными данными, вытесняло его с эстрады. Были забыты его кинофильмы. Телевизионные шоу также обходились без него. Шла по- видимому, какая-то целенаправленная компания, санкционированная сверху. Я думал, что он ушёл на заслуженный отдых и уже не поёт. Во время нашей встречи ему было лет за шестьдесят. Было известно, что он открыл свой «Театр песни», где, почему-то, преобладали танцевальные номера. Я вспомнил, что встречал афишы о пребывании его коллектива в Нахичивани. причём они пестрели милыми танцовщицами, весьма демократично освобождёнными от одежды. Я ещё подумал: «не слишком ли смело для этого провинциально-патриархального региона». Но начинались эпоха культурных преобразования и эти мысли считались крамольными. А вскоре, я и сам убедился насколько “демократия» глубоко проникла во взаимоотношения руководителя с его танцевальным ансамблем. Оказывается, соседний четырёхместный купе занимал только Рашид. Иногда туда заходила прима, но я так и не увидел её близко. Честно признаюсь: я слишком часто проходил мимо купе, мельком заглядывая во внутрь. Дверь, как ни странно, была постоянно открыта, возможно, для регулярного наблюдения, чтобы грация не выпорхнула в окно. Конечно, она была молода и хороша собой, и не только лицом. Рашид джентльменски благоговейно заходил в купе, всегда принося какой-нибудь деликатес. Это были купленные на остановках: гроздь вишен или кулёк персиков. Да мало ли чем можно и нужно угощать принцессу. Остальные танцоры, и даже танцовщицы, не имели права доступа в купейную обитель. Рашид высматривал с окна приближающийся перон и быстро выходил за очередным подарком. Только сейчас я понял секрет молодости певца — он в его общении с молодыми танцорами ( ведь певцы и певички не всегда бывают молоды) Я, предвкушая удовольствие, взял, одну из двух, пока еще охлаждённых бутылок пива, на ходу прихваченных в привокзальном буфете, и, тоже стоя в дверях, стал потягивать её содержимое. Рашид заинтересовался этим процессом и слегка обернулся ко мне. В нетерпении я с остервенением булькал из бутылки. Сосед, как загипнотизированный, всё более решительно разворачивался ко мне. Мне стало неудобно провоцировать его холодным напитком и в момент, когда я решил, наконец, оторваться от горлышка, он со страданием спросил: — Пиво?- я гордо кивнул ему. — Хотите, у меня ещё есть бутылка,- обрадовался я возможностью сблизиться я с национальным достоянием. Мне нельзя — грустно произнёс он, — горло не должно простужаться, а тёплое пиво – это, извините, моча. Вы согласны? Когда такой великий певец спрашивает тебя о чём- либо, то нужно немедленно соглашаться, а, тем более, он говорил истину. Очень правильная мысль – Оценил я рассуждения маэстро, а затем глубокомысленно, чтобы продолжить интересную тему, добавил — Водку тоже надо пить холодной -. Теперь уже мой сосед согласился со мной, ибо как можно было возразить против такой аксиомы. Удовлетворённые таким «философским» содержанием разговора, мы разошлись по своим купе, чтобы лёжа осмыслить сказанное. Так я и задремал.… На одной из станций я решил себя побаловать вишней и вышел на перрон. Едва я приценился взять самую большую кучку, но за ту же дешевую цену, как кто-то из-за моей спины смело потянулся к ней. Я возмущенно повернулся к прыткому покупателю и узнал… соседа по купе. Рашид дружески улыбнулся, а я еще шире, и пропустил его вперед к заветной кучке вишен. Каково же было мое изумление, когда я увидел рядом с ним ту самую приму. От счастья такой близости я бы отдал ей весь базар, но рядом был мой «друг по вагону»- Рашид и я не мог решиться на такой смелый поступок. В этот момент, тихо скрипнув тормозами, тронулся состав. Я быстро оглянулся на артиста: он не заметил надвигающейся угрозы остаться на ночь в этой захолустной дыре. Пренебрегая всеми его титулами, я закричал: Рашид, поезд уходит! — и показал на, медленно набирающий скорость, поезд. — Остановить! Немедленно остановить! — закричал лирическим тенором народный артист и, схватив за руку свою фею, кинулся догонять вагон. Я, разумеется, за ними — теперь мы уже были одна компания ― отставши. Резвее всех, как и следовало ожидать, оказалось наша спутница. Она была в цветастом халатике, который взвился от бега, оголяя изящные точенные ножки. Это был красивый изящный бег Авроры, потом легкий виртуозный прыжок газели — и танцовщица уже в тамбуре вагона. Это была секунда- но какая! Завороженный красотой ее полета, я несколько сбавил скорость. Вот тут-то прима и сыграла роль нашей спасительницы: она решительно дернула на себя стоп -кран и состав не посмел ослушаться её действий. В следующую секунду поезд дернулся и остановился. … Очевидно, от толчка я и проснулся… Ах, как жаль, что этот бег я видел только во сне. Потом, в коридоре вагона, мы уже мельком встречались с Рашидом и, заговорщически посматривая друг на друга, понимали, что нашли общий язык и нам не нужно глубокого разглагольствования. Рано утром мы прибыли в Баку и каждый заторопился по своим делам, поэтому времени на продолжение знакомства не было. Вскоре, после нашей знаменательной встречи, в 1980 г., Бейбутову Рашиду Меджид оглы, впервые как певцу, присвоили звание Героя Соц.Труда, тем самым отметив его большой вклад в развитие музыкального искусства страны. С 1966г. он являлся директором, художественным руководителем и солистом Азерб. Гос. Театра Песни. В конце 80 -х годов, для постоянного функционирования, театру решили отдать здание бывшей, в дореволюционное время, синагоги. Реставрированный дом быстро приобретал новизну архитектуры Театра Песни Рашида Бейбутова. Поскольку здание театра находилось напротив дома нашего проживания — на углу ул. Л-та Шмидта ( ныне ул. Рашида Бейбутова) и ул. Низами, то у меня появилась надежда на новую встречу с маэстро. Летом 1989 года театр готовил премьеру нового музыкального спектакля, приуроченную к открытию Театра и мусульманского праздника Новруз байрам. Все было прекрасно: голос звучал красиво и сильно, Рашид Меджидович себя чувствовал отлично. Но, как всегда, неожиданно, ворвался — инфаркт… В дни безвластия и государственной смуты в Баку, любимец страны Советов Рашид Бейбутов 9 июня 1989 г. тихо и незаметно скончался. В 1995году, в Москве, отмечалось восьмидесятилетие со дня рождения Рашида Бейбутова. Муслим Магомаев, в свое время принявший от Бейбутова эстафету талантливого представительства Азербайджана на всесоюзной эстраде, достойно организовал концерт памяти великого тенора. В концерте принемали участие: Наследница голоса отца — дочь, певица Рашида Бейбутова; созвездие певцов — Иосиф Кобзон, Фидан Касимова, Тамара Гварцетели, Лариса Долина, Азер Зейналов, Филипп Киркоров, молодой талант Сурхай Аскеров и, конечно, Тамара Синявская с Муслим Магомаевым. В своей речи М. Магомаев подчеркнул, что отец Рашида Меджид был знаменитым азербайджанским ашугом. Как видим, сын его расширил семейную географию творчества — почти на 50- ти языках мира исполнял Рашид Бейбутов свои лирические и дорогие нам песни. Именно этой задушевной звонкостью и талантом проникновения в сердце, остался в памяти дорогой и близкий нам — Рашид Бейбутов.

Оцените статья

+1

Оценили

Майя Симонова+1
09:29
Хороший очерк! +
Загрузка...