Закон что дышло, или С экрана о трудных подростках
С начала своего существования магический экран кино, а потом и телевидения, служил пропаганде определенных ценностей. Некогда В.Л.Ленин в этом вопросе сделал ставку именно на образы. Они хорошо внушаются, а заинтересовать людей просто: нужно рассказать им о том, что их волнует. И потому вопрос «что такое хорошо, а что такое плохо» красной нитью проходит через любой жанр. Вот только зритель со временем испортился: критичным стал и кину не верит.
«Случай из следственной практики» 1968 года потрясает несоответствием закона и жизни. По сюжету, много лет назад уличная компания подростков решила проучить своего приятеля, который утаил от них какие-то деньги; дело кончилось поножовщиной. Однако пострадавший, как оказалось, выжил, а прочие, за одним исключением, ведут более чем добропорядочную жизнь. Но по закону — «нанесение тяжких телесных повреждений группой лиц по предварительному сговору», и надо было это вытащить на свет и дать делу ход.
Логично осуждать и изолировать тех людей, что представляют угрозу другим. А тут – наоборот, закон нападает на порядочных граждан, от просто безобидных (ученый) до полезных (авиатор) и незаменимых (операционная медсестра). Упрятать их в тюрьму и несправедливо, и для общества напрямую вредно. Как сказали бы теперь, нерационально так тратить деньги налогоплательщиков. Однако принципиальная дама-следователь, которую один из участников дела назвал садисткой, все это понимая, подытоживает: «Закон есть закон». И сразу вспоминается, что в Средние века народ пачками жгли на кострах на абсолютно законных для того времени основаниях. Фильм ужасен именно топорностью закона, хотя вроде бы все честно.
Популярный в 2000-е сериал «Мятежный дух» не имеет со старым фильмом ничего общего, кроме схожего отвращения к мировоззрению персонажей. Мировоззрению, которое из «принципиальных» соображений приводит к вредительству. Сериал был снят по заказу Министерства образования Аргентины, как некогда аналогичное ведомство СССР заказало «Большую перемену». Но тут герои помоложе, а приключения у них похуже. Они не умеют ни дружить, ни любить, но в избытке имитируют то и другое. И позволяют себе что угодно — а что, папы и мамы влиятельные, любые прегрешения прикроют. Да и родители в массе там такие оторвы и жулики, что стыдно делается. Такой стиль называется «потворствующая гипопротекция», или «чем бы дитя не тешилось»: главное — отмазать, оправдать, а там пусть дальше где-то шатается и чем-то развлекается.
Так что внушаемые сериалом, но местами осуждаемые фильмом подростковые ценности – спорные для думающего зрителя, да вот хоть ребячья дружба. Не такая уж она честная и невинная, оказывается, и завести может человека на кривой путь. Также декларируются правда и честность, но однобоко: «со своей колокольни», либо «объективно».
Выходит, крайности сходятся: что «все можно», что «закон есть закон» — итогом становится отчуждение от нравственности. Пропаганда в столь разных экранных произведениях не годится для подражания. Лишь подают повод плюнуть.
- 41 комментарий












































