​Бессмертие - это воскрешение памяти

— Па, а кто был мой дедушка, твой папа? Почему у всех моих друзей есть дедушки, а у меня нет? Вон мой друг Сережка все время с дедушкой: то на санках катается, то на елку вместе ходят, сказки читают…Где мой дедушка, как его зовут? С таким вопросом когда -то, лет в шесть – семь, я обратился к своему отцу.

— Твой дедушка Трофим, мой отец, умер за год до твоего рождения… На фронте он был летчиком, а я танкистом. Дедушка Саша (мамин папа) погиб на войне… Это все, что тогда рассказал мне отец.

А увидел я первый раз свою фамилию на памятнике неожиданно уже студентом. Задела меня ветка сосны, как будто остановил кто рукой. Смотрю — моя фамилия на памятнике! Петрушенко… аж мороз по коже. Трофим Николаевич (1884 – 1952)…

— Что же ты, внучек, за столько лет первый раз ко мне зашел?

— Прости, дедушка… Я даже не знал, где ты похоронен. Я… прости.

Конечно, его вопрос и свой «ответ» я домыслил, но после этого случая стал воскрешать память о своих уже ушедших родных. Расспрашивал мать, отца, собирал фотографии, вещи, награда, вырезки газет, копии документов из архивов… Целый комнатный музей получился… Снимал на видео все это и параллельно в комп помещал в папку памяти… Но со временем я стал понимать, что смысл не только и не столько в том, чтобы с археологическим задором отыскивать в архивах, что твой прадед был участником великих исторических событий, а прапрадед даже где-то как-то сидел почти радом с гениальной личностью или даже был двоюродным соседом великого писателя, а в том, чтобы отыскать, активизировать и передать далее по наследству, от веточки к веточке по древу генетическому, сведения о важных человеческих качествах своих пращуров, их творческих способностях. Чтобы гордиться и воспитывать: это наше, семейное; это в нашей родственной крови; этим отличались в жизни твои деды и прадеды. Помни, чти, воскрешай и преумножай.

— Вот видишь, — говорю я своему старшему внуку – восьмилетнему Ярославу, — я тебе много рассказывал, как воевал мой отец — офицер, твой прадедушка — Дмитрий Трофимович. Он попадал в окружение, выходил из него с боем в числе немногих оставшихся в живых, а потом в составе Второго Белорусского фронта брал Берлин. В окопах под обстрелом мерз, с криком «за Родину» шел в атаку навстречу смерти. Он был смелым солдатом.

И ты это впитал, почувствовал. И теперь ты как единственный мужчина в семье (отца нет) стал тоже мужественным, стойким и сильным. Помнишь, в начале декабря этого года мы сидели в подвале (в Брянке, ЛНР), а над нами просто дышал потолок от близких разрывов мин. С крыши дома сыпался шифер, из окон, звеня, выпадали осколки стекла, а я мотался в дрожащий дом то за свечой, то за едой и одеждой. И услышал я, как ты успокаивал свою плачущую маму Вику с семимесячной сестренкой Милой на руках: «Все будет хорошо, мам. Мы выживем. Дедушка Вова говорит, что мы из рода непобедимых!»

Любовь к художественному слову передалась мне от мамы, которая родилась в Жиздре в 1918 году. Во время войны она читала стихи солдатам в госпиталях. Эту любовь я передал сыновьям, теперь – внуку. И он в свои 8 лет написал уже несколько рассказов и сказок. Вот его новогодняя сказка, которой мы с ним поздравляем всех читателей «Самарских судеб» с Новым годом.

Дождик

— Кошмар, ужас! – заплакал Снеговик.

— Что случилась? — забеспокоилась Снежинка, которая висела на елке рядышком с хнычущим Снеговиком…

— Как, разве Вы не знаете, что скоро будет дождик, и, значит, мы все растаем.

— Сильный дождик? Ливень? Мы погибли! Кто об этом сказал?

— Хозяйка. Она только что достала ящик новых елочных игрушек.

— Что с Вами? Вы уже таете? — спросил Снеговик.

— Нет, это я плачу.

— Вам вредно плакать, прекратите. Помните стойкого оловянного солдатика. Мы его родственники, и нам надо быть смелыми до конца…

Наши герои остались смелыми до конца. А конец был счастливым, потому что дождиком оказалось красивое елочное украшение.

PS. Если душа после физической смерти тела начинает жить с нуля в своей счастливой вечности, то это не бессмертие. Она не идентифицирует себя, она не помнит, что была внуком, потом отцом, потом дедушкой, она не встречает своих, не вспоминает, и не знает их. Бессмертие – это воскрешение памяти.

Оцените статья

+6

Оценили

Роза Покутняя+1
Тарас Овчинников+1
Константин Буянов+1
ещё 3
Очень хорошо, но почему в последний момент? Читателей уже нет...Насчет воскрешения памяти для души можно сделать и отдельным эссе.
Спасибо, Анатолий.
12:40
Замечательный рассказ "Дождик". Владимир, удачи вам и вашему внуку! С Новым годом! +
Спасибо, Анна! И Вам мира, здоровья, счастья в новом году!
Удивительно чувственный и живой очерк. Спасибо. Мой +
Спасибо, Константин. Для меня главное: ,что мне передали, что я передал. В этом родословная, когда мы после себя оставляем детям и внукам то, чем стоит гордиться и приумножать.
16:40
Интересно написан рассказ.Удачи в конкурсе!+
Спасибо, Роза.А тебе - миллион, миллион алых роз!