​Были деды мои из двужильных...

Были деды мои из двужильных –

И работу прошли, и бои.

Но до внуков и внучек дожили

Только хрупкие бабки мои.

Баба Поля да бабушка Дуня,

Всё так просто у вас да ладом.

Мастерицы, певуньи, ведуньи,

Как любила я мир ваш и дом!

Как же славно с моей Евдокией

Растопить зимним вечером печь.

А за окнами хлопья такие –

Всё глядеть бы… Да надобно лечь.

Как же славно с моею Полиной

В подмосковных весёлых лесах

Собирать летним утром малину.

И нести в расписных туесах.

Беззаботные дальние-дали.

Всё так ясно в начале пути…

Мои бабушки хрупкость мне дали,

Не сказав, где же силы найти.

Оцените статья

+11

Оценили

Генадий Синицын+1
Алевтина Котова+1
Владимир Бородкин+1
ещё 8
23:51
Понравилось!+
Спасибо за поддержку.
13:30
Хорошее стихотворение. Удачи вам в конкурсе, Людмила! +
Спасибо! Но в конкурсе на этом сайте у меня удачи не бывает - ни разу (!) не дали даже диплома участника. Одно из предыдущих участвующих здесь стихотворений отправила на международный конкурс. Оно там победило. Спросите, зачем я упорно присылаю стихи сюда? Просто хочу, чтобы меня больше читали. Еще раз спасибо! У вас, в отличие от жюри, с поэтическим вкусом всё в порядке!
Людмила! Не печалуйтесь Вы зря - конкурсы, особенно, в виртуале - это лотерея. Шутя сказать, иной раз решение жюри зависит от того, с какой ноги они утром встали с кровати. Или вообще не спали. Или переспали. Увы! И даже большинство активных комментаторов на конкурсах моего любимого сайта "Самарские судьбы" не вызывают у меня доверия в искренности. Особено раздражают реплики типа "хорошее стихотворение", "интересное" и т.п. совершенно бездушные, и не понятно, что комментаторы этим желают автору. Наверно, думают, что дарят добро... А выходит, медвежью услугу предоставляют - без разбора тешут тонкое чувство честолюбия у автора. Как говорится, бойтесь данайцев, дары приносящих. И Людмила, пожалуйста, в любом случае не будьте неблагодарны к жюри (в отличие от жюри, с поэтическим вкусом всё в порядке! - пишете). Особенно обвал (никак не пойму в толк - почему) участников последних конкурсов задаёт членам жюри неимоверную, кажется, даже непосильную работу хотя бы просто "по диагонали" пробежать по строчкам произведений. Не знаю, доходит ли мой не первый раз "воппь во пустыне" об этом до организаторов конкурсов, но, поверьте мне, коллеги: такой завал (прямо, куча) произведений в конкурсе, подчас совершенно убогих, девальвирует, принижает смысл соревновательности в творчестве. И в чём Вы правы, Людмила", так в том, что находите смысл участия в конкурсе "чтобы меня больше читали"...
Александр, знаю я про конкурсы! И про это стихотворение всё понимаю. Я поставила его как "пробный шар". Оно из моих ранних - написано 25 лет назад (далеко не мой сегодняшний уровень!). Но, обратите внимание: при всей его незатейливости в нём нет ни капли графомании. И ритм нигде не сбивается, и ни одной глагольной рифмы. Кстати, рифмы здесь не избитые, а "двужильных - дожили" вообще, мне кажется, никто не использовал. Вы её встречали? Конкурс заявлен как литературный, я и надеялась, что будут оценивать, прежде всего, художественную форму, а не выспренное, высокопарное содержание или откровенное умничанье. Пушкин говаривал: "Поэзия, прости Господи, должна быть глуповата" (за точность цитаты не ручаюсь). Хотя примитивизм и откровенные штампы графомана ещё противнее! Знаю, многим найдётся кое-что мне возразить. Признаю свой субъективизм. Как там у того же Пушкина: "В чужой пи...де соломинку ты видишь, А у себя не видишь и бревна"? (Теперь цитата точная).
Людмила! Цитата из Пушкина "Поэзия, прости, Господи...", думаю, точна и верна. И я её часто привожу юным одаряткам. Поясняя, потому что поэт не сказал, что она должна быть глупой, а именно глуповата. То есть, автор, конечно же, умница, а как бы дуркует, придуряется, фантазируя и вводя в эту сферу окружающих. А вот про соломинку приведённую Вами цитату вижу впервые. Прямо так и сказал?! Вроде бы бытует поговорка про соломинку в чужом глазу... Если так, то и вослед ему надо повторить "Ай, да Пушкин! Ай, да сукин сын!". Попробую отозваться на Ваше стихотворение. Сюжет повествования выстроен ровно, логично и гармонично. И хотя Вы по достоинству оцениваете свежую рифмовку "двужильных-дожили", другие хорошие, но не свежие - "бои-мои", "пути-найти" и др. И если уж по гамбургскому счёту сказать, есть очень-очень маленькие шероховатости со стыками однородных звуков, которые мешают вполне сладкому восприятию текста. Например, "прошлИ, И бои". Тем жальчее, что это в самом начале стихотворения. "утроМ Малину" - тут и поправить легко, потому что "утро" - не обязательное время сбора малины... Повторюсь, это уж если строго придираться. Зацепили меня аккордные строчки: "Мои бабушки хрупкость мне дали, Не сказав, где же силы найти". Зацепили неопределённостью авторской позиции. Ведь хоть бабушки и не сказали, где силы брать при хрупкости тела (видимо автор именно тело имела в виду), то сама их жизнь в ДОБРОТЕ - весь рассказ именно об этом в их характере, и должна бы подсказать источник силы: ДОБРОТА, ДУХОВНОСТЬ... Впрочем, опять это лишь мои искусственно собранные придирки, как Вы говорите, субъективизм... А если в целом, моё впечатление от стихотворение, как и у кого-то ранее отозвавшейся - восторженное. И точно, это тот случай, когда меленькие технические шероховатости - лишь достоинство, говорящее об глубинной искренности и сердечности автора. Спасибо за такое наслаждение моему уму и сердцу!
Александр, как приятно говорить с человеком понимающим и тонко чувствующим! Кстати, о «шероховатостях» – сейчас я вижу их даже больше, чем Вы указали. Тем более, сама учу, как редактировать стихи, и своих студентов, будущих издателей, и тех, кто занимается у меня в Школе Литератора и Редактора, работающей при нашей кафедре прикладной филологии. Буду ли я править это стихотворение? Возможно… Хотя оно давно опубликовано (не помню – в первой или во второй книжке). Да и я всегда привожу студентам в качестве примера «как не надо редактировать» стихи Фета, исправленные Тургеневым, который тоже старался убрать «шероховатости». А в результате – убивал стихотворение! (Хотя, справедливости ради, надо сказать, что стихи «Шёпот, робкое дыханье…» от правки только выиграли и стали хрестоматийными). Вернусь к своему стихотворению. Как я уже писала, оно оказалось в конкурсе только как более-менее подходящее по теме. Не ограничивали бы по объёму, поставила бы поэму «Последний паром». Вот она точно о моей родословной. Тоже написана и опубликована давно (в девяностых), но я в ней и сейчас не стала бы ничего менять. Если интересно – почитайте: http://www.stihi.ru/2013/07/02/2711
Приятно поговорить с коллегой! Почти всю жизнь (осознанно творческую) занимался не только сочинительством (сначала - частушек), но и поддерживал дарования (в основном - юные). И мне, как Вы о себе, часто ставили в упрёк: учишь кого-то, а у самого не токмо шероховатости, бывает белиберда в стихах и прозе. На что сначала шутя говорю, что учу тому, чего сам не умею. А если всерьёз, Людмила. Писатель и редактор - совершенно разные специальности. И мне бывает обидно, что всю жизнь (опять же творческую) проживаю в раскоряку. И сам пытаюсь сочинять и другим хочу помогать в этом. Потому что есть долг перед тем (и теми), кто меня поддерживал и поддерживает. И поэтому, как и Вас, не удивляет, что и у великого Пушкина, и даже у величайшего Льва Николаевича были редакторы - у Толстого, так говорят, Софья Андреевна была строжайшим, если не сказать безжалостным редактором. Готовится книжица избранного, и я попросил редактора как можно жёстче, даже жесточе отобрать и почистить уже много раз изданные и другими редакторами чищенные стихи. И не рисуюсь - думаю, никогда никакой даже гений не сможет объективно (как святой вроде бы) оценить, довести до святости своё творение! А то, что многие считают, что они совершенны в творчестве, затем, в делах и поступках, и ничего не менять в этом - грешно. Спасибо за понимание...
Александр, а что есть «объективно»? Это мнение незаинтересованного специалиста? Или эксперта-профессионала? Или большинства? А, может, «среднее по больнице»? Говорят же: сколько людей – столько и мнений. С ошибками – то же: какие-то видят все, какие-то – многие. Что-то замечают только высококлассные редакторы. И очень редко находится человек, который понимает, что это не «минус», а «плюс». На этот счёт – у меня пример, связанный с одним и первых моих стихотворений. Там есть такие строчки: «И тихо так, что даже слышно, как капля падает с листа». Если прочитать это вслух (а я так проверяю все свои стихи и даже прозу), то обязательно споткнёшься на словосочетании «как капля» – оно труднопроизносимо. И любой редактор сразу видит эти «каки». Но вот мне, начинающему тогда поэту, приходит рецензия из «Молодой гвардии». И в ней эта строчка приводится как удачный пример звукописи (имитация звука падающих капель: как, кап)… Рада, что у Вас готовится книга избранных стихов. Тоже об этом подумываю. Правда, хочу собрать ВСЁ: и что вошло в пять изданных книжек, и что было написано после них. Удачи!
Спасибо, Николай.
16:31
Людмила, мне очень понравилось ваше стихотворение! Оно такое... как сейчас говорят - атмосферное. И очень достойное. Желаю вам удачи! Я на сайте новичок, но кое-какой литературный опыт имею. Вы профессионал, и мне была бы интересна ваша оценка моей работы "Как выжить на Руси с фамилией Штомпель". Критика приветствуется ). В любом случае: мое мнение о вашем стихотворении - не лесть ради взаимного расшаркивания.
Анна, большое спасибо за отзыв. Обязательно посмотрю Вашу работу и выскажусь, конечно.
Людмила, мне понравилось ваше стихотворение! Очень достойное по всем параметрам. Желаю вам удачи! Мой +
Посмотрите рифмы лАдом и дОм.
Спасибо большое за оценку, Александр.
Здесь, позвольте, с Вами не согласиться. Конечно, современные словари дают только один вариант ударения в этом слове: лАдом. Но если мы обратимся к Владимиру Ивановичу Далю, то найдём у него и «ладОм», то есть, «порядком, толком, путём, дельно». Именно в таком смысле я и употребила это слово. К тому же, бабушки мои, 1891 и 1895 года рождения, говорили именно так: ладОм. Ещё раз спасибо.
Людмила, прочитал переписку под Вашим конкурсным стихотворением. Жюрят обыкновенные люди со своим жизненным багажом, вкусами,взглядом на жизнь и т.д. и т. п. Вы сами об этом пишите и понимаете. Я пять лет назад написал свой первый рассказик в жизни и сразу попал в призёры (3 место) и только спустя пять лет нахождения на сайте и участвуя в конкурсах вновь попал в призёры. За время нахождения на сайте я уже по другому смотрю на победы, конечно, очень приятно быть победителем, но это совсем другой сайт - аналогов ему на огромных просторах интернета нет. За пять лет я поползал по многим сайтам. Здесь уживаются и начинающие и маститые - всем места хватает. На этом сайте - читатели, здесь атмосфера добра, душевности, взаимоподдержки. Александр Степанов борется за очистку конкурса от слабых работ, а я категорически против. Жюри терпят пока такой огромный наплыв работ и моя огромная благодарность им за это. Все эти чистки убьют уникальный сайт и превратится он в один из сотен тысяч существующих в интернет пространстве литературных сайтов. Кто хочет писать лучше - учится, кто не хочет - просто общается и выставляет свои работы. Насильно ещё ни кого учиться не заставили. Каждый сюда приходит за своим, повышать свой уровень мастерства, пообщаться с друзьями или за тем и за другим, приходят на сайт за хорошим настроением. Откровенно слабые работы никогда не побеждали на конкурсах. Вот мои мысли о нашем сайте, ставшим для меня родным. О Вашем стихотворении. Хорошее стихотворение - я не дока, не профи, не гуру, взгляд рядового читателя. Особенно понравились строчки, которые мне близки. У меня Маму звали Полина и родом она из Калужской обл. это рядом с Москвой. "Как же славно с моею Полиной В подмосковных весёлых лесах Собирать летним утром малину. И нести в расписных туесах." Людмила, всего Вам наилучшего и успехов! +
Владимир, спасибо за письмо и за +. Только я не поняла, как же на этом сайте учатся писать?
Элементарно, хотелось добавить - Ватсон. Плюсы здесь символичные, они ничего не решают, это личный взгляд и оценка читателя. Я, как уже писал Вам, вообще впервые начал писать на этом сайте. Читаю чужие стихи, рассказы, анализирую, спрашиваю, учусь. Давали много советов. Ну например http://samsud.ru/archive-konkurs/tvorchesky-konkurs-dom-v-kotorom-ya-jivu/hruschyovka.html Если человеку интересно учиться, он учится, а уж как у него это получается судить читателю.
Конечно, Александр где-то прав, но ведь восприятие стихов и не только (прозы тоже) у каждого своё. Бывают творения очень близкие душе и легко запоминающиеся, но ведь мировосприятие у всех разное. Ведь и у великих не всё нам нравится или воспринимается с восторгом. Конечно хочется, чтобы всё что приходит на конкурс было бы без больших изъянов, но уж как получится. И главное участие , и не обязательно победа. Теперь о стихе. Неплохо, но сила тела (согласна с Александром) в силе духа. +
Спасибо, Алевтина, за отзыв и за +
Сначала прочитал стихотворение. Люблю такие лёгкие (в смысле легко читать) по стихосложению и глубокие по смыслу произведения. Весьма с большим интересом прочёл и комментарии, каждый из которых мне представляется искренним и интересным. Если относится к ним (комментариям) без предвзятости, то можно почерпнуть много полезного, хотя, конечно, они содержат и спорные мнения, что, впрочем, тоже отметил бы положительным знаком, тем более, на таком форуме, как "Самарские судьбы", ведь хозяин его - В.А. Добрусин неоднократно подчёркивал, что это сайт творческих людей, а не чисто литературный, коих на просторах Интернета великое множество. Спасибо за доставленное удовольствие. +
Спасибо Вам большое за отзыв и оценку.
Загрузка...