Актуальная тема

1317

На одном из уроков Матрёна Ивановна, учительница русского языка, шестиклассникам объявила:

— Сегодня, как я вам уже говорила об этом, мы будем писать сочинение на тему: «Кто наши предки». Вы должны написать не только про ваших родителей, но и заглянуть в семейную историю глубже. Написать, что вы знаете про своих дедушек, бабушек, если можно, — прабабушек и прадедушек. Знать свою родословную необходимо. В этом заложена духовная связь поколений. Духовность – это богатство мыслей, чувств, убеждений, и вы являетесь звеном этой связи.

Она напомнила, что неделю назад предупредила всех о таком сочинении и просила узнать от родителей как можно больше подробностей.

— Все должны быть готовы, — заключила Матрёна Ивановна. – Или все же не все?..

— Готовы! Готовы! – послышался хор голосов.

— Тогда приступайте…

Школяры наладили ручки и склонились к тетрадям.

Восторженно они написали про годы Великой отечественной войны. Все прапрадеды школьников оказались героями, все они отважно сражались с фашистами и получали за это ордена и медали. Их жены все усердно трудились в тылу, помогая мужьям одерживать победы в сражениях.

Несколько школьников заглянули в революционный период и даже в дореволюционную даль. Здесь мотивации гордости за выдающихся предков оказались различными. Одни с восхищением писали о том, что их далекие родичи служили в революционных отрядах и громили войска царских генералов и адмиралов: Деникина, Юденича, Колчака. Другие, с не меньшим восторгом, строчили в тетрадях про участие предков в боях с фанатичными большевиками.

В сочинениях чувствовалась разница в качестве владения историческим материалом. О революционных годах и годах войны школьники писали отчужденно, казенными фразами, а о сегодняшнем дне — живо и красочно, с искренним чувством. Но эмоции были несхожими.

Сочинение Вероники Семеновой было плачевным. Она написала, что живет с мамой и бабушкой, что папа их бросил и скрывается от алиментов, а маму ее недавно уволили по сокращению из больницы, где она лечила людей.Они живут теперь на пенсию бабушки, которую хватает едва на еду. «Бабушка, — излагала Вероника Семенова, — говорит, что так плохо она еще никогда не жила».

В большинстве сочинений тоже сквозила печаль: мамы и папы или не находили работы, или трудились на частника: продавали на рынке товары, привезенные из-за границы. В своей плохой жизни дети часто обвиняли родителей.

А вот Алешин и Бучин о родителях писали хвалебно: те покупали им дорогие подарки и за каждую пятерку давали им деньги. У Алешина папа работает в мэрии города, а у Бучина – в коммерческом банке. Ни тени уныния в сочинениях этих ребят не было. Все у них, как они написали, было о-кей.

Все сочинения грешили вольной фантазией, были довольно пространными, и, как сообщила позднее Матрёна Ивановна, в них было много ошибок.

Только у Коли Кукушкина сочинение было коротким, емким по смыслу и без единой ошибки. Коля писал: «Родителей своих я не помню, не знаю и знать не хочу: они, бляха муха, запихнули меня в детский дом и про меня позабыли. Растит меня Степанида Сергеевна, моя двоюродная бабушка. Ее я уважаю и очень люблю. Она очень добрая и заслуженная: имеет звание ветерана труда и медаль за «Доблестный труд в честь столетия Ленина». Всю свою жизнь она проработала хирургической медицинской сестрой.Из ее слов я узнал, что тоже имею духовную связь и отношусь к духовному званию: дед мой в сельской церкви состоял звонарем, а отец эту церковь обчистил».

В других сочинениях также отмечалась сословность. Кто-то был из рабочей семьи, кто – то вспоминал про крестьянские корни, а четверо учеников утверждали, что они – столбовые дворяне. Одни восхищались своими революционными предками, другие – их классовыми врагами.

Матрёна Ивановна, зная о непримиримой вражде между бело- и красногвардейцами, подробный разбор сочинений в классе не проводила, объявила только оценки.

Сочинение Коли Кукушкина было единственным, получившим «отлично». Вульгаризм «бляха муха» — выражение, широко распространенное в школе, но осуждаемое Матрёной Ивановной, — показался ей абсолютно уместным.

Оцените статья

+12

Оценили

Владимир Соколов+1
Елена Рыбакина+1
Вениамин Побежимов+1
ещё 9
17:51
Ваши ученики, Виктор, по - настоящему заинтересуются историей своих предков, когда из них спросить будет некого. Так часто с нами бывает. Потом мы по-настоящему только и начинаем жалеть упущенное. "Ах не спросил (а)!" А раскрываете вы эту тему по своему интересно и оригинально. Желаю успехов.
Спасибо за отзыв и пожелание. Ваш рассказ мне тоже понравился.
18:01
Спасибо, Майя за пожелание.
18:24
Да, довольно страшный рассказ. Страшно, когда ребёнокне может полюбить тех, кто дал ему жизнь. Потому что часто такие вот дети просто нагрузка к случайному удовольствию. А вот, что этот мальчик любит свою бабушку - дело в том, что мало родить человека, надо уметь стать ему другом и опорой в жизни
Спасибо, что заглянули.
Короткая родословная у Коли Кукушкина оказалась. Но сразу видно, что подрастает настоящий человечек, правдивый, благодарный. Он-то не оставит свою двоюродную бабушку. + вам, Виктор, за эту школьную сценку и за оригинальное раскрытие темы. Удачи!
Спасибо за оценку рассказа и пожелания.
Спасибо. Успехов и Вам.
эти детские сочинения точно оценивают сегодняшнюю ситуацию в стране... Вам +
Спасибо.
20:01
Виктор! Мне очень понравился Ваш рассказ! Он отражает нашу действительность и хорошо написан! Сложная судьба у Коли Кукушкина, но...как знать? Может именно он вырастет хорошим человеком , будучи воспитанным такой замечательной двоюродной бабушкой?...Вы знаете, я ведь тоже написала о своей двоюродной бабушке...+
Спасибо за доброжелательный отзыв. Я тоже считаю, что у Коли Кукушкина будет все хорошо. Ваш рассказ мне тоже понравился.
12:16
Совсем немного про каждого школьника сказано, а сразу видишь яркие образы и семейные драмы, из которых складывается драма целой страны. Про Колю Кукушкина - как же пронзительно! С учительницей ему очень повезло... Удачи вам, Виктор, и творческих успехов! +
Спасибо, Анна, за обстоятельный отзыв.
Оригинальный рассказ, так сказать, родословные глазами детей. Мысли детские всегда искренние, ну, приврут немножко, конечно, а в целом - "картина маслом" ... +
Спасибо за понимание.
14:45
Столько ярких образов! Особенно мне учительница понравилась. Автору +
Спасибо, Николай, за вдумчивое прочтение рассказа.
Автору+
Спасибо.
"Бляха-муха" и "Жизнь наша полосатая", что может емче и доходчивый донести суть нашей действительности! +
Спасибо за положительную оценку рассказа.