МОЙ ДОСТОЙНЫЙ ПРИМЕР
Мой дед Хасанов Гилметдин Шамсутдинович родился 16 июня 1925 года в Хайбуллинском районе Башкортостана в селе Рафиково. Как сам он рассказывал, в детстве он часто болел и был слабым ребенком. Мать кормила его через силу и с уговорами. По мере взросления он стал самостоятельно тренировать свое тело и дух, занимался саморазвитием и спортом.
В деревне Верхнее Смаково Гилметдин отучился 7 классов. Был весьма способным. Школу закончил на пятерки (в семейном архиве до сих пор хранится аттестат с отличием). Учителя мечтали видеть его в своих педагогических рядах, но, к сожалению, возможность учиться дальше не представилась – рано умер отец, мать была тяжело больна. Пришлось зарабатывать на хлеб с детства. К тому же началась война.
Как-то раз деду в колхозе дали задание – съездить за зерном для посева. Гилметдин вместе со старшей двоюродной сестрой Рахимой Аслаевой, будучи 16-летними подростками, запрягли лошадь, и поехали на санях за пшеницей на станцию Сара. Весна. Вовсю тает снег. И если по пути туда они смогли проехать реку по льду, то на обратной дороге лед уже тронулся и выступила вода. Когда зерно стало уходить под холодную воду, дедушка без раздумий бросился спасать продовольствие. От этого запаса хлеба, возможно, зависело будущее целого колхоза.
В 17 лет дедушка по собственному желанию пошел на фронт. Это был февраль 1943 года. От комиссии он скрыл травму правой руки, которую получил в детстве. Пройдя в военной части села Алкино подготовку, дед попал в мотострелковый полк Украинского фронта, стал наводчиком. Участвовал в освобождении Тулы, Украины, Крымского полуострова. Рассказывал, что и на войне пришлось вброд переправляться через ледяную реку Сиваш. После окончания войны, мой дед должен был быть в числе участников парада Победы. Во время движения полка в Москву, у них сломались два мотоцикла. Командир роты предложил отпустить домой того, кто доставит эти мотоциклы обратно в часть. Ради отчего дома Гилметдин отказался от парада. До родной хаты он добирался на поезде, а после – в грузовике, груженном каменной солью. Дед вспоминал, что машину так мотало и трясло по плохой дороге, что его самого подкидывало вместе с этой солью, и удержаться не было сил – пришлось даже сделать шоферу замечание, мол, всю войну прошел, не погибать же за 50 километров до дома!
По прибытии в родную деревню, не дав телу и душе отдохнуть и отойти от военных будней, дед впрягся в трудовые будни колхоза. Позже в Челябинске он окончил инженерные курсы, стал работать инженером-механиком, далее доставщиком, потом заведующим ЦРМ – центральной ремонтной мастерской. Параллельно обучал в совхозе трактористов.
Возможно переохлаждения в детстве и на войне, болезненность организма с раннего возраста отразились и во взрослой жизни. Дед периодически сильно болел, быстро утомлялся, но как только чувствовал малейшее облегчение – сразу вставал и шел пешком на работу за 5 верст сквозь метель, дожди и морозы. И своих детей воспитывал по-солдатски, учил не жаловаться на трудности, стойко переносить все испытания.
Гилметдин Шамсутдинович был очень отзывчивым человеком. В 1960-е годы условия жизни в деревне оставляли желать лучшего. Женщины села приносили деду на починку разную утварь – у кого чайник прохудился, у кого самовар течет, где ведро подлатать, кому часы починить – все к нему обращались, и никому он ни разу не отказал. Мальчишкам-сироткам, чьи отцы погибли на войне, дедушка стриг волосы – слыл местным цирюльником. Помогал дед не только делом, но и добрым словом, мудрым советом. Никто никогда от него не ушел обиженным.
Дедушка Гилметдин был очень вежливым, спокойным и человечным. Да и жена дедушке попалась порядочная, с мягким покладистым характером, красавица Ямиля Халилевна, в девичестве Фазлыева. Она никогда не перечила мужу и детям привила уважение и любовь к отцу. Моя бабушка до сих пор жива и здорова на радость внукам и правнукам. Вместе с дедом они воспитали шестерых детей, в том числе и моего отца Ражапа Гилметдиновича Хасанова.