Моя любимая бабушка

Дом-комод Ивана Дмитриевича Трубецкого. Улица Покровка дом 22.

Слабый – мстит. Сильный – борется. А мудрый – идет дальше.

Моя любимая бабушка Моя любимая бабушка Евгения Моисеевна Вольфсон поступила в Московскую консерваторию в 1915 году и успела поиграть господам, а потом всю жизнь играла товарищам и учила их детей. Моя любимая бабушка, которая говорила:- «Если очень хорошо, Лешенька, это уже плохо». Моя любимая бабушка, когда общалась с дедом на скользкие темы, переходила на идиш, и разговаривала на этом языке плавно, нежно и красиво. Мамочка идиш уже не учила, и язык в семье был утерян. Моя любимая бабушка, дожившая до 89 лет, пережила две революции, две кровавые войны и сталинские чистки. Мужья ее трех сестер были репрессированы и расстреляны при Сталине. Сестры были сосланы в колонии — поселения. А многочисленные племянники, осиротевшие в одночасье, жили у бабушки. Выросли, выучились и всю жизнь считали ее мамой. Бабушка всегда работала на двух работах, но отдельного жилья так и не дождалась. До конца дней они с дедом жили в коммуналке с пятнадцатью соседями. — Бабушка, у тебя столько соседей! Как же ты ни с кем никогда не ругаешься?- Лешенька, я никогда ни с кем из соседей не дружила, поэтому и не ругалась… Моя любимая бабушка всю жизнь преподавала фортепьяно ученикам. Я наблюдал эти сцены, когда молодые красивые женщины музицировали на пианино «Беккер». После уроков по два, три часа бабушка сидела с ними за обеденным столом и разбиралась в проблемах их личной жизни, давала мудрые советы. Люди приходили к ней с цветами и плакали. Благодарили за сохраненную семейную жизнь. Кого — то соединила с мужем, кого – то мирила с детьми. Ученики мужчины ловили каждое ее слово, чтобы как- то выкрутиться из запутанных ситуаций с любимыми женщинами. Сейчас бабушку назвали бы семейным психологом. Бабушка частенько спрашивала деда:- Скажи, милый Сашенька, который сейчас час?- Женюрка, в маленькой комнате часы показывают два. – Сашенька, а сколько на каминных часах?-А каминные часы, Женюрка, показывают два десять.- Сашенька, солнышко, голубчик, не поленись, выгляни в окошко, посмотри, пожалуйста, часы на Покровке. Так всегда в три попытки выяснялось время в доме бабушки. Дом у бабушки был непростой (Покровка 27 — до революции и в наше время, в советские годы — ул. Чернышевского). Этот дом до революции 1917 года занимал Дмитрий Петрович Боткин — крупный собиратель западноевропейской живописи и фарфора. Из знаменитой семьи чаеторговцев, дипломатов и врачей Боткиных.- Лешенька, когда нас с дедушкой после свадьбы заселили в эту коммунальную квартиру в 1920 году здесь еще жил Дмитрий Петрович. Обидела его власть — комнату в его же доме не выделила. Жил он с супругой под лестницей без окон и дверей. Голодал очень. Карточек им продовольственных не выдали. И обрекли на голодную смерть. Несправедливо это было — он все свои картины пожертвовал в Музей изящных искусств в 1918 году (сейчас им. Пушкина). Мы с соседями подкармливали Боткиных тайком, по ночам, хотя управдом запрещал, запугивал нас. В 1922 году собирался Дмитрий Петрович во Францию уехать к брату Петру, но остался в Москве. По какой причине я не знаю. В 1925 году в Париже умер Петр Боткин и оставил брату бесценные картины французских художников. Дмитрия Петровича пригласили в высокие инстанции и предложили передать картины в дар государству. Взамен дали квартиру в Кисельном переулке и работу в музее. Он к нам часто в гости приходил, прекрасный человек. Настоящий русский интеллигент.- Бабуленька, почему ты такая худенькая?- Лешечка, до кухни и до туалета мне идти 35 шагов, возвратиться в комнату еще 35. Представляешь, сколько раз в день я хожу туда назад? Поэтому я в хорошей форме.- Бабуленька, а почему ты опекаешь соседку — бабу Глашу? Она тебе очень нравится? – Мне безумно жалко ее, Лешенька. Она уже очень старый и одинокий человек. В 1919 году ее мужа, молодого парня – машиниста паровоза, белые заживо сожгли в топке. С тех пор она совершенно одна. – Бабуль, а он что был за красных? – Да он был за красных, но это же не повод живьем человека сжигать. — Бабуленька, кто лучший пианист в мире? Ты ведь еще при царе консерваторию закончила по классу фортепиано, и про всех пианистов все знаешь.- Лешенька, не заканчивала, а поступала при царе в 1915 году, в 17 лет, после гимназии. Заканчивала при Советской власти. Ректором московской консерватории был назначен краснофлотец в звании мичмана. Очень хороший человек был, добрый. Музыку он не понимал, но о нас заботился, как о своих детях. Холод был зимой 1919 года, жуть. Играть не могли. Он дал команду топить реквизированными в Москве инструментами. Роялями топили, пианино. Варварство, конечно, но многие жизни спас, а уж сколько рук отмороженных отогрел — не счесть. А среди педагогов героем был профессор — органист Александр Федорович Гедике. Несмотря на невыносимые условия, он ни на день не прекращал занятия в классах. Голод и холод не сломили его. А лучший пианист Вэн Клайберн из Америки. Он первый конкурс Чайковского выиграл в Москве. Я была на его концерте тогда — фантастика. Первый концерт Чайковского играл, а за пультом Кирилл Кондрашин стоял. Зрители совершенно с ума сходили от восторга. «Ванечку» обожали, боготворили. Он несколько слов по-русски выучил, так все плакали, когда он говорил при награждении Гран-при: «Я вас лублу!». Вся дорога от консерватории до гостиницы «Метрополь» была в цветах. У него интересная история была в Америке. Он был бедный и никому неизвестный ресторанный пианист. И от него ушла любимая девушка. Перенести предательство восемнадцатилетний Клайберн не мог и дал обет безбрачия. После конкурса «Ванечку» встречала вся Америка, он стал знаменит и богат. Несостоявшаяся невеста с досады руки на себя наложить пыталась. — Бабуль, а были еврейские погромы в Москве до революции?- Да, Лешенька, к сожалению, были, власти их провоцировали и евреев не защищали. Вешали бедных евреев на фонарях, вспарывали животы и пухом набивали. Пух долго по Москве летал. Самые страшные погромы после революции 1905 года начались. Досталось нам, Лешенька: две революции и две войны пережили.- А что богатые евреи? — Богатые евреи имели охрану серьезную, и этим спасались.- А как народ до революции жил? Всё говорят, что хорошо жили. — Не знаю, плохо жили люди. Малограмотные были в большинстве, много безработных было, детей бездомных, не все досыта ели. Плохо жили в общей массе, пили много, хотя, конечно, исключения были… — Бабуль, а в комнатах над аркой живут Дубовские. Кто они такие? На табличке звонка написано — профессор.- Да, это необычная семья. Дедушка профессор-филолог Московского университета. Его жена, Луиза Семеновна – полиглот. Она знает четырнадцать языков. Практически диалекты всего мира. Луиза Семеновна мне как-то рассказывала, что необходимо знать девять наречий, чтобы ориентироваться в языках всех народов. -А что за мужики к ним часто приходят в серых плащах и черных шляпах?- Понимаешь Лешенька, когда человек может переводить с любого языка на русский, он очень востребован. К ней часто обращаются за помощью разные государственные организации, думаю и военные тоже. Человек она уникальный, потому люди и идут к ней за помощью.- А почему же она нигде не работает?- Луиза Семеновна работать не хочет, а от помощи на дому не отказывается. Я думаю, что у нее и дома работы очень много.- Она что, шпион?- Нет, конечно, она гений, добрый гений. А гении нужны всем. И людям в погонах тоже.- Бабуль, а что за резная дверь в кухне рядом с раковиной? Она всегда закрыта. Что за ней?- За этой дверью находится черная лестница, которая ведет на большой застекленный балкон. Сейчас на нем ничего нет кроме грязи и разбитых стекол. Но у этого балкона есть история: В начале 20 века молодой Дмитрий Боткин женился на красавице Софье, внучке московского генерал- губернатора. После свадьбы молодые переехали в этот прекрасный дом, который подарил им Петр Кононович Боткин, отец Дмитрия. Дмитрий в скором времени переоборудовал огромные комнаты в выставочные залы и стал экспонировать картины. Молодая жена заскучала, к живописи она была равнодушна. Тогда Дмитрий в подарок на день рождения подарил любимой зимний сад, который соорудил на втором этаже с внутренней стороны дома. Галерея, ее остекление и убранство были выполнены лучшими мастерами того времени. Зеркальные стекла завезены из Парижа, арматура и крепежи из Англии, а внутреннее убранство и горшки с цветами из Голландии. Софья была в восторге и целые дни проводила в зимнем саду.- Вы бы с соседями разгребли мусор, цветочки развели.- Не нужно это никому, Лешенька. Да и восстанавливать такую красоту очень накладно. Кто этим заниматься будет? А вот черную лестницу, когда- то ведущую к галерее, я тебе покажу. Она построена из серого с голубыми прожилками, необыкновенной красоты, мрамора.- Бабушка, а что за дом голубой напротив наших окон стоит? Красивый очень, как царский дворец.- Это очень известный дом князей Трубецких, Лешенька. Необычайной красоты дом построили в 18 веке в стиле барокко. В Москве домов в этом стиле единицы — барокко Питерский стиль. Жил в этом доме богатый московский барин Иван Дмитриевич Трубецкой с многочисленным семейством. Дом внешне напоминает чем-то гостиный комод. Москва всегда славилась умением давать прозвища и клички. Да какие остроумные. Среди московских кличек прозвище Трубецких — комод, было одним из самых известных.

Проходя по Покровке в суете 21 века, понимаешь, что только стены этих старинных, но прекрасных домов помнят лица и голоса наших предков.

Дом Дмитрия Петровича Боткина. Улица Покровка дом 27.

Оцените статья

+6

Оценили

Гость №555+1
Лидия Павлова+1
Елена Захарова+1
ещё 3
11:08
Очень интересное историческое повествование! Только, Алексей, уложились ли Вы в 3.500 знаков? + за рассказ!
Спасибо за прочтение и оценку. Алексей.
Все урезал, жаль!
Большое спасибо. И Вам всего доброго! Алексей.
14:26
Алексей,Ваш рассказ меня тронул до глубины души!Я рада, что успела прочитать его целиком, до предстоящего,увы, сокращения.А жаль упускать такие редкие эпизоды из жизни и воспоминаний Вашей мудрой,доброй,замечательной бабушки.В ее жизни,как в зеркале, отразилась трагическая судьба талантливого еврейского народа.Вы не только живо передали в диалогах характер бабушки,ее врожденное чувство юмора,ее умение делать людям добро,но и раскрыли ряд исторических фактов из жизни старой Москвы. Спасибо Вам за содержательный рассказ! Удачи в конкурсе!
Большое спасибо! Мне приятно. Алексей.
05:17
Бог с ними, этими 3500 знаками! Такую историю в них втиснуть невозможно! Спасибо, Алексей, за то, что познакомили с вашей замечательной бабушкой. Еще раз убеждаюсь: времена бывают разными, но только от самого человека зависит, оставаться им или нет. У Вас хорошие корни, Алексей.
Большое спасибо Елена. Я с блогами запутался, прислать новый рассказ не выходит.А жаль.
История интересная, но надо резать и резать значительно, чтобы рассказ участвовал в конкурсе. У вас, Александр, 11262 знака без пробелов, а , чтобы допустили рассказ к конкурсу нужно не более 3500. Удачи в сокращении.
Режу,режу,режу. Спасибо
15:38
Великолепный рассказ! И как удачно найдена эта форма повествования - беседа внука с бабушкой! Её речь передаёт характер этой замечательной женщины - ласковой, мудрой, мягкой, с чувством юмора и такой доброй, человечной. Спасибо за рассказ. Сокращать такой текст просто грех. Хотя условия конкурса, да, понимаю... Удачи вам, Алексей! +
18:48
Понравилось +
17:02
Рассказ интересный, только ИМХО: тяжело воспринимать без разбивки на абзацы. Честно говоря, взгляд начинает скользить, а с ним - и внимание.
Ваша история о бабушке замечательная. Бабушка стоит в моих глазах, как живая с её удивительным мягким, тёплым юмором и от неё веет добром. Очень интересный рассказ! Успехов Вам Алексей. +
Загрузка...