Наш семейный фотораритет
Так случилось, что в нашем семейном архиве сохранилась всего лишь одна дореволюционная фотография. Из текста на паспарту ясно, что снимок сделан в городе Царицыне, в фотоателье Г.Ф.Ильичёва, в районе завода Урал-Волга, т.е. в районе современного завода «Красный Октябрь» Волгограда. Эту фотографию я показала сотрудникам Волгоградского областного краеведческого музея. Для них снимок был интересен именем владельца фотоателье, ранее оно не было известно, профессионально сделанная копия пополнила фонды музея.
Для меня и моих близких эта фотография — и семейная реликвия, и источник смутных страниц истории семьи: с неё начался мой родословный поиск.
На фото запечатлены четыре человека. В центре — молоденькая девушка, по обе стороны от неё — пожилые люди: мужчина в двубортном, похожем на форменную шинель пальто и в фуражке, и женщина в городской паре и в кружевной шали на голове. За спиной девушки – молодой человек в военной форме. На нём шинель, портупея, фуражка, из-под воротника на грудь спускается пистолетный шнур, на правом боку угадывается кобура. Значит — перед нами унтер-офицер. Награды – три георгиевских креста и медаль.
Молодой унтер-офицер – мой двоюродный дед Иван Степанович Русин, уроженец села Гусёлка Камышинского уезда Саратовской губернии. Родился в 1888 году, к началу Первой мировой — ему 26 лет. В семье знали, что он погиб примерно в 1916 году, посмертно награждён четвёртым георгиевским крестом. Награды не сохранились, да и сама фотография десятилетия пролежала на дне бабушкиного сундука. В начале 70-х годов ХХ века, она была отдана моему отцу с условием, что он никому её не будет показывать. В мои руки фотография попала только в середине 80-х, когда началась перестройка, и люди без опаски стали говорить о своих предках, имевших дореволюционные награды.
С кем запечатлён Иван Русин на снимке — неизвестно. Я думала, что девушка – это моя родная бабушка, Анна Степановна, младшая сестра Ивана. Они, как мне кажется, очень похожи, да и возраст «сходится»: Анна родилась в 1898-м. Но сама бабушка это отрицала. Возможно, она называла имена родственников на фото, но что не записано, то быстро уходит из памяти…
По воспоминаниям родственников многие наши предки по линии Русиных в конце XIX — начале ХХ века покинули родную Гусёлку. Причины оттока гуселян с насиженных мест указаны в книге А.Минха «Историко-географический словарь Саратовской губернии»: в конце 80-х годов XIX века губерния пострадала от неурожаев, многие хозяева перевели рабочий скот, сдавали свои наделы в аренду.
Семья моего прадеда, Степана Сидоровича и Евдокии Платоновны Русиных, отправилась на поиски лучшей доли в Казахстан. Обосновались на многие десятилетия близ Акмолинска, ныне — Астаны. Там и прошли юные годы Ивана Русина. На Первую мировую войну он должен был призываться там же, в Акмолинском уезде.
Как Иван Русин во время Первой мировой войны оказался в Царицыне — нам неизвестно: навещал ли родственников, по служебной ли необходимости? Вопросы остаются без ответа. Очень хотелось бы узнать, кто окружает деда на снимке. Скорее всего, это — родственники. Известно, что в конце XIX — начале ХХ века часть наших предков подалась кто в Камышин, кто в Царицын.
В книге «Весь Царицын» на 1911 год я обнаружила рекламное объявление некоего Б.А.Русина, владельца специальной мастерской «Обойно-Драпировочных и Матрацных изделий». Возможно, этот Б.А.Русин — наш далёкий родственник, а где-то совсем рядом ходят с нами по одним улицам его потомки. Может быть, и в их семьях есть такой же фотоснимок, и они им так же дорожат, как и мы, и они хотели бы знать: кто этот молодой унтер-офицер, что стоит за спиной их бабушки или прабабушки?..
Есть надежда, что когда мои строки будут опубликованы, отыщутся наши далёкие родственники…
Я благодарна своим предкам, которые сохранили памятную фотографию в самые трудные годы. Думаю, они гордились родственником-героем, хотели, чтобы и потомки тоже помнили Ивана Русина, крестьянина, защитника Отечества, унтер-офицера русской армии периода Первой мировой войны, георгиевского кавалера…