О сынах батюшки Дона
Нам, внукам — мне, брату Саше, сестре Вале и нашим двоюродным братьям — не довелось знать своих дедов при их жизни. Мы не познали их ласки, любви, не почувствовали их тепла. Не успели они подарить нам этот бесценный дар. Родились мы позже их смерти. Всё, что я знаю о них, довелось узнать от родных.
Мой дед по отцу Лёвочкин Александр Константинович был донской казак. Служил в 6-й Донской казачьей особой сотне. Имел чин, а какой — не помню. По рассказам, дед был среднего роста, стройный, видный казак.
Бабушка Анна вспоминала: «Женился он на мне по любви. Я считалась первой красавицей в хуторе, но была из простой семьи. Образования не имела и деду говорила: „Хорошо, Саша, ты имеешь образование. А я нигде не обучалась“. На что он мне отвечал: „Ничего, Аннушка, ты и такая мне люба“.
Дед был удалой казак, к тому же знатный гармонист, ещё и мастер: он делал отличные гармони.
»Взял меня Саша замуж, — рассказывала бабушка, — и увёз в Новочеркасск жить. Идём мы с ним по городской улице. Народу тьма тьмущая. А я иду и по хуторской привычке всем кланяюсь и говорю: «Здородневали, здородневали», то есть «здорово дневали». Кто отвечал мне «Слава Богу», а многие проходили молча. Закружилась у меня голова, потемнело в глазах, язык стал заплетаться, а он идёт как ни в чём не бывало. Только чуть-чуть улыбка на губах играет. Наконец я замолчала. Тут он мне и говорит: «Ну что, Аннушка, накланялась? Наздоровалась?» А я ему еле-еле отвечаю: «Да, Сашенька». А он мне говорит: «Так вот, дорогая жёнушка, это тебе не хутор. В хуторе ты знаешь всех. Вот поэтому всех и приветствуешь, а здесь ты знаешь кого?» «Нет» — отвечаю. «Значит, и здороваться не надо» — говорит он мне.
Дед в одном из походов заболел крупозным воспалением лёгких и умер в 1915 г.
Бабушка осталась с двумя детьми 4-х и 2-х лет — Стефаном, моим отцом, и Марусей.
Второй мой дед — Редин Абрам Васильевич. Это отец моей мамы. Он был хуторским атаманом в хуторе Платовка. Отслужил атаманом 25 лет. Его в хуторе уважали — как казаки, так и иногородние.
У деда Абрама и бабушки Наташи была большая семья: 10 сыновей и 2 дочери — старшая Валя и Паша, это моя мама. На каждого сына давался земельный надел. Поэтому у них был большой земельный надел. Дед Абрам был трудолюбив, к труду приучал и своих сыновей. Всем сыновьям он дал образование. Он имел свою конюшню, где разводил верховых лошадей дончаков. Очень любил рыбалку и все рыболовные снасти плёл сам.
Дед был честным, справедливым человеком, требовательным к себе и к окружающим. Он был внимателен к людям, по мере сил помогал им. Вот один пример. В год призыва на военную службу молодой казак должен был иметь всё снаряжение и верхового коня. А если по какой-то причине не имел, дед снаряжал его сам и дарил верхового коня со своей конюшни.
Из 10 сыновей четверых дедушка Абрам и бабушка Наташа потеряли. Очень тяжёлой потерей стал сын Матвей. Он был женат на дочери атамана станицы Багаевской, имел двух дочерей. Погиб он во время джигитовок. Бабушка Наташа особенно тяжело пережила потерю сына, считая себя виновной. И вот почему. Матвей, будучи совсем молодым, полюбил хуторскую девушку. Хотел на ней жениться, но бабушка воспротивилась, хотя знала, что девушка ждёт ребёнка. И вот через несколько лет дорогой её первенец Матюша погибает. Гибель сына она восприняла как наказание Господне. После этого она уже ни одному сыну не мешала в выборе жены.
А вскоре погибла их 8-летняя дочь Валя. После этого бабушка часто стала болеть. Но годы шли, и у них родились ещё двое деток, это мама моя и дядя Коля. В 1917 г. бабушка Наташа умерла, оставив двух малых деток. Вскоре дедушка женился на их няне. Это была удивительная женщина, добрейшей души человек. Мама её всегда считала своей родной матерью, а мы долгое время не знали, что бабушка Васса нам не родная.
После революции дед эмигрировал за границу, оставив на эту женщину своих двух детей от первого брака и двух детей от совместной их жизни.
Вернулся дед в Россию после того, как Ленин дал разрешение вернуться эмигрантам на Родину.
А потом раскулачивание, и его сослали на крайний Север, в город Котлас. Там дед работал на заготовке пушнины. Срок отбыл, но домой вернуться ему не довелось. Он умер по дороге домой.
- 40 комментариев















































