Как Ахмет забегал
На днях я гостил в деревне у кузины. Пока та стряпала мои любимые шаньги, бродил по дому. За окном резкий октябрьский ветер клонил деревья, и на макушках трепетались, будто флажки, мелкие желто-зеленые листочки. Худощавый старик в клетчатой рубахе медленно убегал вдаль по проселочной дороге. Его руки не были согнуты в локтях, как у бегуна, а болтались невпопад.
— Наверно что-то случилось, — озабоченно промолвил я, переметнувшись из гостиной к узенькому кухонному окну.
— А-а… так это Фаттахов, в райцентр побежал, — отмахнулась с улыбкой сестра. — Город все ближе к нам подступает, вот он и забегал в супермаркет, бездельник. А вон, глянь-ка, уже возвращается — передумал или забыл чего. Айда, я тебя с ним познакомлю. Он очень забавный.
Мы разговорились, присев на скамеечку у палисадника. Оказалось, Ахмет Фаттахов увлекается бегом.
— Давно занимаетесь пробежками? — спросил я его.
— Годков двадцать уж, с гаком, — не задумываясь, ответил Ахмет. — Нужда заставила.
Все началось с перестройки, — принялся он рассказывать. И потому, как он оживился, как хитро забегали его узенькие глазки и в широкой улыбке искривился рот, можно было догадаться, что рассказывал он свою историю не впервой и, что она будет веселой.
— Была у нас коза, — продолжал он, — все, что из нее выдаивала жена, я вез продавать в город. В тот день молоко быстро расхватали — тогда же в продмагах одни полки были, и те не продавались. До автобуса — еще часа два, и я решил подкрепиться. Столовки в те годы позакрывали — взял беляши у торговки...
— Слушай, какой гадостью вы, городские, нас кормите?! — шутливо набросился на меня Ахмет. — Возле рынка всегда был туалет, но в тот день его, как назло, закрыли на перестройку. Переваривая эту неприятную новость, я ускорил шаг. Голова работала только в одном направлении — куда завернуть? На секунду позавидовал своей козе… и даже «козлам». Но только на секунду. Не могу же я, в самом деле, опуститься до скотского состояния и закруглиться прямо на улице. Но так, по человечески, тоже больше не могу! Поняв это, я побежал. Думал, так быстрее найду. Попутно заскочил в подвернувшийся магазин. (Жена просила на выручку купить какой-нибудь дефицит). Выскочил с огромным пакетом туалетной бумаги и налетел на прохожего: «Где тут удобства для простого народа?» — спрашиваю. Тот послал меня в другой конец города — полчаса езды.
Ты бы, говорю, меня еще дальше послал! Послал. Забегаю к подъезду.
— Бабуля, прошу, впусти в квартиру на две минуты.
— Что ты, милок, не могу. Нас предупреждали незнакомых не пускать, даже если попросят перепеленать ребенка.
— У меня живот...
— Ишь, приспичило! Может ты магазин ограбил, тебя в живот ранило, и ты спрятаться хочешь?
— Кулаки, все вы кулаки! — кричу. У нас таких еще в тридцатых из деревень выкорчевали.
Один подходит, крепкий такой, за ним еще двое, покрепче. Вырвали пакет с бумагой.
— Погоди, — мол, — ты еще кулаков настоящих не видел!
– Отстаньте, — говорю, — я другим спортом занимаюсь.
И бегу от них. Они за мной. Когда включил звуковую скорость — отстали. А могли ведь дотянуться и пнуть под зад, а еще хуже — в живот стукнуть.
Только хотел тормознуть у гаража, слышу, какая-то тетка меня в пример приводит:
— Пойди сынок, покушай, а потом беги на улицу. Вон, видишь, дядя покушал, а потом бегает…
Огляделся по сторонам – так я уж на окраине! До дома рукой подать.
Если по трассе — долго. А так, напрямки, по голому полю, километров пять всего-то. Мне бы до перелесков добежать, а там уж легче будет…
Вскоре и в самом деле хорошо стало. Необыкновенно! Передохнув на поваленном дереве, я пошел было не спеша, как вдруг заморосил дождь. И, чтобы не промокнуть, я снова побежал! В дом зашел без денег, без покупки, но радостный такой, бодрый и оставался таким весь день, хоть жена Фатима долго ругалась и я даже от нее немножко бегал. После того случая я стал бегать просто так, и тебе советую. Сначала будет стыдно или неловко — все на машинах едут, а ты бежишь. Но ты начинай постепенно. Сперва, как будто на автобус опаздываешь, потом, как будто уже опоздал, но очень торопишься куда-то, а потом и автобус тебе не нужен будет… Здоровье улучшишь и деньги сэкономишь. И тебе хорошо и Фатима ругаться не будет!