Цена трагедии - детский каприз
Страшно представить, как одно неверно принятое решение может перечеркнуть жизнь всей семьи.
Идут дни, недели складываются в месяцы, месяцы – в годы. Наталья давно уже не верит в то, что продолжают обещать врачи. Почти пять лет ожиданий и напрасных надежд. Не подняться, не встать ей на ноги. Инвалидное кресло и неподвижность – вот и всё, что остаётся. И в душе – одиночество и безнадёжность. Муж эту тему предпочитает не затрагивать, старшие сёстры бывают от случая к случаю, и дети – редкие гости в родительском доме. Приезжают только за деньгами да за продуктами.
Она старается не вспоминать тот летний день, когда их жизнь разделилась на «до» и «после». Каприз младшей дочери Каринки обернулся страшной трагедией.
…Муж с сыном заканчивали стелить покрытие на веранде, Наталья занималась домашними делами. Ещё с утра завели речь о том, что после работы надо бы съездить на ближний пруд искупаться. Что пришло тогда в голову Каринке? Завелась: «Не хочу на пруд. Давайте поедем на Вятку». Все понимали, что это далеко, но спорить с ней – себе дороже. Спешно собрались – время послеобеденное. Пригласили с собой племянницу с двумя малыми детьми. Настроение у всех хорошее, радостное: Вятка – это не колхозный пруд. Это простор, раздолье и народу много.
Через полчаса и село показалось, до реки – рукой подать. …Всё произошло мгновенно. Понять не успели: как на ровной дороге, в ясный день не увидеть машину, которая шла наперерез? Одно мгновение… Одно…
В больнице выяснилось, что у всех пассажиров многочисленные переломы, у самой Натальи – травма позвоночника. И самое страшное – на месте погибла трёхлетняя Катюшка – дочь племянницы. Через пару месяцев муж, сын и родственники поправились, Каринка восстанавливалась около года.
Как ни старается Наталья забыть тот день, ничего не изменить, не повернуть время вспять. А ведь этой страшной трагедии могло не случиться. Можно было не пойти на поводу у дочери, которая привыкла добиваться своего криком и слезами. Уступили, как всегда. Можно было съездить на свой пруд. Можно было не возвращаться домой за купальником, который забыла Каринка. Но – каприз дочери, и вернулись. Можно было не уступать просьбам сына сесть за руль. Можно бы… Не пересеклись бы тогда машины на том злополучном перекрёстке.
Тяжелее всего Наталье. Больше года врачи заверяли, что молодой организм справится с недугом, что она встанет. Старшие сёстры обещали в Питер увезти. Начали собирать деньги на операцию. А потом всё как-то стихло, кто-то из местных врачей засомневался в исходе операции, да и денег не нашли…
Жизнь наполнена событиями: радостными и печальными. Эту историю в деревне могли бы и забыть – не всё хранит память человеческая. Но, увидев у дома Наталью в инвалидном кресле, соседи стараются быстро пройти мимо. О чём говорить? Жалеть, успокаивать? И подруги не балуют, навещают редко. У каждой своя семья, дом, хозяйство.
Всё достаётся Сашке. Так Наталья называла своего мужа с первого дня совместной жизни. Невысокого роста, полноватый, ничем не примечательный внешне он долго ходил в холостяках. А тут Наталья приехала. Учительница. Для деревенских парней – очередная невеста. Но она была уже обручена, готовилась к свадьбе и к переезду. Никто не знает, что случилось, но за неделю до торжества всё расстроилось. Осталась Наталья в деревне. В положенный срок родила сына. А ещё через год сосватала её Сашкина сестра, пообещав молодым помочь со строительством дома.
Другую бы партию ей – капризной и своенравной Наталье. Не о деревенском шофёре думала. Только мечтам не суждено было сбыться. Стали жить. Родилась Каринка, через пару лет въехали в новый дом, обзавелись большим хозяйством. Отец перевёз им ульи – стали заниматься пчеловодством. Делал всё Сашка. Наталья только приказывала. Удивлялись соседи: как такой крепкий мужик стал подкаблучником у этой пигалицы, как терпит её визгливый голос. Трудно сказать. Чужой дом – яма.
Сын после девятого класса уехал в город учиться, там и остался. Подросла Каринка и тоже покинула родительский дом. Правда, запросы остались.
…В бессонные ночи Наталья не раз прокручивает в памяти тот день. Если бы не каприз Каринки… Если бы не каприз…